Из глубины воззвах к Тебе, Господи!
св. Иаков Персянин.
На днях некто сказал мне, что модернисты и «церковные либералы» гораздо активнее, харизматичнее и пассионарнее, нежели православные. Я не понял этого человека, и не понимаю до сего момента.
Модернисты непрестанно — начиная с B. C. Соловьева — выдвигают бессмысленные положения и абсурдные обвинения против Православия. Я согласен с тем, что это тяжкий труд, одушевленный некоей идеей, окрашенный страстью к словопрениям и враждой против истины. Блж. Августин писал о «беспокойной горячности» еретиков следующее: «Хам же, имя которого в переводе значит «горячий»… означает род еретиков, пылающий духом не мудрости, а нетерпения, которым обыкновенно воспламеняются страсти еретиков и возмущают мир святых» (Августин блж. О Граде Божием // Творения. Киев, 1907. Часть 5. С. 138-139).
Дух мудрости и дух нетерпения не поддаются взаимному сопоставлению. Поэтому никак невозможно сравнить активность еретиков-модернистов с православными действиями. Их духовность ничего не имеет общего с христианской духовностью. Так же и беспокойная горячность еретиков несравнима по величине или по степени с ревностью о Христе.
Для ереси и Православия нет никакой общей меры.
Сравнивать себя с модернистами весьма опасно. Мы уже сталкиваемся с рассуждением: если 10 статей в защиту Православия — это хорошо, то 100 — в десять раз лучше. Но это значит не понимать самой сути православного действия. Здесь аргументы надо взвешивать, а не подсчитывать. И не только одна книга может быть весомее сотен других книг, но даже само молчание может оказаться сильнее всех выступлений.
Пророк Амос говорит: «Разумный безмолвствует в это время, ибо злое это время» (Ам. 5:13). Св. Ефрем Сирин так толкует эти слова Пророка: разумный богач «освободит себя от саждения и созидания, приобретет же душу свою покаянием, и наздаст себя милостынями» (Ефрем Сирин св. Толкование на книгу пророчества Амоса// Творения: В 8-ми томах. Сергиев Посад, 1901. Т. 6. С. 131).
Этим самым различается между тем, что можно делать всегда, и тем, для чего нужно подходящее время. Совершать дела милосердия нужно всегда, а созидание и насаждение требует подходящего времени и условий.
Так почему — без всякого рассуждения и основания — мы уверены, что способны исправить ситуацию, сделав то-то и то-то, написав статью или сотни статей и книг, собрав круглый стол или сотни «столов» и конференций? Почему мы заведомо считаем, что ситуация поправима: «все не так уж плохо»?
А я вижу, что болезнь мира неизлечима и, во всяком случае, превышает наши средства для уврачевания. Я пытаюсь этого не видеть, я не хочу это понимать, но не могу.
Я вижу и другое. Те, кто призывает действовать, потому что «надо что-то делать», потеряли веру в то, что делают они сами. Они утратили веру в собственный успех, и поэтому безразлично относятся к успеху или неуспеху других. «Надо что-то делать»? Не «что-то», а то, что должно.
В чем успех и в чем неуспех? Успех в том, чтобы сказать правду. Поражение — сказать не всю правду. Но откуда такая смелая задача: сказать всю правду? От страха Божия. Поскольку мы помним, как наказаны Анания и Сапфира, утаившие из цены и лишь некоторую часть принесшие к ногам Апостолов (Деян. 5:1-10).
Насколько трудно сказать всю правду, до конца, до последней капли! Трудно даже желать этого. Сердце с трудом переносит эту жажду правды. Если это действительно желание правды, то оно трансцендентно. Это любовь к Богу, превосходящая и побеждающая все мирское и здешнее.
«Православные страдают слабостью воли», — сообщил мне мой собеседник. Воли не хватает? Да в воле ли дело! Не в направлении ли ее? Того ли мы желаем? Потому что одной силы желания здесь мало.
Что же ты предлагаешь, спросят меня: ничего не делать?
Я лишь не хочу забывать о том, что центром христианской деятельности является надежда на Бога и вера в Бога. Разве христианская вера и надежда есть проявление апатии и бездействия? С каких это пор?
В чем наша надежда и вера: в том, что мы надеемся, что все не так плохо, как кажется? Или мы надеемся на Бога, всесильного и всемилостивого, даже в безвыходных для нас ситуациях? Это разная надежда.
Вера в то, что Бог Всемогущ, побуждает нас положиться на волю Божию. Но чтобы положиться на волю Божию (относительно судеб мира, народов, царств), надо сначала ее познать!
Надо знать положение вещей, а не желать его знать — глупость.
Надо верить в Бога, верить, что только Он действует и побеждает. А не верить этому нельзя.
Мы не можем остановить тысячу и одну ересь, выступающую под единым флагом модернизма. Мы не можем восстановить Христианскую государственность. Мы понимаем, что эти и другие наши бедствия — результат Божия суда над Россией и Русской Церковью.
В этом отношении мы бессильны пред злом. Все плохо — и хуже, чем мы способны осознать. Но разве признание в этом — признак слабости, капитуляции, бездеятельности? Вовсе нет. Это сила, а не слабость, потому что, оставив опору на свои силы и на «все не так уж плохо», мы переходим к надежде на Бога и к вере в Одного Бога.
Признав, что болезнь неизлечима, мы обращаемся к Тому, Кто победил саму смерть. «Когда я немощен, тогда силен», — говорит Апостол (2 Кор. 12:10). Св. Иоанн Златоуст принимает эту немощь и одобряет: «В немощах наших обнаруживается сила Божия, и я тогда бываю силен. Ибо тогда наипаче действует благодать Божия. «По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2 Кор. 1:5). Где скорбь, там и благодать; а где благодать, там и утешение и сила к подъятию скорби» (Феофан Затворник св. Толкование посланий св. Апостола Павла. Второе послание к коринфянам. М., 1894. С. 414).
Возвестивший о своей немощи Апостол говорит в другом месте: «Все .могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:13). Что такое «все», что может Апостол и всякий христианин?
Св. великомученик Иаков Персянин претерпел ужасные мучения, ему были отрезаны все конечности, и в этом страдании он молился:
Свят, свят, свят Ты, Бог Вседержитель, Отец и Сын и Святый Дух, восхваляемый Херувимами и прославляемый Серафимами и славимый всем небесным воинством и всякою тварью, Бог живых и мертвых. Помоги мне, еле живому, потому что все мои члены отрезаны и тело мое лежит, как мертвое, и только чуть-чуть теплится во мне жизнь: я не имею ног, на которых бы стоял пред Тобой, Господи; не имею рук, которые воздевал бы, молясь Тебе, Владыке моему; не имею колен, на которые мог бы припасть, поклоняясь Тебе, моему Создателю: руки, ноги, плечи и голени отсечены у меня, и я повержен пред Тобою, Владыка, как развалившийся храм, или дерево без ветвей; посему умоляю Тебя, Человеколюбче, не оставь меня до конца, но избавь из темницы душу мою.
Вот «всё», что может христианин совершить верой: дать Богу действовать в себе могущественно (Кол. 1:29).
Роман Вершилло
СМЕРТЬ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ
(Усекновение главы Иоанна Крестителя) (Матфей, 14:10-11; Марк, 6:27-28; Лука, 3:19-20, 9:7-9)
(27) И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. (28) Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.
(Мк. 6:27 – 28)
Рассказ Марка об убиении Иоанна Крестителя приводится им не только для того, чтобы оправдать вначале мельком оброненное замечание: «После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею» (Мк. 1:14) и объяснить ранее приведенные слова Ирода: «Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил» (Мк. 6:16), — это в сущности «рассказ о страстях» Предтечи Иисуса, который своей мученической смертью предвозвестил страдания и смерть самого Иисуса. Марк как бы специально акцентирует внимание на том, что Ирод и Иродиада сделали Иоанну. Возможно, приводимые Марком подробности должны были пробудить в читателях мысли о другой «параллели», а именно о конфликте Илии с Изавелью, женой Ахава, седьмого царя Израильского, грозившей смертью пророку Илие; позднее Иисус назовет Иоанна Илией (Мк. 9:11-13; ср.: 3 Цар. 19:1-2).
Марк объясняет, что Ирод самолично приказал схватить и заключить Иоанна в темницу. Об этой темнице упоминает Иосиф Флавий, говоря, что она находилась во дворце-крепости Ирода, высившемся на северо-восточном берегу Мертвого моря. Таким образом, зал, где проходил пир, и место, где содержался Иоанн, были близко друг от друга. Потому не столь неправдоподобно изображают художники акт казни Иоанна Крестителя, когда помещают это действие в непосредственной близости — если на одной картине, то это происходит в соседних помещениях — от зала, где пирует Ирод (Рогир ван дер Вейден).
Рогир ван дер Вейден. Смерть Иоанна Крестителя (после 1450). Алтарь Иоанна Крестителя («Алтарь Мирафлорес»). Берлин-Далем. Картинная галерея Государственного музея.
Иногда оба события — пир и казнь — художник помещает в одном зале — там, где пирует Ирод (Бассано).
Чаще же сцена происходит в темнице или на тюремном дворе: изображены тюремная камера, виселица (Джованни ди Паоло). Иоанн стоит на коленях (он может молиться), в руках у палача обнажаемый (Карель Фабрициус (?)) или уже обнаженный меч (Бассано), он занесен над головой святого (Мазаччо). Может изображаться момент сразу после отсечения головы: из тела льются потоки крови, а слуга кладет голову на блюдо, чтобы отнести ее Саломее (Джованни ди Паоло). Поразительный шедевр, при созерцании которого зрителя охватывает ужас, создал Караваджо (Караваджо; он подписал картину: «f michela…» — кровью, вытекшей из тела Иоанна).
Караваджо. Усекновение главы Иоанна Крестителя (1608). Ла Валетга (Мальта).
Собор Сан Джованни (Музей Иоанна Крестителя).
Почти все художники следуют евангельскому рассказу и отсеченную голову вручают Саломее (Рогир ван дер Вейден) либо изображают, как та преподносит ее своей матери Иродиаде, как об этом и сказано у Марка (Дюрер),
Альбрехт Дюрер. Саломея, принесшая голову Иоанна Крестителя. Гравюра (1511).
реже — Ироду, который, как правило, с ужасом взирает на это зрелище (Андреа дель Сарто, его картину см. ПИР ИРОДА): Марк отмечает, что сам Ирод с симпатией относился к Иоанну («Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его». — Мк., 6:20; нерасположенность Ирода к убийству Иоанна — еще одна параллель к Страстям Иисуса Христа: не расположен был и Пилат казнить Иисуса). Деталь, которой нет в Евангелии, но которая нередко изображается европейскими художниками, — Иродиада прокалывает голову или язык Иоанна ножом или шпилькой.
Великолепный образец живописной трактовки этого сюжета дал Рогир ван дер Вейден на своем Алтаре Иоанна Крестителя («Алтаре Мирафлорес»). Этот сюжет занимает правую створку Алтаря и композиционно построен так же, как его центральная часть — «Крещение Христа» и левая — «Рождение Иоанна Крестителя» (детальное их описание см. КРЕЩЕНИЕ ХРИСТА; РОЖДЕНИЕ И НАРЕЧЕНИЕ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ). На переднем плане палач с отсеченной головой Иоанна Крестителя; он кладет ее на блюдо, которое держит Саломея. Оба они — палач и Саломея — отвернулись в разные стороны, чтобы не видеть ужасного зрелища мертвой головы. На заднем плане зал, где пируют Ирод с Иродиадой; там Саломея, преклонив колени, преподносит голову Иоанна Крестителя на блюде Иродиаде. Главный эпизод помещен как бы на авансцене, которую, как и в двух других сюжетах этого Алтаря, обрамляет готический портал, на двух колоннах и двух консолях которого изображены четыре Апостола, а в архивольте — шесть эпизодов из жизни Иоанна Крестителя. Эпизоды эти таковы (слева направо): разговор Иоанна Крестителя с фарисеями (по-видимому, иллюстрация — Ин. 1:19—28); последнее свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе Христе перед учениками (Ин. 3:23—36); обличение Ирода (Мк. 6:18); заточение Иоанна Крестителя в темницу (Мф. 14:3—5; Мк. 6:17—20; Лк. 3:19—20); ученики, пришедшие к темнице, где был заточен Иоанн Креститель. Таким образом, то, что изображено в главной сцене, является непосредственным продолжением рассказа, проиллюстрированного сценами в архивольте.
Собака, изображенная при входе в зал, где пирует Ирод и куда Саломея принесла голову Иоанна Крестителя, считавшаяся на Востоке животным нечистым, символизирует в данном случае нечестивость пирующих. Двое скорбящих мужей, изображенные при входе во дворец, справа от палача, — по-видимому, те самые ученики Иоанна Крестителя, приходившие ранее навестить учителя (сцена в архивольте), а теперь ожидающие забрать тело Иоанна Крестителя (Мф. 14:12).
Нередко встречается изображение одной лишь Саломеи, держащей блюдо с головой Иоанна (Дольчи, Луини).
Бернардо Луини. Саломея, держащая голову Иоанна Крестителя. (1520). Париж. Лувр.
Великолепна картина Лукаса Кранаха Старшего «Саломея» с такой трактовкой сюжета.
Лукас Кранах Старший. Саломея (ок. 1530). Будапешт. Музей изобразительных искусств
Это одно из характерных для творчества Кранаха изображений красивых и элегантных дам. Художник и его мастерская не справлялись с выполнением заказов на их исполнение — столь велик был спрос. При том что менялись имена красавиц и предметы в их руках, игравшие роль атрибутов, благородно сдержанное выражение лиц, как у Саломеи, оставалось постоянным. Саломея на этой картине имеет большое сходство с конкретным лицом — герцогиней Сидонией фон Саксен, на что указал Г. Циммерман (Zimmermann H.). (Ср. с очень схожим по композиции эрмитажным «Женским портретом», в котором узнаются черты Сибиллы фон Клеве, невесты курфюрста Иоганна-Фридриха Саксонского, в доме которого, как известно, Кранах был в свое время воспитателем.)
В Средние века и в эпоху Возрождения распространены были изображения одной только головы Иоанна Крестителя — этот образ считался имеющим целительную силу.
ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ:
Джованни ди Паоло. Усекновение главы Иоанна Крестителя (середина XV века). Чикаго. Институт искусств.
Якопо Бассано. Усекновение главы Иоанна Крестителя (вторая половина XVI века). Копенгаген. Государственный художественный музей.
Пьетро Марискальки (Ло Спада). Саломея с головой Иоанна Крестителя перед своей матерью и царем Иродом (XVI век). Дрезден. Картинная галерея.
Мазаччо. Усекновение главы Иоанна Крестителя (20-е годы XV века). Берлин-Далем. Картинная галерея Государственного музея.
Лукас Кранах Старший. Саломея (ок. 1530). Будапешт. Музей изобразительных искусств
Караваджо. Усекновение главы Иоанна Крестителя (1608). Ла Валетга (Мальта). Собор Сан Джованни (Музей Иоанна Крестителя).
Неизвестный мастер школы Рембрандта. Усекновение главы Иоанна Крестителя. Москва. ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Альбрехт Дюрер. Саломея, принесшая голову Иоанна Крестителя. Гравюра (1511).
Рогир ван дер Вейден. Смерть Иоанна Крестителя (после 1450). Алтарь Иоанна Крестителя («Алтарь Мирафлорес»). Берлин-Далем. Картинная галерея Государственного музея.
Бернардо Луини. Саломея, держащая голову Иоанна Крестителя. (1520). Париж. Лувр.
Усекновение главы Иоанна Предтечи – праздник, который Православная Церковь чтит и празднует 11 сентября (29 августа по старому стилю).
Святая Церковь чтит Иоанна Предтечу выше всех святых после Богоматери.
Содержание
Усекновение главы Иоанна Предтечи: как это было
О мученической кончине Предтечи Господня в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелия от Матфея (Мф. 14:1-12) и Марка (Мк. 6:14-29). Однако Священное предание Апостольской Церкви сохранило некоторые подробности этих событий, происходивших незадолго до Распятия и Воскресения Христова.
После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею. У него была законная жена, дочь аравийского царя Арефы. Ирод оставил ее и сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата. Пророк Иоанн неоднократно обличал его, но царь не посмел причинить ему зла, так как почитал Иоанна Крестителя как пророка и боялся народного гнева. Все же святой Иоанн Креститель был посажен в темницу царем Иродом (Лк. 3, 19-20).
В день своего рождения Ирод устроил богатый пир, на котором перед гостями плясала Саломия, дочь Иродиады. Она так угодила этим Ироду, что он поклялся перед гостями дать ей все, чего бы она ни попросила. Саломия пошла к матери за советом. Иродиада научила дочь просить голову святого Иоанна Крестителя. Ирод опечалился: он боялся гнева Божиего за убийство пророка, но не мог нарушить неосторожной клятвы.
Иоанну Крестителю отрубили голову и отдали Саломии. По преданию, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Неистовая Иродиада исколола язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте. Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода. Тело святого Иоанна Крестителя взяли его ученики и погребли его.
Божий гнев обрушился на тех, кто решился погубить пророка. Саломия переходила зимой реку Сикорис и провалилась под лед. Она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери — жены Ирода четверовластника — двинул свои войска против нечестивого царя и нанес ему поражение. Римский император Гай Юлий Цезарь Калигула (37-41 гг.) в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.
Через много лет после казни Иоанна Крестителя, когда земля, в которой покоился сосуд со святою главой Предтечи, перешла в собственность благочестивому вельможе Иннокентию, этот сосуд был обретен при строительстве церкви, Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим при этом чудесам и знамениям. Но перед своей кончиной, боясь, как бы святыня не была поругана иноверцами, он снова скрыл ее в том же месте.
Прошло много лет, церковь, построенная Иннокентием, пришла в запустение. Во время правления императора Константина Великого двум инокам, пришедшим на поклонение в Иерусалим, дважды явился святой Иоанн Креститель и указал место нахождения своей честной главы. Откопав святыню, иноки положили ее в мешок из верблюжьей шерсти и отправились домой, но по дороге встретили незнакомого горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Тогда горшечнику явился сам Предтеча и велел бежать от нерадивых иноков вместе с ношей. В семье горшечника честная глава хранилась и передавалась из поколения в поколение в запечатанном сосуде, пока ею не завладел священник Евстафий, зараженный ересью арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Когда же его кощунство открылось, он бежал, закопав святыню в пещере близ Емессы, надеясь впоследствии снова забрать ее. Но Бог этого не допустил. В пещере поселились благочестивые иноки, и возник монастырь.
В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу святой Иоанн указал в видении место сокрытия своей главы, и она была вновь обретена. Святыню перенесли в Емессу, а затем в Константинополь. Праздник первого и второго чудесного обретения главы Иоанна Крестителя отмечается Церковью 8 марта (24 февраля ст. ст.).
Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года. Когда в Константинополе возникли волнения, связанные со ссылкой святителя Иоанна Златоуста, глава святого Иоанна Крестителя была унесена в Емессу, а оттуда, во время набега сарацин (около 810-820 гг.), — в Команы, где была спрятана позже, во времена иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания Патриарху Игнатию (847-857) ночью на молитве было указано место, где хранилась честная глава. Святыня снова была обретена в указанном патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне. Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи — 7 июня (25 мая ст. ст.).
В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.
Иконы Усекновения главы Иоанна Крестителя
Картины с сюжетом Усекновения головы Иоанна Предтечи
Иоанн Предтеча перед Иродом. Mattia Preti. 1665
Густав Моро. Саломея
Василий Худяков. Усекновение головы Иоанна Предтечи. 1861
Якопо да Понте. Усекновение главы Иоанна Предтечи
Джованни Батиста Тьеполо. Усекновение главы Иоанна Предтечи
Пьер Сесиль Пюви де Шаванн. Усекновение главы Иоанна Предтечи. 1869
Месть Иродиады. Картина Хуана Фландеса
Усекновение главы Иоанна Крестителя. Караваджо. 1608
Саломея. Лукас Кранах Старший. Ок. 1530
Гвидо Рени. Саломея с головой Иоанна Крестителя
Молитвы праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи
Песнопения праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи в исполнении хора храма свт. Николая в Кузнецкой слободе (г. Москва)
https://media.pravmir.ru/mp3/usekn.mp3
Стих: Из глубины воззвах к Тебе, Господи, * Господи, услыши глас мой.
Рождеству сотворяему безстуднаго Ирода, скверныя плясавицы исполняшеся сложение клятвы:
Предтечева бо глава, отсекшися, яко снедь, ношашеся на блюде возлежащим.
О, пира мерзка, непреподобна деяния и убийства исполнена!
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.
Стих: Да будут уши Твои * внемлюще гласу моления моего.
Рождеству сотворяему безстуднаго Ирода, скверныя плясавицы исполняшеся сложение клятвы:
Предтечева бо глава, отсекшися, яко снедь, ношашеся на блюде возлежащим.
О, пира мерзка, непреподобна деяния и убийства исполнена!
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.
Стих: Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит * яко у Тебе очищение есть.
Пляса ученица вселукаваго диавола и главу твою, Предтече, мзду взят.
О, пира, исполнена кровей!
Лучше бе не клятися, Ироде беззаконне, лжи внуче.
Аще ли же и клялся еси, но не о добре клялся: лучше бе солгавшу жизнь получити, неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути.
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.
Стих: И мене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое * упова душа моя на Господа.
Пляса ученица вселукаваго диавола и главу твою, Предтече, мзду взят.
О, пира, исполнена кровей!
Лучше бе не клятися, Ироде беззаконне, лжи внуче.
Аще ли же и клялся еси, но не о добре клялся: лучше бе солгавшу жизнь получити,
неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути. Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.
Стих: От стражи утренния до нощи, от стражи утренния * да уповает Израиль на Господа.
Не подобаше ти, о Ироде, прелюбодеянию обличителя, ради рачения сатанинска и разжжения неистовнаго блуда смертию осудити.
Не подобаше ти того всечестную главу пребеззаконной жене ради клятвы плясания предати бедне.
О, како дерзнул еси таково убийство совершити!
Како же не опалися скверная плясавица, посреди пира на блюде носящи сию?
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.
Стих: яко у Господи милость и многое у Него избавление * и Той избавит Израиля от всех безаконий его.
Не подобаше ти, о Ироде, прелюбодеянию обличителя, ради рачения сатанинска и разжжения неистовнаго блуда смертию осудити.
Не подобаше ти того всечестную главу пребеззаконной жене ради клятвы плясания предати бедне.
О, како дерзнул еси таково убийство совершити!
Како же не опалися скверная плясавица, посреди пира на блюде носящи сию?
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.
Стих: Хвалите Господа, вси языцы * похвалите Его, вси людие.
Паки Иродиа бесится, паки смущается.
О, плясания льстивна и пира с лестию!
Креститель усекашеся и Ирод смущашеся.
Молитвами, Господи, Твоего Предтечи, мир подаждь душам нашим.
Стих: Яко утвердися милость его на нас * и истина Господня пребывает вовек.
Паки Иродиа бесится, паки смущается.
О, плясания льстивна и пира с лестию!
Креститель усекашеся и Ирод смущашеся. Молитвами, Господи, Твоего Предтечи, мир подаждь душам нашим.
Статьи о празднике Усекновения главы Иоанна Предтечи
- Усекновение главы Предтечи: церковные традиции и околоцерковные суеверия
- Усекновение главы св. Иоанна Предтечи: песнопения праздника
- Усекновение главы святаго пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Что поется в этот день на службе
- Усекновение. Ирод, Иродиада, Саломея: кто виноват? Размышления к празднику
- Общество Иродова безумия
- Разве Усекновение главы Иоанна Предтечи — может быть праздником?
Проповеди на праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи
- Митрополит Сурожский Антоний. Нет судьбы более величественной и более трагичной — усекновение главы Иоанна Крестителя
- Протоиерей Валериан Кречетов. Проповедь на усекновение главы Иоанна Предтечи
- Святейший Патриарх Кирилл. Только сильные люди любят слышать о себе правду
Проповедь Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины (на украинском языке)
Иоанн Креститель является самым известным и любимым Божьим угодником, которого также почитают, как и Пречистую Деву Марию. Вот это и объясняет, почему у этого святого существует несколько дней почитания: в январе седьмого числа, двадцать четвертого февраля, двадцать пятого мая, двадцать четвертого июня, двадцать девятого августа, двадцать третье сентября, и двенадцатое октября.
Дорогие Братья и Сестры, будем очень рады, если Вы подпишитесь на нашу группу в вк, там Вы найдете еще больше молитв, икон и прочей интересной информации, вот адрес ссылка — православная группа! Или же наша православная группа в одноклассниках! Также рады напомнить, что на страницах нашего православного магазина Вы можете найти все возможные православные товары!
Молитва Иоанну Крестителю
В большинстве случаев молитву Святому Иоанну Крестителю произносят для:
• Понимания своих недостойный дел и их возникновение;
• Просвещение заплутавших;
• Обращение к Господу неверующих, некрещеных и общинников;
• Для поддержке людям отбывающим наказания;
• Для получения прощения грехов;
• Для хорошего урожая.
Горячие мольбы к божественному образу Предтече помогут усилить веру и подарят помощь в сложное время.
Иоанн Пророк, Креститель считается святым предвестником и Спасителем, рождение которого явило собой новую ступень в развитии христианства. Бытие Иоанна стало образцом для всех верующих, потому как в нем милость Господняя постоянно одерживала верх над нечистым, чтобы рассказать миру о могуществе вероисповедании, и благодаря чему преодолевается все трудности в достижении поставленной цели, ведущей к добру и терпению.
Святой лик Иоанна Крестителя
Икон Крестителя существует в христианском мире очень много, однако оригинал святого изображения Иоанна Предтече, обладает вот какими неповторимыми штрихами:
• Человек еврейской внешности, немолодой, довольно худощавого телосложения, немного смугловатый, с маленькой чернявой бородой, заплетенной в косу, и густые волнистые черные волосы;
• Его одежда сшита из довольно грубого материала — из шерсти верблюда, и подпоясывался он ремнем из кожи;
• В большинстве случаев Крестителя изображают не в полный рост, а по пояс и всегда лицом к обратившемся;
• Изображается Иоанн с одной поднятой рукой, благословляющей молящегося, а в другой — держащий пергамент, содержащий священную молитву, ведущей к исповедованию;
• И на одном плече он держит длинную трость, которая является целью жития в безлюдной пустоши и несет в себе смысл видение о Небесном Спасителе.
Лик Иоанна Предтечи считается образцом христианского жития, наполненного терпением и раскаяньем, с которого должны брать пример всякий православный верующий, чтобы понять Господнее Слово и узнать его святую милость. Дорогие Друзья, напоминаем Вам, что у нас можно
купить икону Иоанна Крестителя очень недорого!
Чудеса, свершенные иконой Иоанна Крестителя
Несколько историй чудесных избавлений от недугов по мольбам перед иконой Иоанна Пророка, поделилась одна женщина. В двух случаях ей назначили операцию на главе.
«Зимой в январе я поскользнулась и упав больно стукнулась головой об землю. Сделав необходимые анализы мне сказали результат: Обнаружено повреждение лобной кости, костный мозг ничем не защищен и в придачу сотрясение мозга. Такой диагноз сказали в двух больницах: в Первой городской и Пятидесятой клиники. Мне назначили операцию, но ехать в больницу я отказалась. В конце января я поехала в церковь святых апостолов Петра и Павла друзья из этого храма рекомендовали мне помолиться перед иконой Иоанна Крестителя с венцом. В монастыре мне поведали, что этот лик лишь не так давно вернули сюда домой. С большими усилиями я подошла к обительской церквушке. Произнесла прошение пред иконой и преклонилась перед ней и венцом, потому как я не ведала, что его надо надеть на себя. И сразу после этого я почувствовала себя гораздо лучше. Назад я вернулась своим ходом. Утром следующего дня мне сделали компьютерный рентген головы. И результат все поверг в шок, на снимке и в помине не было трещин в лобовой кости.
Второй раз Иоанн Креститель пришёл мне на помощь в апреле двухтысячного года. Когда у меня обострился хронический гайморит, а обычное лечение не помогло, мне делали два прокола носовой пазухи, я пила двойную дозу антибиотиков, а результата было ноль, и мне назначили лечение с помощью операционного вмешательства. Перед днем операции я решилась снова наведаться в Иоанно-Предтеченскую обитель помолиться у святых мощей Иоанна Крестителя. Я произнесла акафист преподобному, и приклонилась к лику с венцом. На утро следующего дня операцию отменили, потому что результаты обследования показывали, что операция не требуется.
Летом в 2002 году пришла девушка и поведала инокине монастыря о чудесном выздоровлении «У меня диагностировали опухоль головного мозга и мне назначили операцию для того чтобы эту опухоль вырезать, операция должна была проходить с разрезанием черепа. Я честно признаюсь, никогда особа не верила в Господа. Однако я решила, что терять мне нечего и послушав совета друзей, я поехала в монастырь и преклонилась перед чудодейственном образом Святого Крестителя. На следующий день я сдавала анализы перед предстоящей операцией, и они показали невероятное — опухоль не исчезла. Доктора отказывались в это верить.
Значение молитвы перед иконой Иоанну Крестителю
Посланник Господа Иоанн, взаправду известен, как и проситель и защитник всего человечества. Он предстает пред Всевышним за всех верующих, которые возносят ему мольбы.
Считается, что каждый второй день недели является днем Святого, и в этот день рекомендуют возносить песнопение посвященное этому преподобному, разрешается даже читать не полностью весь текст, а только его часть. И Святой Провидец Креститель будет защищать вас всегда.
Песнопение, посвященное Иоанну Предтече, считается одной из самых мощных молитвословий. Креститель является не обычным Святым, а тем, кому воздают молитвы сразу после Всевышнего и Небесных Хранителей. Самым известным из молитвенных обращений, с помощью которого обращаются за помощью к Иоанну Предтече считается акафист.
Акафистом является довольно сильный святой текст, который может оказать помощь христианам в любой момент. Когда у вас внутри бушует ураган и вы желаете обрести душевный покой и сочувствие, то вам на помощь придет песнопение, посвященное Иоанну Крестителю.
Сперва верующие подают молитвы Иисусу Христу, потому как он является самым главнейшим из святых. Далее возносят прошения Деве Марии и Небесным Защитникам. А после них по значимости идет молитва Предтече. Акафист к Иоанну Крестителю усиливает веру в Всевышнего, поддерживает во время трудных времен и помогает найти выход, даже из самых безнадёжных случаев и дарит умиротворенность и покой.
Просьбы к чудодейственной иконе может даровать верующим душевное исцеление, и это само по себе является чудом. Чаще всего, люди просят Иоанна, о том, чтоб летом и осенью огород хорошо уродил плоды, и чтобы грешники, осмыслили свои деяния, поняли их неправильность, и стали задумываться о их исправлении.
Еще молитвы Иоанну Крестителю произносят:
• В случаях обращении к Господу неверующих в Господа приобщении;
• Для установления душевного контакта некрещенных и Всевышнего (затем надо срочно покреститься в храме);
• От ужасных головных болей;
• Для получения духовной гармонии, и господней милости;
• Для возвращения на путь истинный и очищение мыслей.
Дни почитания памяти Иоанна Крестителя
В христианском календаре дни памяти святого следующие:
• 6 октября;
• 7 июля;
• 11 сентября — лишение головы;
• 20 января — Храм Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения;
• 9 марта — первое и второе обретение его главы;
• 7 июня — третье обретение его главы;
• 25 октября — праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину (по новому стилю).
Дорогие Братья и Сестры, также напоминаем Вам, что на наших страницах можно купить рукописные иконы, можно купить икону в подарок, у нас вы Всегда просто сможете купить икону, или же купить именную икону, или же купить икону Божьей Матери, а нас всегда в наличии самый большой выбор икон и не только, даже можно найти и купить полку для икон, или же купить шнурок для крестика! Помимо этого у нас очень много православных ювелирных изделий, Вы можете купить золотой крестик у нас на страницах, а можете купить мужской золотой крестик, или же просто и недорого купить серебряный крестик, или если ищите особенное что-то купить мужской серебряный крест!