Поклонение волхвов — Мазаччо. 1426. Древесина тополя, темпера. 21 х 61 см.
Эта картина — часть Пизанского полиптиха, которая относится к так называемой пределле — нижнему ряду изображений, расположенных под главными композиционными частями. Пизанский полиптих — единственная работа художника, имеющая точную датировку, так как сохранились официальные документы о моменте ее создания. Какое-то время полиптих считался утерянным, но в данный момент большая его часть найдена и хранится в музеях.
Вытянутый в длину формат пределлы позволил мастеру удачно расположить множество фигур, создав максимально выразительные образы на минимальной площади. Картина изображает известный библейский мотив, когда к новорожденному Иисусу пришли три волхва, предсказавшие его появление на свет. Они нашли место рождения будущего Спасителя по Вифлеемской звезде.
На полотне изображена длинная процессия, которая выстроилась перед Девой Марией с младенцем Иисусом на руках. Сразу заметно, что эта часть полиптиха отличается от верхних его фрагментов. Что бросается в глаза, так это отсутствие канонического золотого фона. Персонажи картины написаны на фоне гористого пейзажа с темными скалами, за которыми видна неширокая полоса синего неба с облачками. Это придает работе объемность и перспективу.
Еще современников Мазаччо восхищало мастерство, с которым изображены на картине лошади. Они стоят в различных положениях, что опять-таки придает картине глубину пространства. Кроме того, каждая лошадь обладает индивидуальностью и изображена с отменным мастерством.
Многочисленные фигуры людей одеты скорее по моде эпохи раннего Возрождения, чем по той, которая царила за полторы тысячи лет до рождения художника. Но этот прием свойственен не только Мазаччо и его современникам, и в другие эпохи было принято «осовременивать» библейские мотивы. Сразу хочется отметить исключительное умение мастера правильно поставить на землю человеческие фигуры, ведь до него никто это не умел делать. На большинстве полотен до Мазаччо фигуры словно парят в воздухе, у него же они твердо опираются ногами о землю.
Каждая фигура изображена очень тщательно, аккуратно проработаны складки одеяний, обрисовывающие фигуру и подчеркивающие ее. На пределле много красок, ярких и сочных, составляющих великолепный контраст с мрачными горами на заднем плане и темным сараем, символизирующим ясли, где родился и провел первые часы Христос.
Насыщенные краски и выразительные формы характерны и для изображения животных в стойлах, особенно лежащей коровы, помещенной, как и лошади, в сложном ракурсе. Все эти детали усиливают впечатление активного движения на картине, при всей ее небольшой величине, производящей впечатление монументального произведения.
ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ
(Поклонение царей)
(Матфей, 2:1-12)
(1) Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: (2) где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. (3) Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. (4) И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? (5) Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: (6) и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. (7) Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды (8) и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. (9) Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. (10) Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, (11) и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. (12) И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.
(Мф. 2:1-12)
ВОЛХВЫ
ЗВЕЗДА
АНГЕЛЫ
Вопрос, на который с самого начала необходимо ответить, для того чтобы яснее осознать иконографические особенности сюжета Поклонение волхвов, касается хронологии событий евангельской истории. У Матфея рассказ о поклонении волхвов следует непосредственно за рассказом о рождении Христа. По традиции акт поклонения волхвов считается заключительным аккордом рождественского цикла сюжетов. И нередко оно изображается в соединении с другими рождественскими темами или характерными признаками Рождества (пещера, вол и осел, ясли и другие; подробнее об этом иконографическом типе см. ниже). Но если поклонение волхвов произошло сразу по рождении Христа, то не остается времени для событий, описанных Лукой, в частности всего того, что произошло в храме на сороковой день после рождения Младенца.
До сих пор изложение событий младенчества Христа шло по Евангелию от Луки. В сюжете с волхвами мы впервые сталкиваемся с необходимостью восполнить недостающие у Луки эпизоды рассказом другого евангелиста, в данном случае Матфея. С такой необходимостью сведения разных источников воедино с целью воссоздать связанную последовательность событий жизни Христа мы будем сталкиваться часто. Таким образом, все четыре Евангелия следует рассматривать как повествования взаимно друг друга дополняющие. Этодостаточно ясно и понятно. Трудность, однако, состоит в уразумении хронологического порядка событий, восстанавливаемых подобным образом.
Итак, когда явились волхвы на поклон Младенцу? В памятниках христианского искусства — и византийского, и русского, и западного — Поклонение волхвов изображается то вместе с Рождением Иисуса Христа, то отдельно. Как в византийском, так и в западном искусстве пещерная обстановка Рождения Иисуса Христа (см. РОЖДЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА) иногда исчезает, иногда, как мы уже упомянули, остается. Младенец же предстает в возрасте двух-трех лет. Дева Мария может восседать на троне, а Младенец — у нее на коленях с благословляющим жестом или со свитком в руках. В таком случае продление обстоятельств рождения на столь долгий период труднообъяснимо. Соединяя Рождение Иисуса Христа с Поклонением волхвов, художники должны были считать, что два этих события следовали вскоре одно за другим, когда Св. Семейство находилось еще в пещере; разделяя же их, они и сами события представляли себе отстоящими друг от друга на более значительный промежуток времени. Но они совершенно игнорировали вопрос времени, когда поклонение волхвов, как отдельный самостоятельный акт (с взрослым Младенцем), помещали в пещере. Короче говоря, иконографический материал отражает ту неопределенность в решении проблемы хронологии, которая существовала в древних преданиях о времени, когда произошло это событие.
Одни раннехристианские авторы утверждают, что поклонение волхвов произошло сразу вслед за рождением Иисуса. Иустин Мученик утверждает: «Тотчас по рождении Его, волхвы из Аравии пришли поклониться Ему, зашедши прежде к Ироду, царствовавшему тогда в вашей земле» (Иустин Мученик. Разговор с Трифоном, 77). Иоанн Златоуст считает, что звезда и вовсе явилась волхвам задолго до рождения Христа: «Волхвы ни при родах Матери не были, ни времени, когда родила, не знали, а потому не имели и основания заключать о будущем по течению звезд. Напротив, задолго до рождения (чудо еще большее! — Л.М.), увидевши звезду, явившуюся в их земле, они идут смотреть Родившагося» (Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста, 63). Протоевангелие Иакова прямо увязывает поклонение волхвов с пребыванием Девы Марии с Младенцем в пещере, то есть говорит о поклонении волхвов новорожденному. «И пошли маги. И звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними, пока не пришли они к пещере, и остановились перед входом в пещеру. И увидели маги Младенца с Матерью Его Марией» (Протоевангелие, 21). Другие древние авторы, как, например, Евсевий Памфил (Церковная история, кн.1, глава 8), полагают, что поклонение волхвов произошло примерно на втором году жизни Христа. То же мнение выражено в Евангелии Псевдо-Матфея (16).
Оправдание мнения, что поклонение волхвов произошло в пещере, встречает затруднение, с одной стороны, в тексте Матфея, который говорит, что оно произошло в доме, а не в пещере (2:11), с другой — в хронологии евангельских событий. Дело в том, что нет никаких оснований считать, что Св. Семейство еще долго после рождения Христа оставалось в пещере. Поэтому если допустить, что поклонение волхвов последовало именно в пещере, то тогда не остается времени для тех событий, которые описаны Лукой, поскольку сразу за поклонением волхвов произошло избиение младенцев в Вифлееме и бегство Св. Семейства в Египет.
В свете приведенных доводов особенно примечательным оказывается Алтарь Колумба Рогира ван дер Вейдена, читаемый (в открытом виде) слева направо: Благовещение (левая створка), Поклонение волхвов, Представление Младенца Иисуса в храме (правая створка).
Рогир ван дер Вейден. Поклонение волхвов (Алтарь Колумба) (1458—1459).
Мюнхен. Старая Пинакотека.
Поклонение волхвов в данном случае замещает собою сцену Рождения Иисуса Христа и является как бы «синонимом» главного рождественского сюжета. Доказательством этого служит присутствие в Поклонении волхвов рождественских яслей, вола и осла. Алтарь Колумба, сцены которого, естественно, читаются именно в такой последовательности — слева направо, доказывает, что художник исходил из представления, что Поклонение волхвов предшествовало Представлению Господа в храме (или — на языке того времени — Очищению Блаженной Девы Марии).
«Точный порядок событий, происшедших до возвращения Святого Семейства в Назарет, — констатирует в «Жизни Иисуса Христа» Ф. Фаррар, — может быть только предметом неуверенных гаданий. Обрезание совершено было в восьмой день по рождении (Лк. 1:59; 2:21); очищение через тридцать три дня после обрезания (Лев. 12:4); поклонение волхвов было, «когда Иисус родился в Вифлееме» (Мф. 2:1), и бегство в Египет немедленно по уходе их. Предположение, что возвращение из Египта было раньше принесения во храм, хотя и не невозможное, кажется крайне невероятным. Не говоря уже о том, что такая отсрочка была бы нарушением (хотя и по нужде) Моисеева закона, она заставляет предполагать, что очищение было отсрочено надолго, а это стоит в видимом противоречии с дважды повторенным выражением Св. Луки (2:22, 39), или что сорока дней было достаточно для прибытия волхвов с «востока», для бегства в Египет и возвращения из него. Предположение это затем заключает в себе крайнюю несообразность, будто Св. Семейство возвратилось в Иерусалим, находящийся только в десяти верстах от Вифлеема, спустя лишь несколько дней после такого ужасного события, как избиение младенцев. Вероятнее всего предположить, что бегство в Египет и обстоятельства, приведшие к нему, совершились только уже после принесения в храм. Поэтому в течение сорока дней Святое Семейство пребывало в мире и неизвестности в том городе, который связан был со столькими замечательными событиями и освящен столь дорогими для него как семейными, так и народными преданиями».
Чтобы завершить обзор мнений по этому вопросу, приведем суждение Д. И. Прозоровского, много занимавшегося проблемами хронологии: «Если древние писатели приурочили приход волхвов к самому рождению Спасителя, то это для нас еще не обязательно, потому что писатели не имели в виду исторической разработки вопроса. Я представляю себе вопрос о волхвах в следующем виде. Иосиф прибыл в Вифлеем очень поздно, когда все жилые помещения были уже заняты, и он по необходимости должен был поместиться в вертепе; родившийся вскоре затем Спаситель был положен в ясли, свидетелями чему были одни только пастыри. Уже в глубокой древности день рождения Спасителя окончательно определен 25 декабря; в восьмой после того день надлежало совершить обрезание, которое и совершено в Вифлееме вполне спокойно, чего не случилось бы, если бы в этот промежуток времени волхвы посетили Вифлеем. В сороковой день по рождении Спасителя следовало Иосифу и Марии явиться в Иерусалимский храм для свершения установленного законом обряда, и обязанность эта отправлена была опять совершенно спокойно, потому что в это время родившийся царь иудейский еще не был на виду у Ирода, так что Иосифу ничего не препятствовало возвратиться в Вифлеем и там готовиться к отъезду в Назарет. Вскоре после того Ирод заболел, и в это время явились в Иерусалим волхвы, возмутившие своими расспросами о новорожденном царе иудейском и без того свирепую душу Ирода, который о Вифлееме, как месте рождения Искомого, узнал только от ученых иудейских, указавших на Вифлеем согласно пророчеству Михея. Ирод раздражился еще более, когда увидел себя обманутым со стороны волхвов, не донесших ему об Искомом и удалившихся в свои страны иным путем. Злость Ирода не знала меры, и дети вифлеемские были истреблены. По свидетельству Иосифа Флавия, Ирод умер после лунного затмения, случившегося накануне еврейского весеннего поста, а по вычислению известного астронома Лаланда, затмение это случилось в ночь с 12 на 13 марта четвертого года до начала христианской эры, следовательно, тогда был пост Есфири, бывающий в 13-й день месяца Адара. Итак, волхвы ходили в Вифлеем после 40-го дня по рождении Иисуса и поклонялись ему «в храмине», в комнате, в квартире, а не в вертепе, и именно прежде упомянутого лунного затмения» (цит. по кн.: Покровский Н. С. 129 — 130).
Мы оставляем здесь без решения вопрос о возможных перемещениях Св. Семейства между событиями сорокового дня, когда, совершив обряд очищения в Иерусалимском храме, оно отправилось в Назарет, и бегством в Египет, которое произошло из Вифлеема, как не влияющий прямо на иконографию Поклонения волхвов, хотя важный с точки зрения хронологии событий.
Итак, можно констатировать, что включение в картины Поклонения волхвов характерных особенностей, свойственных сюжету Рождение Иисуса Христа, с исторической точки зрения является анахронизмом. При этом, однако, необходимо учитывать, что художники, как правило, стоят ближе к народным представлениям (а согласно им, поклонение волхвов произошло непосредственно после рождения Иисуса), нежели к специальному, критически проверенному историко-богословскому толкованию текста, являющегося программой для них. Примечательна в этом смысле последовательность событий, как их воспроизвел Джентиле да Фабриано на пределле своего знаменитого алтаря «Поклонение волхвов»: Рождение Иисуса Христа, Бегство в Египет, Представление Младенца Христа в храме («Золотая легенда» Якова Воррагинского, служившая источником литературных программ христианских сюжетов, утверждала, что Св. Семейство провело в Египте семь дней).
Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов (1423). Флоренция. Галерея Уффици.
Рассмотрим отдельные элементы, составляющие данный сюжет в живописи.
ВОЛХВЫ
О волхвах обстоятельно говорит Геродот в I книге своей «Истории». Он их называет магами и считает одним из племен мидян (1:101). При персидском дворе они выполняли жреческие функции — были астрологами и толкователями снов (там же, 1: 107, 120, 128; 7:19, 37). Волхвы были священниками Митры — культа, широко распространившегося в Римской империи в эпоху раннего христианства.
Матфей ничего не говорит о том, откуда именно пришли волхвы, только, что они пришли «с востока». Иустин Мученик, Епифаний, Тертуллиан — эти древние авторы считали, что волхвы пришли из Аравии; Иоанн Златоуст и Василий Великий — из Персии, а Августин — из Халдеи. Во всяком случае ясно, что это не иудеи и что их страна (или страны) лежит на восток от Палестины. Итак, «Богу угодно было, — замечает Б. Гладков, — призвать к поклонению Христу первыми: в лице пастухов — незараженных фарисейским лжеучением евреев и в лице волхвов — ученых язычников, как лиц, наиболее способных уверовать во Христа, Сына Божия» (Гладков Б. Толкование Евангелия. СПб. 1907, с. 71). «Ничего-то ты не ведаешь, астролог, если не знаешь, что должен стать христианином. А если бы знал, то знал бы и то, что нечего тебе заниматься этим делом. Оно само открыло бы тебе свою опасность!» — восклицает Тертуллиан («De idololatria» , 9; см. Тертуллиан Квинт Септимий Флорент. Избранные произведения. М. 1994, с. 256). Предание гласит, что явившиеся к Христу волхвы стали-таки христианами.
В памятниках византийского искусства волхвы предстают прибывшими из одной страны. Об этом можно заключить по полному сходству их национальных типов и костюмов. Постепенно стало возобладать представление, согласно которому волхвы пришли из разных стран (так были увязаны разные точки зрения древних авторов на происхождение волхвов). Западное искусство, черпавшее свои образы, как еще не раз будет продемонстрировано, из «Золотой легенды» Якова Воррагинского, усвоило представление о разных национальностях волхвов, также из этого памятника, где родиной волхвов названы Персия, Аравия и Эфиопия.
Евангелие не называет числа явившихся к Младенцу волхвов, но перечисляет их дары. Их три — золото, ладан и смирна (о символическом значении даров см. ниже). Число даров побудило древних авторов считать, что такое же число было и дарителей, то есть три волхва. На Востоке так считал уже Ориген (III век), на Западе — папа Лев I Великий (V век). К IX веку утвердились принятые с тех пор имена волхвов — Мельхиор (старший), Бальтазар (средний), Каспар (младший). Встречается, однако, другое соотношение имен волхвов и их возрастов: старший Каспар (или Яспир), средний — Бальтазар (он может изображаться негром), младший — Мельхиор. (В ранней христианской литературе они варьировались: у Оригена, например, — Авимелех, Охозат и Фикол.) В эпоху Средневековья они стали символизировать три известные тогда части света — Европу, Азию и Африку, и младший — Каспар — часто стал изображаться негром (Гертген тот Синт Янс).
Гертген тот Синт Янс. Поклонение волхвов (1490—1495). Прага. Национальная галерея.
В настенной живописи римских катакомб, а также на византийских мозаиках волхвы предстают в типичном митраистском облачении и в характерных, так называемых фригийских шапках. В западном искусстве Средневековья и Возрождения мы чаще встречаем волхвов, являющихся в обличье царей. При том что упоминание о волхвах как царях имеется в псалме 71:10—11: «(10) Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; (11) и поклонятся ему все цари», на разработку концепции Поклонения волхвов, как на Поклонения царей, более других повлиял Тертуллиан. Не только все возрасты (старик, зрелый муж и отрок), но и все цари мира пришли поклониться Христу. Эта тема была особенно популярна в Европе в церковном искусстве, поскольку утверждала превосходство небесной власти (Церкви) надземной (монархией). Кстати, перечисленные в этом псалме четыре страны, откуда пришли волхвы, были основанием для изображения в раннем христианском искусстве не трех, а четырех волхвов. Встречается также изображение шести и даже двенадцати волхвов.
Символика даров волхвов была разработана Бедой Достопочтенным (ок. 673— 735), хотя об определенном символическом значении даров волхвов говорил уже Тертуллиан: «И те ладан, смирна и золото, которые маги принесли к колыбели Господа, означали как бы завершение священнодействий и мирской славы, которые должен был прекратить Христос» (Тертуллиан Квинт Септимий Флорент. Избранные произведения. М. 1994, с. 255). Согласно же Беде Достопочтенному, символика даров такова (она принята и подтверждена в «Золотой легенде»): ладан — признание божественности Христа; золото — знак уважения к Царству Христову; смирна (миро), употреблявшаяся при бальзамировании, — пророчество смерти Христа. Иными словами, ладан — дар Богу, золото — Царю, смирна — Человеку.
В живописи старых мастеров волхвы непременно имеют знаки своего восточного происхождения: художники изображают верблюдов, на участниках процессии тюрбаны, здесь же шкуры леопардов (Мантенья, Веронезе).
Андреа Мантенья. Поклонение волхвов (1464). Флоренция. Галерея Уффици.
Особым пристрастием художников Возрождения было наделять волхвов или персонажи сопровождающей их свиты портретным сходством с современниками художника, естественно, из высшего света (в противоположность традиции живописать представителей низшего класса в Поклонении пастухов). Так, у Рогира ван дер Вейдена на «Алтаре Колумба» младший волхв обнаруживает в чертах лица сходство с Карлом Смелым, герцогом Бургундским. У Фуке в волхвах узнаются король Франции Карл VII и два его сына — Людовик, впоследствии король Людовик XI, и Карл, герцог Беррийский.
Жан Фуке. Поклонение волхвов (Часослов Этьена Шевалье) (1450—1460).
Шантийи. Музей Конде.
Особой роскошью персонажей и многолюдностью свит волхвов отличается «Поклонение волхвов» Беноццо Гоццоли в капелле Медичи (Флоренция, Палаццо Медичи-Риккарди).
Беноццо Гоццоли. Поклонение волхвов-царей (1459—1460).
Флоренция. Палаццо Медичи-Риккарди.
Выбор этого сюжета для капеллы Медичи был продиктован тем, что семья Медичи состояла в одном из самых влиятельных религиозных братств Флоренции — Братстве трех волхвов. Росписи образуют единое целое с большой алтарной картиной «Поклонение Младенцу», и опять-таки этот сюжет трактован как звено в цепи рождественских событий (см. об этом выше). Первоначально это была картина фра Филиппо Липпи (ок. 1457). Ныне она находится в музее Берлин-Далем, а на ее месте — повторение этой картины, исполненное учеником мастера — Нери ди Биччи. На трех отведенных для «Поклонения волхвов» стенах капеллы Беноццо Гоццоли изобразил по одному волхву. Традиционно считается, что в молодом волхве художник запечатлел юного Лоренцо Медичи Великолепного, волхв зрелого возраста — якобы византийский император Иоанн VIII Палеолог, старый волхв — византийский патриарх. Если это действительно так (споры по поводу идентификации персонажей и их портретного сходства с предполагаемыми прототипами продолжаются), то программа этого цикла фресок связывается с Флорентийским собором 1439 года, посвященным унии Восточной и Западной Церкви, на котором присутствовали византийские император и патриарх. Кроме самого Лоренцо Медичи Великолепного, художник изобразил и членов его семьи и даже самого себя, о чем свидетельствует надпись на его шапке.
Семейство Медичи фигурирует и на «Поклонении волхвов» (1476) Сандро Боттичелли — картине, во многих отношениях примечательной.
Сандро Боттичелли. Поклонение волхвов (1476). Флоренция. Галерея Уффици
Сандро Боттичелли. Поклонение волхвов (1476). Схема композиции. Флоренция. Галерея Уффици
1. Лоренцо Медичи
2. Анджело Полициано
3. Джованни Пико делла Мирандола
4. Заказчик картины Гаспаре Лами
5. Козимо Медичи
6. Пьеро «Подагрик»
7. Джованни Медичи
8. Джулиано Медичи
9. Филиппо Строцци
10. Джованни Агриропуло
11. Сандро Боттичелли
12. Лоренцо Торнабуони
Поклоняются волхвы Младенцу под навесом между двумя старыми зданиями (руины), что иллюстрируют конкретные слова «Золотой легенды»: «Inter duas domos operimentum» (лат. — «Навес между двумя жилищами»). Богоматерь с Младенцем — обнаженным — сидит на возвышении; возле Нее, опираясь на камень, стоит задумчивый Иосиф. За исключением Мадонны и Иосифа, остальные фигуры на картине представляют собою портреты современников. В виде почтенного старца, склонившегося перед Младенцем, изображен глава рода Медичи — Козимо; другой волхв наделен чертами его сына — Пьеро де Медичи; во главе правой группы фигур внук Козимо — Джулиано Медичи, а слева на переднем плане изображен Лоренцо Медичи Великолепный, которого обнимает поэт Пульчи. Как и Беноццо Гоццоли, Боттичелли воспользовался возможностью и изобразил самого себя. «Трудно сочетать представление об изящном искусстве Боттичелли с обликом этого крепко скроенного, грубоватого малого, который надменно смотрит на зрителя, — замечает Б.Виппер. — Но как характерен по-своему этот облик! Художник пришел вместе с толпой смотреть чудо и не смотрит, уединился» (Виппер Б. Итальянский Ренессанс. Т. II. М. 1977. С. 14).
Джентиле да Фабриано, наиболее известный мастер «интернациональной готики», написал «Поклонение волхвов» (1423) по заказу Палы Строцци, самого богатого флорентийца того времени. Сюжеты произведений искусства всегда выбирались старыми мастерами с определенным умыслом, никогда произвольно.
Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов (1423). Флоренция. Галерея Уффици.
Как отмечает известный итальянский искусствовед Джулио Карло Арган, «в обществе крупных банкиров «Поклонение волхвов» — это не только дань благодарности сильных мира сего божественному Младенцу, родившемуся в нищете, но и символ благосклонности Бога к тем, кто, будучи наделен огромными богатствами, употребляет их на благую цель» (Арган Дж. К. История итальянского искусства. Т. 1. М. 1990. С. 212). Отражая эту идею, художник помещает портрет Палы Строцци за спиной младшего волхва, во главе пышной процессии, смотрящим прямо на зрителя.
Композиция картины Джентиле да Фабриано имеет скорее сюжетную основу, нежели геометрическую. Картина подразумевает, что ее будут читать как некий текст, начиная с левого верхнего угла, где встретившиеся на морском берегу волхвы замечают звезду, указывающую им путь. Рассматривая далее их движение посреди отлогих холмов и возделанных пашен, мы видим, как в люнете средней арки рамы они вступают в Иерусалим. В люнете справа изображен их уход из Иерусалима. На среднем плане направление движения меняется, и теперь они движутся в сторону зрителя, и сразу – как будто из глубокого ущелья, окаймленного скалистой стенной и порослью, появляется людской поток, в котором уже можно рассмотреть лица, мельчайшие подробности одежд, оружия, сбруи на лошадях. «Щеоляющая» охотничьей одеждой, снаряжением, чистокровными конями и эзотическими животными процессия останавливается в правой части картины: цель пути достигнута. С младшего из волхвов паж только сейчас снимает шпоры, средний волхв, опустившись на одно колено, готовится преподнести вои дары, а старший из волхвов, который свои дары уже передал (элегантные служанки Марии как раз любуются ими), стоя на коленях, целует ножку Младенца. (ср. с Бартоло ди Фреди)
Бартоло ди Фреди. Поклонение волхвов (ок. 1380). Сиена. Национальная пинакотека
ЗВЕЗДА
К месту рождения Иисуса волхвы отправились, увидев знамение — звезду на востоке, как сказано у Матфея, причем им было ясно, чью звезду они увидели — «звезду Его». Едва ли не на всех картинах с этим сюжетом звезда непременно фигурирует. Во II—III веках она обычно ассоциировалась со звездой Иакова, о которой проповедовал Валаам: «(17) Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Чис. 24:17). Известны римские саркофаги эпохи раннего христианства, на которых рядом или позади Марии стоит не Иосиф, а именно Валаам; иногда он указывает на звезду. Восход звезды в момент рождения правителя — знамение, чтившееся в античности. В римском искусстве звезда над головой императора символизирует его божественность.
Что касается звезды, увиденной волхвами в их стране (или в их странах), то Игнатий Богоносец, Ориген и Евсевий полагали, что это была особенная, специально созданная для этого случая звезда. Иоанн Златоуст считал ее разумной силой, явившейся в образе звезды.
Традиционным является изображение звезды значительно большего размера, чем другие звезды на небосклоне в этой сцене, и необычайно яркой; иногда она прямо над домом; младенец в ее лучах (примеров множество). Джотто, подчеркивая необычность звезды, изображает ее в виде кометы — случай редкий и неоправданный ни Св. Писанием, ни бытовавшими в его эпоху представлениями о небе (Джотто).
В XIII—XIV веках сюжет приобретает игривый характер: Богоматерь забавляет Младенца яблоком, Младенец треплет за волосы припавшего перед ним на колени волхва, который в свою очередь целует ногу Иисуса. Младенцу около двух лет. Художники более позднего времени, как уже было продемонстрировано, населяют свои картины все большим числом персонажей, используя этот сюжет для создания портретных галерей своих современников.
АНГЕЛЫ
Неизменными участниками сцены Поклонения волхвов являются ангелами. Они часто образуют небесный хор, возносящий Ангельский гимн Господу (Мантенья; верхняя пара ангелов явно поет, если судить по их открытым ртам). Часто художники пиводят слова этого гимна: «Gloria In Excelsis Deo» («Слава в вышних Богу» — Лк. 2: 14). Это первая фраза Ангельского гимна, ставшего второй частью католической мессы. В некоторых случаях ангелы поют по нотам (Гирландайо).
Гирландайо. Поклонение волхвов. Флоренция. Музей Оспедале дельи Инноченти.
ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ:
Бартоло ди Фреди. Поклонение волхвов (ок. 1380). Сиена. Национальная пинакотека
Джотто. Поклонение волхвов (1304—1306). Падуя. Капелла Скровеньи.
Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов (1423). Флоренция. Галерея Уффици.
Гертген тот Синт Янс. Поклонение волхвов (1490—1495). Прага. Национальная галерея.
Неизвестный среднерейнский мастер XV века. Поклонение волхвов (ок. 1420). Дармштадт. Музей земли Гессен.
Доменико Гирландайо. Поклонение волхвов. Флоренция. Музей Оспедале дельи Инноченти.
Беноццо Гоццоли. Поклонение волхвов-царей (1459—1460). Флоренция. Палаццо Медичи-Риккарди.
Андреа Мантенья. Поклонение волхвов (1464). Флоренция. Галерея Уффици.
Сандро Боттичелли. Поклонение волхвов (1476). Флоренция. Галерея Уффици
Сандро Боттичелли. Поклонение волхвов (1476). Схема композиции. Флоренция. Галерея Уффици
Жан Фуке. Поклонение волхвов (Часослов Этьена Шевалье) (1450—1460). Шантийи. Музей Конде.
Рогир ван дер Вейден. Поклонение волхвов (Алтарь Колумба) (1458—1459). Мюнхен. Старая пинакотека.
Рогир ван дер Вейден. Видение трех волхвов (Алтарь Бладелена) (1446—1452). Берлин-Далем. Картинная галерея Государственного музея.
Гуго ван дер Гус. Поклонение волхвов (Алтарь Монфорт) (до 1475). Берлин-Далем. Картинная галерея Государственного музея.
Хуан Рейксах. Поклонение царей (вторая половина XV века). Барселона. Музей искусства Каталонии.
Паоло Веронезе. Поклонение волхвов (нач. 1570-х). Санкт-Петербург. Эрмитаж.
Якопо Бассано. Поклонение волхвов (1560-е). Вена. Картинная галерея Художественно-исторического музея.