Исследовательские
работы учащихся
Гуманитарное направление
Развитие взаимодействия со сверстниками у дошкольников в игре (с 4 до 6-7 лет)
Введение
Игровая деятельность является основной составляющей жизни детей в дошкольном возрасте, одним из важных средств развития детей с 3-4 до 6-7 лет. Согласно теории Д.Б. Эльконина, развитие ребенка осуществляется в процессе различных видов деятельности. Для дошкольников ведущая деятельность — это игра (точнее — сюжетно-ролевая игра по инициативе самих детей). Именно в процессе игры детьми осваиваются социальные навыки: дети учатся взаимодействовать со сверстниками, изучают новые роли и свойства предметов, выстраивают и соблюдают правила взаимодействия друг с другом. Однако становление социальности в игре происходит постепенно, не сразу. Длительность контактов друг с другом детей 3-4 лет минимальна, ситуативна, стихийна. А к 6-7 годам дети уже способны играть в длительные совместные игры. Как именно происходит становление и развитие взаимодействия детей друг с другом в процессе игры с 3-4 лет до 6-7 — для нас и стало ключевым вопросом исследования.
Цель работы: проследить развитие социальности у дошкольников, опираясь на наблюдение внешних изменений взаимодействия дошкольников со сверстниками в игре с 3-4 до 6-7 лет. Задачи:
— изучить психологические исследования про игру дошкольников;
— выделить явно наблюдаемые признаки развития игры у дошкольников;
— определить критерии и «единицы счета» развития взаимодействия дошкольников друг с другом в игре;
— снять игровую деятельность дошкольников на видео в разных возрастных группах — 4-5; 5-6; 6-7;
— сделать покадровый анализ видеозаписей игры дошкольников в аспекте взаимодействия детей друг с другом (частота и длительность контактности, число участников, число
152 Исследователь^евеаг^ег «1- 2/2018
Бычкова Ульяна,
9 класс Школы №1553 имени В.И. Вернадского, г. Москва
Научный руководитель:
Обухов
Алексей Сергеевич,
к.психол.н., профессор, в.н.с. Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ
Работа стала лауреатом XXV Всероссийских юношеских чтений имени В.И. Вернадского в 2018 году на секции «Человек в современном мире»
Бычкова Ульяна
игрушек, опосредующих взаимодеиствие; прямое или опосредованное взаимодействие);
— проследить изменение выделенных аспектов взаимодействия друг с другом в игре у детей дошкольного возраста с 4 до 6-7 лет.
Объект исследования: социальное развитие детей во взаимодействии со сверстниками.
Предмет исследования: развитие взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками в игре.
Методы:
— наблюдение в естественных условиях с видеофиксацией;
— критериальный анализ видеозаписей (контент-анализ).
Гипотеза: основные изменения во взаимодействии детей
дошкольного возраста друг с другом в игре выражено через увеличение частоты и длительности контактности; увеличением числа участников взаимодействия; смены взаимодействия по поводу предмета на взаимодействие через предмет или без предмета.
База исследования: ГБОУ Гимназия № 1811 «Восточное Измайлово» (дошкольное отделение, корпус 12).
Выборка: 2 группы 4-5 лет; 2 группы 5-6 лет; 2 группы 6-7 лет.
Основные понятия
В нашей работе мы опирались на следующие основные понятия1:
Предметно-манипулятивная игра — ее развитию предшествует длительный период овладения действиями с предметами -хватанием, неспецифическими и специфическими манипуляциями и, наконец, собственно предметными действиями — использованием предметов по их функциональному назначению, способом, закрепленным за ними в человеческом опыте.
Ролевая игра — деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой ситуации воссоздают действия взрослых и их взаимоотношения. Особенностью игровой ситуации является игровое применение предметов, при котором значение одного предмета переносится на другой предмет и он используется в связи с приданным ему новым значением.
Режиссерская игра — вид индивидуальной игры, когда ребенок разыгрывает некоторый сюжет с помощью игрушек. В режиссерской игре ребенок выполняет и функцию режиссера (удержание замысла И.), и функцию актеров (выполнение каких-либо ролевых действий по реализации игрового замысла).
Социальность — умение взаимодействовать с окружающими людьми, решая свои задачи коммуникации — с учетом особенностей поведения и отношения другого человека.
Глава 1. Психологическое развитие дошкольника: игра и взаимодействие со сверстниками
Игра в дошкольном детстве
Элькоиин Д.Б. Психология игры. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. С. 13-21.
3 Трифонова Е.В. Режиссерская игра. М.: Национальный книжный центр, 2017. С. 294-295
С раннего детства игра становится ведущей деятельностью дошкольника. Это не означает, что все свое время дошкольник проводит вовлеченным в игру, однако именно в игре дети осваивают важные социальные навыки. Одним из наиболее известных исследователей ролевой игры дошкольников был Д.Б. Эльконин. По его словам: «Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Может быть, именно потому, что целый ряд исследователей пытались найти нечто общее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначаемыми словом «игра», мы и не имеем до настоящего времени удовлетворительного разграничения этих деятельностей и удовлетворительного объяснения разных форм игры.
Игра в развернутой форме ролевой игры продолжает жить в детстве, представляя собой одну из основных форм жизни современного ребенка.
Таким образом, мы приходим к заключению, что человеческая игра — это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности»2.
Многие авторы (В.С. Мухина, С.Л. Новоселова, Е.О. Смирнова, Е.В. Трифонова) считают, что при анализе игры нужно опираться на сущностную идею игры. Так они предлагают наблюдать за тематикой игры, сюжетом игры, ролью дошкольника в игре и его отношением к игровым правилам и т.п.
Е.В. Трифонова3 при анализе и изучении игры предлагает выделять следующие параметры: см. таблицу 1.
Выделенные Е.В. Трифоновой параметры позволяют описать развитие игры, опираясь на ее наиболее существенные проявления. Однако, на наш взгляд, она выделяет лишь крайние точки развития детской игры, то есть неразвитую и развитую стороны. А нам представляется важным проследить также промежуточные этапы ее развития.
Социальное развитие детей дошкольного возраста
Как пишет В.С. Мухина: «В игре ребенку впервые открываются отношения, складывающиеся между людьми в процессе трудовой деятельности, их права и обязанности»4.
Игра выступает пространством и условием развития детей, в том числе их социальных способностей. «В игровой деятельности складываются определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность,
Бычкова Ульяна
Таблица 1. Критерии различения видов игры в их развитии (по Е.В. Трифоновой)
Критерии Начальные формы развития игровой деятельности Развитые формы игровой деятельности
Активность в игре Когда другие дети начинают игру, ребёнок предпочитает позицию наблюдателя Ребёнок легко и с интересом включается в игровую деятельность, активно участвуя в развитии сюжета в любой роли (или даже в нескольких ролях, меняя их)
Развитие сюжета игры Ребёнок ограничивается «обыгрываниями» игрушки или ситуаций, которые укладываются в несколько последовательных игровых действий (ряд повторяющихся операций) Ребёнок выстраивает насыщенную сюжетную линию и последовательно развивает её, обогащая новыми событиями и персонажами по ходу развития сюжета
Событийная насыщенность игры Сюжет игры ограничивается воспроизведением распорядка дня или непосредственных будничных ежедневных впечатлений ребёнка (посещение врача, магазина) Сюжет игры отражает знания и впечатления ребёнка о самых разных областях и явлениях действительности; в игре легко объединяются и развиваются, обогащая друг друга разные сюжетные линии
Продолжительность игры Игра, прерванная случайными событиями или режимными моментами, быстро прекращается, и ребёнок уже не возвращается к прерванному игровому сюжету Сюжет продолжает развиваться в течение продолжительного времени, ребёнок постоянно возвращается к нему (и в форме непосредственного продолжения игры, и в форме поиска информации для обогащения сюжета, и в форме подбора и изготовления персонажей и атрибутов для дальнейшего продолжения игры)
Детерминированность игры особенностями предметной среды Игровые сюжетные линии определяются, скорее, особенностями окружающей ребёнка предметной и игровой среды (увидел продукты — поиграл в магазин, увидел кубики — начал строить) Ребёнок активно и самостоятельно организует предметную среду игры, отталкиваясь от своих замыслов, в том числе создавая из подручных средств всё, что ему необходимо (либо игра переходит полностью в умственный план и реализуется в форме монолога или диалога)
Содержание игры (по Д.Б. Эльконину) Центральным содержанием игры являются главным образом действия с определёнными предметами, направленные на соучастника игры Основным содержанием игры становится выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети
Ролевое поведение (по Д.Б. Эльконину) Роли фактически есть, но они определяются характером действий, а не сами определяют действие Роли ясно очерчены и выделены. На протяжении всей игры ребёнок ясно ведёт одну линию поведения. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер
способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение»5.
Социальные способности постепенно развиваются по ходу взросления и обогащения опыта игровой деятельности. «Элементы общения появляются очень рано, когда дети еще не умеют строить развернутую сюжетную игру, а играют индивидуально — каждый сам по себе. Обычно в этот период ребенок сосредоточен на своих собственных действиях и мало обращает внимания на действия другого ребенка. Однако время от времени, пресытившись собственной игрой, малыш начинает посматривать на то, как играет другой ребенок. Интерес к игре сверстника как раз и приводит к попыткам установить определенные отношения»6.
Там же. С. 239.
Там же.
Глава 2. Результаты исследования развития взаимодействия дошкольников со сверстниками в игре с 4 до 6-7 лет
Описание условий и процедуры наблюдения
Прежде чем проводить основное исследование развития социальности в детской игре мы провели небольшое «пилотное» исследование с детьми разных возрастов. Были отсняты краткие видеосюжеты с детьми 4-5; 5-6 и 6-7 лет. Мы обратили внимание на то, что игры детей разного возраста существенно отличаются. Для того чтобы понять и более подробно проанализировать развитие взаимодействия детей в игре, мы решили сделать более длительную и детальную видеосъемку свободной (без участия взрослого) игры дошкольников разных возрастных групп.
Наблюдение проводилось в одной средней (4-5 лет), двух старших (5-6 лет) и двух подготовительных (6-7 лет) группах детского сада. Мы проводили видеосъемку свободной игры в дошкольной группе во второй половине дня, после полдника и перед прогулкой. Длительность видеосъемки в каждой возрастной группе была около 30-ти минут. Мы снимали не всю дошкольную группу, а выделяли подгруппу детей, объединенную общим игровым процессом. В процессе наблюдения мы обнаружили интересный факт: дети более младшего возраста сильнее отвлекаются на присутствие камеры и вместо игры начинают демонстрировать игрушки снимающему, а более старшие отвлекаются меньше, при этом они не вступают во взаимодействие с наблюдателем, а наоборот стараются делать вид, что не замечают камеру. Соответственно количество игровых взаимодействий значительно отличалось внутри каждого возрастного этапа.
Выделение критериев обсчета видеозаписей
После просмотра «пилотного» видео, мы обратили внимание на то, что можно проследить отличия игрового взаимодействия детей разного возраста по внешне наблюдаемым признакам. Так в играх детей младшего возраста взаимодействия между детьми были ситуативны, кратковременны; дети часто отвлекались и меняли сюжет игры. С возрастом дошкольники начинали удерживать игровое взаимодействие более длительное время, изменялось количество игрушек, образовывались устойчивые группы детей, объединенные общим сюжетом. В связи с этим мы решили выделить внешние, легко наблюдаемые критерии для анализа развития игрового взаимодействия дошкольников. Нами были выделены следующие критерии:
1. Количество детей, вовлеченных в игровое взаимодействие. Данный критерий позволяет проследить изменение количественного состава игрового взаимодействия, что
Бычкова Ульяна
отражает развитие социальных способностей (одновременное удержание во внимании и учет своего поведения в соотношении с увеличивающимся числом сверстников). Количество игрушек. Определяет предметы, которые включены в игровое взаимодействие (с учетом их смысловой и функциональной характеристик).
Длительность игрового взаимодействия. Описывает процессуальную сторону игры — насколько и как увеличивается совместное действие в игре.
Характер игрового взаимодействия (предметно-манипуля-тивная игра, сюжетно-ролевая игра через предмет, сюжетно-ролевая игра через роль и режиссерская игра). Это так же описывает процессуальную сторону игры, но скорее уже не количественными, а качественными показателями (видимым по внешним проявлениям игры).
Результаты сравнительного анализа проявлений выделенных аспектов взаимодействия дошкольников со сверстниками в игре
Результаты по таким параметрам, как «длительность игрового взаимодействия», «кол-во детей, участвующих в игровом взаимодействии» и «кол-во игрушек» представлены в виде среднего арифметического числа. Мы анализировали четыре типа игр: предметно-манипулятивная игра (А), сюжетно-ролевая игра с взаимодействием через предмет (Б), сюжетно-ролевая игра с взаимодействием через роль (В), режиссерская игра (Г). При анализе мы считали долю каждого типа игры среди общего количества игр одного возраста.
Средние результаты по всем трем возрастным группам представлены в сводной таблице 2.
Таблица 2. Обобщенное сравнение развития взаимодействия детей со сверстниками в игре (от 4-5 до 6-7 лет)
Критерий 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Длительность игрового взаимодействия (средний показатель) 29 сек. 85 сек. 113 сек.
Кол-во детей, участвующих в игровом взаимодействии (средний показатель) 2,2 2,42 2,76
Кол-во игрушек (средний показатель) 2,3 шт. 2,6 шт. 2 шт.
Тип игры А — 30%; Б — 70% А — 19%; Б — 50%; В — 31% А — 5%; Б — 56%; В — 33%; Г — 6%
Скрин-шот видеозаписи наблюдений. Старшая группа. Сюжетно-ролевая игра -взаимодействие через предмет
Скрин-шот видеозаписи наблюдений. Старшая группа. Сюжетно-ролевая игра -взаимодействие через предмет
Скрин-шот с видеозаписи наблюдений. Средняя группа. Манипулятивная игра — предметная инициатива
Обсуждение результатов
Рассмотрим более подробно, как развивается взаимодействие со сверстниками в сюжетно-ролевой игре у дошкольников каждого возраста.
4-5 лет. В возрасте 4-5 лет игровое взаимодействие в среднем длится около 29 секунд (от 6 до 120 сек). Среднее количество детей, вовлеченных в игровое взаимодействие — 2,2 (от 1 до 5). Среднее количество игрушек на одно игровое взаимодействие — 2,3. (от 1 до 7). В средней группе (4-5 лет) нами были зафиксированы два типа игры: манипулятивная игра и ролевая с взаимодействием между детьми через предмет. Нами было отснято 40 игровых взаимодействий между детьми 4-5 лет, из них 30% — манипулятивная игра и 70% — ролевая с взаимодействием между детьми через предмет.
5-6 лет. В возрасте 5-6 лет игровое взаимодействие в среднем длится 83 секунды (от 11 до 285 сек). Среднее количество детей, вовлеченных в игровое взаимодействие — 2,42 (от 1 до 5). Среднее количество игрушек на одно игровое взаимодействие -2,6 (от 1 до 11). В старшей группе (5-6 лет) нами были зафиксированы три типа игры: манипулятивная игра, ролевая с взаимодействием через предмет и ролевая с взаимодействием через роль. Нами было отснято 36 игровых взаимодействий между детьми 5-6 лет, из них 19% — манипулятивная игра, 50% — ролевая с взаимодействием между детьми через предмет, 31% — ролевая с взаимодействием между детьми через роль.
6-7 лет. В возрасте 6-7 лет игровое взаимодействие в среднем длится около 113 секунд (15 до 708 сек). Среднее количество детей, вовлеченных в игровое взаимодействие — 2,76 (от 1 до 7). Среднее количество игрушек на одно игровое взаимодействие — 2 (от 1 до 7). В подготовительной группе нами были зафиксированы четыре типа игры: манипулятивная игра, ролевая с взаимодействием через предмет, ролевая с взаимодействием через роль и режиссерская. Нами было отснято 18 игровых взаимодействий между детьми 6-7 лет, из них 5% -манипулятивная игра, 56% — ролевая игра с взаимодействием между детьми через предмет, 13% — ролевая с взаимодействием между детьми через роль и 6% — режиссерская игра.
Сравнительный анализ игрового взаимодействия дошкольников по выделенным параметрам
Под длительностью игрового взаимодействия мы понимали время, в течение которого дети общались, взаимодействовали друг с другом в ходе игры, не отвлекаясь на посторонние факторы. Момент, когда ребенок отвлекался на приход других детей, видеокамеру и др. мы рассматривали как прекращение игрового взаимодействия.
Бычкова Ульяна
Как мы видим из приведенной диаграммы, длительность игрового взаимодействия существенно увеличивается при переходе от младшего к старшему возрасту. Рассмотрим крайние значения длительности игрового взаимодействия: в средней группе диапазон от 6 сек. до 120 сек., в старшей группе от 11 сек. до 285 сек., в подготовительной от 15 сек. до 708 сек.
Также при переходе от младшей к старшей группе изменяется качество игры: в 4-5 игровые взаимодействия короткие, дети сильно отвлекаются на камеру, нет устойчивых группировок, сюжеты часто сменяют друг друга. С возрастом длительность взаимодействия увеличивается, дети меньше отвлекаются на камеру, появляются относительно устойчивые группы детей, сюжет, хоть и прерывается, но становится более продолжительным и не всегда сменяется при появлении отвлекающего фактора. К 6-7 годам игровые взаимодействия становятся продолжительными, дети, после того как отвлекаются, как правило, возвращаются к исходному сюжету. Появляются устойчивые игровые группы детей.
Количество детей, вовлеченных в игровое взаимодействие
Количество варьируется в 4-5 лет от 1 до 5 ; в 5-6 от 1 до 5; в 6-7 от 1 до 7.
Из приведенной диаграммы мы видим, что с возрастом количество детей, вовлеченных в игровое взаимодействие, увеличивается, но незначительно. Мы можем предположить, что этот фактор не является существенным для анализа развития взаимодействия детей в дошкольном возрасте. Однако это требует дальнейшей проверки.
Количество игрушек на одно игровое взаимодействие
Количество игрушек лежит в диапазоне в 4-5 лет от 1 до 7; в 5-6 лет от 1 до 11; в 6-7 лет от 1 до 7.
Как мы видим, количество игрушек резко возрастает к старшей группе (5-6 лет), а в подготовительной (6-7 лет) уменьшается даже по сравнению с младшим возрастом. Этот факт можно объяснить тем, что как раз в возрасте 5-6 лет мы наблюдаем пик развития сюжетно-ролевой игры через предмет. Поэтому количество игрушек становится больше. В более старшем возрасте для детей становится важнее игровое взаимодействие через роль, а игрушка выступает больше в значение реквизита. В 4-5 лет дошкольники играют индивидуально, с единичными игрушками, то есть в основном каждый ребенок играет отдельными игрушками, не связанными друг с другом тематически. В 5-6 лет игрушки одного ребенка или группы детей, участвующих в общем игровом сюжете, начинают тематически объединяться. Также в возрасте 5-6 лет дети чаще, чем в 4-5, играют в пазлы, конструкторы, настольные
Диаграмма 1. Динамика игрового взаимодействия у дошкольников разных возрастных групп
Диаграмма 2. Количество детей, вовлеченных в игровое взаимодействие
Диаграмма 3. Количество игрушек, используемых в игре
Диаграмма 4. Изменение типа игры
игры. В 6-7 лет появляется игра без игрушек, функция игрушки в игре становится вспомогательной.
Тип игры
Данный критерий является наиболее информативным с точки зрения игрового взаимодействия. И в то же время он наиболее сложен для поверхностного наблюдения: первые три критерия определяются формальными признаками, данный критерий предполагает понимание сущности каждого типа игры.
Проведем сравнительный анализ того, как с возрастом меняется тип игры и соответствующее каждой игре игровое взаимодействие у дошкольников
Как мы видим, в возрасте 4-5 лет преобладает сюжетно-ро-левая игра через предмет. И так же достаточно большую долю занимает предметно-манипулятивная игра. Можно предположить, что в этом возрасте происходит переход от манипулирования, то есть изучения свойств предметов, к сюжетно-ролевой игре. Но поскольку дети еще не могут полноценно взаимодействовать друг с другом, что предполагает вхождение в роль, их взаимодействия кратковременны и неустойчивы и важную роль играют игрушки, которые оказываются важнее для детей, чем сверстники.
В 5-6 лет по-прежнему преобладает с/р через предмет (хотя она и уменьшается в абсолютном значении). Еще достаточно много манипулятивной игры (19%). И в этом возрасте в нашем исследовании впервые появляется сюжетно-ролевая игра со взаимодействием через роль. Соответственно можно предположить, что взаимодействие со сверстниками для детей этого возраста становится не менее значимым, чем взаимодействие с игрушками.
В 6-7 лет практически исчезает манипулятивная игра. Соотношение с/р через предмет и с/р через роль остается почти таким же, как и на предыдущем возрастном этапе. И в этом возрасте появляется впервые в нашем исследование новый тип игры — режиссерская игра, в которой ребенок выступает в роли руководителя, организатора по отношению к другим детям и процессу игры. Это означает, что игровое взаимодействие развивается, выходит на новый уровень — дети взаимодействуют не только внутри игры, но и по поводу игры.
Заключение и выводы
На основе анализа психологической литературы по теме развитие взаимодействия (социальности) дошкольников в детской игре, в нашей работе рассматривались следующие понятия: сюжетно-ролевая игра; этапы развития сюжетно-ро-левой игры; развитие социальности в дошкольном возрасте;
Бычкова Ульяна
]т
взаимодействие детей со сверстниками в игре; развитие способов взаимодействия детей в игре в дошкольном возрасте.
На основе проведенного анализа и пилотного исследования нами были выделены критерии развития взаимодействия дошкольников в игре (частота и длительность контактности, число участников, число игрушек, опосредующих взаимодействие; тип игры).
На основе полученных нами видеозаписей, нами было проанализировано 94 взаимодействия между детьми разного возраста от 4 до 7 лет, длительностью от 6 сек. до 706 сек.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Изменение взаимодействия детей дошкольного возраста друг с другом в игре можно проследить за счет явно наблюдаемых признаков игры (частота и длительность контактности, число участников, число игрушек, опосредующих взаимодействие; тип игры).
Длительность взаимодействия дошкольников в игре увеличивается с возрастом в значительной степени: от кратких, неустойчивых взаимодействий (в пределах от 6 до 105 секунд) в 4-5 лет к длительным, стабильным и более устойчивым взаимодействиям в 6-7 лет (от 15 до 706 секунд). Количество детей, вовлеченных в игровое взаимодействие, незначительно увеличивается (в среднем с 1-2 до 2-3). Количество игрушек в игровом взаимодействии сначала возрастает от 4-5 лет к 5-6 годам, а затем к 6-7 годам уменьшается, даже по сравнению с младшим возрастом. Это можно объяснить тем, что в старшем возрасте для детей становится важнее игровое взаимодействие через роль, а игрушка выступает больше в значение реквизита. С возрастом изменяется тип взаимодействия детей в игре. В возрасте 4-5 лет у детей достаточно большую долю занимает манипулятивная игра, но преобладают кратковременные взаимодействия со сверстниками через игрушки. В 5- 6 лет уменьшается доля манипулятивной игры. Взаимодействия через игрушки становятся устойчивыми и продолжительными. Также появляется новый тип взаимодействия — через роль.
В 6-7 лет манипулятивная игра практически сходит на нет. По-прежнему лидирует опосредованное взаимодействие через игрушки. Появляется новый тип игры (режиссерская игра). Дети взаимодействуют друг с другом не только внутри игры, но и по поводу игры. Ч/Ч
Список литературы
1. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 360 с.
1. Трифонова Е.В. Режиссерские игры дошкольников. Часть 1. Организация в условиях детского сада. М.: Национальный книжный центр, 2016. 256 с.
2. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 440 с.
Комментарий специалиста
Е.В. Трифонова, к.психол.н.,
доцент кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ
Исследования детской игры — крайне сложная область. Потому что подлинная игра — это «движение в смысловом поле» (Л.С. Выготский), а взрослый обычно фиксирует и пытается оценивать некоторые внешние (количественные) изменения (С.С. Моложавый и др.). Поэтому вполне ожидаемо, что полученные в исследовании Ульяны результаты не показали явно выраженной динамики изменений (например, «Количество детей, вовлеченных в игровое взаимодействие, незначительно увеличивается (в среднем с 1-2 до 2-3)». Возможно, автору работы следовало бы отметить в выводах этот результат как важный итог исследовательской работы, показывающий фактическую неперспективность выбранного способа оценки игры. И именно поэтому проведенное исследование представляется крайне важным: многие исследования, начинаясь с очевидных (количественных) оценок постепенно приближались к качественным содержательным способам анализа явления.
Очень перспективным следует признать используемый автором метод видеофиксации игровой деятельности детей. Процессуальность детской игры требует использования именно такого метода, а способы анализа можно уточнять и совершенствовать далее.
В своей работе Ульяна показывает достаточно хорошее знакомство с теорией вопроса. Тем более интересно соотносить известные положения с тем, что получается в эксперименте. Так, общеизвестно, что режиссерская игра онтогенетически предшествует ролевой. Почему у данных детей мы не наблюдаем этого? Это очень интересный парадокс, который обнаружен автором и нуждается в дальнейшем исследовании. Сопоставить наблюдаемое со «знаемым», не сгладить, а выделить противоречия, попытаться понять причины расхождений — еще один возможный путь продолжения данной исследовательской работы. Пусть он не позволит найти промежуточные этапы развития «игры вообще», но зато даст возможность обнаружить специфику изучаемой выборки, или, возможно, поможет усовершенствовать систему критериев оценки игры, принятую в исследовании. В целом следует отметить пытливость, увлеченность автора, его погруженность в проблему, что, безусловно, открывает широкие перспективы дальнейших исследований и открытий.
Сначала – три типичные истории из практики любого психолога.
Содержание
История первая
На приеме у психолога молодая женщина. Она хочет понять, почему никак не может выйти замуж. Отношения с мужчинами складываются в рамках легких и романтических либо сложных и тягостных, чаще с женатыми мужчинами. Но серьёзные отношения, которые могли бы продолжиться браком, так и не складываются. На вопрос психолога «А во что ты играла в детстве?» она отвечает: «В домики, крепости, много играла с мальчишками… Помню, что очень хотелось играть в невесту, наряжать куклу в платье и фату и устраивать свадьбу. Но мама каждый раз заставляла снять фату и сердилась. Она говорила, что рано еще в это играть». На глазах у женщины слезы: она и сейчас чувствует, как ей было обидно и как хотелось побыстрее вырасти. Но ни поиграть, ни стать невестой у нее не получилось до сих пор.
История вторая
Мама приходит на консультацию по поводу ребенка: «Мой ребенок не играет. Ему только три с половиной, может, ещё рано? Или он просто не умеет? Я говорю: «На, возьми машинку и поиграй” – он отказывается. Говорит, что не хочет. Тогда я предлагаю: «Иди построй мишке домик”. А он опять отказывается. У меня уже сил нет! И чтобы хоть немного отдохнуть, даю ему смартфон. Знаю, что ребенок должен играть… А сама играть ненавижу! И не хочу тратить на это время».
История третья
К психологу обращается семья с ребенком шести с половиной лет. Жалуются на агрессивность и тревожность. Ребенок «ненавидит брата», плохо спит, очень напряжен, в детском саду ни с кем не играет, общается только с воспитательницей. Зато радует родителей своими успехами в танцах и английском, хорошо читает, успешно занимается на подготовительных занятиях к школе. Вопрос родителям: «А во что он играет?» Они удивляются: «А когда играть-то? И слава Богу, что у него нет на это времени. Он с одних занятий на другие еле успевает».
Что общего в этих историях? В том, что детская игра часто вызывает сложности у взрослых. Кому-то трудно понять смысл и пользу конкретной игры, кто-то сам не умеет играть, не может создать условия для развития игры, не замечает, как она развивается, ну а для кого-то не очевидна ценность детской игры как таковой.
Мы, практикующие психологи, часто сталкиваемся с тем, что у взрослых недостаточно навыков, знаний и времени, чтобы дать детской игре возможность развиваться естественно. И это очень серьезная проблема, потому что игра – самый важный инструмент, с помощью которого возможна регуляция социальной и эмоциональной сферы дошкольника. Именно в игре у ребенка появляется возможность создать ситуацию, в которой все «понарошку» и безопасно, но чувства переживаются настоящие и всерьез.
Речь идет о естественной детской игре, «вызревающей из обобщенных детских потребностей и аффектов» (Л. С. Выготский). Форма такой игры может быть самая замысловатая, непонятная до конца ни родителю, ни самому ребенку. Почти сто лет назад Л. С. Выготский сказал, что «…отсюда и возникает игра, которая с точки зрения вопроса о том, почему ребенок играет, всегда должна быть понята как воображаемая иллюзорная реализация нереализуемых желаний». (По материалам журнала психологического общества имени Л.С. Выготского «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка»)
Наблюдая за этой проблемой и понимая ресурс свободной игры в жизни ребенка, мы разработали серию «Воспитание чувств», которая поможет вернуть естественную игру дошкольникам. Эти книжки – пространство отношений, диалога между взрослым и ребенком, совместного научение игре. Три книжки посвящены некоторым переживаниям детей-дошкольников (страх, злость, чрезмерное любопытство), остальные – типичным сложным ситуациям, с которыми они сталкиваются. И во все это можно играть!
Разбираемся с детскими страхами. Проводим границу между нормой и опасностью.
Обсуждаем, как это – быть старшим или младшим в большой семье.
Болеем правильно. Кормим малоежку.
Побеждаем гнев. Настраиваем функцию «свое – чужое».
Приемы сказкотерапии сочетаются с заданиями на рефлексию, размышления, что запускает механизм формирования эмоционального интеллекта. В каждой тетрадке – комментарий для взрослых и идеи-подсказки для совместных игр и творчества.
Давайте посмотрим, как помочь детям «играть в страх».
Страх – очень важное чувство. Он сигнализирует нам об опасности, реальной или мнимой. Дети 5–6 лет могут бояться темноты, насекомых, змей, высоты, замкнутого пространства, потеряться, даже голода или смерти. И все это – естественные формы детского страха.
Взрослому, который сталкивается с проявлениями страха у ребенка, иногда бывает сложно сориентироваться и отреагировать правильно. Когда ребенок говорит: «У меня под кроватью монстры!», что хочется ему ответить? «Никого там нет, иди спи». А что делает мама Лисенка, одного из героев нашей книги? Она не переубеждает малыша. Она предлагает ему способ защиты (пистолет) и идет вместе с ним проверить, какие именно монстры живут в его комнате.
И самое главное – мама верит ребенку, что он действительно напуган. Она разговаривает с ним на языке игры, на языке воображения и фантазии. Именно это дает Лисенку чувство, что мама его понимает и остается рядом с ним. Опираясь на помощь мамы, учась справляться со страхом, Лисенок становится смелее и решительнее.
Хорошо, когда переживания ребенка замечены взрослым. Чем чаще мы разрешаем появляться детским переживаниям, тем больше ребенок узнает о себе. Задача взрослого – разговаривать, интересоваться, слушать малыша, давать ему время для усвоения опыта. Как мама Лисенка в книжке «Не боюсь бояться».
Сложности бывают не только с детьми, которые боятся, но и с теми, кто проявляет излишнее любопытство и бесстрашие. У каждого ребенка есть переживание, которое побуждает его двигаться вперед, активно исследовать мир вокруг, и переживание, которое его останавливает. Баланс между любопытством и страхом – уникален.
Дети, у которых слишком много любопытства и мало страха, часто оказываются в опасных ситуациях. Любопытство импульсивно. Заигравшись, ребенок выходит за границы знакомого мира и оказывается на территории, где можно встретиться с реальной угрозой. В этой ситуации малыш оказывается беспомощным, и ему нужна помощь взрослого.
Если не запрещать ребенку любопытствовать, а включаться в игру вместе с ним, он быстрее научится необходимым навыкам. Игра – хорошая форма обучения, в том числе безопасности. Зайчонок, герой книжки «Где живут светлячки», очень любопытен. Играя в Зайчонка, ребенок почувствует на себе, сколько любопытства – хорошо, а сколько – уже опасно.
Хорошо, когда вместе со здоровым любопытством к ребенку приходит чувство осторожности, он узнает о наличии правил, начинает догадываться о причинах беспокойства взрослых, которые его любят. Ребенок готов к освоению мира, но у него нет для этого навыков. Взрослые могут задавать малышу ориентиры и границы, показывать, где опасно, какие существуют правила поведения.
А как играть с чувством злости? Не опасно ли это? Опасно агрессивное поведение. Оно может разрушать и отношения в семье, и дружбу со сверстниками. Злость же помогает осваивать новые территории, защищаться от врага, спорить и конкурировать.
Если ребенок умеет правильно злиться – умеет говорить «нет!», то в будущем его трудно будет обмануть, сделать объектом манипуляций, использовать и «подсадить» на дурное, опасное для жизни. Важно понимать, как злиться правильно и что делать, если злости становится слишком много, и она переходит в агрессию.
В книжке «Давай злиться вместе» мы описываем много игр, помогающих ребенку научиться управлять злостью и использовать ее энергию, не разрушать, а созидать.
Детская игра не требует колоссальных вложений взрослого, но дает хороший результат в развитии социальных и эмоциональных компетенций дошкольников.
Что важно делать взрослому, чтобы игра развивалась? Создавать условия для игры. Давать ребенку время, пространство и ресурсы: достаточное время для игры, безопасное пространство, в котором дети не мешают взрослым, но могут находиться где-то рядом, предметы и материалы, подходящие для игры.
Взрослые, беспокоясь о развитии детей, часто начинают включаться в процесс активнее, чем следует. Например, придумывают свою игру, не давая развиваться детской, или пытаются играть как дети, или «улучшают» созданное ребёнком. Самое главное, что может сделать взрослый – это оставаться эмоционально доступным для ребенка.
Играть с ребенком – не значит становиться его сверстником.
Играть с ребенком – это значит, оставаясь взрослым и занимаясь своими взрослыми делами, дать возможность ребенку проявлять воображение, фантазию и активность и реализовывать их в игре.
Наши книжки – это не просто идеи детских игр. Это помощь взрослому и мостик к самостоятельной детской игре. Обсуждая и разыгрывая предложенные в книжках ситуации, постарайтесь не вмешиваться, просто наблюдайте со стороны, как ваши дети пробуют разное: и то, что нравится вам, и то, что не нравится. Дети редко учатся через правильные слова, сказанные родителями или другими взрослыми. Они верят только в свой опыт, свою игру, свои отношения.
И, конечно, они впитают ценности, которые вы им демонстрируете своими поступками, и они будут их тоже уважать, даже если сейчас всё сделают по-своему. Дайте им время.
Ребенку с ментальными нарушениями достаточно трудно долго удерживать активное внимание, контролировать свое поведение, выполнять задания, поэтому он постоянно стремится перейти в игровую ситуацию.
«Чтобы пребывание ребенка дома было продуктивным, рекомендуется сразу продумать распорядок дня. Постараться создать для ребенка расписание, определить время подъема, часы приема пищи, игр-занятий», — советует Нонна Базарова.
ПОКАЖИ МНЕ — И Я ЗАПОМНЮ, ВОВЛЕКИ МЕНЯ — И Я ПОЙМУ
Игра для ребенка с ментальными нарушениями — это средство воспитания и обучения, способ познания окружающего мира. Задача взрослого — придумать мотивацию для ребенка, исходя из его склонностей и интересов, помочь организовать игру, сделать ее увлекательной и познавательной.
Самый эффективный способ научить сына или дочку играть, подражая действиям взрослого, — совместная игра. Через нее ребенок приобретает полезные навыки, необходимые ему для дальнейшего развития.
«Для поддержания положительного психоэмоционального состояния и физической активности ребенка необходимо ежедневно делать зарядку, танцевать под музыку. Еще важно организовывать подвижные игры и вовлекать в них детей», — отмечает учитель-дефектолог.
Примеры для игр:
- Расставить пластиковые кегли в линию возле окна (можно использовать пластиковые бутылки) и сбивать их по очереди мячиком. Также подойдут любые игры, где нужно бросать, ловить, отбивать мяч рукой или ногой, забрасывать в коробку. Для домашних игр лучше использовать легкий резиновый или мягкий текстильный мяч.
- Можно построить из стульев, одеял и подушек всем известные шалаши или берлогу для мишки, домик для собаки и так далее.
- Можно построить дорожки с препятствиями: расставить кубики или другие игрушки и вместе с ребенком перешагивать через них.
«Другим вариантом подвижных игр для детей с ограниченными возможностями в условиях квартиры могут быть танцы. Хлопайте в ладоши и раскачивайтесь по музыку различных ритмов. Под простые детские песенки выполняйте с ребенком определенные движения. Если ребенок не ходит, поощряйте его двигаться, пользуясь руками, качать головой или болтать ногами. Попробуйте самые различные жанры — от классики до современной музыки», — добавляет Нонна Базарова.
Дети с ментальными нарушениями очень быстро истощаются, поэтому важно дозировать нагрузку, ориентируясь на признаки в поведении ребенка, указывающие на изменение его психофизического состояния. Не нужно заставлять ребенка, если видите, что он устал.
К признакам, указывающим на органические или функциональные нарушения деятельности центральной нервной системы, относятся недомогание, слабость, быстро наступающее утомление или, наоборот, перевозбуждение, которое может проявляться в виде телесной расторможенности. Важно чередовать активный отдых с легкими физическими упражнениями и расслаблением.
РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ
У детей с ментальными нарушениями трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Для развития ловкости, мелкой моторики и координации движений у ребенка очень важно, чтобы он как можно больше работал руками, так как именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи.
Дефектолог советует играть:
- С кинетическим песком: можно лепить различные фигуры, закапывать мелкие игрушки, а затем находить «клад», рисовать пальцем по ровной поверхности песка.
- С водой: наполнять, переливать в различные емкости, доставать из воды мелкие игрушки, выжимать губки.
- С тестом: можно месить тесто руками, растягивать в разные стороны, отщипывать кусочки, прятать мелкие игрушки, раскатывать скалкой, лепить простые фигуры.
- С крупой: пересыпать с помощью воронки, рисовать простые фигуры, раскапывать рисунки, сортировать, нанизывать на шнурок макароны, выкладывать различные дорожки.
Ни в коем случае нельзя забывать, что детям нужны поощрения — стимулы для самоутверждения в положительных поступках. Им важно слышать похвалу, одобрение, благодарность.
Всякий раз, когда ребенок впервые выполняет какое-то действие, не скупитесь на похвалу: поощряйте его словесно, мимикой и жестами, улыбайтесь, смейтесь, хлопайте в ладоши. Дети испытывают особую радость также от тактильных контактов, им важно чувствовать ласку, поэтому их необходимо обнимать, целовать, гладить, показать жестом «Здорово!»
«Роль родителей в жизни ребенка неоценима: они знают своего ребенка так, как никто другой. Именно отец и мать во время самоизоляции играют ведущую роль в поддержании психического и физического здоровья ребенка. Поэтому, думая о том, что нужно ребенку, не забывайте и о том, что необходимо вам», — добавляет учитель-дефектолог Нонна Базарова.
Все вокруг твердят, что ребёнком нужно заниматься: играть с ним, фантазировать, придумывать всевозможные развлекалки-развивашки. Что делать, если вам совершенно не интересно затевать весёлую возню с собственным ребёнком, любимым и драгоценным?
Стоит открыть соцсети, как сразу накатывает чувство вины: мамы-отличницы и затейницы бодро рассказывают, какие классные развлечения придумали для своих детей, как здорово все играли до самого вечера. Фантастические фотографии с хохочущими счастливыми детьми и родителями вызывают ощутимые уколы зависти: у вас так не получается. Между прочим, ведь с вами родители тоже не особенно играли. И как-то же вы выросли! Может быть, ну их, эти бессмысленные развлечения?
Для чего нужны игры?
Сразу усвоим важную вещь: игра для дошкольников (да и для детей постарше тоже) — вовсе не простое «убивание времени». В игре они учатся, узнают окружающий мир, открывают для себя свойства вещей, получают первые социальные навыки, пробуют себя в разных ролях, учатся действовать в команде и принимать решения, развивают реакцию. Любая игра — это развитие интеллекта, эмоционального и социального в том числе.
Ещё 20−30 лет назад малыши детсадовского возраста проводили очень много времени с ровесниками, гуляя во дворе с утра до вечера. Родители толком с ними и не играли: но дети не жаловались, что им скучно, как следует наигравшись на детской площадке. Сейчас ситуация изменилась: дошкольники проводят гораздо больше времени дома, с мамами и папами. Вы же не оставите пятилетку во дворе, приглядывая за ним из окна? Так что без семейных игр никак не обойтись!
Ошибки родителей, которые легко исправить
К счастью, играть можно по-разному. Вот три распространённые ошибки, которые могут мешать наслаждаться игрой с собственным ребёнком:
- Ждать, что игра должна соответствовать какому-то «правильному» сценарию, логичному развитию сюжета. Не навязывайте стандартные повороты, к которым все привыкли: вот мишка приходит к зайчику пить чай, принц спасает принцессу. Фантазия у ребёнка работает по-своему и нарушает все мыслимые правила: а что, если… Но тут вмешивается мама — «Так неправильно!» — и начинает настаивать на своём, ребёнок возмущается, мама злится. Или малыш подчиняется, но с кислым видом. Магия игры пропадает, и удовольствия не получает никто…
Как лучше? Предоставить ребёнку возможность воображать, что угодно. Принцесса может оказаться замаскированным пришельцем, а зайчик с мишкой будут гонять на роликах прямо между чайными чашками на столе. Да, в жизни такого не бывает, но так же точно веселее! Не контролируйте, будьте проще и отпустите ситуацию — восхищайтесь, какая богатая у ребёнка фантазия!
- Считать, что для игры нужно выделять специальное время. Вот все позавтракали, почистили зубы, умылись: у нас есть час, чтобы поиграть! Час-то этот есть, а вот настроения-то нет… Вы рассаживаете игрушки, вымучиваете весёлые фразы, напоминая неудачливого аниматора на детской вечеринке, но игра не клеится. И вы оба чувствуете себя глупо и недовольны друг другом. Потому что это нудная обязаловка, а не игра.
Как лучше? Не пытаться играть по часам, тогда когда «надо». Можно заниматься этим и между делом: например, когда вы пылесосите комнату. Если подумать, пылесос так похож на трубящего слона или огнедышащего дракона! Можно, идя домой из магазина, придумывать рифмы или разглядывать облака: на кого они похожи? Можно, прибираясь в детской, вообразить, что кубики от конструктора, рассыпанные по полу, — это магические артефакты. Интересно, кто соберёт их больше? Вся эта возня может занять всего-то 5 минут, но зато каких!
- Думать, что игра требует от вас самоотречения и полного погружения в то, что интересно малышу. Ему, положим, очень нравится лепить из песка куличики и втыкать в них сверху палочки. Ребёнок может заниматься этим хоть 2 часа подряд. Вот и мама, присев рядом лепит такие же или подравнивает куличики ребёнка. И вздыхает. Тоска!
Как лучше? Пробуйте то, что нравится вам. Начните лепить рядом что-то своё или вообще рисовать на песке. Вспомните игры из собственного детства, которые вам больше всего нравились и расскажите ребёнку правила: в может, попробуем? Их можно и немного переделать, кто мешает? Подумайте, в каких интересных местах вашего города (и не только) вам вместе хотелось бы побывать: новый парк, семейный музей, выставка. Семейные мероприятия хороши не только тем, что дарят интересные впечатления детям и родителям. Они и дают возможность завести новые знакомства и найти ребёнку компанию для игр.
Главное, что стоит перестать делать, — сравнивать себя с другими родителями и думать, что вы в чём-то хуже. «У меня так не получится» — а именно так, как другие, и не надо: играйте по-своему, болтайте, смейтесь, общайтесь в своё удовольствие.