Содержание
01.12.2006
01.12.2006Сегодня у нас две темы. Во-первых, как христианам мирно ужиться с мусульманами? Во-вторых, зачем нужны курсы вкусной и здоровой пищи специально для бедных?
Вот, давайте по порядку и начнём. Евангелическая церковь Германии издала для своих прихожан брошюру — своего рода свод правил хорошего тона в отношениях с мусульманами:
Председатель совета евангелической церкви Германии епископ Вольфганг Хубер хочет сделать Германию образцом мирного сосуществования христиан и мусульман. Задача трудная, потому что рядовой немец пребывает в некотором замешательстве в этом вопросе. Ещё дет десять тому назад его со страниц газет и экранов телевизоров неустанно призывали возлюбить так называемое «мульти-культурное общество». Политическая корректность того времени требовала не просто толерантно относиться к обычаям и традициям проживающих в Германии мусульман, но и приветствовать их как обогащение культурной и социальной жизни. Потом были теракты в Америке, в Испании, в Великобритании. И тот же самый немец заколебался: а, может быть, действительно началась «война цивилизаций»? И сколько бы ни твердили политики, что у террористов нет ни национальности, ни религии, что надо различать между исламом и исламистами, обычный человек вдаваться в такие тонкости не очень-то хочет. Он видит, как толпы разгневанных мусульман громят посольства западных стран во время «карикатурного скандала», и начинает с опаской поглядывать на мусульманина — соседа по лестничной клетке. Вот для такого «обычного человека» Евангелическая церковь Германии и издала 124 страницы пастырских наставлений под заголовком «Ясность и добрососедство». Епископ Хубер говорит:
«Вызов ведь не ограничивается проблемой терроризма и насилия. Это показывает и дискуссия вокруг мусульманских головных платков и пресловутый «карикатурный скандал». И обычные бытовые разговоры и дискуссии на подиумах показывают: надо развивать диалог с исламом».
Кстати, о платках. В своей брошюре Евангелическая церковь призывает не торопиться принимать какие-либо законы на этот счёт, а рассматривать каждый случай индивидуально. В то же время указывается, что если учительница в общеобразовательной немецкой школе настаивает на своём праве вести занятия в платке, то это, с точки зрения Евангелической церкви, прямо противоречит принципам равноправия мужчин и женщин и светского образования. В вопросах равноправия полов Евангелическая церковь занимает принципиальную позицию. Вот цитата из брошюры:
«Мужчина, по мусульманской традиции, имеет право подвергать телесным наказаниям женщину за непослушание. И хотя сегодня в большинстве случаев речь идёт об «умеренных наказаниях», это было и остаётся неприемлемым для нашего общества».
Есть в брошюре и вполне практические советы. Например, больничному персоналу рекомендуется проявлять особую тактичность и учитывать религиозные традиции в отношениях с пациентами-мусульманами. В частности, переводить умирающих мусульман в отдельные палаты, поскольку по традиции у постели умирающего собирается вся семья, многочисленные родственники и представители духовенства для чтения Корана. А это может привести к конфликтам с другими пациентами. Ничего нового тут нет, Подробные инструкции такого рода давно уже есть в каждой больнице. В своей брошюре Евангелическая церковь называет недопустимыми убийства женщин из патриархальных соображений защиты «чести семьи», принудительные замужества и вообще применение законов шариата. Трудно с этим не согласиться. Но соблюдение Конституции и уголовного кодекса всегда было обязательным для всех лиц, проживающих на территории Германии, вне зависимости от их религиозной принадлежности. Новое заключается, пожалуй, в том, что составители брошюры устанавливают и границы толерантности. Миссионерский пыл в диалоге с мусульманами неуместен, но и отрекаться от своей системы ценностей христианам не пристало. Чтобы диалог был конструктивным, надо чётко определить свои позиции, призывает Председатель совета евангелической церкви Германии епископ Вольфганг Хубер:
«Эта брошюра адресована тем, кто формирует общественное мнение в стране, но, и всем нашим прихожанам. Я надеюсь, что она станет пособием для пасторов и преподавателей религии. Но я очень надеюсь, что ею заинтересуются и представители мусульманских союзов и духовенство. Они должны знать нашу позицию в диалоге с исламом».
А чтобы эти благие пожелания обратились в реальность, епископ Хубер уже пригласил представителей основных мусульманских союзов и объединений в Германии для совместного обсуждения брошюры. А ещё Председатель совета евангелической церкви Германии очень хочет поговорить с ними о своей мечте: сделать Германию образцом мирного сосуществования христиан и мусульман.
И вот тогда настанет день всеобщего ликованья, любви и пониманья — поётся в европейском гимне, «Оде к радости» Людвига Ван Бетховена. А пока этот желанный день не настал — совсем другая тема. Телевидение в Германии словно прорвало: по всем каналам сплошным косяком идут передачи о вкусной и здоровой пище. Форматы самые разные: на одном канале профессиональные повара учат вкусно готовить всех желающих и нежелающих. На другом — жители какого-нибудь города соревнуются друг с другом, кто лучше всех сумеет приготовить парадный ужин и принять гостей. Приз небольшой — полторы тысячи евро, зато прославиться можно на всю страну. Вот и жуют участники этих соревнований рябчиков с ананасами, заедают омарами да лангустами, шампанским запивают. А у зрителей только слюнки текут. Вот и мы с Вами сейчас отправимся в Гамбург на курсы для домохозяек, где никаких изысков нет, где учат готовить самые простые блюда: ну, там, суп сварить или котлеты пожарить:
Есть в Германии такая поговорка: чего крестьянин не знает, то он и не ест. Вот и Катя стоит на кухне и нос воротит. Катя — не крестьянка, она работает на складе и воспитывает трёхлетнюю дочь. Но есть салат, заправленный маслом из грецких орехов и горчицей, она не хочет.
«Не, не хочу я это даже пробовать. Ну да, ну, в общем-то, сойдёт, это дело вкуса».
Катя знает только два сорта масла: сливочное и подсолнечное. А если она раз в кои веки и соберётся сделать дома салат из огурцов и помидор, то щедро поливает его готовым соусом из дешёвого супермаркета. То, что в нём жира и консервирующих веществ немереное количество, её никогда не интересовало. По Кате это видно: в свои 33 года она уже весит под 90 килограммов. Питается она просто:
«Обычно я иду в закусочную или заказываю пиццу».
Дочь в основном питается картофельными чипсами, печеньем и колой. А если Катя и готовит дома, то жарит сосиски или свиную отбивную. Или разогревает в микроволновой печке готовые блюда из магазина. Обеда или ужина без хорошего куска мяса она себе не представляет. Руководительница курсов Сабина Кухенбеккер говорит:
«Выяснилось, что многие молодые женщины, которые не умеют готовить, почему-то уверены, что замороженные готовые блюда из супермаркета выходят дешевле. Я села и подсчитала, что самой готовить намного выгодней, ну, а что вкуснее и полезнее, я даже и не говорю. Например, заказать готовую пиццу из пиццерии получается ровно в три раза дороже, чем спечь её самой».
Как вообще возникла идея таких курсов? Сабина Кухенбеккер работает в кухне для бедных, кормит детей горячими обедами. Плата символическая — 50 центов за обед. И вот тут она подметила, что дети из бедных семей, как это ни странно, намного толще своих сверстников. Всё дело — в неправильном питании. Выяснилось, что многие дети приходят в эту кухню даже не потому, что дома есть нечего, а потому, что их мамы не хотят или не умеют готовить. Правда, и с деньгами у всех шести участниц курсов не густо. Вот, например, Габи. Ей 43 года, у неё 9 детей. Пятеро уже живут самостоятельно, четверо — с мамой. Габи поднимает детей одна, она никогда не работала, живёт на социальное пособие. Ну, и ещё за квартиру и на детей государство ей платит. Коронное блюдо Габи — спагетти с готовой подливой из супермаркета:
«У меня в кухне две приправы: соль и перец, чёрный и красный. Я другие специи вообще никогда не пробовала. Я вот сейчас тут суп сварила с этой итальянской травкой орегано и тимьяном. Я такого никогда не ела. А ещё я научилась делать подливу к макаронам из свежих помидор. Говорят, так полезнее. Если ещё фарш пожарить, получается итальянское блюдо: спагетти «Болонья» называется».
Габи сделала для себя ещё одно открытие: оказывается, и суп можно сварить без мяса, вегетарианский. Дёшево и для здоровья полезно.
«Ну, чего, по-моему, отличный суп получился, вкусный. Я зелёный лук на дух не переношу, а тут он очень хорошо к делу пришёлся».
И Катя тем временем загорелась. Она собирается обязательно прийти на занятия на следующей неделе:
«Потому что я хочу научиться сама готовить, и побольше узнать о правильном питании. А то у меня дочка толстая, ей три годика».
Сабина Кухенбеккер уверена, что приходят к ней её подопечные не только за рецептами:
«Часто эти женщины за всю жизнь слова доброго не слышали. Они в школе плохо учились, мужчины их бросали. Если ей просто сказать: слушай, здорово ты это сегодня сготовила, классно, так она прямо на глазах расцветает. Их же никто никогда в жизни ни за что не хвалил».
Чтобы закрепить успех, каждая участница курсов после занятий получает домой все продукты для тех блюд, которые она научилась готовить. Так можно перед домашними блеснуть. А ещё Сабина Кухенбеккер подготовила для всех тетрадочку с простыми рецептами и советами, как лучше питаться, и не тратить при этом на еду лишние деньги. Оплачивают эти курсы спонсоры.
Вот и всё на сегодня. Между прочим, не только бедные любят жирную и абсолютно нездоровую пищу. Вот, немецкий певец Герберт Грёнемайер давно миллионер, а слышите, с каким сладострастным придыханием он поёт про сосиски с кетчупом? Даже мне есть захотелось. Спасибо всем коллегам, которые помогли мне подготовить эту передачу, спасибо Вам, дорогие радиослушатели, за то, что Вы настроились на «Немецкую волну».
Вопрос:
Скажите, пожалуйста, была ли исповедь в иудаизме до Иисуса Христа? Есть ли исповедь сейчас в других религиях, кроме Христианства? Есть ли какие-либо работы по истории и «развитию» исповеди?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
В Ветхом Завете исповедание грехов передается двумя глаголами: нахам (сожалеть о чем-либо, раскаиваться в чем-либо) и шув (обратиться, возвратиться). Для характеристики духовного обновления человека через покаяние особо значимо слово шув. Оно указывает на нравственное возрождение через полное обращение к Господу. Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением (Иез.18:30).
Наиболее совершенным выражением покаяния в древнем Израиле является 50-й псалом Давида Ханнени Елогим… (Помилуй мя, Боже…). Всматриваясь в себя, кающийся Давид видит в себе грех на грехе. Поэтому он многократно повторяет беззаконие мое, грех мой. Глубину своей греховности он выражает тем, что пользуется тремя различными выражениями, которые в еврейском языке обозначают грех: пэша (преступление, которое отделяет человека от Бога), хатта (заблуждение, осквернение) и авон (отклонение от правды, кривда, вина). Приложенные к одному человеку и соединенные вместе, они дают возможность кающемуся Давиду сделать сугубую самооценку своего греховного состояния. При таких бедствиях, которые поразили самую внутренность псалмопевца, для него остается лишь одно средство — надежда на бесконечную благость Божию. Поэтому Давид неотступно взывает к ней: по милости Твоей…, по множеству щедрот Твоих… Глубокий и разнообразный грех, поразивший человека, требует и многократных очистительных средств. Вот почему Давид взывает: очисти (в тексте глагол маха – тщательно стирать, истреблять), наипаче (опять и опять) омый мя (по-евр. кабас – мыть по способу валяльщиков, растирая и ударяя с силой, чтобы вывести пятна, которые глубоко проникли в ткань), очисти (в евр. тексте тахер – слово, употребленное в книге Левит для обозначения очищения прокаженных). Давид не просто просит простить его, но молит духовно воссоздать его заново: Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня (Пс.50:12). Употреблено слово бара (творить) — глагол, который в Библии применяется только к творческой деятельности Бога.
На протяжении ветхозаветной Священной истории мы ясно видим существенные изменения в покаянной практике. Внешние обрядовые действия характерны больше для раннего периода истории Израиля: раздирание одежд, облачение во вретище, посыпание главы пеплом, биение себя в грудь. В пророческий период настойчиво проводится мысль, что внешнее покаяние, не сопровождающееся искренним обращением и внутренним обновлением, не приносит необходимых плодов. Св. пророк Иоиль призывает раздирать сердца, а не одежды (Иоил.2:13). Идея нравственной свободы и личной ответственности перед Богом за грехи особенно полно выражена у пророка Иезекииля, проходившего служение в период плена. Господь через него запрещает евреям употреблять пословицу: отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина (Иез.18:2). Каждый отвечает за свои согрешения. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите! (Иез.18:31-32).
В новозаветной Церкви после искупительной Жертвы Иисуса Христа покаяние поднято на новую духовно-сакраментальную высоту. Оно становится таинством. Возрожденный крещением человек вновь и вновь умерщвляется грехами. Нужно регулярно приступать к покаянию, чтобы возрождаться благодатью Божией. Поэтому святые отцы называют исповедь «вторым крещением».
Возникший через 6 веков после рождения христианства, ислам отказался от духовных богатств этой богооткровенной религии. Во всем наблюдается крайнее упрощение. В исламе есть понятие покаяния (ат-тауба), но смысл его очень сужен. Покаяние — это отказ от неповиновения Аллаху и возврат к покорности Ему. Понимание исповеди как пути духовного исцеления больной души и ее благодатного возрождения совершенно чужд этой религии. Удивляет, как легко представлено многотрудное дело очищения души от внутренней грязи. Ничего не говорится о сокрушении сердца, об очищающих душу слезах, о плодах покаяния. Нет даже намека на покаянную дисциплину. Святые отцы опытно знали, какие лекарства нужны для врачевания больной души от греховного яда. Поэтому они оставили специальные канонические руководства пастырям, совершающим таинство исповеди.
Нужно сказать еще об одной великой разнице. Христианство – религия воскресения и спасения. Она каждому до его последнего издыхания оставляет надежду на спасение. Ислам лишает человека такой возможности. «Поистине, Аллах принимает покаяние тех, кто по неведению совершает дурное, после чего сразу же раскаивается. Аллах примет покаяние таких, ибо Аллах – Всезнающий, Премудрый! И не будет принято покаяние тех, кто совершает дурное (всю жизнь), а когда приходит к нему смерть, говорит: «Поистине, теперь я раскаялся!»» (Коран. 4: 17-18). Как видим, покаяние не принимается в момент, когда человек узнал о приближении своего смертного часа. Все это можно объяснить только упрощенным взглядом на отношения между человеком и Богом, неведением человеческой души, способной и трагически погибать среди зла этого мира и воскресать благодатью нашего милосердного Небесного Родителя. Священнику приходится принимать исповедь умирающих. Среди них есть люди, которых десятилетиями греховный мир приковывал к себе как тяжелыми кандалами. Болезненные страдания или дыхание смерти нередко приводят таких людей к духовному прозрению. После такого чудесного преображения души они приносят глубокое покаяние, какое редко встречаешь во время обычной исповеди. Любой священник, прикоснувшийся к этому чуду, уходит с чувством особого благодарения к всемилостивому Богу.
Я потеряла все, кроме Ислама…
Я бы хотела поведать вам свою историю. Меня зовут Хасина Кхан, мне 72 года. В моей жизни было много и бед, и радостей. Но если бы меня спросили, какой день самый главный в моей жизни, я бы сказала, что это день, когда я стала мусульманкой.
Я приняла ислам в 1968, когда мне было 23 года. Я приняла ислам, потому что вышла замуж за мусульманина. Мусульманина, которого я полюбила всей душой, искренне полюбила его религию, которая сделала его таким особенным для меня. Я всегда думала, что нет ни одного мужчины и мужа более достойного, чем мой муж. И таким его сделал ислам.
Я выросла в очень набожной индусской семье. Когда я приняла ислам, моя семья отреагировала очень жестко. Они были против моего брака с мусульманином. Но мама, со свойственной ей материнской мягкостью и женской уступчивостью, приняла этот факт и смирилась с этим. Особенно, когда родилась ее первая внучка. Папа же не разговаривал со мной три года. И не принимал моих детей, хотя в глубине душе я знала, что он любит их огромной «дедушкинской» любовью, но гордость за предательство его религии не давала ему признать этот факт.
Но, ИншалЛах, все стало на свои места, когда родился мой второй сын. Мой папа мечтал о сыновьях, но у него родилось четыре дочери. Аллах со всей своей всеобъемлемьющей милостью послал то, что примерило нас и напомнило о священных узах родства, которые важнее всего на свете. Он послал нам сына, который как две капли был похож на своего деда. После трех лет молчания, увидев моего сына, папа ничего не сказал, он просто обнял меня, а на глазах у него были слезы.
Мое обращение в ислам было постепенным. Сначала я объявила шахаду, потому через некоторое время начала совершать намаз. Опять же через некоторое время начала носить платок, сначала повязав его назад, а потом как следует. Всему этому меня, женщину, учил мой муж, и каждый раз моя любовь к нему только росла.
Я – благословенная жена и мать, так как моя семья каждый раз делала ближе меня ко Всевышнему. Мы воспитывали своих детей в исламских традициях. Мои дети ходили в медресе, я помню, как, возвращаясь из школы, сын просил почитать ему Коран, и я, отложив все свои дела по хозяйству, вместе с сыном читала священные слова Всевышнего. Каждый раз он обрушивал на меня тонну вопросов о религии.
Тогда я подумала, а что если мой сын или дочь спросят меня о религии, а я не смогу им ответить из-за недостатка своих знаний. На следующий день я начала ходить в исламскую школу. Чем больше я узнавала об исламе, тем больше я хотела знать. Я полибила ислам всем сердцем. Я не могу жить без Всевышнего. И если я пропускала хоть одну из своих обязательных молитв, я чувствовала себя преступницей.
Из-за диабета мне ампутировали ноги. Я потеряла зрение в левом глазу. С тех пор прошло много лет, уже нет тех людей, нет папы, мамы, моего мужа. Со мной остался только мой дин, мой ислам. Мне 72 года, но я молода сердцем и тверда в своей вере. Несмотря на все потери, я счастливая женщина, которая прожила счастливую жизнь, потому что она прошла под сенью Аллаха, к которому привел меня мой благословенный и вечно любимый муж.
Я желаю, чтобы ваши сердца никогда не покидала вера в Аллаха, Милостивого и Милосердного!