Как легко и быстро привить ребёнку хорошие манеры? В этой статье вы получите способ, который не требует постоянных замечаний и напоминаний, не расшатывает нервы, не приводит к бесконечным скандалам.
После прочтения вы легко воспитаете всё самое лучшее: уважение, вежливость, внимательность к другим, любовь к уборке и урокам. Новое поведение быстро войдет в привычку и станет для малыша абсолютно естественным.
Одни родители будут завидовать, какой хороший ребёнок вам достался. Другие будут удивляться: как вам удалось достичь таких результатов? В любом случае, вы сможете гордиться собой и плодами своего воспитания!
Содержание
- «Зеркало, которое повторяет, но по-своему”
- «Пятнадцатилетний бумеранг”
- «Нет хорошего примера — нет хорошего результата”
- «История про девочку Веронику”
- «Прививаем уважение: быстро, надёжно, навсегда!”
- «Прививаем вежливость на всю жизнь”
- «Приучаем мыть за собой посуду”
- «Прививаем любовь к наведению порядка”
- «Учим любить уроки”
- «Иван, но это же будет очень медленно!”
- «Заключение”
- Сын сказал: «Рожайте нас больше!»
- Что для вас декрет?
- Что для вас современное материнство?
- Опишите свой обычный день в роли мамы.
- Какой он – ваш идеальный день?
- Расскажите о своей главной мечте.
- У вас есть кумир или пример для подражания?
- Есть ли у вас секреты воспитания?
- Три главных правила вашей жизни
- Пять незаменимых вещей, которые всегда с вами
- О чем вы обязательно расскажете свои детям, когда они вырастут?
- Подсмотрено в «блокноте позитива» семьи Смоляга:
- Вы позволяете себе лениться?
- Какая была первая мысль, когда вы увидели своих детей?
- Вспомните один самый смешной и один самый трудный момент из жизни мамы
- Вспомните самый безбашенный поступок в вашей жизни
- Как вы справляетесь со стрессом?
- Кем вы видите себя через 10 лет?
- Сын сказал: «Рожайте нас больше!»
«Зеркало, которое повторяет, но по-своему”
Дети растут и наблюдают за поведением родителей, обучаются ему и воспроизводят. Этот процесс происходит бессознательно и совершенно автоматически. Его нельзя отключить, он естественен, как сердцебиение.
Когда дети вырастают, то неожиданно для себя обнаруживают, что во многом поступают точно так же, как их родители. В детстве они клялись себе, что никогда не будут так делать, но это происходит помимо их воли.
Хотите того или нет, наш мозг с первых же дней наблюдает за родительскими эмоциями, мимикой, интонациями, словами и действиями. Как родители принимают решения? Как они ведут себя в той или иной ситуации? Всё это записывается на «видео” и сохраняется в подсознании.
Противостоять этому процессу нереально. Он заложен в наших бессознательных механизмах и напрямую связан с работой зеркальных нейронов. Эта тема подробно разбиралась в статье «Послушный ребёнок: миссия выполнима». Вы можете вернуться к ней, если понадобится. А сейчас движемся дальше…
«Пятнадцатилетний бумеранг”
Нередко родителей возмущает поведение подростка. Откуда взялось это хамство и грубость? Откуда взялись обвинения в адрес родителей? Почему ребёнок старается делать всё назло? Источник этого поведения — наблюдение и копирование поступков мамы и папы.
Подростковый период бумерангом возвращает все, что родители заложили собственным примером: грубость, хамство, неуважение и эгоизм. Либо наоборот: вежливость, уважение и внимательность к другим.
На словах родители требуют уважения, но чему реально учат своим примером? Если они кричали на ребёнка, то научили кричать. Если били, то научили драться. Если обзывали, то научили хамить.
Когда подросток кричит на родителей, то делает это их тоном, их жестами, их интонациями или очень похожими. Когда делает «на зло”, то в его поступке зеркалом отражается родительское равнодушие к его детским желаниям.
Если хамит, то это плоды реплик: «не твоего ума дело”, «иди гуляй”, «ты ещё сопляк”, «ты говно малое” и, конечно же, коронное «закрой свой рот!”. Кто-нибудь считает, что эти фразы не являются хамством в адрес ребёнка?
Что посеешь, то и пожнёшь. Этого ещё никому не удалось избежать…
Можно запретить ребёнку обращаться со взрослыми так, как они поступают с ним. Но, поскольку других примеров они не демонстрируют, то ребёнок будет вынужден руководствоваться теми, что есть.
«Нет хорошего примера — нет хорошего результата”
Представьте, что сейчас мы находимся на яхте. Море, солнце, свобода…
Внезапно я прошу вас обтянуть кливер за переднюю шкаторину, удерживая при этом реек в горизонтальном положении. Если вы незнакомы с устройством паруса, то моя просьба будет для вас лишь бессмысленным набором слов.
Вы растерянно переспрашиваете меня: «Что ты только что сказал?”. Я повторяю свою просьбу максимально ясно и отчетливо, но теми же словами. Вам стало понятнее? Конечно, нет. Я повторяю еще раз. Эффекта нет. Затем я неожиданно превращаюсь в психа, начинаю кричать и настойчиво требую от вас сделать это немедленно!
Глупая ситуация. Зато хорошо иллюстрирует положение ребёнка, когда от него требуется некое «уважение”, не вызывающее в голове ни ассоциаций, ни образов. Откуда ребёнок знает, что такое уважение, если родители не показали на личном примере?
Учитель танцев может бесконечно описывать движение словами. Но если он медленно покажет его, вы получите намного больше понимания. Поэтому, нелепо требовать уважения, если вы сами не проявляете его по отношению к своему ребёнку.
Есть плохие результаты? Значит, есть плохой пример! Всё просто, как дважды два.
«История про девочку Веронику”
У одной моей хорошей подруги есть дочь Вероника. Замечательный и светлый ребёнок. Когда Веронике было 3 или 4 года, мама пыталась научить её говорить «спасибо”, если добрые люди угощали чем-то вкусным.
Результат был так себе… Каждый раз приходилось напоминать о хороших манерах. Без подсказки она редко вспоминала, что нужно благодарить. И тогда мне пришла в голову идея!
Я решил провести эксперимент: когда Вероника давала мне в руки какой-то предмет, я улыбался и с благодарностью говорил ей «спасибо”. Мама тоже присоединилась к эксперименту, моментально уловив его суть.
Результат не заставил себя долго ждать!
Всего за 2-3 дня Вероника освоила новое поведение и привыкла к нему настолько, что напоминания о хороших манерах стали просто не нужны! Всего несколько дней мы закрепляли привычку благодарить, демонстрируя это на личном примере, а результаты остались и по сей день, спустя 9 лет…
Новое поведение без препятствий проникло в подсознание ребёнка и закрепилось там совершенно естественным образом: через копирование поведения, через подражание. Путём, которым бессознательно учатся все дети у своих родителей.
«Прививаем уважение: быстро, надёжно, навсегда!”
Каким образом? Первый шаг уже очевиден: уважайте малыша. Общайтесь на равных, прислушивайтесь к мнению и желаниям. Слушайте, а не делайте вид, что слушаете, иначе ребёнок будет точно так же пропускать ваши слова мимо ушей.
Воздержитесь от грубости. Практикуйте полный отказ от оскорблений и обвинений. Отучите себя использовать в адрес ребёнка слова: «сопляк”, «малой”, «неумеха”, «безмозглый”, «безрукий” и другие уничижительные реплики.
Отучите себя даже думать о ребенке в таком ключе. Вы можете скрывать, что считаете его глупым, но по вашему выражению лица, по жестам, по интонации, ребёнок все равно прочитает отношение к нему. Дети далеко не так неразумны, как это может показаться.
У вас есть человек, которого вы искренне уважаете? Если да, то общайтесь с ребёнком точно так же. Представляйте, что говорите с другом, с равным человеком. Дети от этого в восторге! Тогда они ещё больше начинают любить, ценить и уважать своих родителей.
Согласитесь, нереально уважать человека, который обращается с вами как с глупцом, не имеющим право на личное мнение и желания. Если человек повышает голос, оскорбляет, шантажирует, не даёт сказать слово, но при этом требует уважения, добьётся ли он его?
«Прививаем вежливость на всю жизнь”
Как и в предыдущих примерах, тут тоже всё элементарно. Мы начинаем всячески демонстрировать ребёнку элементы вежливости в разных ситуациях. Благодарим, вежливо просим, извиняемся, открываем и придерживаем дверь, уступаем место.
Не стоит ругать ребёнка, если он пока ещё этого не делает. Терпите и наблюдайте. Кстати, не надо заострять внимание на том, что прямо сейчас вы показываете, как правильно себя вести. Это излишне. Помните, что малыш всё впитывает на полном автомате.
Зеркальные нейроны работают постоянно!
Когда будете практиковать примеры вежливости, придётся постоянно быть начеку, чтобы не забыть вовремя сказать «пожалуйста” или «спасибо”. Это не сложно, но вы можете заметить, что сами иногда забываете о таких элементарных вещах. Наши родители забывали, вот и научили нас забывать 🙂
«Приучаем мыть за собой посуду”
Обыграйте это так, чтобы ребёнок действительно получили удовольствие от мытья посуды. Какие есть варианты? О, их бесконечное множество! Давайте подумаем…
Можно устроить соревнования по мытью посуды на время. Победитель не только тот, кто помыл быстрее всех, но ещё и качественно. Тарелки можно мыть по очереди: одну вы, одну ребёнок и громко считать вслух «один, два, три…” Победителю, то есть ребёнку, торжественно вручается шоколадка или другой приз. По-моему, очень весело!
Можно сыграть в спасателей, борющихся с грязью в доме. Оденьте фартуки, завяжите на голове повязки супергероев, натяните резиновые перчатки. Как напарники под прикрытием, тихо проберитесь на кухню и неожиданно нападите на грязную посуду. Застаньте её врасплох, когда она этого меньше всего ожидает, то есть сразу после еды 🙂
Ваша задача — сделать так, чтобы мытьё посуды ассоциировалось у ребёнка со множеством приятных эмоций. Смешите, хвалите, поощряйте, благодарите. Фантазируйте, вносите разнообразие. Получаете сами удовольствие от веселья. И тогда ваш ребёнок полюбит мытьё посуды. Это я гарантирую!
И помните, что шантаж в духе «не помоешь посуду, не получишь…” создаёт лишь негативные ассоциации с мытьём. Ровно, как и наказания: «не помыл посуду — значит лишаешься…”. Если не хотите, чтобы посуда была связана с печалью и горечью от лишения, просто не делайте этого.
А вообще, лучше купить посудомоечную машину 🙂
«Прививаем любовь к наведению порядка”
Итак, ругать, обвинять и наказывать — это плохие способы, чтобы создать у ребёнка в голове связь между наведением порядка и приятными эмоциями.
Какую связь вы создадите, такая и будет по жизни. Если уборка будет связанна с негативными переживаниями, то не ждите инициативы и самоотверженности в этом вопросе. Все мы хотим избежать неприятных эмоций, и это вполне естественно.
Поэтому наша задача — создать массу радостных эмоций вокруг уборки. Это и соревнования под музыку с призами, и совместные миссии на прохождение, и создание видеофильма «Как мы убирали всей семьёй».
Перед уборкой спрячьте по всей квартире 10 секретных вещей. Задача ребёнка, благодаря наведению порядка, найти эти 10 вещей. После прохождения миссии его обязательно ждёт благодарность мамы и папы, обнимашки и обязательный просмотр мультика.
Не пытайтесь подкупить ребенка. Ваша задача сделать наградой уже сам процесс уборки, а не его конечный результат. Некоторым это может показаться немыслимым: уборка в качестве награды? Это потому что в реальности советского воспитания труд не обязан был быть приятным. Скорее даже наоборот.
Поэтому очень важно участвовать в уборке! Не забывайте, что вы подаёте личный пример. Если вы избегаете уборки, вечно перекладывая эту ответственность на детей, то какой пример подаёте?
«Учим любить уроки”
Что тут важно? Как вы уже знаете, лучше всего работают приятные переживания. Для этого нужно постараться вызвать у ребёнка такие эмоции, как любопытство, интерес, вовлечённость и радость.
Предварительно ознакомьтесь с темой, которую задали. Пробегитесь по тексту, изучите вопрос предмета. Затем узнайте, что об этом уже знает ребёнок, что он запомнил на уроке? Что он об этом слышал? Если есть пробелы в знаниях, их нужно заполнить прежде, чем вы приступите к решению задач.
Самое главное — не делать это нудно и утомительно!
Лучший способ — это перевести тему в понятные ребёнку категории физического мира. Объясните тему при помощи фломастеров, магнитов для холодильника, нарисуйте ваше объяснение образно, в картинках. То есть, максимально приближенно к реальности.
Перенесите математическую задачу по вычислению площади прямоугольника в реальную жизнь: научите измерять площадь тапка или кухонного стола. Задания по географии выполняйте в Google Maps. Математические дроби объясните на яблоке.
Чтобы запомнить стих, нарисуйте его комиксом — это самый быстрый способ. Для быстрого схватывания темы, обсудите её с ребёнком в свободном стиле, словно друзья на кухне с кружкой чая. Пошутите на изучаемую тему, это расслабит мозг и облегчит приём новой информации.
Совместно нарисуйте Mind Map по тем знаниям, которые вам нужно выучить. Это применимо к истории, например, или к любому другому предмету, требующему запоминания информации.
Если сын увлекается программированием, дайте ему задачу написать программу, которая находит ответ на все подобные математические задачи. Если дочь любит рисовать, пусть нарисует отрывки из произведения по литературе.
Самое главное — не давить и не принуждать, но зато вовлекать и удивлять. Поэтому ищите новые способы выполнять домашнее задание. Идеи можно черпать на лайфхакере, например.
«Иван, но это же будет очень медленно!”
Возможно, вы подумаете, что учить ребёнка своим примером — это очень долго. Ну, во-первых, разве так уж плохо вести себя хорошо с ребёнком? Разве сложно быть вежливым? Если да, то это сделает вас лучше.
Во-вторых. Когда вы начинаете хорошо относиться к человеку, сколько времени ему понадобиться, чтобы понять, что вы уже по-другому к нему относитесь и взаимно поменять к вам отношение?
Один год? Два года? Конечно же, нет. Ребёнок уже через пару дней поймет, что происходит что-то «неладное”. Через две недели поймет, что вы серьёзно. Его отношение к вам не может не измениться на лучшее. Ребёнок неизбежно начнёт вас больше любить, уважать и слушаться.
Дети довольно быстро зеркально отражают поведение родителей. Проверьте на практике, но не стройте предположений. В любом случае наша задача, как родителей, дать ребёнку хорошие примеры, которые останутся с ним на всю жизнь.
«Заключение”
В общем и целом, вам нужно запомнить три вещи:
- Чему я учу ребёнка прямо сейчас своим поведением и своим обращением?
- Какие эмоции я вызываю у ребёнка, когда поступаю с ним таким образом?
- С какими эмоциями я связываю эту конкретную деятельность? С позитивными или негативными?
Вот теперь вы точно готовы применять новые подходы на практике! Я желаю вам больших и радостных успехов в нелёгком деле воспитания. Пробуйте, действуйте. Вы обязательно останетесь довольны!
На этом всё. С вами был Иван Пирог — автор самого интересного блога о психологии. Кстати, подпишитесь на email-рассылку, чтобы получать самые горячие тексты! Скучно не будет.
Иван Пирог
Публикуя статью в сети, поставьте ссылку на оригинал. Спасибо! =8-)
Евгений и Галина Бородолины из подмосковного поселка Лотошино — родители четверых детей. 13 июля 2014 года в семье родилась тройня — два сына и дочка, общий вес малышей составил около шести килограммов. Такого события район не знал более 70 лет. Как живет многодетная семья, с какими трудностями приходится сталкиваться, и каково это быть мамой четверых детей, Галина рассказала корреспонденту Лотошинского информагентства в свой «профессиональный» праздник — День матери.
Многодетная семья из Реутова: свобода, дисциплина и творчество>>
Тройное счастье
Фото: Светлана Матросова
«Многодетной мамой я хотела быть всегда, пример тому мои родители и старшие сестры, у которых по трое детей. И все же, когда мы с мужем узнали, что будет сразу тройня, испытали шок. Постепенно пришло осознание того, что это благодать Божья и тройное счастье для нас. В роддоме две недели они были со мной, я уже наловчилась кормить и пеленать их», — рассказывает Галина Бородолина.
По этому случаю отдел ЗАГС Лотошинского района составил праздничные записи актов гражданского состояния о рождении младенцев. В торжественной обстановке супругам Бродолиным вручили свидетельства о рождении Михаила, Степана и Ангелины.
Старшему сыну тогда было всего три с половиной года — Никиту родители заранее подготовили к тому, что скоро у него появятся сразу два братика и сестренка. Он очень ждал возвращения из больницы мамы и малышей, всех обнял и расцеловал.
«Независимо от того, сколько в семье детей, мамой всегда быть трудно. Любви, внимания и ласки должно хватать на всех. Главное для нас — желание вырастить детей добрыми, чуткими и отзывчивыми. Я считаю, что быть многодетной мамой — это самая приятная и удивительная профессия», — признается Галина.
Самая большая семья Подмосковья: 17 детей, любовь и родительская слава>>
Дети как будильник
Фото: из архива семьи Бродолиных
Для того, чтобы справиться с тройней, требуется взаимодействие всех членов семьи. Большая семья Бородолиных живет вместе с бабушкой и дедушкой — они главные помощники в воспитании детей. «Я безмерно им благодарна. После первых родов я рано вышла на работу, и бабушка с дедушкой сразу взяли на себя обязанность по воспитанию Никиты. И сейчас без их помощи я бы не обошлась. Не остается безучастной и старшая сестра, так что нянек среди родственников хватает», — рассказывает многодетная мама.
«Наши дети как будильник. Они просыпаются по очереди, ровно в то время, когда папе пора вставать на работу. Умываемся, переодеваемся, и в 7.20 у них завтрак. Затем малыши играют, любят побегать по комнате. Только успевай снимать их с подоконников и других возвышенностей. Самая бойкая — Ангелина. Дети очень дружны, любят обниматься. Перед обедом гуляем на улице. И здесь, конечно, мне одной не справиться, обязательно кто-то из родственников помогает. Вечером с нетерпением ждут возвращения с работы папы и из садика Никиты», — рассказывает Галина.
Более 200 многодетных семей Подмосковья получили земельные участки в 2015 г>>
Семья — опора счастья
Фото: из архива семьи Бродолиных
Бородолины участвовали в празднике, посвященном гербу и флагу городского поселения Лотошино и стали победителями в номинации «Семья — опора счастья».
По словам многодетной мамы, благодаря заботе близких людей, у нее остается время и на себя, удается выспаться. Когда мама недосыпает — это сказывается и на детях.
«А вообще, когда планируешь иметь большую семью, нужно готовить себя к тому, что почти все время будет занято заботой о детях. Пора готовить к школе Никиту, и мы уже занимаемся с ним. Михаилу, Ангелине и Степану по году и четыре месяца. Хотя я себя ущемленной не считаю. Мои родители дали мне два высших образования. Я работала на престижной работе в банке. А карьера? Она подождет. У меня не утратился интерес к жизни, а, наоборот, с рождением детей появился стимул расти и развиваться вместе с ними», — признается Галина.
И хотя все внимание сейчас сконцентрировано на малышах, и пока нет возможности съездить на отдых — это временное явление. «Да и родители идут нам навстречу, и мы с мужем можем сходить в гости, встретиться с друзьями», — добавляет Галина.
По мнению многих, иметь много детей в наше время — непозволительная роскошь. Кто-то искренне порадуется за счастливых родителей, а кто-то скажет: мол, зачем нищету плодить. Однако тем, кто не испытал этого в своей жизни, трудно понять многодетных родителей. И хотя рождение тройни в чем-то сродни стихийному бедствию семейного масштаба, Галина Бродолина говорит, что для нее нет большего счастья, чем ее дети. На вопрос о том, что же дает ей силы, помогает преодолевать все жизненные трудности, ответила ожидаемо, но очень понятно: » Мои дети, моя семья».
Что касается материальной стороны, то на сегодняшний день глава большого семейства Евгений Бродолин — единственный добытчик в доме.
«Дети еще маленькие, и мы пока не несем больших затрат на них. Одежда достается от родственников, к тому же, немаловажный фактор то, что мы проживаем с родителями, и наши средства идут только на подгузники и детское питание», — делится многодетная мама.
Семья Победы: счастье в сторожке и свадебное платье из парашюта>>
Свой дом — крепость
Фото: из архива семьи Бродолиных
Конечно, жить вместе с родителями — большое подспорье, но Галина и Евгений мечтают построить свое гнездо — дом, где хватило бы места всем. Осенью 2015 года, согласно Закону № 73/2011 «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области», семья Бродолиных получила земельный участок в Лотошине.
Сегодня на участке уже возведен фундамент. Рядом детский сад, школа, магазин, да и от дома родителей недалеко. Вот только продолжить дальнейшее строительство молодой семье пока не позволяют финансы. Тут должна помочь программа «Молодая семья» и материнский капитал.
Количество многодетных семей в области увеличивается ежегодно на 3-4 тысячи>>
Альбина Карягина
Идеальные родители… Эта тема затрагивает всех и каждого, потому что каждый из нас чей-то родитель и каждый из нас чей-то ребенок. Когда дети маленькие, родители для них — верх совершенства, они принимают идеалы и ценности, нормы морали и поведения родителей. С возрастом происходит смена значимых лиц, перестройка взаимоотношений со взрослыми. Чем взрослее ребенок, тем критичнее его отношение к родителям.
Всем нам хочется быть хорошими родителями, а иногда даже идеальными. Но быть идеальными можно, наверное, только в идеальных условиях. К счастью, наше время таково, что большинство родителей осознанно и обдуманно относятся к появлению ребенка на свет, а главное — понимают, что накормить, обуть и купить много игрушек — еще не все. Следует помочь будущему человеку набраться уверенности и сил, понять, чего он хочет, научить строить отношения и добиваться целей. Без этого в изменчивом конкурентном мире нынче не достигнешь успеха и счастья.
— Первая характеристика — это любовь и принятие ребенка таким, какой он есть, независимо от его успешности, особенностей, соответствия нашим ожиданиям и представлениям о том, «каким я хочу видеть своего сына или дочь». Принятие — это основа конструктивных отношений с ребенком. Важно, чтобы эти отношения были настоящими, так как ребенок чувствует любую фальшь. Если родители, самые близкие, значимые, авторитетные люди, не готовы дать нам безусловную любовь, то чего же мы можем ждать от других людей? Только родители способны любить ребенка независимо от того, худой он или толстый, интеллектуально одаренный или тугодум, гиперактивный или неторопливый, красивый или не очень.
— Вторая, не менее важная характеристика, — это помощь в понимании мира, обозначении границ приемлемого и недопустимого поведения. Здесь задача родителей — объяснить, «что такое хорошо и что такое плохо». Родители именно те люди, которые первыми начинают показывать ребенку нормы и границы дозволенного и запретного, приемлемого и недопустимого. Обозначение границ помогает ребенку структурировать картину мира, ориентироваться в нем. Ребенок, которому неизвестны правила и нормы, теряется от неопределенности, чувствует себя брошенным, не ощущает комфорта и безопасности, ну а далее сам начинает устанавливать грань допустимого и дозволенного. Чаще всего это приводит к нарушениям поведения, сложностям в принятии любых рамок, правил и стандартов. Здесь, во-первых, важно взвесить принципиальность и важность запретов, во-вторых, определить форму, в которой выставляются ограничения и запреты, в-третьих, следует наказание и осуждение поступка, а не личности в целом.
— Третья характеристика идеальных родителей — это последовательность и согласованность в действиях, запретах и разрешениях. Принципиальное значение для воспитания любого ребенка имеет последовательность действий, санкций, поощрений и наказаний. Беда, если наше настроение влияет на то, что сегодня мы разрешили ребенку что-либо, что вчера запретили, потому что изменилось наше настроение. Вторая беда связана с несогласованностью слов и действий взрослых, с которыми общается ребенок. Разногласия взрослых по поводу воспитания ребенка — явление распространенное, но стоит помнить, что ребенок не должен знать об этих разногласиях.
— Четвертая характеристика идеальных родителей — умение слышать и понимать ребенка. Умению слышать и понимать ребенка, строить с ним конструктивные отношения можно учиться. Человек не рождается на свет профессионалом ни в одной области, в том числе и в профессии родителя. Помните, что ребенок совсем не обязан быть таким, каким вы его хотите видеть. Он должен вырасти самим собой. Уравновешенность придет с годами, память и внимание можно развить, социальным навыкам научиться, но сбои в эмоциональной сфере, основой которых зачастую является неприятие родителями тех или иных черт сына или дочери, неадекватные реакции на поведение ребенка корректируются очень сложно, оказывая влияние на жизнь ребенка в самых разных сферах.
— Расти вместе с ребенком, учитывая, что перед детьми и подростками на разных этапах развития стоят разные задачи — так можно сформулировать пятое качество идеальных родителей. Многие родители говорят о том, что на определенных этапах развития ребенка общение с ним доставляло удовольствие, не возникало сложностей, а какие-то этапы были особенно сложны. Кому-то лучше всего было иметь дело с младенцем, кто-то с восторгом пережил возраст «почемучек» (4–5 лет), а кому-то удается найти гармонию с подростком или стать другом юноше или девушке.
Причина здесь лежит в наших индивидуальных особенностях. Но истинно хорошие родители растут и меняются вместе с ребенком, предоставляя ему столько свободы и заботы, сколько необходимо в тот или иной период развития. На каждом этапе своего развития ребенок решает так называемые «задачи возраста», овладевая своим телом, усваивая навыки самообслуживания, приобретая знания и тренируя интеллектуальные процессы, строя отношения со сверстниками, взрослыми и младшими детьми. Наша взрослая задача — «сопровождать», быть рядом сначала физически, а затем рационально и эмоционально, подтверждая свою готовность к диалогу и поддержке, но, не проживая жизнь ребенка вместо него и не вторгаясь в то жизненное пространство, на котором он должен научиться сам решать задачи и удовлетворять свои потребности.
— Ценить и уважать свою уникальность, свободу и развитие — следующая характеристика идеальных родителей. Принять тот факт, что ребенок не часть нас, а самостоятельное существо, имеющее право, возможности и способности принимать решения и совершать выбор, могут лишь те родители, которые ценят и свою свободу, дорожат своей самостоятельностью.
В раннем детстве родитель — высший авторитет, судья и образец. Но подростку уже важнее найти свое место среди сверстников, а потом в жизни ребенка появятся другие близкие люди. К тому факту, что придет другой мужчина или другая женщина, с которыми наш ребенок будет делить радости и горести, тоже надо быть готовым.
Принесение своей жизни в жертву ребенку рано или поздно оборачивается сложностями для обеих сторон или хотя бы для одной из них. Безраздельное внимание к ребенку, потребность и требование участия во всех его делах, отказ от личной жизни или карьеры оборачиваются внутренним напряжением, взаимной неудовлетворенностью, даже конфликтами. Чем интереснее, значительнее, эмоционально и интеллектуально насыщеннее становится наша жизнь, тем более интересными и значительными людьми мы останемся для своего ребенка, когда он повзрослеет и станет нам настоящим другом. Помните, что ваша жизнь не заканчивается вместе с рождением на свет малыша и может продолжаться не только в нем. Уважать, ценить и принимать уникальность личности своего ребенка мы можем лишь тогда, когда сами ценим, уважаем и принимаем собственную уникальность и свободу.
В нашей повседневной жизни оказывается трудно следовать этим нехитрым заповедям и трудно соответствовать громкому эталону — «идеальный родитель». И все же это необходимо, ведь на карту поставлены судьбы не абстрактных, а реальных, наших единственных и неповторимых детей. Пусть наши отношения с ними будут гармоничными и пусть ваши дети с гордостью говорят окружающим: «Мои родители — идеальные!»
Сын сказал: «Рожайте нас больше!»
Мы продолжаем цикл интервью о современных мамах. Полгода назад МамаPro.by провела конкурс и нашла четырех мам, которые покорили нас своими историями о главной мечте. Нашей новой героине мы задали те же 16 важных вопросов, и она откровенно рассказала о своих трудных моментах в жизни мамы, поделилась собственными секретами воспитания и даже повеселила нас перлами своих малышей.
Знакомьтесь, наша победительница – Татьяна СмолягаОна – счастливая мама троих детей-погодок (Полине 3 года, Глебу 4,5, Егору 6), руководитель Детского центра SunCityLife, консультант-нутрициолог.
Прическа и макияж – Инна Левчук, Екатерина Метлюк. Фотограф – Марина Михайлова
Что для вас декрет?
Это время абсолютного счастья для каждой женщины. И это реализация себя, потому что только через ребенка женщина может реализоваться на 100%. Это время отдавать любовь и принимать ее.
Наш папа говорит: «Мама в декрете и не была». И он отчасти прав: у меня много командировок, рабочих вопросов, бизнес (когда младшей дочери было 2 месяца, у нас появился Детский центр). Декрет для меня – это и есть активное времяпрепровождение.
Что для вас современное материнство?
Это мобильность и свобода. Часто женщина забывает про себя с появлением деток, а на мой взгляд, нужно детей «вписать» в свою жизнь и оставаться при этом самой собой. Если работаю или провожу занятия, то делаю это в компании наших малышей.
Я не забываю быть свободной, но не от детей, а вместе с ними.
Опишите свой обычный день в роли мамы.
У нас нет обычных дней! Каждый день – необычный, с новыми делами, вопросами и «перлами». Мы не живем шаблонно: из-за активной жизни дети не всегда ходят в сад, вместо этого мы можем отправиться на работу, прогулку. Единственное, что сохраняется изо дня в день – мы всё делаем вместе. У нас нет такого, чтобы ребенок сел за раскраску и сам увлекал себя: мы скорее начнем вместе создавать карту сокровищ или вырезать доску с планами, целями и желаниями. Их развитие ежедневно проходит параллельно с моим.
При этом в активном темпе жизни у нас много традиций. Они не относятся к режиму, но я поделюсь ими – вдруг мамы найдут что-то полезное для себя. Например, у каждого ребенка есть своя копилка, куда он собирает деньги на подарки своим братикам и сестричкам. Стараемся раз в месяц делать «День» какого-то ребенка, чтобы каждый получил максимальное внимание и этот день был посвящен ему. А на каждую годовщину нашей совместной жизни мы наряжаемся в свадебные (или просто нарядные) костюмы, едем куда глаза глядят, находим поляну, устраиваем пикник и проводим время вместе.
Какой он – ваш идеальный день?
Для любой мамы идеальный день – это когда дети слушаются! Когда они ничего не делят, не дерутся и нет разбитых носов (смеется). Идеальным днем может быть и тот, который начинается с завтрака в постель от детей: они иногда устраивают сюрприз, делают коктейль и собирают нам бутерброды…
В целом, я думаю, мой идеальный день – это когда 30% времени я посвящаю себе, 30% – дому, 30% – детям и 10% трачу на удовольствие (может, даже на ничегонеделание). Конечно, сейчас мои 30% личного времени все равно я разделю с детьми, это, скорее, взгляд на будущее.
Расскажите о своей главной мечте.
Моя мечта, как мамы и как женщины, – здоровье и самореализация каждого члена семьи и семьи в целом.
У вас есть кумир или пример для подражания?
Не зря говорят: «Не создай себе кумира». У меня нет таких людей. Скорее в моей голове есть картинка «идеальной я», к которой стремлюсь. Но я каждый раз стараюсь учиться и у других мам: у одной терпению, у другой мудрости, у третьей трудолюбию.
Есть ли у вас секреты воспитания?
Я бы не назвала это «секретами», скорее это подсказки и идеи, которые я стараюсь реализовать в воспитании своих детей. И вот некоторые из них:
- Учить договариваться. Если ребенок скажет: «Мне бабушка что-то не дает», я отвечу: «Это не бабушка не права, ты просто не сумел с ней договориться». Умение договариваться – это путь к дальнейшему успеху во взрослой жизни.
- Дружить. Я объясняю своим детям, что люди бывают разные, но со всеми нужно дружить, ведь у каждого можно чему-то научиться.
- Делиться. Мы учим деток: «Если ты научишься делиться тем, что у тебя есть, то у тебя всегда все будет. Ведь найдутся люди, которые с тобой тоже поделятся».
- Разговаривать всегда, везде и «по-взрослому». Не приветствую, когда с детьми сюсюкаются. Ведь для того, чтобы у детей выстраивалась логика, формировалось мышление, цепочки, правильные связи в жизни, с ними нужно разговаривать как со взрослыми. Например, мой сын Егор (2,5 года) говорит: «– Мама, ты мне друг? – Да. – А с друзьями делиться надо? – Да. – А конфеты у тебя есть? – Да. – Ну так делись!»
- Не решать за ребенка, а направить к правильному решению. Например, у старшего сына был переломный момент, когда он не хотел тратить деньги из копилки на подарки сестричкам. Я могла бы его заставить, но я советовала: «Подумай, насколько правильное решение ты принимаешь, утром обсудим этот вопрос». После нескольких обсуждений он принял решение и стал на правильный путь.
- Научить заботиться о братьях и сестрах. Это ведь самое важное и ценное. И только в наших силах научить их заботиться о друг друге сейчас и на протяжении всей жизни.
- Учить финансовой грамотности. Я часто слышу от мам: «Будешь трогать деньги, когда вырастешь». А когда они вырастут, вполне вероятно, что они не будут знать, как их тратить и тем более как зарабатывать. Мы стараемся учить детей, что деньги тратить важно не только на себя, но и на потребность близких.
- Радоваться маленьким достижениям и стремиться к большим целям. У нас дома висит «доска достижений», куда мы вклеиваем фотографии с нашими победами. Это семейные фотографии, фото с концертов, соревнований и всех активностей. Это не только повышает самооценку детей, но и дает им возможность видеть достижения в мелочах. Например, Егор в 5 лет сам приготовили тортик маме на день рождение – это его достижение.
- Делать акцент на красоту и счастье в мелочах. Мои дети уже определенные эстеты. Егор любит поесть или почитать книги на террасе, любит весну, Глеб любит кулинарию, чем экзотичнее – тем интереснее. Они видят и чувствуют больше, чем мы.
Три главных правила вашей жизни
- Быть самодостаточным. Это касается меня, моей семьи и каждого ребенка. Они должны уметь сами сходить на горшок или в душ. Позже – приготовить себе завтрак. И в будущем это приведет их к успеху. Дети должны помнить, что возможно все. Если что-то кажется невозможным, этому просто стоит уделить больше времени.
- Учитывать интересы каждого в семье. Папа учитывает интересы мамы и наоборот, даже если интересы разные. Мы одно целое, но каждый из нас – личность со своими интересами.
- Заботиться друг о друге. Заботься о своих близких так, как хочешь, чтобы заботились о тебе.
Пять незаменимых вещей, которые всегда с вами
Первое, что пришло на ум – это нематериальные вещи.
Они всегда со мной: любовь (даже если у тебя плохое настроение), забота (ведь я – мама, и это часть моей жизни), уверенность в том, что ты делаешь (иначе дети сядут на шею), терпение (а его бывает очень мало!) и упорство.
О чем вы обязательно расскажете свои детям, когда они вырастут?
Во-первых, расскажу о том, что они самое большое и ценное счастье, которое подарил нам Бог. А во-вторых, я покажу им все важные моменты их жизни. Мы с Андреем завели каждому ребенку «сундук счастья», который планируем подарить детям на 16-летие. Туда мы складываем самое ценное: бирочку из роддома, крестильную рубашку, первые волосики, первый зуб… У Егора лежит даже первый деловой костюм. А вместе с сундуком вручим «блокнот позитива» с их «перлами» и фотоальбомы.
Подсмотрено в «блокноте позитива» семьи Смоляга:
Поздно ночью ложимся спать, Полинка спит в соседней кроватке и начинает звать: «Мама, мама!». Я молчу, а Андрей говорит: «Что такое, Полина?». Она спросонья и очень эмоционально: «Нет, мама, мама!». Тут подключаюсь я, говорю: «Что, Полина?». И в ответ слышу: «А где папа?».
На улице мимо нас проходят газовщики и разговаривают по телефону. Глеб на всю улицу кричит им: «Здравствуйте!». И обращается к Егору: «Егор, а ты почему не здороваешься?». А Егор ему очень серьезно отвечает: «Ты что не видишь, они же по телефону разговаривают! Нельзя людей перебивать!»
Идем вместе с детьми с кружка. Они впереди, идя за руку, а я сзади. Идеальная картина семьи! Я, умиляясь, говорю: «Боже, какие вы хорошенькие!». Егор сразу поворачивается и отвечает: «Так рожайте нас больше!»
Вы позволяете себе лениться?
Крайне редко. Самый лучший отдых для меня – это заняться каким-то хобби, сделать что-то руками. Или если лениться – то всем вместе. Мы с детьми ложимся на диван, включаем мультики и отдыхаем.
Какая была первая мысль, когда вы увидели своих детей?
Первая мысль о том, что вот оно – настоящее счастье. Старшего сына Егора я рожала ночью, а вся следующая ночь была бессонной и беспокойной, поэтому вторая мысль была о том, что моя веселая жизнь станет еще веселее!
Кстати, мы с мужем светловолосые, а первый сын Егор родился темненьким, поэтому мы очень удивились! Второго ждали такого же, а Глеб родился желтым, как цыпленок. Он был похож на сказочного героя или гномика.
А перед третьей беременностью я сказала мужу: «У нас будет Полина», хотя мы даже не рассматривали это имя и даже не рассчитывали на дочь. Но всё так и получилось. Когда она родилась, первой мыслью было: «Вот она – моя настоящая подружка!».
Вспомните один самый смешной и один самый трудный момент из жизни мамы
Самые трудные моменты были, когда у нас было трое погодок и ни один из них еще не мог себя обслуживать. Надо было всех одновременно кормить, мыть, каждый завоевывал себе внимание со стороны мамы и папы. Со временем стало проще. Но мы знали обо всех трудностях и планировали погодок: на наш взгляд, именно они потом будут самыми дружными по жизни.
А смешных моментов много! Однажды ко мне пришли сыновья и серьезно объявили: «У нас проблема. Мы Полинку поделить не можем! Давайте вы с папой родите нам еще одну Полинку». Я спрашиваю: «А если вдруг получится не девочка, а мальчик?». Егор в недоумении посмотрел на меня, но не растерялся: «Тогда у нас будет Глеб Полинович!».
Вспомните самый безбашенный поступок в вашей жизни
Когда наш папа захотел тур по Европе, мы сели в машину и проехали за 14 дней 7 стран с двумя маленькими детьми на руках. Конечно, сейчас это не кажется безбашенным поступком. Для нас каждое путешествие – это своего рода вызов себе. Скоро, кстати, поедем в командировку в Киев на семинар с тремя детьми. Будет весело!
Как вы справляетесь со стрессом?
Первое – не сижу дома. Смена обстановки – лучшая борьба со стрессом. Второе – хобби, переключение внимания. Если я устану, я не буду спать, а займусь творчеством, это мой способ восстановления энергии. И третье – витамины группы В, лецитин и магний.
Кем вы видите себя через 10 лет?
Молодая, красивая, счастливая, обеспеченная, которая реализует себя и исполняет свои цели и желания. И очень хочу быть не кумиром, а авторитетом для своих детей.
Блиц-опрос
Если фильм, то… смешной.
Если блюдо, то… греческий салат.
Если город, то… Будапешт.
Если один предмет из гардероба, то… джинсы.
Если одна игрушка для ребенка, то… для Егора – шахматы, для Глеба – поделка, для Полины – кукла.