Содержание
- Написана на липовой залевкашенной доске.
- Живопись выполнена натуральными пигментами на основе яичной эмульсии,
- Согласно традиционной технологии, на доску клеится паволока ― льняная или хлопковая ткань на желатиновый клей, затем доска покрывается левкасом, состоящим из мела и желатина, это и является основой для живописи и золочения.
- Строгое соблюдение древней традиционной технологии является гарантией долговечности.
- Иконы, написанные Александром выделяются среди работ других современных художников гармонией цвета, монументальностью и целостностью. Работы этого художника имеют не только сакральное, но также эстетическое значение.
- Сроки выполнения и стоимость заказа зависят от сложности и объёма работы и оговариваются индивидуально.
- Описание
- Иконография
- Примечания
- Апостолы. Роспись катакомб Домитиллы
- Христос на троне в окружении апостолов Петра и Павла. Катакомбы Петра и Марцеллина, 2-я пол. III — 1-я пол. IV века
- Мозаика Христос и апостолы. Конха апсиды Церкви Сан-Лоренцо в Милане, IV век
- Апостол Андрей — с седыми взъерошенными волосами и короткой бородой. Ораторий Архиепископской капеллы в Равенне, 494-519 годы
- Мозаика Церкви Санта-Пуденциана в Риме, около 400 года
- Апостол Андрей (в центре). Мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне, около 520 года
- Спас на престоле. Богоматерь с апостолами. Роспись из монастыря Бауит, VI-VII века
- Мозаика баптистерия в Базилике Сант-Аполлинаре-Нуово
- Апостол Петр (справа с ключами) и Павел. Мозаика купола Арианского баптистерия в Равенн
- ***
- Апостолы. Саркофаг IV века (Арль, Франция)
- Апостолы. Саркофаг Проба из собора апостола Петра в Риме, 395 год
- Апостол Петр (справа с ключами) и Павел. Мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне
- Мозаика Церкви Санта-Констанца в Риме (середина IV века)
- Двенадцать апостолов. Саркофаг (около 400 года) в Церкови Сант-Амброджо в Милане
- Иисус Христос на престоле передает свиток ап. Павлу. Саркофаг из Церкви Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, V век
- Апостол Андрей. Мозаика, VI век. Базилика Сан-Витале в Равенне
- Евхаристия. Мозаики собора Святой Софии
- Фигуры апостолов. Большой Иерусалим или Большой Сион (1-я четв. XII века)
- Фигуры апостолов. Большой Сион Успенского собора, 1486 год
- Малый Саккос Митрополита Фотия (передняя сторона). Успенский собор Московского Кремля, конец XIV — начало XV ка
- Собор двенадцати апостолов. Византийская икона, XIV век
- Изображения апостолов на клеймах иконы «Похвала Богоматери, XIV век
- Апостолы. Фрески Церкви Св. Троицы монастыря Сопочани (Сербия), около 1265 года
- Апостолы Петр и Павел. Церковь Сан-Лоренцо фуори ле Мура в Риме, IV век
- Апостол Павел. Миниатюры из «Деяния и Послания апостолов», 1072 год
- Апостол Иоанн Богослов. Миниатюра из Нового Завета с Псалтирью, XII век
- Хлудовская Псалтирь. Миниатюра, IX век
- Иоанн Богослов с житием. Икона, XVI век
- Святые Петр и Павел в житии. Икона, XVI век
- Апостольская проповедь. Икона, 1662 года. Иконописец Фёдор Евтихиев Зубов
Написана на липовой залевкашенной доске.
Живопись выполнена натуральными пигментами на основе яичной эмульсии,
Согласно традиционной технологии, на доску клеится паволока ― льняная или хлопковая ткань на желатиновый клей, затем доска покрывается левкасом, состоящим из мела и желатина, это и является основой для живописи и золочения.
Строгое соблюдение древней традиционной технологии является гарантией долговечности.
Иконы, написанные Александром выделяются среди работ других современных художников гармонией цвета, монументальностью и целостностью. Работы этого художника имеют не только сакральное, но также эстетическое значение.
Сроки выполнения и стоимость заказа зависят от сложности и объёма работы и оговариваются индивидуально.
Святой апостол Павел происходил из колена Вениаминова, до своего, апостольского служения назывался Савлом. Родился он в киликийском городе Тарсе от знатных родителей и имел права римского гражданства. Савл был воспитан с надлежащей строгостью в отеческом законе и принадлежал к секте фарисеев. Для продолжения образования родители отправили его в Иерусалим к известному учителю Гамалиилу, который был членом синедриона. Несмотря на веротерпимость своего учителя, который впоследствии принял святое крещение (память 2 августа), Савл был истовым иудеем, разжигавшим в себе ненависть к христианам. Он одобрил убиение архидиакона Стефана (134; память 27 декабря), по некоторым свидетельствам приходившегося ему родственником, и даже охранял одежды тех, кто побивал святого мученика камнями (Деян. 8, 3). Он принуждал людей порицать Господа Иисуса Христа (Деян. 26, 11) и даже выпросил у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду, где бы они ни появлялись, и приводить их в Иерусалим связанными (Деян. 9, 1—2). Однажды, это было в 34 году, на пути в Дамаск, куда Савл был направлен с поручением от первосвященников предать на мучения укрывавшихся там от гонений христиан, Божественный Свет, превосходивший солнечное сияние, внезапно осиял Савла. Все сопровождавшие его воины упали на землю, и он услышал голос, говоривший ему: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна». Савл спросил: «Кто Ты, Господи?» Голос ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того явился к тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, избавляя тебя от народа иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деян. 26, 13—18). Спутники Савла слышали голос, но слов разобрать не могли. Савл ослеп от сиявшего Божественного Света, он ничего не видел до тех пор, пока окончательно не прозрели его духовные очи.
В Дамаске он три дня пребывал в посте и молитве, не принимая пищи и пития. В этом городе жил один из 70 учеников Христовых, святой апостол Анания (память 1 октября). Господь в видении открыл ему все случившееся с Павлом и повелел идти к бедному слепцу, чтобы, возложив на него руки, вернуть ему зрение (Деян. 9, 10—12). Апостол Анания исполнил повеление, и тотчас как бы чешуя отпала от глаз Савла, и он прозрел. Приняв святое крещение, Савл был наречен Павлом и сделался, по выражению святителя Иоанна Златоуста, из волка — агнцем, из терния — виноградом, из плевел — пшеницей, из врага — другом, из богохульника — богословом. Святой апостол Павел стал горячо проповедовать в синагогах Дамаска о том, что Христос есть воистину Сын Божий. Иудеи, знавшие его как гонителя христиан, теперь воспылали к нему гневом и ненавистью и решили его убить. Однако христиане спасли апостола Павла: помогая ему уйти от погони, они спустили его в корзине из окна дома, примыкавшего к городской стене.
В видении, которого сподобился апостол Анания, Господь назвал апостола Павла «избранным сосудом», призванным возвещать имя Иисуса Христа «перед народами и царями и сынами израилевыми» (Деян. 9, 15). Получив от Господа указание о благовестии, апостол Павел стал проповедовать веру Христову среди иудеев и особенно среди язычников, странствуя из страны в страну и рассылая свои послания (числом 14), которые писал в пути и которые до сих пор, по словам святителя Иоанна Златоустого, ограждают Вселенскую Церковь подобно стене, построенной из адаманта.
Просвещая народы учением Христовым, апостол Павел предпринял длительные путешествия. Кроме неоднократного пребывания в Палестине, он побывал с проповедью о Христе в Финикии, Сирии, Каппадокии, Галатии, Ликаонии, Намфилии, Карии, Ликии, Фригии, Мисии, Лидии, Македонии, в Италии, на островах Кипр, Лесбос, Самофракия, Самос, Патмос, Родос, Мелит, Сицилия и в других землях. Могущество проповеди его было столь велико, что иудеи не могли ничего противопоставить силе Павлова учения (Деян. 9, 22); язычники сами просили его проповедовать слово Божие и всем городом собирались слушать его (Деян. 13, 42—44). Благовествование апостола Павла быстро распространялось повсюду и обезоруживало всех (Деян. 13, 49; 14, 1; 17, 4, 12; 18, 8). Его проповеди доходили до сердец не только простых людей, но и людей ученых и знатных (Деян. 13,12; 17, 34; 18, 8). Сила слова апостола Павла сопровождалась чудесами: слово его исцеляло больных (Деян. 14, 10; 16, 18), поразило слепотой волшебника (Деян. 13, 11), воскресило мертвого (Деян. 20, 9—12); даже вещи святого апостола были чудодейственны — от прикосновения к ним совершались чудесные исцеления, а злые духи покидали одержимых (Деян. 19, 12). За благодеяния и пламенную проповедь Господь удостоил Своего верного ученика восхищения до третьего неба. По собственному признанию святого апостола Павла, он «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2—4).
В своих непрестанных трудах апостол Павел переносил неисчислимые скорби. В одном из Посланий он признается, что не раз бывал в темницах и многократно при смерти. «От иудеев,— пишет он,— пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и в жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор. 11, 24—27).
Все свои нужды и скорби святой апостол Павел переносил с великим смирением и слезами благодарности (Деян. 20, 19), ибо в любое время готов был умереть за имя Господа Иисуса (Деян. 21, 13). Несмотря на непрестанные гонения, которые претерпевал апостол Павел, он испытывал к себе и великое уважение своих современников. Язычники, видя его чудеса, воздавали ему великую честь (Деян. 28, 10); жители Листры за чудесное исцеление хромого признали его богом (Деян. 14, 11 —18); имя Павлово употребляли иудеи при заклинаниях (Деян. 19,13). Верующие с величайшим усердием охраняли апостола Павла (Деян. 9, 25, 30; 19, 30; 21, 12); прощаясь с ним, христиане со слезами молились о нем и, целуя, провожали его (Деян. 20, 37—38); некоторые коринфские христиане называли себя Павловыми (1 Кор. 1, 12).
По некоторым преданиям, апостол Павел помогал апостолу Петру одолеть Симона волхва и обратить к христианству двух любимых жен императора Нерона, за что был осужден на смерть. Другие источники указывают, что причиной казни апостола Павла послужил факт обращения им в христианство главного императорского виночерпия. По некоторым данным, день смерти апостола Павла совпадает с днем смерти апостола Петра, по другим — она произошла ровно через год после распятия апостола Петра.
1 послание апостола Павла к коринфянам.
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится…»
Три аналогичных деятели, представляющие Троицу, участвуют в создании Евы, чей намного меньше цифра обрезается на нижнем правом углу. Справа от нее, Адам лежит на земле.
The Догматическое Саркофаг, также известный как «Тринити Саркофаг» является ранним христианином саркофаг о 320-350, теперь в музеи Ватикана (Vatican 104). Он был обнаружен в 19 веке во время перестройки работы на Базилика Сан- Паоло Fuori ле Мура.
Это и Саркофаг Юния Bassus являются двумя из наиболее важных примеров христианской-римской скульптуры Константина эпохи. Он обращает свое название от его четкими ссылками на догматы Никейского собора (325), в частности, что Христос является единосущный с Богом Отцом, как показано (например) на сцене фигуры с появлением Иисуса между Адамом и Ева, хотя ли цифра следует понимать как Христа или Бога Отца менее ясно — догматическая точка работает в любом случае .
Описание
Передняя поверхность разбивается на два регистра, характерные для стиля того времени, с Ветхого Завета и Нового Завета субъектов и Центральный корпус-образный Clipeus содержащий портреты мертвого пары, обнял и носить брачные одежды типичны для 4-го века (туника manicata, Dalmatina и тога contabulata человеком, который держит rotulus в руке, и туника и Palla женщиной). Главы основные типы, показывая, что не было ни желания нет или не хватает времени, чтобы персонализировать саркофаг.
В верхнем регистре пять эпизодов, два из книги Бытия и двух чудеса Христа:
- Три аналогичных бородатые фигуры, представляющие Троицу, средний троне, представляющий Бога Отца, создавая Еву из ребра Адама, который лежит на земле. моложе, безбородый, рисунок с обычным явлением Христа между Адамом и Евой, и Древо Познания Добра и Зла. Брак в Кане Галилейской умножения хлебов Воскрешения Лазаря
В нижнем регистре шесть сцен, одна связана с рождения Христа, два к Библии и трех до Святого Петра:
- Поклонение волхвов, с троне Богоматерь с младенцем, и с волхвов в восточном платье и фригийский шапки, и с Валаама за троном исцеление слепого Даниила в львиный ден Аввакума с корзиной хлебов и ангелом Питер отрицая Христа, с криком петуха со счета Евангелие ареста Петра, двое солдат, одетых в Паннонии шапки Моисея или Петра создания родник в присутствии центуриона (с последним носить военную форму типичный 4-й век)
Саркофаг можно датировать между 330 и 340 в связи с мужских причесок (кроме тех, Христа и Петра), приземистых квадратных фигур и отсутствия каллиграфическим подробно. Есть отголоски прошлого «плебейского» официального искусства, что привело некоторых предположить, что саркофаг из той же мастерской, что производится и поправками рельефы для Триумфальная арка Константина, хотя есть уже признаки стремления к классицизму, что только полностью показал себя позже (арка датируется 350, десять лет позже, чем саркофага).
Иконография
Учетная запись в Книге Бытия, естественно кредитует создание в одной фигуры Бога, в христианских терминах, Бог Отец. Однако первого лица множественного числа в Бытие 1:26 «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему», и Нового Завета ссылки на Христа как создателя (Ин. 1:03, Колоссянам 1:15) LED раннехристианских писатели связать создание с Логосом, или уже существующей Христа.
Ряд других саркофагов, наиболее удобно собраны в одной коллекции Ватикана в качестве догматического Саркофаг, также показывают, группы из трех фигур обычно интерпретируются как представляющие Троицу в сценах из Бытия. Иногда цифра безбородый, в то время как два других бородатый. Учитывая контекст погребальный, и что соседние сцены часто показывают новозаветных чудес, в том числе Воскрешение Лазаря, основной акцент в этих сценах может относиться столько с преодолением грех и надежда новой жизни, как грехопадения.
Христос был по сравнению с Адамом в Послании к Римлянам 5:14-21, и был иногда называют «новый Адам», особенно в связи с крещением (в этот период оглашенные были очевидно голым, когда это вводили). Это также может упоминаться во второй сцене, или центральная фигура может представлять Божественного Логоса, Который также показанный с появлением Иисуса Сцена представляет собой «разделение труда» между Адамом и Евой;. Центральный фигура содержит сноп кукурузы в одной руке и мертвого зайца (в другом примере Ватикана ягненка) в другой, , хотя можно было бы ожидать охотничьи зайцы быть задача Адама и сельское хозяйство Евы, а не наоборот, как саркофаг кажется предложить.
Адам и Ева также функционировал как типологических предшественников Иисуса и Марии, и Древо Познания Креста Распятия. Кроме того, они представлены верность в браке, и сцены из них между Логосом интерпретируются некоторыми представляющими свое церемонии бракосочетания, подходит для саркофага супружеская пара.
Примечания
Милберн, 68 Различные ученые дают более узкие диапазонов, но большинство дат учитывая падение в пределах этого диапазона Существует еще один «Троицкий Саркофаг» в Арле, alsao с тремя числами Троицы. Милберн, 68 описывает фигуру как «Бога» Милберн, 68 Несколько сцен показаны на Дженсена, рис 5-11 Дженсен, 37-38 Дженсен, 27-9 Дженсен, 33 Дженсен, 47-52
Статья была переведена автоматически. Источник: Википедия
Изображения Апостолов известны с III — IV веков. В ранний период существовало несколько типов иконографии: юные и безбородые, как и характерный для этого времени образ юного Христа (катакомбы Домитиллы, кон. III — сер. IV в.)
Апостолы. Роспись катакомб Домитиллы
Христос на троне в окружении апостолов Петра и Павла. Катакомбы Петра и Марцеллина, 2-я пол. III — 1-я пол. IV века
Мозаика Христос и апостолы. Конха апсиды Церкви Сан-Лоренцо в Милане, IV век
Апостол Андрей — с седыми взъерошенными волосами и короткой бородой. Ораторий Архиепископской капеллы в Равенне, 494-519 годы
Мозаика Церкви Санта-Пуденциана в Риме, около 400 года
С VI в. Апостолы стали изображаться с нимбами. На ниже представленной мозаике апостолы облачены в белые туники с клавами и паллиумы, нижние углы которых часто украшены литерами I, Z, N, H, Г, ноги босые или в сандалиях.
Апостол Андрей (в центре). Мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне, около 520 года
В период средневековья индивидуальные особенности облика становятся характерными для мн. Апостолов: апостолы Филипп и Фома представлены юными, безбородыми. Например, мозаики кафоликона монастыря вмц. Екатерины на Синае (550-565), ап. Иоанн Богослов в евангельских сюжетах — юным, в композиции Успения Божией Матери, в изображениях с учеником сщмч. Прохором на островеве Патмос, в единоличных иконах — старцем. Как правило, цвета одеяний А. традиционны, напр. синий хитон и охристый гиматий у ап. Петра, вишневый гиматий у апостола Павла.
Атрибутами Апостолов являются свитки как образ христианского учения, у евангелистов — кодексы (иногда у всех А., как в капелле пр Аполлония в Бауите (Египет), VI век
Спас на престоле. Богоматерь с апостолами. Роспись из монастыря Бауит, VI-VII века
Также атрибутами апостолов был крест как орудие победы (у апостолов Петра и Андрея обычно кресты на длинных древках), а также венок — символ победы. Например, мозаики баптистерия Православных в Равенне, середина V века, Арианского баптистерия в Равенне, около 500 года. Возможно и сочетание — крест и венок — рельеф саркофага «Ринальдо» в Равенне, V века.
Мозаика баптистерия в Базилике Сант-Аполлинаре-Нуово
Отличительный атрибут апостола Петра, согласно евангельскому тексту — ключи (Мф 16.:19), появились с середины IV века. Например, мозаика Церкви Санта-Констанца в Риме, IV век.
Апостол Петр (справа с ключами) и Павел. Мозаика купола Арианского баптистерия в Равенн
Известны изображения Апостолов с предметами, которые упоминаются в евангельских чудесах, напр. с корзиной хлеба и рыбой, саркофаг, IV ве. (Музей Лапидарий. Арль).
До запрещения символических изображений 82-м правилом Трулльского собора (692) были широко распространены образы апостолов-агнцев: перед вратами или выходящими из врат Вифлеема и Иерусалима: Церковь Санта-Мария Маджоре в Риме, (432-440 годы), Церковь святых Космы и Дамиана в Риме (526 -530 годы), Церковь Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (549 год), рельеф саркофага из мавзолея Галлы Плацидии в Равенне (V век).
***
- О святых иконах в вопросах и ответах — Библиотека православного христианина
- Православная Церковь и сектанты. Святые иконы. Святой Крест. Крестное знамение — протоиерей Дмитрий Владыков
- Иконопочитание в Православии — митрополит Макарий Булгаков
- Мир иконы — диакон Андрей Кураев
- Икона в русской словесности XIX — XX веков — Валерий Лепахин
- Развитие иконографии князя Владимира — Валерий Лепахин
- Православие и иконопочитание — Сергей Говорун
- Почем баптистский опиум для народа?! или Зачем баптисты лгут об иконопочитании? — Александр Пикалев
- Первое послание святого отца нашего Григория, папы римского, к императору Льву Исаврянину о святых иконах
- Втрое послание святого отца нашего Григория, папы римского, к императору Льву Исаврянину о святых иконах
- Против лютеран — Слово о поклонении святым иконам — преподобный Максим Грек
- Психологический символизм жестов в христианской иконографии — иерей Дмитрий Юревич
- Почему так много икон Богородицы? — Ирина Языкова
Наиболее распространенным типом апостольских композиций является изображение 12 Апостолов, окружающих Христа, в основе которого лежит евангельская символика числа 12, связывающая ветхозаветные (12 патриархов, 12 колен Израилевых) и эсхатологические образы (12 врат Небесного Иерусалима).
С IV века композиция двенадцати апостолов известна в росписях алтаря, например, конха апсиды Церкци Сан-Лоренцо в Милане (IV век), и также Церковь Санта-Пуденциана в Риме (400 год).
В рельефах саркофагов фигуры 12 А. могут располагаться по сторонам стоящего или сидящего на престоле Иисуса Христа: каждая под отдельной аркой. Саркофаг, IV век (Арль, Франция). И также попарно — саркофаг Проба из собора ап. Петра в Риме (395 год), или группами по 3, 4, 5 (саркофаг из Церкви святого Иоанна Студийского в К-поле, V в.).
Апостолы. Саркофаг IV века (Арль, Франция)
Апостолы. Саркофаг Проба из собора апостола Петра в Риме, 395 год
В центре апостольского ряда также может изображаться Богоматерь с Младенцем (капелла преполобного Аполлония в Бауите (Египет), где изображено 14 А., VI в.) и Этимасия (мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне, около 520 года).
Апостол Петр (справа с ключами) и Павел. Мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне
С сер. IV в. получает распространение композиция «Traditio Legis» (Даяние закона), символизирующая Божественную полноту учения Церкви, получаемого от Иисуса Христа.
Мозаика Церкви Санта-Констанца в Риме (середина IV века)
Двенадцать апостолов. Саркофаг (около 400 года) в Церкови Сант-Амброджо в Милане
Иисус Христос на престоле передает свиток ап. Павлу. Саркофаг из Церкви Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, V век
В конце V — VI веков изображения 12 Апостолов в медальонах помещались в пространстве алтаря. Например, Архиепископская капелла в Равенне; Церковь Сан-Витале в Равенне (около 547 года) — на арках алтарного свода; Кафоликон монастыря вмц. Екатерины на Синае (565-566 год) — в апсиде; Церовь Панагии Канакариас в Литрангоми в Кипре (2-я четв. VI века) — на триумфальной арке).
Апостол Андрей. Мозаика, VI век. Базилика Сан-Витале в Равенне
В VI в. появляется иконография «Причащение апостолов».
Евхаристия. Мозаики собора Святой Софии
В послеиконоборческий период в византийском искусстве складывается система храмовой декорации, в которой определенное место занимают изображения Аапостолов.
Фигуры в рост помещались в простенках барабана, в парусах — евангелисты (например мозаики собора Св. Софии Киевской, 30-е гг. XI в.).
12 Апостолов изображались на предметах литургического обихода: фигуры в рост представлены на рельефах створок дверец Большого Сиона (Иерусалима) новгородского Софийского собора — серебряной дарохранительницы в виде модели храма-ротонды (1-я четв. XII в. НГОМЗ) и Большого сиона Успенского собора Московского Кремля (XII в., XIII в., 1485 г. ГММК); изображения украшают т. н. Малый саккос митр. Фотия (сер. XIV-XVII (?) в. ГММК); эмалевые дробницы с полуфигурами А. (8 медальонов) на епитрахили (кон. XIV — нач. XV в. СПГИХМЗ).
Фигуры апостолов. Большой Иерусалим или Большой Сион (1-я четв. XII века)
Фигуры апостолов. Большой Сион Успенского собора, 1486 год
Малый Саккос Митрополита Фотия (передняя сторона). Успенский собор Московского Кремля, конец XIV — начало XV ка
Собор двенадцати апостолов. Византийская икона, XIV век
Изображения апостолов на клеймах иконы «Похвала Богоматери, XIV век
Апостолы. Фрески Церкви Св. Троицы монастыря Сопочани (Сербия), около 1265 года
На Руси в XV-XVII вв. получил распространение вариант композиции «Собор двенадцати апостолов» в виде лозы, в верхней части к-рой представлен поясной деисус, а в завитках — полуфигуры А. (икона-таблетка, XV в., икона, XVI в., фреска Благовещенского собора Московского Кремля, сер. XVI в., икона, XVII в., из Успенского собора Троице-Сергиевой лавры). Этот иконографический извод, имеющий сходство с композициями «Древо Иессеево» и «Лоза Христова», вошел в рус. иконописные подлинники, напр. Большаковский, XVIII в.
Собор двенадцати апостолов в виде лозы. Большаковская икона, XVIII век
12 Апостолов, среди которых главенствующее положение занимают первоверховные апостолы Петр и не входящий в круг евангельских учеников Иисуса Христа Павел, а также евангелисты Лука и Марк, относящиеся к А. из числа 70, изображаются в сценах евангельского цикла (Вознесение, Сошествие Св. Духа), в композициях «Успение Богоматери», «Страшный Суд», «Евхаристия».
Число 12 в этих изображениях сохраняется неизменным, т. к. символизирует полноту Церкви.
Состав А. в этих композициях может варьироваться.
Помимо 12 Апостолов традиционны и изображения апостолов Петра и Павла, образ которых также являет собой Св. Соборную Церковь (апсида Церкви святых Космы и Дамиана, 526-530, триумфальная арка Церкви Сан-Лоренцо фуори ле Мура в Риме, IV в.), и 4 евангелистов (саркофаг, VI в. (Археологический музей. Стамбул), миниатюры Евангелия Раввулы (Laurent. Plut. I. 56. Fol. 10, 586 г.)).
Апостолы Петр и Павел. Церковь Сан-Лоренцо фуори ле Мура в Риме, IV век
Апостол Павел. Миниатюры из «Деяния и Послания апостолов», 1072 год
Апостол Иоанн Богослов. Миниатюра из Нового Завета с Псалтирью, XII век
Помимо единоличных изображений и иллюстраций евангельских эпизодов с VIII-IX вв. появляются циклы деяний и страданий Апостолов.
Согласно описанию Николая Месарита (Descr. 1-11, 13, 37-42), еще в VI в. в купольной мозаике Церкви Святых апостолов в Константиноле эпохи императора Юстиниана существовали изображения проповеди апостолов Матфея, Луки, Симона, Варфоломея и Марка.
В Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. 129. Л. 17, сер. IX в.) представлены 12 А., проповедующие народам:
Хлудовская Псалтирь. Миниатюра, IX век
Сцены страданий Апостолов имеются в миниатюрах Слов Григория Богослова (Назианзина) (Paris. gr. 510), в мозаиках Церви Сан-Марко в Венеции, после 1200 года.
История апостола Павла представлена в мозаиках Палатинской капеллы в Палермо, около 1146-1151 гг., деяния апостолов Петра и Павла — в росписи Спасо-Преображенского собора псковского Мирожского монастыря, 40-е гг. XII в., цикл деяний А. находится в росписи Церкви Христа Пантократора монастыря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348 год.
В стенописи, миниатюрах рукописей и иконах известны житийные циклы, в значительной мере опирающиеся на апокрифическую литературу.
Иоанн Богослов с житием. Икона, XVI век
Святые Петр и Павел в житии. Икона, XVI век
В XVII в. под влиянием западноевропейской традиции создаются образы на тему апостольских страданий, например, икона «Апостольская проповедь» мастера Феодора Евтихиева Зубова, написанная в 1660-1662 годы.
Апостольская проповедь. Икона, 1662 года. Иконописец Фёдор Евтихиев Зубов
В XVI — XVII веках в программу храмовой росписи помимо 12 Апостолов включались изображения 70 Апостолов, помещавшиеся на склонах арок под сводами (Спасо-Преображенский собор в Ярославле, 1563, Архангельский собор Московского Кремля, 1564-1565, Церковь Св. Троицы в Вязёмах (Московская обл.), ок. 1600, Успенский собор Троице-Сергиевой лавры, 1669) или на своде паперти (Спасо-Преображенский собор московского Новоспасского монастыря, 1689).
Нина Квливидзе
По материалам:
Седмица — 17.11.2008.
Живой интернет — 31.08.2015.