У 22% россиян за время пандемии произошло эмоциональное выгорание. Люди стали в несколько раз чаще обращаться к психологам. Количество случаев домашнего насилия выросло в 2,5 раза. Но тяжелее всего пришлось тем, кто и без вируса находился в сложных жизненных обстоятельствах. Рассказываем, как пандемия повлияла на детские дома, их воспитанников, опекунов и воспитателей.
Содержание
- Как изменился процесс устройства ребёнка в семью
- Как воспитанники детских домов отреагировали на пандемию
- Как изменилось общение опекунов с детьми
- Как волонтёры поддерживают связь с воспитанниками
- Как детские дома будут выходить из самоизоляции
- Первый визит в учреждение
- Обязанности координатора
- Подготовка добровольцев
- Формы работы с детьми
- Общение с детьми: несколько важных правил
- Материальная помощь
- Отношения с сотрудниками учреждения
Как изменился процесс устройства ребёнка в семью
Елена Альшанская, руководитель БФ «Волонтёры в помощь детям-сиротам»
О сложившейся ситуации я могу судить только по тем регионам, из которых у меня есть информация. Дать картину по всей стране тяжело. Мне известно, что есть регионы, где детей в семьи стали забирать очень активно. По большей части это делали сами воспитатели. При этом есть регионы, где передача детей в семьи снизилась практически до нуля, потому что в марте произошла заморозка семейного устройства.
Чтобы ребёнка передали на опекунство родителям, они должны решить много вопросов — показать жилье, познакомиться с ребёнком, собрать необходимые документы, пройти медицинское обследование и подтвердить его справкой не более чем трёхмесячной давности. Сделать всё это, когда большая часть учреждений из-за коронавируса с апреля фактически не работает, очень сложно.
Елена Альшанская / Фото: БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам»
Мы стучались в двери региональных и федеральных департаментов и министерств с этой проблемой, когда всё только начиналось, когда был шанс все успеть. Сначала старались сделать так, чтобы знакомство родителей с ребёнком можно было проводить в коротком формате по видеосвязи. Но министерства сильно затянули с одобрением нашей инициативы, поэтому через месяц в учреждение пришёл коронавирус, в том числе в группы тех детей, семейное устройство которых затормозилось (и мы помогали родителям преодолеть эту заморозку).
Если бы региональные министерства не испугались и не поставили семейное устройство на паузу, а позволили бы передавать детей сразу же, они бы снизили риски для них.
К середине апреля вышло письмо Министерства просвещения, которое в том числе мы инициировали, о том, что нельзя прекращать семейное устройство, что нужно пытаться сохранить его даже во время пандемии. Мы начали договариваться, чтобы детей отдавали родителям хотя бы под предварительную опеку, которая по закону не требует медицинского обследования.
Сейчас этот процесс худо-бедно запущен. С рядом регионов удалось договориться по конкретным случаям. Но не все готовы на онлайн-знакомство. Многие просто боятся, что таким образом ребёнок будет передан в семью, с которой не установился контакт. Когда возможности ограниченны, это всегда сложнее.
Что касается самих детей, то, конечно, органы опеки на какие-то экстренные ситуации сейчас реагируют хуже, чем обычно. Постоянное семейное устройство все равно до сих пор на паузе во многих регионах. И в семьи на сигналы о насилии или угрозах выходят меньше, только если реально ситуация описываемая экстренная, это понятно. Мне известно, что в Санкт-Петербурге приняли локальный акт о том, что закрывают социальные учреждения на прием детей. Потом, правда, после возмущения местных НКО, документ отменили. Но количество отобраний, я уверена, снизилось. Я знаю только три случая в течение последних двух месяцев. Обычно к нам обращаются по большему количеству случаев.
Конечно, всем детям в детских домах сейчас очень тяжело. Закрытость приводит к тому, что психологическое состояние подростков ухудшается. Они могут вести себя более агрессивно. К сожалению, пока мы не можем осознать всю критичность ситуации. Одни детские дома говорят нам, что дети стали более тревожными, было несколько случаев побегов. Другие учреждения заявляют, что справляются и не видят изменений. Не знаю, это они не видят или такого правда нет. Вполне может быть, воспитатели стали более постоянными (работают сменой по 14 дней), и это работает, конечно же, в плюс.
Как воспитанники детских домов отреагировали на пандемию
Екатерина Лебедева, заместитель директора по развитию БФ «Измени одну жизнь»
Карантин, конечно, повлиял на работу нашего фонда. Все детские дома закрылись для посещений, и съемки видеоанкет детей-сирот, которые мы проводим с 2012 года, прекратились — впервые за всю историю фонда. Семейное устройство ребят также остановилось практически полностью.
Екатерина Лебедева / Фото: Мария Аксёнова
Печально, что дети остались полностью изолированными, потому что их перестали выпускать за пределы детского дома. Если раньше у ребят была возможность пойти в школу или на дополнительные занятия, отпроситься в магазин, то сейчас сделать это, понятно, нельзя.
И самое страшное тут даже не то, что ребята все свое время проводят перед телевизором или за компьютером, а то, что они не могут общаться со своими близкими. К ним, например, перестали пускать кровных родственников, потенциальных опекунов и волонтеров, которые для многих детей стали наставниками.
Я знаю случаи, когда волонтеры за свой счет даже покупали детям мобильные телефоны, чтобы поддерживать с ними хоть какую-то связь.
Детский дом и так предполагает жизнь в изоляции. А сейчас она только усугубилась
Впрочем, есть детские дома, которые успели быстро отреагировать на ситуацию с карантином и стали отдавать детей приемным родителям на гостевой режим. Так называют форму семейного устройства, при которой ребенок на время (например, на выходные или на каникулы) приезжает в приемную семью.
Такая форма подходит для детей старше 10 лет: ребятам в таком возрасте уже можно объяснить, что родители забирают их лишь на время. Да и сами подростки часто выбирают именно такую форму семейного устройства.
Так, директора некоторых детских домов открыто говорят приемным родителям: «Мы готовы помочь быстрее оформить документы, чтобы не возникало бумажной волокиты». При этом существуют, увы, и другие примеры. Есть регионы, в которых родители и хотели бы взять ребенка на гостевой режим, но органы опеки не помогают мгновенно оформлять все документы.
Кроме того, мы в фонде опасаемся, что из-за всех ограничений, связанных с распространением вируса, случаи изъятия детей из кровных семей могут участиться. Родители, которые и до карантина жили трудно, лишаются работы, и им просто не на что прокормить детей.
Конечно, ни у кого еще нет точной статистики. Ее пока и не может быть. Но мы уже слышали, что в некоторых регионах число изъятий детей из кровных семей увеличилось по сравнению с прошлыми месяцами.
Как изменилось общение опекунов с детьми
Настя, опекун
Когда я училась на первом курсе, мы со студсоветом поехали на благотворительный выезд в детский дом. Тогда я в первый раз оказалась в таком учреждении, увидела все изнутри, пообщалась с детьми. Я стала приезжать к ним чаще, но со временем поняла, что это не моя история. Потому что невозможно рассчитать силы так, чтобы уделить время каждому ребенку учреждения, а они этого хотят. Нельзя с одним поговорить, а с другим нет, кому-то привезти шоколадку, а кому-то нет.
Тогда моя знакомая рассказала мне про программу наставничества. Тебя приставляют к ребёнку, которому ты становишься опекуном. Но не в статусе законного представителя, а просто берёшь его под свою опеку — забираешь из интерната погулять, решаешь какие-то проблемы, покупаешь необходимые вещи.
Как только мне исполнилось 18 лет, я взяла опекунство над девочкой, которой тогда было 13. Я самый молодой опекун по этой программе
Законный представитель моей дочери — это её бабушка, с которой она не поддерживает отношения. Сейчас моему ребёнку 18 лет. Государство выделило ей квартиру, где мы начали делать ремонт. Ходили по магазинам и выбирали мебель, но теперь из-за коронавируса все заморозилось. Органы опеки, выписывающие имущество, приостановили деятельность. Она снова вернулась в интернат.
У всех детей из детских домов сейчас пропала связь с социумом. Если мы с вами можем взять пропуск и поехать к друзьям в гости, то они «заперты» в одном помещении. Мы вместе с моим ребёнком тяжело переживаем из-за того, что нам запретили видеться, потому что эмоционально привязаны друг к другу. Если в начале пандемии можно было подойти к забору, поговорить через него, то сейчас это строго пресекают. Нам остаётся лишь переписываться. Но она видит во всём этом и плюсы. Например, то, что в учебе случились послабления. Экзамены теперь можно сдавать в более комфортных условиях.
Как волонтёры поддерживают связь с воспитанниками
Юлия, многодетная мама, волонтёр в детском доме
Когда мои родные дети выросли, а у меня появилось больше свободного времени, мы с мужем приняли решение, что хорошо было бы найти занятие для души. Поэтому я стала волонтером. Сначала помогала в больнице детям, которые лежали без родителей. Познакомилась там с милым мальчиком Ильей, который «привел» меня в детский дом.
Сначала я приезжала туда именно к Илюше, но со временем познакомилась и с остальными ребятами, и с персоналом. Тесные отношения у меня сложились еще с двумя мальчиками — девятилетним Даней и 19-летним Русланом, который в прошлом году выпустился.
Самое важное для этих детей — общение. Чтобы к ним кто-нибудь приезжал, выслушивал, чтобы было с кем погулять, пособирать пазлы, позаниматься каким-нибудь хобби
Из-за этого им сейчас особенно трудно, потому что администрация детского дома приняла беспрецедентные меры по обеспечению безопасности детей: гулять в определенные часы, не пересекаться разными группами, не пускать посторонних, не посещать школу.
Но нельзя забывать и про ответственность, которая легла на воспитателей. Ради того, чтобы снять риски заражения, у них теперь полная смена длится 14 дней. Они отвечают за всё, что раньше делали несколько человек — родители, волонтеры, друзья.
Я вижу, как воспитатели каждый день вкалывают не покладая рук. Илья присылает мне видео, где они снимают ролики, устраивают мини-концерты, наряжаются в костюмы. Всё время, пока длилось дистанционное обучение, воспитатели были рядом. Вспомните, как от всех этих изменений стонали родители из обычных семей.
Подумайте, как проходили онлайн-уроки в детском доме, где в одной комнате живут 10 подростков из разных классов и школ
Всем им нужно примерно в одно время выйти на связь с преподавателем, выполнить домашнее задание. Даже сейчас, когда самоизоляция длится уже не месяц и не два, дети не до конца понимают, что происходит. Бывает так, что они злятся и пишут мне: «О, этот вирус! Что это такое! Когда это закончится? Когда ты уже к нам придешь?» А случается, что они, наоборот, начинают успокаивать меня. Потому что я сама переболела коронавирусом. Ребята присылают мне голосовые сообщения, бесконечные смайлики, смешные видео. Это трогает до слез, потому что я очень скучаю по ним.
Но некоторым детям вирус сыграл на руку. Детский дом, где я занимаюсь волонтерством, постарался в максимально сжатые сроки раздать детей по проверенным людям. Это очень здорово, потому что администрация сама собирала документы, относясь с большим доверием к обществу.
Одну девочку из группы Дани долгое время не могли отдать бабушке под опеку. Там была затянутая бумажная волокита. Но коронавирус сильно ускорил ситуацию. Девочку отдали в семью буквально за неделю. Мне кажется, это хороший пример того, что сегодня детские дома делают всё возможное для детей.
Как детские дома будут выходить из самоизоляции
Екатерина Лебедева, заместитель директора по развитию БФ «Измени одну жизнь»
Когда детские дома снова откроют для посещений, на сегодняшний день не знает, наверное, никто. Ситуация разная в разных регионах — и зависит она, понятно, как от решений местных органов власти, так и от скорости распространения вируса.
Сотрудники органов опеки 78 регионов, с которыми сотрудничает наш фонд, говорят нам разное. Например, где-то детей обещают уже в июне вывезти в детские лагеря, где-то откладывают такие поездки до июля.
Что касается приемных родителей, то им сейчас тоже непросто. Дозвониться до многих региональных операторов, чтобы узнать информацию о принятии ребенка в семью, не удается с первого раза. Но мы в фонде призываем всех продолжать звонить: вас запишут в электронную очередь на знакомство с ребенком. Если, конечно, у вас собраны все документы, необходимые для того, чтобы иметь статус приемного родителя.
Мы верим, что наши съемки в фонде возобновятся и мы продолжим создавать короткие ролики, помогающие ребятам находить родителей. Возможно, наши съемочные команды будут работать в масках. Главное для нас, конечно — не навредить ребятам и помочь им как можно скорее обрести семью и дом.
Кроме того, у нас в фонде продолжают работать онлайн-программы помощи приемным родителям. На сайте фонда можно записаться на бесплатную консультацию к юристу или психологу. Специалисты помогут, например, справиться с эмоциональным выгоранием, которое сейчас у многих мам и пап может только усилиться, а также помочь найти ответы на вопросы юридического характера.
Также у нас есть программа «Передышка», в рамках которой в приемную семью приходит няня, чтобы хоть немного разгрузить родителя. Сейчас няни работают с детьми онлайн, и это, конечно, новый для всех формат. Но постепенно все к нему привыкают.
Во время написания текста мы хотели поговорить ещё и с самими воспитанниками детских домов. Они не могут давать комментарий без согласия законного представителя. К сожалению, ни один из руководителей детских домов, куда были направлены письма, до сих пор не ответил.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА В РАМКАХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Сафина Р.Ф.
Сафина Рузия Фатхуловна — педагог-психолог высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 60, г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Аннотация: в статье анализируется формирование поведения детей в рамках семейного воспитания. Отклонение черт характера и поведение детей формируется в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании. Изменения личности родителей или одного из родителей приводит к развитию конфликтных ситуаций в семье и создает проблемы в воспитании детей. Поэтому на родителей накладывается двойная ответственность за себя и за своих детей. Взрослые должны скорректировать свое собственное поведение, свои нравственные качества и отношения. Требовательность родителей к себе должна быть выше требований к ребенку — это основа родительского авторитета.
Ключевые слова: семейное воспитание, основа родительского авторитета.
Часто неправильное воспитание ребенка в семье приводит к очень тяжелым последствиям, ребенок может замкнуться в себе, плохо учиться, не выполнять пожелания взрослых, мало того, у него могут появиться невротические отклонения, вплоть до заболевания неврозом.
Повышенная эмоциональность ребенка, склонность к беспокойству, беззащитность, ранимость и уязвимость при противоречивых, не всегда обоснованных требованиях родителей, легко может травмировать ребенка и привести как к нервным срывам или полному непослушанию.
Для полноценного психического развития детей нужно понимание и эмоциональная поддержка взрослых, признание в семье и в среде сверстников. В общении с другими многим детям не хватает непосредственности, уверенности в себе, непринужденности в отношениях, бодрости и настроения — многое, из выше перечисленного воспитывается в семье.
Отклонение черт характера и поведение детей формируется в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании. Изменения личности родителей, или одного из родителей приводит к развитию конфликтных ситуаций в семье, и создают проблемы в воспитании детей.
Поэтому на родителей накладывается двойная ответственность за себя и за своих детей. Взрослые должны скорректировать свое собственное поведение, свои нравственные качества и отношения. Требовательность родителей к себе должна быть выше требований к ребенку — это основа родительского авторитета.
В трудные моменты своей жизни дети должны быть уверены в поддержке и понимании своих родителей. Родители должны быть для своих детей самыми близкими друзьями, понимающими всю сложность и противоречивость их внутреннего мира и на основании этого понимания строить свои отношения с детьми.
Для того чтобы лучше понять причины плохой успеваемости и недисциплинированности учащихся, необходимо узнать мнение родителей о поведении своего ребенка в семье, поэтому родителям и предлагается работа с психологом.
Каждый родитель в свою очередь требует от своих детей исполнительность и послушность, выполнение поручений родителей, гибкое и «хорошее» поведение, чуткость и отзывчивость к родителям и близким, трудолюбие, простота и скромность в отношениях к родным и близким. Однако, исходя из возрастных изменений у подростка,
начинает формироваться критичность к другим людям, самокритичность к своему внешнему виду, меняется отношение к выполнению домашних заданий и также отношение к выполнению общественных поручений. Отношение подростка к своему классу, школе также меняется. Подросток впервые кардинально начинает менять свое окружение. Почему же так происходит, все ли подростки подвержены к таким изменениям в социальной жизни?
Результаты диагностики и практика показывают, что кардинальным изменениям склонны поведение подростков, у которых есть проблемы воспитания в семье. У данных подростков выявляется отрицательное отношение к учебе, причины его недисциплинированности и плохой успеваемости и отношение к преподавателю также связаны с изменениями в психике.
Большое влияние на развитие ребенка оказывают условия его жизни, но они сами по себе не создают личность. Необходимо знать, какое место в этих условиях принадлежит ребенку, как он действует в этой среде и ощущает себя. Круг деятельности ребенка очерчен взрослыми, определены его права и обязанности, создана социальная ситуация развития ребенка, формирующая его личность.
Для объединения интересов семьи ребенок вовлекается взрослыми в совместную деятельность. Это может быть совместный труд на благо семьи, развивающие игры, помощь взрослым, и все это объединяется общими интересами и увлечениями.
Совместная деятельность взрослых и детей порождает общность переживаний и чувств, делает их духовно ближе, облегчает контакты с ними. Родители и дети узнают друг друга, становятся родней и ближе, относятся друг к другу с большим пониманием.
В таких семьях дети приучаются к труду, с большим пониманием относятся к домашним заданиям. Родители сопереживают просчеты своих детей и помогают им.
Важным условием нормальных взаимоотношений в семье между родителями и детьми является взаимная информированность родителей и детей, в этом случае будет и формироваться хорошее отношение к учебе. Взаимная информированность родителей и детей дает возможность прийти к взаимопониманию и уважению мнения друг друга.
В совместных делах не только родители открывают характер детей, но и дети познают сложный мир взрослых, их образ мыслей и переживаний, лучше узнают своих родителей. Родители могут больше спрашивать с детей, отдавая им свое время, чувства, обеспечивая им достойную жизнь.
Если атмосфера в семье доброжелательная и чуткая, то ребенок, воспитанный на положительных примерах своих родителей в обстановке взаимной любви, заботы и помощи, вырастет таким же чутким и отзывчивым.
Родители, которые боятся перегрузки детей в школе, избавляют их от домашних обязанностей, совершают большую ошибку, т.к. в этом случае ребенок может стать эгоистом и пренебрегать трудом вообще.
Для того чтобы правильно оценить мотивы поведения своих детей, нужно понимать их, знать направленность их личностей, интересы, уровень их знаний, умений. Если в семье нет подобной информации о детях, в таком случае появятся взаимные трудности в общении. Весьма полезно обсуждать с детьми семейные и общественные проблемы, прислушиваться к их мнению, уважать, поправлять и направлять их в нужное русло, формируя чувство ответственности, самоуважение личности, при необходимости признавать свои ошибки.
Слабая взаимная заинтересованность родителей и детей создает у обеих сторон негативное отношение друг к другу, дети вообще разочаровываются в общении и переносят свое отношение к родителям на весь мир взрослых людей.
Родители тоже, в свою очередь, испытывают горечь разочарование в своих детях, обиду и досаду, не верят в них, не уважают.
Воспитание детей можно охарактеризовать определенными сторонами отношения родителей к детям:
■ В общении с детьми родители зачастую компенсируют свои чувства, свои нервные состояния, нередко переходя на крик и физические воздействия, подавляя детей свои авторитаризмом и педантизмом.
■ Родители, не замечая своих недостатков, требуют искоренения подобных недостатков у детей, которые, слепо подражая родителям, не понимают своей вины.
■ Родители говорят одно, а делают другое, ставя при этом детей в тупик.
■ Родители не могут стать детям друзьями и наладить с ними доверительные, теплые отношения.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
В этом случае можно перечислить основные параметры нарушения воспитания:
1. Непонимание своеобразия внутреннего мира детей.
2. Непринятие детей, их индивидуальности и особенностей.
3. Несоответствие требований и ожиданий родителей.
4. Негибкость родителей.
5. Неравномерность отношений с детьми в разные периоды их жизни.
6. Непоследовательность в обращении с детьми.
7. Несогласованность отношений между родителями.
8. Аффективность — раздражение, недовольство, тревога, беспокойство, страх.
9. Доминантность — безоговорочность, категоричность, полное подчинение детей.
10. Гиперсоциальность — воспитание без учета индивидуальностей ребенка.
11. Недоверие к возможностям детей, нечуткость, противоречивость. Взаимоотношения родителей и детей, специфика их общения между собой, во
время которого эти взаимоотношения проявляются, влияют на формирование личности детей. У родителей, удовлетворяющих лишь потребности детей, и не имеющих с ними душевного контакта, как правило, возникают проблемы в воспитании и общении с детьми. Гиперсоциализация со стороны родителей формирует в детях инфантильность, социально не состоятельность и в том числе не успешность в будущем. Гипосоциализация со стороны родителей по отношению к детям формирует не уважение к родителям, создается опасность вхождения ребенка в асоциальные группы.
Только путем взаимопонимания и принятия друг — друга в семье, можно формировать доверяющих своим родителям, уважающих своих родителей, соблюдающих законов адекватных и жизнестойких подростков и молодежи.
В данной проблеме нужна системность работы психолога совместно с родителями, скорректировать у ребенка поведение и отношение к учебе можно лишь изменив отношение к подростку. Пересмотрев взаимоотношение в семье, также можно помочь своим детям подросткового возраста.
Если родителям удается справиться со своими личными проблемами, не вовлекая в них своих детей, при этом создавая для них теплую, дружественную обстановку поддержки и любви, то у родителей и детей складываются очень хорошие взаимоотношения и понимание.
Список литературы
1. Иванова Н. С. Конкурентная стратегия компании // Проблемы современной науки и образования, 2015. № 2 (42). С. 99-101.
2. Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2000.С. 17-22.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995. 98-106.
4. Крайг Г. Подростковый и юношеский возраст // Психология развития. СПб., 2000. С. 85-106.
5. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. 43-56.
6. Колесникова Т.И. Психологический мир личности и его безопасность. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС. 2001. 47-66.
Детский дом. Большинство людей делятся на две категории: тех, кто не имеет к нему никакого отношения, и тех, для кого этот дом стал судьбой. По сути, для последних он оказался приютом в самый уязвимый момент их жизни — в детстве. Когда для одних малышей главным на свете становится нежная любовь матери, тепло родительского очага и безусловная забота отца, другие — дети без семьи — стараются восполнить все это в стенах государственного учреждения. Детский дом №3 города Минска 75 лет назад открыл двери для обездоленных ребят, чьи судьбы опалила безжалостная война. С тех пор прошло много времени, многое изменилось. Но здесь по-прежнему живут те, кому нужны забота, внимание людей, роднее которых у воспитанников детдома никого нет.
Январское утро. На улице Рафиева среди сугробов желтеет небольшое аккуратное здание. Кажется, что и внутри оно такое же уютное и теплое. Заходим — так и есть. В детском доме еще по-новогоднему нарядно: лесная красавица мигает гирляндами, в дверном проеме висит бумажный снежок.
Сегодня учреждение отмечает юбилей, но привычный распорядок дня никто не отменял. По расписанию сейчас обед, а после — тихий час. Прессу, то есть нас, встречает воспитатель-методист Наталья Тарасевич. «Вы сейчас подумаете, что мы всегда такие нарядные, в вечерних платьях на работу ходим, — улыбается Наталья Васильевна. — Сегодня у нас небольшое торжественное мероприятие, вот только детей уложим».
И мы идем в первую группу знакомиться. Там нас ждут «солнечные» ребята. Они без подсказок воспитателей здороваются и спешат обниматься.
Маленькая Света между делом поинтересовалась, зачем мы сюда пришли. Узнав, что требуется самый фотогеничный малыш в этой группе, незамедлительно предложила свою кандидатуру. Ей 8 лет. Сразу после рождения от нее отказалась мать. Говорят, среди родителей «даунят» встречается много благополучных семей, но родители, испугавшись диагноза, отказываются от таких детей. Некоторые потом навещают их в госучреждениях и, вероятно, сожалеют о принятом когда-то своем решении. К Свете никто не приходит. Судьбы 90% воспитанников детского дома аналогичные, будто написаны под копирку. Таких здесь 36 мальчиков и 19 девочек — социальных сирот от года до десяти лет.
Правда, есть в детском доме и настоящие сироты (здесь их называют биологическими). Это когда у ребенка погибают родители, и заботу о малыше кроме государства больше некому взять на себя. Их здесь два. О шестилетнем Роме воспитатели говорят, что он первый помощник в группе. Аккуратно поставить стулья, разложить к обеду салфетки — его любимые занятия. «Вот какого помощника себе найдет самая везучая мама на свете», — ободряют мальчика взрослые.
В детском доме проживают дети с особенностями развития. У них психосоматические заболевания, сенсорные и двигательные нарушения, а также нарушения эмоционально-волевой сферы и навыков общения. Несмотря на это, сотрудники социального учреждения считают своей первостепенной задачей обеспечить каждому воспитаннику семейное устройство. Будь то восстановление кровной семьи ребенка или же поиск приемной или опекунской.
«Ведь каждая душа нуждается в семейном тепле», — прерывает мои мысли Наталья Васильевна. Она подходит к детской кроватке, где крутится малыш лет четырех. «Никак не может уснуть. Плачет сегодня целый день», — сообщает няня. «Это новенький, — Наталья Васильевна заботливо поправляет одеяло. — Он только поступил к нам, еще не привык».
Привыкнуть или (как тут говорят) адаптироваться детям помогают сотрудники детского дома. Это и медики: врач-педиатр, медицинские сестры, инструктор по ЛФК, специалист по диетпитанию; и педработники: дефектологи, психологи, социальный педагог, музыкальный руководитель. Оборудованы кабинеты массажа, кинезо- и физиотерапии, функционирует комната психологической разгрузки, блок физкультурно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий, оборудована комната социально-бытовой адаптации, блок коррекционно-педагогической и кружковой работы. Недавно при непосредственном участии частных спонсоров открылась комната игровой терапии.
И это все на благо маленьких воспитанников. Сегодня именно тот день, когда нужно об этом говорить.
Время — 13.30. Все дети спят. В небольшом актовом зале, который находится вдали от спален, начинается торжество. Среди приглашенных официальные лица, общественные деятели, бывшие воспитанники детского дома, партнеры и спонсоры. Сегодня у них есть 2 часа, чтобы сказать теплые слова поздравлений и пожеланий, вспомнить кусочек истории. А в 15.00 закончится тихий час. И снова дети окажутся в центре внимания. Ведь Светочке нужно помочь переодеть сарафан, а маленький Ромка опять побежит помогать няне, потому что за ужином всем понадобятся салфетки.
Светлана ПЕКАРЬ,
фото Рамиль НАСИБУЛИН,
БЕЛТА.-0-
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен, Telegram и Viber! Теги дети Минск репортаж
Почему нельзя говорить с детьми об их родителях, чего не следует обещать детям в детском доме и каких подарков лучше не дарить интернату
Публикуем главу из пособия для волонтеров, готовящегося к изданию в Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению. Другие методические пособия, выпущенный в серии «Азбука милосердия», читайте на сайте Отдела.
Для волонтеров помощь детям без родителей была и остается одним из самых любимых видов работы. Но не всякая помощь детскому дому хороша. В готовящемся учебнике для добровольцев есть глава о том, как правильно организовать такую помощь, что нужно и чего нельзя добровольцам делать в детских учреждениях.
Первый визит в учреждение
Выберите учреждение. Если вы хотите помогать учреждению, у которого мало или вовсе нет помощников, выберите детский дом или интернат в небольшом городе или селе, в которое вам будет посильно ездить регулярно. Начните с изучения ситуации в интернете: если информации о детском доме мало, если у него нет своего сайта, то, скорее всего, это действительно бедное учреждение, и ваша помощь будет кстати.
Позвоните администрации. Старайтесь разговаривать максимально корректно и аккуратно, ничего не обещая кроме разовой помощи. Например, можно предложить привезти немного канцтоваров, которые нужны в любом детском учреждении. Передача канцтоваров станет удобным поводом познакомиться.
Выберите делегатов. Участвовать в первой встрече должны бывалые добровольцы, желательно – уже с опытом работы в детских учреждениях. В крайнем случае, они должны пройти хотя бы небольшое обучение. Их задача – адекватно оценить обстановку.
Внимательно слушайте и смотрите. Обычно с добровольцами встречается не директор, а активные воспитатели или социальные работники. Нужно попросить их подробнее рассказать о том, как живут дети, какие есть материальные трудности. Сотрудники обычно очень охотно говорят о бытовых проблемах, хотя нередко воспринимают добровольцев как людей, от которых можно что-то получить. Но главная задача первой встречи – завязать диалог, подружиться с воспитателями и руководством, найти точки соприкосновения, все увидеть своими глазами и узнать, нужна ли детям действительно какая-то помощь: помогают ли им уже какие-то добровольцы, фонды, приходит ли священник. Возможно, детский дом опекает какое-то предприятие, и в материальном плане там все благополучно. Это очень хорошо, но надо выяснить, общаются ли сотрудники предприятия с детьми. Ваша задача как добровольцев – не столько материальная поддержка, сколько общение: ведение бесед, творческих кружков, создание воскресной школы и т.п.
Фото И. Сечиной
У воспитателя или другого сотрудника будет весьма субъективное мнение о ситуации в детском учреждении. Но если вы внимательно его выслушаете и вникнете, то сможете сделать для себя нужные выводы. Например, если воспитатель говорит о своей большой загруженности, это значит, что у него, например, нет времени на творческие занятия с детьми. Значит, помощь нужно будет оказывать именно в этом.
Обязанности координатора
После первой поездки необходимо выбрать координатора – человека, который будет отвечать за помощь именно этому учреждению.
Общается с администрацией. Общение с администрацией – одна из самых главных задач, которую берет на себя координатор. Добровольцы должны минимально пересекаться с руководством, потому что с государственными учреждениями довольно сложно выстраивать отношения. Например, у интерната восьмого вида есть очень много предписаний и ограничений, и некоторые безобидные с виду мастер-классы могут быть запрещены правилами техники безопасности. Координатору придется решать сложные вопросы: как ничего не нарушить, не навредить учреждению – и при этом организовать интересные мероприятия, чему-то научить детей. Он должен быть человеком активным и при этом – очень корректным и здравомыслящим, избегающим конфликтов с администрацией.
Выстраивает работу добровольцев. Координатор дает каждому добровольцу четкое задание, определяет поле деятельности. Доброволец должен почувствовать себя нужным, особенно тот, кто приехал в учреждение в первый раз.
Мотивирует добровольцев. Довольно легко найти добровольцев на рождественские или пасхальные поздравления в детском доме, но найти людей, которые бы регулярно приходили в интернат, где не хватает нянечек, и просто мыли полы – гораздо тяжелее. Если кто-то перестает помогать – это тоже ответственность координатора. Нужно стараться сплачивать коллектив, обзванивать добровольцев, интересоваться состоянием здоровья, поздравлять с днем рождения, давать возможность получить какую-то разгрузку: устраивать беседы, экскурсии, паломнические поездки и т. д. Конечно, здесь нужна мера: в первую очередь – помощь, и иногда – какие-то увеселительные мероприятия, но не наоборот.
Фото К. Миловидова
Подготовка добровольцев
Расскажите им об учреждении. Перед первой поездкой координатор должен собрать добровольцев и рассказать всем, а особенно тем, кто ни разу не был в детских домах, куда они поедут, что их ждет в учреждении, каковы его особенности (ведь, например, интернат пятого вида отличается от интерната восьмого вида), каковы особенности детей, их заболеваний и т.д.
Объясните правила учреждения. Они везде свои и их нужно обязательно соблюдать. Есть учреждения, где требуется оформление медицинской книжки; есть учреждения, куда надо брать с собой полную смену одежды и переодеваться. Очень важно соблюдать режим: есть тихий час, время обеда, и если вы задержались, не успели закончить урок или мероприятие с детьми, то вас могут прервать. В таком случае нельзя вступать в спор с сотрудниками, надо подчиниться и в следующий раз постараться все сделать вовремя. Все правила, которые соблюдаются в учреждении, безоговорочны и обязательны для добровольцев.
Обсудите, как нужно себя вести. С детьми нужно общаться так, как со своими младшими братьями и сестрами или со своими собственными детьми. Со всеми сотрудниками – сторожами, поварами, воспитателями – обязательно здороваться, разговаривать вежливо, стараться искренне, с любовью отвечать на вопросы, оказывать помощь.
Добровольцы должны быть очень внимательны к выбору слов, которые они употребляют. Ни в коем случае на территории интерната, в том числе на улице, нельзя курить, даже если дети видят, что курят их воспитатель или нянечки. Нельзя никого осуждать, и если персонал заражает детей своим примером – добровольцы могут только показать детям другой, положительный пример, дать им образец поведения.
Доброволец в закрытых государственных учреждениях, где строгие правила внутреннего распорядка, никуда не может уходить без ведома координаторов. Координатор должен каждую минуту знать, где находится его доброволец. Например, если в интернате порядка ста детей, добровольцы должны делиться на группы: кто-то идет заниматься музыкой, кто-то – спортом, кто-то – еще чем-то. И если доброволец закончил занятие с детьми и хочет выйти с ними на улицу, он должен обязательно сказать об этом координатору, который лучше знает правила и особенности учреждения – куда можно, куда нельзя выходить, можно ли детям выходить на улицу или на это нужно отдельное разрешение и согласование. Поэтому доброволец обо всех своих действиях обязательно ставит в известность координатора.
Собирать добровольцев и беседовать с ними координатор должен не только перед первой, но и перед каждой последующей поездкой. А после поездки желательно дать возможность поделиться впечатлениями: устроить небольшое обсуждение: что сделали правильно, какие допустили ошибки, что можно сделать в следующий раз.
Формы работы с детьми
Исходите из умений добровольцев. Думая о том, чем заниматься с детьми, исходите из того, что могут добровольцы. Обычно руководители добровольческой службы знают о талантах своих добровольцах. Появился доброволец, который играет на гитаре, – стали заниматься с детьми на гитаре; появился доброволец, который танцует, – стали заниматься танцами. Можно проводить беседы, мастер-классы, устраивать праздники, вести кружки и т. д. Интересные мастер-классы можно найти в интернете.
Учитывайте возможности детей. В разных учреждениях у детей будет разный уровень умений, понимания. Везде будут свои ограничения. Например, на занятиях с детьми, имеющими определенные диагнозы, вам не разрешат использовать колющие и режущие предметы. Узнавайте и учитывайте это заранее: если дети не могут сами вырезать ножницами – значит, добровольцы должны заранее вырезать заготовки.
Обучайте воспитателей. Тогда они смогут в дальнейшем продолжить занятия с детьми. Если они активно включаются в процесс и сами начинают предлагать творческие идеи, важно поддержать их инициативу.
Прививайте хороший вкус и культуру. Добровольцы могут привозить детям книги, фильмы. Но мало просто привезти – важно привлечь к ним внимание, иначе хорошая библиотека будет стоять и пылиться. Можно, например, выбрать одну книгу и устроить неформальную презентацию: постараться рассказать о книге детям, прочитать отдельные кусочки или придумать краткую аннотацию, заманивающую историю, чтобы у ребенка появилось желание прочесть книгу самому.
То же и с фильмами. Надо постараться сделать подборку хороших фильмов: приключенческих, про любовь, про дружбу, про милосердие, на православные темы. Но важно не просто дать посмотреть фильм, а обязательно его обсудить с детьми. Конечно, боевики и комедии им нравятся больше, но за компанию с добровольцами они могут посмотреть и кино про героев, скалолазов или подводников, а потом с ними можно поговорить об этом: «А как бы вы поступили в такой ситуации? А вы бы пошли спасать друга?..»
Обычно дети слушают популярную музыку, причем – не лучшие ее образцы. Можно привезти и послушать с ними вместе что-то более серьезное: например, переложение опер и балетов в аудиосказки для детей. Т. е. надо понять, чем они интересуются, и постараться переключить их на чуть более высокий уровень.
Помогите подготовиться к будущей жизни. У детей после интерната возникает серьезная проблема с мотивацией: они возвращаются к своим асоциальным родителям, видят тяжелую обстановку в семье, и у них пропадает желание учиться и вообще что-либо делать. Добровольцы способны помочь им подготовиться к самостоятельной жизни, вместе подумать и выбрать, чему учиться дальше, куда поступать.
Если есть такая возможность, можно делать что-нибудь для социальной адаптации детей, для их подготовки к жизни после интерната. Если дети получают свидетельство об окончании школы восьмого вида, то потом они могут учиться только в некоторых ПТУ. Однако можно и в интернате помочь им освоить какие-то несложные специальности. Для этого нужны регулярные занятия – хотя бы раз в неделю. У добровольцев обычно не получается приезжать так часто. Но если в интернате найдется сотрудник, который, например, владеет парикмахерским искусством, а директор выделит для занятий комнату, то можно организовать обучение старших девочек: они могут учиться, подстригая друг друга. Добровольцы, со своей стороны, помогут приобрести необходимое оборудование: стол, зеркало, зажимы, ножницы и т.д. Воспитатель может Может быть, директор оформит преподавателю дополнительные часы – как за ведение кружка. Если есть преподаватель, который ведет у мальчиков слесарный кружок, с ним тоже надо поговорить и, возможно, помочь купить специальные приспособления, насадки для станка, чтобы ребята не просто штамповали коробочки, а делали что-то более интересное.
Дети могут осваивать и другие навыки, которые пригодятся им в жизни. Например, добровольцы могут делать ремонт в комнатах вместе с ними – именно для того, чтобы дети видели, как кладут линолеум, как клеят обои, как красят стены.
Общение с детьми: несколько важных правил
Не обсуждайте родителей. Например, если добровольцы приходят в интернат восьмого вида, то они должны знать, что дети здесь – не сироты: формально у них есть родители, и родительских прав они не лишены, но зачастую являются очень асоциальными, детей не навещают. И для детей их родители – больная тема. Поэтому родители должны стать закрытой темой, т.е. самим этой темы лучше не касаться, ни в коем случае не называть ребенка сиротой – для него это звучит как оскорбление. Если сложились доверительные отношения и дети сами рассказывают вам о своих родителях – нужно все выслушивать, но не комментировать нелицеприятные вещи, не осуждать родителей.
Ничего не обещайте напрасно. Если доброволец точно не уверен, что придет в следующий раз, то ни в коем случае нельзя ничего обещать. Хотя дети обязательно будут спрашивать, когда вы еще приедете, что будете делать. Старайтесь не давать обещаний в принципе, а если уж вы что-то пообещали, то должны абсолютно точно сдержать слово. Дети, живущие в интернатах, и так видели в своей жизни слишком много людей, не выполняющих обещаний. Не хотелось бы, чтобы образ православного добровольца тоже ассоциировался у них с людьми, которые могут подвести, пообещать – и не сделать.
Умейте говорить «нет». Обычно дети в интернатах очень ласковые, они нуждаются в том, чтобы их погладили, приласкали. Даже увидев добровольца впервые, ребенок может сразу подойти, обнять его и попросить забрать к себе. Надо понимать, что некоторые дети бросаются так к каждому новому человеку. Доброволец должен четко знать, как на это реагировать: можно и нужно проявлять доброту и ласку, устанавливать теплые отношения, но нужно быть честным перед собой и перед ребенком, уметь говорить «нет»: «К сожалению, я не могу тебя забрать». Здесь необходима определенная строгость. Если доброволец действительно готов регулярно приезжать, он может сказать: «Я могу стать твоим другом». Но когда нет уверенности, что получится навещать ребенка регулярно, надо объяснить: «Я работаю, учусь, у меня есть семья. Я буду стараться приехать к тебе еще раз, но я не могу этого обещать». У ребенка уже есть определенный жизненный опыт, чтобы понять это.
Не давайте при знакомстве номер телефона. Нельзя при первой же встрече давать номер своего мобильного телефона, тем более детям с задержкой умственного развития: непонятно, где они будут брать деньги на телефонные звонки, как они будут разговаривать, абсолютно не умея выстроить диалог, о какой помощи будут просить. Дать мобильный номер можно только тогда, когда вы уже давно общаетесь с этим ребенком, когда у вас есть о чем с ним поговорить, когда он вам доверяет и вы готовы поддерживать его.
Иногда удается стать действительно близким другом ребенка – когда вы ездите в учреждение уже много лет, ребенок вырос на ваших глазах, у вас с ним доверительные отношения, он с вами советуется и т.д.
Материальная помощь
Главная задача добровольцев – не финансовая, а душевная поддержка, общение с детьми. Но обычно приходится заниматься и материальным нуждами учреждения. Добровольцы за свой счет могут купить, например, канцтовары для занятий. Если же возникает необходимость приобрести дорогостоящие вещи, можно попытаться обратиться за помощью через интернет, разместить просьбу на форуме добровольцев, на том или ином сайте, в социальных сетях. Иногда находятся фирмы, готовые купить дорогую аппаратуру, провести ремонтные работы.
Разберитесь, с чем стоит помогать. Администрация учреждения к приезду добровольцев может подготовить целый список того, что им нужно. Отнеситесь к этому списку трезво, внимательно изучите и обсудите, что действительно нужно, а что нет. В первую очередь можно откликнуться на просьбы о том, что необходимо для занятий с детьми – спортивных, творческих и т. д. Но если просят, например, компьютер, надо сначала выяснить, для чего он нужен: чтобы заниматься с ребятами или для воспитателя? Где он будет стоять? Кто будет обучать работе на нем? Компьютер быстро сломается, если им неаккуратно пользоваться, и важно сначала найти человека, который будет за него отвечать. Им может быть кто-то из сотрудников или один из добровольцев. Не все просьбы администрации удается выполнить, поэтому координатор добровольцев должен уметь дать вежливый отказ.
Когда появляется потенциальный благотворитель, готовый оказать материальную поддержку учреждению, обычно он хочет быть уверенным, 1) что его помощь решает действительно важные и насущные вопросы; 2) что помощь использована по назначению. Если, например, учреждению нужен ремонт, сделайте и покажите благотворителю фотографии, чтобы он своими глазами увидел проблемы, расскажите о том, что узнали о детском доме за время волонтерства, или предложите съездить в детский дом вместе.
Позаботьтесь об оформлении благотворительной помощи. Добровольцы обычно не имеют юридического лица, но могут выступать как посредники между детским домом и благотворителем: помочь составить письмо с просьбой от имени интерната, дать на подпись директору, отвезти благотворителю. Обычно это делает координатор.
Если благотворитель – фирма, юридическое лицо или если он выступает как частное лицо, но покупает дорогостоящую вещь, будет нужна отчетная документация. В частности, акт приема-передачи, который подписывается при передаче помощи. Обязательно обсудите этот вопрос заранее! Потому что администрация учреждения не всегда готова брать те или иные вещи на баланс, нести материальную ответственность, подписывать документы. Нужно согласовать эти трудности с благотворителем.
Поблагодарите благотворителей. После того, как вы доставили и вручили помощь от благотворителей, обязательно их поблагодарите. Если вы, например, поменяли окна или купили телевизоры за счет фирмы, сфотографируйте их и отправьте фотографии с благодарностями. Через полгода можно еще раз написать благотворителю письмо, рассказать, что вы продолжаете ездить в учреждение и видите там его подарок. Как правило, это вызывает желание помочь чем-то еще, даже без составления актов приема-передачи. Это значит, что благотворители полностью доверяют добровольцам и учреждению.
Не переборщите. К сожалению, в детских учреждениях часто встречается потребительское отношение и к вещам, и к людям: любого пришедшего человека начинают воспринимать исключительно как благотворителя, дарителя, а не как друга. Чтобы этого не допускать, добровольцам важно самим чувствовать эту грань. Не нужно организовывать поездки в детский дом по праздникам исключительно с раздачей подарков. Вы сформируете не только у сотрудников, но и у детей потребительскую позицию. Это будет очень мешать их дальнейшей социализации и налаживать свою жизнь после выхода из детского дома. Ложное представление о том, что им все должны, приводит таких выпускников в тюрьмы и больницы. Первоочередная задача православных добровольцев – научить ребенка тому, что поможет ему в его взрослой жизни.
Отношения с сотрудниками учреждения
Иногда можно помочь материально. Обычно добровольцы привозят подарки для детей – как правило, это материалы для творческих занятий и мероприятий, одежда и т.д. Но уровень жизни сотрудников учреждений в маленьких населенных пунктах довольно низкий, зарплата у воспитателей, нянечек, уборщиц маленькая, и они иногда просят разрешения взять что-то для своих семей. Правило здесь такое: если привезенные вещи выделил благотворитель под подписанные бухгалтерские документы, то вещи передаются только учреждению. Через некоторое время можно проверить, стоит ли на месте купленный телевизор или спортивный снаряд. Но когда вещи передали дарители для разных нуждающихся или приобрели сами добровольцы, то можно не ограничиваться помощью только детям, а поделиться и с сотрудниками. Если вы узнаете о сложных семейных проблемах сотрудников (кто-то болеет и надо помочь купить лекарства, положить в больницу, собрать деньги на операцию) – можно, по возможности, включиться в помощь.
Правильно выбирайте подарки. Иногда добровольцы, которые приезжают в учреждение регулярно, привозят и небольшие подарки администрации. Но здесь не нужно увлекаться, подарок не должен заменить внимание. И выбирая его, нельзя терять из виду и главную цель: помощь детям. Так, например, если вы посещаете интернат восьмого вида для детей с умственной отсталостью, администрации лучше дарить не отвлеченные дорогие подарки, а специальную литературу по этим видам заболеваний, специальные учебники по занятиям с такими детьми и т.д.
Не засиживайтесь за столом. Иногда в учреждении заранее готовятся к приезду добровольцев, накрывают стол, и общение с персоналом происходит во время чаепития. Это хорошо на первом этапе, когда отношения с администрацией только начинают выстраиваться. Когда же добровольцы помогают уже регулярно и им разрешают общаться с детьми, такие чаепития нужно минимизировать, чтобы они не отнимали много времени.
Будьте готовы к неприятию. Не всегда и не все будут воспринимать вашу помощь положительно. Когда с детьми, особенно больными, мало занимаются, они привыкают к этому и меньше требуют внимания у окружающих. Но чем больше добровольцы с ними занимаются, тем радостнее дети ждут встреч с ними, и тогда воспитателям становится сложнее: нагрузка на них возрастает. Если у воспитателя активная позиция – он рад, что приезжают добровольцы, сам включается в работу, просит дополнительный материал, готов учиться. Но бывает, что воспитатель по состоянию здоровья, или по своему эмоциональному складу, или из-за чрезмерной нагрузки не очень открыт к чему-то новому. Тогда появление добровольцев приносит ему только лишние хлопоты и проблемы. Надо понимать, что преодолеть это можно только добром и любовью. Можно привезти развивающие мультфильмы и развивающие игры, чтобы дети могли играть в них самостоятельно, без активного участия взрослого, а только под его присмотром.
В любом учреждении есть группа тех, кто всегда будет пессимистично настроен, а есть те, кто способен проявить инициативу. Таких надо поддержать, поделиться интересной методикой, дать уверенность в себе – и они начнут влиять на остальных. Особенно если руководитель учреждения будет настроен к вам доброжелательно.
Постарайтесь подружиться. Надо стараться заинтересовать сотрудников, завести с ними дружеские отношения. Когда проводятся мероприятия с детьми – например, ставится кукольный спектакль или устраивается рождественский праздник – надо пригласить весь персонал с их собственными детьми и внуками. Это очень мотивирует их включаться в активную деятельность.