Содержание
Святой Иоанн Русский
Храм святого Ивана Русского находится на острове Эвбея (по-гречески Эвия), расположенного очень близко от северо-восточной береговой линии Аттики. Мощи святого Ивана обрели здесь покой в начале 20-го века.
Для совершения Вашего паломничества к мощам святого мы предлагаем Вам индивидуальное такси / трансфер с русскоязычным водителем. Это сделает Вашу поездку быстрой и комфортной. По Вашему желанию мы можем пригласить профессионального гида (оплачивается отдельно), который рассскажет много интересного о святом Иване Русском, а также захватывающие истории об острове Эвбея.
История
Иван родился около 1690 года на землях войска Запорожского в Русском царстве. Он был простым солдатом российской армии, во время войны попал в плен к туркам и был продан в рабство в турецкую провинцию Каппадокия. В результате войны в Турции оказалось много пленных русских солдат. Некоторые, чтобы облегчить себе тяжёлую рабскую судьбу, принимали мусульманскую веру. Иван был стойким христианином и отказывался поменять веру, несмотря на постоянные издевательства и унижения со стороны мусульман.
В течение всего дня Иван добросовестно делал положенную ему тяжёлую работу, соблюдал строгий пост и молился, а по ночам тайком ходил в пещерную церковь св. Георгия, где на паперти читал молитвы, а по субботам причащался. Он вёл аскетическую жизнь, почти ничего не ел, был всегда доброжелателен и старался помочь всем нуждающимся – кому молитвой, а кому — отдавая часть своей скудной еды. Таким поведением Иван завоевал симпатии не только христиан, но и мусульман. Хозяева, связывая рост своего благосостояния с присутствием в их доме праведника, даже старались улучшить условия его жизни, но святой каждый раз отказывался, оставаясь верным своей аскетической жизни. Особенно это уважение усилилось после ряда чудес, которые Иван Русский совершил через свою молитву.
Местные православные греки и мусульмане стали почитать Ивана за милосердие и способность исцелять молитвой. Рассказы о чудесах, сотворённых Иваном, дошли до Константинополя. После смерти в 1830 г. Иван Русский был с почестями похоронен, а позже канонизирован Константинопольской Православной Церковью. С мольбой о помощи к его могиле шли все страждущие – и христиане, и мусульмане – и совершались чудеса: исцелялись парализованные, слепые, бесноватые.
Мощи
В 1832 г. в город, где был похоронен праведник, пришли враги и стали его разграблять. Мощи святого выбросили из могилы и бросили их в огонь. После освобождения города, мощи Ивана Русского нашли – они оказались целы, только потемнели от копоти.
До начала 20-го века мощи Ивана Русского находились в Турции, а когда в двадцатых годах греки из Турции переселялись в Грецию, то забрали с собой и его мощи. Переселенцы обосновались на острове Эвбея, дали поселению родное название Нео -Прокопион, позже построили храм и освятили его в честь своего любимого святого. И уже очень скоро Иван Русский стал одним из самых почитаемых святых для всего православного мира.
На могиле Ивана Русского совершаются чудеса исцеления, особенно много чудес произошло в 1924г. (перенесение его мощей в Грецию) и в 1951 г. (перенесение мощей в специально построенный храм святого праведника Ивана Русского).
День памяти Ивана Русского – 27 мая (9 июня – в Греции).
Послание Священного Синода Русской Православной Церкви епископату, клиру, монашествующим и мирянам в связи с нашедшим в этом году вредоносным поветрием
25 августа 2020 г.
На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 25 августа 2020 года, было принято Послание епископату, клиру, монашествующим и мирянам в связи с нашедшим в этом году вредоносным поветрием.
Воздавая хвалу Милосердному Богу, который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5:45), Церковь усиленно молится об окончательном избавлении людей от нашедшего в этом году вредоносного поветрия. Священный Синод призывает архиереев, клириков, монашествующих и мирян не ослабевать в этой молитве и просить Всемогущего Господа о даровании Его помощи всем, кто трудится ради преодоления постигшей мир напасти. Священным долгом православных христиан является и молитва о упокоении почивших от коронавирусной инфекции и ее последствий. С особой благодарной любовью будем помнить тех скончавшихся священнослужителей и мирян, особенно врачей, которые, до конца исполняя свой долг, по евангельскому слову положили душу свою за други своя (ср. Ин. 15:13).
Размышляя о причинах посетившего нас бедствия, следует сохранять христианское трезвомыслие, осторожность и рассудительность. Да, скорби, посещающие отдельных людей и целые народы, подчас бывают следствием отказа человеческих сообществ от спасительного Божия покровительства. По свидетельству святого апостола Павла, все беды, постигающие творение, имеют первопричиной грехопадение прародителей, в результате которого «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8:22). Однако неверно и полагать, что человеческие страдания непременно бывают связаны с личным грехом. «Думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?» — такими словами Спаситель откликнулся на известие о постигшем Святой Град бедствии (Лк. 13:4), напоминая, что судьбы Божии нередко бывают до времени сокрыты от нас. От скоропалительных и незрелых суждений, которые почти всегда приводят к горделивому обвинению одних людей другими, предостерегает апостол, призывая христиан в смирении ожидать откровения полноты судеб Божиих в день второго Пришествия Христова: «Не суди́те никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4:5).
Тем не менее всякий возникающий в истории человечества кризис позволяет заново оценить наш привычный образ жизни и переосмыслить мотивацию наших поступков. Пусть каждый носящий имя Христово внимает словам святого Игнатия Богоносца: «Для Бога мы должны все терпеть, чтобы и Сам Он терпел нас. Будь еще усерднее, нежели каков теперь. Вникай в обстоятельства времени. Ожидай Того, Кто выше времени, — безвременного, невидимого, но для нас сделавшегося видимым; неосязаемого, бесстрастного, но для нас подвергшегося страданию, все ради нас претерпевшего» (Послание к Поликарпу, гл. 3).
Мы видим, сколь хрупок и ненадежен комфорт, которым дорожит современная цивилизация. Наслаждаясь дарами милости Божией и ниспосылаемым Создателем благоденствием, мы, как ни прискорбно, бываем склонны к беспечности. События нынешнего года во многом явились свидетельством такой беспечности. Как несостоятельна бывает человеческая самонадеянность!
Отрадно видеть, что в условиях эпидемии большинство чад нашей Церкви явили себя достойными звания учеников Господа Иисуса, в великодушном терпении сохраняя верность евангельской правде, заботясь о ближних и дальних, как подобает носить тяготы друг друга исполнителям закона Христова (Гал. 6:2). Пастыри и чада нашей Церкви понимали: беспечное отношение к своему здоровью, которое может казаться исключительно личным делом каждого, в эти дни могло обернуться страданиями и смертью других людей. Безрассудству и самонадеянности многие православные христиане предпочли ответственность за жизнь и здоровье ближних. Они безбоязненно исполняли свой долг, пренебрегая собственными желаниями и привычным укладом жизни и понимая, что предпринимаемые при совершении богослужений меры предосторожности нисколько не умаляют нашу веру в действенность Промысла Божия и святость таинств Церкви и важнейшего из них — Таинства Тела и Крови Христовых.
Особым испытанием для православных христиан стало ограничение доступа мирян к участию в общественном богослужении и даже невозможность посещения храмов. Это обстоятельство побуждает всех нас вновь задуматься о том, какое значение в нашей жизни имеет храмовое богослужение, совместная молитва собрания учеников Христовых. Мы должны дорожить этим даром Господним, ценить каждую возможность войти под священную сень дома Божия. Да, совершение Божественной Евхаристии не прекращалось даже в отсутствие большей части паствы под сводами наших церквей. Да, трансляции богослужений в интернете или по телевидению и публикации текстов богослужебных чинопоследований в какой-то мере смогли облегчить тяготы неотлучного пребывания православных христиан в своих жилищах и стали для них некоторым утешением. Однако, по свидетельству многих, подвиг исключительно домашней молитвы оказался весьма непростым делом. Очевидно, что трансляции ни в коем случае не могут быть заменой личного участия в богослужении, не говоря уже о том, что никакие технические средства не обеспечивают возможности участия христианина в большинстве таинств Церкви и особенно в важнейшем из них — Божественной Евхаристии. Личное присутствие апостолов в горнице Тайной Вечери — вот неотменяемая евангельская норма воспоминания о животворящей смерти Христовой и исповедания Его Воскресения в таинстве Его Тела и Крови. Эта норма никогда, ни при каких условиях не может быть забыта нами.
Существенное ограничение участия людей в богослужении для подавляющего большинства нашего епископата, клириков и мирян явилось беспрецедентным в их личном опыте. Понимая, что новая угроза, с которой встретилось человечество, могла повлечь тяжелые последствия, которые было трудно в полноте предугадать, в сознании своей ответственности за жизнь и здоровье бесчисленного множества людей, Церковь разделила со всем народом тяготы, порожденные распространением вредоносного поветрия, и призвала своих чад на время воздержаться от привычного образа участия в богослужебной жизни. Однако подобное решение, принятое в исключительных исторических обстоятельствах, не может сделаться некоей новой нормой. Незыблемыми должны оставаться предусмотренные законодательством большинства стран свобода совести и свобода вероисповедания, включая право верующих совместно участвовать в богослужениях даже в исключительных обстоятельствах.
В значительной степени оправданной видится обеспокоенность многих христиан, как и людей различных иных убеждений, возможностью дальнейшего применения методов, которыми во время эпидемии обеспечивалось необходимое снижение интенсивности личных контактов между людьми. Использование цифровых идентификаторов, автоматизированное принятие решений, могущих повлечь поражение людей и целых сообществ в правах, широкий сбор личных данных, в том числе сведений о здоровье, а также обработка этих данных — все это требует контроля со стороны общества, в том числе со стороны Церкви как общественного института. На возможные опасности, связанные с развитием технологий учета и обработки персональных данных, неоднократно указывали Архиерейские Соборы нашей Церкви, и в частности, Архиерейский Собор 2013 года.
Обращаясь мысленным взором к прошедшим месяцам, мы подчеркиваем, что никакая многоголосица мнений, новостей и слухов, а также неизбежные в современном мире разномыслия не должны раздирать хитон Христов — Его Церковь. Размышления о причинах тех или иных событий в мире, радостных или скорбных, дискуссии между христианами предполагают не обмен претензиями, не противопоставление одних другим и тем более не сеяние вражды и раскола, а взаимную помощь, совместное отыскание образа действия Церкви и ее чад в складывающихся обстоятельствах, готовность слышать и понимать друг друга, а наипаче — внимать соборному голосу Церкви.
Противоэпидемические меры, определенные Священным Синодом, должны и далее соблюдаться применительно к местным обстоятельствам. С вниманием следует также отнестись к возобновлению занятий в церковных учебных заведениях и в воскресных школах, начало учебного года в которых может быть перенесено в отдельных случаях по решению правящих архиереев в зависимости от эпидемической обстановки и с учетом решений государственных органов власти касательно начала учебного года в светских учебных заведениях.
Мы молимся о упокоении всех, кто не пережил болезнь и ее последствия. Мы благодарим Преосвященных архипастырей, духовенство и мирян, в эти непростые дни не оставивших трудов во славу Триединого Бога. Господь да вознаградит всех вас за вашу ревность о прославлении Святого Его имени, за любовь к Церкви Его, к богослужению, за деятельное оказание помощи ближним. Особые слова благодарности обращаем к медицинским и социальным работникам, сотрудникам правоохранительных учреждений, муниципальным служащим, труженикам коммунальных служб, добровольцам и многим, многим другим нашим братьям и сестрам, которые облегчали страдания недугующих, имели попечение о тех, кто не мог о себе позаботиться.
Благословение Божие да пребывает со всеми нами!
У мощей св. Иоанна Русского
Великие чудеса совершают наши православные святые. Тысячи лет летописи и предания показывают, как Господь по молитвам праведников нарушает естества чин и творит елика хощет.
Один из таких вселенских чудотворцев – святой Иоанн Русский. Удивительные истории, связанные с его именем, едва успевают записывать. Настоятелем храма на острове Эвбея, в котором покоятся мощи Иоанна Русского, с 1963 года, почти 50 лет, прослужил проториерей Иоанн Вернезос. По благословению митрополита Хризостома Халкидского отец Иоанн написал небольшую книгу об Иоанне Русском, о его чудесах. В этой книге можно прочитать о том, как в 1980-м году святой Иоанн за одну ночь по молитвам родителей исцелил двух мальчиков от диагностированного белокровия. О том, как в 1976-м году родители малыша, родившегося с поврежденными двигательными нервами, по обету, пешком, босиком пришли с больным мальчиком к мощам Иоанна Русского – и у дверей храма ребенок встал на ноги. О том, как больные раком, наркоманы и другие тяжелобольные люди исцелялись по молитвам этого великого святого.
Может быть, я привыкла к описаниям таких чудес. Может быть, все это слишком чудесно, чтобы как-то соотносить эти удивительные рассказы с обыкновенной, реальной жизнью. Может быть, поэтому мне показалось самым трогательным совсем «нечудесное» чудо, записанное в апреле 1985 года. Это рассказ про некоего «дядю Нико», который «в своих молитвах называет святого Иоанна Русского своим другом». Отец Иоанн вспоминает разговоры с этим Нико:
«А святые и поистине наши друзья»
» – Я опять приехал, батюшка, к своему другу, – говорит он всякий раз, приезжая к нам в храм. – Не могу не поставить свечечку своему другу. Мы уже много лет друзья! Все, что я ни попрошу, все он сделает, все».
Однажды святой Иоанн Русский сам напомнил этому дяде Нико о дне своей памяти. Отец Иоанн Вернезос комментирует: «А святые и поистине наши друзья».
Мне кажется, это действительно так. Святые могут быть нашими друзьями. Это не дерзость, это реальность. Они могут быть рядом с нами, в нашей жизни. Мы правда можем быть знакомыми с этими людьми – со святыми. С теми, кто жил десятилетия, столетия, тысячелетия назад. И наши святые могут быть буквально, физически ближе и роднее, чем ныне здравствующие друзья и родственники…
Наше первое знакомство
Святой Иоанн Русский Я не могу рассказать о потрясающих воображение чудесах. И, к сожалению, не могу рассказать о своей дружбе со святыми – это всего лишь «просто знакомство» с одним из угодников Божиих.
Когда я была девочкой, я увидела в одном из храмов икону святого Иоанна Русского. Я ничего не знала о нем, но мне показалось странным: почему он «русский»? И одежда у него странная – расстегнутая рубашка. Непохоже на привычных преподобных, мучеников и святителей. Я даже помню место в том храме, где висела эта большая икона. Но, несмотря на загадочные странности, я не знала и не пыталась узнать, что это за святой.
Прошли годы, я вышла замуж. У нас появился первый малыш, а потом и второй, со всем этим счастьем появилась еще и основная проблема молодой семьи: съемная квартира, отсутствие жилья. Потом своя квартира появилась – но сразу оказалась мала, ведь детей становилось все больше. Так основная проблема молодой семьи переросла в проблему семьи многодетной: пусть жилье свое, но очень тесное. И мы начали строить свой дом. Дело оказалось, как и следовало ожидать, непростым, долгим и дорогим. Не просто дорогим – а по ходу дела все удорожающимся. И в какой-то момент получилось так, что мы снова оказались в съемной квартире: свою-то квартиру продали. Все, что только можно было, и все, что нельзя – все было вложено в наш чудесный дом. Но, к сожалению, еще недостроенный. Все это было, скажем мягко, очень непросто. Мы молились сами, всех друзей просили молиться. В тяжелый год я обзвонила всех друзей и просила подарить мне на день рожденья один-единственный подарок: в этот день особенно помолиться за наш пока отсутствующий дом.
И в какой-то момент один священник, который знал меня с рождения, всегда поддерживал меня и мою семью, сказал: «Молитесь Иоанну Русскому. Он такой… он обязательно поможет».
Эта идея показалась мне какой-то дикой. Как будто из серии «какому святому от зубной боли свечку ставить»
Надо сказать, что в первый момент эта идея показалась мне какой-то дикой. Как будто из серии «какому святому от зубной боли свечку ставить». Мы и так молимся, каждый день молимся, дети земные поклоны кладут… А Иоанна Русского мы не знаем совсем. Но вроде как любимый и уважаемый нами протоиерей благословил – будем молиться. За послушание.
Из молитв святому Иоанну Русскому, из канона и акафиста этому святому мы кое-что узнали о нем. Да, я в первое время даже не попыталась прочитать его житие – просто «за послушание», просто «читали» молитвы. Но день за днем, неделя за неделей – и этот святой как будто стал… знакомым.
Со временем и житие прочитали, конечно. Детям, вслух. Что бы мы без детей делали, когда бы я находила время что-то почитать?.. Узнали, что этот святой служил солдатом в войске Петра I, во время Прутского похода 1711 года попал в плен. Татары продали Иоанна туркам, турки привезли святого в Малую Азию, в город Прокопий (Уркюп). Рабов-христиан мучали, заставляя отречься от Христа и принять ислам, но святой Иоанн говорил: «Я родился христианином, христианином и умру». Хозяин, видя стойкость раба, в конце концов перестал понуждать святого отречься от веры. Тем более что Иоанн был верным слугой, добросовестно служил своему господину. Святой вел праведную жизнь, по ночам молился, будучи рабом, помогал даже другим рабам. Хозяин настолько уважал раба-Иоанна, что когда святой умер, хозяин-мусульманин пригласил православных священников, конечно, греков, чтобы они похоронили своего единоверца. И при жизни, и после смерти святой совершал чудеса, к его помощи прибегали не только православные греки, но доже мусульмане – и все получали от русского святого просимое. В 1924-м году жители Прокопия, переселяясь из Турции в Грецию, взяли с собой и мощи святого Иоанна Русского…
Теперь Иоанну Русскому мы молились постоянно. Причем со временем мы перестали просить в молитвах о том, чтобы Господь «дал нам дом». Пусть на все будет воля Божия. Пусть все будет так, как Сам Господь знает. Но о доме все равно молились, имея ввиду не стены, не здание, а тот дом-икос, который семья, который – отношения людей, их единство… И скоро мы въехали в наш собственный новый дом.
Жили в своем доме, но Иоанну Русскому молиться не перестали. Он теперь наш, родной святой. К тому же дом был построен, но совсем не обустроен. Опять-таки, стены и крыша у нашего дома есть – но о доме-семье все равно мы будем молиться.
«Перед святыми твоими мощами предстояще…»
Рака с мощами
В акафисте святому Иоанну Русскому есть такие слова: «Благодать Духа Святаго… дивно показася в нетлении твоих честных мощей, в чудесех от них и исцелениих, ихже любовию лобызающе, славим о тебе Христа Бога, дивнаго во святых Своих»…
И иногда во время чтения мелькала мысль: вряд ли когда-нибудь в жизни я смогу оказаться перед мощами Иоанна Русского, чтобы буквально было «с любовию лобызающе». Что эта святыня находится «где-то там, в Греции», я представляла. Но снова как-то даже не интересовалась, где именно. За границей я была в жизни несколько раз, когда муж брал меня с собой в командировки. Это по делам, неизвестно куда, выбирать почти не приходится.
И вот, снова буквально вдруг («У тебя же есть загранпаспорт? Через две недели надо вылетать») муж говорит о том, что он приглашен на конференцию в Афины. И можно поехать вместе. Выясняем, что мы сможем провести пару дней свободно, поехать куда захотим. Смотрю карту, нахожу Афины. Думаю – город мы и так посмотрим, в дни конференции. А в свободные дни хочется съездить куда-то… может, на острова? Афон далеко, и меня туда не пустят. Смотрю, где тут поближе к Афинам остров. Вроде бы самый близкий по карте… Эвбея или Эвия. А ведь что-то такое было про Эвбею у Иоанна Русского? Всезнающий Яндекс за пару минут мне сообщает, что да, на острове Эвбея находится село Нео Прокопио, а в этом селе – мощи святого Иоанна Русского. Недолго совещаясь, мы забронировали гостиницу в Халкиде…
Никаким чудом это не казалось. И даже совпадением. И даже никто из нас не хотел этого, не молился об этом. Просто через две недели, можно сказать, нечаянно, мы вошли в храм святого Иоанна Русского. Накануне мы, едва прилетели, сразу на такси из аэропорта Афин доехали до Халкиды, там переночевали, взяли в аренду автомобиль. И этот собор в Нео Прокопио был первым храмом в Греции, в который мы попали. Огромный белый храм, неожиданно огромные, полутораметровые восковые свечи. Прямо у входа – рака с мощами Иоанна Русского. И теперь мы прочитали акафист этому святому, как раз «с любовию лобызающе… святыя мощи твоя», которые «врачебница есть духовная, сокровище чудес, небесных аромат вместилище».
Как это все могло произойти? Как мы здесь оказались?
Потом мы пили кофе – конечно, не по-турецки, а по-гречески – около храма. И потом ездили еще дальше и выше в горы – в монастырь святого Давида Эвбейского, где хранится великая святыня – голова святителя Василия Великого. Радушные монахи на ломанном английском, вернее, почти с полным отсутствием английского, взывая к нашим жалким познаниям в древнегреческом, пригласили нас, единственных подвернувшихся мирян, на вечернее богослужение в крошечный, высеченный в камне храм. Это была удивительная служба. На литии монахи воткнули свечи в свежеиспеченные буханки хлеба, освящали свое вино и початую бутылку оливкового масла. После службы мы поехали – в потемках, по горам – обратно в Халкиду. Пока ехали, наконец удивились – как это все могло произойти? Как мы здесь оказались? Говорили про Иоанна Русского. Я напомнила мужу: столько раз мы в молитвах читали о благоухании от мощей этого святого – и вот мы сами это благоухание слышали. А он вдруг удивляется: «Как так, а я не обратил внимания». И мы снова поехали в Прокопио. Тем более что по пути. Едва успели – служители уже закрывали двери. Нас пустили. Так мы снова оказались около мощей святого Иоанна Русского. И сейчас, во второй раз, наконец дошло: наше присутствие здесь – чудо. Ничего сверхъестественного. Но чудо ведь.
Храм прав. Иоанна Русского на острове Эвбея
Естество человеческое и естественные события
В Греции мы были на масленице. А на второй седмице Великого поста снова случилось чудо. Это чудо довольно часто случается в нашей жизни, но от этого не становится менее чудесным: оказалось, что мы снова ждем малыша. Предыдущий малыш не родился живым, и я немного – а иногда и очень даже много – беспокоилась о новом малыше. С самого первого дня, как только я узнала о беременности, и потом, все 9 месяцев, я молилась Иоанну Русскому и мазала маслом от его мощей свой живот, имея в виду – нового малыша. Никогда раньше так не делала, а в тот раз как-то вот само сложилось. А потом случилось еще одно чудо, тоже для кого-то естественное, а для меня всегда невероятно фантастическое: родился живой человек. И чудо – вот оно: я помазала маслицем от Иоанна Русского лобик живой девочки.
Эта девочка жила, росла, масло закончилось. У меня был еще один флакон, но я подумала: не буду же я всю жизнь мазать ее лобик этим маслом? Будем так молиться, без маслица, Иоанн Русский и так нас услышит. Не в маслице же дело, а в нашей вере…
Долго ли коротко ли, малышка заболела. Острый отит. Сначала педиатр, потом лор, на контроле еще один педиатр – я всегда в более-менее серьезных ситуациях собираю мнения разных врачей. Назначили антибиотики. Спать девочка могла только вертикально – воспаление было в каждом ушке. Есть мамино молоко она тоже могла только в вертикальном положении. Лежа – сразу сильная боль, страшные крики. На фоне антибиотиков начался сильнейший понос, если ребенок был в памперсе больше часа, кожа становилась красной, все опухало. Несколько ночей мы все почти не спали.
Я не верю сама себе, вспоминаю про Иоанна Русского и, еще не веря, верю, что это он исцелил малыша
Конечно, мы молились… Но вдруг – снова вдруг – я вспомнила про Иоанна Русского. Родной, дорогой, пожалуйста!!! Помогай! Достала высоко убранный новый флакончик с маслицем, перед сном помазала девочке лобик. Позади бессонные ночи, впереди – неизвестно что, не могу думать. Устроилась с малышом в подушках полулежа.
Не помню, как заснула, не поняла, как проснулась. Была суббота, на часах 12 часов… дня. До меня медленно дошло, что, похоже, я проспала всю ночь. И со мной – дочка. Которая лежит рядом со мной на боку, значит – на одном из больных ушек. И вот она просыпается. Улыбается. Я не верю сама себе, вспоминаю про Иоанна Русского и, еще не веря, верю, что это он исцелил малыша.
Тут до меня доходит еще одна вещь – девочка всю ночь, больше 12 часов подряд, проспала в одном памперсе. Что с ее кожей – страшно себе представить. Я расстёгиваю памперс, а памперс… чистый. И кожа у девочки чистая, без каких бы то ни было намеков на покраснение. Кто не имел дела с памперсами и детскими поносами, тот меня не поймет. Тот, кто знает, как оно бывает – поймет, что этот чистый памперс вместе с чистой кожей малыша – что-то из области фантастики.
Может быть, это было совпадением. Кризис миновал, антибиотики подействовали. Понос прошел – кто его знает, как он может так вдруг пройти, но вот прошел. Так сложилось. Как сложилось и все остальное.
***
И мне кажется – правда, сложилось. Я же сказала: я не могу рассказать о настоящих чудесах, которые будоражат воображение, когда нарушается естества чин. Я могу рассказать только о том, как все «само собой» складывается, если святые приходят в нашу жизнь. Складывается так, как нужно, тогда, когда нужно.
Никаких чудес. Только одно чудо: то, что Господь рядом, Господь с нами. И с нами – Его святые. С которыми можно общаться. Они – просто рядом, слышат нас и приходят на помощь. И хочется надеяться, что они помогут нам справиться с нашими мелкими и серьезными трудностями не только в этой жизни. Наши друзья и знакомые – святые – знают дорогу в наше общее Отечество, к нашему общему Отцу. И может быть мы, пользуясь этим полезным знакомством, как-нибудь, когда-нибудь тоже доберемся туда?
Житие святого праведного Иоанна Русского
Солдатская служба и пленение
Святой исповедник Иоанн Русский родился около 1690 года в южных пределах России и воспитывался родителями в благочестии и любви к Церкви Божией. По достижении зрелого возраста он был призван на воинскую службу. Иоанн честно и исправно служил простым солдатом в армии Петра Первого и участвовал в русско-турецкой войне (1711–1718). Во время Прутского похода 1711 года он вместе с другими воинами был взят в плен союзниками турок татарами, после чего Иоанна переправили в Константинополь и продали начальнику турецкой конницы некоему Aгe. Тот привез русского пленника к себе на родину, в Малую Азию, в селение Прокопион (по-турецки Уркюб), которое находится в двенадцати часах пути от Кесарии Каппадокийской. Вследствие военной неудачи императора Петра Турция наполнилась бесчисленным множеством русских пленных, изнывавших под тяжестью турецкого ига. Пленных воинов-христиан турки старались обратить в мусульманство: одних уговорами и соблазнами, других, более стойких, избивали и мучили. Ради облегчения своей рабской участи многие из них отреклись от веры Христовой и стали мусульманами. Но Иоанн был воспитан «в учении и наставлении Господа» и очень любил Бога и православную веру своих отцов. Он принадлежал к тем юношам, которых умудряет познание Бога.
Иконография св. прав. Иоанна РусскогоИконография св. прав. Иоанна РусскогоИконография св. прав. Иоанна Русского
Иконописцы могут скачать прорись иконы праведного Иоанна Русского.
Как писал мудрый Соломон, «праведник, если и рановременно умрет, будет в покое, ибо не в долговечности честная старость, и не числом лет измеряется: мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь — возраст старости. Как благоугодивший Богу, он возлюблен… и, как живший посреди грешников, преставлен, восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его. Ибо упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый. Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета; ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том, что благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его. Праведник, умирая, осудит живых нечестивых, и скоро достигшая совершенства юность — долголетнюю старость неправедного» (Прем. 4, 7–16).
С этой мудростью, которую Господь дает любящим Его, блаженный Иоанн терпеливо переносил свое рабство, плохое отношение к нему хозяина, издевательства и насмешки турок. Они называли его «кяфирин», то есть неверующий, показывая этим свое презрение и ненависть. Надо учесть, что Прокопион был станом лютых противников христианства — янычар. Иоанн был им ненавистен. Турки подвергли Иоанна жестоким побоям, оплеваниям, сожгли волосы и кожу на голове, топили его в навозе, соблазняли богатством, но не могли принудить к отречению от Христа. Только горячее становились молитвы Иоанна. Исповедник неизменно и смело отвечал своему господину и тем, кто уговаривал его отступить от своей веры, что предпочитает умереть, лишь бы не впасть в тяжкий грех богоотступничества. Пренебрегая всем земным и устремляя ум к небесным вечным благам, неустрашимый воин Христов говорил своему хозяину:
«Ничтоже мя разлучит от любви Христовой: ни обольстительные обещания привременных благ, ни биения, ни раны, ни другие какие жестокие мучения. Имея перед собой Спасителя моего, благодушно принимаю за веру в Него палочные удары; представляя себе терновый венец, возложенный на Божественную главу, готов я с радостью претерпеть надевание раскаленного шлема, которым вы прожигаете до мозга головы христиан, противящихся неправым хотениям вашим, и на другие, более лютые, муки. Я усердствую о благодати Христа моего, научившего нас Своей смертью на кресте твердости, терпению, безбоязненности в самой лютой за Него смерти как виновной вечного неизреченного блаженства на Небеси. Я русский, верный слуга земного царя моего, хотя и пленен тобой, но Небесному Царю истинного служения и правой веры родителей моих никогда не отрекусь, если же будешь принуждать меня к вероотступничеству, я отдам тебе голову мою, но не веру мою, христианином я родился, христианином и умру».
Подвиги в турецком плену
Бог, видящий твердость веры Иоанна, смягчил сердце хозяина, который со временем стал чувствовать даже расположение к своему рабу, видя его верность данному Богу обещанию. Этому способствовало, конечно, и великое смирение, украшающее Иоанна, его кротость и трудолюбие. «Если ты оставляешь мне свободу веры, я охотно буду исполнять твои приказания». «Живи, как знаешь,— сказал Ага,— только служи исправно». Смелые слова и твердая вера исповедника, его бесстрашие и праведная жизнь смирили жестокое сердце господина. Он перестал мучить и поносить пленника, не принуждал больше к отречению от христианства, а заставил только ухаживать за скотом и содержать в порядке стойло, в углу которого была постель святого Иоанна. Там, приютившись в углу, Иоанн простирал свое усталое тело и отдыхал, благодаря Бога за то, что Он удостоил его иметь ложем ясли, наподобие того, как Сам Он избрал ясли местом Своего рождения во плоти. Прилежно исполняя свои обязанности, Иоанн нежно заботился о лошадях своего господина. Чувствуя любовь святого, те ждали его, когда он отсутствовал, и ржали от радости, как бы разговаривая с ним, когда он ласкал их, ржанием выражали удовольствие.
С утра до позднего вечера угодник Божий служил своему господину, добросовестно исполняя все его приказания. В зимнюю стужу и в летний зной, в рубище, полунагой и босой, он исполнял свои обязанности. Другие рабы нередко издевались над ним, видя его усердие. Праведный Иоанн никогда не сердился на них: напротив, при случае помогал им в работе и утешал в беде. Любовь сильнее злобы. Такое искреннее добросердечие святого пришлось по душе хозяину и рабам. Со временем Ага и его жена полюбили своего невольника, хозяин стал настолько доверять праведному Иоанну и уважать его за честность и благородство, что предложил ему жить как свободному и поселиться в небольшом помещении около сарая для соломы. «Покровитель мой — Господь, и нет Его выше. Судил Он мне жить в рабстве и на чужбине. Видно, так надобно для моего спасения», — и Иоанн отказался перейти в новое жилище и продолжал спать в своей любимой конюшне. В ней он изнурял свое тело лишениями и подвижнической жизнью, не обращая внимания на неудобства и беспокойное соседство. Ночью конюшня наполнялась молитвами святого, и зловоние от навоза как бы исчезало, превращаясь в духовное благоухание.
Блаженный Иоанн подвизался в этой конюшне в соответствии со святоотеческими канонами. Он молился часами, стоя на коленях, спал совсем мало на соломе под старым тулупом, своим единственным одеялом. Питался очень скудно, часто только хлебом и водой в ограниченном количестве, таким образом постясь большую часть дней. Он тихо читал про себя псалмы Давида, которые знал наизусть на родном церковнославянском языке: «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небесного водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надее шися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближит ся, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое…» (Пс. 90, 1–9). Пребывая ежедневно в посте и молитве, покоясь на навозе, как новый Иов, ночью он ходил тайком в пещерную церковь святого Георгия, расположенную на вершине скалы, напротив дома своего хозяина. Там на паперти он коленопреклоненно читал молитвы всенощного бдения и каждую субботу причащался Святых Христовых Таин.
Господь, испытующий сердца, призрел на доброту и смирение Своего верного раба и сделал так, что другие рабы и иноверные перестали издеваться над ним, высмеивать и оскорблять его. По благодати Духа Святого, царившей в доме его хозяина, турецкого начальника конницы, тот разбогател и стал одним из самых влиятельных людей Прокопиона. Он чувствовал, откуда снисходило благословение на его дом, и везде рассказывал об этом своим согражданам.
Став состоятельным, Ага решил предпринять паломничество в Мекку. Трудно было в то время совершать такое далекое путешествие, но, преодолев все лишения и опасности дороги, хозяин Иоанна через некоторое время благополучно прибыл в святой для мусульман город. В эти дни жена Аги пригласила в Прокопион на обед родственников и друзей мужа, чтобы повеселиться и помолиться о его благополучном возвращении домой. Блаженный Иоанн прислуживал в столовой. Подавали любимое блюдо Аги, плов. Хозяйка, вспоминая своего мужа, сказала Иоанну: «Как же рад был бы твой хозяин, Иван, если бы он был здесь и вкушал с нами этот плов!» Тогда Иоанн попросил хозяйку дать ему блюдо, наполненное пловом, обещая послать его в Мекку. Гостям это показалось очень смешным. Все-таки хозяйка повелела своей поварихе приготовить Иоанну блюдо с пловом. Про себя же она подумала, что он либо сам захотел полакомиться им, либо решил отдать его какой-нибудь бедной христианской семье. Она знала, что Иоанн часто отдавал свою еду бедным грекам. Иоанн взял блюдо и ушел в конюшню. Став на колени, он горячо и от всей души молился Богу, чтобы Он послал плов хозяину. В своей простоте блаженный был совершенно уверен, что Господь услышит его молитву и что плов каким-то сверхъестественным образом попадет в Мекку. Иоанн верил, не сомневаясь и совершенно не рассуждая, по слову Господа, что Господь исполнит его просьбу. Как говорит великий подвижник, преподобный Исаак Сирин: «Эти сверхъестественные знамения даются только самым простым по разуму и одновременно самым крепким в надежде». И действительно, блюдо с пловом на глазах Иоанна исчезло. Блаженный конюх вернулся к хозяйке и сообщил, что еда отправлена в Мекку. Услышав это, гости засмеялись и решили, что Иоанн сам все съел и только в шутку рассказал им, что послал плов хозяину.
Но как же удивились все в доме Аги, когда тот по прошествии некоторого времени вернулся из Мекки и привез с собой домашнее медное блюдо. Только блаженный Иоанн не изумился. Своим домашним Ага рассказал следующее: «Однажды (а это было как раз во время званого обеда) я вернулся из большой мечети в дом, в котором остановился. Войдя в комнату, которая была заперта на ключ, я нашел на столе блюдо с пловом. Я остановился в недоумении, соображая, кто же мог принести мне его? Я не мог понять, каким образом была открыта замкнутая дверь. Не зная, как объяснить это странное событие, я с любопытством рассматривал блюдо, в котором дымился горячий плов, и, к своему удивлению, заметил, что на нем выгравировано мое имя, как и на всей медной посуде в нашем доме. Несмотря на душевное волнение, вызванное этим происшествием, я съел плов с большим удовольствием. И вот я вам привез это блюдо. Оно ведь действительно наше. О, Аллах, никак не могу понять, как оно очутилось в Мекке и кто его принес». Все домашние Аги были ошеломлены этим рассказом. Жена, в свою очередь, рассказала ему, как Иоанн выпросил блюдо с едой, обещая послать его в Мекку, и как все гости смеялись, услышав слова Иоанна. Оказалось, что блаженный вовсе не шутил и все действитель но так и случилось.
Весть о чуде распространилась по всему селу и окрестностям. В то же время праведный Иоанн по-прежнему служил своему господину и, несмотря на свою бедность, всегда помогал нуждавшимся и больным и делил с ними свою скудную пищу. Своей жизнью он умилил турок, и они в восхищении начали называть его «Вели» — «Святой». Все: и турки и греки — стали почитать Иоанна как любимого Богом праведника. Со страхом и уважением смотрели на него. Никто больше не смел обижать русского раба. Его господин с женой заботились о нем еще больше и снова упрашивали его перейти из конюшни в домик, находившийся рядом. Но святой опять отказался. Он продолжал жить по-старому, подвизаясь в молитве, ухаживая за животными своего хозяина, исполняя охотно все его пожелания. Ночи он проводил в молитве и пении псалмов, по слову Господа: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22, 21).
Честная кончина
После нескольких лет, проведенных в посте, молитве и унижении, приближаясь к концу своей жизни, Иоанн заболел. Он лежал на сене в конюшне, где стяжал святость в молениях и умерщвлении плоти ради Христа, ставшего нас ради человеком и умершего крестной смертью из любви к нам. Предчувствуя приближение смерти, Иоанн пожелал причаститься Святых Христовых Таин и послал за православным священником. Из-за фанатизма турок священник побоялся открыто принести Святые Дары в конюшню. Но Бог вразумил его спрятать их в яблоке. Причастившись, блаженный Иоанн в тот же час предал свою душу в руки любимого им всем сердцем Господа. Так почил святой Иоанн в Бозе в лето 1730, 27 мая по юлианскому календарю.
Когда хозяину сообщили, что раб Иоанн умер, он позвал священников и передал им тело святого Иоанна для погребения по христианскому обычаю. «Похороните его со всеми почестями по вере его, ибо истинно он был раб Божий!» На погребение собрались почти все христиане, жившие в Прокопионе. Со слезами и благоговением на руках несли тело святого в окружении свечей и кадильниц жители Прокопиона: греки, турки и армяне. Ага накрыл его святые останки драгоценным ковром. Покойного русского раба похоронили с почестями при местной церкви во имя святого великомученика Георгия.
Среди местных греков очень скоро началось почитание Иоанна. Много было случаев чудесной помощи и исцелений по заступничеству праведника: парализованные начинали ходить, бесноватые успокаивались, слепые прозревали, больные исцелялись, причем не только православные, но и армяне, протестанты и турки. Так место захоронения святого стало местом паломничества всей Каппадокии. Священник, каждую субботу исповедовавший и причащавший Иоанна, увидел святого во сне в ноябре 1733 года. Святой сказал старцу, что его тело благодатию Божией осталось целиком нетленным, таким, каким его погребли три с половиной года назад. Священник пребывал в сомнении, и вот, по Божественной благодати, небесный свет появился над могилой святого в виде огненного столба. Христиане решились открыть могилу. И — о чудо! Тело святого оказалось абсолютно нетленным и благоухающим. Это благоухание сохраняется вплоть до наших дней.
Тогда с благоговением верующие взяли мощи, перенесли их в храм, который когда-то посещал сам Иоанн, и положили в специально устроенной раке. Новый угодник Божий стал прославляться неисчислимыми благодатными чудесами, известность о которых распространилась в отдаленные города и селения. Верующие христиане из разных мест приходили в Прокопион для поклонения святым мощам Иоанна Русского и получали по его святым молитвам благодатные исцеления. Нового святого стали почитать не только православные христиане, но и армяне, и турки, обращаясь с молитвенным прошением к русскому святому: «Раб Божий, не обойди нас своей милостью!»
Следующее событие произошло в 1832 году, когда против турецкого султана Махмуда II восстал в Египте Ибрахим-паша. В то время как войско султана приближалось к Прокопиону, жители села, преимущественно враждебные султану янычары, не хотели пропускать армию. Христиане-греки, испугавшись мести султанского войска, не соглашались с этим. Но, будучи в меньшинстве, они ничего не могли поделать и спасались бегством, укрываясь в окрестных пещерах и селениях. Дома оставались только престарелые и слабые. Военачальник вошел в Прокопион как враг.
Воины разграбили не только все дома, но и церковь святого Георгия. Когда открыли гробницу святого Иоанна и не нашли в ней никаких ценностей, они с гневом выбросили святые мощи во двор и хотели их сжечь, чтобы посмеяться над христианами. Набрав дров, они разожгли костер, но, к их удивлению, мощи опять оказались в церкви. Не вразумившись этим чудом, они вынесли их во второй раз и положили на костер, но огонь не коснулся святыни. И тут воины увидели Иоанна живым, с грозным видом стоявшим среди огня, жестом руки и словами угрожавшим им за их дерзость. Тут уже турки больше не выдержали и в ужасе разбежались, оставив не только мощи святого, но и все награбленное в Прокопионе.
На другой день несколько стариков христиан пришли к церкви и нашли тело святого в целости среди обгоревших углей и пепла. Оно почернело от дыма и копоти, но было таким же благоуханным и нетленным. Верующие положили мощи святого обратно в его раку.
По прошествии нескольких лет христианское население Прокопиона выстроило большую церковь в честь святого Василия Великого. В этот храм греки решили перенести и мощи святого Иоанна. Два раза переносили их, но каждый раз они исчезали из нового храма и снова оказывались в церкви святого великомученика Георгия. Когда в третий раз греки решили перенести мощи, то отслужили молебен и совершили всенощное бдение, обращая свои молитвенные воздыхания к Господу. На сей раз Господь услышал молитвы Своих рабов, и мощи Иоанна обрели покой в церкви святого Василия Великого. Это произошло в 1845 году.
Приблизительно в 1862 году одна благочестивая женщина увидела во сне святого Иоанна, который держал в руках крышу сельской школы. На следующий день в храме, после Божественной литургии, она рассказала об этом односельчанам. Не успела она закончить свой рассказ, как послышался страшный грохот. Все в страхе выбежали из церкви и с ужасом увидели, что крыша школы, которая находилась напротив церкви, рухнула.
Люди кинулись туда, ведь там были все дети села! Вне себя они начали поднимать обвалившуюся кровлю, и — о чудо! — все дети выбрались из-под обломков живыми. Оказалось, что дети услышали страшный треск над собой и, поняв, что происходит, успели залезть под парты. Когда крыша обрушилась, балки упали на парты, не придавив ни одного ребенка.
Перенесение святых мощей в Грецию
Следует еще рассказать о перенесении руки праведного Иоанна в Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, чуде особого снисхождения и благоволения святого к спасающимся там соотечественникам. Никогда святой праведный Иоанн не допускал отъятия частиц от своих мощей. Некоторые паломники, прикладываясь к святым мощам, тайно отделяли частицы и присваивали их. Дерзавших совершить такое дело он всегда принуждал явлением и угрозами возвращать взятое. Но отъятию руки для Афонского монастыря не было никакого препятствия.
Случилось же это так. В Прокопионе было начато строительство храма в честь святого Иоанна Русского с помощью средств, пожертвованных иноками Русского монастыря святого великомученика и целителя Пантелеимона на Святой Горе. Причем один из иноков, Андрей, был чудесно спасен по молитве святого Иоанна Русского в 1878 году на обратном пути из Прокопиона. В благодарность за помощь в строительстве храма христиане Прокопиона согласились исполнить просьбу русских отцов монастыря. Отслужив молебен и отделив от мощей правую руку, послали ее в 1881 году в сопровождении иеромонаха Дионисия и одного из уважаемых старейшин селения на Афон. Принятие мощей в монастыре прошло очень торжественно: все насельники обители во главе со своим настоятелем игуменом Макарием вышли встречать их с песнопениями, колокольным звоном, ударами в била. Поставив честные мощи в соборной церкви на аналое, пропели торжественное славословие. Потом все подходили с большим благоговением поклониться святыне. Таким образом, находясь теперь в пределах Афона — удела Пресвятой Богородицы, часть мощей праведного Иоанна Русского почитается наравне с честными мощами других святых.
Когда строительство храма во имя святого Иоанна Русского было завершено и храм освящен, в него из храма святителя Василия были перенесены мощи святого, это произошло в 1898 году. При этом рухнула пещерная церковь святого Георгия Победоносца по причине множества глубоких трещин в скале.
Господь прославил и до наших дней продолжает прославлять Своего угодника многими великими чудесами.
Особенно обильно они излились в 1924 и 1951 годах. После страшного поражения греков в войне с турками все греческое население должно было покинуть Анатолию в обмен на турецкое население Греции. В 1924 году христиане Прокопиона переехали на остров Эвбея в село Ахмет Ага, которое после отъезда оттуда турок переименовали в Неопрокопион. Корабль на котором плыли беженцы, у острова Родос неожиданно остановился, развернулся в противоположную сторону и оставался неподвижным до тех пор, пока мощи святого Иоанна по распоряжению капитана корабля не были перенесены из трюма в моленную _ особую каюту с иконами, где постоянно горела лампада. По прибытии раку с мощами праведного Иоанна Русского поместили в церкви святых Константина и Елены.
Во время гражданской войны в Греции в 1947 году святой Иоанн не позволил, чтобы пролилась кровь на земле, где почивают его мощи. Один пастух видел тогда на небе образ святого Иоанна и слышал в тот же момент громкий голос: «Не бойтесь! Не бойтесь!»
А когда 27 мая 1951 года было закончено строительство великолепного нового храма в честь святого Иоанна, начатое в 1930 году, его мощи торжественно перенесли туда. Тело святого угодника Божия, сохранившееся нетленным, покоится в открытой раке под стеклом. Ежедневно к нему притекают сотни и сотни православных паломников, испрашивая заступничества святого праведника и облегчения в своих горестях. И не отказывает святой Иоанн в скорой помощи всем тем, кто обращается к нему с истинной, глубокой верой. Тысячи чудесных исцелений и знамений совершились в этом храме.
Святого Иоанна Русского православные греки почитают не менее, чем в России почитают святителя Николая Чудотворца и преподобного Серафима Саровского. В 1962 году по решению Церкви и Греческого государства был принят закон, на основании которого было создано Общество во имя святого Иоанна, были построены два пансионата: один для приема паломников, другой — для нужд Общества. Созданы два приюта для сирот, одна богадельня в Халкиде и одна — в Неоартаки, студенческое общежитие, детский лагерь на тысячу мест и другие учреждения. В Пефкохори (Кассандрийская епархия) есть монастырь святого Иоанна Русского.
Житие святого Иоанна — прекрасный пример жизни человека «по Бозе», ибо открывает нам своими чудесами божественную силу и ведет нас к духовному познанию святой жизни, столь благостной для человека. Мы рождены не только для этой жизни, но принадлежим и будущей вечной небесной жизни. Имя святого праведного Иоанна Русского, канонизированного Константинопольской Церковью, внесено в Месяцеслов Русской Православной Церкви в 1962 году.
Иоанн Русский (около 1690, Украина — 9 июня (27 мая) 1730, Ургюп, Турция) — православный святой, праведный, исповедник.
Родился около 1690 года на Украине. По достижении зрелого возраста был рекрутирован в армию Петра Первого. Принимал участие в русско-турецкой войне 1710—1713 гг. Во время Прутского похода вместе с другими солдатами был взят в плен союзниками турок татарами. Вероятнее всего, это произошло в битве за Азов. После пленения был переправлен в Константинополь и продан в рабство начальнику турецкой кавалерии (вероятно, сипахов). В житии святого он фигурирует под именем Ага; возможно, это лишь его звание.
Тот привёз святого к себе на родину — в Малую Азию, Каппадокия, в селение Ургюп. Из любви к Богу и Православию Иоанн отказался от предложения принять ислам и остался верным христианству, за что был унижаем и жестоко мучим турками, презрительно называвших его и таких, как он «кяфиром», то есть «неверным». Однако, с течением времени, видя твёрдость в вере, кротость и трудолюбие святого, хозяин и домочадцы стали уважать его, и прекратили издевательства. Иоанна больше не принуждали отречься от христианства. По приказу Аги святой стал трудиться и жить на конюшне. Свои обязанности Иоанн выполнял с любовью и усердием, что вызвало насмешки других рабов. Но и это праведный воспринял без злобы, стараясь, напротив, утешать в беде и помогать насмешникам. Со временем, за своё искреннее добросердечие, святой заслужил любовь и доверие Аги, и тот предложил Иоанну жить как свободному, в отдельном помещении. Но тот отказался, ответив: «Покровитель мой — Господь, и нет Его выше. Судил Он мне жить в рабстве и на чужбине. Видно, так надобно для моего спасения».
Пещерные церкви в Каппадокии
Днём Иоанн трудился, соблюдал строгий пост и молился, а по ночам тайком ходил в пещерную церковь святого Георгия, где на паперти читал молитвы Всенощного бдения и каждую субботу причащался.
В скором времени Ага разбогател и стал одним из самых влиятельных людей в Ургюпе. Он связал это с тем, что в его доме живёт праведник. Став богатым, Ага решил совершить хадж. Во время его путешествия жена хозяина созвала родных и друзей Аги на обед. Когда подавали любимое блюдо хозяина, плов, она сказала прислуживавшему им Иоанну: «Как же рад был бы твой хозяин, если бы он был здесь и вкушал с нами этот плов!». Святой попросил у неё это блюдо, обещая послать его в Мекку. Все очень развеселились, но просьбу выполнили, решив, что Иоанн хочет съесть плов сам или отдать беднякам.
Когда же Ага вернулся, он рассказал о чуде, произошедшем с ним: находясь в Мекке, он обнаружил в запертой на ключ комнате, где он остановился, дымящееся блюдо с пловом, на котором было выгравировано его имя, как и на всей посуде в его доме.
Известия об этом чуде быстро распространились по селению и окрестностям, и все, даже турки-мусульмане стали называть Иоанна «вели» — «святой». Однако он не изменил своего образа жизни, по-прежнему проводя её в тяжелом труде и молитве. Перед смертью он тяжело заболел, и, не имея возможности встать, послал за священником, чтобы тот причастил его. Священник побоялся открыто идти в дом к мусульманину и передал Святые Дары, спрятав их в яблоке. Причастившись, праведник скончался. Это произошло 27 мая 1730 (9 июня 1730).
Ага сам передал тело святого священникам, попросив похоронить его по обычаям православных. Тело пронесли по Ургюпу все жители селения — мусульмане и христиане, и с почестями похоронили при местной церкви, в которой при жизни молился сам Иоанн.
Могила святого сразу стала местом паломничества представителей всех конфессий, населявших Ургюп и его окрестности, на ней совершались чудеса. Через 3 года, в ноябре 1733, священник этой церкви увидел Иоанна во сне, и тот сказал ему, что тело осталось нетленным. После чудесного явления «огненного столпа» над могилой местные христиане решились открыть её. Тело действительно оказалось нетленным и источало приятный аромат. В таком состоянии оно находится и в наши дни.
Мощи прав. Иоанна Русского в ц. прав. Иоанна Русского в г. Прокопи на о-ве Эвбея
Извлечённые мощи были положены в раке в церкви.
В 1832 г. хедив Египта Ибрагим-паша атаковал Турцию. Жители Ургюпа, большую часть которых составляли представители янычар, расформированных султаном Махмудом II, по понятным причинам были враждебны ему, и не хотели пропускать войска султана через селение. Сопротивление было подавлено, Ургюп — разграблен, а мощи Иоанна, не найдя в раке ничего ценного, воины решили сжечь.
Набрав дров, они разожгли костёр, но, к их удивлению, мощи опять оказались в церкви. Не вразумившись этим чудом, они вынесли их во второй раз и положили на костёр, но огонь не коснулся святыни. И тут воины увидели Иоанна живым, с грозным видом стоявшим среди огня, жестом руки и словами угрожавшим им за их дерзость. Тут уже турки больше не выдержали и в ужасе разбежались, оставив не только мощи святого, но и всё награбленное в Прокопионе.
На другой день несколько стариков-христиан пришли к церкви и нашли тело святого в целости среди обгоревших углей и пепла. Оно почернело от дыма и копоти, но было таким же благоуханным и нетленным. Верующие положили мощи святого обратно в его раку.
В 1845 г. мощи переносят в большую новопостроенную церковь в честь святителя Василия Великого.
В конце 80-х годов XIX века на средства Русского монастыря святого великомученика и целителя Пантелеимона на Святой Горе Афон в селении начинается строительство храма в честь святого праведного Иоанна Русского. В благодарность в монастырь посылается десница святого, это происходит в 1881 г. В 1898 г. строительство храма завершается, и мощи переносят туда.
В 1924 году, после поражения греков в греко-турецкой войне, греческое население покидает Анатолию в обмен на турецкое население Греции (Греко-турецкий обмен населением). Христиане Ургюпа переезжают в село Ахмед-Ага на острове Эвбея, и переименовывают его в Нео-Прокопион. С собой они забирают и мощи праведного Иоанна, разместив их в церкви святых равноапостольных Константина и Елены. В 1930 г. там начинается строительство большого каменного храма, продолжающееся более 20 лет. Оно заканчивается 27 мая 1951 года, и останки святого переносят туда. Там они почивают и поныне.
Храм праведного Иоанна Русского в Нео-Прокопионе, Греция
Святой Иоанн — прекрасный пример жизни человека «по Бозе”, ибо открывает своими чудесами божественную силу и ведет нас к духовному познанию святой жизни, столь благостной для человека. Мы рождены не только для этой жизни, но принадлежим и будущей жизни. Вечной, Небесной. Душа наша бессмертна.
Святой Иоанн своими чудесами привносит в сердца верующих небесный свет, божественную силу, которая побеждает узы материи, одолевает все преграды, привносит великие перемены в людские характеры, возрождает души. Своими чудесами, своим всегдашним предстательством святой Иоанн помогает людям обрести внутреннюю свободу, ту самую свободу, которая воодушевляет людей и целые народы.
В храме Святого Иоанна Русского в Нео-Прокопионе
Мощи святого праведного Иоанна Русского находятся на острове Эвбея
Мощи святого Иоанна Русского хранятся, как величайшая святыня, в Греции на острове Эвбея. Этот святой является особым покровителем Эллады. Его называют чудотворцем и «скоропослушником». Это один из самых любимых и почитаемых святых в Греции. Особенно он покровительствует детям. День памяти этого святого в Греции отмечают 27 мая, а в России — 9 июня по новому стилю.
Тропарь Иоанну Русскому
От земли пленения твоего / воззвавый тя к Небесным селением, / Господь соблюдает невредимо и цельбоносно тело твое, / праведне Иоанне, / ты бо, в России ятый и во Асию проданный, / посреде, агарянскаго злочестия благочестно пожил еси во мнозе терпении / и, сеяв зде слезами, / жнеши тамо неизглаголанною радостию. / Темже моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак праведного Иоанна Русского
Евангельския любве служителя,/ правды Божия ревнителя,/ чистоты душевныя и телесныя хранителя,/ веру Христову исповедавша в страданиих,/ праведнаго Иоанна ублажаем и почитаем днесь/ и, житием его назидающеся, поем:/ радуйся, молитвенниче наш, от Бога прославленный.
Молитва праведному Иоанну Русскому
О великий угодниче Божий, святый праведный Иоанне Русский, просиявый в земли Ассии равноангельным житием твоим, ревностию о Господе и подвигами во исповедании веры Христовы, града Неопрокопиона и всея земли Эллады пресветлое украшение, богохранимей стране нашей, людем ея и во всем мире живущим православным христианом помоще и крепкое заступление! Благодарим Господа, дивнаго во святых Своих, в вере истинней непоколебимо тя утвердившаго, в стоянии за исповедание ея укрепившаго и доброе скончание подвига многотруднаго даровавшаго, последи же многая и великая чудеса нам явившаго чрез многоцелебную раку мощей твоих. Ныне, предстоя Небесному Царю, испроси у Него избавити вся грады и веси страны нашея и земли Эллады от глада, труса, мраза, огня, смертоносных болезней, от нашествий иноплеменных и междоусобных браней. Помози всем путешествующим, болящим, в заточении сущим, в скорбех и гонениих за святую веру Православную терпящим. Соедини всех православных людей любовию ко Христу Богу нашему и Церкви Его Святей, даруй нам дух любве и мира к братскому единению всех верных. Умоли Господа, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет и укрепит в борьбе со страстьми и похотьми, да дарует нам дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух ревности по Бозе и спасении ближних. Помяни и нас, грешных, молящихся тебе: страждущих и болящих исцели, скорбящих утеши, бедствующим скорую помощь подай, всем же чтущим и любящим тя испроси христианскую кончину живота безболезненну, непостыдну, мирну и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове. Буди нам помощник и покровитель во спасение, да твоими молитвами сподобимся в нынешнем и будущем веце прославляти в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Ссылки по теме:
ЧУДЕСА СВЯТОГО ИОАННА РУССКОГО
Фильм-паломничество «СВЯТОЙ ИОАНН РУССКИЙ» (Греция, 2010)
Чудо у мощей святого Иоанна Русского произошло на острове Эвбея (октябрь 2013 года)