Родился 16 ноября 1874 г. (4 по старому стилю) в селе Александровском близ Санкт-Петербурга. Его отец — Василий Иванович (1837-1913), происходил из дворян Одесской губернии, был военным моряком, ветераном Крымской войны 1853-1856 гг., имел чин генерал-майора морской артиллерии. С 1860-х гг. Василий Колчак служил военным представителем Морского министерства на Обуховском сталелитейном заводе. Мать — Ольга Ильинична (1855-1894), происходила из одесской купеческой семьи, была домохозяйкой.
В 1894 г. Александр Колчак окончил Морской кадетский корпус.
Военная и научная карьера в дореволюционный период
В 1894-1899 гг. будущий адмирал служил помощником вахтенного начальника, вахтенным начальником на крейсере «Рюрик» и парусно-винтовом клипере «Крейсер», принимал участие в нескольких заграничных плаваниях. В 1898 г. произведен в лейтенанты.
В декабре 1899 г. был откомандирован в распоряжение Императорской Санкт-Петербургской академии наук, прошел подготовку в Главной физической обсерватории (Санкт-Петербург) и в Павловской магнитной обсерватории.
С июня 1900 г. по сентябрь 1904 г. участвовал в Русской полярной экспедиции барона Эдуарда Толля на шхуне «Заря», занимал должности 2-го помощника командира судна и гидрографа. Экспедиция исследовала часть маршрута Северного морского пути — полуостров Таймыр, Новосибирские острова, остров Котельный. Колчак вел исследования полярных льдов, открыл ряд неизвестных ранее географических объектов. Один из островов в Таймырском заливе был назван его именем (в 1937 г. был переименован в остров Расторгуева, в 2005 г. историческое название восстановлено). В 1903 г. Александр Колчак руководил спасательной экспедицией на остров Беннета, где вынуждена была зимовать исследовательская группа барона Толля.
С началом Русско-японской войны 1904-1905 гг. Колчак по собственной просьбе был направлен в крепость Порт-Артур. Служил на крейсере «Аскольд» и минном заградителе «Амур». В апреле – ноябре 1904 г. — командир миноносца «Сердитый». Затем командовал береговой батареей на северо-восточном участке обороны. После капитуляции Порт-Артура Александр Колчак был взят японцами в плен и направлен в лагерь военнопленных в Нагасаки. В июне 1905 г. вернулся в Россию.
В 1905-1906 гг. состоял в распоряжении Академии наук, занимался обработкой материалов Русской полярной экспедиции, подготовил карту сибирского берега от Обской губы до Таймырского полуострова и три навигационные карты Карского моря. В 1906 г. вел подготовку Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана.
С мая 1906 г. по май 1908 г. был прикомандирован к Морскому генеральному штабу (МГШ). С июня 1906 г. исполнял обязанности штаб-офицера МГШ, принимал участие в разработке программы реформирования русского флота. С апреля 1908 г. был начальником отдела Балтийского театра военных действий в МГШ. В 1908 г. произведен в капитаны 2-го ранга.
В 1908-1910 гг. командовал транспортом «Вайгач», который являлся базой Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана.
В 1911-1912 гг. — начальник 1-й оперативной части Морского генерального штаба.
Весной 1912 г. вернулся в действующий флот, командовал эскадренными миноносцами «Уссуриец» и «Пограничник». В 1913 г. произведен в капитаны 1-го ранга.
С декабря 1913 г. по декабрь 1915 г. был начальником оперативного отделения штаба командующего морскими силами Балтийского моря. С началом Первой мировой войны участвовал в разработке и реализации планов минных операций по блокированию германских военно-морских баз на Балтике. В январе 1915 г. руководил 4-й (Данцигской) минно-заградительной операцией, в ноябре 1915 г. — высадкой морского десанта в германском тылу в районе мыса Домеснес (Калкасрагс) у входа в Рижский залив.
С декабря 1915 г. по июнь 1916 г. — командир минной дивизии Балтийского моря, одновременно исполнял обязанности командующего морскими силами Рижского залива. Весной 1916 г. произведен в чин контр-адмирала.
С июля 1916 г. по июнь 1917 г. — командующий Черноморским флотом. В июле 1916 г. был произведен в вице-адмиралы. Под руководством Колчака была осуществлена минная блокада пролива Босфор, которая значительно снизила боевые возможности германского и турецкого флотов в Черном море.
Александр Колчак в 1917 г.
В дни Февральской революции 1917 г. Ставка Верховного главнокомандующего запросила мнение командующих фронтами и флотами о возможности отречения императора Николая II от престола. Большинство командующих высказались за отречение, Колчак не ответил на запрос из Ставки. При этом позднее вице-адмирал заявил начальнику штаба Ставки генералу Михаилу Алексееву, что предложение об отречении императора он «принял безоговорочно». 21 (8 марта) 1917 г. Колчак первым на Черноморском флоте признал Временное правительство и передал ему приветствие от имени флота. В одном из интервью заявил, что «приветствовал (Февральский — прим. ТАСС-ДОСЬЕ) переворот, как путь к победе». В апреле 1917 г. побывал в Петрограде, где доложил Временному правительству о положении дел на флоте. По возвращении в Севастополь пытался противодействовать разложению личного состава флота. Однако 19 (6) июня 1917 г. Севастопольской совет, состоявший из членов социалистических партий, постановил отрешить Колчака от должности командующего и разоружить всех офицеров флота. Вице-адмирал направил Временному правительству телеграмму, к которой заявил, что в создавшейся обстановке не может оставаться на своем посту. В том же месяце он выехал в Петроград.
По настоянию премьера Александра Керенского, который опасался популярности Колчака, бывший командующий Черноморским флотом в июле 1917 г. был включен в состав российской военно-морской миссии, направленной в США.
С августа по октябрь 1917 г. находился в Великобритании, США и Японии. Известие о захвате власти в России большевиками застало Колчака в г. Иокагаме. С целью продолжить участие в войне с Германией вице-адмирал поступил на британскую военную службу, однако позднее британское командование отказалось от его услуг.
В Белом движении
В марте — апреле 1918 г. Александр Колчак занимал должность начальника охраны Китайско-Восточной железной дороги. Руководил в г. Харбине (Китай) подготовкой вооруженных формирований для борьбы с большевиками, однако из-за разногласий с главой японской военной миссии покинул пост.
В 1918 г. принял решение присоединиться к Добровольческой армии генерал-лейтенанта Антона Деникина. Следуя на Юг России, в октябре 1918 г. прибыл в Омск. 4 ноября 1918 г. был назначен военным и морским министром Временного Всероссийского правительства (Директории) в Омске. Кандидатура Колчака была поддержана военными, представителями центристских и правых партий, а также Всероссийского национального центра (координировал деятельность различных антибольшевистских правительств). Эти структуры рассчитывали на помощь Колчака в противостоянии с левым флангом Директории, который составляли представители партии эсеров.
С 18 ноября 1918 г. по 4 января 1920 г. – Верховный правитель России, общепризнанный лидер Белого движения. В ночь с 17 на 18 ноября 1918 г. в Омске военными были арестованы члены Директории – представители партии эсеров, которые готовили вооруженный захват власти. На экстренном заседании правительства Александру Колчаку были переданы полномочия по осуществлению верховной государственной власти в России, присвоены звания Верховного правителя и адмирала. В подчинение Колчака переходили все антибольшевистские вооруженные силы. Верховный правитель наделялся полномочиями предпринимать любые меры, вплоть до чрезвычайных, по установлению в стране гражданского порядка и законности. Верховная власть Колчака была признана Временным правительством Северной области в Архангельске, командующим Северо-Западной армией Николаем Юденичем и главнокомандующим Добровольческой армией Антоном Деникиным. В 1919 г. правительство Колчака, подтвердив верность внешнеполитическим, военным и финансовым обязательствам России, установило дипломатические отношения со странами Антанты. В сфере внутренней политики Колчак считал необходимым сохранить режим военной диктатуры до победы над большевиками. Дальнейшее политическое устройство России, по его мнению, должно было определить Учредительное собрание. При поддержке Колчака велось расследование убийства царской семьи в Екатеринбурге.
В ноябре 1919 г., после поражения от Красной армии, Александр Колчак вместе с остатками своих частей отступил к Иркутску. 4 января 1920 г. он передал пост Верховного правителя России генералу Деникину.
Трассу Транссибирской магистрали в районе Иркутска в начале 1920 г. контролировали части Чехословацкого корпуса, эвакуировавшиеся из России в Европу через Владивосток. 15 января 1920 г. с санкции главы французской военной миссии в России генерала Мориса Жанена командование Чехословацкого корпуса выдало адмирала Колчака представителям эсеро-меньшевистского Политцентра, действовавшим в Иркутске. При этом эшелон с частью золотого запаса Российской империи, который везли из Омска части Колчака, был захвачен чехословаками.
21 января, после перехода власти в городе к большевикам, Александр Колчак был передан Иркутскому военно-революционному комитету (ВРК).
7 февраля 1920 г. по секретному распоряжению лидера большевиков Владимира Ленина (Ульянова) и постановлению Иркутского ВРК Александр Колчак без суда был расстрелян в Иркутске на берегу р. Ушаковка близ ее впадения в р. Ангару. Тело адмирала было сброшено в прорубь.
Звания и награды
Александр Колчак имел звания вице-адмирала Русского императорского флота (1916) и адмирала Сибирской флотилии (1918).
Был награжден орденами Святого Владимира III и IV степеней с мечами (1915, 1903), Святой Анны I, II степеней (1917, 1910) и IV степени с надписью «За храбрость» (1904), Святого Станислава I и II степеней с мечами (1916, 1905), Святого Георгия III, IV степеней (1919, 1915). Также имел золотое наградное оружие «За отличие в делах против неприятеля под Порт-Артуром» (1905). Отмечен иностранными наградами – офицерским крестом ордена Почетного легиона (Франция, 1914), рыцарским крестом ордена Бани (Великобритания, 1915).
Был удостоен Константиновской медали (1906) — высшей награды Императорского Русского географического общества.
Семья
Супруга Александра Колчака — Софья Федоровна Омирова (1876-1956), в 1919 г. эмигрировала из России, скончалась во Франции. Сын Ростислав (1910-1965) жил во Франции, работал в банке, во время Второй мировой войны воевал в частях французской армии.
В последние годы жизни спутницей Александра Колчака была художница и поэтесса Анна Тимирева (1893-1975).
Пока Э. В. Толь готовил свою экспедицию, появилась новая информация о теплых островах, а возможно даже целом континенте в Северном Ледовитом океане. Острова, подобно Якову Санникову видели члены военной экспедиции под руководством адмирала П. Ф. Анжу. На собачьих упряжках они попытались достичь неизвестной земли, но уперлись в торосы и вернулись назад. Местные рыбаки также не раз видели неведомую землю. Наконец в 1900 году экспедиция под руководством Э. В. Толля и А. В. Колчака на яхте «Заря» отправилась на поиски неизвестной земли. Вскоре путешественники увидели на горизонте очертания островов, но добраться до них на корабле так и не смогли. Тогда Э. В. Толль решил оставить яхту у Новосибирских островов и на собачьих упряжках отправиться к неизвестной земле. Предполагалось, что «Заря» с А. В. Колчаком на борту заберет путешественников спустя два месяца с острова Новый. Но корабль оказался заперт во льдах и дал течь. «Заря» в авральном порядке вернулась в порт Тикси. Поиски барона де Толя начались лишь спустя год. В 1903 году на его поиски отправился Александр Колчак. Спасательная экспедиция начала розыски барона с острова Беннета, к которому ранее на собачьих упряжках отправился Э. В. Толль. На острове Колчак обнаружил зимовье полярника, находящееся в отличном состоянии. В нем находилось достаточно продуктов, а все вещи лежали на местах. Создавалось впечатление, что люди лишь ненадолго покинули это место, чтобы скоро вернуться. Но, ни Э. В. Толля ни его спутников А. В. Колчак так и не нашел. Не были обнаружены и, их останки. Возможно путешественникам, действительно удалось найти затерянную во льдах Землю Санникова, чтобы остаться там навсегда.
«Если бы не началась война, он определенно бы стал выдающимся ученым», — писали о командующем Черноморским флотом вице-адмирале Колчаке современники.
И ведь действительно, в советские времена было не принято рассказывать об участниках Белого движения в каком-то положительном ключе. Поэтому о научных достижениях Александра Колчака долгое время молчали. А его полярные исследования в начале XX века имели огромный вес. «Звезда» рассказывает о первой полярной экспедиции будущего адмирала.
Таинственная земля Санникова
Земля Санникова будоражила умы исследователей всех мастей еще в конце XIX века. Император Александр III особенно благоволил первооткрывателям и пообещал, что тот, кто сможет добраться до этой таинственной земли, получит не много ни мало весь остров в подарок. Это обещание он дал, поздравляя выпускников Морского корпуса в Петербурге.
«Кто откроет эту землю-невидимку, тому она и принадлежать будет. Дерзайте, мичмана!», — произнес император.
Поэтому мичманы и дерзали. В 1900 году на Полярную экспедицию барона Толля, известного полярного исследователя и геолога, было выделено 240 тысяч рублей, что по тем временам было очень существенно. 60 тысяч из этого пошли на покупки и переоборудование китобойной норвежской шхуны, которую назвали «Заря».
Значение освоения угольных месторождений в Арктике
Американский исследователь Джордж Вашингтон Делонг еще в конце XIX века обнаружил на острове Беннета залежи угля. Опираясь на его исследования, известный русский геолог Эдуард Толль предположил, что залежи угля, которые были найдены на острове Южная Сибирь, могут простираться и дальше на север. Именно поэтому и было решено организовать экспедицию. Казалось бы, зачем добывать уголь в Арктике, чтобы потом вывозить его на материк? Оказалось, что как раз его и не нужно вывозить.
Уголь был важен для освоения Северного морского пути. Ведь паровые суда расходовали его в полярных широтах в два раза больше. Важность этого маршрута осознал еще Дмитрий Менделеев, а плотно за его освоение взялся адмирал Макаров. Действительно, перебрасывать суда и корабли из Архангельска во Владивосток было намного проще по Северному морскому пути, чем огибать Африку и через Цусимский пролив идти к нашим портам. Поэтому освоение этого практически внутреннего маршрута было стратегически важной задачей.
Первая экспедиция
Путь «из варяг в японцы», как его шутливо окрестили современники, привлекал очень многих. Поэтому, когда по Высочайшему повелению императора Николая II началась активная подготовка к экспедиции, на стол барона Толля буквально градом посыпались рапорты с просьбой зачислить в команду. Просился и Колчак, к тому моменту новопроизведенный лейтенант. Барон тогда выслушал его, и сказал, что у него на борту уже есть два лейтенанта и ему «более, чем достаточно».
Однако, через некоторое время барон свое мнение поменял. Уже неизвестно, впечатлили ли его работы по гидрографии лейтенанта, которые он в свободное от службы время проводил и некоторые даже опубликовал, или просто освободилось место, но Колчак попал в эту первую полярную экспедицию.
Как и у всех членов экипажа, у лейтенанта была определенная задача – изучить так называемую «мертвую воду». О таком феномене барону Толлю рассказал его знаменитый коллега, полярный исследователь Фритьоф Нансен. Этот эффект, создаваемый из-за разницы температур холодной пресной и теплой соленой воды, сильно затруднял движение судов.
Шхуна отшвартовалась от пристани в Санкт-Петербурге 21 июня 1900 года. И как пишут практически все участники экспедиции, у Толля почти сразу начались конфликты с капитаном судна – лейтенантом Коломейцовым. Первый полагал, что задача капитана – исключительно довезти ученых до места и не вмешиваться в процесс, а капитан, в свою очередь, воспринимал исследователей как пассажиров и не более и пытался подчинить их жесткой корабельной дисциплине.
Два года участники экспедиции становились свидетелями этого по большей части тихого, но иногда и выплескивающегося противостояния. Однажды Толль просто списал неуступчивого лейтенанта на берег. Изначально перед Коломейцевым стояла задача организовать два склада угля для «Зари» — один на острове Диксон, а другой на Котельном. Однако денег Академия выделила только на один, и тут мнения барона и капитана разошлись. Коломейцев предлагал начать с Котельного, потому что по его расчетам, без этого склада невозможно было бы вернуться из Северных морей, но Толль настоял на складировании на Диксоне. В итоге, Коломейцев отправился заниматься складами, но через некоторое время, не найдя дороги вернулся к вмерзшей в лед шхуне. Обмороженный и уставший, он нуждался в отдыхе, однако, Толль, апеллируя к необходимости срочного снабжения шхуны углем, отправил лейтенанта обратно.
После изнурительных переходов «Заря» под командованием лейтенанта Матисена встала на зимовку в Таймырской губе. И вплоть до августа 1901 года участники экспедиции выбирались для изысканий только на собачьих упряжках. Всего на борту шхуны числилось 60 собак. У Колчака даже появилась любимица – лайка по кличке Печать. Во время одной из вылазок Колчак буквально на себе донесет ее, обессилевшую, до «Зари».
Самую долгую вылазку Колчак предпринял вместе с бароном Толлем в апреле-мае 1901 года. Всего она продолжалась 41 день, за это время Толль и Колчак прошли более 500 верст. Уже после выяснится, что до той самой заветной земли Санникова, или как ее назовет Борис Вилькицкий в 1913 году Земля Николая II, им оставалось всего 28 миль. Однако, припасы еды были на исходе. Сначала рацион исследователи урезали наполовину, потом сократили еще. В один из дней их застал такой буран, что выйти из брезентовой палатки, которая от холода и ветра практически не укрывала, не представлялось возможным. Толля и Колчака спас тогда небольшой примус, на котором можно было один раз в сутки согреть воду и всыпать туда немного хлебных крошек, чтобы протянуть еще один день. Толль устроил на Таймыре большой продовольственный склад, а в качестве указателя водрузил возле него олений череп на палке. Помимо исследований, Колчак с начальником экспедиции отправились на его поиски. Но склад обнаружили только спустя 70 лет. И даже через такое огромное количество времени, запасы оказались вполне съедобными.
Но пока Колчак и Толль бродили в северных широтах, наносили на карту очертания Таймыра. Им удалось даже открыть несколько островов, один из которых благодарный барон назвал в честь своего юного соратника. Гордый Колчак сам нанес очертания «своей земли» на карту. Во время этого тяжелого перехода Колчак уточник структуру и рельеф берега Таймырского пролива.
Только в августе 1901 года шхуна смогла выйти из бухты в Таймырской губе и перейти до острова Котельный. Там шхуна вновь встала на зимовку. К этому времени Колчак набрался знаний и опыта по выживанию в суровых условиях. Он научился управлять собачьей упряжкой (оказалось, что это не проще, чем вождение автомобиля), спать в снегу, свежевать оленя.
«Поначалу лейтенант-гидрограф (т.е. Колчак — прим.ред.) – придирчивый к матросам, к собакам и вовсе был строг, а дикого зверя или птицу вообще рассматривал только через прицел. И только после путешествий с Толлем он полюбил лающую братию и под конец уговаривал барона не убивать больных собак, надеясь, что они отлежатся. А в усатых моржей прямо таки влюбился и на мушку не брал», — пишет о будущем адмирале член экспедиции, зоолог Бялыницкий-Бируля.
Однако, вторая зимовка далась намного тяжелее, чем первая. Давал о себе знать авитаминоз. И несмотря на все усилия барона, который пытался как мог разнообразить досуг своих подопечных устраивая лекции и литературные вечера, обстановка становилась все напряженнее.
Барон написал тогда в дневнике: «Только бы достичь этой земли». Честь просто не позволила барону вернуться ни с чем. Однако, подвергать опасности других участников экспедиции Толль не стал. Он отправил лейтенантов Колчака и Маттисена на «Заре» в устье Лены, велел встать там на якорь и добраться до Петербурга с результатами экспедиции. Это было его последним распоряжением.
Только к декабрю 1902 года им удалось выполнить наказ барона. Колчак, прибывший в Петербург с томами изысканий, тут же отправился в Академию и начал уговаривать Совет снарядить спасательную экспедицию. Колчак был серьезно обморожен, обессилен, однако, рвался спасать барона. Сам адмирал Макаров предложил отважному лейтенанту помощь, однако, стоимость зимовки и угля для большого судна была неподъемна для Академии. Тогда Колчак начал просить снарядить хотя бы небольшую экспедицию. Он был уверен, что барону и его спутникам – астроному Зеебергу и двум каюрам удалось добраться до острова Беннета, где была сооружена зимняя хижина с запасами. Совет качал головой, кто-то подозревал, что за два года плавания во льдах, молодой лейтенант несколько тронулся умом. Однако вера Колчака в успех предприятия была столь сильна, что Совет махнул рукой и выделил ему деньги. Ровно на следующий день после получения разрешения, Колчак выехал в Архангельск, где его ждали 160 ездовых собак и ссыльный студент Оленин, который должен был организовать переправку исследователя до стоящей в устье Лены «Зари». Насколько это было возможно быстро, лейтенант добрался до шхуны, где его ждал лейтенант Матисен. Судно необходимо было переправить к Новосибирским островам. Навигация была невозможна – все было сковано льдом. Ничего не оставалось, как снять с «Зари» вельбот, поставить на нарты и потащить через снега и льды на собаках. Так началась вторая полярная экспедиция Колчака. О ней читайте в нашем материале в среду.