Нательный крестик является символом христианской веры. Это отнюдь не украшение, а самый настоящий священный символ, отношение к которому должно быть соответствующим. Вот только многие люди не имеют представления о том, как обращаться со своим крестиком и каких вещей с ним делать нельзя. Данная статья поможет разобраться в этом вопросе.
Содержание
Выбор крестика
Приверженность вере подразумевает постоянное ношение крестика на теле. Учитывая, что это очень личный символ, священники рекомендуют отказаться от покупки больших и дорогих крестов с драгоценными камнями. Крестик должен быть самым обычным и совершенно неброским. Такой символ – не предмет роскоши и не повод для хвастовства. Им нельзя хвалиться в обществе и не следует выставлять на всеобщее обозрение. К тому же крестик должен быть небольших размеров, ведь большой крестик неудобен. В быту он может причинять дискомфорт.
Что нельзя делать с нательным крестиком
Покупать крестик без нужды
В процессе обряда крещения священник вешает на шею обычный нательный крестик. Такой символ нужно постоянно носить на груди. Покупать вместо него более красивый и дорогой крест, просто потому, что человеку так захотелось, нельзя. Другое дело если крестик поломался или был испорчен другим способом. В такой ситуации его действительно нужно поменять, причем, делать это нужно именно в церкви.
Самому освятить крестик
Ценность крестика не в распятье, символизирующем страдания Христа, а в том, что его освящают во время специального обряда. Благодаря этому крестик становится самым мощным оберегом человека и символом того, что Высшие силы охраняют его от бед и напастей. А вот освящать крестик самому не следует, даже если вам известны нужные молитвы. Данный обряд вправе проводить лишь священнослужители.
Носить крестик над одеждой
Рассматриваемый атрибут веры и называется нательным потому, что носят его на теле, а значит, под одеждой. Это незыблемое правило, которое обязательно к соблюдению всеми христианами. Одежда наших предков даже шилась без глубоких разрезов на груди чтобы из нее не выпадал крестик. Крестик принято скрывать от посторонних, так как он не является ни украшением, ни забавой. Нося его поверх одежды, человек будто бы хвастается тем, что является верующим. А хвастовство и самолюбование, по другому называется гордыней, что по христианским законам считается страшным грехом.
Тем же, кто обращает внимание на священнослужителей, носящих кресты поверх рясы, хочется разъяснить один важный нюанс. Видимый нами атрибут веры называется наперсным крестом. Это специальный крест, который надевают для проведения служб и других обрядов. Он более крупный и, может быть украшен драгоценностями. Нательный крестик священнослужители носят, как и все верующие христиане, то есть под одеждой.
Снимать крестик без надобности
Крестик служит оберегом для крещеного человека, но только тогда, когда находится на теле. Поэтому снимать его без особых на то причин, не рекомендуется. Наши предки даже во время посещения бани старались не расставаться с распятием, а потому для водных процедур у каждого был сменный крестик, изготовленный из дерева. Его надевали взамен нательного, чтобы не обжечь кожу в горячей парной. Поэтому без особой нужды данный символ веры снимать с тела нельзя. А если уж снять необходимо, надевая его вновь, не забудьте прочитать молитву.
Носить крестик на цепочке
Бытуют разные мнения по поводу того, на чем должно носиться распятие. Сразу скажем, что принципиального запрета на использование цепочки нет. Просто, проводя обряд крещения, крестик обычно вешают на веревку. И если поменять веревочку на цепочку, особенно изготовленную из драгоценных металлов, это будет выглядеть как гордыня и хвастовство, о чем мы упоминали чуть ранее. Такие поступки не поощряются церковью. При этом гораздо важнее то, чтобы цепочка или веревочка исполняли свою главную функцию, т.е. удерживали распятие на теле. Согласно существующему поверью, потерять крестик, значит навлечь на себя беду.
Сочетать крестик с амулетами
Помимо крестика на веревочке не должно быть ничего лишнего. Вешать на нее какие-либо амулеты или зодиакальную символику недопустимо. Все эти вещи считаются суевериям и справедливо отвергаются христианской церковью. При этом сам нательный крестик должен носиться исключительно на шее. Его нельзя вешать на серьгу, цеплять на браслет или класть в бумажник. Истинно верующий человек так никогда не поступит.
Выбрасывать сломавшийся крестик
Пришедший в негодность крестик нельзя выбрасывать в мусор Это священный предмет, а символам веры негоже валяться под ногами в груде мусора. Небольшие повреждения крестика вполне можно отремонтировать самостоятельно или отнести в антикварную мастерскую. Когда же распятье пришло в негодность, его следует отнести в церковь и там заменить новым.
Носить чужой крестик
Здесь все не так однозначно. Свой нательный крестик вам могут подарить близкие люди, и в этом нет ничего плохого. Запрета на дарение крестика не существует, особенно если у человека до этого не было символа веры. Если этот крестик был предварительно освящен, он также станет вашим оберегом. Другое дело, не стоит надевать на себя крестик, найденный на улице. Если вам неизвестно, кому принадлежит этот атрибут веры, и кто носил его до вас, лучше не прикасаться к нему. И дело тут не в суеверии, основанном на возможности передачи плохой энергии от бывшего хозяина. Религия не признает подобных суеверий. Просто он чужой, да и неизвестно, освящен ли.
Носить крестик с распятием
Некоторые люди считают, что нательный крестик не должен иметь форму распятия. Считается, что такой символ веры может навлечь на своего хозяина беды и сделать его жизнь невыносимо тяжелой. Однако эти страхи не имеют ничего общего с реальностью. Распятие на крестике является символом жертвы, принесенной Иисусом Христом ради спасения человечества. Плохого в таком образе ничего нет. Просто носить его желательно распятием наружу.
Носить не освященный крестик
Церковь не налагает запрет на ношение не освященного креста. Ведь даже две скрещенные палки способны защитить от нечисти, не говоря уже о настоящем кресте. Другое дело, что крестик, который не подвергался церковному обряду, является банальным украшением. А украшения не имеют ничего общего с верой. Поэтому перед тем как надеть христианский крестик на шею, его, конечно же, нужно освятить.
Берегите себя!
Свой первый — и, согласно канонам православной церкви, единственный — нательный крестик человек получает во время обряда крещения. Во времена Древней Руси не существовало нательного креста как такового. Был так называемый «наперсный» крест. Это название произошло от слова «перси», что значило «торс, грудь». Славяне действительно носили свой крестильный крестик на груди, но не на голом теле.
Первые христиане, несмотря на все существующие сейчас мнения и традиции, крестика на груди не носили вообще. Вместо него на шею вешали медальончик с изображением закланного Агнца — символа принесенного в жертву за грехи человечества Иисуса — или энколпий. Последний представлял собой миниатюрный ящичек с инициалами Иисуса Христа на крышечке.
Внутрь энколпия помещали частицы мощей святых или списки священных книг. Таким образом в эпоху гонений христиане скрывали свои главные святыни. Носили энколпий на веревочке или тонкой цепочке. Со временем на его внешней стороне начали изображать Распятие. Эта первобытная «ладанка» и стала прообразом современного нательного креста.
Одно из первых упоминаний о ношении собственно крестика встречается в четвертом акте 7-го Вселенского Собора, проведенного в 787 году нашей эры. В этом документе записано, что живший и погибший за христианскую веру в IV веке святой Прокопий Кесарийский носил крестик. В тот же период Иоанн Златоуст в своем поучении женщинам-христианкам пишет, что младенцу нельзя носить на теле никаких украшений, кроме крестильного креста.
Во времена первых христиан энколпии и медальоны с изображением Агнца носили как на голой коже, так и поверх одежды. Никаких особых указаний на этот счет в старинных документах не встречается. Известно лишь — и эта норма дошла до наших времен, — что священнослужители в знак своего сана должны носить крест поверх ризы и другого священнического облачения.
Все описанные случаи касаются римлян, греков и представителей других соседних им народов, которые первыми приняли христианство. На Русь монотеизм пришел гораздо позднее, «огнем и мечом» вытеснив родное и более близкое славянам язычество. Основная часть населения Древнерусского государства активно сопротивлялась христианизации. И все-таки Крест воцарился на Руси, превратив ее в одну из самых христианизированных держав в мире.
Первые кресты на исконно славянских территориях были обнаружены в местах захоронений воинов-дружинников. Как подчеркивает археолог Владимир Петрухин, это указывает на роль русского воинства в распространении православной веры на Руси (книга «Русь в IX—X веках. От призвания варягов до выбора веры»).
Княжеские дружинники ввиду близости к правителю государства первыми принимали христианство. Они же способствовали его распространению: сжигали языческие капища, разрушали идолов, принуждали непокорных креститься. При этом каждый новообращенный получал крестильный крестик, сделанный из дешевого металла или дерева.
В X веке Русь охватила борьба с язычеством. За приверженность старой религии можно было пострадать. По этой причине каждый, кто прошел обряд крещения, носил свой крестильный крестик не под одеждой, а поверх нее, тем самым демонстрируя окружающим, что является христианином. Так первые кресты защищали людей от преследований со стороны официальной власти.
В книге «Распространение христианства в Древней Руси» археолог-славист Валентин Седов указывает, что первые крестики в Древнерусском государстве не имели на себе изображения Распятия и фигуры Иисуса. Эта норма повсеместно изменилась после Никоновской реформы церкви в XVII веке, но сохранилась у старообрядцев.
Те до сих пор считают нательный крестик с Распятием греховным подобием иконы, которое нельзя носить на себе, и налагают за этот проступок наказание — отлучение от причастия на 3 года. Остальные русские, принявшие реформу, использовали наперсный крестик как символ своей готовности в любой момент последовать за Спасителем, внемля его словам: «Кто хочет идти за Мною… возьми крест… и следуй за Мною» (Евангелие от Марка, стих 8:34).
В позднее Средневековье, когда христианство основательно укоренилось на Руси, крестики стали носить уже не на рубахе, а под нею, на теле. Так из наперсных (нагрудных) они превратились в нательные. Изменилось и отношение к крестам. Русские стали искренне верить в Спасителя. Крестик из «демонстративного» атрибута веры превратился в мощный защитный символ, оберегающий душу от происков дьявола.