Содержание
Открытый урок в начальных классах «Православная молитва». Полянских Е. Ю.
Подробности Категория: ОРКСЭ Создано 02.01.2012 12:09 Администратор сайта Просмотров: 23512
«Православная молитва»
Учитель начальных классов МОУ Кужновской СОШ
Полянских Елена Юрьевна
Цель урока:
осмысление учащимися значения для христиан молитвы «Отче наш».
Основные понятия:
«насущный»,
«искушение»,
«небеса».
Вы узнаете:
— что такое православие;
— что значит слово «благодать»;
— кто такие святые;
— о молитве «Отче наш».
Ресурсы:
1. Интернет – ресурсы;
2. Раздаточный материал;
3. Слайдовая презентация;
4. Выставка книг;
5. Репродукции картин;
6. Учебник, тетрадь.
Структура урока
1. Организационный момент.
2. Знакомство с темой и целью урока.
3. Работа с понятиями.
4. Комментированное чтение из учебника.
5. Актуализация полученных знаний.
6. Инсценирование притчи.
7. Работа над рассказом.
8. Работа над молитвой.
9. Выполнение задания.
10. Закрепление основных понятий урока.
11. Рефлексия.
12. Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организация деятельности учащихся.
Психологический настрой учащихся на работу.
— Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?
Каждый урок будет обогащать вас новыми знаниями.
Вам только нужно будет приложить старания.
2. Сообщение темы и цели урока.
Велика планета православия. Но самый большой её
материк — Россия.
Ни войны, ни революции, ни гонения не в силах были прервать её.
Столетиями Православная Русь была помощницей, опорой, а подчас и спасительницей православных народов мира.
Так было всегда, так оно и сегодня.
— Тема сегодняшнего урока «Православная молитва».
Запишите её в тетрадь.
— Как вы понимаете тему урока?
Цель нашего урока: Осмысление значения для христиан молитвы » Отче наш».
— Сегодня на уроке вы узнаете:
— что такое православие;
— что значит слово «благодать»;
— кто такие святые;
— о молитве «Отче наш».
3. Словарная работа.
— Как вы понимаете слово п р а в о с л а в и е?
Прочитайте по учебнику 1 абзац.
(Оно означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться.
Православные люди называют Бога своим Господом.
Поэтому к Богу они обращаются не с требованием, а с мольбой.
Каждый верующий может беседовать с Богом через молитву.
— Что вы представляете себе, когда слышите слово м о л и т в а?
— Из 2 абзаца выпишите определение слова молитва.
Что такое молитва?
Молитва – это живая связь человека с Богом.
— Какие другие слова вы поместили бы с ним в 1 ряд?
Запишите в тетрадь.
Какие это слова?
— Какие молитвы вы знаете?
Есть молитвы перед выходом из дома, Календарь молитвы на начало всякого доброго дела, молитва перед вкушением пищи и другие.
Я советую вам познакомиться с книгой «За ближнего своего» и прочитать рассказ «Помощь святого» о том, как молитва помогла детям приобрести новогоднюю ёлку.
Эта история из реальной жизни.
— А кого называют святые? Прочитайте в учебнике.
4. Знакомство со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Молитва».
— Многие великие русские поэты, художники, композиторы обращались к теме «православия».
— Послушайте стихотворение Лермонтова «Молитва».
5. Знакомство с «Детским альбомом» П.И. Чайковского.
В «Детский альбом» великого русского композитора
П.И. Чайковского входит 24 фортепианные пьесы для детей.
День у ребёнка начинался с утренней молитвы и заканчивался молитвой в церкви.
Это экскурс в историю, нравы, культуру русского дворянства второй половины 19 века.
— Молитва противоположна магии.
Во всех мировых религиях это считается опасным путём.
6. Составление кластера.
— У православных людей есть 3 вида молитвы.
Прочитайте по учебнику, как они называются.
Запишите их в тетрадь.
7. Работа в группах.
— Каждый из вас прочитает 1 вид молитвы и постарается о нём рассказать.
8. Молитва – просьба.
Инсценирование притчи «О нерадивом судье».
— Посмотрите инсценирование притчи «О нерадивом судье»
и подумайте: «Какова основная мысль притчи?»
9. Молитва – благодарение. Чтение «О,Боже…»
— Когда мы радуемся солнышку и облакам,
деревьям и цветам, птичкам и рыбкам, жучкам и бабочкам
и за всё это благодарим Бога – это называется молитва.
10. Молитва – славословие. Чтение истории «Слава тебе, Боже!» из журнала «Божий мир».
— Какое чудо увидел монах?
— За что он благодарил Бога?
— Что такое благодать? Выпишите предложение с этим понятием.
11. Знакомство с молитвой «Отче наш».
— Послушайте главную молитву. Её называют Молитва Господня.
— Кто её передал людям? (Её дал людям Сам Господь Иисус Христос).
12. Чтение статьи учебника.
Отче – «отец».
Иже – «который».
Еси – «ты есть»….
На небесех – «на небесах».
13. Задание.
Да святится имя Твое — свято, дорого.
Да придет Царствие Твое — любовь царит в сердце.
Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли — человек доверяет Богу.
Насущный — необходимый.
Долги наша — прощение.
Искушение — выбор в ситуации.
Лукавый — лживый.
14. Дополнительное задание.
— Вспомни одну хорошо известную сказку, где слова «Отче наш» помогли одержать победу одной маленькой девочке Герде над могущественными злыми силами.
— Как называется эта сказка?
— Кто главные герои сказки?
— Кто её автор?
— В какой стране жил Андерсен?
— Какие ещё сказки Андерсена вы знаете?
Все, конечно, вспомнили сказку Андерсена «Снежная королева».
Мы все её знаем.
Но всё ли мы в ней понимаем?
15. Финал сказки.
В финале сказки Герда на пороге Ледяного дворца.
«Навстречу ей нёсся целый полк снежных хлопьев, но они не падали с неба – небо было совсем ясное, и на нём пылало северное сияние.
Герда принялась читать «Отче наш»; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман.
Туман этот всё сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие светлые ангелочки.
Когда Герда окончила молитву, вокруг неё собралось целое ангельское войско.
— Какое же слово в конце концов составилось из льдин?
— Чем же искушала Кая Снежная Королева?
— Чем вам кажется странным обещание подарить «весь мир и новые коньки?»
— Чего не хватало прекрасному дворцу Снежной Королевы? (любви и радости, игры и веселья).
Герда это принесла с собой.
16. Рефлексия. Ступени познания.
— Как вы думаете, знания, полученные на этих уроках вам пригодятся в жизни или нет?
— На листочках даны 5 ступеней познания.
Оцените нашу работу на уроке и поставьте на ступени знак +.
— Чем больше вы узнали на уроке, тем выше ступень познания.
17. Итог урока.
— В чём состоит значение православной молитвы в христианстве?
18. Домашнее задание.
1) Спросите у родителей, что, по их мнению, вы должны знать, как «Отче наш».
2) Нарисуйте иллюстрацию к сказке «Снежная Королева».
3) Подберите пословицы и поговорки о хлебе.
Файлы:
Открытый урок на тему «Православная молитва. Полянских Е.Ю. | |
2012-01-02 15 KB 699 |
Как научить детей молиться?
Как научить детей молиться? Со взрослыми все понятно — утренние, вечерние правила, Евангелие и Последование перед причастием — стой себе и читай, но с детьми то как? Заставлять их выстаивать все «взрослые» молитвы, или же все-таки облегчать им молитвенный устав?
Наблюдая за детьми в храме, я замечаю, что в тех семьях, где родители довольно строго и порой агрессивно навязывают полные молитвенные правила своим детям, отпрыски очень быстро охладевают к делам церковным. У них возникает четкое и безапелляционное мнение — все молитвы это очень скучно. И даже когда на Пасху мы радостно приветствуем друг друга: «Христос Воскресе!», эти дети отвечают вяло, если вообще отвечают. Парадокс возникает из-за слишком жестких правил домашней и церковной молитвы. А если посмотреть на это глазами ребенка: что-то непонятно поют, батюшки в алтаре на странном языке разговаривают, да еще и стоять надо по стойке смирно — скука, да и только. Лучше уж вообще не ходить или приходить сразу к причащению. Вот чтобы этого не было с нашими детьми, есть несколько советов.
Первое: молиться нужно радостно. У ребенка не должен выработаться стереотип, что молитва это — обязанность. То есть ребенок должен видеть папу и маму с радостью встающими на молитву, а не с выражением мировой скорби на лицах.
Второе: Молитва должна быть понятной. В течение дня родители могли бы объяснять своим чадам, что означает «распятого же за ны «, кто такой Понтий Пилат и почему о нем говорится в Символе веры.
И третье — молиться нужно дозировано. Ни в коем разе не следует от пятилетних детей требовать соблюдения взрослых правил.
Мы с нашими детьми пошли следующим путем: сначала каждый раз, садясь в машину, мы пели все вместе молитву «Царю Небесный». Дети откликнулись не сразу, но потом стали воспринимать это как особый ритуал. Даже трехгодовалый младший сын что-то пытался подпевать нам на своем языке. Потом пришел черед «Отче наш» перед едой, дети тоже присоединились, тем более что в храме они что-то подобное уже слышали. А перед сном пели обе эти молитвы и прибавляли к ним «Богородице Дево, радуйся» и другие короткие молитвы. Теперь старший сын понемногу читает по детскому молитвослову две, три молитвы уже из вечернего правила.
Дети постепенно привыкают к молитве, и постепенно же увеличивается их правило, да и дисциплина своеобразная уже установилась. И нам взрослым это тоже полезно — следить за детьми и молиться с ними гораздо радостнее и приятнее, потому что дети молятся настолько искренне, что уже не сомневаешься в словах Спасителя — именно таких есть Царствие Небесное.
«Мы молимся, но для чего — не знаем
Все в ожиданьи благ, и млад и стар.
Каких ещё даров мы ожидаем? –
Быть на молитве – это ли не дар?»
Иеромонах Роман (Матюшин).
17 Мая 2015г. в Неделю о слепом по Пасхе, к нам в Воскресную школу на урок пришли гости. Гости – комиссия из 2-х человек, пришли не столько ради проверки жизнедеятельности Воскресной школы. Основная цель визита всё же была: наблюдение за детьми и обмен педагогическим опытом (ученики в нашей Воскресной школе в основном дошкольники).
Чтобы было интересно не только гостям, но и детям, и их родителям, мы решили построить занятие, как игровой зачет за все, пройденное в минувшем году. А в течение всего учебного года мы изучали с детьми краткие молитвы и их употребление в нашей жизни. И не только молитвы. Поэтому основная тема нашего открытого урока была: «Молитва в жизни православного ребенка». Наперед скажем, что в конце занятия в качестве вознаграждения за лучшие и верные ответы, полагалось вознаграждение, как сюрприз, которое, конечно-же, получили все: и дети, и родители, и гости, пришедшие из Воскресных школ Храма Христа Спасителя и Храма Знамения иконы Божией Матери на Шереметьевском дворе.
I часть урока – теория. Дети делятся своими знаниями, отвечая на вопросы по желанию: кто помнит, что такое молитва? Зачем она нужна? Какие знаем молитвы? Где и когда можно молиться? Какие помним молитвы к Божией Матери? Какие к Ангелу-хранителю? Как умеем молиться своему Святому покровителю?
К нашему удивлению дети живо и бойко отвечали на все поставленные вопросы не ради высоких гостей, а ради собственного живого интереса. Почти на каждом уроке мы учили и повторяли краткие обиходные молитвы. Мама 5-летнего ученика Даниила поведала нам, что её сынок Даня так полюбил молиться, что каждое утро и вечер встречает и провожает с молитвой. А сам Даниил сообщил нам на этом уроке, что его мама даже готовит борщ с молитвой «Отче наш». И для мальчика этот пример мамы – все делать с молитвой, очень ценен. Далее, мы обратились к детям, какие они помнят краткие молитвы ко Пресвятой Троице? Кто-то огласил молитву ко Святому Духу – «Царю Небесный». А ко Всем Лицам Святой Троицы мы помним такие молитвы, как: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа», «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу», «Пресвятая Троице, спаси нас», Трисвятое («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас»). Вспомнили, как появилась эта молитва.
II-я часть урока – практическая. Тоже- Зачет, только теперь наоборот. Предлагаем детям разные жизненные обстоятельства, а они говорят, как можно молиться в том или ином случае. Например: когда встаем с утра с постели; когда собираемся к столу; перед учением или каким-нибудь важным делом. Когда страшно; когда заболели; когда долго нет мамы. Когда мы обидели кого-то или нас кто-нибудь обидел. Когда согрешили. Когда идем гулять. Когда ложимся спать — кому помолимся и как? Какими словами мы благодарим Бога? Особое внимание уделяем молитве Иисусовой, имеющей особую силу во всех обстоятельствах, случаях жизни. Повторяем её хором кратко: «Господи, помилуй» и в полном варианте: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного».
И, напоследок, в III части мы подводим детей к понятию Церкви Христовой, где Господь особенно ждет нас и слышит наши молитвы. Этот дом молитвы называется Церковью или храмом, где мы невидимо соединяемся со Христом в Святом Таинстве Причастия, где мы можем попросить прощения у Бога в Таинстве Исповеди. Показываем детям фотографии с внутренним убранством храма. Ребята называют: алтарь – самое святое место, Крест над алтарем, Царские врата, иконостас, паникадило, подсвечник, церковную свечу – символ молитвы к Богу.
Дети, конечно, заметно устали, выложив свои знания о молитве и о храме за весь год. Но и вознаграждены они были за своё активное участие в игровом зачете. Кому досталась книжица интересная, кому иконка, кому маленький Пасхальный подарок, всем – по возрасту. Все дети и взрослые получили вкусные конфеты – Пасхальное угощение!
После этого урока одна из гостей была удивлена, как много молитв знают наши разновозрастные дети. Спрашивала, как нам удалось выучить столько молитв?
Дело в том, что молитвы мы учим не один год, проговаривая их на каждом занятии. Ведь с молитвы начинается наша встреча и общение с Богом, а главное то, что молитва – это живой опыт нашей веры в Единого Бога.
«Ничего нет равного молитве: она и невозможное делает возможным, трудное – легким, неудобное – удобным» .( Свт. Иоанн Златоуст).
«Не хлебом живи, а молитвой». (Русская пословица).
Интересная статья? Поделись ей с другими:
С молоком матери
— Отец Игорь, с какого возраста нужно начинать учить детей молитве? И с чего, собственно, начинать?
— Зачатие ребёнка — это уже рождение новой жизни в утробе материнской. Новая жизнь начинается только по благословению и воле Божией. А значит, если православная мама молится дома, ходит в храм Божий, старается по мере возможности своего положения поститься во славу Божию — тогда этот маленький ребёночек уже начинает учиться молитве, посту. Когда мама готовится ко причастию, исповедуется — в какой-то мере малыш тоже участвует во всём этом. Он присутствует с ней на богослужении — слышит песнопения, удары колокола, евангельское слово. В какой-то степени он тренируется и в молитве.
После рождения он становится субъектом, самостоятельной частью Церкви, и когда мама молится рядом с ним, молится во время его кормления — ребёнок тоже всё воспринимает и учится молитве с молоком матери в прямом смысле этого слова. И потому когда мама настраивается на молитву, ребёнок тоже участвует в ней, общаясь с Господом. Ведь в молитве мы собеседуем с Богом. Он не где-то в сторонке — Он в нас, так как Сам говорит: «Ваше тело есть храм Божий, в котором содержится благодать Духа Святаго».
После рождения и крещения ребёнка православные родители, крёстные приносят его ко причастию Тела и Крови Христовых, и всё это — комплекс учёбы, духовного возрастания в молитве и в посте. Ведь пост распространяется и на младенцев, когда по мере возрастания они на всё большее время остаются без еды перед причастием. Сначала это час — чтобы грудничок не срыгивал, после время увеличивается. С возрастанием ребёнка усугубляется и аскетичность его поста, и к 7 годам маленький человек уже готов причащаться натощак — ему это не сложно.
Всю жизнь наполнять молитвой
— Когда ребёнок подрос, какой молитве его учить — каноническим текстам или, как говорится, «от себя», то есть своими словами?
— Если всё происходит так, как мы говорили, и ребёнок становится соучастником духовной жизни мамы, то каноническую молитву он слышит постоянно. Пусть краткую — Иисусову молитву, «Богородице Дево, радуйся!» или правило Серафима Саровского. Даже если ребёнок будет слышать молитвы в кратком объёме, он запомнит их.
Если учить молитве от сердца, «от себя», то в любом случае мы придём к такому времени, когда ребёнка придётся научить и канонической молитве. На мой взгляд, учить нужно канонической молитве, а потом уже, когда он освоит азы, можно учить тому, как произнести немногословную молитву от сердца. Лучше идти от фундамента — канонической молитвы.
— Некоторые родители могут возразить: ведь дети могут не понимать слов канонической молитвы, и тогда будут молиться автоматически.
— В этом случае можно прибегнуть к комплексному изучению. Пусть в жизни малыша присутствуют краткие молитвы. «Господи, помилуй моих близких и родных!» — помолится малыш и перечислит маму, папу, брата, сестру. Но наряду с молитвой от сердца должна присутствовать и молитва каноническая, которая будет цементировать наши духовные начинания, чтобы они были более крепкими, более глубокими — это каноничность даёт сама по себе.
— Если родители не молились с момента зачатия — например, позже воцерковились, — как и где ребёнку лучше учиться молитве? В храме? Или дома? Или, может быть, лучше это отдать профессионалам — учителям воскресной школы?
— И дома, и в церкви, и в воскресной школе! Это тот комплекс, который будет давать полноту познания православной веры и молитвы. Нельзя обойтись только какой-то одной молитвой — домашней или церковной. Все эти моменты дополняют один другой и не являются взаимоисключающими. Молясь дома с родителями (утром, вечером, перед едой и после, перед началом и после окончания дела), прибегая к соборной молитве в церкви, молясь в школе воскресной — ребёнок учится всю свою жизнь наполнять молитвой. Всё это даст свои навыки, свои плоды.
— Отец Игорь, что вы как опытный родитель посоветуете родителям православных школьников — как ориентировать детей в светской школе? Допустим, ребёнок привык молиться перед едой и после, но в общественной столовой он смущается делать это.
— Нужно учитывать общество, в котором учится ребёнок. Как класс относится к таким вещам, учителя. Если есть возможность, классный руководитель воцерковлён, в классе есть контингент детей, которые ходят в храм, — почему нет? А если единомышленников нет — молитва должна быть совершена однозначно, но сделать это нужно про себя.
Укрепить, а не сломать
— С какой интенсивностью нужно увеличивать детское молитвенное правило?
— Вообще, детское правило — самое простое. На мой взгляд, его не надо увеличивать, главное — чтобы оно было систематичным и регулярным.
— А что должно его составлять? Какие молитвы?
— Как правило, это должны быть краткие молитвы. Сейчас доступен большой объём детской духовной литературы, в частности — детские молитвословы, на которые можно ориентироваться. Также есть детские Библии, Евангелия, послания апостолов, жития святых, адаптированные для разного возраста — всё это можно изучать с детками. Главное, чтобы это было систематично и регулярно, что обеспечит духовную дисциплину, без которой движение вперёд любого человека — маленького или взрослого — невозможно.
Нужно смотреть и на ребёнка — сколько он способен выстоять на молитве. Один может постоять, другому нужно сидеть, один выдержит пять минут — и его внимание рассеивается, другой в том же возрасте выдержит 10-15 минут молитвы. Важно учитывать особенности психики, характера ребёнка. Ни в коем случае не должно быть крайностей.
Нельзя переусердствовать, но и слишком лояльное отношение тоже неполезно. Нужно найти такую середину, при которой ребёнку будет не тяжело и интересно. Важно, чтобы ребёнок потрудился, ведь в духовном делании понуждать себя необходимо. К этому мы должны стараться приучать своих детей, это нужно им разъяснять. Очень важно рассказать, зачем и кому нужна молитва! — Для нашего блага, спасения важно молиться Богу, Тому, Кто нас создал (в этом случае можно обратиться к детской Библии или Закону Божию).
— То есть если ребёнку не интересно, не хочется молиться — нужно не настаивать, но стараться привести его к пониманию необходимости молитвы?
— Да, нужно создать ему такие условия, когда он хоть пять минут будет участвовать в молитве. Беседы, рассказы, чтение детской духовной литературы, которая сейчас не только доступна, но и очень грамотно составлена и красочно оформлена — всё это средства. Просто посмотреть картинки — это уже возможность привлечь внимание. А заинтересовав картинкой, можно уже рассказать что-то необходимое для ребёнка. Например, сейчас появилось много книжек с детскими стихами, которые учат основам православия, и родители могут не «читать лекции», а прочитать рифмованные строчки, что детям нравится гораздо больше.
Так что в этом отношении, как и в любой области педагогики, должен быть элемент игры, творческий подход. Например, не хочет ребёнок читать «Отче наш». Мы почитаем с ним православную книжку, посмотрим в ней картинки, поговорим об этой молитве — разве не лучше поступить так, чем через слёзы и конфликты поставить малыша на молитву? В этом вопросе важно не переусердствовать, не перегнуть палку, не сломать — ведь потом так сложно будет выровнять все эти перекосы!
Вообще, было бы замечательно, если бы родители относились творчески ко всем сферам детской жизни: выполнению уроков, навыкам труда. Беседа, разъяснение, игра всегда лучше принуждения.
— Есть родители, которые очень любят длительное молитвенное правило и активно привлекают к этому детей. Как вы считаете, где грань разумного в этом вопросе?
— Как уже было сказано, задача родителей — найти золотую середину, которая будет оптимальной и наиболее радостной для ребёнка. Мы, взрослые, молимся в соответствии со своими духовными возможностями. А они — дети, они только становятся на этот путь, наша задача — укрепить их, но не сломать. Не нужно возлагать наши труды на детские плечи — это будет перебор, крайность, ничего общего с золотой серединой не имеющая. По мере возрастания можно пытаться привлекать их к своему молитвенному правилу. Но опять же: нужно смотреть на способности. Нельзя дать двоечнику задание отличника, как и наоборот. К этим вопросам нужно подходить очень мудро, ни в коем случае не уравнивая детей между собой.
Возможно, будет удобно какие-то правила вычитывать только ребёнку, а за какие-то браться вместе.
— Чему нужно учить ребёнка кроме молитвы? Я имею в виду духовную почву, базу, которая должна быть у маленького христианина.
— Закон Божий для детей. Без знания Закона Божия невозможно духовно развивать ребёнка. Необходимо изучать историю православия, нашей Церкви. Важно читать Библию для детей, Евангелие для детей. Думаю, это чтение будет полезно и родителям.