С игуменом Варнавой (Столбиковым) – художественным руководителем известного православного хора и ансамбля Инженерных войск ВС РФ «За веру и Отечество» – меня «познакомил» священномученик Герман (Ряшенцев). Сведения о владыке Германе я собирала нынешней осенью в Сыктывкаре, Москве и Подмосковье и так выяснила, что игумен Варнава является внучатым племянником российского новомученика. А побывав у батюшки Варнавы на службе в одном из московских храмов, получила приглашение посетить воинскую часть 55591 инженерных войск маскировочного полка Красногорского района города Москвы, где в настоящее время он живет и трудится.
Игумен Варнава (Столбиков)
За кулисами
С учетом особенностей движения по столичным дорогам, выехали из Москвы задолго до времени встречи. Поэтому прибыли в поселок Инженерный в назначенный час. В ожидании отца Варнавы успели даже немного погулять и оценить красоты местного пейзажа. Батюшка сам вышел к нам навстречу и сразу повел в воинский клуб. Неожиданно попав в деятельную творческую атмосферу, пытаюсь сначала понять происходящее: в одной части здания идет репетиция хора, в другой – солдаты трудятся над написанием икон. У стендов с книгами православной литературы толпятся военнослужащие и что-то увлеченно обсуждают.
Я представляла себе именитых артистов, а увидела обычных парней в военной форме
Отец Варнава, попросив нас подождать, продолжил занятие с хором. Я к этому моменту немного была знакома с творчеством известного коллектива, но понимала, что выпала мне по молитве священномученика Германа редкая возможность – побывать в самом сердце уникального творческого союза, увидеть, что называется, непарадную, обыденную жизнь хора. Образованный в 1993-м году при поддержке руководства Министерства обороны РФ и начальника Инженерных войск генерал-полковника В.П. Кузнецова, хор за 24 года своего существования девять раз становился лауреатом международных конкурсов и фестивалей православной музыки в Польше, Белоруссии, Испании, Италии, России. Генерал-лейтенант Ю.М. Ставицкий, который в настоящее время является начальником Инженерных войск, придает особое значение развитию уникального коллектива. Благодаря его непосредственному участию хор выступает на ведущих концертных площадках России и за рубежом. Православный воинский коллектив – участник Рождественских международных чтений в храме Христа Спасителя, а также культурных мероприятий Министерства обороны РФ. Словом, знакомясь накануне встречи с послужным списком хора, я представляла себе именитых артистов, увенчанных славой и признанием, а на репетиции увидела… обычных парней в военной форме. Кто-то, забравшись на последний ряд во время репетиции, дал возможность выспаться солдатскому коту Ваське, у кого-то не получалось в унисон исполнить песнопение Божественной литургии «Трисвятое». Объяснение этому было простое – хор «За веру и Отечество» состоит из солдат, проходящих срочную службу, и коллектив воинской музыкальной семьи постоянно меняется.
В библиотеке воинской части
– Но как же удается вашему хору всегда оставаться на высоте? – тихо спрашиваю у батюшки.
– Это происходит благодаря тому, что костяк нашего коллектива уже сформирован. После окончания службы, обучаясь в музыкальных заведениях, наши воспитанники не теряют связь с хоровой семьей – приезжают, занимаются с воинами, участвуют в концертах, – объясняет отец Варнава.
Пока я нахожусь в воинской части, репетиции следуют одна за другой.
– Мы постоянно готовимся к каким-то событиям, – рассказывает батюшка. – Вот завтра, например, ждем возвращения наших воинов с учений, и по этому случаю у нас в части состоится концерт.
Воспользовавшись случаем, пока батюшка был занят на репетиции хора, я решила исследовать этот необычный армейский мир.
Иконописные работы
Александр Архипов и Сергей Круглов
В иконописной мастерской в это время трудились Александр Архипов и Сергей Круглов.
Александр родом из Перми. Окончил Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Обучался на факультете церковных художеств, на кафедре иконописи. Мечтал попасть именно в эту часть, поэтому и обратился в Синодальный отдел Московской Патриархии по работе с Вооруженными силами, чтобы служить без отрыва от основного вида своей деятельности – иконописи.
– Сейчас я завершаю работу над прорисью икон для росписи. Эти образы будут в иконостасе нового храма, вы его позже увидите, – рассказывает Александр.
– Вы пройдете здесь службу, а потом куда? – интересуюсь у юноши.
– Надеюсь устроиться при иконописной мастерской в Москве или в артели, которая занимается росписью храмов. До службы в армии я в одной из таких работал.
Александр Архипов работает над прорисью икон
Его помощник Сергей – родом из города Химки Московской области.
– Я сейчас работаю над золочением иконы – покрываю ее раствором, на который позже буду наносить пластины из сусального золота, – комментирует Сергей.
– А где вы постигали азы иконописи? – спрашиваю я.
В походном храме воинской части
– Два года я проходил подготовку на дизайнера-художника, это мне очень сейчас помогает в моей работе. Но перед армией я учился в институте на актера театра и кино. И здесь я не прерываю свою творческую жизнь: и в хоре пою, и помогаю в иконописной мастерской, и принимаю участие в концертах. А после завершения службы в армии я собираюсь продолжить изучение актерского мастерства и еще заниматься параллельно своим личным творчеством.
Присоединившись к нам во время беседы с иконописцами, отец Варнава показывает целый ряд уже готовых икон и ведет нас в строящийся домовый храм в честь иконы Божией Матери «Державная».
– Здесь наши воины укрепляли стены и утепляли крышу. Пока же идет строительство храма, службы проходят у нас в походной церкви, – рассказывает батюшка.
В строящемся храме воинской части в честь иконы Божией Матери Державная
«У тебя такие дедушки!»
Все время общения с игуменом Варнавой меня не покидало ощущение, что батюшка словно повторяет путь своего святого дедушки – священномученика Германа, который тоже любил церковное пение и уделял ему много времени. Из жизнеописания владыки Германа мне также было известно, что он занимался окормлением воинских чинов, находящихся в запасных батальонах. И даже был прикомандирован к Могилевской военно-местной церкви «для исполнения пастырских обязанностей», где он и пробыл июль и август 1915 года.
– Обстоятельства сложились таким образом, что когда началась революция, владыка Герман отправился уже в действующую армию, – рассказывает отец Варнава. – Эту поездку по трудности и значимости он сравнивал с путешествием апостола Павла.
Епископ Герман (Ряшенцев) в ссылке. Фото из архива игумена Варнавы – Батюшка, а священномученик Герман повлиял на ваш выбор монашеского пути? – спрашиваю я.
– Мой выбор монашеского пути, конечно, связан и с владыкой Германом, и с его родным братом – владыкой Варлаамом. Но понимание этого пришло не сразу… Хотя детство мое проходило в доме, построенном моей бабушкой, Верой Степановной Ряшенцевой, в Сергиевом Посаде, то есть рядом с Троице-Сергиевой лаврой и Вифанией, где в качестве ректора Вифанской духовной семинарии трудился священномученик Герман.
Но сначала я пошел по музыкальному пути – учился на историко-теоретико-композиторском факультете Российской академии музыки имени Гнесиных, потом в аспирантуре. Был в моей жизни период, когда я преподавал в музыкальном училище города Тверь и даже возглавлял теоретическую секцию. Можно сказать, что и занятия научной работой в области музыки привели меня к выбору со временем духовного пути.
Другие обстоятельства, которые убедили моего собеседника в выборе пути монашеского делания, были связаны с событиями жизни его семьи:
– Я ведь был женат, – делится батюшка сокровенным, – но у нас с супругой не было детей. И вот однажды жена сказала мне: «У тебя такие дедушки! Видимо, мирская жизнь – это не твой путь». А когда я пришел и передал слова супруги своему духовному отцу – старцу Троице-Сергиевой лавры Моисею (Боголюбову), он удивился и восхитился ее мудростью: «Неужели она это сказала? – воскликнул иеросхимонах Моисей. – Да она молодец!» Потом старец Моисей, обращаясь ко мне, часто любил повторять эту фразу: «У тебя такие дедушки!»
Воинская часть в поселке Инженерный
Годы послушания проходили для отца Варнавы в Троице-Сергиевой лавре:
– Я был келейником у старца Моисея, постриг принял в Смоленской Зосимовой пустыни Владимирской области, которая находилась на территории воинской части, – вспоминает батюшка события своей жизни, произошедшие более 20 лет назад.
Игумен Варнава (Столбиков) В какой-то момент возник вопрос, а как могут взаимодействовать воины и монахи, и командир военной части поднял вопрос о том, чтобы призывать воспитанников семинарий к воинскому служению в части, соседствующей с монастырем.
– Были призваны первые 13 семинаристов, но эти юноши оказались еще и поющими. Так, в 1993 году родился хор «За веру и Отечество», – рассказывает игумен Варнава.
Год назад православный солдатский хор инженерных войск «За веру и Отечество» вместе с художественным и духовным руководителем игуменом Варнавой приказом начальника инженерных войск был переведен из Владимирской области в одну из центральных частей Подмосковья, где мы и встретились с батюшкой. Вместе с ним сюда «переехал» и священномученик Герман.
Студенческие годы
В какой-то момент нашего разговора батюшка просит солдата принести красную папку. Как оказалось, за ней скрывалась дипломная работа тогда еще студента Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, иеромонаха Варнавы (Столбикова) «Выдающиеся иерархи и служители церкви в их духовно-исторических связях с Зосимовой пустынью». А одна из глав диплома так и называлась – «Священномученик Герман (Ряшенцев), епископ Вязниковский, и Зосимова пустынь».
Из жизнеописания владыки Германа известно, что он часто посещал Смоленскую Зосимову пустынь, где в это время подвязались два знаменитых старца – схиигумен Герман и иеросхимонах Алексий. Оба ныне прославлены в лике святых. Особенно часто владыка Герман посещал Гефсиманский скит, с настоятелем которого, игуменом Израилем, его связывали особенно тесные дружеские отношения.
Руководителем диплома иеромонаха Варнавы была Ирина Ивановна Ковалева.
Вместе со своим педагогом отец Варнава подготовил жития преподобных Германа и Алексия Зосимовских и написал тропарь Алексию Зосимовскому. Стал батюшка и автором тропаря и кондака своему двоюродному дедушке – владыке Герману. Время работы над дипломом было частью армейской и монастырской жизни батюшки:
Иеродиакон Герман (Ряшенцев) и архимандрит Феодор (Поздеевский). Фото из архива игумена Варнавы (Столбикова) – Мне приходилось договариваться с руководством монастыря о том, чтобы я часто служил, чтобы потом на неделю уехать в Москву. Здесь ночами я работал над дипломом, а днем трудился в архивах. – Сегодня дипломная работа – увесистый труд в красном переплете – повсюду путешествует с батюшкой.
– Сколько у вас в работе размещено редких и уникальных снимков священномученика! – не могу сдержать своего удивления, листая научный труд игумена Варнавы.
– Да, фото мне удалось сохранить, – улыбается батюшка.
Вот среди выпускников Казанской духовной академии вижу юного Николая Ряшенцева (будущего священномученика Германа) рядом с братом – иеромонахом Варлаамом (Ряшенцевым).
На одном из старинных фото запечатлены иеродиакон Герман (Ряшенцев) с архимандритом Феодором (Поздеевским).
– Благодаря архимандриту Поздеевскому и был совершен перевод владыки Германа в Вифанскую семинарию, – рассказывает отец Варнава. – Вместе с ним они написали акафист Даниилу Московскому, а он, как известно, является небесным покровителем инженерных войск. Вот такая связь снова прослеживается с моей нынешней жизнью и моей работой с воинами. Мы просим разрешения на строительство в части собора в честь Даниила Московского.
Но все же основной целью работы над главой диплома о священномученике Германе, по словам батюшки, было запечатлеть в памяти какие-то уникальные события из жизни дедушки, воспоминания о которых хранились в его семье.
Когда его расстреливали, то не могли убить и закопали живым в землю
– А какие события из жизни владыки Германа вам удалось восстановить? – интересуюсь у отца Варнавы.
– Так, наши родственники мне рассказывали о первом аресте дедушки. Владыка Герман уже ждал, что его должны были арестовать, и находился в большом напряжении в доме наших родственников в Сергиевом Посаде.
Моя бабушка общалась с послушницей Акатовского монастыря Татьяной Харламовой, которая сопровождала владыку Германа в его первую ссылку в Сибирь, приезжала она к нему и в его последнюю ссылку в Сыктывкар. Она поведала ужасающие сведения о казни владыки: когда его расстреливали, то не могли убить. И тогда его закопали живым в землю. И в течение недели слышался стон. Вот такие она сообщила подробности. Хотя в нашей семье по-разному относятся к этим сведениям… Привезла послушница Татьяна и передала моей бабушке черную монашескую рубашку владыки Германа. На память о священномученике Германе среди особых реликвий в нашей семье остался и деревянный крест, изготовленный владыкой в годы его многочисленных ссылок.
По пути священномученика
Студент Казанской духовной академии Н.С. Ряшенцев (священномученик Герман) с ее выпускниками. Фото из архива игумена Варнавы (Столбикова) Предпринимал отец Варнава даже попытку пройти по пути священномученика Германа. Часто эта работа совпадала с гастрольной деятельностью хора «За веру и Отечество».
– Не так давно мы с хором ездили в Казань и пели в Казанском соборе, где наверняка владыки Герман и Варлаам бывали. В архиве Казанской духовной академии мне удалось познакомиться со статьями владыки Германа. Знаю, что сохранились и диссертации владык Германа и Варлаама. Просто надо приложить усилия и исследовать этот вопрос…
В 2014-м году отец Варнава тяжело заболел и не смог больше продолжать работу по сбору сведений о владыке Германе.
– Но Господь пока сохраняет мне жизнь… Слава Богу! – делится батюшка.
Большой радостью для отца Варнавы стало известие о том, что серия публикаций о владыке Германе в год 80-летия со дня его мученической кончины вышла на портале «Православие.ру», и было обустроено место предполагаемого захоронения священномученика Германа на старом кладбище в Сыктывкаре.
– Чудо, что эта работа по увековечиванию памяти о святом получила новый импульс, – с волнением признается мой собеседник.
«Целая военная епархия»
Максим Втюрин (слева) и Андрей Макущенко
Время нашего общения с батюшкой подходило к концу. Так получилось, что начинали мы беседу малым кругом, а завершали ее уже при большом стечении духовных чад батюшки – они приехали навестить отца Варнаву и тихо ожидали своей очереди, внимательно слушая наш разговор. Среди них встретила Наталью Захарову, прихожанку отца Варнавы. Наташа посещала богослужения игумена Варнавы еще в Зосимовой пустыни и в день нашей встречи приехала испросить благословения и молитв батюшки перед дальней паломнической поездкой.
За это время свыше 140 бывших солдат стали священнослужителями
Среди наших слушателей оказались Максим Втюрин и Андрей Макущенко. По признанию юношей, после окончания службы в воинской части они уже шестой год посещают батюшку – услышать совет духовного отца в сложных жизненных ситуациях – и раз в месяц обязательно стараются попасть к нему на исповедь.
Максим уже окончил семинарию. Андрей учится последний год в Николо-Перервинской духовной семинарии. Дальнейшая судьба юношей не вызывает у отца Варнавы сомнений:
– За это время свыше 140 наших бывших солдат стали священнослужителями. Целая военная епархия! – шутит батюшка.
Православный хор и ансамбль инженерных войск ВС РФ. Фото группы хора ВКонтакте
На такой позитивной ноте мы попрощались с батюшкой, его воспитанниками и духовными чадами. А после возвращения домой, на Север, я стала с интересом следить за гастрольной деятельностью хора и ансамбля «За веру и Отечество», болеть за них на конкурсах, потому что эта история моих герое, благодаря российскому новомученику, стала теперь частью и моей жизни тоже.
Игумен Варнава (Столбиков). «Группа быстрого реагирования»1
12 ноября 2012 года православный солдатский хор инженерных войск «За Веру и Отечество» посетил Санкт-Петербургскую духовную академию. Руководитель хора игумен Варнава (Столбиков) встретился с нашим корреспондентом и ответил на вопросы.
— Отец Варнава, здравствуйте! Вы руководите уникальным хоровым коллективом – православным солдатским хором «За Веру и Отечество». Расскажите, пожалуйста, историю его создания.
— Двадцать лет назад, когда по благословению архиепископа Евлогия была открыта Свято-Смоленская Зосимова пустынь, находящаяся недалеко от Троице-Сергиевой лавры, сама собой возникла первая наша задача – сотрудничество с военной частью, находящейся на одной с нами территории.
Господь так устроил, что первый духовник нашей обители иеросхимонах Моисей (Боголюбов) был из Троице-Сергиевой лавры. 20 октября 1992 года отец Моисей принимал у себя в келье будущего Министра обороны РФ генерала Игоря Родионова, которого интересовал вопрос о том, каким образом могут развиваться отношения между Церковью и армией. Этот визит генерала оказался исторически важным и определяющим.
Вскоре после этой встречи работа по сближению отношений приобрела системный характер. Образовался оргкомитет «Церковь и армия», которым руководил нынешний Святейший Патриарх, а тогда митрополит Кирилл (Гундяев). После кончины старца Моисея командир военной части поднял вопрос о том, нельзя ли призывать воспитанников духовных школ к воинскому служению в данной военной части? Тогда решить этот вопрос было очень непросто.
Я поехал за разрешением вопроса к ныне почившему владыке Александру, бывшему ректором Московской духовной академии. Владыка сказал, что не против и готов написать соответствующее письмо на имя Сергиево-Посадского военкома. В итоге семинаристы в количестве 13 человек имели возможность служить именно в этой части. С этого и начался наш путь.
Далее перед нами стояла задача, чтобы помимо военной службы солдаты из числа семинаристов и все верующие военнослужащие имели возможность удовлетворять свои духовные потребности, участвовать в богослужении.
Надо сказать, что ситуация в части была сложной. Широко была распространена наркомания. Воины были духовно не готовы, поэтому встал вопрос о выработке концепции и методов подготовки православных солдат и офицеров. Перед нами стоял целый комплекс задач, которые с помощью Божией мы стали решать. Конечно, требовалась поддержка генералов и руководства Министерства обороны.
Так мы и стали заниматься с нашими воинами духовной музыкой. Первый набор хора – квартет вызывал у всех большое удивление. Я сам выпускник музыкальной академии имени Гнесиных, и для меня встал вопрос о профессиональной подготовке ребят. Тогда по благословению владыки мы открыли высшую духовно-певческую школу, где уже из состава наших воинов выделяли ребят и профессионально готовили их как руководителей творческих коллективов, учили петь в разных манерах и стилях церковной музыки.
Сейчас это уже духовно-певческая магистратура. Занятия проходят как в Свято-Смоленской Зосимовской обители, так и в Москве. Наши профессора – это преподаватели академии имени Гнесиных, Московской консерватории. Мы особенно рады работе с секретарем Союза композиторов Анатолием Киселевым, который стал писать музыкальные произведения для нашего коллектива. Конечно, открытие певческой школы нас в свое время очень поддержало.
Сначала ребята думали, что это занятие предоставит им какие-то мягкие условия, но учеба проходит в довольно суровом режиме. Мы их называем «группа быстрого реагирования», поскольку занятия предполагают быстрое ориентирование в часто сложных вопросах самой разной музыки и, в отличие от обычных солдат, наши музыканты несут двойную нагрузку, продолжая заниматься после караула вплоть до отбоя.
Наши воины сделали обработку большого числа церковных песнопений, некоторые из них звучали и сегодня на богослужении.
— Над чем работаете сейчас?
— Сейчас готовим к выходу альбом «По страницам старинной хоровой музыки», в котором будут представлены песнопения начиная с VII века до современных.
— По какому принципу вы отбираете певцов в хор? Обязательно ли наличие музыкального образования? Все ли певцы — верующие люди?
— Все они люди верующие. Наше направление – профессиональное, и мы стараемся держать профессиональный уровень. Есть у нас академисты, семинаристы, есть студенты высших музыкальных заведений. У нас сложно, и когда человек не справляется, ему самому становится неинтересно. Мы даже поем произведения VII века, изучаем самые разные направления. Поэтому нам нужен коллектив профессионалов, который способен быстро справляться с любыми трудностями.
Ребята проходят специальный православный курс молодого бойца. Я сам выезжаю на учения, которые проводятся в полевых условиях. Наряду с получением военных навыков новобранцы имеют возможность молиться, участвовать в молебнах. Также мы усилили акцент на патриотическое воспитание.
Нам очень приятно и радостно, что мы имеем сегодня возможность находиться в Санкт-Петербургской духовной академии. Среди участников нашего хора были воспитанники и вашей академии.
Я хочу, в свою очередь, пригласить всех на наш праздник, посвященный 20-летнему юбилею сотрудничества с Вооруженными Силами и создания нашего хора. Торжества будут проходить в концертном зале на проспекте Вернадского в Москве, 21 января – это День инженерных войск.
— Какие трудности у вас возникают в связи с ежегодной сменой состава хора?
— Основная трудность связана с необходимостью воинов освоить свою специальность за столь короткий срок как в военном, так и в певческом отношении. Ребята сами занимаются обработкой песнопений, и у нас очень насыщенный график поездок. Это, конечно, вызывает определенные трудности.
— Как быстро новобранцы включаются в работу хорового коллектива?
— Сама жизнь требует этой быстроты. Не каждый, конечно, выдерживает нагрузки, но находятся люди, которым профессиональные занятия музыкой и соответствующие тяготы даже помогают разгрузиться от повседневных забот.
— Расскажите, пожалуйста, о репертуаре исполняемых вашим коллективом произведений.
— Мы поем разный репертуар – духовные и военные, современные и старинные песнопения. Мы стараемся воплощать в жизнь всю работу наших профессоров и поддерживать тот огонек, который приносит радость нашим слушателям. Наши воспитанники учатся на дирижерско-хоровом факультете, поэтому почти каждый воин у нас – и дирижер, и регент одновременно, а также творческий деятель. Это не просто случайный набор людей. Не все порой удается осуществить, но в целом результат имеем хороший. Мы стараемся активно перенимать опыт других вузов, ко всему подходить творчески.
Мы поддерживаем связь и с духовными академиями: Санкт-Петербургской и Московской, со Свято-Тихоновским университетом, поскольку эти учебные заведения тоже работают напряженно. Существует и преемственность. Некоторые учившиеся некогда у нас воины теперь являются преподавателями МДА. Ваш архиерейский диакон Кирилл Журавлев тоже служил и учился у нас.
— Известно ли вам о распространении подобного сотрудничества Церкви и армии? Перенимает ли кто-то ваш уникальный опыт?
— Есть подобный опыт в одной части ВДВ Белоруссии. Местный священник наблюдает за нами, нашим участием в Рождественских чтениях, нашими выступлениями и уже создал свой хор. Это интересное явление. Мы по его просьбе предоставили ему наши ноты. Вообще у нас часто просят и берут ноты. Так и сегодня мы и для СПбПДА оставили ноты новых произведений, которые звучали на богослужении.
— Спасибо за интервью.
Беседовал Станислав Шардаков
Фото: Александр Осокин
. – Режим доступа: http://spbda.ru/news/a-2462.html Дата обращения: 19.09.2013
Аудиоальбом из лучших песен, рождённых в период военной операции в Сирии, записал Православный хор инженерных войск Вооружённых Сил России «За Веру и Отечество». Многие песни посвящены сапёрам – не случайно новый музыкальный сборник называется «Минное поле».»Без нас никто», «Молитва воина», «Вежливые люди», «Сашка – брат сапёр» согревали в свободную минуту не меньше, чем весточка из дома. Войска вернулись, а с ними вернулись их песни, как память об опалённом войной времени, память об улыбках боевых друзей и подвигах сослуживцев-героев. Знакомые многим слова и рифмы, без сомнения, будут жить и дальше. Чтобы не растерять «сирийский» репертуар, бессменный художественный руководитель уникального творческого коллектива инженерных войск игумен Варнава Столбиков решил собрать его воедино. С ним моя беседа.
– Вы исполняете военные песни, многие из которых буквально родились в окопах. Почему хор называется православным?
– Наш творческий коллектив работает в различных жанрах и направлениях, подчас абсолютно новых и неожиданных: от старинной западно-европейской и классической музыки, музыки эпохи классицизма, ренесанса и барокко, от песен и романсов ХIХ века, популярных песен довоенной и военной поры до современной эстрады, джазовых композиций и лучших образцов народной музыки. Однако самым главным для нас остаётся изучение православной духовной музыки разных стилей и эпох. На богослужениях в воинских храмах мы исполняем лучшие произведения, связанные с традициями знаменитых монастырских школ: Троице-Сергиевой лавры, Оптиной пустыни, Валаамского монастыря, Киево-Печёрской лавры, Почаевской лавры и других. Наши воины знакомятся с традициями старинного знаменного пения и с необычными для русского восприятия византийскими греческими песнопениями. Нередко эти произведения мы включаем в программу наших концертов.
Русская традиция богослужебного пения значительно отличается от византийской, которая построена на других, более утончённых звуковысотных соотношениях. Такой особой техникой исполнения – подчеркну это – владел генералиссимус Александр Суворов, который после каждой победы на торжественных богослужениях вместе с певчими пел на клиросе. Ею владели и его доблестные солдаты. Техникой духовного пения, как убеждают исследования, русское воинство владело со времён великого благоверного князя Александра Невского. В настоящее время мы продолжаем традицию духовного пения в Российской армии. В нашем репертуаре грузинские, болгарские, сирийские песнопения. Последние, кстати, представляет одна из духовных песен «Минного поля», исполняемая на древнем арамейском наречии.
– Каков состав хора?
На очередной репетиции. Фото автора.
– В составе хора – военнослужащие, учащиеся духовных школ, студенты музыкальных вузов. Творческий коллектив прирастает теми, кто выслужил положенное в инженерных войсках и остаётся преданным музыке. Как, например, Михаил Мологин. Он дирижирует Православным хором и одновременно оканчивает бакалавриат Российской академии музыки имени Гнесиных. В составе хора – девять лауреатов различных конкурсов. Очень органично в наше творчество вписался недавно созданный инструментальный ансамбль из целого созвездия лауреатов международных конкурсов: рядовых Фёдора Морозова, Александра Комелькова, Родиона Широкова, Олега Мозгового, Николая Потапова – органиста, баянистов и балалаечников.
Начало нашему православному хору было положено в 1993 году, когда в одну из частей инженерных войск во Владимирской области призвали несколько солдат – выпускников духовной семинарии. Я в то время служил в одном из близлежащих монастырей. Имея богословское и музыкальное образование, аспирантуру, сразу понял: из этих призывников можно создать уникальный коллектив. Командование части идею поддержало. С этого всё и началось. Призывались и увольнялись солдаты, а хор оставался. Около года назад нашей базой стал 45-й инженерно-маскировочный полк, дислоцированный в посёлке Николо-Урюпино Московской области. От синодального отдела московской патриархии назначен для проведения богослужений и окормления военнослужащих гарнизона и семей. И руковожу хором.
Радуюсь, что мои подопечные в сфере музыки служат на совесть, как «Отче наш» знают общевоинские уставы. Ведь в жизни, быту они, как все остальные, наравне с другими занимаются боевой и физической подготовкой.
– Знаю, что «Минное поле» – не единственный альбом в творческом багаже хора…
– Это так. Их уже девятнадцать: «К 65-летию Великой Победы», «По страницам древних песнопений Святой Руси», «К 310-летию инженерных войск», «Рождество Христово», «Наша жизнь военная»…
Хор стал лауреатом девяти международных конкурсов и фестивалей православной музыки. Кроме России, выступали в Польше, Белоруссии, Испании, Италии, Греции. Участвовали в реализации культурной программы Армейских международных игр, в ряде мероприятий, проводимых под эгидой министра обороны, начальника инженерных войск.
– Как собираетесь отмечать 25-летие хора?
– Сольным праздничным концертом в храме Христа Спасителя, который намечен на 21 января.