Иконография праздника Успения Пресвятой Богородицы не имеет, в отличие от большинства двунадесятых праздников, основы в Священном Писании. Все события, связанные со смертью, воскрешением и последующим вознесением Богородицы основаны на апокрифических сказаниях, которые, впрочем, не противоречат православному вероучению. И, как это часто бывает, из всей доступной информации Церковь сама отбирает то, что наиболее соответствует ее Преданию и отсекает все лишнее. Точно так же обстоит дело и с иконографией.
Миниатюра из Евангелия императора Никифора II Фоки. XI в.
Композиция иконы Успения разделена мысленной горизонтальной линией на две смысловые части. В нижней присутствует тело умершей Божией Матери на смертном ложе, окруженное скорбящими апостолами. В верхней же, присутствует Христос с душой Своей Пречистой Матери на руках, окруженный торжествующими ангелами. Внизу – земная скорбь, вверху – радость будущего века. Именно так – снизу вверх — мы и попытаемся рассмотреть и «прочитать» икону Успения.
Я не ставил перед собой задачу рассмотрения всех вариантов иконографии Успения. В настоящий момент хотелось бы наметить основу этой иконографии, которая восходит ко временам, близким к 7-му Вселенскому Собору, временам, когда формировались новые иконографии и корректировались древние, согласно высокому духу отцов, богословски отстоявших иконопочитание и навсегда сформулировавшими его догмат. Этот дух, эта традиция старались не допускать в икону ничего лишнего, случайного и сомнительного.
Итак, на иконе мы видим тело Богородицы, возлежащее на одре. Одр задрапирован пурпуром. Стоит вспомнить, что в византийской традиции пурпур – исключительный символ императорского достоинства. Точно так же, как и подножие у одра – так называемая «рота», роскошно украшенная пурпурная подставка, окаймленная золотом, драгоценными камнями и жемчугом, тоже один из атрибутов императорской власти.
На некоторых иконах Успения на этой подставке стоят ещё и сброшенные пурпурные туфли Богородицы – они также являются императорской регалией. Именно так византийские художники символически отображали августейшее достоинство Царицы Небесной, и это характерно исключительно для Восточной Церкви. На Западе не очень разбирались в тонкостях византийского придворного церемониала и изображали Богоматерь с более конкретными царскими символами – короной, скипетром и т.д.
Тело Богородицы изображено в привычных одеждах. Голова окружена нимбом, и это неслучайно. Ведь согласно учению Церкви, тела наши – храмы Духа Святого и по всеобщем воскресении снова воссоединятся с душами для жизни вечной.
Вокруг одра собраны скорбящие апостолы. Апостол Петр с кадильницей в руке совершает каждение телу Пречистой. Апостол Иоанн в скорби припадает к самому одру – ведь именно ему Господь на кресте завещал заботу о Своей Матери: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин.19:26-27).
Позы и жесты апостолов говорят о тихой скорби, лишенной бурных проявлений. Тут же в толпе мы видим двух людей в святительских омофорах – это Дионисий Ареопагит и Иаков, брат Господень, присутствовавшие в доме Богоматери согласно преданию. Иногда также в иконе присутствуют церковные писатели — творцы богослужебных текстов, наиболее полно раскрывшие смысл праздника Успения. Т.е., не присутствуя при самом событии физически, они как бы созерцали его мысленным взором, что и дало им возможность так глубоко и живо его описать.
Резьба по кости. Византия. Константинополь. X в.
Над этим всем возвышается величественная фигура Христа. Чтобы подчеркнуть эту величественность, византийские изографы часто изображают Спасителя больше остальных персонажей. В руках он держит душу Своей Пречистой Матери, которая изображена в виде спеленутого младенца. Это прозрачный символ рождения в вечную жизнь. Это победа над смертью. Ведь само название праздника (успение) – по-гречески «κοίμησις» — означает «сонное состояние». Смерть христианина — это всего лишь сон, всего лишь временное состояние.
Но и просто по-человечески это очень трогательный образ: Вседержитель держит на руках Ту, кто некогда держал Его на руках в земной жизни.
Собственно, этим суть иконографии Успения Богородицы и ограничивается. Однако всегда могли быть добавлены некоторые второстепенные детали, подчеркивающие тот или иной аспект празднества и опирающиеся на различные предания либо богослужебные тексты.
Икона. Ок.1200. Новгород
Например, по одному из преданий, все апостолы со всего мира были враз перенесены в Иерусалим накануне упокоения Марии. И некоторые иконы представляют это путешествие, в котором апостолы изображены в облаках. Или добавляются некоторые бытовые детали, как то свечи у одра. Либо, символические образы, например, стамна (кувшин), что является аллюзией на гимнографию, прославляющую Божию Матерь: она опирается на ветхозаветные богородичные прообразы, каковым и является сосуд (стамна) Моисея.
Может присутствовать и сам Моисей и иные пророки, так или иначе говорившие о Божией Матери прообразами. Могут также наличествовать плачущие иерусалимские женщины или апокрифический персонаж Авфония – иудей, пытавшийся отобрать тело Марии у апостолов, чтобы сжечь его. Обычно изображается момент, когда Авфония дерзновенно протягивает к одру Богородицы руки, которые отрубает ангел.
В верхней части иконы тоже могут быть дополнительные детали – так, Христос может быть окружен символической сферой, подчеркивающей Его славу. Может быть показана сцена вознесения Богородицы ангелами и раскрытые небесные врата, что иллюстрирует «Слово на Успение» Андрея Критского: «Поднялось наддверие небесных врат, дабы принять в небесное царство… Пренебесную Дверь Божию». Деталей может быть масса, но основа всегда проста и лаконична и, согласно с буквой и духом отцов 7-го Вселенского Собора, зрительно являет описываемое событие – Успение Богородицы.
И вот эти вот лаконизм и простота часто ставят в тупик искусствоведов, посвятивших себя изучению православной иконографии. В порыве страсти эти неутомимые исследователи и искатели потаенных смыслов и глубинных пластов начинают искать в иконе некое дополнительное содержание, которое, очевидно, скрыто от профанов.
С усердием археолога искусствоведы начинают собирать некие мелкие детали и складывать из них картину, которую, казалось бы, с первого взгляда и не разглядеть. И так порой далеко заходят в своих изысканиях, что раскрытый ими «новый смысл» начинает затмевать смысл истинный. И как-то хочется тихонько взять за рукав энтузиастов-копателей и шепнуть: «Стойте, господа, куда же вы? Не потеряли ли вы основной смысл за поиском «глубинного?»
Так, например, в последние время приходится читать, что в иконе Успения присутствует литургический смысл. Конечно, Евхаристия, крестная жертва Христа является центром христианского сознания. И это, бесспорно, имеет отражение и в иконографии. Но, тем не менее, это не значит, что любая икона должна непременно говорить о Литургии.
Вот, у одного известного искусствоведа можно прочесть следующее: «В средневизантийской иконографии этой сцены ложе с телом Богоматери наглядно уподоблялось престолу, а расположение апостолов двумя группами, возглавляемыми Петром и Павлом, по сторонам ложа, — их присутствию на евхаристии и причащению под двумя видами. Христос, стоящий со спеленутой душой Марии позади ложа, являл собой образ архиерея за трапезой.
Изображение апостола Петра, кадящего перед ложем, по-видимому, соответствовало каждению Святых Даров в литургии, а образ Иоанна, припадающего к ложу Марии, — священнику, целующему престол».
В подтверждение этого утверждения, высказанного, к слову, довольно категорично, автор приводит многочисленные цитаты из богослужебных текстов, забывая контекст святоотеческих слов, посвященных Успению Богородицы. Или употребляет такой аргумент: «На литургический характер сцены Успения Богоматери иногда прямо указывало изображение пар гимнографов — Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина, представленных, например, на западной стене верхней церкви-усыпальницы в Бачкове справа и слева от этой композиции под арками, а впоследствии и в росписях XIV в».
Но ведь и Иоанн Дамаскин, и Косма Маюмский — гимнографы, авторы церковных текстов, в том числе имеющих отношение и к празднованию Успения Пресвятой Богородицы: первый написал три похвальных слова, посвященных этому празднику, а второй является автором канона праздника. Т.е. их нахождение рядом с образом Успения обоснованно именно их связью с этим празднованием, но никак не может «прямо указывать» на «литургический» характер.
Но положим, мы приняли точку зрения уважаемого искусствоведа, увлекшись авторской эрудицией и сраженные красотами византийской поэзии. Пусть смертное ложе Богоматери – это Престол, пусть Христос — это служащий архиерей, а апостолы – сослужащие с ним и готовящиеся причаститься «под двумя видами», т.е. отдельно Крови и Тела. Но зададимся простым вопросом: чью именно плоть и кровь апостолы должны потребить за данной «литургией», если на «престоле» лежат не Святые Дары, но тело Богоматери?
Здесь уже точно стоило бы остановиться и задуматься, а не слишком ли «глубоко», да и в нужном ли направлении мы копаем? Сейчас, конечно, не то время, когда малейшее недопонимание или непривычная трактовка могли вызвать ожесточенные споры и обвинения в ереси. Но все-таки, при очередной попытке изъяснить православную икону, стоило бы, наверное, проявлять большую ответственность. Это ведь в конце концов не сочинение на тему «что хотел сказать автор».
А между тем, желание досочинять, дофантазировать, «расширить» и «углубить» смысл иконы, по всей видимости, неистребимо. И сколько сил, таланта, эрудиции тратится на это желание. Печатаются книги, пишутся диссертации — и все мимо. Подлинный чистый неискаженный смысл иконы смещается на обочину или подменяется какой-то эзотерикой. И к слову об эзотерике. Наверное, не случайно помимо искусствоведов выискивать тайные смыслы в христианском искусстве очень любят всяческие оккультисты и адепты сомнительных духовных практик.
И все же, так хотелось бы, чтобы икона Успения оставалась иконой Успения, которое мы ныне празднуем.
История появления образа
Первое, что важно знать, говоря об иконе Успения, это то, что она довольно поздняя, а ее каноническая композиция датируется примерно IX веком — эпохой, когда Церковь преодолела основные ереси и окончательно зафиксировала самые важные богословские положения. Именно во времена после иконоборчества окончательно сформировались и сам праздник Успения, и его отображение в христианской живописи.
Ранние изображения были, как правило, лаконичными и малофигурными. В центре композиции располагается укрытое пурпурной тканью ложе, на котором покоится пречистое тело Богоматери. Перед ложем стоят апостолы, их позы и жесты печальны и передают общую скорбность запечатленного момента. За ложем находится фигура Христа, который склонился над телом Матери и держит в руках Ее святую душу (она всегда изображается в виде новорожденного младенца, завернутого в пелены). Над Спасителем и Богородицей летают ангелы — небесные свидетели этого славного и грустного момента.
Успение Пресвятой Богородицы. Константинополь. Мозаика монастыря Хора
Вот так незатейливо и просто изображалось Успение в далекие времена. Примером первых икон могут служить плоские рельефные изображения на тонких пластиках из камня или слоновой кости, а также книжные миниатюры — сам размер этих изделий не позволял наносить на них много элементов. А вот храмовые росписи и переносные иконы почти сразу стали своеобразным пространством, на котором древние мастера могли значительно обогащать ранее сформировавшуюся композицию.
Примерно к XIII веку сложилось окончательное сюжетное решение иконы. С тех пор оно практически не менялось. Разве что на Западе светские художники пытались предложить свои собственные варианты видения Успения, но в канонической иконописи они не прижились, и до сих пор, как православные, так и многие католические храмы украшают иконы, восходящие к древним прототипам IX века. Рассмотрим каноническое изображение более детально.
Событие Успения
Момент перехода Богородицы в Вечность в Евангелии не описан. Детали этого события известны нам из Предания и различных апокрифических источников. Вот, как оно произошло:
Богородица была предупреждена архангелом Гавриилом, что через три дня Сын заберет Ее к Себе. Пресвятая Дева ждала этой вести. Она была готова к переходу в вечность, и отведенные три дня использовала для того, чтобы проститься со всеми дорогими Ее сердцу людьми. Сразу стало понятно, что некоторых Она не сможет увидеть — например, апостолов, которые разошлись по Римской империи на проповедь. Трех дней было мало, чтоб собрать их всех, и Богородица взмолилась Сыну о помощи. На материнские молитвы Господь ответил чудом — во все края, где находились апостолы, были посланы ангелы, которые на облаках принесли их в Иерусалим к дому Пречистой.
13 век, мозаика, Санта Мария Маджоре, Рим
Настал день кончины. Мария мирно лежала на одре, сияющая тихой радостью. Вокруг нее собрались самые близкие люди. Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта, и сам Христос в окружении небесных сил приближался к своей Матери. Ее душа отделилась от тела и была принята на руки Спасителя, который забрал Ее с Собою. А на одре осталось тело, которое светилось благодатью, и казалось, будто Богородица не умерла, а лежит в мирной полуденной дремоте. На Ее лице застыла счастливая улыбка — наконец, после долгих лет ожидания Она ушла к своему Сыну.
Похоронили Богородицу в гробнице, где до этого почивали Ее родители Иоаким и Анна, а также — Её супруг Иосиф. Тело Девы Марии торжественной процессией пронесли через Иерусалим. Об этом узнали иудейские первосвященники, которые решили разогнать шествие. Но случилось чудо — христиан, провожавших Богородицу в последний путь, окружило облако, и воины, посланные первосвященниками, не смогли причинить им никакого вреда. Тогда иудейский священник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой. Раскаявшись в своей дерзости он получил чудесное исцеление и исповедал себя христианином. После погребения апостолы закрыли вход в пещеру камнем и удалились.
В процессии не участвовал апостол Фома — Господь специально попустил ему опоздать. Он прибыл в Иерусалим на третий день после похорон. Опечалившись, что больше никогда не увидит Деву Марию, он стал просить апостолов, чтоб они ему дали возможность проститься с телом. Они согласились, но когда открыли гроб, то пришли в ужас: тела в пещере не было — в нише лежали только погребальные пелены, от которых исходило райское благоухание. Апостолы были в смятении. Они вернулись домой, недоумевая и молясь Богу, чтобы Он указал им, где искать исчезнувшее тело. В этот же день вечером за трапезой апостолам явилась Богородица в окружении ангелов и приветствовала их словами: «Радуйтесь! Ибо Я с вами во все дни».
Как Успение изображено на иконе?
Успение Пресвятой Богородицы. Начало XIII в., Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва
На иконе мастера смогли изобразить почти все моменты, которые приводятся в рассказе об Успении. Задача не из легких, но иконописцы справились с нею блестяще.
Посредине иконы изображен одр, на котором покоится тело Пресвятой Девы. Как правило, он покрыт тканью багряного цвета, и это неслучайно: багрянец всегда был атрибутом императорской власти, и применение этого оттенка в случае с Богородицей указывает на Ее царское достоинство как Владычицы и Царицы Небесной. Эту же роль играют и пурпурные сандалии на ногах Девы — такую обувь могли носить только императоры Византии. В Европе, где привыкли к иным атрибутам царской власти, Марию иногда изображали в венце и со скипетром, однако вне зависимости от места написания иконы, на ней всегда подчеркивалась идея того, что Богородица обладает честью несравненно высшей, чем у самых могущественных царей.
Успение Пресвятой Богородицы. Плакетка из слоновой кости. Конец X в. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Вокруг одра расположились апостолы. Если перед нами фреска или большая икона, то число предстоящих фигур велико, если же поле иконы небольшое, то и предстоящих немного. Но в любом случае на всех изображениях присутствуют Петр и Иоанн. Петр держит в руках кадильницу и окуривает ложе Богородицы фимиамом. Иоанн же просто оплакивает Пречистую, склонившись над постелью. Вместе с апостолами иногда можно увидеть тех людей, которые так или иначе соприкоснулись с Богородицей. Например — Иоанна Дамаскина, воспевшего Пресвятую Деву в своих трудах.
Перед одром чаще всего стоит свеча, но встречается и такая композиция: на краю постели висят два отрубленных запястья, а возле самого ложа стоит человек с искалеченными руками. Нетрудно догадаться, что это Афония, который пытался опрокинуть одр, но был остановлен ангельским мечом. Кстати, чаще всего возле Афонии стоит и сам ангел, поднимающий меч на нечестивого кощунника.
Назарий Истомин. Успение Пресвятой Богородицы. Россия. XVII в. Москва. Музей-заповедник Коломенское
За одром стоит Спаситель. Он окружен мандорлой — огромным нимбом, символизирующим собою божественную славу. В руках у Него — упеленанный младенец. Это — душа Пресвятой Богородицы. Очень трогательный момент — когда-то Мария держала на руках маленького Иисуса, теперь Он прижимает к груди Ее пречистую душу. Однажды Она стала Матерью Своего Творца, а сейчас Он возносит Ее в небесные чертоги. Также рядом со Христом стоят много ангелов, которые образуют как бы процессию, растянувшуюся с Земли на Небо и с ликованием встречающую Царя и Царицу вселенной.
На некоторых иконах изображена еще одна интересная деталь — все свободное поле иконы в ее верхней части покрыто облаками, на которых можно разглядеть фигурки людей и ангелов. Таким необычным способом иконописцы изображают апостолов, которые не смогли вовремя прибыть в Иерусалим, и были в итоге чудесным образом доставлены на облаках ангелами.
Успение Пресвятой Богородицы. Монастырь Ставроникита. Афон ( Феофан Критский)
Все события, изображенные на иконе, происходят в комнате — об этом говорят схематичные силуэты колонн, окон, арок, карнизов и других архитектурных элементов. Иногда вместо богатого интерьерного фона можно увидеть просто два столба и повисшую на них ткань, парусом натянутую над собравшимися. В любом случае и ткань, и другие элементы могут быть символами как закрытого помещения, так и городских построек Иерусалима, через который проходила погребальная процессия.
Мануил Панселин. Фреска собора Протата в Карее. Афон. XIII в.
В целом же икона Успения являет собою очень важную истину — что смерть не есть тупик или бессмысленный финал для человека, что человек не прекращает свое бытие, а переходит из мира дольнего в мир Горний. Нижняя часть иконы (наполненная печальной атмосферой) перекликается с верхней ее частью (исполненной небесной славы и ликования), показывая всем нам, что путь к Небу лежит через скорби, однако в конце этого пути нас ждет Вечность — та самая, куда первой из людей переселилась Пречистая Дева Мария.
Другие материалы о празднике Успения Пресвятой Богородицы на «Фоме».
Двусторонние таблетки из собора св. Софии в Новгороде
Успение Пресвятой Богородицы. Сербия. Дечаны, XIV век
Успение Богородицы. Фреска. XIV век. Хора музей, Стамбул
Успение Пресвятой Богородицы, избранные святые в клеймах. Византия. XV в.
Успение Пресвятой Богородицы. XV в. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля
Успение Пресвятой Богородицы. Балканы. Македония. XVI в. Франция. Париж. Городской музей изящных искусств
Успение Пресвятой Богородицы. Беларусь. XV в. Москва. ГТГ
Успение Пресвятой Богородицы. Византия, XV в.
Успение Пресвятой Богородицы. Византия. XII в.
Успение Пресвятой Богородицы. Византия. XIV в.
Успение Пресвятой Богородицы. Византия. XV в. Греция. Патмос, монастырь Иоанна Богослова
Успение Пресвятой Богородицы. Византия. XV в.
Успение Пресвятой Богородицы. Греция. Афон, монастырь Хиландар. XVII в.
Успение Пресвятой Богородицы. Греция. Каппадокия. XVIII в.
Успение Пресвятой Богородицы. Греция. XVII в. США. Нью-Йорк. Метрополитен-Музей
Успение Пресвятой Богородицы. XVII в. Оружейная палата. Вознесенский монастырь Московского Кремля
Успение Пресвятой Богородицы_ Балканы. Сербия. Сопочаны_ XIII в._ местонахождение Сербия. Нови-Пазар. Монастырь Сопочаны
Успение Пресвятой Богородицы. Новгород. XIII в. Москва, ГТГ
Успение Пресвятой Богородицы. Праздничный ряд иконостаса. 1425-1427гг. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Троицкий собор
Успение Пресвятой Богородицы. Россия. Ростовская обл. XV в.
Успение Пресвятой Богородицы. Россия. Север. XVI в. СПб, ГРМ
Успение Пресвятой Богородицы. Россия. XVI в. Петрозаводск. Национальный музей республики Карелия
Успение Пресвятой Богородицы. Ростов. XVI в. Кириллов. Кирилло-Белозерский музей-заповедник
28 августа — последний летний праздник: Успение Пресвятой Богородицы. Священное Писание молчит об обстоятельствах Ее смерти и погребения. Зато красочные предания, зафиксированные в памятниках церковной живописи, сохранили для нас память об этом событии. На облаках апостолы чудесно переносятся в Иерусалим, чтобы лицезреть успение Божией Матери.
Резьба по слоновой кости «Успение Богоматери». Византия, X век. Из собрания музея Метрополитен в Нью-Йорке.
Миниатюра из рукописи литургического Евангелия в собрании монастыря Дионисиат на Афоне.
Резьба по слоновой кости «Успение Богоматери». Византия, XI век. Из собрания Государственного Эрмитажа.
Изображения Успений Пресвятой Богородицы XII века на иконах из собрания монастыря св. Екатерины на Синае в общем воспроизводят схожую иконографию.
Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове. 40-е годы XII века. Здесь иконография праздника усложняется: появляются изображения святителей, по преданию присутствовавших при этом событии (это могут быть святители Иаков брат Божий, Иерофей Афинский, Тимофей Эдесский и Дионисий Ареопагит). Кроме того, появляются изображения Небесных сил, сопровождающих Христа. На фреске Мирожского монастыря архангелы Михаил и Гавриил представлены в лоратных одеждах, как царедворцы Небесного Владыки. В архитектурных сооружениях по краям композиции помещены изображения плачущих иерусалимских жен.
Изображение Погребения Богоматери на т.н. «Златых вратах» церкви Рождества Богородицы в Суздале (XII-XIII вв.), равно как и некоторые другие более ранние памятники византийского мира, свидетельствуют о наличии целого изобразительного цикла, связанного с преданиями об Успении Богоматери. В дальнейшем различные разновременные части этого цикла, как мы увидим, будут совмещаться в пределах одного изображения… Кроме того, здесь появляется изображение нечестивого Авфонии, попытавшегося перевернуть одр Богоматери и наказанного за это ангелом.
Икона Успения Пресвятой Богородицы из Десятинного монастыря под Новгородом (в собрании Гос. Третьяковской галереи, начало XIII века) является первым из сохранившихся до наших дней русских примеров иконографии «облачного» Успения. Апостолы изображены приносимыми на облаках, в свою очередь ангелы уносят душу Богоматери на Небо.
Фреска Успения Пресвятой Богородицы западной стены церкви Богоматери Перивлепты в Охриде (ныне – Македония). Конец XIII века. Это одно из наиболее сложных по иконографии изображений этого праздника. Слева от собственно Успения находится сцена прощания Марии с иерусалимскими женами, справа – наказание Авфонии и погребение Богоматери. Из раскрытых Небесных Врат спускается целый сонм ангелов, апостолы приносятся на облаках. Интересные детали – душа Богоматери в руках Христа изображена с крыльями, кроме того, Богоматерь, на этот раз в своем земном обличье, находится еще и на отдельном облаке справа, в сопровождении ангела, и вручает свой пояс апостолу Фоме. Таким образом мы видим, что разновременные события (в частности, явление Богоматери апостолу Фоме и Ее телесное Вознесение произошло, по преданию, на третий день после Ее Успения) оказываются объединены в единое целое.
Мозаика Успения церкви Спасителя монастыря Хора в Константинополе (Кахриэ-Джами, Стамбул), начало XIV века. Выделенный красным цветом из остальных Небесных сил Херувим, вполне возможно, служит напоминанием о Херувиме, охранявшего Рай после грехопадения Адама и Евы, и знаком того, что ныне Рай открыт для праведных душ.
Фреска Успения Пресвятой Богородицы церкви св. Георгия в Старо-Нагоричино (Ныне – Македония). Первая четверть XIV века. Это одна из наиболее сложных трактовок иконографии Успения. Погребение (апостолы несут одр Богоматери) и собственно Успение оказываются совмещенными.
Авфония с отсеченными руками т.о. перемещается в центр композиции, хотя наказующий ангел с мечом остается слева вверху.
Ангелы появляются не только в окружении Христа, но и среди апостолов на земле . Апостолы приносятся на облаках, и у каждого в облаке свой «личный» ангел-путеводитель. А пониже этих облаков изображены ветхозаветные пророки, предрекшие появление Марии, вместе с символами их пророчеств.
Выше фигуры Христа – телесное вознесение Богоматери и отдание пояса апостолу Фоме. Некоторые из вышеперечисленных особенностей будут впоследствии восприняты древнерусской иконописью.
Фрагмент фрески Успения Богоматери церкви Успения монастыря Грачаница. 1320-е годы. Косово, Сербия.
Икона Успения Богоматери. Из праздничного ряда Софии Новгородской. Середина XIV века.
Фреска Успения Богоматери из церкви св. Димитрия Маркова монастыря (XIV век, ныне – Македония) – также замечательный вариант трактовки иконографии праздника. Здесь ангелы переносят Душу Богоматери в виде фигурки с распростертыми белыми крыльями в распахнутые двери Рая, а апостолы приносятся на облаках по трое, причем несущие их ангелы изображены снаружи облаков.
Икона Успения Пресвятой Богородицы. Феофан Грек (?) Конец XIV века. Оборотная сторона иконы Богоматерь Донская (в собрании Гос. Третьяковской галереи).
Фреска Успения Богоматери собора монастыря Ватопед на Афоне. XIV век.
Храмовая икона «Успение Богоматери» первоначальной деревянной Успенской церкви Кирилло-Белозерского монастыря. Начало XV века. Ныне – в собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника.
Храмовая икона «Успение Богоматери» Успенского собора Московского Кремля. Около 1479 г.
Икона Дионисия «Успение Богоматери» из Павло-Обнорского монастыря. Около 1500 г. (В собрании Вологодского музея-заповедника). Белый цвет одежд возносимой ангелами Богоматери особенность, встречающаяся в памятниках круга Дионисия.
«Успение Богоматери». Мастер Феофан Критский. Икона середины XVI века из праздничного чина монастыря Ставроникита на Афоне.
Икона XVI века Успения Пресвятой Богородицы из Успенской церкви Кеми (в собрании ГРМ) – один из поздних образцов «сложной» иконографии праздника. За святителями слева изображены праотцы Авраам, Исаак и Иаков, а также св. царь Давид (в данном случае они изображены как предки Богоматери), подчеркнуто «многослойно» изображение Небесных Сил, окружающих Христа. Уникальные для иконографии Успения особенности в этой иконе – изображение Небесного Иерусалима вверху и образ Ветхого Днями – возможно заимствованы из икон Страшного Суда того же времени.
Фреска Успения Пресвятой Богородицы келии св. Стефана на горе Афон. Конец XVII века.
Болгарская икона XIX века Успения Богоматери. От некогда многосложной композиции с летящими апостолами осталось лишь явление Богоматери апостолу Фоме.
Современная греческая Успения Пресвятой Богородицы.