Об этом чуть позже, сначала про слово «воздвижение», означающее торжественное поднятие Креста вверх после того, как его обнаружили в земле. Праздник Воздвижения Креста Господня — один из двенадцати величайших праздников Православной церкви, и в основе его события, произошедшие в IV в. по РХ.
Первые христиане благоговейно относились ко всему, что было связано со Спасителем. Но в 70 г. по РХ Иерусалим был разрушен римским императором Титом. Как сообщает историк IV в. Евсевий, язычники, населявшие Иерусалим в то время, делали все, чтобы осквернить, стереть с лица земли места, связанные с Христом. Так, был изменен вид Голгофы — горы, где был распят Иисус. Евсевий пишет, что пещеру, в которой было погребено тело Христа, специально засыпали мусором, насыпь замостили камнем и на этом «фундаменте» воздвигли алтарь богине сладострастия Венере. Если учесть, что на месте полностью разрушенного Титом Иерусалима император Адриан (II в. н.э.) отстроил новый город, возводя повсюду языческие капища, станет ясно, почему найти святыню было непросто.
Обретение Честного и Животворящего Креста Господня произошло в 326 г., в правление первого христианского императора Константина Великого. Этому римскому властителю удалось не только одержать блистательные победы, объединив огромную римскую империю, но и прекратить гонения на христиан. По преданию, император в тонком сне увидел крест, на котором был распят Христос, Крест Господень, и это укрепило его перед решающей битвой. После победы Константин загорелся желанием отыскать святыню. На ее поиски в Иерусалим отправляется мать Константина, царица Елена. Изыскания увенчались успехом, царице Елене указали на небольшой холм из земли, мусора и камней: именно здесь по повелению римского императора Адриана возвели капище в честь Венеры. Когда языческая кумирня была разрушена, когда разбросали мусор и раскопали землю, все увидели, что перед ними место Гроба Господня и Воскресения Христа. Царица Елена обнаружила и Лобное место, где был распят Иисус вместе с двумя разбойниками, — там нашли три креста, гвозди и дощечку с надписью на трех языках. Дощечка эта, как известно из Евангелия, была прикреплена к Кресту, на котором распяли Христа, и на ней рукою Пилата была сделана надпись: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Как сообщает Евангелие от Иоанна, после распятия Христа «эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски». Итак, захоронение крестов, на которых были казнены Иисус и два разбойника, нашли. Но как определить, какое из трех распятий, Крест Господень? Помогло чудо. По сообщению историка VI в. Феофана Византийского, от одного из найденных крестов произошло исцеление больной, что стало доказательством: это и есть Крест, на котором был распят Иисус. Найдя Голгофу, Крест Господень и гробницу Христа, царица Елена, как пишет историк V в. Сократ Схоластик, решила «создать на месте гробницы молитвенный дом». Так был построен храм Гроба Господня.
Но почему христиане поклоняются Кресту — орудию мучительной смерти Спасителя? Почему Крест — святыня? Потому что именно на этом невыразимо жестоком орудии казни принял Крестные Страдания и Крестную Смерть Иисус. Добровольно и из любви к нам, людям, Сын Божий до конца разделяет с человеком не только человеческую природу, человеческую судьбу, всегда содержащую в себе боль и страдания, но и человеческую смертность.
Крест- это величайшая святыня христиан, дающая нам опору и защиту
Потому что, безгрешный по своей природе, Он принимает смерть за чужие грехи — так происходит искупление человечества. Сын Божий, Он умирает, испуская дух на Кресте. Но смерть, ставшая следствием появления в нашем мире греха, не властна над Ним, греха не ведающим, «смерти было невозможно Его удержать». Христос воскресает. И Своим Воскресением дарует всему человеческому естеству возможность нетления. «Он умирает, давая жизнь, разрушая Своею смертью смерть. Он погребен, но восстает вновь. Он нисходит во ад, но выводит оттуда души», — объясняет святой Григорий Богослов. Поэтому после Воскресения Христа, Крест уже не орудие казни, позорное и мучительное, а залог нашего спасения. «В церкви вы везде видите кресты для того, чтобы все напоминало: вы во храме Бога любви, Любви, распятой за нас» (святой Иоанн Кронштадтский).
27 сентября (14 сентября по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Неделя 16-я по Пятидесятнице (шестнадцатый воскресный день после великого двунадесятого праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). День постный, на трапезе благословляется постная пища с растительным маслом. Сегодня в Русской Православной Церкви празднуется Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Далее коротко расскажем об этом великом двунадесятом празднике и одной из посвящённых ему московских святынь.
* * *
На Северо-Востоке Москвы в районе Лианозово расположен небольшой архитектурный ансамбль усадьбы Альтуфьево. К сожалению, в советские годы это имение утратило значительную часть своего великолепия, но сохранило самое главное — Крестовоздвиженский храм, возведённый в XVIII столетии и посвящённый великому двунадесятому празднику Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в народе чаще именуемому Крестовоздвижением.
Праздник Крестовоздвижения был установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году от Рождества Христова в Иерусалиме около горы Голгофы — места Распятия Спасителя. Это событие сопровождалось различными чудесами. В Священном Предании Православной Церкви сохранилась история о том, как было определено, какой из трёх обретённых крестов является Животворящим Крестом Спасителя:
Чтобы узнать, на котором из трёх крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя бы издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая «Господи, помилуй», благоговейно поклонялся Честному Древу. При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо: тяжелобольная женщина при осенении её Святым Крестом сразу исцелилась.
C VII века с этим днём стали соединять и воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии византийским императором Ираклием в 629 году. Название праздника обусловлено церковным обычаем воздвигать Крест во время богослужения, поднимать его для обозрения всеми молящимися.
Этот праздник, несмотря на его скорбность и установленный в этот день пост, напоминающий о Страстях Господних и Крестной смерти Христа, традиционно очень любили на Руси. И в алтуфьевском храме Божиим Промыслом этот праздник совершался всегда — Крестовоздвиженская церковь не закрывалась даже в советские годы. Хотя несколько её священнослужителей трагически пополнили сонм Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.
В течение последней четверти века Крестовоздвиженская церковь поистине преобразилась, и если до революции это был небольшой каменный храм при усадьбе, то сегодня он превратился в поистине великолепный храмовый комплекс. В значительной степени это произошло благодаря трудам нынешнего почётного настоятеля этой церкви — пребывающего на покое митрополита Ионы (Карпухина). И сегодня этот храм, подлинное украшение северо-восточной окраины российской столицы, своей торжественностью напоминает о том, что Крест Господень — это не только орудие смерти, но и величайшая святыня, освящённая Светом Христова Воскресения.