Весной этого года в Москву была доставлена великая святыня — частица мощей святителя Николая Чудотворца. Ковчег с мощами был привезен из итальянского города Бари, (где находится гробница святого) и находился в Москве, в Храме Христа Спасителя с 21 мая по 12 июля 2017 г.
Доступ к святыне был открыт с утра до вечера, а в последние три дня очередь не закрывалась даже ночью. Перед мощами святителя ежечасно совершались молебны с пением акафиста Николаю Чудотворцу. На протяжении всей очереди, которая растягивалась иногда на несколько километров, свое дежурство проходили не только сотрудники городской полиции, но и многочисленные волонтеры из числа прихожан православных храмов. Здесь дежурили и молодежь, и люди в возрасте, часты были в числе волонтеров и подростки и даже дети раннего школьного возраста. Этих волонтеров можно было отличить по зеленой жилетке или куртке с надписью «Православный доброволец».
В числе таких волонтеров можно было встретить прихожан храма Знамения в Кунцеве, причем некоторые из них выходили на дежурство по несколько раз за все время пребывания святыни в Москве.
Мы собрали несколько заметок тех людей, которым удалось принять участие в дежурстве в качестве волонтеров.
Марина Радаева, воспитательница детского сада
«Это был мой первый опыт волонтёрской помощи. Еще утром, собираясь на дежурство (сбор на утреннее дежурство был в 7:30 утра) я и подумать не могла, что сама получу столько удовольствия и радости!
С погодой очень повезло! Помню, как проплывал мимо поток лиц, наполненных надеждой и доброжелательностью. Люди задавали множество различных вопросов. Я отвечала, подсказывала, направляла…Кажется, ничего существенного не делала, но мне кажется, что для этих людей была важна такая вот, человеческая поддержка. Я понимала, что здесь и сейчас нужна такая помощь, и это в моих силах. И так 8 часов подряд…
В конце смены, когда мы буквально валились с ног от усталости, а язык уже заплетался, пришёл и наш черёд приложиться к святыне. Вот это было непередаваемо! Удивительным было то, сколько испытываешь новых ощущений, неведомых ранее. Вся усталость улетучилась мгновенно, и так приятно, так тепло стало внутри…
Уходя из Храма Христа Спасителя, хотелось возвращаться туда снова и снова. На такие дежурства я выходила дважды, и, жаль конечно, что не получилось приехать еще раз. Очень хотелось снова испытать эти чувства. И вот, в ту ночь, когда у меня не получилось приехать на дежурство к святителю Николаю мне приснилось желаемое — приснилось, как я прикладываюсь к мощам Николая Чудостворца ещё раз! Это было так радостно, так согревало душу!
Я уверена, что у каждого, кто побывал в эти особенные дни в Храме Христа Спасителя изменилось что-то в жизни и в душе в лучшую сторону. Уверена, что уж у меня — так точно.
Святителю отче Николае моли Бога о нас!»
«А вы знаете, что глаза — это зеркало души? По ним сразу можно понять, что чувствует человек. Моим местом дежурства у мощей святителя Николая был выход из Храма Христа Спасителя, и я благодарна Господу, что попала туда. Потому что именно там можно было увидеть людей, которые осуществили свою мечту… И меня поразили их глаза, их лица. У каждого взгляд выражал что-то свое: у кого-то глаза сияли от радости, у кого-то в них стояли слезы надежды, кто-то плакал от счастья, что смог прикоснуться к святыне, у кого-то застыла тихая светлая улыбка.
Но все эти взгляды объединял исходящий из них свет, свет надежды и веры. Веры в то, что святитель Николай услышал и обязательно поможет каждому во всем. И вот это спокойствие и умиротворение, которые каждый человек уносил с собой , передавались и окружающим. И мне кажется, что в дни пребывания мощей Николая Чудотворца в Москве наш город стал чуточку счастливее и добрее.»
«К нам из итальянского города Бари привезли часть мощей Святителя Николая Чудотворца, очень многие трудились на послушании у Святителя в Храме Христа Спасителя. Это то, останется в душе каждого из нас, так как была возможность потрудиться и духовно окунуться в атмосферу молитвы и сопричастности этому событию.
Поскольку мне довелось неоднократно в этот раз дежурить у мощей Николая Чудотворца — и в храме, и на набережной, из моих заметок получился целый «путевой» дневник.
21 мая 2017 г. Когда привезли ковчег с мощами, мы торжественно встречали их в храме, затем сразу началась патриаршая служба, после которой духовенство Москвы подходило к мощам. В этой очереди батюшек отрадно было встретить в их числе священника нашего храма, отца Иоанна и взять у него благословение.
22 мая 2017 г. В день праздника, (день памяти Святителя Николая) в составе православных добровольцев я помогала утром на патриаршей службе, в конце которой дежурила возле мощей, такое благоговение и трепет охватил меня.
В следующий раз (день уже не помню) я дежурила уже на набережной, неожиданно встретила в очереди своих знакомых прихожан, они пришли сюда с маленькими детьми. В конце той смены мы скооперировались с молодежью храма Знамения (ребята тоже дежурили в тот день на набережной): постояли у мощей, помолились святителю Николаю, затем все вместе поехали домой. интересно, что попали прямо под какой-то салют, и шли так красиво, торжественно, окруженные брызгами салютных фейерверков. Это было очень празднично и радостно!
Также мне удалось принять участие в пении молебна с акафистом у мощей святителя Николая, в качестве певчей. Такие «десятки» (певческие составы) формировались постоянно, можно было через знакомых, или через соцсети зарегистрироваться на участие в таком молебне, и приехать попеть, помолиться. я была несколько раз на молебнах, которые совершались в 8 часов вечера, и всегда после такого пения и совместной молитвы, я выходила из храма словно на крыльях, духовно насыщенная. Это как заряд, словами не передать, такая была теплота в душе и любовь. Пели хоры с разных уголков России.
4 июля 2017 г. состоялся молодежный молебен у мощей святителя, молебен возглавил Председатель Синодального Отделам по делам молодежи епископ Люберецкий Серафим. Это все было для нас так торжественно, мы чувствовали общность и духовную сплочённость, ведь нас объединяет общее дело, нас много и мы как один единый организм.
В последнее воскресенье пребывания мощей в Москве я поехала помогать туда со своей мамой, смена у нас была с 6.30 до 16.00, время пролетело незаметно. Мама помогала на набережной, я в мобильных добровольцах (на самокате), мне очень понравилось, как быстро получалось перемещаться от м. Кропоткинская до м. Фрунзенская и обратно, и так несколько раз. Развозили чай и обеды. Волонтеры были рады что так быстро доставляли горячее питание, а как были рады мы — это просто словами не передать.
Последний раз я попала к мощам 12 июля — мне пришло сообщение о том, что требуются волонтеры в последние два дня, а когда позвонила координатору, сказали что волонтеров очень много и помощь уже не нужна.
В тот день меня позвали знакомые поехать от Православных Добровольцев кормить бездомных к Киевскому вокзалу (каждую среду группа волонтеров из движения «православные добровольцы» в 21:00 кормят бездомных на Киевском вокзале г. Москвы). В мою задачу входить петь акафист во время раздачи бездомным бесплатной пищи, что я с радостью и сделала (подумала еще тогда, что «вот здорово, хоть здесь послужу святителю Николаю»). Когда все закончилось, мне вдруг позвонил знакомый который, позвал меня в Храм Христа Спасителя — еще раз приложиться к святыне. Интересно, что тогда не было совсем никакой очереди — ковчег готовились перевозить в Санкт-Петербург.
Очень много чудес совершалось во время пребывания мощей в Москве и по сей день он слышит наши воздыхания и молитвы и помогает нам. Святителю отче Николае моли Бога о нас!»
«За время пребывания мощей святителя Николая в Москве мне часто задавали вопрос: «Зачем стоять такие очереди чтобы приложиться именно к этим мощам? В Москве и так есть достаточно храмов, куда можно поехать помолиться Николаю Чудотворцу и приложиться к иконам с частицей его мощей. вот кому надо — пусть так и приходят». Я старалась отвечать так: «Стоять в очереди, пусть даже 2-3 часа, это своего рода подвиг и усилие, которое совершает человек во славу Бога! Человек состоит из души и тела и должен прославлять Господа и телом и душою! Стоя в такой очереди у людей есть реальная возможность прославить Господа, приложить какое-то усилие, преодолеть себя ради любви к Богу и Его святому. И это несмотря на то, что человек сам порой этого не осознает и не понимает — он приносит себе великую пользу».
Каждый раз, стоя на дежурстве у мощей святителя Николае я испытывала наполненность добротой, радостью и хотелось делиться этим чувствами с каждым, кто пришел поклониться святому. Очень бы хотелось, чтобы Николай Чудотворец обязательно услышал молитвы всех пришедших! Иногда в очереди были недовольные и рассерженные люди, но я к ним не испытывала привычной раздраженности или осуждения. Хотелось им помочь успокоиться и настроить их на духовный лад. Ранее я никогда в жизни не испытывала столько радости и добра в своем сердце. Каждое дежурство несмотря на плохую погоду и время, проведенное в постоянном движении, меня не покидали духовные и физические силы! Усталость ощущалась лишь тогда, когда я спускалась в метро и вновь погружалась в свою привычную жизненную колею. Я понимаю, что всем православным добровольцам в их добром деле, помогал сам святитель, хранил их и оберегал! Так, после одного из дежурств, в котором я простояла несколько часов на Крымской набережной в очень плохую погоду, на ветру, то думала что непременно заболею — но потом даже ни разу не чихнула.
На протяжении всего времени было желание возвращаться и возвращаться к Храму Христа Спасителя, как будто святитель Николай снова приводил туда! Это ли не настоящее чудо?
Подумать только, ведь впервые за многие годы произошло беспрецедентное событие — прибыла частица мощей любимого святителя и Чудотворца Николая в Россию. Я не могу точно сказать, почему так произошло именно сейчас, а не сто лет назад или раньше, но понимаю одно: именно нашему поколению выпала большая честь прикоснуться к этой святыне и усиленно помолиться Николаю Чудотворцу вместе со всем православным российским миром. Я счастлива, что мне Господь подарил такую возможность прикоснуться хоть маленькой долей к этому событию. Слава нашему Господу Богу за все!»
«Честно признаться, уже долгое время со мной не происходило ничего более чудесного и вдохновляющего, как участие в столь важном событии для нашей страны — пребывании в Москве (хоть и временном) мощей Николая Чудотворца!
За все те дни, когда мне довелось потрудиться в волонтерском движении «Православные добровольцы» я безмерно благодарна Господу и всем тем людям, которые помогли осуществиться этому чуду! Как наши кураторы, так и каждый «зелёненький» доброволец — это невероятные люди! Их энтузиазм и готовность работать во Славу Божию практически без сна и отдыха, буквально заражали и давали заряд бодрости каждому из нас.
А как непросто было священнослужителям вести почти «неусыпаемый» молебен у мощей. И как это нас поддерживало: стоило начаться службе и у всех находящихся в Храме Христа Спасителя открывалось «второе дыхание»!
Первое время меня немного поразило то, как по-разному относились к происходящему вокруг движению те, кто стояли в очереди — т.е. сами паломники.
Для кого-то это испытание оказалось неподъёмным. Одна женщина, отстояв с ребёнком 10 часов в очереди, ушла, уже почти подойдя к Храму. Отговаривать было бесполезно. Может быть Господь увидел её неготовность и просто не допустил?..
А вот один мужчина так усердно готовился к предстоящему венчанию, что отстоял в очереди 14 раз! И уверял, что ещё придёт.
Были также и недовольные, те, кто жаловались на плохую организацию события, указывая обвинительно на тех, кого мы проводили по социальному коридору: беременных, детей и инвалидов… Но как же много было искренне и горячо благодарных за нашу помощь и такую возможность, данную Господом нам всем! Одна бабушка с сахарным диабетом уже и не надеялась вечером на набережной попасть в очередь. Сменив дежурство и оказавшись у мощей, я очень удивилась, когда она вдруг обняла меня прямо из очереди и поблагодарила, сказав, что не только попала, но и отстояла всего 3 часа.
Много было случаев, много судеб проходило перед глазами. Все вспоминаю с радостью и болью: скольким же людям нужна реальная помощь и им почти не на кого рассчитывать! Только на Господа и молитву за их души святых чудотворцев.
Видела ли я чудеса? Да это всё было реальным чудом! Мне не нужны «спецэффекты» для того, чтобы уверовать в силу Господню. Чудом было то, с каким терпением и смирением многие люди безропотно стояли по 12 часов и в жару, и в холод. Чудом было, как беременная на сороковой неделе многодетная мамочка, уже еле передвигаясь, но без тени саможаления, уверенно вела свою большую семью поклониться святыне. Такой пример женской добродетели и благочестия, который она являла тогда своим троим дочуркам, я смело могу назвать истинным чудом.
Чудом было ощущение какой-то глубокой потери, когда мощи великого Чудотворца покидали наш главный московский храм. Он, Николай Угодник, всегда был очень почитаем у нас, но теперь ещё и стал совсем родным!
Недавно, гуляя по парку им. Горького, мой взгляд постоянно притягивала противоположная сторона реки, где ещё каких-то пару дней назад тысячи людей мечтали прикоснуться к святыне. Теперь и мои глаза наполнились слезами, захотелось снова пройти этот путь вместе с ними, помочь и поддержать всех тех, кто в этом нуждается. Снова ощутить всю благодатность момента соприкосновения с Божественным.»
Материал подотовил иерей Иоанн Коханов
Троицкий собор города Острова сегодня стал местом массового паломничества православных христиан, пожелавших прикоснуться к великой христианской святыне — частице мощей почитаемого во всем мире Георгия Победоносца.
По благословению митрополита Петербуржского и Ладожского Владимира и митрополита Псковского и Великолукского Евсевия впервые в истории города Острова в Свято-Троицкий собор прибыл ковчег с частицей мощей Святого Великомученика Георгия Победоносца.
Постоянно он находится в храме Великомученика Георгия в Санкт-Петербурге. При его открытии игуменья русского монастыря Святого Георгия в Иерусалиме передала эту частицу мощей в дар новопостроенному храму. По договоренности с настоятелем этого храма, кстати, воспитанником архимандрита Сергия, настоятеля Троицкого собора, благочинного храмов Островского округа, и была привезена эта святыня на Островскую землю.
Архимандрит Сергий посчитал, что именно сейчас, в наше сложное время, которое переживают все россияне, когда в Острове закрывается военный гарнизон Веретье, военнослужащие и их семьи оказываются без работы, порою и без жилья, необходима психологическая разрядка. Поклонившись мощам покровителя православного воинства и государства Российского, возможно, многие найдут душевное успокоение, кому-то это поможет устроить свою дальнейшую жизнь, найти работу.
Ковчег с частицей мощей Святого Великомученика Георгия Победоносца побывает в воинских частях Остров-3, в военном госпитале, в палатах районной больницы. Прибудут мощи и в Симанский монастырь, в Николин день будет совершен крестный ход от Троицкого собора до Никольской церкви, которая будет отмечать свой престольный праздник. Ежедневно в период нахождения частицы мощей Георгия Победоносца в Троицком соборе, будут совершаться литургии и молебны. Храм будет открыт до 17 часов, и все желающие смогут как поклониться мощам, так и заказать молебен.
20 декабря, после Божественной литургии, ковчег с частицей мощей Георгия Победоносца отбудет в Санкт-Петербург.
К слову, в Троицком соборе, трудами архимандрита Сергия, имеются частицы мощей Великомученика Пантелеймона, Преподобного Семеона, Преподобного Корнилия Крыпецкого, Преподобного Сергия, Митрофана Воронежского. Это местные святыни, А как бы в обмен на срок пребывания ковчега с частицей мощей Георгия Победоносца, архимандрит Сергий отправил в Петербуржский храм собственную икону Святого Пантелеймона с частицей его мощей.
Светлана Светлова, газета «Островские вести»
Мне довелось быть в Киеве во время привоза в Киевско-Печерскую Лавру мощей Андрея Первозванного. Невообразимое количество паломников собралось тогда для поклонения этим мощам: люди поочерёдно прикладывались губами, нарушая этим действием все мыслимые гигиенические нормы, к застеклённому кубу, сквозь который просвечивал какой-то сморщенный пятнистый череп, Зрелище было неописуемо отвратным и вызывало у меня только одну мысль: неужели всё это происходит в ХХI веке?
Однако «мощное» представление практикуется церковниками регулярно и повсеместно, собирая миллионы религиозных некрофилов — ну, а как ещё их назвать?
При этом, если сложить все обломки и останки культовых предметов и тел, разбросанных по всему миру и выставляемых на обозрение религиозной пастве, то их суммарное количество многократно превысит реальные размеры этих объектов, существуй они на самом деле.
Аккурат к пятнице 13-ого попала в мою почту и эта «богохульская» статья 🙂
Владимир Маркин.Современное мракобесие.
Церковная братва столетиями занимается массовым производством и широкой распродажей «святых мощей». Об этом полным-полно свидетельств, но верующих это не останавливает: их разум затмевают эмоции, а эмоциями управляет церковь…
Культ святых мощей в христианстве начал распространяться после Никейского Собора 325 года. То есть, в течение почти трёхсот лет прах ближайших сподвижников Христа никого не интересовал. Разумеется, тем, кто провожал свидетелей жизни Иисуса в последний путь, не приходили на ум идеи составлять подробные планы погребений или же вместо захоронений сдавать тела усопших на ответственное хранение последователям новой веры. Поэтому обретение подлинных мощей первых святых стало, мягко говоря, делом крайне затруднительным. Ни о какой достоверной идентификации не могло быть и речи. Попробуйте-ка сейчас откопать намного позднее какое-нибудь захоронение времён Ярослава Мудрого или Владимира Мономаха и с абсолютной точностью идентифицировать находящиеся в ней останки. И ещё далеко не факт, что эти останки вообще сохранятся как таковые. На территории близ Эфеса трупы не подвергаются естественной мумификации. 900 лет – период практически полного разложения останков. Но мощи обретались, притом в изрядных количествах. Так, у Андрея Первозванного оказалось 5 тел, 6 голов и 17 рук. У святой Анны – 2 тела и 8 голов. Столько же голов и у святого Филиппа. У Иоанна Крестителя – 10 тел и 7 «подлинных голов», и это при всём том, что, согласно христианской легенде, тело Иоанна было сожжено вместе с отрезанной головой. А вот продолжение выборочного и далеко не полного списка самопроизвольно клонировавшихся мощей:
• Бенедикт – 3 тела и 4 головы;
• Эразм – 11 тел;
• Доротея – 6 тел;
• Стефан – 4 тела и 8 голов;
• Вильгельм – 7 тел и 10 голов;
• Елена – 4 тела и 5 голов;
• Исайя Пророк – 3 тела;
• Иероним – 2 тела, 4 головы и 63 пальца;
• Юлиана – 20 тел и 26 голов;
• Лука – 8 тел и 9 голов;
• Пётр – 16 тел;
• Федора – 4 тела и 6 голов.
Полный перечень дубликатов займёт ещё несколько страниц.
Ни одно каноническое евангелие не дошло до наших дней в первоначальном виде. Не сохранилось не только подлинников, но и точных копий с них, и даже копий с копий. В течение нескольких веков священные писания неоднократно подвергались правкам. Одни абзацы исчезали, другие появлялись, третьи редактировались и стилистически оттачивались. Некоторые моменты, такие, например, как хождение по воде, запрещение дуть ветрам и совершение целого ряда чудес были прямо рассчитаны на менталитет эллинистической публики. Многие вставки делал известный христианский деятель Маркион, которого впоследствии объявили еретиком, но сделанные им правки оставили в силе.
Почитание останков умерших – очень древний культ, распространённый по всему миру. Поклонялись костям предков, черепам вождей, останкам храбрых воинов (как своих, так и чужих), носили амулеты из зубов, кусочков кожи, волос и каких угодно частей тела. Черепа и скелеты были частью интерьера и, если так можно выразиться, ландшафтного дизайна. С этим пытались бороться, но бесполезно. Первобытные представления в той или иной форме воскресали вновь. Византийским император Лев III (правил с 717 по 740 годы) боролся с почитанием трупов, считая это языческим варварством. Уже давно раздаются голоса с требованием захоронить мумию Ленина. Обоснованное и справедливое требование. А церковь спешит захоронить останки хранящихся у неё трупов? Их веками таскают по всему миру и собирают ещё большие толпы зевак, чем когда-то собирались на Красной площади у Мавзолея.
Не так давно в Свято-Екатерининском Кафедральном соборе Краснодара на всеобщее обозрение выставлялись кисть руки Марии Магдалины.
Мария Магдалина – одна из самых почитаемых в христианском мире святых и один из самых загадочных евангельских персонажей. При внимательном изучении новозаветных текстов невольно складывается впечатление, что, либо сами авторы скрывали важные сведения о ней, либо всё, что было с ней связано, в более поздние времена подверглось жесточайшей цензуре со стороны церкви. Канонические евангелия ничего не говорят о судьбе Марии Магдалины после вознесения Иисуса. Кто, где, когда и на каких условиях делил останки Марии Магдалины? Что это вообще за акция? Где документы о таком хищническом растаскивании трупа по частям? Ничего этого нет, потому что никакого раздела никогда не было.
В Краснодаре верующим демонстрировалась только привезённая кисть руки, принадлежавшая, по версии церкви, Марии Магдалине. Однако монастырь Симонопетра на горе Афон – отнюдь не единственное место, в котором хранятся эти мощи святой. Вот список мест, где они есть:
• Иерусалим
• Рим (храм Иоанна Латеранского)
• Минск (храм Святой Равноапостольной Марии Магдалины)
• Церковь Сент-Бом близ Марселя (там хранится её голова)
• Церковь Сент-Мадлен в городе Везле (Бургундия)
• Сен-Максимен (Прованс)
• Монастырь Есфигмен в Греции (там хранится её левая нога).
Однако одними мощами перечень святынь не ограничивается. Вместе с кистью руки Марии Магдалины в Краснодаре показывали частицу креста, на котором был распят Иисус Христос. Но если собрать все имеющиеся по миру частицы, то из них можно составить около сотни крестов. Видимо, крест был циклопических размеров, и его вершина терялась где-то в стратосфере. А гвоздей, которыми был приколочен Христос, собрали в количестве 1235 штук! (Бедный спаситель!). А вот краткий список других христианских реликвий. Есть такой эксклюзив, что хоть стой, хоть падай:
• Слёзы Богородицы;
• Молоко Богородицы (!);
• Волосы младенца Иисуса;
• Кровь Иисуса, собранная у подножия Креста;
• Слёзы Иисуса (!);
• Сено из яслей, в которых лежал Иисус (!);
• Серебряное блюдо, на котором лежала голова Иоанна Крестителя;
• Посуда с Тайной вечери;
• Ноготь святого Павла;
• Крайняя плоть Иисуса (!);
• Лоскуты савана Иисуса;
• Остатки одежд апостолов;
• Камень, на котором сидел Иисус;
• Терновый венец (хранится в Соборе Парижской Богоматери);
• Одеяние, в котором Иисуса вели на Голгофу;
• Свеча, которая светила при рождении Иисуса (!);
• Сосуд с потом святого Михаила, собранного после его борений с Дьяволом (!);
• Палец святого духа (!);
• Кусок окна, через которое архангел Гавриил явился Марии;
• Кости ослицы, на которой Иисус въезжал в Иерусалим (в Вероне скелет, а в Генуе хвост;
• Тряпки с кровями Святой Девы;
• Мощи петуха, прокукарекавшего Петру;
• Чихи святого духа (!);
• Коробка с последним вздохом Иисуса (!);
• Кости коров, приснившихся египетскому фараону (!).
• В ноябре 2002 года обнаружились даже сандалии Христа, (Какое было качество обуви! С ума сойти!).
Многие из вышеперечисленных реликвий существуют в совершенно невообразимых количествах. Так оказалось, что столов на Тайной вечере было 2 – один кедровый, другой дубовый. Первый находится в Италии, второй в Австрии. А стоявшая на тех столах посуда представлена от отдельных чаш и блюд до целых сервизов. Если собрать всё вместе, то можно будет сделать вывод о том, что Иисус на прощание закатил весьма впечатляющий банкет. Лоскутов с савана Господа столько, что заворачивали его не иначе как в корабельный парус. У каждого из апостолов, судя по обрывкам их нарядов, было личное ателье. Петру кукарекал не один петух, а целая птицефабрика. А, кроме того, за Иисусом и его учениками ходили толпы антикваров и собирали всё, что можно.
Молока Богородицы в европейских храмах хранилось столько, что, по выражению Кальвина, даже если бы она была коровой, то всё равно не смогла бы столько давать. Даже наиболее известные и почитаемые святыни на поверку оказались подлогом или подделками. В Палермо высоко почитались мощи святой Розалии, но при первом же анатомическом исследовании выяснилось, что это кости… козла (изготовлением святынь в промышленных масштабах церковь занималась с давних пор. Об этом очень хорошо написано в книге Лео Таксиля «Священный вертеп»).
Кадуинская плащаница появилась в христианском мире только в 1115 году, нарисована на египетском полотне Х века, а надпись на ней – не письмена апостолов, а… цитата из Корана на арабском языке. А спектральный анализ Туринской плащаницы показал, что она была изготовлена в XIV веке. В марте 1990-го года в Британском музее состоялась огромная выставка о Туринской плащанице с говорящим названием: «Подделка. Искусство надувательства».
В Киево-Печерской лавре долгое время хранилась бутылочка с запечатанной в ней… тьмой египетской. А сейчас было бы актуальнее запечатать и сохранить бутылки с тьмой краснодарской, приклеив на них в качестве этикеток портрет местного митрополита Исидора.
Вот и местный игумен Елисей,например, совершенно спокойно говорит о разделении мощей Марии Магдалины. Разделили и ладно. Нормально. Ничего страшного. А теперь представьте, какое было бы отношение к разделению тела Владимира Ильича, если бы, скажем, во времена Брежнева голову решили бы оставить в Москве, ногу отправили бы в братский Вьетнам, руку подарили Эрику Хонеккеру, а рёбра презентовали бы Фиделю Кастро?..
Вполне возможно и даже более чем вероятно, что, прочитав эту статью, некоторые скажут, что она оскорбляет чувства верующих и направлена против православия. На самом же деле такая цель не преследовалась. Наоборот. Любая вера должна быть искренней и чистой, без театрализованного абсурда, без лжи, без дешёвых трюков и подложных чудес. Чувства верующих оскорбляет не описание всех этих безобразий, а само их наличие. Нельзя за свет веры выдавать останки покойных. К просвещению и просветлению умов это не имеет никакого отношения.
Но религия из духовного учения уже давно превратилась в отрасль экономики, в своеобразную разновидность шоу-бизнеса. В Краснодаре на кости пришли поглазеть около 100 тысяч человек. Представьте, сколько они оставили денег, которые не облагаются никакими налогами. Вряд ли от такого бизнеса кто-нибудь откажется. Есть спрос на трупы, будет и предложение. Вполне по земному и ничего сверхъестественного.
Tags: внимание : опасность для общества
Верить — вот и все правилоФото: Евгения ГУСЕВА
Мощи Николая Чудотворца, одного из самых почитаемых православных святых, впервые привезли в Россию. Уже 13 июля святые останки будут в Петербурге, в Александро-Невской лавре. О том, как правильно прикладываться к мощам Николая Чудотворца рассказал председатель информационного отдела Санкт-Петербургской епархии, протоиерей Александр Сорокин.
КТО ТАКОЙ НИКОЛАЙ?
Это святой православной церкви IV века. Достоверных биографических сведений о нем очень мало, источники фрагментарны. Известно, что он был святителем в Малой Азии. Там, на месте современной Турции, располагался город Миры Ликийские.
В Римской империи было несколько городов, носивших название «Миры». Чтобы как-то их различать, использовали дополнительные эпитеты. Эти Миры именовали Ликийскими от названия реки Лик.
Николай Чудотворец был архиепископом Мир Ликийских. Многие биографические сведения о нем содержатся в предании, то есть передаются устно. А там много и достоверного, и легендарного, почти мифического. По преданию, он участвовал в первом Вселенском соборе в 325 году, хотя в документах самого Собора не упоминается.
ПОЧЕМУ ОН ЧУДОТВОРЕЦ?
Потому что творил чудеса при жизни и продолжает творить их после своей кончины.
КАК ОН СТАЛ СВЯТЫМ?
Причисление к лику святых как церковная процедура стало совершаться в более поздние времена, только в двадцатом веке. А в древние времена причисление к лику святых не было процедурой официальной. С какого момента и благодаря какому случаю решили, что он святой, сказать нельзя: все произошло естественным, стихийным образом.
КАК ПРАВИЛЬНО ПРИКЛАДЫВАТЬСЯ?
Важно, чтобы это было с верой. Вот и все правило. Прикладываться нужно с почтительным отношением к святыне, с благоговением, как и к любой дорогой с точки зрения нравственности и духовности вещи. Потому что можно ведь делать это с разными чувствами, в том числе и безбожно-кощунственными.
Никаких правил, как именно прикасаться к этой святыне, нет: кто-то делает так, кто-то – эдак. Можно поцеловать, можно прикоснуться рукой, можно просто поклониться. Все зависит от того, как человек выражает свое почтение.
О ЧЕМ ПРОСИТЬ?
Лучше всего просить о том, чтобы святой Николай молился о нас перед Богом. Поклоняться можно только Богу: больше никому. А святым мы молимся. Чтобы и они помолились Богу за нас.
«Николаюшка, помоги!», или Как «Комсомолка» в очереди к мощам стояла
Будильник (а он у меня «советский», с тарелочками и молоточком) зазвенел в 04:30. Не помню, когда и вставала в такое время. Шок от недосыпа и трепет перед тем, что ожидает, взбодрили. Надеваю платье, подготовленное с вечера. На шее – два крестика: за себя и за того парня. Выхожу. Несколько остановок в дреме на автобусе и на метро – и я на площади Александра Невского ()
Приложившись к мощам Николая Чудотворца, петербуржец сделал предложение своей девушке
В первый день пребывания мощей Николая Чудотворца в Петербурге прямо во дворе Свято-Троицкого собора случилось маленькое чудо. Под камерами тележурналистов один из паломников предложил своей любимой руку и сердце. Пара только что приложилась к святыне и вышла из храма во двор ()
Пятый день Чудотворца в Петербурге: Максимальное «стояние» – 3 часа 20 минут
Итоги первых дней пребывания мощей Николая Чудотворца в Петербурге подвели в Александро-Невской лавре. Только в минувшее воскресенье к ковчегу приложилось 29 600 человек, в том числе 4 900 – представители социальной очереди. Всего же с четверга приняли 31 автобус из 12 стран и регионов России, а у святыни побывало 96 100 верующих, среди которых 8 700 – инвалиды и родители с малышами ()
С первых веков христианства сложилась традиция почитания останков святых людей. Сегодня в России эта традиция возрождается, но её истоки и правила приложения к святыням многим современным христианам остаются незнакомы.
Содержание
- Почему православные почитают мощи святых божиих угодников
- Смысл приложения к святым мощам
- Святые мощи и церковный этикет
- Как правильно прикладываться к мощам святых
- Стоит ли читать молитвы перед мощами
- Где можно приложиться к мощам святых
- Как относятся к мощам в Православной Церкви
- Можно ли прикладываться к мощам во время месячных
- Как правильно прикладываться к мощам? Церковные правила и традиции
- Стоит ли читать молитвы перед мощами?
- Как относятся к мощам в православной церкви?
- Что значит — поклоняться мощам?
- Зачем прикладываться к мощам
- Почему мы можем поклоняться мощам
- Как приложиться правильно
- О чем молиться перед ракой с мощами
Почему православные почитают мощи святых божиих угодников
Традиция почитания мощей святых угодников основана на чуде Боговоплощения. Христианская Церковь считает, что Иисус Христос воскрес не только духовно, но и телесно, поэтому физическая оболочка человека имеет не меньшую ценность, чем душа. Люди, достигшие при жизни единения с Господом, стали вместилищем Его Благодати, которую изливали в окружающий мир. Это способность имеет не только живое тело, но и останки святого человека.
Святые мощи являются величайшими святынями православной церкви
Почитание святых мощей было официально закреплено на II Вселенском Соборе. При этом священники делали акцент на важности понимания того факта, что поклонение совершается ни останкам, ни человеку, а Божественной Силе, заключенной в них.
Смысл приложения к святым мощам
Человек, идущий на поклонение святым мощам, должен понимать, что он поклоняется не останкам святого человека, а Божией Благодати. Как и во время молитвы перед иконой, так и во время приложения к мощам святых предстоятелей, человек обращается к их духу, который находится у Небесного Трона. Святые люди, познавшие при жизни Благодать Его, являются проводниками человеческих молитв и Воли Господа.
Перед святыми мощами люди молятся о следующем:
- о даровании физического и душевного здоровья;
- об укреплении духа и веры;
- о прибавлении сил для преодоления испытаний и жизненных трудностей;
- о помощи в семейных конфликтах.
Поклонение честным святым останкам может совершаться не только с целью прошения о помощи и заступничество, но и для выражения уважения человеку, совершившему духовный подвиг и обретшему особую милость Спасителя.
Святые мощи и церковный этикет
Нахождение в каком-либо населенном пункте святых мощей — важное событие духовной жизни этого региона. К святыне выстраивается длинная очередь из христиан, желающих приобщиться к Божественной благодати. Большое скопление народа требует от каждого верующего человека соблюдения церковного этикета и специальных рекомендаций Православной Церкви для паломников.
Святые мощи помогают христианам укрепиться в вере и ощутить Божию благодать
При посещении любой православной религиозной организации следует соблюдать следующие правила:
- Одежда паломника должна соответствовать благочестивым христианским традициям. Женщины должны надеть одежду с длинным подолом, закрывающую плечи. Наличие головного убора для дам является обязательным требованием. Мужчинам следует выбрать вещи, закрывающие колени и плечи.
- Нельзя подходить к святыне в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
- Находясь в храме следует соблюдать тишину, не толкаться и не вступать в спор с другими прихожанами.
Поклониться мощам приходит множество людей. Церковнослужители считают пребывание в очереди к святыне духовным испытанием для паломника. Это время можно занять следующими делами:
- чтением жития и акафиста святому;
- молитвенному обращению к предстоятелю, в котором излагается просьба;
- написанием записок на молебен, читаемый священниками у мощей.
Собираясь приложиться к мощам следует учитывать погодные условия и собственное состояние здоровья. При необходимости с собой следует взять следующие предметы:
- зонт, защищающий как от солнца, так и от осадков;
- складной стул;
- лекарственные средства;
- воду в пластиковой таре.
Паломникам, берущим на прикладывание детей, следует учитывать, что они не могут долгое время сосредотачиваться на монотонной деятельности. Родители должны продумать, чем занять детей во время ожидания. Ребёнка следует подготовить к посещению храма и приложению к мощам следующим образом:
- рассказать о жизни святого человека, к мощам которого решили приложиться;
- объяснить смысл происходящего действия;
- рассказать о строении храма, роли священников в духовной жизни человека.
Икона с частицей мощей святителя Луки Крымского, чудотворца
Во время пребывания в храме следует тихим голосом отвечать на возникающие у ребёнка вопросы. Паломничество к святыне должно оставить в его душе добрые и светлые чувства.
Как правильно прикладываться к мощам святых
Верующим людям следует понимать, что к святым мощам желают прикоснуться множество паломников. Чтобы не затягивать для них ожидание, находясь у святыни, следует придерживаться следующей последовательности действий:
- Подойдя к раке со святыней следует два раза поклониться до земли.
- После поклонов следует перекреститься.
- После сотворения крестного знамения паломник прикладывается к мощам. Прикасаться следует к открытым конечностям или одеянию мощей.
- Нательный крест или личную икону можно приложить к боковой поверхности раки во время прикладывания к мощам.
- Приложившись к святыне необходимо ещё раз перекреститься и отойти, не задерживая очереди.
Стоит ли читать молитвы перед мощами
Молитвенную просьбу к предстоятелю не читают непосредственно около раки с мощами, так как это задерживает очередь. Молитву святому человеку начинают читать дома или в очереди к святыне. После приложения молитва читается в домашних условиях перед домашними образами.
Православная Церковь признаёт мощами не только тело, но и кости святого человека
Эта рекомендация относится к ситуации, когда мощи временно пребывают в каком-либо населённом пункте. Паломникам, приехавшим приложиться к мощам в месте их постоянного пребывания, следует следовать рекомендациям, которые дают местные священнослужители.
Где можно приложиться к мощам святых
На территории России находятся множество мощей святых людей, воссиявших в русских землях. Наиболее почитаемые православными христианами святыни находятся в следующих обителях:
- мощи святой Матроны Московской покоятся в Покровском монастыре российской столицы;
- святые останки Сергия Радонежского находятся в основанной им обители в подмосковном городе Сергиев Посад;
- в Звенигороде покоятся мощи Саввы Сторожевского;
- мощи Серафима Саровского находятся в Дивеевом монастыре, расположенном в Нижегородской области;
- мощи Александра Невского находятся в Александро-Невской лавре города Санкт-Петербурга;
- в задонском Богородицком мужском монастыре покоятся мощи Тихона Задонского.
Полный список российских святынь можно увидеть на сайте Московского патриархата.
Мощи святых угодников Божьих:
- История хранения мощей святителя Николая Чудотворца
- Мощи святой Матроны Московской
- Мощи святого преподобного Сергия Радонежского
Частица мощей различных святых обязательно хранится в каждом православном соборе. Церковная традиция не разрешает проводить освящение нового храма, если в нём не присутствует часть какой-либо святыни.
Как относятся к мощам в Православной Церкви
Многие миряне считают, что мощами называют только нетленные останки людей, признанных святыми мужами. Но Православная Церковь признаёт мощами не только нетленное тело, но и кости, и прах святого человека.
Рака с мощами святой Матроны в храме Покровского монастыря
Священнослужители отмечают, что основанием для канонизации праведника являются духовные подвиги, совершаемые им при жизни, и чудесные деяния, происходящие по молитве ему после окончания земного пути.
Интересно: афонские иноки считают нетление тела признаком наличия у почившего человека нераскаянных грехов. Монахи, обнаружив такие останки, начинают усиленно молиться за душу ушедшего брата.
Можно ли прикладываться к мощам во время месячных
По сложившейся церковной христианской традиции женщина во время ежемесячных недомоганий не должна заходить в церковь дальше притвора. В некоторых случаях с благословения настоятеля выбранного храма она может находиться в основном храмовой помещении, но при этом ей запрещается держать свечу, прикладываться к святыням и принимать церковные таинства.
Некоторые современные священники, отмечают, что женщина во время месячных кровотечение может молиться у святых мощей с благословения своего духовника, но она не должна дотрагиваться до Святыни.
Святые мощи, наравне с иконами, распятиями и материальными свидетельства жизни Иисуса Христа и Богородицы, являются величайшими святынями Христианской Церкви. Они помогают христианам укрепиться в вере и ощутить Божию Благодать, которая заключается в останках святых людей.
Как правильно прикладываться к святым мощам? Протоиерей Владимир Головин
Как правильно прикладываться к мощам? Церковные правила и традиции
Святые мощи способны творить чудеса. Многие православные знают, что после смерти люди, которые были названы святыми, не растворяются в земле привычным образом, а остаются в сохранности и источают благодать. Как правильно прикладываться к мощам согласно церковным правилам? Какие для этого существуют традиции?
Когда мощи какого-нибудь святого привозятся в город, где до этого подобных событий не происходило, то к ним в церкви выстраивается целая очередь. Много страждущих желают прикоснуться к останкам святых, чтобы исцелиться или получить благословение.
Согласно церковным правилам, к мощам можно приложиться следующим образом:
- подходя к усыпальнице святого, необходимо сделать два поклона до земли;
- обычно прикладываются к голове, ноге или руке святого;
- после однократного приложения отходят и делают еще один земной поклон.
Когда у православного возникает потребность приложиться к мощам неоднократно, он должен повторить весь вышеприведенный ритуал снова. Недопустимо целовать мощи накрашенными губами или иметь на лице какую-нибудь косметику. Также требуется четко соблюдать очередь. Еще нельзя ругаться и толкать других прихожан. Теперь вы знаете, как правильно прикладываться к мощам. Осталось осознать смысл данного действия.
Прикладываясь к останкам святого, человек выказывает уважение его жизненному подвигу. Он также просит выбранного святого о чуде, об излечении недуга, о сохранении семьи и подобных вещах.
Мощи являются проводником энергии и воли святого. Сами по себе они не являются идолами или культовыми предметами поклонения. Они просто проводят благодать в наш мир и транслируют просьбы верующих туда, куда они обращены.
Кроме того, существует версия, что мощи сохраняют в себе часть святости человека, совершившего духовный подвиг при жизни. И все те, кто выстраиваются в очередь к мощам, хотят прикоснуться к этой особой субстанции и напитаться ею для изменения своей жизни к лучшему.
У святых просят сил преодолеть трудности, молятся о здоровье близких, родителей и супругов. Обращаются к ним по поводу отсутствия детей в семье. Молят их о житейской мудрости и духовной прочности.
Стоит ли читать молитвы перед мощами?
При стоянии в очереди к святым мощам можно читать молитвы тому святому, которому мощи принадлежат. Не возбраняется просить святого о помощи и своими словами.
Но вот читать молитвы, стоя прямо перед мощами, не стоит. Необходимо помнить, что за вашей спиной находятся такие же страждущие, как и вы. И задерживать очередь не нужно.
Перед походом в церковь можно также заранее прочитать молитвы перед домашним иконостасом. И придя домой из церкви, будет полезным завершить день чтением святых текстов и священных книг, особенно если они посвящены жизнеописанию того святого, к которому вы обращались за помощью.
Как относятся к мощам в православной церкви?
Мощами христиане называют любые останки святых людей. Будь то пепел или целые кости, все они именуются святыми мощами. Нетленность мощей объясняется Божьей волей. Останки святого как бы изымаются из естественного круговорота вещей и явлений физического мира самим Богом. Их тление приостанавливается самым чудесным образом.
В православии нетленность останков святых воспринимается как живой урок о воскрешении тел после Страшного Суда. Но отсутствие тлена тела святого не является обязательным условием для его канонизации.
Подробное учение о важности почитания святых мощей было задокументировано в 787 году на заседании Второго Никейского Собора. В этом послании от Второго Собора содержится информация о том, что мощи сами чудес не совершают. Все чудеса вершатся по воле силы Христа, и только при помощи мощей, но не при непосредственном их участии.
Изначально в христианской вере всех усопших предавали земле. Но император Констанций в 337 году распорядился поставить гроб своего отца в апостольском храме. Данная традиция стала повсеместной во второй половине 4-го века.
Теперь вы знаете, как правильно прикладываться к мощам и что необходимо делать после этого. Святые мощи почитаются православными христианами не меньше, чем иконы и распятия, среди которых также есть чудотворные.
КАК ПРАВИЛЬНО ПРИКЛАДЫВАТЬСЯ К ИКОНАМ И МОЩАМ СВЯТЫХ
Слово «икона» с греческого переводится как «образ, изображение». Так как у древних христиан ещё не было канонов образа Спасителя, Божией Матери и святых отцов, иконой считалось любое изображение Иисуса Христа или христианской символики в миниатюрах на камне, кости, росписях настенных катакомб.
Целование икон — это приветствие и выражение любви тому, кто на ней изображён. Веруя в вездесущее Бога, которым Он награждает и святых, мы целуем икону, не сомневаясь, что они сразу принимают нашу любовь. То же самое происходит и в отношении мощей.
Пройдя вглубь церкви, сначала следует приложиться к главной, праздничной иконе (как правило, она стоит по середине, украшенная свежими цветами), затем к наиболее почитаемым святыням храма и Кресту. До этого можно приобрести свечи, чтобы поставить их о здравии и упокоении.
Прикладываться к иконам, Кресту, Святому Евангелию, к мощам нужно так: Когда подходите к святыне сумки и пакеты лучше оставить под чьим — то присмотром. Нельзя спешить и толкаться. Кто подходит к святыне нетерпеливо, тот просто проходит, а кто с благоговеньем и терпеньем — получает Божью благодать.
Недопустимо прикладываться к святыне с накрашенными устами. Перед прикладыванием необходимо сделать два поясных поклона, крестясь при этом, а после — крестясь, один поясной поклон. Если у святого находится священник, который помазует верующих, то третий поклон (с крестным знамением) выполнять не после целования святыни, а после принятия помазывания. Прикладываясь к мощам и иконам, нельзя целовать святых в лик.
В Церкви существует свой, говоря светским языком, этикет. Воздавая перед святыми иконами поклонение Богу и прославленным Им святым, принято лобызать иконы, прикладываясь к изображениям рук, ног и одежды. Тем самым христианин призван осознать свою греховность и недостоинство поступать иначе, упражняться в смирении и благоговейном отношении к изображаемым святым.
В Патриаршем чиновнике середины XVII века указывалось, что, прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении — в ручку); Божию Матерь и святых — в ручку; Нерукотворный образ Спасителя и икону Усекновения главы святого Иоанна Крестителя — в волосы.
На иконе может быть изображено несколько святых, но при большом количестве верующих целовать икону нужно один раз, чтобы не задерживать других и тем не нарушать благочестия в храме.
Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)», или: «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».
Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить следующую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас».Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают молитву «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» с последующим поклоном.
В последнее время возникла новая «традиция» прикладываться только к рамке иконы, объясняя это своим недостоинством. Однако данная практика не может быть признана православной, поскольку противоречит церковному пониманию сущности иконопочетания. По учению Православной Церкви, икона являет собой Царствие Небесное — мир света, радости и прощения. Акцентируя наше внимание на достоинстве и величии человеческого призвания, напоминает о том, что человек может стать богом по благодати. Именно поэтому христианин, целующий только рамку иконы, невольно отталкивает Самого Господа Прощающего.
Необходимо напомнить, что еретики-иконоборцы поднимали иконы так высоко, что приложиться к полю было невозможно. Христиане, целующие рамку иконы, невольно поддерживают ересь иконоборчества.
Следует также сказать, что не стоит обращать внимания на околоцерковные предрассудки по поводу возможности инфицирования при целовании святынь, многовековая история Церкви не позволяла даже воинствующим атеистам использовать этот «аргумент». В доме Божием никто не заражается, прикасаясь к святыням, принимая Святое Причастие, а наоборот — излечивается от недугов. Ещё наукой было доказано: на иконах нет микробов.
Брезгливость же является одним из проявлений гордости и излечивается временем, тем более, что целование икон — это лишь благочестивый обычай, выражение трепетной любви, а не обязанность.
Хвалебное чествование возводится к изображённому лику. Касаясь святыни, мы способны перейти к живому осознанию собственного недостоинства и надеяться, что её благодатная сила очистит от мучительных страстей и подарит целебную силу. Через подобные действия люди свидетельствуют о величественном Православии.
Никакого для души освящения не приобретут те, кто прикладывается к иконе без искренней веры: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.» (Мф. 15:8-9).
Православное учение всегда воспринимало образ-икону, как святыню через которую люди могут вступить в таинственное общение с изображённым на ней святым. VII Вселенский Собор обосновал иконопочитание: «Честь, воздаваемая образу, возводится к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней». Данным догматом установлено воздавать иконам «почитательное поклонение» и только Единому Богу — Божеское. Прп. Иосиф Волоцкий говорил: «Потому подобает нам образ Божий на иконе почитать и поклоняться ему, как Самому Оному, а не иному».
Мирские люди часто путают икону — образ, указывающий на соединение человека с Богом, с портретом — обычным изображением человеческого образа. Отцы VII Вселенского Собора проводят чёткую грань между этими понятиями: «Икона отличается от портрета своим содержанием, и это содержание обуславливает язык иконы, особые, свойственные ей формы выражения, которые и выделяют её из всякого другого рода изображений. Поэтому плоть рисуется существенно иная, чем обычная, тленная плоть человека. Святость не подразумевается и не дополняется нашей мыслью или воображением, она очевидна для телесного зрения».
Икона, в своём идеале, — трезвенная, основанная на духовном опыте передача некой духовной реальности. Например, характерно отсутствие направленного освещения и теней, свет создаёт все формы; особый, невещественный объём фигур и всей композиции; повышенное внимание к сложному, разнообразному внутреннему ритму, линейному и цветовому.
Только благодать есть причина святости изображённого лика, она есть и возможность общения со святым. Икона непосредственно участвует в его святости, через которую мы приобщаемся в молитвенном общении.
Значение иконы в храме велико. Оно органически слилось с Богослужением и Таинствами. Во времена Вселенских Соборов, Церковь ясно осознавала, что в священных изображениях утверждается догмат Боговоплощения.
Икона — это книга о вере. Через, так называемое, «богословие в красках» раскрывается опыт отцов и учителей Вселенской Церкви, достигших благодатного бесстрастия и общения с Богом. По церковному установлению, иконописцы должны быть людьми глубоко благочестивыми и особо относиться к стяжанию христианских добродетелей.
Чем чище и выше жизнь верующего человека, тем доступнее его душе язык иконы. В нашем мире, где кругом много греха и соблазна, взгляд на изображение святых способен удержать человека от дурного.
О поклонении мощам: «И по смерти действуют святые, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодейственная благодать Святого Духа.»
Прп. Ефрем Сирин
Просмотры (118336)
Что значит — поклоняться мощам?
Аудио
– Я смотрю телеканал «Союз», и вот однажды там говорят такую фразу: «Пресвятая Богородице, спаси нас». И второе. Священник говорит, что надо поклоняться мощам. И вопрос: спасает только Бог, и надо поклоняться Богу. Почему же говорят: «Пресвятая Богородице, спаси нас», и что – надо поклоняться мощам?
Почему мы молимся Пресвятой Богородице со словами «Спаси нас»? Любой святой, в том числе Сама Пресвятая Дева, являются только молитвенниками за нас. Есть небольшое НО, которое иногда не учитывают. У Апостола Павла есть замечательные слова: «Иная слава солнцу, иная луне, иная звездам, но и звезда от звезды разнится во славе». Так же и здесь, православное вероучение (и вообще христианское, я бы даже сказал) совершенно единогласно, единодушно говорит о том, что Божия Матерь является самой великой святой, следовательно, ее молитвы являются наиболее действенными, наиболее «помогающими» нам. Учитывая то, что Её молитвы являются таковыми, часто и предлагается в молитвах к Ней такое выражение «Пресвятая Богородица, спаси нас». Речь идет совсем не о том, что Она Сама может спасать, а речь идет об особой силе Её молитв. И в этом смысле мы говорим «Спаси нас». Такие обращения можно найти и в отношении некоторых святых, в акафистах, так что это обращение носит не догматический характер, не вероучительный, а является способом нашего выражения того понимания силы молитв, которые происходят от Божией Матери или какого-то святого.
Что касается мощей, речь идет вот о чем. Нужно разделять две вещи, которые в греческом языке четко выражены двумя понятиями. Есть такое греческое слово «латрия» (служение, поклонение) и есть «проскинисис», которое переводится таким же образом. Но когда мы говорим о «латрии», мы говорим о Богопоклонении. Когда же мы говорим о мощах, об иконах, то это «проскинисис», т.е. некое служебное поклонение, не поклонение Богу и не такое, как Богу, а поклонение в том смысле, что мы склоняемся перед величием, святостью этого человека. Ничего удивительного нет, особенно в древности, когда падали ниц перед государями, перед вельможам, перед какими-то людьми власть имущими и т.д. – тоже поклонение, но не Божеское. Так вот, есть «Божеское» поклонение (я уж таким словом выражусь, у греков хорошо, слово есть такое – латрия), а есть поклонение перед кем-то или чем-то значимым в нашей человеческой жизни, в нашей человеческой атмосфере. Поэтому мощам мы не поклоняемся как самим по себе, в данном случае мы поклоняемся тому святому, преклоняемся перед святостью того человека, мощи которого сейчас перед нами.
Это же касается и икон. Мы говорили об этом, я хочу напомнить. Любая икона может стать чудотворной, ибо ее чудотворность обусловлена не тем, что это именно «эта» икона, не ее какой-то особой силой, а обусловлена силою веры и искренностью обращения человека перед этой иконой, например, к Богоматери, Спасителю или кому-то из святых. Обратите внимание, к чудотворным иконам, к мощам подходит множество людей, а многие исцеляются? Единицы. Потому что дело не в действии самой по себе иконы или мощей, а в силе веры, искренности и молитвы того человека, который подходит к этой иконе. Очень важно отметить, многие прикладываются к мощам или иконам с просьбами «Господи, исцели меня от печенки или от селезенки», или «Чтобы мой муж не гулял», или «Чтобы мой брат не пил» и т.д., т.е. с чисто земными вещами подходят. И потому редко-редко они получают какой-то положительный ответ, забывая о том, что когда мы подходим к святыне, мы должны молиться «Господи, да будет Твоя воля, Ты знаешь, Господи, что мне нужно, что я хочу, какова моя просьба, но да будет, Господи, Твоя воля. И через этого угодника Божия (если мы к мощам каким-то подходим) окажи Свою милость настолько, насколько Ты, Господи, хочешь, а не я, Твоя воля да будет, а не моя». Только когда смирение присутствует, когда Господь видит искреннее стремление человека, готового принять любой вариант – тогда происходит чудо. А когда я говорю «Господи, вот это дай мне, и ничего мне больше на свете не надо», как правило, никогда человек не получает просимого. Вот часто к мощам стоят – поспрашивайте с магнитофончиком, о чем просят, и вы увидите исключительно земные просьбы. Нет ни одной просьбы (редчайшее явление, если мы сможем найти), чтобы человек ответил: «Вот я никак не могу избавиться от зависти, преподобный Отче Святый, помоги мне». Найдете вы такое?
— А вот я с Вами не соглашусь, потому что то, о чем вы говорите (с магнитофончиком пройти), было справедливо в полной мере еще три года назад. Критерием истины ведь является опыт, практика, так вот, когда мы сейчас, спустя три года ваших лекций на телеканале «Союз», проходим с магнитофончиком, то оказывается, под влиянием Ваших лекций люди начинают просить о духовном. Мы спрашиваем, зачем вы сегодня пришли, и ответов «Я пришел попросить здоровья дочери», «Я пришел, потому что у меня болит печенка или селезенка» уже стало намного меньше. Люди приходят сейчас, послушав Ваши выступления, в том числе эту лекцию (я тоже ее очень хорошо помню), и начинают говорить и про страсти, и «Ни за чем, я пришел отдать честь тому святому, чьи мощи сегодня пришли» (не то, что «Мне ничего не надо», а «Я пришел поклониться святому, я ничего не собираюсь просить»). Поэтому просветительская работа меняет ситуацию!
Беседы с профессором МДА Алексеем Ильичом Осиповым в эфире телеканала «Союз» http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at50362
Зачем прикладываться к мощам
Приход в храм не стоит превращать в ритуальный танец. Зашел, перекрестился три раза сюда, три раза туда, поставил три свечки. Приложился к иконам, мощам и дрожишь, чтоб чего страшного не сделать. Так быть не должно. Нужно знать и понимать свои действия. В этой статье разберемся, как правильно прикладываться к мощам.
Почему мы можем поклоняться мощам
В греческом, оттуда пришла на Русь вера, есть слово «латрия» (служение, поклонение) и «проскинисис», перевод такой же. «Латрия» – говорим о Богопоклонении, об иконах и мощах – «проскинисис». В древности падали ниц перед царями и вельможами, сегодня склоняемся перед святостью человека, чья жизнь отдана Богу.
Преподобный Ефрем Сирин поясняет: «И по смерти действуют святые, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодейственная благодать Святого Духа».
Нельзя ставить святого впереди Господа. Часто когда привозят мощи, люди идут за чудом, а не к Богу. Бог – источник, а святые – провода, что к нему нас ведут.
Как приложиться правильно
- Подходить к мощам без спешки и суеты.
- Без сумок в руках и помады на губах.
- Сделать до прикладывания два поклона поясных или земных, по обстоятельствам, и один после.
- Прикладываться к ножкам святого или открытому для поклонения окошку раки,
- Иконы и кресты прикладывают к боковой стенке.
- Молитве лучше посвятить время в очереди, чтобы не задерживать других перед святыней.
О чем молиться перед ракой с мощами
В первую очередь;
- об умножении веры и любви к Богу и ближним;
- о решимости в исполнении заповедей Христовых;
- о познании святой воли Господа.
Только нельзя сразу стать духовным и перепрыгнуть земное. Святитель Игнатий (Брянчанинов) советует: «молись о том, что считаешь полезным в твоей земной жизни, но исполнение этого вверяй в руки Божии».
Считаешь, что тебе что-то нужно: проси ходатайства об этом у святого перед ракой. Только быть этому или нет – пусть решает Господь. Вверь себя в Его руки.
Если Вам понравилась статья поделитесь ею, чтобы другие тоже могли уютно чувствовать себя в Храме