5.1. Что такое икона?
– Слово «икона» – греческое, означает «образ», «изображение». Икона – это священное изображение Господа, Матери Божией, ангелов, святых и наиболее значимых событий из священной и церковной истории (иконы праздников).
Икона – это образ, помогающий сосредоточиться в молитвенном обращении к тому, кому молятся.
5.2. Что означают надписи на иконах, например, буквы над головой Спасителя?
– Традиционно на иконах имеются надписи. В древности икона считалась законченной лишь тогда, когда была поименована: в духовном смысле это выявляет связь личности святого и его образа. Иконы Господа нашего Иисуса Христа всегда имеют нимб – символ божественного света и святости. В нимбе Спасителя ставят греческие буквы οΏν. Это слово в переводе на русский язык означает «Сущий» – всегда присутствующий и вечно существующий Бог. Над головой Божией Матери ставят греческие буквы MP ΘY. Это первые и последние буквы греческих слов, которые означают «Матерь Бога», или «Божия Матерь».
На иконах святых начертаны буквы, обозначающие чин их святости и их имена.
5.3. Не является ли иконопочитание нарушением второй заповеди: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4–5)?
– Иконопочитание не противоречит второй заповеди. Церковь учит, что икона основывается на самом факте воплощения второго Лица Святой Троицы – Сына Божия.
В Ветхом Завете не изображали Всевышнего потому что «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1:18). Но в Новом Завете «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан.1:18). «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3:16). Бесплотный воплотился и Невидимый стал видим! Теперь Он уже Сам говорит ученикам: «Многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели» (Мф. 13:17). Слова Спасителя значат, что апостолы, в отличие от древних пророков, уже непосредственно видят явившегося на земле Бога, Который в Ветхом Завете пребывал невидимым. «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9), – говорит Сам Господь. В этом существенное отличие Евангелия от Синайского Законодательства. Там не видели никакого образа, здесь Бог является в конкретном, видимом, зримом образе, а значит, и изобразимом.
Первые иконы – это образы Христа – Воплотившегося Бога и Богоматери, посредством Которой Бог воплотился. На этих двух образах основывается вся христианская иконография.
5.4. В чем различие между православной иконой и картиной?
– Картина – это созданный творческой фантазией человека художественный образ, поэтому она является своеобразной формой передачи мироощущения художника. Картина – это земное изображение.
Церковь неотмирна, и иконография как творчество сугубо церковное, в отличие от картины, обращена к тому, что выше земного, временного и субъективного. Ее содержание составляют не земные переживания, настроения, характеры или природные пейзажи, а тайна спасения, совершенная Богом на земле, и та изначально заповеданная цель, которую достигли святые – единение человека с Богом. Икона избегает индивидуализации, она выражает соборный духовный опыт Церкви, и запечатлевает в красках православное богословие, поэтому в иконописи важна точная передача духовных истин, а не субъективного видения. Обычно иконы не подписываются иконописцами, в отличие от светских картин.
5.5. Как устроить домашний иконостас?
– При размещении икон в жилище христианине традиционно специально выделяют восточный угол комнаты. В этом так называемомкрасном углу и обустраивается место для икон, лампад, святой воды, просфор и других святынь. Можно, если не позволяют условия, устроить место для икон не в углу комнаты и не строго на восточной стороне (но не на западной). Желательно избегать близкого соседства с иконами телевизора, компьютера, зеркал, которые могут отвлекать от молитвы. Не стоит рядом со святыми иконами ставить декоративные предметы светского характера.
5.6. Как правильно повесить дома иконы, в каком порядке?
– Располагать иконы в святом углу или домашнем иконостасе нужно по принципу иерархичности. Главное место должно быть выделено иконам Пресвятой Троицы, Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Икона Пресвятой Богородицы, как правило, ставится слева (если смотреть на образа) от иконы с изображением Спасителя. Остальные иконы располагаются по обе стороны от них, изображая собор святых вокруг Господа Иисуса Христа. Вверху над всеми иконами желательно поместить святой крест.
Возле икон не следует помещать изображения светские, фотографии или картины мирской тематики – они будут отвлекать от молитвы, вносить в душу посторонние помыслы. Фотографии известных старцев и канонизированных святых XIX–XX веков лучше помещать отдельно от иконостаса, поскольку фотография фиксирует отдельный момент земной жизни святого, а икона изображает его прославленный лик в Небесном Царстве.
Существует ошибочное мнение, что супругам нельзя вешать иконы в спальню, а если они есть, то на ночь необходимо закрывать их занавеской. Это заблуждение. Во-первых, никакой занавеской от Бога укрыться нельзя. Во-вторых, супружеские отношения в браке не являются грехом.
5.8. Какие иконы приобрести для дома? Любую ли икону можно вешать в доме?
– Желательно иметь дома иконы Спасителя и Божией Матери. Кроме того, существует много икон угодников Божиих. Хорошо иметь в домашнем иконостасе иконы святых, имена которых носят члены семьи и тех святых, к небесной помощи которых наиболее часто обращаются. Приобретать иконы лучше в православном храме или в специальных церковных магазинах, где их заранее освящают.
Иконы не должны приобретаться для украшения интерьера. Икона – это святыня. Через молитвенное обращение к иконе мы обращаемся к Самому Богу, Божией Матери, Ангелам Господним и святым.
5.9. Зачем иконы освящают?
На протяжении многих веков специального чина освящения икон не существовало. Икона создавалась в Церкви и признавалась святой своим соответствием иконописному канону, то есть своду правил, согласно которым определяется подлинность священного изображения. С древности икона признавалась за святой образ, благодаря надписанию на иконе имени изображаемого.
Современный чин освящения икон возник в эпоху оскудения православного иконописания, во время заимствований из светской и западной живописи, которые привносились в православную икону, так что для подтверждения святости изображаемого такие иконы стали освящать.
В настоящее время после написания икона освящается в храме. Читаются особые молитвы, и образ окропляется святой водой. Однако важно учесть, что к иконе до освящения необходимо относиться также благоговейно и почтительно, как и после него.
5.10. Сколько раз надо освящать иконы?
– Иконы освящаются священником после их изготовления, реставрации или приобретения вне церкви.
5.11. Для чего зажигаются лампады перед иконами и совершается перед ними каждение?
– Горящие лампады символизируют духовную радость, теплоту веры и горение духа молящихся перед иконами. Зажигать светильники перед священными изображениями и совершать перед ними каждение благовонным фимиамом повелел Сам Бог пророку Моисею: «И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых» (Исх. 27:20–21). За православным богослужением возжигаются светильники в знак радостного горения духа перед Богом, и бывает каждение благовонным ладаном для напоминания верующим, что молитва, как дым кадильный, должна возноситься вверх к Престолу Божию.
5.12. В какие дни можно зажигать дома лампадку перед иконами?
– Лампадку можно зажигать по праздникам и во время домашней молитвы. Можно ее вообще не гасить.
5.13. Для чего бывают чудеса от икон?
– Многочисленные чудеса, происходящие от икон, святых мощей, святой воды побуждают нас задумываться о духовных ценностях и смысле жизни.
Чудо – есть проявление Божиего всемогущества, это ощутимый человеком результат сверхъестественного действия Божия в этом мире. Церковная история знает множество чудес, происходящих через святые иконы, с глубокой древности и до наших дней.
Однако ждать того, чтобы от иконы непременно произошло видимое чудо, не следует. Тем, кто искренне, с верой молится перед иконами, просит полезного для спасения души, Господь подает Свою помощь иногда явным, а иногда и невидимым, но действенным образом.
5.14. Про некоторые иконы говорят, что они чудотворные, а остальные какие?
– История Церкви знает множество явленных образов (т.е. чудесно обретенных по Промыслу Божию), и их явление ознаменовано чудесами. Чудотворной называют икону, по молитве перед которой произошло исцеление или была получена Божия помощь в каком-либо деле. Но каждая икона благодатна и может стать чудотворной. Можно даже сказать, что всякая икона, перед которой горячо и искренне молятся, становится для молящихся чудотворной.
5.15. Что такое намоленные иконы?
– Намоленными в народе называют иконы, перед которыми молятся поколения верующих не одну сотню лет. Вера этих молитвенников прошлого не была постыжена, они получили просимое. Воспоминание об этом и сейчас укрепляет веру, способствует более крепкой и глубокой молитве.
5.16. Какие иконы кладут в центре храма на аналое?
– В центре храма на аналое полагается икона праздника, если в этот день есть какой-либо церковный праздник, или икона с изображением святого, память которого празднуется в этот день. В остальные дни на аналое лежит храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен главный престол храма или расположена икона «Святцы» – икона с изображением святых, память которых совершатся в текущем месяце.
5.17. Как правильно прикладываться к иконам?
– К иконам следует подходить не спеша, мысленно произнося молитву к Богу, Божией Матери или святому, изображенным на иконе. Обычно дважды крестятся с поясным поклоном, затем прикладываются к иконе в знак любви и почитания изображенного на ней. После этого в третий раз осеняют себя крестным знамением, кланяются и отходят. У изображенного на иконе Спасителя целуют благословляющую десницу (правую руку), край одежды, ноги. У Божией Матери и святых целуют руку или край одежды, а нерукотворный образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя – во власы.
Ошибочно полагать, что икона является неким накопителем Божией благодати, которую можно почерпнуть при необходимости. Благодать действует не от иконы, а через икону и ниспосылается Господом верующим в Него. Прикладываясь к иконам для того, чтобы получить исцеление от телесных и душевных недугов, необходимо верить в действительную силу животворящей Божией благодати.
5.18. Сколько раз надо прикладываться к иконе, на которой изображено несколько святых?
– К такой иконе можно приложиться один или несколько раз.
5.19. Какие слова молитвы следует говорить, подходя и прикладываясь к иконам?
– Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Или кратко: «Господи, помилуй». Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить краткую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Перед иконой святого: «Святый угодниче Божий (имя святого), моли Бога о мне (о нас)». Можно молиться и своими словами, главное, чтобы они были искренними и чистосердечными.
5.20. Обязательно ли целовать икону? Можно ли просто прикоснуться лбом из-за боязни инфекции?
– Целование святых икон и поклонение им свидетельствует о благоговении и любви к изображенным на них – к Богу, Божией Матери и святым. Церковь верит, что через святыню не происходит заражения. Наоборот, известны многочисленные случаи исцелений от различных недугов.
5.21. Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?
– Такую икону ни в коем случае нельзя выбрасывать. Раньше такие иконы пускали по течению реки. Лучше всего отнести такую икону в храм и отдать для сжигания в церковной печи. Надо помнить, что порча иконы – грех, поэтому выцветшие бумажные иконы не следует сминать, разрывать, разрезать. Даже к испорченной иконе следует относиться с благоговением.
5.22. Как поступать с найденными иконами?
– В подаренных и найденных иконах нет ничего плохого. Не стоит бояться найденной или подаренной иконы. Найденные или приобретенные вне церкви иконы следует освятить в храме. Их можно разместить среди домашних икон или подарить.
5.23. Как поступать со священными изображениями в светских журналах, газетах, на марках, упаковках для продуктов?
– Священные изображения следует оберегать от повреждений и попирания. Их нельзя выбрасывать в мусор, можно отнести в храм на сжигание в церковной печи или сжечь самостоятельно.
Православный храм — это Дом Божий, место встречи человека с Богом, «небо на земле». Наше поведение в храме должно соответствовать его святости и величию.
Все церковное здание делится на алтарь, храмовый зал и притвор. Алтарь отгорожен от храмового зала иконостасом. В алтарь ведут царские врата (центральные), а также северные и южные двери.
Женщинам запрещено входить в алтарь. Мужчины могут заходить в алтарь только по разрешению священника и то лишь через северные или южные двери. Через царские врата в алтарь входят только священнослужители.
Непосредственно к иконостасу примыкает солея — возвышенная площадка вдоль всего алтаря. Напротив царских врат находится амвон — центральная часть солеи. Без разрешения священнослужителей на амвон и солею подниматься не разрешается.
Перед тем, как войти в храм, необходимо трижды перекреститься и поклониться (обычно поясным поклоном), со словами: «Боже, будь милостив ко мне, грешному!» (также делается и при выходе из храма). Осенять себя крестным знамением нужно следующим образом: большой, указательный и средний пальцы правой руки соединяются так, чтобы концы их были сложены ровно — в знак равенства Лиц Святой Троицы, два остальных пальца — безымянный и мизинец — пригибаются к ладони. Тремя соединенными пальцами прикасаемся ко лбу, животу, к правому плечу, затем к левому, изображая крест на себе, и, опустив руку, кланяемся. Соединение трех пальцев означает нашу веру в Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого; два пригнутые к ладони пальца означают веру в то, что Сын Божий Иисус Христос имеет два естества (две природы): божественную и человеческую, Он есть Бог и человек.
Войдя в храм, следует остановиться близ дверей, вновь трижды перекреститься и поклониться (обычно поясным поклоном). Также – и выходя из храма.
Одеваться для посещения храма необходимо пристойно и опрятно, что и подобает этому святому месту. Подбирать одежду нужно таким образом, чтобы не привлекать к себе излишнего внимания. Например, мужчинам не разрешается приходить в храм в шортах и майках, а женщинам — в мини-юбках, брюках, платьях с декольте и т. п. Нужно различать, куда Вы идёте: на пляж, в театр, в спортзал или храм, который является местом особого присутствия Божия, или как ещё часто говорится, что это Дом Божий. Поэтому, нельзя не думать о своём внешнем виде. Поясним на таком примере. Вы готовитесь к встрече с человеком, от которого зависит Ваша жизнь. Подумаете Вы тогда, в какой одежде прийти к нему на встречу? Обязательно! И, конечно, эта встреча не может быть «мимоходом», раз она судьбоносна! А каждая встреча с Богом является для нас крайне важной! Как же не позаботиться о своём внешнем виде?!
Хорошо, когда женщина входит в храм с не накрашенными губами, в противном случае она не сможет в храме приложиться к святыням и иконам.
Заранее (ещё на пути к храму) необходимо отключить звук мобильных телефонов.
Курить на территории храма не разрешается. Для этого необходимо выйти за церковную ограду.
О церковной свече
Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить на подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска и парафина), стремление человека к обожению (горение свечи). Свеча выражает теплоту и пламень любви человека к Господу, Матери Божией, ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.
Горящая свеча — это символ, видимый знак, она выражает нашу горячую любовь, благоволение, к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна.
Без любви к Богу, без любви к ближнему, как к самому себе, без исполнения заповедей Господних — не нужны наши свечи! Никто не требует их от нас. Бог просит, чтобы мы любили Его всем сердцем, чтили всей душой, неуклонно исполняли Его святые заповеди и всей жизнью прославляли Его.
Его святым угодникам угодно, чтобы мы подражатели им были, как и они были подражателями Христу, чтобы мы подобны им были и со всем старанием, со всей заботливостью следовали тем, которые живут по образу угодивших Богу, и не следовали врагам Креста Христова.
Если же в нашей душе тьма беспроглядная, если наша жизнь — грех и беззаконие, что ж тут наши свечки и лампадки?! Ровно ничего!
Сердце чистое — вот лучшая жертва Богу! С сердцем чистым поставь перед образом свечку, засвети лампадку дома,— они будут угодны Ему и святым Его. И будь твоя свечка наименьшая из всех свечей в церкви, она будет угоднее Ему толстых свечей тех, о которых сказано выше. Но, повторяем, свечи и лампады сами по себе, без веры и усердия нашего, ничего не значат; никогда не забывайте этого. Не возлагайте на них никаких надежд: свечи не спасут нас, если мы сами не заботимся об этом; они не принесут милостей от Бога, если мы не возлюбим Его всей душой.
Не забывайте также, что все наши молитвы, все жертвы Господу Богу не угодны Ему, если мы в своём сердце имеем зло против кого-нибудь или находимся во вражде с ближними. Вот что сказал Спаситель наш: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Так и должно быть. Вы приходите в церковь засвидетельствовать Господу Богу свою любовь, свое благоговение; но можно ли истинно любить Господа Бога, не любя своих близких? Нет. Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего, такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.
По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то, и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, немирно живёшь,— то напрасна и жертва твоя Богу».
Преподобный Серафим, великий наш сомолитвенник Господу за живых и усопших, так пояснил великое значение свеч и лампад: «Я имею много особ, усердствующих ко мне и благотворящих монахиням Дивеевского женского монастыря. Они приносят мне елей и свечи и просят помолиться о них. Вот, когда я читаю правило своё, то и поминаю их сначала единожды. А так как, по множеству имён, я не могу повторять их на каждом месте молитвенного правила, где следует, да тогда бы и времени мне недостало на совершение моего правила, то я и ставлю все эти свечи за них в жертву Богу, за каждого по одной свече, за иных же постоянно теплю лампады; и где следует на правиле поминать их, говорю: «Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души возжёг Тебе я убогий, эти свечи и кандила (то есть лампады)». А что это не моя, убогого Серафима, человеческая выдумка, или так, простое моё усердие, ни на чём Божественном не основанное, то приведу вам в подкрепление слова Божественного Писания. В Библии говорится, что Моисей слышал глас Господа, глаголавшего к нему: «Моисее, Моисее! Рцы брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною кандилы во дни и в ноши: сия бо угодна есть предо Мною и жертва благоприятна Ми есть». Так вот почему Святая Церковь Божия приняла в обычай возжигать в святых храмах и домах верных христиан свечи и кандила (лампады), пред святыми иконами Господа, Божией Матери, святых ангелов и святых человек, Богу благоугодивших».
Как мы видим, церковная свеча — священное достояние Православия. Она — символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью. Один вид церковной свечи может вызвать в душе православного человека глубочайшие мысли о жизни и смерти, о грехе и покаянии, о скорби и радости. Много, много говорит церковная свеча и чувству, и уму верующего.
Свечи за здравие ставят на подсвечники, которые располагаются перед иконами.
Свечи за упокой ставятся на специальном подсвечнике в виде стола (называется «канун»), узнать который легко по квадратной форме и наличию малого распятия.
Зажигать свою свечу нужно от свечи, уже стоящей на подсвечнике (от лампады нежелательно), оплавить низ свечи (это делается для устойчивости, ведь когда опаляется нижняя часть свечи, расплавленный воск прочнее удерживает свечу в месте её поставления) и затем поставить в гнездо подсвечника. Если не получилось с первого раза, оплавьте низ ещё раз и снова поставьте в гнездо. Ставя свечу, следует два раза перекреститься, делая поклоны (обычно поясные), поставить свечу, еще раз перекреститься и совершить поклон. Если все гнезда подсвечника заняты, то нужно положить свечу в специальный ящичек рядом — в этом случае церковнослужители сами зажгут её позже, поставив на освободившееся место. И даже когда в день большого праздника дежурный по храму угасит вашу свечу, чтобы поставить свечу другого, не смущайтесь: ваша жертва уже принята Всевидящим Господом.
Некоторых волнует вопрос, можно ли самим потушить чужую догорающую свечу, чтобы поставить свою. Обычно этим занимаются служащие храма, и вам самим делать этого не стоит.
Обязательных правил о том, куда и сколько свечей следует ставить, нет. Покупка свечей — малая жертва Богу, добровольная и необременительная, и дорогая свеча отнюдь не «угоднее Богу», чем маленькая (вспомним хотя бы Евангельскую притчу о жертве вдовицы — Евангелие от Луки, 21-я глава, стихи 1-4). Те, кто регулярно посещают храм, обычно стараются каждый раз поставить несколько свечей: к праздничной иконе на аналое посреди церкви (в просторечии — «празднику»), к образу Спасителя или Божией Матери и на канун о упокоении усопших. Можно поставить свечку к любой иконе того святого или святых, кого вы особо почитаете, к кому особенно усердно молитвенно обращаетесь. Безусловно, желательно поставить свечу перед особо почитаемой в храме иконой (святыней).
Главное – это все же молитва. После того, как свеча установлена, вы должны помолиться, затем перекреститься и поклониться изображенному на иконе святому.
Не стоит думать, что поставленная перед иконой свеча автоматически исполнит вашу просьбу. Главное, это не зажигание свечи, а искренняя молитва Богу и ваше чистое сердце.
Если храм полон — не пробирайтесь к подсвечнику, чтобы самому поставить свечу. Уместно передать ее стоящим впереди людям. Свеча — символ пламенной молитвы, но она не должна подменять собой наше живое обращение к Богу в покаянии и смирении!
Иконы
В храмах и в домах есть иконы. На них – изображения Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых и священных библейских событий.
Слово «икона» значит «образ».
Воздаём почтение не самой иконе, а изображенному на ней лицу. Перед иконами творим поклоны и возжигаем свечи.
Иконы напоминают нам о Боге и о Его присутствии.
Если службы нет, то разрешается подойти к любой иконе, дважды осенить себя крестным знамением и дважды поклониться, приложиться к нижней части образа и перекрестившись в третий раз, поклониться.
К иконе, даже если на ней изображено несколько угодников Божиих, прикладываются однократно.
Не принято прикладываться к лику святого.
О совершении поклонов и крестного знамения
Не спеша, правильно и благоговейно совершайте крестное знамение и поклоны. Не следует креститься и кланяться одновременно: сначала надо совершить крестное знамение и только потом — поклон. Также не следует допускать беспорядочного и многократного совершения крестного знамения.
Не полагается во время богослужения самочинное падение ниц и произношение громких восклицаний. Евангелие учит скрывать от окружающих своё молитвенное настроение.
Поминальные записки
Церковная поминальная записка — это список имён живых или усопших православных христиан, которых мы желаем помянуть в церковной молитве.
Записки могут быть двух родов: «О здравии» — для молитвенного поминовения живущих на земле, и «О упокоении» — для поминовения тех, кто отошёл в иной мир.
Если над усопшим православным христианином не совершено таинство Отпевания, то это необходимо сделать, а уж затем подавать записки «О упокоении».
В записку «О упокоении» нельзя вписывать имена самоубийц.
Имена вписываются «в столбец» по одному имени на строку.
В записках «О здравии» и «О упокоении» пишутся только имена крещёных православных христиан. Имена надо писать полностью, в родительном падеже (например, Ольги, а не Олю), аккуратным почерком. Нехристианские имена (Эдуард, Октябрина и т. д.) не пишутся, а пишутся имена, которые были даны при Крещении.
Поминовение, совершаемое 40 богослужебных дней подряд, называется «Сорокоуст». Записки могут подаваться и на больший период времени, в зависимости от вашей возможности внести рекомендуемую сумму пожертвования.
Записки подаются в церковной лавке на прилавок, который именуется «свечной ящик», где на пожертвованные деньги можно также получить свечи, книги и проч.
Деньги, которые мы, подавая записку, передаем сотруднице церковной лавки (свечного ящика), являются не ценой в торговом смысле слова, а нашим пожертвованием храму Божьему. Помните, что если вы не имеете возможность внести в полном объёме рекомендуемую сумму пожертвования (или совсем не можете ничего пожертвовать) за совершение того или иного церковного таинства, за поминальную записку, свечу и т. п., то об этом необходимо сказать сотруднику церковной лавки, и всё это будет предоставлено вам за посильный для вас размер пожертвования или совсем безвозмездно!
О молитвенной тишине в храме
В храме принято знакомых приветствовать легким поклоном, отложив беседы на внебогослужебное время.
Не следует подпевать хору, чтобы не смущать стоящих рядом прихожан. За богослужением разрешается петь только тогда, когда поют все молящиеся в храме (например, «Символ Веры», «Отче наш», «Воскресение Христово видевше», «Царю Небесный»).
Зачастую, современному человеку трудно выстоять на ногах всю службу целиком, особенно если нет соответствующего навыка. Разумеется, в случае сильной усталости или плохого самочувствия христианин может позволить себе присесть, выйти на свежий воздух, но есть ряд моментов богослужения, во время которых это делать нежелательно. Например, не принято сидеть и ходить во время важнейших моментов богослужения: чтения Евангелия, на Литургии от пения «Херувимской» песни до «Отче наш», во время Причастия.
Благословение священника
Священнослужители (то есть люди, получившие через таинство Священства благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой) – епископы (архиереи) и священники (иереи) осеняют нас крестным знамением. Такое осенение называется благословением.
Когда священник или епископ благословляет нас рукой, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы IC XC, то есть Иисус Христос.
Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением.
Стоит помнить, что через целование руки священника воздаётся честь Богу, служителем Которого священнослужитель является.
Принимая благословение, следует складывать ладони рук крестообразно (правую ладонь поверх левой) и целовать правую, благословляющую руку священнослужителя. Креститься перед этим не надо.
Если в обществе находятся несколько священников (епископов), то брать благословение следует у того из них, кто находится на самой высокой иерархической ступени.
Не следует просить благословения у диаконов и простых монахов, так как они это делать не вправе. Благословлять могут только священники и епископы, а также настоятельницы монастырей в сане игумений, отличительной чертой которых является крест на груди.
Церковный этикет (формы обращения к духовенству)
1. Обращение к лицам духовного звания в официальной обстановке:
• к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси — Ваше Святейшество;
• к митрополиту или архиепископу — Ваше Высокопреосвященство;
• к епископу — Ваше Преосвященство;
• к архимандритам, игуменам, игумениям и протоиереям (протоиерей — старший священник) — Ваше Высокопреподобие;
• к иеромонахам и иереям — Ваше Преподобие;
• к протодиаконам, иеродиаконам и диаконам — Ваше Боголюбие.
Пример: «Ваше Преосвященство, благословите»или «Ваше Преподобие, благословите», и — подойти под благословение.
Но можно при встрече с носителем духовного сана приветствовать его и лёгким поклоном, не протягивая ему руки для рукопожатия.
2. В неофициальной обстановке священнослужителей принято именовать следующим образом:
• Патриарха — Святейший Владыка;
• митрополита, архиепископа и епископа — Владыка;
• священника — Батюшка;
• игумению — Матушка;
• диакона — Отец диакон.
• жену священника (диакона) принято именовать Матушкой.
Священническая иерархия
Три степени священства:
1. Диакон.
2. Священник (синонимы — иерей, пресвитер).
3. Епископ (синоним – архиерей). По степени священства все епископы между собою равны, но старейшие и наиболее заслуженные из епископов называются архиепископами, столичные же епископы называются митрополитами, т. к. столица называется по-гречески митрополией. Епископы древних столиц, как то: Иерусалима, Константинополя, Рима, Александрии, Антиохии, а с XVI века и русской столицы Москвы, называются патриархами.
Есть понятия: «Белое духовенство» и «Черное духовенство» (т. е. монашествующие).
Дорогие братья и сёстры! Относительно возникающих недоумений и вопросов есть совет: «Когда вам бывает что-то непонятно, старайтесь спрашивать у священников, и тогда не будет нелепых ошибок».
Просмотры (27721)
Иконописцы мастерской применяют древние технологии создания храмовых икон с использованием настоящих природных материалов. Подробнее прочитать о принципах работы над храмовыми иконами можно в разделе «Технологии создания икон».
Каждый заказ на создание храмовых икон мастера иконописной мастерской расценивают как новую духовную высоту — работу, которая должна привести к созданию индивидуального для храма иконографического образа при строгом следовании церковному канону.
Церковь почитает в иконе священный образ, икона есть часть Священного Предания и в этом смысле она — плод соборного сознания и соборного творчества Церкви. В то же время, икона — произведение искусства, в котором отражается эстетическое чувство художника. От глубины взаимопонимания заказчика (священника) и исполнителя (иконописца) зависит иконографический образ храма, в полноте раскрывающий его высокое духовное содержани
Лучшие образцы храмовых икон были созданы иконописцами мастерской в плодотворном сотрудничестве с представителями высшего духовенства Русской Православной Церкви. Это и создание икон для храма Успения Пресвятой Богородицы при посольстве РФ в Пекине совместно с руководителем Управления по зарубежным учреждениям Московской Патриархии, архиепископом Егорьевский Марком, и работы для Московской епархии в сотрудничестве с Преосвященнейшим епископом Балашихинским Николаем.
Мастерской во имя святого преподобного Алипия Печерского выпала большая честь сотрудничать с председателем Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви, Митрополитом Волоколамским Иларионом. С 2009 года Высокопреосвяшеннейший Владыка Иларион является настоятелем храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Спаса Преображения) на Большой Ордынке, при котором с 1991 года работает иконописная мастерская. Писать по его благословению очень ответственно, но и радостно, потому что Владыка Илларион как видный богослов принимает активное участие в разработке новых, наиболее сложных и важных иконографических образов.
26 марта 2020 года, в четверг седмицы 4-й Великого поста, Крестопоклонной, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил в Троице-Измайловском соборе Санкт-Петербурга молебен перед иконой «Спас Нерукотворный», написанной для главного храма Вооруженных сил Российской Федерации. До этого икона находилась в Николаевском морском соборе Кронштадта.
Вместе с иконой был принесен ковчег с частицами мощей апостолов Петра и Андрея Первозванного, святителя Николая Чудотворца, великомучеников Георгия Победоносца, Пантелеимона и Варвары, преподобного Сергия Радонежского, праведного воина Феодора Ушакова.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, духовенство военного благочиния во главе с председателем отдела архимандритом Алексием (Ганьжиным), настоятель протоиерей Геннадий Бартов с клиром и другие священнослужители.
«Мы помолились перед святым образом — главной иконой будущего самого большого храма Вооруженных сил России, который, как предполагается, будет освящен в начале мая, — сказал владыка Варсонофий. — Для нас большая радость, что эта икона посетила Санкт-Петербург, и все, кто имеет возможность, приходят в храмы помолиться у образа Спасителя. Мы молились сейчас о том, чтобы Господь нас покрыл Своей милостью, чтобы хранил военнослужащих, которые связывают свою жизнь с Богом. Это важно и правильно. Быть военным — великая миссия. Защищать жизнь ближних — одна из заповедей Божиих».
«Мы восхищаемся врачами, которые находятся на передовой борьбы с вирусом, — продолжил архипастырь. — Желаем им помощи Божией. Сейчас ответственное время, мы по-настоящему начинаем ценить труд врачей. Беды всю жизнь преследуют род человеческий. Первое человечество было уничтожено всемирным потопом. А после него происходили масштабные беды от войн, голода и моровых язв. Есть еще локальные беды — землетрясения, наводнения — но вот эти «три меча» всегда преследуют род человеческий, когда он уходит с истинного пути — жизни по Закону Божию. Как только человек начинает жить по заповедям Господним, кается, исправляется, беды прекращаются. Вирус, который сейчас нас посетил, земного происхождения. Врачи и специалисты ищут средство земное, чтобы ему противостоять. Но мы, верующие, должны не только на земле искать средство, но и на небе. Поэтому мы просим: «Господи, прими покаяние народов Твоих и пощади нас, а мы обещаем исправиться, жить по Твоим заповедям»».
«Наш долг — духовенства и верующих — приходить в храмы и обращаться к небу, — отметил правящий архиерей. — А врачи, светские начальники выполняют свой долг, это их обязанность — беречь, ограждать нас. Нужно выполнять все предписания врачей и руководителей страны и города, быть осторожными в это время, не подвергать опасности себя и беречь ближних».
«Благодарю всех, кто пришел на молебен. Эта икона еще несколько дней будет в Северной столице. Надо просить, чтобы Господь смилостивился над нами, Он уже не раз прощал людей, когда они каялись. Будем обращаться к Богу, к Пресвятой Богородице, Заступнице и Покровительнице России. Я думаю, они сохранят нас от большой беды. Все зависит от того, как мы будем жить. Если будем жить по Закону Божиему, то все вернется на правильный путь», — завершил проповедь митрополит Варсонофий.
После молебна была вознесена молитва о здравии во время распространения вредоносного поветрия.
31 марта в 13.00 после молебна в Николо-Богоявленском соборе образ «Спас Нерукотворный» и ковчег с частицами мощей небесных покровителей русского воинства отправятся в Петрозаводск.
Санкт-Петербургская митрополия/Патриархия.ru