Согласно библейскому тексту, женщина сотворена из ребра мужчины. Различные комментаторы толкуют, почему выбрано именно ребро, исходя из физического расположения ребра в теле, повторяя одну и ту же интерпретацию (которую иногда приписывают святому Августину): «Женщина была сотворена из ребра, взятого у человека: не из его головы, чтобы управлять им, не из его ноги, чтобы он потом топтался по ней, а из его ребра, чтобы быть равноценной ему, находиться под защитой его мышцы, быть близко к его сердцу и быть его возлюбленной». Или: «Женщина была сделана не из головы, чтобы не господствовать над мужем, и не из ноги, чтобы ее не попирали, а из места под рукой – чтобы ее защищали. Это место было близко к сердцу, чтобы ее любили». Потребность женщины в защите традиционно отмечают многие комментаторы, но некоторые авторы замечают, что ребро обладает функцией защищать сердце человека, и объясняют символику сотворения Евы также еще и тем, что женщина должна защищать от зла и тревог сердце мужчины.
Помимо обсуждения символики ребра, ряд комментаторов предлагают другой вариант перевода с иврита слова «цела», традиционно понятого в христианстве как «ребро». Это слово имеет также такое значение как «сторона» или «грань». В этом случае библейский текст переводится не «взял одно из ребер его», а «взял одну из его сторон». В иудейской традиции перевода Торы присутствуют оба варианта значения слова «цела». Вариант перевода как «сторона» в большей мере соответствует толкованию, согласно которому первый человек был не мужчиной, а андрогином. Таким образом первый человек оказался, согласно этой версии, разделенным на два пола. В данной трактовке мужчина и женщина появляются одновременно и вопрос о первенстве одного из них не стоит. В иудаизме отсутствует такая теологическая логика, согласно которой мужчина является главой женщины по причине того, что он сотворен первым, а женщина сотворена из его части. Такая идея отсутствует в Ветхом Завете (Танахе). Образ мужа как главы жены в параллели с порядком творения появляется только в текстах апостола Павла. Однако, апостол Павел подразумевал под этим не господство мужа над женой, а жертвенную любовь, подобно тому, как Иисус Христос отдал себя в жертву за людей (Еф. 5:25). (Подробнее тема женщины в посланиях апостола Павла должна рассматриваться в отдельных статьях).
Некоторые комментаторы рассматривают женщину подчиненной мужчине на том основании, что в библейском тексте творение Евы связывается с ролью помощника. Например, в Толковой Библии Лопухина текст о жене как помощнице мужа комментируется таким образом: «всякий помощник стоит в общественном смысле ступенью ниже своего непосредственного начальника». Однако, по мнению многих других комментаторов, подобная смысловая трактовка слова «помощник» опровергается тем, что помощником библейские тексты называют самого Бога.
Помимо этого, основываясь на убеждении, что повествование о творении женщины написано в культурном плане языком древнего мира, ряд современных богословов пришли к выводу, что текст о сотворении женщины для мужчины следует понимать симметрично: не только женщина создана для мужчины, но и мужчина для женщины, то есть оба пола сотворены друг для друга. Такое утверждение содержится, например, в современном катехизисе Католической церкви: «Священное Писание утверждает, что мужчина и женщина были созданы друг для друга: «Не хорошо быть человеку одному». Женщина, «плоть от плоти его», то есть творение, равное ему и самое близкое, дана ему Богом в качестве помощи, представляя таким образом Бога, Который есть «помощь наша»» (ККЦ 1605). Схожие аргументы об интерпретации роли женщины как помощника и о взаимном соответствии мужчины и женщины выдвигаются и в протестантском богословии. Однако, идея о том, что мужчина сотворен для женщины так же, как женщина для мужчины, оказывается проблематичной для согласия наиболее консервативной части протестантизма, для которой приоритетным остается буквальное понимание библейского текста, прежде всего евангелистов.
Кроме того, богословы выдвигают аргумент о том, что необходимость создания женщины указывает на «неполноту», недостаточность мужчины, а не на более низкое положение женщины. Иудейские комментаторы, как и христианские, опровергают то, что роль помощника является унизительной. Один из видных ортодоксальных комментаторов Торы XIX в. раби Шимшон бар Рефаэль Гирш (1808-1888) так описал смысл сотворения женщины: «Человек уже находился в райском саду, но Б-г все еще не сказал о нем «хорошо». … Пока человек один, все «не хорошо”, и мир не может достичь совершенства, которое является целью его создания. Полнотой и законченностью, о которой можно сказать «хорошо”, обладает только женщина. Лишь она способна придать законченность мужчине и миру. Эта истина была глубоко усвоена нашими мудрецами, учившими, что только с помощью женщины мужчина может стать поистине «мужчиной”, только вместе муж и жена образуют «Адама”-человека. Эта задача слишком велика, чтобы кто бы то ни было справился с ней в одиночку. Чтобы человек мог исполнить свое предназначение и достичь совершенства, Б-г создал женщину. Женщина должна была стать его «подмогой, соответственной ему». Достаточно поверхностного взгляда, чтобы понять, сколько здесь уважения к достоинству женщины. Быть «подмогой» не означает подчинения мужчине. Этот термин означает, что женщина помещена в сферу деятельности мужчины, и подразумевает их полное равенство на основе взаимного соответствия . Женщина должна стоять на стороне мужчины, на том же уровне, что и он, рядом с ним».
Иудейская традиция, как и христианская, утверждает единство мужчины и женщины, обретаемого в браке. На брак, согласно всем комментариям, указывают слова: «прилепится к жене своей и будут двоя одна плоть» (Быт. 2:24) (…»они становятся одной плотью»). Ортодоксальный иудаизм идею взаимного дополнения полов возводит в максиму: мужчина без жены — это не полный человек, он не может жить полноценной жизнью. Только тогда, когда две половины человека объединяются в одно, они становятся полным человеком. Такая трактовка соответствует интерпретации, согласно которой Бог изначально сотворил андрогинное существо. Одинокий мужчина оказывается лишен женской стороны существа человека, которую он должен обрести в браке. Подобный взгляд, с одной стороны, как будто унижает одинокого человека, но, с другой стороны, смягчает идею о мужском превосходстве. Во многих языках «мужчина» и «человек» обозначаются одним и тем же словом, у некоторых мыслителей возникал даже вопрос, является ли женщина человеком. Но ортодоксальная традиция иудаизма утверждает, что мужчина — не полный человек без женщины, а как бы «пол человека».
Христианская традиция также утверждает взаимодополнение полов. Однако, максима, согласно которой полнота человека обретается только в браке, для христианства неприемлема. Иисус Христос, согласно христианской традиции, не был женат, а апостол Павел не только не женился, но и утверждал, что безбрачие является более превосходным путем, нежели брак (хотя не возводил это собственное мнение в требование от имени Бога, а высказывал как личный совет) (1 Кор. 7). На протяжении столетий в церкви практиковалось монашеское безбрачие. Согласно христианской традиции, добровольный выбор безбрачия утвержден Иисусом Христом словами: «есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для царства небесного» (Мф. 19:12). Поэтому христианство, в отличии от ортодоксального иудаизма, не утверждает, что вступление в брак и рождение детей является обязательной заповедью. Тем не менее, в ортодоксальном христианстве брак рассматривается священным союзом настолько, что является таинством церкви.
Катехизис Католической церкви так объясняет символику текста о сотворении женщины: «Женщина, которую Бог создает из ребра, взятого у человека, и которую Он к нему приводит, вызывает у человека возглас восхищения, восклицание любви и общения: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт 2, 23). Мужчина открывает женщину как другое «я» того же человеческого рода. Мужчина и женщина сотворены «друг для друга», но это не значит, что Бог сделал их «наполовину» или «не полностью»; Он сотворил их ради общения личностей, в котором каждый может быть «помощником» другому, потому что они одновременно равны как личности («кость от костей моих…») и взаимодополнительны как мужское и женское» (ККЦ 371-372). В то время как консервативные протестанты сосредотачиваются на идее взаимной дополняемости полов, а более либеральные протестанты — на идее равенства полов, католическое вероучение совместило оба понятия.
Синодальный перевод Библии не достаточно точно передает коннотацию радости Адама от того, что он обрел соответствующую ему пару. В синодальном переводе сказано: «вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей». В иудейских переводах говорится: «На этот раз — это кость от кости моей и плоть от плоти моей» (перевод Сончино) или же: «Эта на сей раз! Кость от моих костей и плоть от плоти моей!» (перевод Фримы Гурфинкель). Тем самым текст подчеркивает, что, в отличии от животных, среди которых Адам не нашел соответствующую ему пару, Ева, имеющая ту же человеческую природу, подошла ему. В ряде современных христианских переводов это выражено словом «Наконец-то!» или «Наконец!», а в некоторых переводах добавлено уточнение, что Адам обрадовался сходству Евы с собой. Например: «Наконец-то! Она такая же, как и я! Кость её от кости моей, и плоть её от плоти моей» (World Bible Translation Center).
Согласно традиционному христианскому толкованию, гармоничные отношения между мужским и женским полом были нарушены из-за грехопадения первых людей. Традиционный иудейский комментарий содержит предостережение о двух возможностях взаимоотношений мужчины и женщины. Согласно агадическому мидрашу, слова Творца «сотворим помощника, соответственного ему» допускают два понимания: значение дополнения («стоящий рядом») и противоположное по смыслу значение противостояния («стоящий напротив»). Еврейские толкователи объясняют, что женщина будет помощницей, если мужчина это заслужит, но если же нет, то женщина будет тем, кто всегда против него (Берешит Раба 17).
Сергей Медведев: 14 июня был День видимости небинарных людей. Кто такие небинарные люди? Как может человек не определять себя через принадлежность к какому-то четкому полу или гендеру: мужчина или женщина? Откуда они берутся, в каком возрасте осознают свою флюидную идентичность? И как меняется язык для того, чтобы соответствовать нашим трансформирующимся представлениям о гендере?
Корреспондент: В мире много людей, которые говорят, что не считают себя ни мужчинами, ни женщинами. Небинарные люди, или гендерквиры, мыслят категориями личности, а не стереотипами половых признаков и социальных ролей. Одной из основных проблем для небинарного человека является попытка определить себя в одну из двух категорий следующим вопросом: «Ты девочка или мальчик?» Но правильного ответа на такой вопрос нет. Во многих странах есть универсальные обращения, например, словарь Merriam Webster признал словом 2019 года местоимение they/them, «они», которое употребляется, когда неизвестно, говорить ли «он» или «она», но до русского языка такие заимствования пока не дошли, «человек» в России по-прежнему мужского рода.
Сегодня многие небинарные люди проводят акции, флешмобы. Движение можно распознать по их фиолетово-бело-зеленому флагу, где фиолетовый – это сочетание мальчишеского синего с девчачьим розовым, белый – символ людей без половой принадлежности, а зеленый означает всех, кто не признает деление только на два пола. В западных странах к этой категории людей относятся толерантно, а в России они часто вызывают у людей шок и непонимание. В итоге одни вынуждены скрывать свою сущность, а другие, наоборот, демонстративно ведут себя провокационно, бросая вызов обществу. Как небинарные люди существуют в обществе, возможно ли жить вне традиционной системы гендера и какие языковые инструменты могут помочь в общении, чтобы не обидеть человека?
Сергей Медведев: Обсудить эти непростые вопросы мы пригласили политолога Дмитрия Толкачева. Начну с фундаментального вопроса, с которым сталкиваются все социологи и антропологи: а вообще, пол и гендер разве не заданы природой? Человек рождается с определенными признаками и соответственно себя ведет. Или это, как сейчас говорит социальная наука, социальный конструкт? Это природное или социальное – определение себя как мужчины и женщины?
Дмитрий Толкачев: Здесь есть отличия между полом и гендером. Пол – это действительно биологическая характеристика, а гендер – характеристика социальная, то есть способ исполнения социальных ролей: мужских, например, или женских.
Сергей Медведев: В какой момент человек может осознать, что он принадлежит к какому-то не определенному при рождении гендеру: мальчик может понять, что у него есть склонности к женскому поведению, а девочка, наоборот, что ее тянет к маскулинности? Или, может, человек вообще не хочет быть в этой парадигме – мужчина или женщина. В каком возрасте это происходит: со становлением личности, или это просто какой-то зов тела, человек начинает идентифицировать себя иначе?
Дмитрий Толкачев: Что-то – уже с момента рождения. Например, если мы говорим об интерсекс-людях, то у них нет ярко выраженных мужских или женских признаков, или есть смешанные признаки уже при рождении. Здесь зачастую врачи делают неверную операцию, либо что-то пришивают, либо что-то отрезают. Соответственно, человек, который родился женщиной, может таким образом стать мужчиной по документам. Что касается каких-то социальных ролей, то тут, конечно, люди делают выбор уже в зрелом возрасте: если, например, они небинарные люди, то они хотят отказаться от этого бинарного разделения мужчины и женщины и не принадлежать ни к одному направлению.
Сергей Медведев: Небинарные люди – это ведь не обязательно гомосексуалы или лесбиянки, это не люди, которые испытывают влечение к своему собственному полу. Это люди, которые, может быть, не хотят жить в четко заданных рамках мужского-женского. Как я понимаю, антропологи и социологи предполагают, что есть несколько полов, не обязательно мужской и женский, возможно, их 5, а я слышал, что могут насчитывать до 30 полов.
Мы различаем пол, гендер и сексуальную ориентацию: это три разные вещи
Дмитрий Толкачев: Здесь мы различаем пол, гендер и сексуальную ориентацию: это три разные вещи. На самом деле полов больше. Есть, например, отличия на хромосомном уровне: у кого-то XX, у кого-то XY, а у кого-то при рождении возможно XXY. Таким образом, можно насчитать несколько полов, то есть это биологический конструкт. Есть гендер: у нас сейчас порядка 70 с лишним гендеров.
Сергей Медведев: Это как? Умом я могу понять только два гендера.
Дмитрий Толкачев: Обычно мы видим шкалу – мужское и женское, и на протяжении всей этой шкалы где-то преимущественно мужское, где-то преимущественно женское, но существуют различные примеры. Например, гендерквир – это отрицание гендера или комбинация гендеров. Некоторые говорят, что гендер меняется каждый день. Мальчик вышел с утра с длинными волосами, заплетенными в косички, и с накрашенными ногтями, а завтра он выходит в мужском сьюте с совершенно типичными мужскими чертами.
Сергей Медведев: То есть это некая игра со своей идентичностью? Человек постоянно находится в процессе выбора, в процессе некоторой флюидности. Это не раз и навсегда богом данное тебе состояние, ты постоянно выбираешь себя.
Дмитрий Толкачев: Да, конечно. Исследователи говорят, что мы играем в гендер каждый день, доказываем, что мы – мужчина или мы – женщина, путем какого-то поведения, жестов, привычек. Соответственно, этот гендерный перформанс создает иллюзию разделения мужского и женского. Но в реальности, если бы не было такого нашего поведения, то этого разделения тоже не существовало бы.
Сергей Медведев: Влияет ли на этот выбор более либеральная общественная атмосфера, дискуссия обо всем этом, сама информация: человек узнает, что у него есть пространство выбора? Ты себя чувствовал или чувствовала некомфортно в своем теле, а оказывается, ты можешь поиграть с этими вещами. Информированность человека влияет на это пространство, на возможность выбора?
Дмитрий Толкачев: Да, конечно. Это возможно в странах, где нет жесткой гетеронормативной модели, в которой мужчина должен вести себя так, а женщина так. Гетеронормативность – это проблема любых обществ. Где-то это просто выражено меньше: в большинстве стран Западной Европы, например.
Сергей Медведев: В этом отношении достаточно прогрессивна Швеция. Сейчас там была дискуссия, и, по-моему, они законодательно утвердили третий род «они»: необязательно говорить «он» или «она». Ведь тут же языковая проблема. Мы всегда по умолчанию считаем, что человек – это он: «если человек вышел из дома, то ему следует делать то-то и то-то». Мы не говорим «человек вышла из дома».
Дмитрий Толкачев: Это касается не только нашего повседневного языка, но и языка юридического и политического, когда мы в документах можем поставить крестик вместо «м» и «ж». Что касается интерсекс-людей, когда при рождении непонятен пол, то в Тасмании, кажется, есть 60 дней для конкретного определения пола, если это требуется по медицинским показаниям, либо есть возможность поставить крестик. В каких-то странах третий пол – это целая культура: например, в Индии, когда мы не знаем, мужчина это или женщина, или в том же Таиланде – то, что называется «леди-бой».
Сергей Медведев: Институты общества каким-то образом дискриминируют таких людей, потому что они всех направляют в два потока, условно говоря, в мужской и женский туалет. Как я понимаю, у людей с небинарным гендером постоянно возникают проблемы с тем же туалетом: девочка пошла пользоваться мужским туалетом, мужчина пошел пользоваться женским туалетом, и возникает непонимание. Тогда нужен третий туалет?
Дмитрий Толкачев: У меня в школе в туалете не было кабинок, но, понятно, был мужской и женский туалет. В современном мире, когда есть кабинки, есть отдельные туалеты, в принципе, указывать пол на них недостаточно. Когда очень давно мы путешествовали большими компаниями, люди все разом выстраивались в мужской туалет, потому что в женский всегда была большая очередь. Соответственно, мужчины быстро заходили в туалет, за ними уже шли в тот же мужской туалет остальные женщины, кто не успевал попасть в женский.
Сергей Медведев: Пол записывается в паспорте. Наверное, при совершеннолетии человеку должно даваться право выбора собственного пола? Такое где-то практикуется?
Дмитрий Толкачев: Это практикуется в Западной Европе, в Аргентине. В большей степени третий пол законодательно прописан именно для интерсекс-людей, для транс-людей, и в меньшей степени открыта возможность именно какого-то конкретного выбора.
Сергей Медведев: Рассуждает Джонни Джибладзе, координатор по работе с трансгендерными людьми ЛГБТ-группы «Выход».
Подавляющее большинство небинарных людей вынуждены скрываться
Джонни Джибладзе: Есть такой стереотип, что небинарность – это мода, такое молодежное явление. Это необязательно так. Не соответствует правде и тот стереотип, что это какое-то западное веяние, что людям, живущим в России, это чуждо. Я знаю большое количество людей, которые живут небинарно, не ощущают себя ни мужчинами, ни женщинами, и они старше 30, 40 и даже 50. Просто у них нет подходящего слова для описания себя. Далеко не всем подходит термин «трансгендерность», далеко не всем удается подобрать какой-то емкий термин для описания себя.
Поскольку эта тема стигматизирована, все, что связано с гендерной вариативностью, с гендерной свободой и разнообразием, – это вещь очень табуированная в нашем обществе, и подавляющее большинство небинарных людей так или иначе вынуждены скрываться. Они могут реализовывать свою небинарность, свое гибкое сложное самоощущение, свои гендерные поиски в творчестве, возможно, в неформальных субкультурах, могут в близких отношениях доверяться окружающим и говорить о себе иначе. Но в широком обществе, в повседневной жизни большинство небинарных людей будут вынуждены так или иначе прятать себя в какую-то из коробочек, притворяться женщиной или мужчиной.
В России они есть и в какой-то степени были всегда. Просто последние 10–15 лет, с одной стороны, с развитием интернета и доступности информации, с другой стороны, с развитием ЛГБТ-повестки и увеличением гендерной чувствительности и инклюзии люди в мире стали находить слова для того, чтобы описывать свой опыт. Они стали находить информацию о сообществах, о других небинарных, трансгендерных людях, понимать: они не одни такие, это не какая-то их особенность. Люди стали объединяться в группы, поддерживать друг друга, общаться, используя какие-то названия для своих идентичностей. Так образовываются сообщества, так люди становятся сильнее, видят друг друга, начинают больше уважать себя. Люди начинают как-то бороться за признание, за право жить, быть именно такими, какими они себя ощущают. И именно это может сталкиваться с большим противодействием, осуждением, обесцениванием, насмешками.
Сергей Медведев: К нам присоединяется профессор Высшей школы экономики Гасан Гусейнов.
Вопрос о бинарности гендера и бинарности языка. Как русский язык реагирует на появление небинарных гендерных моделей?
Гасан Гусейнов
Гасан Гусейнов: Прежде всего, в русском языке, так же, как и в некоторых других языках, все-таки три рода – мужской, женский и средний. Средний род вовсе необязательно касается какого-то неживого предмета: мы говорим «дитя», оно, потому что для маленького ребенка как бы еще неважен пол, не так существенно, мальчик это или девочка.
Сергей Медведев: В «Палисандрии» Саши Соколова герой по ходу сюжета теряет половую определенность и начинает говорить о себе «оно»: «я пришло, я увидело, я сказало». Очень хороший языковой эксперимент!
Гасан Гусейнов: Я тоже хотел на него сослаться, но потом подумал, что это необязательно, потому что есть еще одно словосочетание – «человеческое существо», тоже оно. Но здесь огромная проблема: слова среднего рода мы по некоторой договоренности считаем словами более низкого уровня, чем слова мужского или женского рода. А из этих двух слов, мужского или женского рода, у нас слова мужского рода выше, а слова женского рода ниже. Об этом все время толкуют люди, которые говорят, что, например, обозначение профессий идет в мужском роде: это такое правило, выучите его наизусть и не смейте приравнивать обозначение профессии к обозначению пола, это разные вещи. Поэтому женщина-поэт – это не поэтесса, а поэт, и говорить о ней «поэтесса» уничижительно.
Сергей Медведев: «Поэтка»: есть такая книга Людмилы Улицкой о Наталье Горбаневской.
Гасан Гусейнов: Это «ка» в других славянских языках не имеет никакой отрицательной коннотации. В этом смысле русский язык может посмотреть на другие языки с этой точки зрения, как на какие-то рекомендации для собственного развития. Когда говорят, что язык развивается естественно, это, с одной стороны, правильно, а с другой стороны, совсем неправильно, потому что в языке появляется множество понятий, иногда даже просто придуманных человеком слов, начиная со слова «промышленность» и кончая каким-нибудь знаменитым глаголом «стушеваться» Достоевского. Это слова, которые придумал какой-то человек, иногда – по какой-то вполне конкретной установке.
Здесь очень важная установка – это установка на понимание, что люди не делятся просто на мужчин и женщин, на правильных и неправильных. Вот в этой первичной установке сидит червоточина. Кстати, эта червоточина сидит и в другом представлении: несколько последних десятилетий, лет 40, во всяком случае, мы слышим об идентичности человека. Понятно, что в большинстве случаев это некая сконструированная идентичность, но об идентичности часто говорят как о чем-то стабильном, стационарном, от века заданном: вот это его идентичность, она такая (или ее идентичность). И вот человек испытывает кризис идентичности и меняет одну идентичность на другую, в том числе половую, например. Сама эта установка, конечно, является глубоко порочной, потому что отдельная человеческая личность намного сложнее этой бинарности.
В последние 40 лет происходит разворот больших структур от каких-то крупных институтов в сторону человека
Сергей Медведев: Мы сталкиваемся совершенно с той же вещью, о которой говорили в первой части: тогда это были жестко заданные бинарные рамки гендера, а сейчас мы говорим о жестко заданных бинарных рамках языка. Это ради структуры или ради человека? Мне кажется, в последние 40 лет происходит разворот больших структур от каких-то крупных институтов в сторону человека, будь то организация отхожих мест, будь то язык, будь то заметка в паспорте. Мы спрашиваем человека: как вам лучше, чтобы мы вас называли?
Гасан Гусейнов: Совершенно верно. Во многих странах уже на туалетных кабинках написано не «мужчина, женщина», а «мужчина, женщина или представитель другого пола» (который он сам для себя может выбрать). Это чрезвычайно важно. Язык, конечно, не может на это не реагировать, так же, как сейчас есть целый пласт языкового выражения – это наши, если угодно, новые речевые инструменты: например, всякого рода смайлики, эмоджи и другие знаки, которые мы используем на письме. Можно сколько угодно говорить, что этих знаков нет у Розенталя, но это не значит, что их нет в жизни. Если бы Розенталь жил в наше время, он бы, конечно, интегрировал это в свои сочинения о русском языке.
Нужно просто понимать, что бывают кризисные эпохи, и наша эпоха в этом отношении кризисная, когда общество и язык, на котором это общество говорит, должны приспосабливаться к новым потребностям и новым вызовам. Один из таких вызовов – это усложнившаяся структура общества по половому признаку. Сейчас люди в мире делятся не на мужчин и женщин, а на мужчин, женщин и представителей какого-то другого пола, третьего пола. Например, все мое детство и юность прошли в условиях, когда ценным являлось только среднее работающее поколение: дети – это еще не люди, а старики – это уже не люди. Это очень древняя схема. Несмотря на то, что всегда был лозунг «дети – наше будущее», а «старикам везде у нас почет», мы прекрасно знаем, чем это оборачивалось в реальности. Сейчас мы живем действительно в другом мире, когда у детей есть своя субъектность, она есть уже даже у эмбриона, и своей субъектностью обладает человек, в обыденном смысле слова выживший из ума, ничего не помнящий, тем не менее находящийся на попечении родных, государства и так далее. Это личность, которую нельзя унижать.
Сергей Медведев: То есть речь идет о расширении понятия человечности. А как нам относиться к феминитивам, о которых мы уже говорили: «авторка», «поэтка», «режиссерка» и так далее?
Гасан Гусейнов: С огромным вниманием следить, какие из них могут прорасти в обществе, какие понравятся людям, и ими начнут пользоваться. Я уверен, что за феминитивами будущее. Когда-то я в шутку придумал слово «депутыня» (как «гусыня» или «графиня»), вот и посмотрим, приживется ли. Я очень надеюсь, что это слово приживется, и многие другие приживутся. Феминитивам все наше внимание и интерес. Русский язык необыкновенно богат суффиксами женского рода, люди просто разучились использовать это богатство.
Сергей Медведев: Я голосую за «депутыню», это совершенно замечательно! Речь идет о разрушении бинарных структур, будь то в определении пола, гендера, будь то в языке. На глазах прорастает гораздо более множественный, гораздо более сложный мир. Это совершенно естественный процесс эволюции. Мы, конечно, должны быть к нему внимательны и чувствительны.
Третье воскресенье по Пасхе называется Неделей святых жен мироносиц. Церковь специально выделила для их памяти особый день. Принято считать, что это воскресенье — международный православный женский день.
Вообще, когда дело касается женщин, то тут больше вопросов, чем ответов. Само сотворение женщины — это одно из самых интригующих чудес, описанных в Библии. Если помните, это 2-я глава книги Бытия. Там написано: «И сказал Господь Бог: «Нехорошо человеку быть одному. Сотворим ему помощника, соответствующего ему»». То есть до этого момента, когда Бог творил, Он говорил «хорошо весьма». Но вдруг выяснилось, что Адам один, и это нехорошо. Мы видим, что впервые за все время творения получилось что-то нехорошо: кого-то не хватило. А не хватило ее — женщины. И мы, мужчины, тоже соглашаемся с Богом, что без женщин нехорошо, что без женщин плохо. Но с ними непросто. Я состою в браке более десяти лет, но так и не разгадал тайну женской природы. И тогда я подумал, что надо спросить совета у более опытных людей, которые состоят в браке лет тридцать или более. У меня с ними произошел интересный разговор. «Когда ты говоришь по телефону, ты понимаешь, как он работает? Понимаешь, какие процессы происходят?». — «Нет». — «А это мешает тебе разговаривать по нему?». — «Не мешает». — «Вот так же и с женщиной. Понимаешь ты или не понимаешь — она прекрасна. Не пытайся разделить ее на составляющие. Так ничего не получится. Принимай ее такой, какая она есть». Значит, они тоже не разгадали эту загадку.
Библия немного приоткрывает завесу этой тайны. Священное Писание говорит, что женская природа дополняет мужскую. Женщина является помощником, однако не все с этим соглашаются. Действительно, как с этим можно согласиться? Получается, что мужчина главный, а женщина всего лишь помощница. Это несправедливо. Одна женщина говорит: «Ну, конечно, Библию написали мужики — пророки, апостолы. Все под себя писали, как вам, мужикам, надо». Действительно, Библия написана мужчинами, но диктовал-то Бог! И если ты не согласна со Священным Писанием, то у тебя проблемы не с мужем, а с Богом, а Бог менять свои планы не собирается. Ты можешь не соглашаться с Ним, ты можешь обижаться на Него, но изменить Его ты не сможешь. Бог не нуждается в изменении, потому что Он совершенен. Да, Он сотворил нас разными. Причем сделал Он это специально, чтобы мы друг друга дополняли, чтобы мы не могли обходиться друг без друга. Мужской ум и женский работают по-разному, но это не значит, что один хороший, а другой плохой. У мужчин есть способность к обобщающему рассуждению, а женщины больше разбираются в деталях. Поэтому женщины, как правило, не могли достичь успеха в создании опер, симфоний, математических моделей и философских концепций, но зато они преуспели в другом. Однако некоторым все равно обидно, что Бог сотворил их «помощниками». Получается, что они должны помогать, а им — нет. Но что такое «помощник»? В 16-й главе Евангелия от Иоанна Святой Дух назван Помощником и Утешителем, то есть Святой Дух — это Тот, Кто помогает и утешает. И Сам Христос неужели чувствует Себя униженным по отношению к Отцу только потому, что Он всего лишь Сын? Нет, конечно же.
Ну а как быть, если муж, например, неверующий. Одна женщина спросила: «А почему я должна ему подчиняться, если он неверующий, и вообще грубый и любит выпить?». Хорошо, мужу ты можешь не подчиняться, но Бога-то ты должна слушаться. Бог говорит через апостола Петра: «Вы, жены, повинуйтесь своим мужьям». Заметьте, Он не говорит: «Повинуйтесь хорошим мужьям, непьющим мужьям, верующим мужьям». Он говорит: «Повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покорились слову (мужья, которые не покорились слову — это как раз неверующие мужья.), житием жен своих, без слова привлекаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие». Это 1-е послание апостола Петра, 3-я глава. Когда эта женщина сама прочитала об этом в Священном Писании, то она решила изменить свое отношение к мужу. Что она сделала? Она привела себя в порядок, красиво уложила волосы, надела симпатичное платье, чтобы встретить мужа. Муж приходил с работы очень поздно, почти ночью. Раньше она ему говорила: «Там на кухне все есть, разогрей сам». А в этот вечер, когда он пришел, она приготовила вкусный горячий ужин. И когда он ее увидел, он сказал: «Знаешь, я тебе все равно зарплату не отдам, мне долги надо отдавать». Но она уже знала, что Бог от нее хочет, она знала, как правильно относиться к мужу. И это сработало, ведь Священное Писание врать же не будет. Такое отношение к мужу привело его потом в храм, и теперь они всей семьей ходят причащаться.
Конечно, это подвиг — вот так начать изменяться первой. Это подвиг — начать менять свое отношение. Это подвиг, который часто недоступен нам, мужчинам, потому что мы слишком угловатые и рассудочные. Именно рассудок подсказал апостолу, когда запахло жареным, что надо убежать и переждать, не высовываясь. А женщины были движимы не рассудком, а любящим сердцем. И когда все разбежались, именно они, женщины, остались с распятым Господом до конца, до последнего. И мы знаем, что произошло дальше: жизнь победила смерть, и Христос Своим Воскресением низложил ад. Но кто стал первым свидетелем этой победы? Кто стал первым свидетелем Христова Воскресения? Кому была дана величайшая привилегия увидеть Господа? Это были женщины. Вот за такую любовь, которая поборола страх, Господь первым возвестил им о Своем Воскресении. Женщин отличают чуткость, заботливость, кротость, теплота, отзывчивость и преданность. Они никогда не предадут: все разбегутся, а они останутся.
В этот день хочу поздравить вас, наши дорогие женщины, и пожелать вам помощи Божией, здоровья и сил. И хочу попросить вас, чтобы вы и дальше поддерживали и вдохновляли нас, мужчин, всегда слишком неуклюжих, рациональных и рассудочных.
Теги: Неделя жен-мироносиц женщина мужчина и женщина
Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .