Содержание
- Бурлаки на Волге. 1870-73
- 2. Садко в подводном царстве, 1876
- Крестный ход, 1883
- Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, 1883-85
- Портрет композитора Модеста Мусоргского, 1881
- 6. Портрет Павла Третьякова, 1883
- Запорожцы пишут письмо турецкому султану, 1880-91
- 8. Не ждали, 1883-1888
- Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901-1904
- Автопортрет с Н.Б. Нордман, 1903
- Морфологические и синтаксические свойстваПравить
- ПроизношениеПравить
- Семантические свойстваПравить
- Родственные словаПравить
- ЭтимологияПравить
- Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить
- ПереводПравить
- БиблиографияПравить
Бурлаки на Волге. 1870-73
Государственный Русский музей
Это первая картина, принесшая Илье Репину (1844-1930) большой успех. Идея сюжета пришла ему еще во времена учебы в Академии Художеств. Прогуливаясь по набережной Невы, он был поражен видом бурлаков, из последних сил тянувших тяжелую ношу рядом с беззаботно прогуливающимися горожанами.
Сам художник был выходцем из небогатой семьи: сын военного, уроженец города Чугуев, он сочувствовал положению бедняков. Сюжет картины резко контрастировал с традициями академической живописи, где предпочитались «возвышенные» сюжеты из мифологии и истории. Репин же выбрал тему, передающую «правду жизни», с претензией на социальную критику. Его «Бурлаки» стали метафорой тяжкой доли целого народа.
На Всемирной выставке 1873 г. в Вене картина завоевала бронзовую медаль и была куплена за 3000 рублей великим князем Владимиром Александровичем.
2. Садко в подводном царстве, 1876
Государственный Русский музей
После окончания Академии Репин отправляется в большое заграничное путешествие. В 1873-м он едет в Италию, живет в Риме, затем три года проводит во Франции, изучает новейшие художественные течения. И хотя Репин не принимает импрессионизм, он тщательно присматривается к новому стилю.
За границей он задумывается о чертах национального характера и пишет «Садко», в которой явно выражено неприятие сказочным русским героем «заморских» красот. И хотя сам Репин считал картину неудачной, в ней можно увидеть, как складывались его взгляды на искусство и жизнь.
Крестный ход, 1883
Государственная Третьяковская галерея
В этой работе мишенью критики вновь стало социальное неравенство. Картина поражает разнообразием характеров – из более 70 персонажей складывается «целостная картина народной жизни».
«Крестный ход» так же вызвал неоднозначную реакцию современников. Одни считали, что картина «окончательно установила за Репиным репутацию первого художника России», другие видели в ней «небеспристрастное изображение русской действительности».
Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, 1883-85
Государственная Третьяковская галерея
Считается, что Репин задумал картину как параллель к трагическим событиям 1881 года – убийству царя Александра II и казни народовольцев. Так как изобразить реальные события не представлялось возможным, художник нашел параллель современности в истории.
Работа вызвала недовольство Александра III, который лично приказал не допускать ее до выставок. Холст два раза подвергался нападениям вандалов. Сначала в 1916-м иконописец Абрам Балашов нанес картине три удара ножом, которые пришлись по лицу царя.
В 2018-м картину вандал ударил произведение металлической стойкой ограждения, повредив в трех местах фигуру царевича. Сейчас картина находится на реставрации.
Портрет композитора Модеста Мусоргского, 1881
Государственная Третьяковская галерея
Работа стала одной из вершин портретного мастерства Репина. Психологический портрет был написан в трагический момент жизни композитора: он был тяжело болен и лежал в военном госпитале. Репин написал портрет за четыре дня прямо в палате, отдавая себе отчет, что его старый друг находится «перед лицом вечности».
6. Портрет Павла Третьякова, 1883
Государственная Третьяковская галерея
Это один из двух прижизненных портретов известного коллекционера, основателя Третьяковской галереи. На момент передачи галереи городу Москве в его частное собрание входило 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур, а также 84 работы иностранных художников. Третьяков не любил позировать, и согласился только из-за уважения к Репину.
Коллекционер изображен на фоне картин из своей галереи: можно узнать «Над вечным покоем» Исаака Левитана, «Три богатыря» Виктора Васнецова. В год, когда был написан портрет, Третьяков находится на пике собирательской деятельности, его собрание становится известным не только в Москве, но и в России. Он был одним из главных коллекционеров Репина и других передвижников, художников, занимавшихся социальной критикой.
Запорожцы пишут письмо турецкому султану, 1880-91
Государственный Русский музей
«Запорожцы», которых Репин писал более 10 лет, стали выражением человеческого жизнелюбия и вольного духа. Сам Репин писал о своих героях: «Чертовский народ! Никто на свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства».
В основу сюжета легла история о том, как в 1675 г. в ответ на предложение султана Махмуда IV перейти к нему в подчинение, запорожцы направили в ответ дерзкое письмо с отказом: «Ты — шайтан турецкий, проклятого черта брат и товарищ и самого люцифера секретарь!..»
8. Не ждали, 1883-1888
Государственная Третьяковская галерея
«Не ждали» – одна из картин репинского цикла, посвященного судьбам первых русских революционеров-народников. В 1870-80-е годы революционное движение переживало подъем, и жестоко подавлялось. Репин, как и многие, идеализировал молодых оппозиционеров, проводя параллели между судьбой народников и жертвенным подвигом Христа.
Композиционно персонажи «Не ждали» сходны с фигурами в сюжетах Воскрешение Лазаря или Христос в Эммаусе. Возвращение осужденного революционера — вероятно, с каторги, — было равнозначно Воскресению.
Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901-1904
Государственный Русский музей
Картина была написана Репиным к столетию Государственного Совета по заказу правительства: гигантский холст размером 400 х 877 см писался в кратчайший срок – в течение трех лет.
Едва ли не большей ценностью, чем вся картина, обладали этюды, написанные с импрессионистической свободой, а кое-где даже приближенные к абстракции. Чиновники позировали художнику персонально – всего к картине написано 48 портретных этюдов.
До 1917 года полотно находилось в Мариинском дворце, часть этюдов были приобретены Музеем Александра III, получив десять тысяч рублей, которые художник направил на нужды флота.
Автопортрет с Н.Б. Нордман, 1903
Музей Атенеум
В 1899-м Репин покупает земельный участок в местечке Куоккала в Финляндии, дача получает название «Пенаты». Именно здесь Репин провел последние годы жизни вместе со своей второй супругой Натальей Борисовной Нордман.
После революции Репина неоднократно пытались возвратить в Советскую Россию, однако он так и не принял новую власть и до конца своих дней прожил в Куоккале, где скончался в 1930 году в возрасте 96 лет.
С 16 марта по 18 августа в Третьяковской галерее на Крымском валу будет проходить выставка «Илья Репин» в честь 175-летия классика.
В Викиданных есть лексема странница (L166948).
Морфологические и синтаксические свойстваПравить
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | стра́нница | стра́нницы |
Р. | стра́нницы | стра́нниц |
Д. | стра́ннице | стра́нницам |
В. | стра́нницу | стра́нниц |
Тв. | стра́нницей стра́нницею |
стра́нницами |
Пр. | стра́ннице | стра́нницах |
стра́н-ни-ца
Существительное, одушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 5a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -стран-; суффикс: -ниц; окончание: -а .
ПроизношениеПравить
- МФА: ед. ч. , мн. ч.
Семантические свойстваПравить
ЗначениеПравить
- женск. к странник ◆ Если же шёл странник или шла странница в Киев или в Соловки, Федосей всегда, бывало пошлёт на свечку. Н. А. Полевой, «Мешок с золотом», 1829 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Потом пойдём с маменькой в церковь, все и странницы, ― у нас полон дом был странниц; да богомолок. А. Н. Островский, «Гроза», 1860 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- перен. о Луне, туче и т. п. ◆ Вышли на улицу с целью следовать в Географическое общество в траме, но снег под ногами и Луна ― ночная странница, вызвавшая улыбку на лице моей спутницы Веры Венедиктовны, заставили взять подвернувшегося извозчика и покатить в милой беседе с Верой Венедиктовной в Демидов пер. П. К. Козлов, «Географический дневник Тибетской экспедиции 1923–1926 гг. № 3», 1924–1925 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
СинонимыПравить
АнтонимыПравить
ГиперонимыПравить
ГипонимыПравить
Родственные словаПравить
Ближайшее родство
ЭтимологияПравить
Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить
- Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
- Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
- Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»
ПереводПравить
Список переводов
БиблиографияПравить
- Для улучшения этой статьи желательно:
В течение всей жизни Репин многократно обращался к религиозной тематике. «Голгофа» — картина, буквально выстраданная художником, замысел которой он вынашивал многие годы.
Читая книгу воспоминаний Репина, можно понять, насколько автор переживал этот сюжет, пропускал его через свое сердце. Он чувствовал, слышал плач и стоны скорбящих о Христе.
Под мрачным тяжелым небом – бесчисленная толпа сопереживающих и любопытных. Интересно, что Репин изобразил Христа на кресте в обыкновенной русской рубахе. Споры о том, зачем автор применил такой прием, ведутся до сих пор, но одна версия поддерживается большинством искусствоведов.
Критики считают, что художник через элементы одежды передал драматизм, характерный русскому народу. Так как сюжеты библейской тематики были понятней и ближе простым людям, язык искусства тоже становился более красноречивым.
Интересен тот факт, что Репин не сильно жаловал церковь, относился к ней достаточно холодно. В знак солидарности, когда Лев Толстой был отлучен от нее, художник тоже перестал посещать Божий дом. Почему же в работах Репина такое невероятное множество религиозных сцен? Дело в том, что, несмотря на свое личное отношение, он преподносит людям церковь как знамение для русского народа.
«Голгофа» была представлена на художественной выставке в Хельсинки, где стала почетным лидером среди других произведений. Эта картина существенно отличалась от обычной репинской композиции.
Кроме того, «Голгофа» была наполнена символами, мелочами, такими как свежая выкопанная могила, кровавые следы, снующие собаки. Это было нехарактерно для творчества автора и, вместе с восхищением, картина вызвала искреннее изумление ценителей.
Выставка в Хельсинки стала последней при жизни автора, а «Голгофа» — одной из ярчайших картин финальных творческих лет.
Крестный ход в Курской губернии — Илья Ефимович Репин. 1880-1883. Холст, масло. 175×280
Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» — произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, — на Одиннадцатой передвижной выставке.
Из глубины прямо на зрителя движется разнородный людской поток и словно врывается в реальное пространство. Впереди процессии идут певчие и несут огромную, украшенную цветными лентами сень от иконы с позолоченным куполом, в которой мерцает пламя свечей. За ними — толпа церковников и мещан, во главе которых над пустым киотом из-под чудотворной иконы со смиренным благоговением склонились две женщины. Далее виден рыжий священник с кадилом, а на некотором расстоянии местная богатая барыня с выражением высокомерия на лице несет саму чудотворную икону. Рядом шествует остальная городская знать: военный в мундире, купец с золотой цепью на животе и высокое духовенство.
А с двух сторон эта благородная публика оцеплена конными полицейскими и сотскими с бляхами на груди. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Вперед всех прорвался молодой убогий горбун на костыле, с выражением духовной отрешенности он устремлен вперед, но ему преграждают путь палкой.
Картина произвела на современников небывалое впечатление. Консервативно настроенные слои общества тут же подняли вокруг нее агрессивную полемику. В реакционной печати работу ругали за несправедливое обличение и ядовитый сарказм. Но все друзья художника, передовая молодежь, студенты, интеллигенция и образованные разночинцы приняли ее с восторгом.