Фото: Saint-Petersburg Theological Academy
«Бога не видел никто никогда» — это сказал вовсе не атеист и не агностик. Это слова апостола Иоанна из написанного им Евангелия. А святой апостол само собой не сомневался, что Бог — есть, хоть Его никто и не видел. В этом смысле существование Бога невозможно доказать, как нельзя и опровергнуть. Это то же самое, что попытаться доказать или опровергнуть любовь. Это не то, к чему был бы применим сам метод математического доказательств. Но в существовании Бога можно просто убедиться — и убеждение это обретается на путях веры. Она-то и доказывает — настолько, что, единожды почувствовав, не приходится сомневаться. Только доказательство это — особо рода. Какого? К этому вопросу в своих беседах часто обращался протопресвитер Александр Шмеман, богослов и пастырь, один из самых видных деятелей русского Православия на Западе в двадцатом веке. С пятидесятых по восьмидесятые годы он вел свою религиозную программу на радио «Свобода». И, обращаясь к широкой русскоязычной аудиотории, в том числе и в Советском Союзе и Восточной Европе, всегда стремился говорить о вере на самой предельной глубине — выявляя не частности, но фундаментальный вопрос оппозиции веры и неверия как мировоззренческих систем.
Из детства сохранились два ярких воспоминания: первое – я пристаю с расспросами к моей бабушке, как она стала верить в Бога, и второе – чтобы узнать, что Бог есть, я оставляла хлеб на кухонном столе. После отправлялась в комнату, становилась на колени перед старой в окладе иконой и молилась. Я просила Бога разрешить мои сомнения, потому что мама говорила, что Его нет (но при этом на Пасху святит куличи), а бабушка – что Он есть, даже рассказала сон, вселивший в нее веру. Это были послевоенные годы, голод, а у бабушки было уже трое детей на руках, как их прокормить? Однажды ночью, заснув с такими мрачными размышлениями, она увидела сон. Идет она по улице, а вокруг много людей и все чего-то ждут, внезапно все опустились на колени и обратили свои молитвенные взоры к небу. Бабушка, не понимая, что происходит, тоже стала на колени. Вдруг пасмурное небо разверзлось и в неземном сиянии появился некий муж, а за ним сам Христос. Как только люди увидели Его, стали молить Его сжалиться над ними, прекратить голод. Бабушка тоже начала молиться и просить Господа пожалеть ее малолетних детей, не дать им погибнуть от голода. Христос, сидя на престоле, молча слушал народное стенание. Немного погодя, не сказав ни слова, Он встал и удалился. Небеса закрылись. И неожиданно появились прилавки с едой. И все начали покупать продукты и радостные расходиться по домам. На этом бабушка проснулась. Вскоре, как она рассказывала, голод начал отступать, а после и совсем прекратился.
Поэтому я просила Бога, чтобы Он «съел» предложенный Ему мною ломтик хлеба, чтобы я окончательно убедилась, что Он есть, что мама говорит неправду, а бабушка меня не обманула.
Немного поговорив с Богом, я бежала на кухню, проверить, не исчез ли хлеб? Но он всегда оказывался на том же месте, где я его оставляла. Однако я пристально, с тщательностью юного следопыта, рассматривала его, пытаясь увериться, что он стал меньше, хотя бы на одну крошку…
Став чуть постарше, у бабушки я нашла в ворохе почти истлевших листков бумаги несколько молитв – «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся» и «Живый в помощи Вышняго». Я аккуратно списала каждое слово, из которых смысл многих слов был совершенно мне не понятен, в блокнотик и читала их каждый раз перед очередным экзаменом в школе. Экзамены я сдавала на хорошие отметки и заслугу в этом (процентов на пятьдесят) относила к помощи Бога и Богородицы.
Молилась я и тогда, когда младшего брата увезла машина скорой помощи в реанимацию, когда врачи несколько дней не могли определить диагноз. Меня не взяли в больницу, где сутки напролет проводили родители, и я молилась со слезами на глазах, просила Боженьку спасти брата, не отнимать его у нас. Наверное, Бог услышал мою детскую молитву. Через несколько дней брата выписали из реанимации и он пошел на поправку…
В 1990 г. я уехала из родного города, поступив в университет. Однажды один из моих сокурсников предложил мне и моей подруге составить ему компанию для похода на «философско-политическое собрание», как он выразился, проводимое молодым священником. Эта идея показалась мне ужасно привлекательной, поскольку я никогда толком и не видела священников, при этом еще и молодых, и тем более не могла предположить, что священник может разбираться не только в политике, но и в философии.
Ближайшим воскресным вечером мы, втроем, отправились в церковь на собрание. Служба уже закончилась, и человек двадцать ждали, пока священник выйдет к ним, чтобы начать заседание. Меня поразило, что среди них было всего лишь пара бабушек (да и то случайных, как я потом поняла), остальные – молодежь и люди в возрасте немного за тридцать. Позже я узнала, что многие из них были членами политических партий: христианско-демократической, монархической, патриотического объединения, кажется, «Русь», Среди них были военные офицеры, научные работники институтов и музеев, студенты университета и даже школьники старших классов.
Я рассматривала их, оглядываясь вокруг, и пыталась понять, что такого в религии, в вере в Бога, что столько людей, умных и образованных, пришли в храм? Что заставило молодого человека, который всего лишь на несколько лет старше меня, поверить в Бога и даже стать священником? Мое недоуменное удивление возросло, когда мне стало известно, что священник еще и монах. И еще более — когда оказалось, что он выпускник Ленинградского медицинского института. То есть удивило не то, что он по образованию врач и что учился в Ленинграде, а то, что, имея высшее образование, тем не менее, решил посвятить свою жизнь Богу!!!! Я вспомнила когда-то прочитанную мной статью, вырезанную в свое время из детского журнала «Пионер», про девочку из баптистов, которую не только «спасли» от пагубного воздействия веры, но и «вернули» к жизни. Получается, что в то время, когда «Пионер» печатал эту статью, молодой человек твердо решил стать монахом?
Сейчас я уже не помню, на какую тему проводилась беседа, но собрание мне так понравилось, что я уже сама каждое воскресенье мчалась в храм, с нетерпением ожидая этого момента всю неделю. Вскоре я пришла чуть раньше и застала окончание вечерней службы. Это было что-то необычное и новое для меня, поэтому на следующей неделе я пришла специально загодя и застала почти всю службу. Так постепенно я открыла для себя еще и Литургию, а потом и Всенощное бдение.
Моя подруга и однокурсник перестали посещать религиозные собрания, решив, что это не что иное, как опиум для народа. Поэтому, узнав, что я продолжаю ходить в храм, решили меня в срочном порядке «спасать». Они проводили со мной беседы, призванные меня «вразумить», но безуспешно. Подруга перестала со мной общаться, а в придачу, каким-то образом о моем воцерковлении узнал и весь курс. Каждый день, когда я появлялась в университетской аудитории, меня встречали гробовым молчанием и любопытными взглядами, как будто я была марсианином. Однако меня со временем это перестало волновать, поскольку среди однокурсников у меня еще не было настоящих друзей (это было начало первого семестра), но уже были среди верующих.
Я очень благодарна первому священнику в моей жизни, моим первым православным друзьям, несмотря на то, что последние годы я окончательно потеряла с ними связь, что через несколько лет каждый из нас пошел своим православным путем. Тем не менее, никогда я не забуду их, и каждый день благодарю Бога за то, что они у меня были, и молюсь за них, в надежде, что моя молитва не останется втуне.
Постепенно времена менялись, преподаватели перестали начинать курс своих лекций неизменными словами, что, хоть наступили другие времена, но кто его знает, как всё еще повернется, поэтому не забудьте ознакомиться со статьями Ленина-Энгельса-Маркса, а многие из них сами стали прихожанами кафедрального собора; к верующим студентам перестали относиться с недоумением — теперь каждый пытался познакомиться с тобой поближе, чтобы тоже для себя что-то открыть, найти ответ, наверное, на такие же важные вопросы, которые мучили и тебя, только немного раньше: «Где Истина?», «Как найти смысл жизни?», «В чем этот смысл?».
…Когда я решила уехать учиться в университет почти за три тысячи километров от родного дома, то многие с искренним недоумением спрашивали, зачем это делать, если на соседней улице находится педагогический институт, где получишь почти такой же диплом учителя русского языка и пойдешь работать в школу? Я не знала, как им объяснить почему. Возможно, вначале это была всего лишь прихоть, нежелание становиться школьным учителем, стремление начать поскорей самостоятельную жизнь. Но сейчас я точно знаю, зачем я уехала так далеко, что искала в «краю далеком». И нашла — на всю жизнь!
Словарь «Правмира» — Вера
Как поверить, когда верить хочется, но не получается? Как научиться относиться в Богу не утилитарно, а как к Богу? Что вообще такое – вера? О вере и неверии рассуждает протоиерей Андрей Ткачев в одной из бесед своей новой книги «Почему я верю: простые ответы на сложные вопросы».
— Что делать человеку, если он «не чувствует Бога», если Небо для него молчит? Вроде и хорошо было бы поверить, но ‒ не могу!
‒ Такому человеку надо, безусловно, просить о вере. И еще, мне кажется, очень важно, когда люди просят Бога о других людях. Тогда, как говорил Паскаль, человеку даруется счастье быть причиной.
Первопричина всего – это Господь, но, когда человек включает волю и начинает активно что-либо делать, он изменяет мир. Как, скажем, тот, кто убирает мусор и разбивает клумбу под окном, привносит красоту туда, где раньше было безобразие… Так и молящийся человек может стать причиной перемены в чьей-то неверующей душе.
В Деяниях Апостолов описан эпизод, когда одного из первых диаконов христианской Церкви, Стефана, забивали камнями иудеи, а юноша по имени Савл, одобряющий убийство, сидел и стерег одежды этих убийц. И потом, в ближайшие дни, по дороге в Дамаск этому юноше явился Христос. От видения Савл ослеп и получил откровение идти в Антиохию, где он крестился и стал всем нам известным христианским апостолом Павлом. Так вот, один из отцов Церкви, Блаженный Августин, толкуя этот эпизод, говорит: если бы не было молитвы Стефана, не было бы обращения Савла. Молитва праведника была последней каплей, которая привела будущего апостола ко Христу.
Так что просьба того, кто уже знает Бога, о том, чтобы Он в некую малую, но нужную долю стал явен неверующему человеку, который Бога «не чувствует», очень много может значить.
Но молиться о другом человеке может только тот, кто сам переживает Бога как Высшее Благо, для кого вера в Бога, стремление к Нему и общение с Ним – не просто «что-то хорошее», не просто способ «оградить» себя от неприятностей, а смысл всей жизни. В этом смысле с одинаковой тревогой можно молиться как за успешного и состоявшегося бизнесмена, так и за человека, не нашедшего себя в жизни: если ни тот ни другой не знает Бога, они равно несчастны, их благосостояние в мире не имеет значения.
Почему это важно понимать? Нередко мы относимся к Господу Богу как к доктору Айболиту, который придет и всех исцелит, или ждем Его, как волшебника в голубом вертолете, который прилетит и сделает всех счастливыми, «всем бесплатно покажет кино». Мы бываем готовы поступать как язычники, которые целовали землю на берегах Нила и благодарили Нил за то, что он разливается, но попробовал бы он не разлиться – они бы его били батогами!
Но Бог – это не утилитарное понятие. Бог нужен не для того, чтобы жить без пьянства, без голода и войны, а Он нужен сам по себе, как Бог, как конечный смысл, как цель пути. «Защитник», «кормитель» и «устроитель чудес» ‒ это второстепенное, это функции, но глубже всех этих функций есть Бог по существу. Бог как Бог.
Вера в такого Бога, память о Нём, размышление о Нём и любовь к Нему ‒ это вера Авраамова. Авраам всю жизнь ходил перед Богом, прошел через ряд испытаний, постепенно накалявшихся до самых серьезных, доказал Ему свою верность, но при жизни ничего особенного не получил: только обетование о будущем, которое исполнилось на его потомках. Сам же Авраам умер бездомным, не имея под ногами собственной земли.
И на самом деле очень тяжело к Богу относиться как к Богу. Но по слову апостола Павла, христиане – дети Авраама по вере. И наша вера должна быть именно такой.
‒ Чтобы как-то подытожить тему веры и неверия ‒ такого разного неверия и такой разной веры, как бы Вы определили веру в Бога? Что значит верить?
‒ Вера ‒ это личное чувство встречи с Богом, прикосновения Бога к сердцу, чувство, прошедшее через разум, осознанное, удержанное и сохраненное им. Вера ‒ это мой личный опыт, тождественный с таким же опытом миллионов людей ‒ живших до меня, живущих рядом со мной и тех, которые будут жить после меня, ‒ так что мы все могли бы сказать: «Мы нашли одного и того же Бога. К тебе и ко мне коснулся Тот же».
См. Деян. 6: 8 ‒ 7: 60.
См. Гал. 3: 6–9.
Отрывок из книги протоиерея Андрея Ткачева «Почему я верю: простые ответы на сложные вопросы», – М.: Издательский дом «Никея».
Издательство «Никея» и Российский Православный Университет приглашают на презентацию новой книги протоиерея Андрея Ткачева в Москве.
Встреча пройдет в Российском Православном Университете 17 декабря в 19:00.
Адрес: Москва, Новая площадь, 12. Российский Православный Университет, актовый зал, 2 этаж.