Православная церковь в Корее
Православие впервые было принесено в Корею стараниями русских миссионеров. В первое время после установления дипломатических отношений между двумя странами в 1884 г. в Корее не было священника, и по воскресеньям один из русских мирян просто читал некоторые молитвы. К 1897 г. число русских в Сеуле стало уже довольно существенным, и это послужило стимулом для учреждения Русской духовной миссии. В 1900 г. в одной из комнат здания Российской дипломатической миссии в Корее была совершена первая Божественная литургия на корейской земле. В 1903 г. воздвигнут и первый православный храм святителя Николая Мирликийского Чудотворца в районе Чон-дон в центре Сеула на участке, непосредственно прилегавшем к дипломатической миссии, освященный в честь небесного покровителя святого страстотерпца, государя императора Николая II, принимавшего живое участие в деятельности миссии.
После революции 1917 г. Русская духовная миссия в Корее некоторое время продолжала свою работу, находясь в подчинении епископа Владивостокского, а затем была передана в ведение архиепископа Японского Сергия (Тихомирова) – преемника равноапостольного Николая Японского. С 1936 г. миссией управлял иеромонах Поликарп (Приймак), который по политическим причинам в 1949 г. был выслан из образовавшейся к тому времени на юге Корейского полуострова Республики Корея. Единственный остававшийся в миссии священник — кореец отец Алексий (Ким) после начала Корейской войны в июне 1950 г. был взят в плен вошедшими в Сеул северокорейцами. Сведений о его дальнейшей судьбе не сохранилось.
В 1955 г. в условиях отсутствия какой бы то ни было связи с Москвой на собрании корейских православных христиан было принято решение присоединиться к Вселенскому (Константинопольскому) Патриархату. В 1970 г. была учреждена Новозеландская митрополичья кафедра, включавшая и православные приходы Южной Кореи.
В 1975 г. в Сеул приехал архимандрит Сотирий (Трамбас), в течение нескольких десятилетий руководивший миссией в Корее и внесший неоценимый вклад в ее развитие. После архиерейской хиротонии в 1993 г. владыка Сотирий в сане епископа Зелонского управлял Корейским экзархатом Вселенской патриархии, а в 2004 г. после решения Вселенского патриархата об учреждении Корейской митрополии стал первым митрополитом Корейским. Будучи духовным руководителем и отцом не только православных корейцев, но и многих оказавшихся в Корее иностранцев, владыка Сотирий примером своей святой жизни, бесконечным терпением и жертвенной любовью стал для всех знающих его образцом истинного христианина и пастыря. В настоящее время владыка пребывает «на покое» в Преображенском монастыре в Капхёне в чине митрополита Писидийского. Покой этот, однако, весьма относителен. Владыка продолжает совершать богослужения, осуществляет духовное руководство над двумя насельницами монастыря – инокиней Силуаной из Англии и первой корейской монахиней сестрой Агафьей, а также другими своими духовными чадами, дает бесценные советы по церковному управлению своему приемнику митрополиту Амвросию, возглавившему Корейскую церковь в 2008 году.
Начиная с семидесятых годов прошлого столетия в Южной Корее ведется активное храмовое строительство. В 1978 г. был освящен собор святителя Николая в Сеуле, выстроенный на новом участке в районе Ахён-дон префектуры Мапхо-гу. Вскоре после этого в разных уголках страны были возведены православные храмы, часовни и монастыри: храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Пусане (1982), храм святого апостола Павла в Инчхоне (1984), Преображенский монастырь в Капхёне (1988), храм святого апостола Андрея Первозванного в Паланг-ли (1988), на базе которого в 2011 г. был основан мужской монастырь, храм Успения Пресвятой Богородицы в Чонджу (1992), часовня Воскресения Христова на кладбище в Йонгми-ли (1998), храм святого благоверного князя Бориса в Чхунчхоне (2003), храм святого Дионисия Эгинского в Ульсане (2005). Росписи всех этих храмов выполнены греческими иконописцами-волонтерами.
В конце 1980-х годов в Сеуле вновь появилась русская община. В 1996 г. по благословению Вселенского патриарха Варфоломея специально для нужд русскоговорящих верующих был освящен храм преподобного Максима Грека, расположившийся на участке храм святителя Николая. Иконостас, установленный в храме преподобного Максима, был привезен в Корею первыми русскими миссионерами более ста лет тому назад. В этом храме много старинных русских икон, плащаница и распятие. Здесь же устроен и церковный музей, где собрана старинная церковная утварь, первые православные переводы, выполненные сотрудниками Русской духовной миссии в Корее, облачение, подаренное миссии святым праведным Иоанном Кронштадтским. В алтаре хранится антиминс, подписанный владыкой Сергием (Тихомировым). Русские иконы первой Русской духовной миссии в Корее есть и в сеульском соборе святителя Николая. Это Тихвинская икона Пресвятой Богородицы, написанная русским иноком святой горы Афон в благословение Корейской миссии, а также образ преподобного Серафима Саровского, освященный в дни торжеств по случаю открытия его мощей в июле 1903 года.
С сентября 2000 г. окормлением русской паствы занимался священнослужитель Русской Православной Церкви иеромонах Феофан (Ким), специально командированный в Корею по просьбе владыки Сотирия. Во многом благодаря искреннему участию и стараниям отца Феофана русская православная община Сеула сегодня является поистине дружной православной семьей. Совместные трапезы после литургии, паломнические поездки и вечера встреч помогают объединить русскоговорящих православных прихожан. Их стараниями в трапезной при храме создана библиотека русских духовных книг.
После отъезда отца Феофана из Кореи в октябре 2011 г. в связи с архиерейской хиротонией и назначением на вновь созданную кафедру епископа Кызыльского и Тывинского в Сеул для окормления русских верующих прибыл иерей Роман Кавчак.
Более подробно с историей и сегодняшним днем Православной церкви в Корее, расписанием богослужений на церковно-славянском языке и другой полезной информацией можно ознакомиться на созданном стараниями прихожан сайте русскоговорящей православной общины по адресу: www.pravkorea.com.
Вера корейских Святых постоянно росла, но часто подвергалась испытаниям. Брат Чун Нак Сяо, который после своего крещения пошел служить в армию, чтобы исполнить свой воинский долг, вспоминает о некоторых испытаниях: «В течение трех лет службы в армии моя вера и свидетельство неоднократно подвергались испытаниям. Однажды командир нашего подразделения, будучи в нетрезвом состоянии, принес много спиртных напитков и стал заставлять членов своего подразделения выпить их. Поскольку мои сослуживцы знали, что я – СПД, они всегда осушали стакан за меня. Но в тот вечер он пристально наблюдал за мной и приказал мне выпить спиртное. Я объяснил, что не пью, однако он приказал мне сделать это. Я вновь отказался подчиняться. Он достал пистолет и, нацелив его на меня, приказал мне выпить. Все затаили дыхание, наблюдая за происходящим. Я вновь четко сказал: ‘Я не пью, сэр’. Мне казалось, что тот момент длился целую вечность. В конце концов он сказал: ‘Ладно, сдаюсь’, – и спрятал пистолет. Все облегченно вздохнули и вернулись в казарму. На следующее утро наш командир подразделения подошел ко мне и извинился за свое поведение накануне вечером. Позже он обращался ко мне за советами по личным вопросам»6.
Брат Чун служил на миссии полного дня в Корее, а позже – епископом прихода Аламеда в штате Мэриленд, США.
Брат Чжан Дэй Пэн также был среди тех, кто узнал о Евангелии от первых миссионеров, служивших в Корее. Он оставил учебу в Сеульском национальном университете, чтобы поступить в теологический колледж. Он мечтал стать пастором и возглавить христианскую общину в Корее.
Однажды друг подарил ему Книгу Мормона на английском языке, поскольку в то время она еще не была переведена на корейский язык. Он ощутил побуждение прочитать эту книгу. Он даже читал ее во время занятий в колледже. Когда его сокурсники спросили, что он читает, он сказал, что эта книга подобна Библии, и рекомендовал им приобрести ее.
В конце концов у брата Чжана начались неприятности в колледже. Руководители вызвали его и сказали, что он поддался искушению сатаны и ереси; они поставили его перед выбором: или учеба, или Книга Мормона. Ему было нетрудно принять решение, поскольку он уже знал, что Книга Мормона истинна.
Однако после присоединения к Церкви брат Чжан испытывал социальные и финансовые трудности. Он перестал получать стипендию колледжа и финансовую поддержку церкви, к которой он раньше принадлежал, а все его друзья отвернулись от него. Доктор Ким проявил заботу о нем. Позже брат Чжан внес неоценимый вклад в рост Церкви в Корее, сделав перевод на корейский язык Учения и Заветов и участвуя в редактировании гимнов. Прекрасные слова гимнов в его переводе до сих пор трогают сердца корейских членов Церкви.
Число крепких членов Церкви постоянно росло. В июле 1962 года была официально организована Корейская миссия. Гейл И. Карр, вернувшийся миссионер, служивший в Корее, был призван в качестве президента новой миссии. Одной из главных целей этого нового президента миссии стал перевод Книги Мормона на корейский язык и ее публикация. После долгих размышлений и молитв он поручил работу по переводу одному из миссионеров полного дня – старейшине Хан Ин Сангу. Старейшина Хан, просмотрев два предыдущих перевода7, успешно сделал новый перевод, и Книга Мормона впервые была опубликована в Корее в 1967 году.
Имея Книгу Мормона на своем родном языке, многие корейцы стали интересоваться Церковью после приглашения со стороны своих друзей. Посетителей было так много, что миссионерам не приходилось искать интересующихся, и некоторые миссионеры проводили обучение целыми днями.
Энтузиазм корейских Святых в миссионерской работе также сыграл важную роль в росте Церкви. Одним из прекрасных миссионеров был Ли Сан Мэн из прихода Джамсил, который присоединился к Церкви, когда ему было уже за пятьдесят. В его жизни было много взлетов и падений, однако он сохранил положительное отношение к своей религиозной стороне жизни. Будучи мастером по ремонту обуви, он всегда держал в своей мастерской несколько экземпляров Книги Мормона и предлагал клиентам взять ее бесплатно, если они обещают прочитать ее. Более пятидесяти человек, включая его родственников, присоединились к Церкви благодаря ему. Он десятки раз перечитывал образцовые труды Церкви. И даже когда он скончался, эти книги лежали рядом с ним8.
Знаете ли вы, что Южная Корея — один из крупнейших «экспортёров» Евангелия в мире? Возможно, вас удивит тот факт, что Южная Корея, принимающая у себя Зимние Олимпийские игры 2018 года — один из крупнейших «экспортёров» Евангелия по всему миру. Эксперты, изучающие всемирное миссионерское движение, считают вклад южнокорейских миссионеров в распространение христианства за последние полвека впечатляющим.
«В 1974 году корейские церкви отправили 24 миссионера», —— пишет лидер Корейского конгресса баптистов Чже Гюн Ли. «Потом их число увеличилось: через 40 лет после того, как Корея отправила первых миссионеров, 27 436 корейских миссионера, представляющих разные деноминации, служат в 170 странах мира».
Одна из причин, почему миссионерское движение в Южной Корее так успешно —— это расцвет христианства в Корее после переворота в 20 веке.
В 1885 году христианство в Корее исповедовал 1% населения.
В настоящее время — спустя сто тридцать три года с того момента, как Евангелие впервые достигло Корейского полуострова трудами иностранных миссионеров — христианство охватывает четверть населения Южной Кореи. И большинство принадлежит к церквям протестантских деноминаций.
«Подобный рост вызвал восхищение христиан по всему миру — то, как быстро Корея прошла путь от страны, не знакомой с Евангелием, до одной из крупнейших его экспортёров», — пишет Ли.
Эксперты считают великое Пхеньянское пробуждение в 1907 году значимым событием, ставшим причиной распространения христианства в Корее. Некоторые христиане стали называть Пхеньян «Восточным Иерусалимом».
Собрания духовного пробуждения, начавшиеся в 1907 году, продлились 40 лет, и результатом стала волна открывшихся церквей.
В наши дни в Сеуле, столице Южной Кореи, мегацерквей больше, чем в любом другом городе мира. Шесть из десяти крупнейших церквей мира находятся в Южной Корее.
В 2012 году, согласно официальной государственной статистике, количество протестантских церквей исчислялось 77 тысячами — это почти в три раза превышало количество супермаркетов в стране на тот момент.
Пробуждение 1907 года также запустило мощнейшее движение молитвы и покаяния, которое до сего времени ощущается в стране.
«Существует традиция корейской церкви, согласно которой люди идут в церковь в пять часов утра, чтобы прославить Бога и помолиться прежде, чем отправиться на работу», — пишет Ли.
В 2015 году в новостях CBN был репортаж об одной сеульской церкви, которая собирается на молитву каждый день рано утром, и делает это на протяжении 40 лет.
«Христиане не могут жить без веры и молитвы ни единого момента», — рассказал в 2015 году CBN старейшина церкви в Масане Сеон Гию Ким. «Я считаю, что утренняя молитва — это Божье благословение для нас».
Ли пишет, что молитва сыграла решающую роль и стала причиной того, что многие южнокорейские миссионеры отправились служить.
«Именно во время этих молитв на заре Господь призвал многих корейцев на миссию», — говорит Ли. — Если Господь ведёт, даже когда это кажется иррациональным, люди готовы следовать за Ним, не зная, куда именно Он их поведёт, как это сделал Авраам».
«Корейские миссионеры уверены, что Господь позаботится о них, потому что это Он их призвал и отправил на служение», — добавляет Ли.
В 2006 году Южная Корея занимала второе место по количеству отправленных на служение миссионеров, уступая лишь Соединенным Штатам. Согласно последним данным, Южная Корея несколько сдала свои позиции, опустившись на шестую строчку.
Ли, получивший степень доктора служения в Юго-Западной баптистской теологической семинарии, пишет, что активно участвовал в миссионерской деятельности с 1987 года, когда он вместе со своей семьёй переехал на Фиджи, чтобы служить миссионером. Он говорит, что церкви Южной Кореи продолжают призывать христиан к кратковременным миссионерским поездкам.
«Корейские церкви во время летних отпусков вывозят своих прихожан за пределы страны в поездки видения, молитвы и на кратковременное служение заграницей», — пишет Ли. — Молодые люди, возвращаясь из таких поездок, часто посвящают жизнь миссионерскому служению, а члены церкви получают видение нести Евангелие всему миру».
Несмотря на все усилия, в последнее время возрастает количество молодых людей в Южной Корее, которые отступают от веры, по причине общей секуляризации общества.
«История нашей страны по-прежнему достаточно молода, и скорее всего, нам предстоит усвоить уроки в связи с секуляризацией в нашей стране и различными угрозами», — признает Ли. И всё же он «уверен, что Бог продолжит совершать великие дела через корейскую церковь, если мы будем продолжать следовать за Ним».
Часть серии о
Мифология и фольклор
Музыка и исполнительское искусство
Памятники
Национальные символы Кореи
Организации
Портал христианства
Практика христианства в Корее вращается вокруг двух ее крупнейших ветвей, протестантизма и католицизма , которые составляют 8,6 миллиона и 5,3 миллиона членов соответственно. Католицизм был впервые введен в конце периода династии Чосон учеными-конфуцианцами, которые столкнулись с ним в Китае. В 1603 году, Yi Гван Чжон , корейский дипломат, вернулся из Пекина неся несколько богословских книг , написанных Маттео Риччи , итальянский иезуитского миссионера Китая . Он начал распространять информацию в книгах, и были посеяны первые семена христианства . В 1758 году король Чосон Ёнджо официально объявил католицизм вне закона как «злую практику». Католицизм был вновь введен в 1785 году И Сын Хун, и с тех пор корейские христиане стали приглашать католических священников из Франции и Китая.
Королевские власти Чосон рассматривали новую религию как подрывное влияние и преследовали ее первых последователей в Корее, кульминацией чего стало католическое преследование 1866 года, в результате которого были убиты 8000 католиков по всей стране, в том числе девять французских священников-миссионеров. Открытие Кореи для внешнего мира в конце девятнадцатого века принесло религиозную терпимость оставшимся католикам, а также принесло протестантизм через американских миссионеров, начиная с 1884 года. Первая протестантская церковь в Корее была основана Со Сан Рюном и первым протестантским миссионером В Корею прибыл Гораций Ньютон Аллен , оба события произошли в 1884 году. Гораций Аллен был северным пресвитерианским миссионером, который стал американским дипломатом. Он служил в Корее до 1905 года, когда к нему присоединились многие другие.
До 1945 года рост обеих деноминаций был постепенным. В тот год приблизительно 2% населения были христианами. Быстрый рост последовал после войны, когда Корея была освобождена от японской оккупации союзниками: к 1991 году 18,4% населения (8,0 миллиона) были протестантами, а 6,7% (2,5 миллиона) были католиками. Католическая церковь увеличила свое членство на 70% за десять лет, предшествовавших 2007 году. В Корее также возникли многочисленные неортодоксальные секты, такие как Церковь Объединения, основанная в 1954 году Сон Мён Муном .
Влияние на образование было решающим, поскольку христианские миссионеры открыли 293 школы и 40 университетов, включая три из пяти ведущих академических учреждений. Христианство было связано с более широким распространением образования и западной модернизацией. Католицизм и протестантизм рассматриваются как религия среднего класса, молодежи, интеллигенции и горожан и играют центральную роль в стремлении Южной Кореи к современности и вестернизации после окончания Второй мировой войны и освобождения Кореи . Однако в начале 21 века рост протестантизма замедлился, возможно, из-за скандалов, связанных с церковным руководством, фундаментализмом и конфликтами между различными сектами. Некоторые аналитики также объясняют это чрезмерно ревностной миссионерской работой.
Между тем, восточное православие в Южной Корее насчитывает около четырех тысяч приверженцев, или 0,005% от всего населения.
По состоянию на 2010 год 29% населения Южной Кореи — христиане.
Правительство оценило количество протестантских церквей в 17 000 и католических церквей в 3 000. Всего насчитывается 20 000 церквей.