Содержание
- Балдуин IV, несмотря на страшную болезнь, умер непобежденным и оставил о себе славную память на Востоке
- Жизнь в королевстве
- Середина XII в.
- Бедствие и восстановление
- Потеря Иерусалима и Третий крестовый поход
Балдуин IV, несмотря на страшную болезнь, умер непобежденным и оставил о себе славную память на Востоке
В 2005 году по мотивам истории борьбы крестоносцев под предводительством Балдуина и арабов был снят фильм «Царство небесное» (Kingdom of Heaven). Правда, в фильме описаны события, которые начали развиваться через год после смерти короля Балдуина, и они сильно отличаются от тех, о которых сообщают нам исторические источники. Фото: 20th Century Fox
В марте 1185 года в 23 года умер король Иерусалимский Балдуин (Бодуэн) IV. Он не особенно известен своими подвигами. Между тем этот обреченный молодой человек за свою короткую жизнь совершил гораздо более заметные деяния, чем, скажем, его всемирно известный современник Ричард Львиное Сердце (Richard the Lionheart, Cœur de Lion, 1157–1199), причем в гораздо более сложных условиях. В период его правления Иерусалимское королевство крестоносцев уподобилось ореху между смыкающимися вокруг него клещами мусульманского щелкунчика. И Балдуин, несмотря на страшный недуг, до последнего дня отстаивал интересы своих подданных.
Крестоносцы и их государство
К началу правления Балдуина IV франки (и их потомки) владели всем побережьем Сирии и Палестины от Аманских гор до Синайской пустыни. Существовал конгломерат автономных, но готовых прийти на помощь друг к другу христианских государств — , Триполи и Иерусалим.
Королю Иерусалима помогали канцлер (он возглавлял канцелярию и хранил королевский архив) и сенешаль, при необходимости выполнявший функции монарха в гражданском управлении государством и отвечавший за казну. Армией руководил коннетабль, подчинявшийся королю, королевским хозяйством управлял камергер. Но центральная власть была не так сильна, потому что на постоянно воевавшем с соседями франкском Востоке король был вынужден делегировать значительные полномочия местным правителям, защищавшим границы. Высший Совет при короле исполнял тройственную функцию: судебную, консультативную и законодательную.
Церковь во всех трех крестоносных государствах был католическая, а возглавляли ее два латинских патриарха — антиохийский и иерусалимский, служивший в Храме Гроба Господня. Христианские храмы были центрами, вокруг которых обращалась жизнь государства — ведь именно ради их охраны и были затеяны крестовые походы. Население Иерусалимского королевства во второй половине XII века оценивается примерно в 620 тысяч человек, из которых франки-католики составляли 140, а подавляющее большинство было мусульманами или христианами восточного толка (армяне, сирийские якобиты, несториане и марониты). Жили в королевстве и иудеи, и самаритяне. Хотя в ходе Первого крестового похода в 1099 году франки устроили в Иерусалиме резню мусульман и иудеев, но в дальнейшем, установив свою власть над Палестиной, крестоносцы не посягали на свободу вероисповедания местного населения.
Карта Иерусалима, которой пользовались в XII веке крестоносцы
Организационными центрами жизни франков были города и замки, подпадавшие под сюзеренитет короля. Из всех городов лишь Иерусалим превратился в полностью христианский город — в нем не было мусульман и почти не было евреев, допускались только восточные христиане. В прибрежных городах наибольшими льготами и привилегиями обладали венецианцы, генуэзцы и пизанцы. Итальянцы охраняли морские пути сообщения с Западом, перевозили пилигримов, солдат и переселенцев и, в отличие от франков, умели торговать, а экономическое благосостояние государств Святой земли стояло все-таки на торговле: особо плодородных земель тут не наблюдалось. Главным предметом торговли, которую контролировали купцы из Дамаска и Алеппо, были предметы роскоши — оружие из дамасской стали, произведения арабских золотых дел мастеров, ювелирные украшения, парфюмерия, персидские ковры и керамика, китайский шелк, пряности и лекарства из Индии.
В окружении врагов
С окружающими мусульманскими владениями франки поддерживали торговые контакты, что не исключало опасности нападения воинов ислама. Большинство городов были обнесены стенами, каменные башни строились и в важнейших деревнях — для защиты населения. По той же причине рыцарская служба в Иерусалиме отличалась от службы на Западе продолжительностью — там она занимала всего сорок дней в году, а на Ближнем Востоке была круглогодичной, когда речь шла об обороне королевства, но платной, если король посылал войска за пределы своих границ, например, в Египет.
Местные восточные христиане говорили по-арабски и культурно были весьма близки к мусульманам, а потому относились к франкам как к чужакам. Католики на Ближнем Востоке то пытались наладить дружбу и «взаимовыгодное сотрудничество» с местным, глубоко чуждым, населением, то .
Тамплиеры и госпитальеры считали оборону Святой земли своей главной задачей. К 1174 году оба ордена практически безраздельно владели на Ближнем Востоке (и в Западной Европе) огромными землями. К началу правления Балдуина два ордена могли выставить столько же рыцарей, сколько королевские вассалы, при этом их воины были наиболее профессиональными и идеологически несгибаемыми, за что их уважали и боялись мусульманские оппоненты. Ордена были финансово независимы и официально не подчинялись правителю Иерусалима. Чтобы совладать с орденами, королю приходилось сочетать такт, силу, умение аргументировать решения и склонять на свою сторону представителей разных группировок. Однако его власть все еще была сильна: король был главнокомандующим армией, чеканил монету и получал налоги, таможенные пошлины, портовые сборы и прочее.
Летом 1174 года ситуация вокруг королевства обострилась донельзя. Малолетний король никак не мог выступить объединяющей силой перед лицом набиравшего силу Саладина (Салах-ад-дин, Юсуф ибн Айюб, 1138–1193). Но у Золотого города еще было немного времени, и малолетний король успевал повзрослеть.
Детство, отрочество, юность
С самого рождения в 1161 году Балдуин был как будто одновременно благословен и проклят: имя свое он получил от дядюшки по отцу — короля Балдуина III (1129–1162), который заявил, что его подарком новорожденному будет «Иерусалимское королевство». В тот момент все весело посмеялись — монарху был всего 31 год, но всего через два года он умер бездетным. Трон переходил к младшему брату, отцу Балдуина Амальрику. Однако в Иерусалимском королевстве не существовало строгого следования принципу примогенитуры (права первенства наследования трона по старшинству). Поэтому Высший совет мог ставить условия будущему королю. По каким-то причинам Амальрика заставили развестись с женой, Агнессой де Куртенэ, состоявшей с ним в счастливом супружестве и родившей ему, помимо Бодуэна, старшую дочь Сибиллу. Поэтому в детстве Балдуин матери не знал: отец взял в жены византийскую принцессу Марию Комнину. Будучи женщиной амбициозной, она плохо переносила мысль о том, что положение пасынка выше, чем у ее детей, и Балдуина, конечно же, не любила.
Вильгельм Тирский обнаруживает у Балдуина первые симптомы проказы. Миниатюра из книги , Франция, 1250-е годы
Зато принцу повезло с образованием. Он был любознателен, с охотой учился у Вильгельма (Гийома) Тирского (, 1130–1190), одного из лучших умов своего времени, радовал успехами. Балдуин даже жил у него в доме, где и обнаружилось, что с ним «что-то не так». Вильгельм писал: «…Он играл с мальчиками из благородных фамилий, и они кололи друг друга в руки иголками, как часто делают дети и вот другие кричали, когда им было больно, а он выносил все с большим терпением Я решил, что дело в характере, а не в нечувствительности к боли В конце концов, я понял, что половина его правой руки мертва…» Врачам вскоре стало ясно, что с этой болезнью справиться нельзя. В то же время Амальрик приказал учить сына, будущего рыцаря, верховой езде. Но мальчику предстояло ездить верхом, обходясь лишь левой рукой, которая будет занята оружием, а значит, управлять лошадью с помощью одних коленей. Балдуин оставался первоклассным наездником до тех пор, пока здоровье его не ухудшилось так, что он не мог сесть в седло (его несли в бой на носилках). И здесь приходит пора для первого «однако».
Вопросы жизни и смерти
По законам королевства любой мужчина благородного происхождения, заболевший лепрой, должен был вступить в Орден святого Лазаря. В общем, Балдуину грозило после исполнения 15 лет (возраст совершеннолетия) угодить в монахи. Амальрик понимал, что в таком случае королевство рискует остаться без наследника. Дед Балдуина Фулько погиб на охоте, преследуя зайца, дядя был сражен дизентерией… Что будет с царством в случае, если и сам Амальрик падет жертвой неожиданных событий?.. Попытались выдать Сибиллу за человека хорошей крови. Этого, однако, не случилось: потенциальный кандидат сошел с дистанции, поняв, что Латинское королевство слабеет.
Опасения короля оказались обоснованными: в 1174 году и он умер от дизентерии, оставив после себя ослабленное и раздираемое противоречиями царство и прокаженного сына. Впрочем, официально на момент смерти Альмарика диагноз Балдуина не был подтвержден. Поэтому единственного законного кандидата короновали на царство 15 июля 1174 года.
И снова свидетельство Вильгельма Тирского: «Он хорошо учился был исполнен надежд и развивал свои природные способности. Он был красивым ребенком и лучше других мужчин, даже старше него, управлял лошадьми и скакал галопом. У него была отличная память, и он любил слушать истории. Он всегда помнил, когда ему делали добро. Зло, впрочем, помнил тоже. Он был очень похож на отца — не только лицом, но и телом. Он так же ходил, так же говорил. Он быстро все схватывал, но заикался. Подобно отцу, он любил рассказы об истории и всегда внимал добрым советам». Какой же правитель вышел из заикающегося мальчика, пораженного смертельным недугом?
Вынужденный постоянно балансировать между интересами собственных подданных сначала в эпоху регентства, а затем и вступив на трон, Балдуин маневрировал между рыцарскими орденами, соседними крестоносными государствами, папой (папа Александр III, , ок.1100/1105–1181) утверждал, что бог поразил его лепрой за грехи), интересами Византии и Запада. Добавьте к этому исламскую угрозу. Балдуин, все глубже погружавшийся в пучину своей ужасной болезни, предстает даже более успешным дипломатом, чем человеком меча.
Явление Саладина
Рассказывая эту историю, мы постоянно сталкиваемся со сложившимися в исторической науке стереотипами. Если на оценку правления и личности нашего героя бросает тень потеря крестоносцами Иерусалима через два года после его смерти (мол, он-то до этого и довел), то Саладина, напротив, принято рассматривать как безупречного восточного джентльмена Средних веков, всегда державшего слово и не обижавшего христиан без причин. Это злостное упрощение.
В 1842 году французский художник Шарль-Филипп Ларивьер написал картиру «Битва при Аскалоне». Холм Мон-Жизар находился недалеко от Аскалона
Сын курдского воина и политика Саладин добился вершин власти как раз тогда, когда Амальрик I наступал на Египет, где Саладин был визирем. Против ожиданий, после смерти египетского султана он самопровозгласил себя его преемником, заручился поддержкой Нур ад-Дина в Сирии и тут развернулся. Приведя в порядок экономику Египта, принялся поглощать маленькие мусульманские владения, а потом решил обратить свой воинственный пыл против крестоносцев. Смерть Нур ад-Дина только помогла Саладину в дальнейшем наборе высоты: он завоевал Йемен и территории на запад от Египта, в Магрибе. Затем прошел маршем до Дамаска, женился на вдове правителя, чуть было не погиб во время осады Алеппо от рук ассасинов-исмаилитов и, наконец, столкнулся с крестоносцами. И тут пришла пора посмотреть на нашего немощного героя на поле боя против легендарного воителя Востока.
На пике: Мон-Жизар
Ряд историков обвиняет Балдуина и его советников в том, что они «довели до войны с Саладином»: ведь первым, что сделал пятнадцатилетний король, только получив возможность принимать самостоятельные решения, был отказ ратифицировать мирный договор с султаном, заключенный неофициальным регентом .
Войдя в подростковый возраст, монарх вступил и в новую стадию развития болезни. Стало ясно: вскоре понадобится новый король. Сибилле снова стали искать мужа. Король жаждал помощи византийского императора Мануила Комнина и послал к нему Рейнальда Шатийонского — рыцаря незнатного происхождения, через брак с тетушкой Балдуина ставшего князем Антиохийским, но Мануил помочь крестоносцам не пожелал. А тем временем Саладин подготовился к нападению на Иерусалим.
И тогда 25 ноября 1177 года Балдуин и Рейнальд вышли из города с 375 рыцарями, к которым присоединилось 80 тамплиеров под руководством магистра Одо де Сент-Амана, и разбили превосходящие силы Саладина (26 тысяч человек) в битве при Мон-Жизаре. В победе сыграло роль и то, что Саладин недооценил юного противника, полагая, что тот не осмелится сразиться с ним, и то, что крестоносцы захватили Саладина врасплох, и то, что франки действительно умело бились. Балдуин преследовал противника до самого заката. Саладин потерял 90 процентов войска, включая личную охрану из мамлюков, бежал обратно в Египет, по дороге распуская слухи, что битву выиграл он, а не крестоносцы. Но в течение целого года, прежде чем возобновить атаки на франков, Саладин только зализывал раны.
Бесстыжий Ги
Летом 1180 года произошло событие, во многом предопределившее печальную судьбу Иерусалимского королевства. Сибиллу выдали замуж за Ги де Лузиньяна (, 1160–1194), двусмысленного авантюриста, показавшегося Балдуину и его матери Агнессе приличным кандидатом — он был кузеном английского короля Генриха II (1133–1189). К тому времени Балдуин ослеп, не владел конечностями и потому пытался отречься от престола. Но раз за разом попытки найти подходящего кандидата на трон срывались. Подвел и Рейнальд Шатийонский: напал на торговый караван, шедший из Египта в Дамаск, и прямо оскорбил Саладина, захватив во время одного из таких нападений его мать. В 1182 году возмущенный Саладин возобновил атаки на франков, и Балдуин был вынужден назначить Ги де Лузиньяна регентом.
Битва при Хаттине. Средневековая миниатюра
Не прошло и года, как тот покрыл себя позором: когда Ги де Лузиньян присутствовал на свадебных торжествах в Кераке, Саладин напал на замок и осадил его прямо с гостями внутри. Балдуин, собрав оставшиеся физические силы, явился на место и снял осаду, но Ги отказался сражаться с Саладином, и султан просто отправился домой! Такой регент Балдуину не был нужен. Лузиньян удалился с супругой в Ашкалон, а королю так и не удалось добиться их развода.
«Пока он был жив, он всегда побеждал»
До последней секунды своей жизни Балдуин занимался делами Иерусалима. Разочаровавшись в регентах и попытках найти достойного наследника, в 1183 году он назначил своим соправителем пятилетнего племянника, Балдуина Монферратского. В день смерти прокаженный правитель провел последний королевский совет.
Через два года, 4 июля 1187 года Саладин победил крестоносцев и Ги де Лузиньяна, стараниями жены все-таки ставшего иерусалимским королем, при Хаттине. То была смертельная рана, нанесенная Иерусалимскому королевству; а в 1291 году крестоносцы были вовсе изгнаны с Ближнего Востока.
Но память о Балдуине в этом регионе сохранялась долго. В середине XIII века один мусульманин в Дамаске заявил оружейнику короля Людовика IX: «Были времена, когда король Балдуин Иерусалимский, тот, что был прокаженным, побил Саладина, хотя у него было всего 300 воинов против Саладиновых 30 тысяч. Сейчас ваши грехи так велики, что мы гоняем вас по полям, как скот».
Часто задаются вопросом, почему церковь не причислила этого короля-девственника и мученика к лику святых, ведь он сделал очень многое для христианства и вел исключительно праведную жизнь. Ответ прост: Балдуин мало интересовался религией. Даже будучи смертельно больным, он не рассматривал возможность удалиться в монастырь. Это был король-рыцарь, а не король-монах, и определяющими чертами его личности были личное мужество, отвага и гордость. Один хронист записал после его смерти: «Хотя с детства он страдал от проказы, он всеми силами сохранял неприкосновенность границ Иерусалимского королевства и одержал поразительную победу над Саладином при Мон-Жизар. Пока он был жив, он всегда побеждал».
Динара Дубровская, 17.03.2008
(Латиница) Иерусалимское королевство Regnum Hierosolymitanum ( латиница ) Roiaume de Jherusalem ( Старофранцузский ) |
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1099–1291 | |||||||||||||
Иерусалимское королевство и другие государства крестоносцев в контексте Ближнего Востока в 1135 году. | |||||||||||||
Капитал | Иерусалим (1099–1187, 1229–1244) Тир (1187–1191) Акко (1191–1229, 1244–1291) |
||||||||||||
Общие языки | Латинский (официальный / церемониальный) Старофранцузский (популярный) Средневековый Латинский Немецкий Итальянский Арабский Средневековый Греческий Западный Арамейский Иврит Идиш |
||||||||||||
Религия | Католическая церковь (официальная) Восточная православная церковь Сирийская православная церковь Ислам Иудаизм Самаританизм Друзизм |
||||||||||||
Правительство | Феодальная монархия | ||||||||||||
Король Иерусалима | |||||||||||||
• 1100–1118 (первая) | Болдуин I | ||||||||||||
• 1285–1291 (последний) | Генрих II | ||||||||||||
Законодательная власть | Haute Cour | ||||||||||||
Историческая эпоха | Высокое средневековье | ||||||||||||
1095–1099 | |||||||||||||
15 июля 1099 | |||||||||||||
2 октября 1187 г. | |||||||||||||
1189–1192 | |||||||||||||
1229 | |||||||||||||
1239–1241 | |||||||||||||
15 июля 1244 г. | |||||||||||||
• Падение Акко | 18 мая 1291 | ||||||||||||
численность населения | |||||||||||||
• 1131 | 250 000 | ||||||||||||
• 1180 | 480 000–650 000 | ||||||||||||
валюта | Безант | ||||||||||||
|
- Предыстория
- Натуфийский
- Ханаан
- Израильтяне
- Единая монархия
- Северное Королевство
- Царство Иудеи
- Вавилонское правление
- Персидское правление
- Эллинистический период
- Династия Хасмонеев
- Иродианская династия
- царство
- Тетрархия
- Роман Иудея
- Роман Палестина
- Византийская Палестина
- Прима
- Секунда
- Халифаты
- Филастин
- Urdunn
- Королевство Иерусалим
- Династия Айюбидов
- Мамлюкский султанат
- Османское правление
- Эялет
- Мутасаррифат
- Старый ишув
- Сионизм
- OETA
- Британский мандат
- Ишув
- Лента новостей
- Лет
- Независимость
- Арабо-израильский конфликт
- Строгость
- Кремниевый Вади
- Иранско-израильский конфликт
- Исторические карты
- Историческое население
- Историческая литература
- Иудаизм
- Иерусалим
- Сионизм
- Еврейские лидеры
- Еврейская война
- Еврейская история
- Еврейский календарь
- Археология
- Музеи
Израильский портал
Часть серии по
- История
- Лента новостей
- 701 г. до н. Э.
- 597 г. до н.э.
- 587 г. до н. Э.
- 63 г. до н. Э.
- 37 г. до н. Э.
- 70
- 614
- 637
- 1099
- 1187
- 1244
- 1834 г.
- 1917 г.
- 1948 г.
- Восток
- Запад
- Старый город
- Храмовая гора
- Храм
- Западная стена
- Купол Скалы
- Синагоги
- Мечети
- Аль-Акса
- Храм Гроба Господня
- Еврейский университет
- Кнессет
- Библейский зоопарк
- люди
- Демографическая история
- Религиозное значение
- Иудаизм
- христианство
- ислам
- Закон Иерусалима
- День Иерусалима
- День Кудс
- Иудаизация
- Исламизация
- Закон о посольстве США в Иерусалиме
- Признание США
- Имена
- Флаг
- Эмблема
- Муниципалитет
- Большой Иерусалим
- Городская линия
- Транспорт
- Песни
- Исторические карты
Иерусалимское королевство ( Латинский : Regnum Hierosolymitanum ; Старофранцузский : Roiaume де Jherusalem ), также известное как латинское Иерусалимское королевство , было государством крестоносцев создан в Южном Леванте по Готфрид Бульонскому в 1099 году после первого крестового похода . Царство продолжалось почти двести лет, от 1099 до 1291 , когда его последний оставшийся владение, Акко , был разрушен по мамлюков . Его история делится на два отчетливых периода. Первое Иерусалимское королевство продолжалось с 1099 до 1187 , прежде чем почти полностью захвачен Саладином . После Третьего крестового похода королевство было восстановлено в Акко в 1192 году и просуществовало до разрушения города в 1291 году. Это второе королевство иногда называют Вторым Иерусалимским королевством или Королевством Акко по имени его новой столицы. Акко оставался столицей, за исключением двух десятилетий, которые прошли после того, как Фридрих II Гогенштауфен отвоевал город Иерусалим у Айюбидов в Шестом крестовом походе с помощью дипломатии. Подавляющее большинство крестоносцев, которые основали и заселили Иерусалимское Королевство, были из Французского Королевства, равно как и рыцари и солдаты, составлявшие основную часть постоянного потока подкреплений на протяжении двухсотлетнего периода его существования. Следовательно, его правители и элита были французского происхождения. Французские крестоносцы также принесли французский язык в Левант , что делает старый французский общеупотребительные государства крестоносцев.
Бурский († 31.08. 1131, Иерусалим), кор. Иерусалимский (с 1118), племянник Готфрида Бульонского и Балдуина I. Участвовал в 1-м крестовом походе и взятии Иерусалима в 1099 г. После того как Балдуин I занял иерусалимский престол, Б. получил от него в лен Эдесское графство (1100). В 1104 г. попал в плен к мусульманам и провел там 4 года, пока не был выкуплен. После смерти Балдуина I Б. при поддержке лат. Иерусалимского патриарха Арнульда унаследовал престол Иерусалимского королевства. В период правления Б., продолжившего борьбу против мусульм. правителей Ближ. Востока, королевство достигло наибольших размеров. Б. дважды неудачно пытался осаждать Дамаск; в 1119 г. предотвратил захват Антиохии эмиром Мардина Иль-Гази и стал регентом Антиохийского княжества. Однако в 1123 г. попал в плен к мусульманам и был освобожден за выкуп лишь через 2 года. Стремился укрепить королевскую власть в своем гос-ве и усилить влияние Иерусалима на др. владения крестоносцев, находившихся от него в вассальной зависимости; в 20-х гг. XII в. неоднократно оказывал военную помощь Антиохийскому княжеству и Эдесскому графству. По всей видимости, Б. были изданы специальные ассизы с целью предотвратить предательство со стороны своих вассалов и определить взаимные обязательства короля и рыцарского сословия. В 1120 г. в Наблусе им был проведен церковный Собор, определивший взаимоотношения между офиц. лат. Церковью и королевской властью и осудивший распущенность нравов крестоносцев. При Б., известном своей набожностью («руки его и колена одеревенели от благочестивых упражнений»), были созданы первые духовные рыцарские ордена тамплиеров и госпитальеров (см. Мальтийский орден).
Иерусалимское королевство было христианским королевством, возникшим в Леванте в 1099 г. после завершения Первого Крестового похода. Оно было уничтожено в 1291 г. с падением Акры.
Иерусалимское королевство было создано после захвата крестоносцами Иерусалима в 1099 г. Готфрид Бульонский, один из лидеров Первого крестового похода, был избран первым королём.
Он отказался принять этот титул, не желая носить королевский венец там, где Спаситель носил терновый; вместо этого он принял титул Advocatus Sancti Sepulchri («Защитник Гроба Господня»).
Годфрид умер в следующем году, его брат и наследник, Балдуин I, не был столь благочестив и сразу принял титул «Король Иерусалима».
Балдуин удачно расширил королевство, захватив портовые города, Акра, Сидон и Бейрут, а также утвердив свой суверенитет над государствами крестоносцев на Севере — графством Эдесса (им же основанном), княжеством Антиохия и графством Триполи.
При нём увеличилось количество жителей — латинян, пришедших с Арьергардным крестовым походом, а также появился латинский патриарх.
Итальянские города-государства (Венеция, Пиза и Генуя) начали играть важную роль в королевстве. Их флот участвовал в захвате портов, где они получали свои кварталы для торговли.
Около 1070 г. в Иерусалиме орденом иоаннитов (госпитальеров) был основан госпиталь для паломников. Другой монашеский орден — тамплиеры — обосновался в храме, переделенном из мечети аль-Акса.
Балдуин умер в 1118 г. и не оставил наследников, его преемником стал его кузен Балдуин де Бурк, граф Эдессы. Балдуин II также был способным правителем, и, хотя он несколько раз в течение правления попадал в плен к сельджукам, границы государства расширялись, а в 1124 г. был взят Тир.
Жизнь в королевстве
Новое поколение, родившееся и выросшее в Леванте, считало Святую землю своей родиной и негативно относилось к вновь приезжающим крестоносцам. Также они часто были похожи на сирийцев, а не на франков. Многие знали греческий, арабский и другие восточные языки, женились на гречанках или армянках.
Как писал Фульхерий Шартрский:
Устройство во многом основывалось на феодальных порядках тогдашней Западной Европы, но с многими важными отличиями. Иерусалимское королевство располагалось на небольшой территории, земель, пригодных для сельского хозяйства, было немного.
С древних времён в этом регионе вся экономика сосредотачивалась в городах, в отличие от средневековой Европы. Феодалы, владея землями, тем не менее предпочитали жить в Иерусалиме и других городах.
Как и в Европе, бароны имели вассалов, при этом являясь вассалами короля.
Сельское хозяйство основывалось на мусульманском варианте феодальной системы — iqta (система наделов), этот порядок не был изменён.
Хотя мусульмане (а также евреи и восточные христиане) преследовались в некоторых городах и не имели права жить в Иерусалиме, в сельских районах они жили как и прежде. Раис, лидер общины, был своеобразным вассалом барона, владевшего землёй, а поскольку бароны жили в городах, общины имели высокую степень автономии.
Они поставляли войскам Иерусалимского королевства продовольствие, но не несли военной службы, в отличие от Европы; аналогично и итальянцы не несли никаких повинностей, несмотря на проживание в портовых городах. В итоге армия королевства была немногочисленной и состояла из франков — жителей городов.
Преобладание в области городов и присутствие итальянских торговцев привели к развитию экономики, которая была более коммерческой, чем сельскохозяйственной.
Палестина всегда была пересечением торговых путей; теперь торговля распространилась и на Европу. Европейские товары, например, текстиль из Северной Европы появились на Ближнем Востоке и в Азии, тогда как азиатские товары транспортировались обратно в Европу. Итальянские города-государства получали огромную прибыль, что повлияло на их расцвет в следующие века.
Поскольку знатные сеньоры больше жили в Иерусалиме, чем в провинции, они имели гораздо большее влияние на короля, чем это было в Европе.
Знатные бароны составляли Высший совет, одну из ранних форм парламента в Западной Европе. Совет состоял из епископов и влиятельных баронов, отвечал за выборы короля, предоставление денег королю, мобилизацию армий.
Недостаток войск в значительной степени компенсировался созданием духовно-рыцарских орденов. Ордена тамплиеров и госпитальеров были созданы в первые годы Иерусалимского королевства и часто заменяли баронов в провинции. Их лидеры находились в Иерусалиме, жили в огромных замках и часто покупали земли, которые бароны не могли защитить.
Ордена находились непосредственно под папским управлением, а не королевским; они были в значительной степени самостоятельны и не обязаны были нести воинскую повинность, однако, на деле, участвовали во всех главных сражениях.
Важными источниками информации по жизни Иерусалимского королевства являются труды Вильгельма Тирского и мусульманского писателя Усамы ибн Мункыза.
Середина XII в.
Балдуину II наследовала его дочь Мелисенда, которая правила вместе со своим мужем Фульком Анжуйским. Во время их царствования было достигнуто наибольшее культурное и экономическое развитие, символ которого — псалтырь Мелисенды, заказанный королевой между 1135 и 1143 гг.
Фульк, знаменитый полководец, столкнулся с новым опасным врагом — атабеком Мосула Зенги. Хотя Фульк удачно противостоял Зенги в течение своего правления, Гийом Тирский критиковал его за плохую организацию охраны границ. Фульк умер на охоте в 1143 г. Зенги воспользовался этим и захватил графство Эдесса в 1146 г. Королева Мелисанда, ставшая регентом при своём сыне Балдуине III, назначила нового Манассе Д’Иерж, возглавившего армию после смерти Фулька.
В 1147 г. в королевство прибыли участники Второго Крестового похода.
Встретившись в Триполи, лидеры крестоносцев, король Франции Людовик VII и король Германии Конрад III, решили атаковать дружественного королевству Эмира Дамаска, как наиболее уязвимого противника, несмотря на договор между Дамаском и Иерусалимским королевством. Это было полным противоречием советам Мелисанды и Манассе, считавшим главным противником — Алеппо, победа над которым давала возможность вернуть Эдессу.
Крестовый поход закончился в 1148 г. полным провалом. Мелисанда управляла страной как регент, пока Балдуин III не сверг её правительство в 1153 г., но уже в следующем году Балдуин назначил её регентом и главным советником.
Балдуин III отобрал Аскалон у Фатимидов, последний египетский аванпост на палестинском побережье. В то же время общее положение крестоносных государств ухудшилось, так как Нур-Ад-Дин захватил Дамаск и объединил мусульманскую Сирию под своей властью.
Балдуин III умер в 1162 г., на год позже своей матери, ему наследовал его брат, Амори. Его правление сопровождалось противостоянием с Нур-Ад-Дином и коварными попытками не допустить захват Египта Саладином. Хотя и при поддержке византийского императора, Мануила Комнина, Амори провалил военную операцию против Египта. Амори и Нур-Ад-Дин умерли в 1174 г.
Бедствие и восстановление
Амори I наследовал его молодой сын, Балдуин IV. С ранних лет он узнал, что болен проказой. Балдуин, однако, доказал, что является эффективным и энергичным правителем и военным командующим.
Балдуин IV умер весной 1185 г., титул короля перешёл к его племяннику, малолетнему Балдуину V. Регентом стал граф Раймунд Триполийский. Балдуин V был слабым ребёнком и умер летом 1186 г. Королевская власть перешла к Сибилле, сестре Балдуина IV и матери Балдуина V
Потеря Иерусалима и Третий крестовый поход
Последующее падение Иерусалима по существу закончило первое Королевство Иерусалима. Захват города потряс Европу, приводя к Третьему крестовому походу, который был начат в 1189 г., во главе с Ричардом Львиное Сердце и Филипом Августом (Фридрих Барбаросса умер в пути).
В 1192 г. Ричард Львиное Сердце стал посредником в достигнутом в дальнейшем соглашении, в силу которого маркграф Конрад Монферратский стал королём Иерусалимским, а Ги де Лузиньяну был предоставлен Кипр. В том же году Конрад пал от руки убийцы в Тире.
После гибели Конрада, на Изабелле женится его родственник Генрих II Шампанский.
Когда в 1229 г. Иерусалимским королём стал Фридрих II Штауфен, ему удалось на время вернуть Иерусалим христианам, воспользовавшись противоречиями между мусульманскими правителями.
Захват Иерусалима 1244 г. хорезмийцами (остатками туркменских войск Джелал ад-Дина Манкбурны), призванными айюбидским султаном Египта ас-Салих Айюбом, явился концом христианского владычества над этим древним священным городом.