Содержание
- «Не поститесь с лицемерами»
- Пост лицемеров
- Долгожданный дождь
- Образец благочестия
- Два из семи
- «Мы» и «они»
- Богословие традиции
- Церковь на посту
- От добровольного к обязательному
- Средство или цель?
- Сколько дней поста в этом году?
- Сколько церковных постов в году: православное воздержание
- Календарь питания Рождественского поста
- Календарь рождественского поста по дням
- Что такое сплошная седмица в православном календаре
- Есть ли сплошная седмица после Успенского поста
- Рождественский пост 28 ноября – 6 января
- Сплошные седмицы
- О трапезе в праздники
«Не поститесь с лицемерами»
Женщина в платке и длинной юбке уже долго мучила продавщицу кондитерского отдела: «Покажите мне, пожалуйста, еще эту коробку конфет. Вот жалость, и они не подходят – в них тоже сухое молоко». «Простите, у Вас непереносимость этого компонента?» – тактично спросила сотрудница магазина. «Да нет, иду в гости на день рожденья, а сегодня среда – постный день; ведь мы, православные, среду и пятницу свято чтим», – гордо ответила женщина, глубоко поглощенная анализом химического состава сладостей…
Иерей Владимир Хулап, кандидат богословия,
клирик храма св. равноап. Марии Магдалины г. Павловска,
референт Санкт-Петербургского филиала ОВЦС МП
Пост среды и пятницы – одна из традиций Православной Церкви, к которой мы настолько привыкли, что большинство верующих просто никогда не задумывалось о том, как и когда он возник.
Действительно, практика эта очень древняя. Несмотря на то что она не упоминается в Новом Завете, о ней свидетельствует уже раннехристианский памятник «Дидахи», или «Учение двенадцати апостолов», возникший в конце I – начале II вв. в Сирии. В 8 главе этого текста мы читаем интересное предписание: «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой».
Перед нами – традиционный ветхозаветный счет дней недели, соответствующий порядку творения в 1 главе книги Бытия, где каждую седмицу завершает суббота.
Если перевести текст на язык известных нам календарных реалий (первый день недели в «Дидахи» – следующее за субботой воскресенье), то мы увидим четкое противопоставление двух практик: пост в понедельник и четверг («во второй и пятый день недели») против поста среды и пятницы («в четвертый и шестой»). Очевидно, что вторая из них – это наша сегодняшняя христианская традиция.
Но кто такие «лицемеры» и почему было необходимо выступать против их поста на самой заре церковной истории?
Пост лицемеров
В Евангелии мы неоднократно встречаем слово «лицемеры», грозно звучащее из уст Христа (Мф.6:2,5,16, 7:5, 15:7, 16:3 и др.). Он использует его, говоря о религиозных лидерах израильского народа той эпохи – фарисеях и книжниках: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры» (Мф.23,13-15). Более того, Христос прямо осуждает их практику поста: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» (Мф.6,16).
В свою очередь, «Дидахи» – древний иудео-христианский памятник, отражающий литургическую практику раннехристианских общин, состоявших преимущественно из обратившихся ко Христу иудеев. Он открывается популярным иудейским «учением о двух путях», полемизирует с иудейскими предписаниями о ритуальных качествах воды, использует в качестве евхаристических молитв христианскую переработку традиционных иудейских благословений и т. д.
Очевидно, в предписании «Посты же ваши да не будут с лицемерами» не было бы нужды, если бы не существовало христиан (и, судя по всему, значительного числа), которые придерживались постной практики «лицемеров» – очевидно, продолжая следовать той самой традиции, которую они соблюдали до своего обращения ко Христу. Именно на нее обращен огонь христианской критики.
Долгожданный дождь
Общеобязательным постным днем для иудеев в I в. Р. Х. был День Очищения (Йом Киппур). К нему добавлялись четыре однодневных поста в воспоминание национальных трагедий: начала осады Иерусалима (10 тевета), завоевания Иерусалима (17 тамуза), разрушения Храма (9 ава) и убийства Годолии (3 тишри). В случае наступления тяжелых бедствий – засухи, угрозы неурожая, эпидемии смертельных болезней, нашествия саранчи, угрозы военной атаки и т. д. – могли объявляться особые периоды поста. В то же время существовали и добровольные посты, рассматривавшиеся как дело личного благочестия. Еженедельный пост понедельника и четверга возник в результате соединения двух последних категорий.
Основная информация об иудейских постах находится в талмудическом трактате «Таанит» («Посты»). Помимо прочего, в нем описывается одно из самых страшных для Палестины природных бедствий – засуха. Осенью, в месяце мархешван (начало периода дождей в Израиле, октябрь – ноябрь по нашему солнечному календарю), назначался особый пост о даровании дождя: «Если дожди не пошли – отдельные люди начинают поститься, и постятся три поста: в понедельник, четверг и следующий понедельник». Если ситуация не менялась, то точно такая же схема поста предписывалась в течение двух следующих месяцев кислева и тебета (ноябрь – январь), однако теперь его должны были соблюдать все израильтяне. Наконец, в случае продолжения засухи, строгость поста усиливалась: в течение следующих семи понедельников и четвергов «сокращали торговлю, строительство и посадки, число обручений и бракосочетаний и не здоровались друг с другом – как люди, на которых разгневался Вездесущий».
Образец благочестия
Талмуд говорит, что «отдельные люди», упоминающиеся в начале данных предписаний, – это раввины и книжники («те, кого можно поставить руководителями общины»), либо особые аскеты и молитвенники, чья жизнь рассматривались как особо угодная Богу.
Некоторые благочестивые раввины продолжали соблюдать обычай поститься в понедельник и четверг в течение всего года, независимо от погодных реалий. Этот широко распространившийся обычай упоминается даже в Евангелии, где в притче о мытаре и фарисее последний выдвигает такой двухдневный пост в качестве одной из своих отличительных особенностей от остального народа: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю…» (Лк.18,11-12). Из этой молитвы следует, что подобный пост не был общеобязательной практикой, именно поэтому фарисей и хвалится им перед Богом.
Хотя евангельский текст и не говорит о том, что это за дни, не только иудейские, но и христианские авторы свидетельствуют, что ими были именно понедельник и четверг. К примеру, св. Епифаний Кипрский († 403 г.) говорит, что в его время фарисеи «постились два дня, во второй и пятый день по субботе».
Два из семи
Ни талмудические, ни раннехристианские источники не сообщают нам о том, почему были выбраны именно два еженедельных дня поста. В иудейских текстах мы встречаем попытки позднейшего богословского обоснования: воспоминание восхождения Моисея на Синай в четверг и схождения в понедельник; пост о прощении грехов, вызвавших разрушение Храма и для предотвращения подобного несчастья в будущем; пост за плавающих в море, путешествующих в пустыне, за здоровье детей, беременных женщин и кормящих матерей и т. д.
Внутренняя логика такой схемы становится более ясной, если мы взглянем на распределение этих дней в рамках иудейской недели.
Само собой разумеется, что пост в субботу был запрещен, поскольку она считалась днем радости о завершении творения мира. Постепенно святость субботы начали ограничивать с двух сторон (пятницей и воскресеньем): во-первых, чтобы кто-то случайно не нарушил постом субботней радости, не зная точного времени ее наступления и завершения (оно варьируется в зависимости от географической широты и времени года); во-вторых, для отделения периодов поста и радости друг от друга хотя бы одним днем.
Об этом ясно говорит Талмуд: «Не постятся накануне субботы из-за чести, подобающей субботе и не постятся в первый день (т. е. в воскресенье), чтобы тем самым резко не переходить от отдыха и радости к труду и посту».
Иудейский пост той эпохи был очень строгим – он длился либо с момента пробуждения до наступления вечера, либо с вечера до вечера, поэтому его продолжительность могла достигать 24 часов. В течение этого времени была запрещена любая еда, а некоторые отказывались и от употребления воды. Понятно, что два таких следующих друг за другом постных дня были бы слишком тяжелым испытанием, как говорит еще один талмудический текст: «Посты эти… не следуют друг за другом подряд, каждый день, потому что такое предписание не в состоянии выполнить большинство общества». Поэтому понедельник и четверг стали равноудаленными друг от друга постными днями, которые вместе с субботой были призваны к еженедельному освящению времени.
Постепенно они приобрели и литургическое значение, став наряду с субботой днями общественного богослужения: многие благочестивые иудеи, пусть даже и не соблюдавшие пост, старались прийти в эти дни в синагогу на особую службу, во время которой читалась Тора и произносилась проповедь.
«Мы» и «они»
Вопрос об обязательности ветхозаветного наследия стоял в ранней Церкви очень остро: для решения вопроса о том, нужно ли обрезывать принимающих христианство язычников, даже потребовался созыв Апостольского собора (Деян.15). Апостол Павел неоднократно подчеркивал свободу от иудейского церемониального закона, предупреждая о лжеучителях, «запрещающих употреблять в пищу то, что Бог сотворил» (1Тим.4:3), а также опасности «наблюдения дней, месяцев, времен и годов» (Гал.4,10).
Противостояние с еженедельным иудейским постом начинается не в «Дидахи» – возможно, о нем говорится уже в Евангелии, когда окружающие не понимают, почему не постятся ученики Христа: «почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?» (Мк.2:18). Едва ли можно предположить, что речь здесь идет об одном из общеобязательных ежегодных иудейских постов – мы видим, что Христос исполняет Закон, выступая против позднейших ритуальных раввинистических предписаний, «предания старцев» (Мф.15:2). Поэтому речь здесь, судя по всему, идет именно об этих еженедельных постах, соблюдение которых рассматривалось в качестве важной составляющей благочестивой жизни.
Спаситель ясно отвечает на этот вопрос: «могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк.2:19-20).
Вполне возможно, что некоторые палестинские верующие понимали эти слова Христа таким образом, что после Вознесения наступило время соблюдать традиционные иудейские посты. Поскольку эта традиция была популярна среди вчерашних выходцев из иудаизма, более эффективным путем борьбы представлялась ее христианская модификация. Поэтому, не желая уступать в уровне благочестия, христианские общины установили свои еженедельные постные дни: среду и пятницу. «Дидахи» ничего не говорит нам о том, почему были выбраны именно они, однако текст ясно подчеркивает полемическую антииудейскую составляющую: «лицемеры» постятся два дня в неделю, христиане не отказываются от этой практики, которая, очевидно, сама по себе не плоха, но устанавливают свои дни, рассматривающиеся как характерная и отличительная особенность христианства по сравнению с иудаизмом.
В христианстве высшей точкой недельного круга становится воскресный день, поэтому естественным образом меняется и его внутренняя структура. В воскресенье, как и в субботу, ранняя Церковь не постилась. Если исключить иудейские постные дни, оставались две возможности: «вторник и пятница» или «среда и пятница». Вероятно, чтобы еще более обособиться от «лицемеров», христиане не просто передвинули оба поста на один день вперед, но первый из них был смещен на два дня.
Богословие традиции
Любая традиция рано или поздно требует богословского истолкования, особенно если ее истоки с течением лет предаются забвению. В «Дидахи» пост среды и пятницы обосновывается исключительно в рамках противопоставления «нашего» и «их» поста. Однако это толкование, актуальное и понятное для живших в иудейском окружении христиан I в., с течением времени требовало переосмысления. Мы не знаем, когда начался этот процесс рефлексии, но первые свидетельства о его завершении мы имеем в начале III в. «Сирийская дидаскалия» вкладывает в уста воскресшего Христа, обращающегося к апостолам, следующие слова: «Итак, не поститесь по обычаю прежнего народа, но согласно Завету, который Я заключил с вами… Вы должны поститься за них (т. е. за иудеев) в среду, ибо в этот день они начали губить души свои и решили схватить Меня… И вновь вы должны поститься за них в пятницу, ибо в этот день они распяли Меня».
Этот памятник возник в той же самой географической области, что и «Дидахи», но через столетие богословская перспектива меняется: христиане, живущие рядом с иудеями, еженедельно постятся «за них» (очевидно, соединяя с постом молитву об их обращении ко Христу). В качестве мотива поста называются два прегрешения: предательство и распятие Христа. Там, где подобный контакт был не настолько тесным, постепенно выкристаллизовываются только темы предательства Христа Иудой и Крестной Смерти. Традиционное истолкование, которое сегодня можно найти в любом учебнике Закона Божьего, мы встречаем в «Апостольских Постановлениях» (IV в.): «В среду же и в пятницу Он повелел нам поститься – в ту, потому что Его тогда предали, а в сию потому, что тогда Он пострадал».
Церковь на посту
Тертуллиан († после 220 г.) в своем труде «О посте» обозначает среду и пятницу латинским термином «statio», буквально означающим «воинский караульный пост». Такая терминология понятна в рамках всего богословия этого североафриканского автора, который неоднократно описывает христианство в военных терминах, называя верующих «воинством Христовым» (militia Christi). Он говорит о том, что этот пост был исключительно добровольным делом, продолжался до 9 часа дня (до 15 часов по нашему времяисчислению), и в эти дни происходили особые богослужения.
Выбор 9 часа глубоко оправдан с богословской точки зрения – это время смерти Спасителя на Кресте (Мф.27,45-46), поэтому именно оно рассматривалось как наиболее подобающее для окончания поста. Но если сейчас наши посты носят качественный характер, т. е. состоят в воздержании от того или иного вида пищи, пост Древней Церкви был количественным: верующие полностью отказывались от пищи и даже воды. Мы встречаем в описании мученичества испанского епископа Фруктуоза († 259 в Таррагоне) следующую деталь: «Когда некоторые по братской любви предложили ему для телесного облегчения принять чашу из вина, смешанного с травами, он сказал: «Еще не наступил час прекращения поста»… Ибо была пятница, и он стремился радостно и уверенно завершить statio с мучениками и пророками в раю, который Господь уготовал им».
Действительно, в такой перспективе постящиеся христиане уподоблялись солдатам, находящимся на боевом посту, которые также ничего не вкушали, посвящая все свои силы и внимание несению своей службы. Тертуллиан использует ветхозаветные военные сюжеты (1Цар.7,5-12, 14:24), говоря о том, что эти дни – период особой напряженной духовной борьбы, когда истинные воины, конечно, ничего не едят. У него же мы встречаем и «военизированное» восприятие молитвы, которая в христианской традиции всегда была неразрывна связана с постом: «Молитва – крепость веры, наше оружие против врага, который осаждает нас со всех сторон».
Важно, что этот пост был не только личным делом верующего, но включал в себя диаконическую составляющую: та трапеза (завтрак и обед), которые не съедали верующие в постный день, приносились в церковное собрание предстоятелю, и он распределял эти продукты среди нуждающихся бедных, вдов и сирот.
Тертуллиан говорит о том, что «statio должно прекращаться принятием Тела Христова», т. е. либо совершением Евхаристии, либо причащением Дарами, которые верующие в древности хранили дома для ежедневного приобщения. Поэтому среда и пятница постепенно становятся особыми богослужебными днями, как свидетельствует, к примеру, св. Василий Великий, говоря, что в его время в Каппадокии существовал обычай причащаться четыре раза в неделю: по воскресеньям, средам, пятницам и субботам, т. е. очевидно совершать в эти дни Евхаристию. Хотя в других областях существовала и другая практика неевхаристических собраний, о которой говорит Евсевий Кесарийский († 339 г.): «В Александрии в среду и пятницу читается Писание и учителя истолковывают его, и здесь происходит все, что относится к собранию, за исключением приношения Тайн».
От добровольного к обязательному
В «Дидахи» мы не находим указания о том, был ли пост среды и пятницы в то время обязательным для всех верующих или добровольным благочестивым обычаем, который соблюдали лишь некоторые христиане.
Мы видели, что пост фарисеев был личным выбором человека, и, вероятно, такой же подход господствовал и в ранней Церкви. Так, в Северной Африке Тертуллиан говорит, что «можно соблюдать его (пост) по своему собственному усмотрению». Более того, еретиков-монтанистов обвиняли в том, что они сделали его общеобязательным.
Однако постепенно, прежде всего на Востоке, степень обязательности этого обычая постепенно начинает возрастать. В «Канонах Ипполита» (IV в.) мы читаем следующее предписание о посте: «К постам относятся среда, пятница и четыредесятница. Кто помимо этого соблюдает другие дни, получит награду. Кто же, за исключением болезни или нужды, уклоняется от них, преступает правило и противостоит Богу, Который постился за нас». Последнюю точку в этом процессе поставили «Апостольские Правила» (кон. IV – нач. V в.):
«Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия телесной немощи, да будет извержен, если же мирянин: да будет отлучен».
Из слов св. Епифания Кипрского видно, что пост среды и пятницы не соблюдался в период Пятидесятницы, как противоречащий праздничному характеру этих дней: «В течение всего года в святой кафолической Церкви соблюдается пост, а именно в среду и пятницу до девятого часа, за исключением только всей Пятидесятницы, во время которой не предписаны ни коленопреклонения, ни пост». Однако постепенно монашеская практика изменила и эту традицию, оставив лишь несколько «сплошных» седмиц в течение года.
Итак, длительный процесс рецепции иудейской практики и ее трансформации в новую христианскую традицию завершился богословской рефлексией и, наконец, канонизацией среды и пятницы.
Средство или цель?
Глядя на пост среды и пятницы в сегодняшней церковной жизни, вспоминаются слова св. Ефрема Сирина: «Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум, возбудить и развить чувство, подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объеданием, пьянством и заботами житейскими, а через то отпадаем от источника жизни – Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий».
Действительно, в среду и пятницу можно наесться постной картошкой, упиться постной водкой и в очередной раз провести весь вечер перед постным телевизором – ведь ничего из этого наш Типикон не запрещает! Формально предписания поста будут выполнены, но цель его не будет достигнута.
Воспоминание в христианстве – это не листок календаря с той или иной годовщиной, но причастность к событиям священной истории, которые некогда сотворил Бог и которые должны актуализироваться в нашей жизни.
Каждые семь дней нам предлагается глубокая богословская схема освящения повседневности, возводящая нас к высшей точке священной истории – Распятию и Воскресению Христа.
И если они не отразятся в нашей душе, в наших «малых Церквях» – семьях, в наших отношениях с окружающими, то тогда нет никакой принципиальной разницы между нами, не вкушающими «некошерные» мясомолочные продукты в среду и пятницу, и теми, кто много столетий назад в далекой Палестине проводил в полном воздержании от пищи каждый понедельник и четверг.
Вода Живая
Просмотров: 7212
В православной церкви пост имеет очень большое значение, именно поэтому вопрос, сколько церковных постов в году, волнует людей, которые только начинают приходить к вере. Пост сам по себе не является выдумкой православной церкви: еще в дохристианские посты многие народы, в том числе и иудеи, брали на себя воздержание от пищи перед особенно важными делами или в знак покаяния. Кроме того, очень давно люди начали замечать взаимосвязь между переполненным желудком и духовной жизнью: попробуйте стать на молитву на сытый желудок и на голодный, и сразу почувствуете разницу. Поэтому православный пост сам по себе не является самоцелью – он лишь дополнительное оружие в деле духовного самосовершенствования.
Окончательное решение о том, сколько православных постов в году должен держать православный христианин, было принято на одном из Вселенских Соборов, в 1166 году. Решение это касалось многодневных постов, а о том, что поститься следует еженедельно в среду и пятницу, было заявлено намного раньше – в конце I века нашей эры. Именно поэтому принятие еженедельного поста называется Апостольским правилом: в это время еще были живы некоторые апостолы, и звучала их проповедь. Ответ на вопрос, сколько дней христианского поста в году, не должен пугать новоначальных христиан – ведь каждый пост, согласно учению православной церкви, должен соответствовать силам конкретного постящегося человека, не нанося вреда его здоровью.
Сколько дней поста в этом году?
Подсчитать, сколько дней поста в году, не так уж и сложно: нужно лишь вооружиться православным календарем, карандашом и бумагой. Итак, что мы имеем:
- пост Рождественский перед праздником Рождества – 40 дней (28 ноября–7 января).
- Пост Великий перед праздником Пасхи – 48 дней (переходящий).
- Апостольский, или Петров пост, который идет перед праздником святых апостолов Петра и Павла, – от 8 до 42 дней (начинается через 8 дней после Троицы и заканчивается 12 июля).
- И, наконец, последний многодневный пост в году – Успенский, предваряющий празднование Успения Пресвятой Богородицы (14–28 августа).
Однако, это не все: ответ на вопрос, сколько дней поста в году, не будет точным, если не прибавить к многодневным постам однодневные: Крещенский сочельник, день Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста. Помимо этого, существует, как уже было написано выше, еженедельный двухдневный пост, который исключается в Светлую Седмицу, Святки, а также в одну неделю перед Великим Постом. Постятся православные и перед причастием, не меньше трех дней – чем чаще причастие, тем больше дней поста в году.
Сколько церковных постов в году: православное воздержание
Путем несложных подсчетов мы получаем, что на пост в православной церкви отводится намного больше времени, чем на дни, когда можно не поститься: в общей сложности больше 200 дней. Кому-то это может показаться пугающим, но не стоит бояться: вопрос, сколько православных постов в году, не является ключевым в христианской вере. Намного важнее не количество, а качество: как верующий проводит посты, молится ли, читает ли духовные книги, посещает ли храм, и, самое главное – участвует ли в таинстве Евхаристии.
Темы сколько постных дней в году, можно интересоваться лишь в ознакомительных целях, так как пост − это не наказание и не самоуничижение. Пост – это время усиленной духовной жизни, и у многих православных христиан даже принято поздравлять друг друга с его началом, ведь под опытным духовным руководством пост можно провести с пользой для души и тела. Более точно узнать, сколько дней поста в этом году, можно лишь по церковному календарю на текущий год. q1
Календарь питания Рождественского поста
Рождественский пост в 2019 году начинается за 41 день до Рождества — 27 ноября. Его также еще называют Филиппов пост, так как он начинается сразу после дня памяти апостола Филиппа.
Во время Рождественского поста по церковному монастырскому уставу (типикону) следует воздерживаться от продуктов животного происхождения (мясо, яйца, молоко). До дня памяти святителя Николая (19 декабря) в понедельник можно есть горячую пищу без масла, в среду и пятницу – строгий пост (сухоядение – овощи, фрукты, хлеб). Во вторник, четверг, субботу и воскресенье – рыба, грибы, крупы с растительным маслом и т.п.
Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы попадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти святителя Николая и до предпраздненства Рождества (2-6 января) рыба разрешается только в субботу и воскресенье, становится строже пост в другие дни. В предпраздненство — строгий пост: нельзя есть рыбу во все дни, а пища с маслом употребляется только в субботу и воскресенье.
В сочельник – самый строгий пост, сухоядение. Существует традиции ничего не есть до появления первой звезды, после чего принято подавать на стол сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом и другими сухофруктами (смотрите рецепты ). При этом все готовящиеся причаститься на ночной рождественской Литургии ничего не едят за несколько часов до Литургии.
Вышеперечисленные правила – это строгий устав по Типикону. Миряне (не монахи), как правило, постятся мягче. Например, традиционно мирянами не практикуется сухоядение (или практикуется только в дни строгого поста с 2-го по 6-е января), рыба исключается из пищи только в среду и пятницу (и со 2-го по 6-е января).
Но так как все эти изменения носят во многом индивидуальный характер, мы публикуем календарь, соответствующий уставу. Он дает представление о степени строгости того или иного постного дня в церковной традиции. А уже вы сами, в зависимости от своих жизненных обстоятельств и вместе с духовником, сможете определить, что для вас в настоящий момент будет являться постом – «пустая гречка» или доеденная за ребенком каша на молоке.
Календарь рождественского поста по дням
Дополнительно можно учесть, что, если среда или пятница праздничный день — разрешается пища с растительным маслом. Типикон (богослужебный устав) назначает праздничными те дни, когда совершается полиелейный или бденый праздник (т.е. накануне него служится Всенощное бдение). В Рождественский пост 2019-2020 это — 19 декабря, 26 декабря и 2 января (смотрите упоминание праздников ниже).
28 ноября, четверг,
Разрешается рыба
29 ноября, пятница, апостола и евангелиста Матфея
Сухоядение.
30 ноября, суббота
Разрешается рыба
1 декабря, воскресенье
Разрешается рыба
2 декабря, понедельник. Свт. Филарета, митрополита Московского
Горячая пища без масла
3 декабря, вторник.
Разрешается рыба
4 декабря, среда. Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Разрешается рыба.
5 декабря, четверг
Разрешается рыба
6 декабря, пятница
Сухоядение.
7 декабря, суббота. Вмчц. Екатерины
Разрешается рыба.
8 декабря, воскресенье, Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Разрешается рыба.
9 декабря, понедельник
Горячая пища без масла
10 декабря, вторник. Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение»
Разрешается рыба.
11 декабря, среда. сщмч. Серафима (Чичагова)
Сухоядение.
12 декабря, четверг
Разрешается рыба.
13 декабря, пятница, апостола Андрея Первозванного
Сухоядение.
14 декабря, суббота
Разрешается рыба.
15 декабря, воскресенье
Разрешается рыба.
16 декабря, понедельник. Прп. Саввы Сторожевского (Звенигородского)
Горячая пища без масла
17 декабря, вторник. Вмц. Варвары
Разрешается рыба.
18 декабря, среда. Прп. Саввы Освященного
Сухоядение.
19 декабря, четверг. Святителя Николая Чудотворца
Разрешается рыба.
20 декабря, пятница
Сухоядение.
21 декабря, суббота
Разрешается рыба.
22 декабря, воскресенье. Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы. Иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость»
Разрешается рыба.
23 декабря, понедельник. Свт. Иоасафа, еп. Белгородского
Горячая пища без масла
24 декабря, вторник
Пища с растительным маслом.
25 декабря, среда Свт. Спиридона, еп. Тримифунтского, чудотворца
Сухоядение.
26 декабря, четверг Мч. Евстра́тия, Авксе́нтия, Евге́ния, Марда́рия и Оре́ста
Пища с растительным маслом.
27 декабря, пятница
Сухоядение.
28 декабря, суббота Сщмч. Илариона, архиеп. Верейского
Разрешается рыба.
29 декабря, воскресенье
Разрешается рыба.
30 декабря, понедельник
Горячая пища без масла
31 декабря, вторник
Пища с растительным маслом.
1 января, среда. Мч. Вонифатия, покровителя трезвости
Сухоядение.
2 января, четверг. Прав. Иоанна Кронштадского, чудотворца
Горячая пища без масла
3 января, пятница.
Сухоядение.
4 января, суббота. Вмц. Анастасии Узорешительницы
Пища с растительным маслом.
5 января, воскресенье
Пища с растительным маслом.
6 января, понедельник. Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник)
Строгий пост
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Православие достаточно богато различными традициями и обрядами, о которых так мало знает даже, казалось бы, самый преданный верующий человек. Одним из таких является сплошная седмица. И если само слово «седмица” знакомо многим христианам, особенно тем, кто знает время всех постов и строго придерживается их, то понятие «сплошная” часто вызывает недоумение и неправильное понимание. Подробнее о том, что такое дни сплошных седмиц, далее в статье.
Что такое сплошная седмица в православном календаре
Сплошная или Всеядная седмица – это неделя (называемая седмицей в церковном календаре), в течение которой отсутствуют какие-либо посты. Одним словом, разрешается употребление скоромной пищи всю неделю, и даже в среду и пятницу, что являются традиционными постными днями в православии достаточно длительное время.
К сплошным седмицам относятся:
- Рождественские Святки;
- седмица о мытаре и фарисее;
- Сырная седмица;
- Светлая;
- Троицкая.
Все подобные сплошные недели, кроме времени Святок на Рождество, достаточно подвижны по своей сути, так как привязаны они к празднованию Великого праздника Пасхи.
Таким образом определяются разные значения всеядной недели:
- в широком смысле – это неделя церковного календаря, в которой абсолютно нет постов;
- в узком смысле – название недели, начинающейся с понедельника – за 21 день до Великого поста, и обладающей всеми указанными выше свойствами.
Есть ли сплошная седмица после Успенского поста
Многодневный Великий Успенский пост (две недели) в основном проходит в конце августа и наступает спустя месяц после Апостольского поста. Этим постом Православная Церковь призывает верующих христиан к подражанию Божьей Матери, которая пребывала в строгом посте и непрестанной молитве перед своим переселением на небо для вечной жизни и благодатной помощи людям.
Пост в эти распределяется следующим образом:
- понедельник, среда, пятница – дни сухоядения;
- вторник и четверг – употребление горячей пищи без масла;
- суббота и воскресенье – пища с растительным маслом.
В день Преображения Господня, который проходит в этот календарный период, разрешается есть рыбу. Также рыбный день может быть и в Успенье, если он приходится на среду или пятницу.
После самого поста, достаточно строгого, существует сплошная седмица. Она проходит для того, чтобы люди, которые на протяжение нескольких дней верно придерживались поста, смогли немного расслабиться, привести в норму своё физическое и душевное состояние, дабы далее иметь возможность посвящать себя служению Богу.
Каждому верующему человеку необходимо знать, когда бывают сплошные седмицы, ведь это помогает ему правильно распределять свой духовный потенциал для дальнейшего осознания веры и всего, что с ней связано. Другими словами, так он «проверяет” себя на стойкость духа, волевые качества и моральные приоритеты. Но также стоит не забывать и то, что каждый сам волен делать свой выбор, главное, чтобы он был тесно связан с православием, которое и является основополагающей всего, что происходит в жизни преданного христианина.
Господь всегда с Вами!
Периоды | |||||||
с маслом |
с маслом |
||||||
Весенний мясоед | |||||||
Летний мясоед | |||||||
Успенский пост с 14 по 27 авг. |
с маслом |
с маслом |
|||||
Осенний мясоед | |||||||
Рождественский пост 28 ноя. по 6 янв. | |||||||
с маслом |
с маслом |
||||||
с маслом |
с маслом |
||||||
Зимний мясоед |
* Имеется в виду, что вместо растительного масла употребляют оливки.
** Постные рецепты.
*** Устав в полной мере относится к монастырской практике Палестины (см. «Пост по Типикону»). Миряне определяют свою норму индивидуально, желательно по благословению священника.
Даты указаны по новому стилю
В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, посты в среду и пятницу в течение всего года (за исключением пяти седмиц), три однодневных поста.
Сам Спаситель был поведён Духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого 48-мидневного поста установлена в воспоминание о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.
С особой строгостью соблюдается пост в первую, четвёртую (Крестопоклонную) и страстную седмицы.
В первые два дня Великого поста, а также в страстную Пятницу Типикон предписывает монахам полностью воздерживаться от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом.
Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную пятницу есть традиция не вкушать пищу до выноса плащаницы (обычно эта служба заканчивается в 15-16 часов).
Рождественский пост 28 ноября – 6 января
В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. В народе он назывался также Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного апостолу Филиппу.
Этот пост установлен для того, чтобы нам достойно подготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.
Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).
Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то уставом разрешается рыба. После дня памяти святителя Николая и до предпразднства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпразднство устав запрещает есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом.
В сочельник не принято вкушать пищу до появления первой звезды, после чего вкушают сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.
Сплошные седмицы
Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.
Сплошных седмиц пять:
Святки – с 7 января до 18 января,
Мытаря и фарисея – за 2 недели до Великого Поста,
Сырная (масленица) – неделя перед Великим Постом (без мяса),
Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи,
Троицкая – неделя после Троицы.
О трапезе в праздники
По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.