Иероним Босх Святой Иоанн Креститель в пустыне
Иероним Босх
Святой Иоанн Креститель в пустыне
Тема разнузданных земных наслаждений, вопреки расхожему мнению, не была главенствующей у Босха. Не менее часто художник обращался с темам святости и молитвы, медитации и аскезы.
Как пример праведно прожитой жизни, в творчестве Иеронима Босха чаще всего фигурируют отшельники – те, кто удалился от мира, лежащего во зле, чтобы, оставшись наедине с собой и Богом, каяться и молиться.
Таковы родоначальник отшельнического монашества святой Антоний, молящийся в пустыне книжник Иероним и евангельский Иоанн Креститель.
1489, 48.540.5 см Масло, Дерево
Иоанн Креститель
Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча) – последний по времени из библейских пророков, прямой предшественник Иисуса Христа, чьей задачей было «подготовить Ему путь».
Иоанн призывал народ Израиля к покаянию и крестил водой, объясняя, что Идущий за ним будет крестить святым духом.
Если Иисуса Христа фарисеи могли упрекнуть в том, что Он не постится, а напротив, не гнушается есть и пить с мытарями и грешниками, то Иоанн Креститель – это образ совершенного аскета, жившего в пустыне, носившего грубую шерстяную накидку и питавшегося «акридами (саранчой) и диким мёдом».
У современного зрителя может возникнуть закономерный вопрос: почему место, куда удалился Иоанн Креститель, на картине Босха так мало напоминает пустыню?
Действительно, вокруг зеленеют деревья и кустарники, рядом с Предтечей зреет экзотический плод, а трава – настолько зелёная и сочная, что лежащий неподалёку от Иоанна ягнёнок наверняка не испытывает голода.
Дело в том, что во времена Босха слово «пустыня» в нидерландском языке не ассоциировалось с бесплодными песками.
Скорее, речь шла о безлюдной местности. В том же десятилетии, что и картина Босха, был написан «Иоанн Креститель» другого художника из Нидерландов, Гертгена тот Синт Янса.
На ней «пустыня» также состоит из зеленых холмов, перерезанных ручьями, и красивых деревьев.
Искусствоведы усматривают в картине Босха «Иоанн Креститель» влияние Синт Янса. Но если у последнего пейзаж целиком реалистичен, то Босх остаётся Босхом, когда изображает характерное фантастическое растение с колючками, изысканно изгибающимся стеблем и роскошным перезревшим плодом (подобные можно встретить и на других его картинах), олицетворяющим всю сладость земных искушений и соблазнов.
Почти всегда такие плоды у Босха имеют великолепную оболочку, напоминающую яркий, ароматный и спелый фрукт, но с гнилым нутром и смертельными семенами.
Чтобы в этом не оставалось сомнений, художник пишет трёх птиц: одна из них сидит на бутоне у верхнего края картины (она не клюёт плод порока, поэтому ей ничего не угрожает), вторая выклёвывает середину созревшего плода, а третья, очевидно, недавно насытившаяся той же пищей, уже лежит мёртвая кверху лапками внизу, на плите, на которую опирается Иоанн.
Листья растения напоминают чертополох – символ первородного греха. На духовные опасности и соблазны указывает и скала с причудливыми очертаниями на дальнем плане, напоминающая «фонтаны жизни» из «Сада земных наслаждений».
Примостившийся под обломком скалы белый ягнёнок символизирует Иисуса Христа, в соответствии с евангельской Его трактовкой как безгрешного агнца, который приносится в жертву во искупление человеческих грехов.
Иоанн у Босха указывает на ягнёнка пальцем. Этот жест – прямая живописная параллель к словам, которые произносит Креститель в Евангелии от Иоанна.
Иероним Босх
Святой Иоанн Креститель в пустыне, 1504-1505
Доска, масло. 48×35 см
Собрание Хосе Ласаро Гальдиано, Мадрид
Гертген тот Синт Янс. Иоанн Креститель . ок.1490. Картинная галерея. Берлин
«Святой Иоанн Креститель в пустыне» («Медитация Иоанна Крестителя») — картина нидерландского художника Иеронима Босха.
Посреди завораживающе поэтичного, наполненного закатным светом пейзажа, святой пророк Иоанн изображён углубившимся в религиозные размышления. Это столкновение двух реальностей — «горнего» и «дольнего» — представляет ещё один вариант темы, ставшей типичной для творчества Босха, — победы духовного начала над греховными соблазнами мира.
На композиционном решении картины вероятно сказалась написанная несколькими годами ранее картина Гертгена тот Синт Янса, где изображён пророк, в глубокой задумчивости уставившийся невидящим взглядом в пространство. У Босха он указывает на Агнца Божьего, изображённого в правом нижнем углу. По этому жесту традиционно узнаётся Иоанн-предтеча Христа, но в данном случае этим обозначается ещё и духовная альтернатива плотскому началу, воплощённому в сочных мясистых плодах, которые вздымаются рядом на грациозно изогнутых стеблях, и в столь же красноречивых растениях на заднем плане.
Гертген тот Синт Янс. Иоанн Креститель. ок.1490. Картинная галерея. Берлин
На первом плане возвышается странно изогнутое растение с широкими листьями и огромными шипами — кажется, оно выросло здесь специально для того, чтобы отвлечь отшельника от благочестивых размышлений. Подозрительные плоды этого фантастического куста являются символами земных соблазнов. Усеянный колючками ствол, схожий с чертополохом, напоминает о первородном грехе: сделав свой первый выбор — вкусив плод древа познания, — прародители, а вместе с ними и весь род человеческий, утратили земной рай. Но в контексте темы искушений, это сказочное растение можно трактовать и как образ видения, насланного дьяволом на удалившегося в пустыню Иоанна Крестителя.
Птицы разных пород кормятся огромными лесными ягодами: и пернатые, и разросшиеся растения соответствуют флоре и фауне в триптихе «Сад земных наслаждений». О тематической и хронологической связи этих произведений говорят и другие аналогии, например, причудливой формы скалы заднего плана.
Сплошная зелёная стена растительности справа решена контрастно по отношению и к фантастическому растению слева, и к причудливым, нереальным скалам дальнего плана. Кроны деревьев, тщательно обозначенные равномерно точечными белильными мазками, имитирующими игру солнечного света на пышной зелени, ближе к живописи скорее Джорджоне, нежели таких северных мастеров, как Альбрехт Альтдорфер, пейзажи которого насыщены динамикой буйно произрастающего растительного мира.
«Святой Иоанн Креститель в пустыне» («Медитация Иоанна Крестителя») — картина нидерландского художника Иеронима Босха .
Посреди завораживающе поэтичного, наполненного закатным светом пейзажа , святой пророк Иоанн изображён углубившимся в религиозные размышления. Это столкновение двух реальностей — «горнего» и «дольнего» — представляет ещё один вариант темы, ставшей типичной для творчества Босха, — победы духовного начала над греховными соблазнами мира.
На композиционном решении картины вероятно сказалась написанная несколькими годами ранее картина Гертгена тот Синт Янса , где изображён пророк, в глубокой задумчивости уставившийся невидящим взглядом в пространство. У Босха он указывает на Агнца Божьего, изображённого в правом нижнем углу. По этому жесту традиционно узнаётся Иоанн-предтеча Христа, но в данном случае этим обозначается ещё и духовная альтернатива плотскому началу, воплощённому в сочных мясистых плодах, которые вздымаются рядом на грациозно изогнутых стеблях, и в столь же красноречивых растениях на заднем плане.
На первом плане возвышается странно изогнутое растение с широкими листьями и огромными шипами — кажется, оно выросло здесь специально для того, чтобы отвлечь отшельника от благочестивых размышлений. Подозрительные плоды этого фантастического куста являются символами земных соблазнов. Усеянный колючками ствол, схожий с чертополохом , напоминает о первородном грехе : сделав свой первый выбор — вкусив плод древа познания, — прародители, а вместе с ними и весь род человеческий, утратили земной рай. Но в контексте темы искушений , это сказочное растение можно трактовать и как образ видения, насланного дьяволом на удалившегося в пустыню Иоанна Крестителя.
Птицы разных пород кормятся огромными лесными ягодами: и пернатые, и разросшиеся растения соответствуют флоре и фауне в триптихе «Сад земных наслаждений» . О тематической и хронологической связи этих произведений говорят и другие аналогии, например, причудливой формы скалы заднего плана.
Сплошная зелёная стена растительности справа решена контрастно по отношению и к фантастическому растению слева, и к причудливым, нереальным скалам дальнего плана. Кроны деревьев, тщательно обозначенные равномерно точечными белильными мазками, имитирующими игру солнечного света на пышной зелени, ближе к живописи скорее Джорджоне , нежели таких северных мастеров, как Альбрехт Альтдорфер , пейзажи которого насыщены динамикой буйно произрастающего растительного мира.
Литература
«Святой Иоанн Креститель в пустыне» («Медитация Иоанна Крестителя») — картина нидерландского художника Иеронима Босха .
Посреди завораживающе поэтичного, наполненного закатным светом пейзажа , святой пророк Иоанн изображён углубившимся в религиозные размышления. Это столкновение двух реальностей — «горнего» и «дольнего» — представляет ещё один вариант темы, ставшей типичной для творчества Босха, — победы духовного начала над греховными соблазнами мира.
На композиционном решении картины вероятно сказалась написанная несколькими годами ранее картина Гертгена тот Синт Янса , где изображён пророк, в глубокой задумчивости уставившийся невидящим взглядом в пространство. У Босха он указывает на Агнца Божьего, изображённого в правом нижнем углу. По этому жесту традиционно узнаётся Иоанн-предтеча Христа, но в данном случае этим обозначается ещё и духовная альтернатива плотскому началу, воплощённому в сочных мясистых плодах, которые вздымаются рядом на грациозно изогнутых стеблях, и в столь же красноречивых растениях на заднем плане.
На первом плане возвышается странно изогнутое растение с широкими листьями и огромными шипами — кажется, оно выросло здесь специально для того, чтобы отвлечь отшельника от благочестивых размышлений. Подозрительные плоды этого фантастического куста являются символами земных соблазнов. Усеянный колючками ствол, схожий с чертополохом , напоминает о первородном грехе : сделав свой первый выбор — вкусив плод древа познания, — прародители, а вместе с ними и весь род человеческий, утратили земной рай. Но в контексте темы искушений , это сказочное растение можно трактовать и как образ видения, насланного дьяволом на удалившегося в пустыню Иоанна Крестителя.
Птицы разных пород кормятся огромными лесными ягодами: и пернатые, и разросшиеся растения соответствуют флоре и фауне в триптихе «Сад земных наслаждений» . О тематической и хронологической связи этих произведений говорят и другие аналогии, например, причудливой формы скалы заднего плана.
Сплошная зелёная стена растительности справа решена контрастно по отношению и к фантастическому растению слева, и к причудливым, нереальным скалам дальнего плана. Кроны деревьев, тщательно обозначенные равномерно точечными белильными мазками, имитирующими игру солнечного света на пышной зелени, ближе к живописи скорее Джорджоне , нежели таких северных мастеров, как Альбрехт Альтдорфер , пейзажи которого насыщены динамикой буйно произрастающего растительного мира.
ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ В ПУСТЫНЕ
(Лука, 1:80)
(80) Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.
(Лк. 1:80)
Приведенная выше цитата из Луки — это все, что евангелист говорит о детстве и дальнейшей жизни Иоанна до явления его на проповедь покаяния. Когда бы по хронологии евангельского рассказа ни произошло избиение младенцев — сразу по рождении Иисуса или год спустя (Дмитрий Ростовский в житии Захарии говорит о том, что Иоанну в то время было полтора года, а он, как известно, на полгода был старше Иисуса), — Иоанн, это малое дитя, рано остался без отца. Произошло это так (согласно более поздней традиции, основанной на рассказе Протоевангелия; Церковь — как Западная, так и Восточная — не признает достоверности этого рассказа): Ирод, знавший о необыкновенном рождении Иоанна (см. БЛАГОВЕСТИЕ ЗАХАРИИ , а также РОЖДЕНИЕ И НАРЕЧЕНИЕ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ), поначалу не придал этому должного значения. Но когда в Иерусалим пришли волхвы с востока и спросили о родившемся Мессии, он вспомнил об Иоанне и послал убийц, чтобы уничтожить и его. Захария, отец Иоанна, священник, служил в тот момент в храме. Воины, искавшие Младенца Иисуса, чтобы погубить Его, согласно приказу Ирода, явились также в Юту, чтобы здесь уничтожить также и этого младенца. Елисавета с малолетним сыном бежала, чтобы спасти его. Ирод же послал своих людей в храм допросить Захарию, где скрыл он своего сына? Захария ответил: «Я слуга Бога, нахожусь в храме и не ведаю, где сын мой. И слуги пришли и рассказали это Ироду. И Ирод в гневе сказал: Сын его будет царем Израиля. И отправил к нему опять слуг, говоря: Скажи правду, где сын твой? Ибо знай, что твоя жизнь в моей власти. И Захария ответил: Я мученик Божий; если прольешь кровь мою, Господь примет душу мою, ибо неповинную кровь ты прольешь перед храмом. И перед рассветом Захария был убит, а сыны Израиля не знали, что его убили» (Протоевангелие, 23). О Елисавете, матери Иоанна Крестителя, в последний раз в Евангелии упоминается в связи с посещением ее Девой Марией (см. ПОСЕЩЕНИЕ ДЕВОЙ МАРИЕЙ ЕЛИСАВЕТЫ) . Когда она умерла — не известно. Можно с большой долей вероятности предположить, что Иоанн отправился жить в пустыню, когда остался сиротой.
Пустынническая жизнь Иоанна изображается разными способами: 1) он покидает родителей и отправляется в места своей отшельнической жизни; ведет его туда Ангел; 2) Иоанн один на фоне лесистого пейзажа; у его ног ягненок — символ Агнца Божиего (Бассано); ягненок часто с нимбом (Гертген тот Синт Янc ).
Гертген тот Синт Янс. Иоанн Креститель в пустыне. (Конец XV века). Берлин-Далем. Картинная галерея Государственного музея.
Что касается проводов Иоанна родителями, то из приведенных выше обстоятельств, а именно смерти Захарии, когда Иоанну было всего полтора года, ясно, что уходить в пустыню провожаемым отцом он не мог. Но тот факт, что он ушел в пустыню, по-видимому, в ранней юности, оправдывает пристрастие художников, особенно итальянских и испанских мастеров XVI — XVII веков, изображать Иоанна очаровательным ребенком или миловидным юношей. Так, только Караваджо создал пять или шесть вариантов этого сюжета — юный Иоанн Креститель с ягненком или без него: три из этих картин находятся в Риме (галерея Дориа-Памфили, Капитолийский музей и. галерея Боргезе), четвертая, очень красивая по цвету, но с другой композицией, хранится в Базеле (Городской музей), пятая — возможно, копия — в соборе в Толедо, шестая — в Канзас-Сити (Галерея Нельсона).
Караваджо. Иоанн Креститель (конец XVI века). Базель. Художественный музей
Описание внешнего облика Иоанна Крестителя дают лишь Матфей и Марк: «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед» (Мф. 3:4). В зрелом возрасте Иоанн изображается изможденным, запущенного вида, облаченным в тунику из звериной шкуры, с кожаным поясом. Он может держать медовые соты (указание на то, чем он питался в пустыне).
Атрибутом Иоанна Крестителя является тростниковый крест, иногда он держит купель — символ его миссии Крестителя. Еще одним его атрибутом является Агнец, у которого в ранних изображениях может быть крестообразный нимб. Надпись, которая очень часто фигурирует в изображениях Иоанна, — слова, произнесенные им, когда он увидел идущего к нему Иисуса: «Уссу Фптгы Вуш (лат. — «Вот Агнец Божий») (Ин. 1:3) (Караваджо, базельская картина). Как правило, Иоанн в пустыне предстает в состоянии глубокого раздумья (Бассано, Гертген тот Синт Янс ) или молитвы.
ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ:
Донателло. Иоанн Креститель. Берлин. Музей императора Фридриха.
Гертген тот Синт Янс. Иоанн Креститель в пустыне. (Конец XV века). Берлин-Далем. Картинная галерея Государственного музея.
Якопо Бассано. Иоанн Креститель в пустыне. (Середина XVI века). Бассано. Городской музей.
Караваджо. Иоанн Креститель (1597-1598). Рим. Капитолийский музей.
Караваджо. Иоанн Креститель (конец XVI века). Базель. Художественный музей.
Обычно, в Церкви все праздники сопровождаются отменой поста, который бывает накануне как подготовка к событию. А вот с днем Усекновения главы Иоанна Предтечи все наоборот — в этот церковный праздник у верующих строгий пост. Да и сам повод для праздника необычен — усекновение головы. Но именно таким образом был умерщвлен величайший пророк, предтеча (то есть предшественник) Иисуса Христа, чья миссия была узнать Христа, Сына Божьего среди тысячи других и возвестить миру о Его пришествии. Евангелие называет пророка Иоанна гласом Божьим, предуготовляющим людей к встрече со Христом. Именно Иоанн Предтеча крестил Иисуса — Церковь отмечает это событие 19 января как праздник Крещения Господня — поэтому Иоанна Предтечу называют еще и Иоанн Креститель.
Верующие высоко чтят величайшего из пророков, Иоанну Крестителю посвящены три великих праздника: 6 октября — день зачатия Иоанна Предтечи, 7 июля отмечают его рождество, 11 сентября вспоминают великий подвиг Иоанна Крестителя, не побоявшегося обличать сильных мира сего. Но почему праздник-то?
Во-первых, днем памяти святых в Церкви всегда становится день их смерти — то есть день рождения в вечность. Во-вторых, слово «праздновать» мы привыкли понимать как радость, а ведь оно же означает и «оставаться без дела». Но быть праздным, то есть не выполнять обычных житейских дел можно не только тогда, когда душу захлестнула радость, и уже нет дела до обычных забот. Это может случиться и потому, что руки опустились от горя, или от ужаса. Именно таков день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Что же мы знаем о жизни этого величайшего святого? Иоанн Предтеча родился за шесть месяцев до Иисуса в семье священника Захарии. Мать Иоанна Елизавета и Мать Иисуса приходились друг другу родственницами. Родители Иоанна были уже старыми, когда Господь послал им сына. По милости Божьей ребенок избежал смерти среди тысяч убитых детей в Вифлееме и его окрестностях, во время избиения младенцев, устроенном по приказу Ирода. Иоанн вырос в дикой пустыне, с ранних лет он готовил себя к будущему великому служению: носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, питался диким медом и акридами (вид саранчи), проводил все время в молитве. Когда Иоанну исполнилось тридцать, Господь призвал его к пророческому служению. Пророк Иоанн стал «гласом вопиющего в пустыне». Здесь пустыня — это сердца человеческие, и главная задача Иоанна Крестителя была — подготовить людей к принятию Спасителя и указать, Кто Он. Иоанн Предтеча проповедовал, говоря: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым». Во время одной из таких проповедей на реке Иордан Иоанн Предтеча и встретил Иисуса, по наитию Святого Духа узнал в Нем грядущего Спасителя и крестил Его. Это событие Церковь и отмечает как праздник Крещения Господня 19 января.
Крещением Иисуса пророк Иоанн завершил главное предназначение своей жизни. С этого момента он начинает бесстрашно обличать пороки — не только обычных людей, призывая их покаяться, но и говорит правду в глаза сильным мира сего. За это святой пророк Иоанн Предтеча и пострадал.
Правивший в то время Ирод Антипа оставил свою законную жену и держал в любовницах жену своего родного брата Иродиаду — делал он это с вызовом, без стеснения. За то, что Иоанн Предтеча обличил Ирода, царь упек пророка в темницу. Но и это не заставило Иоанна Предтечу замолчать. Вот как описывается смерть святого пророка в Евангелии от Марка:
«Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, — дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.
Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.
Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе». За правду люди часто расплачиваются жизнью.
Но Суд Божий совершился над всеми участниками этой драмы — Иродом, Иродиадой и ее дочерью-плясуньей Саломией — еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку, провалилась под воду. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно в безумном танце, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Позже погибли и Ирод с Иродиадой — во время землетрясения они были поглощены разверзшейся землей.
А вот глава пророка Иоанна Предтечи стала величайшей святыней христианства, а самому святому пророку молятся, испрашивая защиты от врагов и в случае болезней головы.
Но что же нельзя делать в день праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи? В знак траура, отдавая дань аскетизму и трезвости мысли, чувств святого, понимая, что невоздержанность Ирода стала причиной смерти пророка, в этот день было принято не только поститься, но и отказываться от вина. А в храмах на праздник звучат молебны, в которых просят Бога даровать нам трезвость — физическую и духовную.
06.12.2002
Иисус Христос назвал Иоанна Крестителя величайшим пророком из рожденных женами. Семь раз в году Православная Церковь чтит его память, а иконографическая традиция в многочисленных образах раскрывает смысл его служения на земле. Два из них являются основополагающими.
На самом раннем изображении, дошедшем до наших дней, последний ветхозаветный пророк предстает таким, каким могли видеть его жители Палестины в начале первого века, когда 30-летний Иоанн впервые появился в долине реки Иордан. Горящие внутренней силой глаза пристально глядят прямо в душу из-под гривы нечесаных волос; одежда из верблюжьего волоса едва прикрывает худое, смуглое тело аскета, проведшего в пустыне не один год.
На более поздних иконах Иоанна изображают уже в ангельском виде. Его одухотворенный лик обращен к Спасителю; праздничные одежды, ниспадающие мягкими складками, подчеркивают стройность и невесомость фигуры, едва касающейся обнаженными стопами поверхности земли. Поставленные рядом столь разные изображения не исключают друг друга, а лишь усиливают образ. Соединенные же на одной иконе они зримо отражают динамику внутреннего роста подвижника. Образ пророка-отшельника с ангельскими крыльями за спиной поражает и удивляет своей парадоксальностью.
Так 20 веков назад воспринималось явление пророка и иудеями. Своим необычным видом Иоанн привлекал внимание одних и пугал других. Одни видели в нем восставшего древнего пророка Илию, другие же воспринимали его как безумца. Но прошло совсем немного времени, и люди стали искать встречи с этим странным человеком, чтобы с замиранием сердца услышать в раскатах его громкого голоса всего несколько фраз: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему».
Слова потрясали, ибо со времен Моисея каждое поколение евреев жаждало услышать их. Знали евреи и о том, что Мессия родится в их народе, ибо Сам Всевышний, обращаясь к патриарху Аврааму, сказал: «И благословятся в семени твоем все народы земли». Ожидание из поколения в поколение поддерживали пророки, возжигая огонь веры в сердцах богоизбранного народа в дни радости и в дни великих испытаний.
К моменту выхода Иоанна Крестителя на служение вера начала слабеть. Бог молчал, более 400 лет не являлись в мир носители Его воли. Мертвящий дух охватил Ветхозаветную Церковь. Разложение шло с самого верха, правящей партии саддукеев, в число которых входили и первосвященники. Утратив страх Божий, они превратили храм, являвшийся центром духовной жизни иудеев, в место наживы. Утопая в неслыханной роскоши, первосвященники не заботились о своей пастве, даже о рядовых священнослужителях, которые жили в нищете. Железной рукой держались они за традицию и обряд, останавливая всякое движение духа, жестоко пресекая любые попытки нововведений.
Образованная часть иудейского общества, книжники и фарисеи, искали спасение в славном прошлом Израиля. Делом своей жизни они почитали изучение и толкование священных книг, приписывая при этом внешнему благочестию спасительную силу. В строгом соблюдении всех предписаний Торы фарисеи полагали найти себе оправдание перед Всевышним. На неграмотный народ учителя Закона смотрели с великим презрением, полагая их неспособными войти в Царство Небесное. Все, что лежало за пределами Торы, фарисеи почитали злом, все нееврейское вызывало у них страх и отторжение. Они мечтали лишь о славных временах царя Давида и восстановлении мощного еврейского государства. Так, все больше и больше замыкаясь в своем узко национальном мирке, духовные лидеры иудейского общества предали забвению вселенскую миссию, возложенную на них Самим Богом.
Именно в этот переломный период истории и появился Иоанн Креститель. Он стал рычагом в Божиих руках, а люди из всех слоев общества, способные любить и верить, точкой опоры. Иоанн говорил не привычными цитатами из Торы, а живым, образным, полным внутренней силы языком. Его проповедь была столь действенна, что привела в движение всю Палестину. С молниеносной быстротой стала распространяться молва, что восстал пророк, возвещающий наступление Мессианской эры.
Иоанн, которому суждено было поколебать ось мира, был плоть от плоти своего народа. Он принадлежал к славному священническому роду левитов. Священник Захария, которому сам Архангел Гавриил предсказал чудесное рождение сына, был уверен, что мальчик займет его место у алтаря, ибо, согласно Евангелию от Луки, Архангел сказал о нем: «…он будет велик пред Господом; … и многих из сынов Израилевых обратит Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоренным образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный».
Знал Захария и имя своего будущего сына — Иоанн, что значит «благодать Божия». Иоанну суждено было возвестить наступление эры благодати, но не в храме, где был убит его отец. Нарушая традицию, будущий пророк ушел в пустыню, ибо не верил, что Бог живет лишь в славном прошлом, замурованный навеки в книгу Закона. Он хотел услышать голос Всевышнего или умереть. Долгие годы смирял себя Иоанн в безводной и безлюдной пустыне и, наконец, услышал призыв Господа на служение. Ему предстояло объединить народ перед лицом грядущего Мессии.
Пройдя суровую школу духа, Иоанн хорошо осознавал, как непросто будет иудеям, отягощенным суевериями и предрассудками, принять живое слово. Возглашая радостную весть о приближении Царства Небесного, пророк призвал народ к покаянию, этому сильнейшему средству, которое дает возможность подняться над заблуждениями прошлого, принять настоящее и с надеждой вступить в будущее. Иудеи хорошо знали силу покаяния. На протяжении веков за грехи народа каялись пророки.
Иоанн призвал к личному покаянию. Люди громко называли свои грехи, а Креститель в знак очищения омывал их священными водами Иордана. Пророк проповедовал и крестил в том месте, где много веков назад 12 колен Израилевых впервые, перейдя через Иордан, вступили в Землю Обетованную. Здесь же суждено было иудеям первыми шагнуть в новую эру.
Врачуя человеческие души, Иоанн напряженно вглядывался в каждого. Он ждал Мессию. Окруженный шумной и многочисленной толпой, Креститель был при этом трагически одинок. Никого из тех, кто должен был встать рядом, не было с ним — ни священников, ни учителей Закона. Они видели в нем лишь заклятого врага, посмевшего самочинно посягнуть на священную традицию.
Но именно этому человеку было уготовано не только указать на Мессию людям, но и стать первым свидетелем Откровения Святой Троицы. Иоанн видел раскрывшиеся Небеса и Духа Божия, Который сходил в виде голубя на Иисуса. Он слышал голос Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Неслучайно Иоанна Крестителя называют первым Евангелистом, ибо он первым назвал Иисуса Христа Сыном Божиим.
На некоторых иконах пророка изображают с евхаристической чашей, в которой лежит Божественный Младенец, готовый к жертве. Чаще в его руке можно видеть свиток, на котором начертаны слова, произнесенные им при виде Иисуса: «Вот Агнец Божий». Разбивая стереотипы, Иоанн противопоставил Мессии торжествующему Мессию страждущего, берущего на себя грехи мира ради спасения человеческого рода.
У ног Крестителя можно видеть и другую чашу, в которой покоится отрубленная голова самого Иоанна, ибо и ему, величайшему из всех, не удалось избежать трагической судьбы древних пророков. Длительное время любовь людей охраняла праведника, но примириться с появлением лидера такого масштаба власть не могла. Ирод Антипа, правитель Иудеи, отдал приказ схватить Иоанна, бесстрашно обличавшего перед иудеями образ жизни самого властелина и его семьи.
Брошенный в темницу крепости Махерон, Креститель мог хорошо видеть поднимающуюся за Иорданом гору Нево, на которой, по преданию, умер пророк Моисей, так и не вошедший в Землю Обетованную. Иоанну суждено было разделить и его судьбу. Он лишь подошел сам и подвел богоизбранный народ к заветной двери, открыть которою мог только Сын Божий, Иисус Христос.
Иродиада, незаконная жена правителя Ирода, хитростью и коварством добившаяся смерти Предтечи, получив голову пророка, в знак торжества над ненавистным обличителем, проткнула его язык иглой. Но победить она была уже бессильна. Мертвый Креститель стал еще опаснее живого. С момента расправы над праведником власть в Палестине уже не знала покоя, томимая страхами и недобрым предчувствием. Вскоре его место занял еще более сильный обличитель – Иисус из Назарета, в Котором власть с ужасом видела восставшего из мертвых Иоанна Крестителя.
Даже отрубленная голова пророка, брошенная в бесчестное место, не исчезла бесследно. Тайно погребенная на Елеонской горе она трижды являлась в самые сложные периоды христианской истории. Каждое обретение нетленной главы пророка вызывало в человеческих сердцах мощный прилив духа, что давало возможность выстоять в дни гонений и внутрицерковных нестроений.
Новозаветная Церковь почитает Иоанна Крестителя своим великим святым. Его образ присутствует в каждом православном храме, занимая центральное место в деисусном ряду по левую руку от иконы Спасителя. Перейдя в вечность, Иоанн Предтеча продолжает свое служение, молясь за всю Ветхозаветную Церковь, за богоизбранный еврейский народ, который в большинстве своем не смог принять Мессию.
На иконах за спиной крылатого пророка можно видеть ставшее символом древнего Израиля дерево, у корней которого видна секира. В 70-ых годах 1 века нашей эры величественный храм Соломона был разрушен римскими войсками. Почти все жители Иерусалима, отчаянно сопротивляясь могучему противнику, погибли. Оставшиеся же в живых рассеялись по всей земле.
Выходя за рамки исторического времени, икона предупреждает каждый народ о великой опасности ошибочного понимания собственного предназначения, а каждого человека о тяжелых последствиях богоотступничества. Сквозь века звучит грозный голос Иоанна Крестителя: «Сотворите достойный плод покаяния, … уже и секира при корне дерев лежит; всякое дерево, не приносящее добрый плод, срубают и бросают в огонь».