Согласно легенде, первая христианская икона Божией Матери была написана самим святым апостолом Лукой. По некоторым данным этот священный образ был утрачен в Средние века, но также существует поверье, что он был привезен в Константинополь в V веке византийской императрицей и спрятан в специально построенном для него монастыре Одигон (Монастырь Панагии Одигитрии). В таком случае становится понятно, почему все копии этой старинной иконы теперь называют Одигитрия. Однако мы не знаем всей правды, стоящей за этой легендой, так же как и не знаем, как точно выглядела Божия Матерь. Все, что нам известно, это то, что есть несколько старинных икон с изображением Пресвятой Девы Марии, которые приписываются святому апостолу и евангелисту Луке.
Содержание
1. Владимирская икона Божией Матери
Владимирская икона Божией Матери – это первая христианская икона, которая приходит на ум, когда люди думают о старинных иконах Богородицы, приписываемых святому Луке. Считается, что она была привезена во Владимир из Константинополя в начале XII века и с тех пор является самой почитаемой старинной иконой Девы Марии в России. Сейчас этот образ находится в собрании Третьяковской галереи в Москве.
2. Икона Божией Матери Неустанной Помощи
Эта красивая икона XV века считается копией самого первого изображения Одигитрии, написанного святым Лукой. Согласно пергаменту, найденному вместе с иконой, она прибыла в Рим с острова Крит, где была украдена из монастыря. Икона Божией Матери Неустанной Помощи сейчас находится в церкви Св. Альфонса де Лигуори.
3. Salus Populi Romani
Известная как «Спасение римского народа», икона Salus Populi Romani – это еще один пример старинных икон Божией Матери, находящихся сегодня в Риме. Этот важный образ Богородицы с Младенцем Христом хранится в базилике Санта-Мария-Маджоре.
4. Ченстоховская икона Божией Матери
Ченстоховская икона Божией Матери, также известная как «Черная Мадонна», является одной из самых почитаемых старинных икон Божией Матери, которая, как считается, была написана святым апостолом и евангелистом Лукой на кедровом столе, сделанном Иисусом Христом. В настоящее время она находится в монастыре Ясная Гора в польском городе Ченстохова.
Стоит также отметить, что все вышеупомянутые старинные иконы Богородицы относятся к тем редким раннехристианским иконам, которые считаются чудотворными, что делает их еще более особенными и уникальными.
Ап. Лука Евангелист. Икона, 1350-1360 гг., деисусный чин иконостаса Афонского Ватопедского монастыря. С сайта ruicon.ru
Лука (+ ок. 84), апостол от 70, евангелист, сподвижник святого апостола Павла, священномученик, врач, первый иконописец
Уроженец Антиохии Сирийской . Происходил из просвещенной греческой среды, был римским гражданином. Сделался врачом. Женат не был .
Услышав о Христе, прибыл в Палестину и там горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк. 10, 1-3). После Воскресения Господь Иисус Христос явился ему и Клеопе, шедшим в Эммаус.
Принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Святой Лука присутствовал при обращении Лидии и ее домашних, сам жил у нее в доме. О нем, вместе с апостолом Павлом, Тимофеем и Силой, женщина, одержимая духом прорицательным, кричала: «Сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения» (Деян. 16, 17). Его и Тимофея не взяли под стражу вместе с апостолом Павлом и Силой вероятно потому, что они не были похожи на евреев. Когда апостол Павел ушел из Филипп, Лука остался, чтобы продолжать проповедовать Евангелие — он все ещё был там, когда Павел вновь посетил Филиппы.
Когда святой Павел покинул Грецию и отправился в Малую Азию, Лука сопровождал его до Троады. Стал очевидцем нападения на апостола Павла в Иерусалиме на ступенях Антониевой крепости и часто посещал его во время его двухлетнего пребывания в Кесарии. Затем вместе с Аристархом сопровождал Павла на пути в Рим, и вместе с ним пережил опаснейшее морское путешествие от Крита до острова Мелит во время многодневного шторма. Был рядом с Павлом и в течение тех двух лет, что тот жил под стражей в Риме. Вероятно в это время, в 62-63 годах, под руководством апостола Павла, он написал Евангелие и книгу Деяний святых апостолов . Святой Павел упоминает о нём по имени в посланиях к Колоссянам (Кол 4, 14) и Филимону (Флм. 1, 24), а также во втором послании к Тимофею, откуда видно, что когда Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (2 Тим. 4, 10). Святой Лука присутствовал и при мученической кончине апостола Павла.
После мученичества первоверховных апостолов покинул Рим и с проповедью прошел Ахаию, Ливию, Египет и Фиваиду .
Мученически окончил земной путь в городе Фивах, в Греции. Существует предание, что святого Луку распяли на масличном дереве. При этом Иулий Африкан не говорит о мученической кончине, а лишь указывает что святой Лука умер в возрасте семидесяти четырех лет, «исполненный Духа Святого» .
Предание присваивает ему написание первых икон Божией Матери. «Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет», — сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Из известных чудотворных икон Пресвятой Богородицы Предание приписывает более семидесяти икон авторству апостола Луки. Написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Св. Евангелист Лука. Русская икона
Мощи и почитание
Первоначально был погребен в Фивах. Его гробницей стала римская мраморная усыпальница, сделанная еще в дохристианские времена и, вероятно, приобретенная сразу после его кончины. Согласно местному преданию, эта гробница на протяжении нескольких веков после кончины святого Луки источала чудесное пастообразное вещество, называемое у греков «колидио», которое исцеляло болезни глаз.
В 356 году по приказу императора Константия II мощи святого Луки вместе с мощами апостола Андрея Первозванного были перенесены в Константинополь и похоронены в земле в храме Святых Апостолов бывшим главнокомандующим армии императора Константина, великомучеником Артемием.
В иконографической традиции, усвоившей святым Евангелистам символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова (Откр. 4, 7), святой Евангелист Лука стал связываться с тельцом — поскольку апостол особое внимание уделяет крестной смерти Иисуса Христа, а телец часто использовался как жертвенное животное.
В эпоху крестовых походов крестоносцы перевезли мощи в Рим и положили в базилике святого Петра. Глава святого Луки до сих пор хранится там в алтаре рядом с гробницей святого Петра.
На начало XXI века частицы мощей святого Луки имелись в трех монастырях Афона: Иверском, Дионисиевском и Пантелеимоновском. На древнем кладбище в Фивах, в церкви, справа от алтаря стояла первая гробница святого Луки — 18 октября, в день памяти святого Луки, здесь служилось всенощное бдение и литургия, проводился крестный ход от кладбищенской церкви и устраивалось великое празднество.
Св. Евангелист Лука пишет икону Богоматери
Иконы, приписываемые апостолу Луке
- На Западе насчитывается около 20 икон, приписываемых апостолу Луке, среди которых :
- Santa Maria del Popolo
- Santa Maria della Consolazione
- Santa Maria della Grazia
- Santa Maria Maggiore
Молитвословия
Тропарь, глас 5
Апостольских деяний сказателя / и Евангелия Христова светла списателя, / Луку препетаго, / славна суща Христове Церкви, / песньми священными святаго апостола похвалим, / яко врача суща, / человеческия немощи, / естества недуги и язи душ исцеляюща / и молящася непрестанно за души наша.
Кондак, глас 2
Истиннаго благочестия проповедника / и таин неизреченных ритора, / звезду церковную, Луку Божественнаго восхвалим: / Слово бо его избра, с Павлом мудрым языков учителя, / Един ведый сердечная.
Использованные материалы
- «Святой апостол и евангелист Лука», официальный календарь Русской Православной Церкви издательства Московской Патриархии на 2014 год:
- «Святой Апостол и Евангелист Лука», сайт издательского дома «Русский Паломник» по кн. мон. Нектарии (Мак Лиз), пер. с англ., Евлогите! Путеводитель по святым местам Греции, М.: Издательский дом «Русский Паломник», 2007):
- Страница календаря портала Православие.Ru:
Переложение мощей и одежд апп. Луки, Андрея, Фомы и Иоанна Богослова, прор. Елисея и мч. Лазаря в церковь Святых Апостолов в Константинополе при императоре Константине Багрянородном ок. 956-970. «Κατάθεσις ἱερῶν λειψάνων τῶν Ἁγίων Ἀποστόλων Ἀνδρέου, Θωμᾶ καὶ Λουκᾶ, τοῦ Μάρτυρος Λαζάρου καὶ τοῦ Προφήτου Ἐλισαίου», страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, «Синаксарь Православной Церкви»), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, .
«Άγιος Λουκάς ο Ευαγγελιστής», частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής,
О написании в этот период книги Деяний пишет святой Иероним Стридонский. О Евангелии же Иулий Африкан пишет, что оно было написано позднее, когда святой Лука жил в Ахаие, на севере Пелопоннеса. См. «Святой Апостол и Евангелист Лука», сайт издательского дома «Русский Паломник» по кн. мон. Нектарии (Мак Лиз), пер. с англ., Евлогите! Путеводитель по святым местам Греции, М.: Издательский дом «Русский Паломник», 2007),
Это предание отражено и в современном официальном календаре Русской Православной Церкви, . Церковный историк Епифаний, сообщает, святой Лука проповедовал в Далматии, Галлии, Италии и Македонии. См. «Святой Апостол и Евангелист Лука», сайт издательского дома «Русский Паломник» по кн. мон. Нектарии (Мак Лиз), пер. с англ., Евлогите! Путеводитель по святым местам Греции, М.: Издательский дом «Русский Паломник», 2007),
«Σύναξη της Παναγίας της Παναχράντου στην Άνδρο // Частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный Месяцеслов) —
«Σύναξη της Παναγίας της Μεγαλοσπηλαιώτισσας», частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής, ; «Чудотворная икона Великопещерная (Спилеотисса)», официальный сайт Паломнического отдела Киево-Печерской лавры,
Σύναξη της Υπεραγίας Θεοτόκου της Βουρλιώτισσας // Частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный Месяцеслов) — ; (См. «Λέγεται ότι η εικόνα είχε ζωγραφιστεί από τον Αγιο Λουκά) Сайт Ενωση Βουρλιωτών Μικράς Ασίας —
«Σύναξη της Παναγίας του Κάστρου στην Λέρο // Частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный Месяцеслов) —
«Σύναξη της Παναγίας Μαλεβής», частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής, ; «Чудотворная икона Богородицы Малеви», частный сайт гида Алексея Элпиадиса,
«Σύναξη της Παναγιάς της Μυρτιδιώτισσας στα Κύθηρα και ανάμνηση της ιάσεως του παραλύτου», частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής, . На Корфу у Панагии Миртиотиссы // Сайт храма Покрова Пресвятой Богородицы. г. Регенсбeрг РПЦЗ — ,
Σύναξη της Παναγιάς της Προυσιώτισσας στην Ευρυτανία (Παναγία η «ἐν τῷ Πυρσῷ τῆς Εὐρυτανίας») // Частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов) — .
Σύναξη της Παναγιάς της Σκιαδενής στην Ρόδο // Частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов) —
«Σύναξη της Παναγίας της Τροοδίτισσας στην Κύπρο» // Частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный Месяцеслов) —
«Ο Αρχιεπίσκοπος στον Ι. Ν. Παναγίας Φανερωμένης Νέας Ηρακλείτσας» // Сайт Афинской архипископии —
Σύναξη της Παναγίας της Χρυσορρογιάτισσας // Частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный Месяцеслов) —
Вопрос:
Сохранились ли иконы Божьей Матери, написанные евангелистом Лукой?
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
Св. Церковь с древности хранит предание о том, что св. апостол и евангелист первым написал икону Божией Матери. В стихире в празлник Казанской иконы Богоматери (22 октября) поется: «Первее написавшейся Твоей иконе, евангельских тайн благовестник, и к Тебе Царице принесенней, да усвоиши ту, и сильну соделаеши спасти чевствующия Тя, и порадовалася еси, яко сущи Милостива, спасения нашего Содетельница». Выдающийся отечественный исследователь Н.П. Кондаков в очерке, посвященном иконе Богоматери Одигитрии, на основании византийских источников писал: «Далее, предание утверждает, что икона эта была писана самим евангелистом Лукою, благословлена самою Божией Матерью — «благодать «моя с иконою сею да будет», послана затем к державному Феофилу в Антиохию и, по перенесении ея в Царьград, поставлена во Влахернском храме. Вся паутина этих преданий сплетена вокруг некоторых исторических фактов, но или разного времени, или иного порядка. Указания на древнее предание о том, что св. евангелист Лука написал икону Божией Матери, относятся еще к VIII столетию: на это свидетельство ссылались, по словам жития, и патрхарх Герман, и послание к Константину Копрониму, приписываемое Иоанну Дамаскину, и послание патриархов к императору Оеофилу. Предание это окончательно утверждается уже в IX веке» (Иконография Богоматери, т.2, М., 1998, с. 153).
Подробно об истории этих икон и о чудесах, от них бывших, можно прочитать в книгах: Е.Н. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон, М., 2002, кн. 1-2; Богородица. 2000 лет в русском и мировом изобразительном искусстве, М. 2002.
На западе также имеются иконы, которые по преданию написаны св. апостолом Лукой. Их насчитывают около 20: 1.Santa Maria Maggiore; 2. Santa Maria della Grazia ; 3. Santa Maria del Popolo; 4. Santa Maria della Consolazione и другие.
Иконы апостола Луки
31 октября православный мир празднует день памяти святого апостола и евангелиста Луки — основателя иконописи. Сам он был врачом, но услышав о Христе он прибыл из Греции в Палестину и принял учение от Самого Господа. Спаситель отправил апостола Луку на первую проповедь о Царствии Небесном еще при Своей земной жизни.
После Воскресения Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе. Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Апостол Лука делил с ним все трудности проповеднического подвига.
После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду.
В городе Фивы он мученически окончил земной путь. Согласно Церковному преданию он написал первые иконы Божией Матери. Святой Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Евангелие было написано им в 62-63 годах в Риме, под руководством апостола Павла.
Он тщательно исследовал факты, широко использовал устное предание Церкви и рассказы Самой Пречистой Девы Марии. Святой апостол написал также книгу Деяний святых апостолов в 62-63 годах в Риме. Книга Деяний — продолжение Четвероевангелия о трудах и подвигах святых апостолов после Вознесения Спасителя.
Авторству Луки по разным данным принадлежат от 10 до 70 икон. Не менее трех икон были написаны апостолом Лукой при жизни Богородицы.Согласно церковному преданию, увидев написанные Лукой образа, произнесла она: «Благодать Родившегося от Меня и Моя с этими иконами да пребудет».
Православная Церковь почитает иконы, написанные апостолом Лукой, среди которых образ: Милостивая – Киккская (находится на Кипре в Киккской обители); Ченстоховская (находится в католическом монастыре на Ясной горе близ Ченстохова); Виленская; Владимирская (написана на доске стола, за которым совершало трапезу Святое семейство); Одигитри-Смоленская; Хахульская (находилась в Гелатском Успенском монастыре близ Кутаиси; Корсунская (принесена св. равноапостольным Владимиром из Корсуни в Киев в 988 году), Иерусалимская.
Святой апостол и евангелист Лука, уроженец Антиохии Сирийской, апостол из 70-ти, сподвижник святого апостола Павла (Фил.1,24; 2Тим.4,10), врач из просвещенной греческой среды. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и здесь горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк.10,1-3). После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус.
Апостол и евангелист Лука, иконописец
Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Когда святого Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (2Тим.4,10). После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахаию, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь.
Предание усваивает ему написание первых икон Божией Матери. «Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет», – сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Святой Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Евангелие написано им в 62–63 годах в Риме, под руководством апостола Павла. Святой Лука в первых стихах (Лк.1,3) четко выразил цель своего труда: наиболее полно и в хронологической последовательности описал по порядку всё, что известно христианам об Иисусе Христе и Его учении, и тем самым дал твердое историческое обоснование христианского упования (Лк.1,4). Он тщательно исследовал факты, широко использовал устное предание Церкви и рассказы Самой Пречистой Девы Марии (Лк.2,19, 51).
В богословском содержании Евангелие от Луки отличается прежде всего учением о всеобщности спасения, совершенного Господом Иисусом Христом, о вселенском значении евангельской проповеди. Святой апостол написал также книгу Деяний святых апостолов в 62–63 годах в Риме. Книга Деяний, являясь продолжением Четвероевангелия, повествует о трудах и подвигах святых апостолов после Вознесения Спасителя. В центре повествования – Апостольский Собор (51 год по Рождестве Христовом) как основополагающее церковное событие, послужившее догматическим основанием для отмежевания христианства от иудейства и самостоятельного распространения его в мире (Деян.15,6-29). Богословским предметом книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа, осуществляемое в основанной Господом Иисусом Христом Церкви от Вознесения и Пятидесятницы до Второго пришествия Христова.
Молитвы
Тропарь апостолу и евангелисту Луке, глас 5
Апо́стольских дея́ний сказа́теля,/ и Ева́нгелия Христо́ва све́тла списа́теля,/ Луку́ препе́таго, сла́вна су́ща Христо́ве Це́ркви,/ пе́сньми свяще́нными свята́го апо́стола похва́лим,/ я́ко врача́ су́ща, челове́ческия не́мощи,/ естества́ неду́ги и я́зи душ исцеля́юща,// и моля́щася непреста́нно за ду́ши на́ша.
Кондак апостолу и евангелисту Луке, глас 2
И́стиннаго благоче́стия пропове́дника,/ и та́ин неизрече́нных ри́тора,/ звезду́ церко́вную, Луку́ Боже́ственнаго восхва́лим:/ Сло́во бо его́ избра́ с Па́влом му́дрым, язы́ков учи́теля,// Еди́н ве́дый серде́чная.
Величание апостолу и евангелисту Луке
Велича́ем тя, апо́столе Христо́в и Евангели́сте Луко́, и чтим боле́зни и труды́ твоя́, и́миже труди́лся еси́ во благове́стии Христо́ве.
Молитва апостолу и евангелисту Луке
О, святы́й Луко́, Бо́гом избра́нный и Ма́терию Бо́жиею благослове́нный, пропове́дниче по все́й вселе́нней Ева́нгелия Христо́ва, му́чениче и Апо́столе, помо́щниче все́м моли́твенно призыва́ющим тя́, помози́ и на́м, непотре́бным рабо́м Госпо́дним, я́ко мы́ по мно́гим прегреше́ниям на́шим обрета́емся во тьме́ и се́ни сме́ртней, отдале́че от Бо́га отстоя́. Чрез то́ студо́м посра́мленныя не и́мамы дерзнове́ния Го́спода моли́ти о проще́нии, призыва́ем тя́, вели́кий свети́льниче Бо́жий, я́ко пребыва́ющаго в непреходя́щем Его́ све́те, моли́ о на́с Го́спода, да поми́лует на́с.
Умоли́ Го́спода, святы́й Луко́, да обнови́т в на́с стра́х Госпо́день, о́ньже любы́ привлека́ет, а гре́х отгоня́ет. Я́ко мы́ та́ко навы́кли греши́ти по вся́к де́нь и ча́с, и во сне́, я́ко не ве́мы сло́в Го́спода: бди́те, я́ко не зна́ете часа́, егда́ хочу́ приити́, О́н же мо́жет на вся́к ча́с призва́ти на́с из сего́ привре́меннаго живота́ в ве́чный. Пробуди́ в на́с, святы́й Луко́, стра́х и прему́дрость, о ни́хже святы́й ца́рь и псалмопе́вец Дави́д рече́. Да твои́ми моли́твами получи́м покая́ния сле́зы, и́миже вси́ на́ши души́ от греха́ очи́стятся. Я́ко мы́ в духо́вной слепоте́ и дебе́лости су́ще не мо́жем пла́катися своего́ мертвеца́, си́речь сами́х себе́, мно́ги же сле́зы, пото́ки сле́з потре́бно да пролие́м за мно́жество соде́янных грехо́в.
Помози́ на́м, неразу́мным, да уразуме́ем Писа́ние, е́же ты́ са́м списа́л еси́, я́ко и́стинным ра́зумом уразуме́ем и́стинная словеса́, да бежи́м от греха́, я́ко от огня́, и вси́ си́лы приложи́м, да прибли́зит ны́ Бо́г. Да уразуме́ем, я́ко гре́х е́сть сме́рть, Бо́г же живо́т. Помози́ на́м, святы́й Луко́, да то́ уразуме́вше, очи́стимся от греха́ и пре́йдем из сме́рти в живо́т. Да бу́дет на́м Бо́г вся́ во все́м. И ны́не и во ве́ки да пребу́дем бли́з Него́. Дабы́ и на́м, я́ко ти́ с Клео́пою, егда́ путешествовали во Еммау́с, се́рдце и душа́ тре́петны бы́ша от прису́тствия Его́. Отню́дуже да сни́дет на ны́ ми́р небе́сный, к Ца́рствию Небе́сному ны́ руководящий и ра́достны ны́ творя́щий, да возмо́жем стре́лы лука́ваго, на вся́к ча́с в на́с испуща́емы, отгна́ти. С те́м же получи́м и любы́ Бо́жия, да руководи́т на́с к ве́чному Оте́честву, иде́же вси́ си́лы небе́сныя, вси́ святи́и, Ма́ти Бо́жия пред ни́ми, Ея́же благо́й ли́к в ико́не тобо́ю напи́санной, увековечен еси́. О́чи серде́ц на́ших да непреста́нно взира́ют на ту́ ле́поту и е́ю наслажда́ются, да цари́т в на́с Ца́рство Небе́сное, в ко́е ча́ем моли́твами твои́ми, святы́й Луко́, пресели́тися, егда́ на́с Госпо́дь призове́т, да та́мо ве́чно сла́вим Бо́га во Святе́й Тро́ице: Безнача́льнаго Отца́, Единоро́днаго Сы́на и Пресвята́го Ду́ха, во все́ безконечные ве́ки. Ами́нь.