Вопрос духовнику обители
Вопрос: Как избавиться от злых, плохих, жестоких мыслей? Какие молитвы читать? Как спасаться от них? Я 5 лет мучаюсь и мучаю священников — по два листа мыслей на каждой исповеди, они устали это слушать. Все хотят спастись… а мне уже стыдно на исповедь приходить.
Ирина
Ответ: Во-первых, нельзя стыдиться идти на исповедь — это говорит о гордости. Во-вторых, от стражи утренния до нощи уповает Израиль на Господа (Пс.: 129: 6). Вот проснулись и внимательно помолились, попросили своими словами: «Господи, избавь меня от всех этих мыслей, от помыслов, которые не дают мне жить, которые мешают мне». И пытайтесь себя контролировать — что Вы думаете, какие мысли у Вас в голове, что приходит Вам на ум.
Если Вы научитесь не принимать плохие помыслы (а эти помыслы от дьявола), то Ваш ум будет находиться в относительной чистоте.
Видите, враг как-то нащупал Ваше слабое место, и Вы всё, что он Вам диктует, принимаете. Потом с этим боретесь, исповедуетесь, а мысли опять приходят, и это бесконечная история. Поэтому надо как-то взять себя в руки и стараться себя контролировать, дисциплинировать, переводить свой ум на высокие вещи. Вообще, постарайтесь научиться владеть своим умом, контролировать, что у Вас в голове. Это долгий путь, это непростое задание, но это необходимо. Вы же видите, как Вы страдаете, сколько неприятностей у Вас из-за этих помыслов, которые просто не дают жить. И каждый раз, приходя на исповедь, старайтесь говорить о том, что Вам мешают эти помыслы, просите помощи Божией. Вечером в вечерней молитве тоже подумайте, где, когда пропустили эти мысли, как-то расслабились, отвлеклись. Если это будет регулярно, ежедневно, то, я думаю, через полгода будет очень хороший положительный результат.
Содержание
- по уму Православной Церкви для мирян и монахов
- * Круг прп. Аввы Дорофея *
- Милость Божией Матери
- Царь тут. Приложи это к Божеству. Веди себя пред Богом как в присутствии царя.
- Чтобы достойно почитать и любить тебе Спасителя Господа Иисуса Христа, научись прежде быть благодарным за благодеяния человека – благодари.
- Я и верующий и неверующий, добрый и злой, смиренный и гордый, простой и лукавый, Божий и диавольский. – Душа моя как бы растягивается двумя противоположными силами. Странен я! Чужой я!
- Никогда не спеши сердцем при чтении молитв и всегда будь в спокойном и веселом расположении духа: ты говоришь с Богом милости, щедрот и человеколюбия; унывать тебе тут вовсе не о чем.
по уму Православной Церкви для мирян и монахов
* Во имя Отца и Сына и Святаго Духа *
Дорогой друг!
Вступая в жизнь, ты воспринимаешь её через добрые или злые мысли и чувства. Очень часто злые мысли могут быть внезапными, назойливыми, смущающими тебя, лишающими мира, тишины и покоя. Цель их состоит в том, чтобы не только смутить, но стать постоянными, сделав тебя злым, породив в душе с юных лет безконечную муку и адскую боль. В таком нездоровом состоянии душа, неопытная в духовной жизни, наносит вред не только себе, но и окружающим
Злые мысли и чувства называются грехами. Грехи которые мы совершаем, могут быть одновременно против Бога, ближних и самого себя. Бог даровал нам совесть, определяющую поступки как злые, так и добрые. Если при твоём поведении тебе радостно и мирно, покойно и уютно, тепло и светло – значит, ты на верном пути. И наоборот: если тебе мрачно и тоскливо, уныло и печально, холодно, серо и неуютно – значит, ты нагрешил и тебе обязательно сразу нужно каяться перед любящим Господом, чтобы вернуть прежнее доброе состояние, через которое ты был с Ним. Это наука из наук, и превыше всяких наук. Называется она духовной жизнью и ею определяется вся дальнейшая внешняя жизнь.
Здесь предлагается тебе, православная душа, врачевство от хульных мыслей из сокровищницы духовного опыта Православной Церкви. Этот опыт распространяется не только на хульные помыслы, но может применяться в борьбе с любыми грехами в мысленной брани, то есть в войне, где мы с тобою воины.
Образ святителя Димитрия Ростовского. Боровиковский В. Л. 1825 г
«Если, по диавольскому навету, многие беспокоятся и смущаются от недобрых, особенно же хульных мыслей», пишет святитель Димитрий, «то полезно знать природу этих мыслей и понимать, когда они бывают греховны, а когда нет, чтобы научиться отгонять их от себя и врачевать свою душу. В злых мыслях нет никакого греха, если воля и разум человека не соглашаются с этими мыслями, даже ненавидят и гонят их. Но когда человек по своей воле услаждается злыми мыслями и принимает их к сердцу, тогда они становятся грехом смертным. Если же человек, смущаемый хульными помыслами, не принимает их, но колеблется, то, будучи неопытен и не зная разницы между помышлением и соизволением, терпит нападения от диавола.
Некоторые думают, что если им приходят помыслы о худом, то они уже и соизволяют на худое, и печалятся об этом. Но помышление не есть еще соизволение. Соизволение наступает, когда мы любим хульные мысли и услаждаемся ими, усердно желаем их и размножаем их в своем уме. Если же мы ненавидим их, не желаем их иметь, но они сами лезут нам на ум, а мы отвращаемся от них, тогда это верный знак, что нет нашего соизволения, и тогда они не должны смущать нашу совесть. Когда же они нас сильно беспокоят, а мы терпим, но не склоняемся к ним волей, тогда мы и получаем награду от Бога. У многих часто бывают помыслы неверия или хулы на Бога, или на Пречистую Богородицу, или на святых Божиих.
Бывает, когда человек посмотрит на Святые Тайны Христовы (Святые Дары) или на святые иконы, вдруг на него нападают хульные мысли, как тёмное облако, хоти он и не желает их. На таких злых помышлениях, находящих на нас помимо нашей воли, не следует останавливаться, но следует считать их за ничто и презирать их, как бы их и не было, и не возмущаться ими до скорби. Ибо наше смущение и скорбь будут радовать диавола. Тогда он наведёт на нас ещё больше хульных мыслей, чтобы смутить нашу совесть. Но если он увидит, что мы не придаём значения хульным мыслям, презираем их, и не скорбим, и не печалимся, то, посрамлённый, отбежит от нас, а мы останемся в покое — без смущения. Для нас достаточно только не соизволять этим злым помышлениям. Вспомним книгу пророка Даниила: чего достигли те два скверных старца, которые восстали на чистую Сусанну, желая осквернить её (Дан. 13, 1–64). Ничего они не достигли, потому что Сусанна пренебрегла ими и не соизволила скверному их желанию. Точно так же и помыслы скверные и хульные не смогут причинить нам вреда, если мы отвергнем их, как Сусанна отвергла тех нечестивых старцев.
Многие люди, смущаемые хульными помыслами, не знают, что и делать им, и приходят в отчаяние, считая, что это есть их собственный грех, и почитая себя самих причиной тех лютых и мерзких помыслов, поэтому желаю дать о них пояснение.
Старый новый храм.Белюкин Д.А. 1995 г.
Хульный помысл есть искушение, посылаемое на человека богобоязненного, которое особенно смущает его тогда, когда он стоит на молитве или совершает чтолибо доброе.
Помыслы хульные не беспокоят человека, проводящего греховную жизнь: человека нерадивого, небогобоязненного, не заботящегося о своём спасении, — но нападают на тех, кто живёт, исполняя заповеди, в трудах покаяния и в любви Божией. Хульным искушением диавол доводит человека до устрашения; и если тот другим грехам не подвержен, то старается смутить его совесть; и если он в покаянии, то старается прервать покаяние; и если восходит от добродетели в добродетель, то старается воспрепятствовать этому и низринуть его; если же не сможет этого сделать, то старается хотя бы оскорбить и смутить человека.
Но разумный да рассуждает так.
1. Да не думает человек, что те мысли его собственные и от него самого исходят. Нет, они наносятся от диавола; он их начало и изобретатель. Как могут те хулы исходить из нашего сердца и воли, если мы ненавидим их и скорее желали бы себе какойлибо болезни, чем эти мысли? Отсюда верное убеждение, что хулы рождаются не от нашего произволения, так как мы их не любим и не желаем.
2. Всякий, кого беспокоят хульные помыслы, да не вменяет их себе в грех, но да считает их особенным искушением. Чем больше ктолибо будет вменять их себе в грех, тем больше обрадует врага своего, диавола, который будет торжествовать уже и о том, что както смутил совесть человека. Если бы кто сидел связанным среди людей богохульных, слышал бы их хульные слова на Бога, на Святые Тайны Христовы, на Пречистую Богородицу и на всех святых и хотел от них убежать, но не мог бы, потому что связан, не мог бы и ушей своих заткнуть от их хулы, имел ли бы он какойлибо грех оттого, что слышал их хульные слова? Поистине, не только не имел бы никакого греха, но сподобился бы от Бога многой похвалы, потому что, будучи связан и не имея возможности убежать, с тяжкой горестью слушал бы богохульные слова.
Подобное бывает и с теми, кому диавол досаждает хульными помыслами, а они не имеют возможности избежать их, или избавиться от них, или освободиться от духа хулы, бесстыдно и беспрестанно держащего в их уме хульные помыслы, а они этого не желают и сами помыслы ненавидят. Очевидно, что в таком случае они не только не имеют греха от нападения тех хульных мыслей, но и большую получают благодать от Бога.
3. Нужно молить Господа Бога, да удалит это искушение и отразит хульного духа. Если же нет, то кротко терпеть с благодарением к Господу, в полной уверенности, что не от гнева Божия, но от благости Его попущено нам это искушение, да претерпим его твёрдыми и несмущенными.
И Апостол Павел нечто подобное терпел, когда говорил о данном ему пакостнике плоти, о котором трижды молился, чтобы избавил от него Господь, но просимого не получил, а услышал: «Довольно с тебя благодати Моей» (2 Кор.12, 9).
Некто из великих отцов часто повторял: «Не соизволяю, не соизволяю». И когда ходил, или сидел, или чтолибо делал, или читал, или молился, часто и много раз повторял эти слова. Слыша это, ученик его спросил: «Скажи мне, отче, для чего ты эти слова часто повторяешь? Какая тайна у этих слов?» Старец отвечал: «Когда какойлибо злой помысл приходит в мой ум и я ощущаю его, тогда говорю ему: «Не соизволяю на тебя», — и тотчас тот злой помысл отбегает и пропадает без вести».
И всякий, кто страдает от духа хулы, сколько бы ни пришло на него хульных помыслов, легко может освободиться от них и отогнать их от себя словами: «не соизволяю». «Не соизволяю, диавол, на твои хуления; твои это мерзости, а не мои; я же не только не соизволяю на них, но и ненавижу их».
Итак, никто из имеющих наваждение от хульных помыслов, не смущайся и не отчаивайся, зная, что нам они служат больше на пользу, чем в соблазн, а бесам — в посрамление.
Итак, пусть человек не скорбит о беспокоящих его хульных мыслях, ибо если будет скорбеть, то этому будет радоваться враг его, который затем и наводит хульные мысли, чтобы опечалить и смутить человека; и когда достигнет этого — радуется. Если же человек презирает хульные помыслы, отвращается от них и даже посмеивается им, то диавол, посрамлённый, отбегает. Поэтому не должен человек смущаться и приходить в отчаяние от того, что находят на него хульные помышления, ибо за это терпение ожидает его венец.
Причастие.
Косничев А. Е. 2009 г.
Бог сотворил мир и законы, по которым он существует. Учёные не изобретают законы, а открывают то, что уже есть в природе. Внешний мир природы таким образом живёт по своим законам. Чтобы человек был счастлив, Господь дал ему нравственный, духовный закон, который действует так же непреложно, как и законы физической природы. О внутренней духовной жизни человека с её законами тоже есть своя наука и свои учёные: святые отцы, которые открывают эти законы и научают нас, как ими пользоваться для своего счастья. Как от нарушения законов физической природы она гибнет, так и от нарушения духовнонравственных законов, данных Богом для счастья, человек гибнет, превращаясь в живой труп, то есть — телом живой, а внутренне, душевно — мёртвый. Всякий раз, когда мы поступаем против совести, нарушая духовный закон, мы кладём груз на свою душу. Маленьких грехов не бывает — так как они со временем образуют большую гору, которая давит человека и мешает ему свободно жить. Бог дал покаяние, выражаемое совершеннейшей молитвой Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» и Таинство Исповеди, через которое мы эту тяжёлую ношу сбрасываем с себя.
Из основных духовных законов, которые сообщают нам наши учёные — святые отцы, мы тебе приведём основной в данном случае закон развития греха в душе человека:
прилог — простое слово или образ греха, являющийся уму;
внимание — когда ум увлекается явившимся образом, по страсти или безстрастно;
услаждение — когда ум начинает размышлять с удовольствием об этом грехе, отчего возникает
желание — когда воля склоняется ко греху;
решимость — когда она склонилась;
дело — когда совершённый грех становится очевидным».
Главное в развитии греха — обратить внимание на прилог. Это — покуда не наш грех, а лишь предложение нам греха лукавым. На нём не следует останавливать внимание, но, пока он безсильный, маленький и немощный, разбивать его сразу через неприятие его своей волей и противлением ему молитвой. Псалмопевец Давид, знавший законы духовной жизни, в своих псалмах Духом Святым писал: «Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень».
Святые отцы говорят: бей врагов молитвой Иисусовой; «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Всякий неотражённый греховный помысл записывается в нашей духовной памяти и получает развитие по ранее указанной схеме. Кроме Иисусовой молитвы мы можем против помыслов творить и другие молитвы, которые в каждом индивидуальном случае личной духовной жизни могут быть действенны. Но самой совершённой при этом в духовной брани остаётся молитва Иисусова. Преподобный Ефрем Сирин против помыслов советует читать молитву: «Господь да потребит тебя, бес нечистый и зловонный». Читаем и: «Отче наш», «Христос воскресе», «Богородице Дево, радуйся».
За невозможностью творить эти молитвы, можно и нужно говорить тогда кратко: «Слава Богу за всё». И тогда, будучи не источником славословия и благодарения, а противником Господа, злой демон отбежит от твоей души. Таким образом ты опытным путём узнаешь то, чему учит нас Святая Православная Церковь.
Аминь
Необходимый перечень учебников духовной жизни, которыми мы должны пользоваться каждый день: Евангелие, Псалтирь, Молитвослов, Добротолюбие, и из наших отечественных святых: прп. Серафим Саровский, свт. Тихон Задонский. Список может быть более систематизированным и уточнённым в определённой духовной и хронологической последовательности.
А также неотвязчивые мысли воровства, ругательных слов, мщения, злорадства, любопытства, наркомании, пьянства, табакокурения, убийства, самоубийства и других грехов.
Младенцы в данном случае — прилоги греха, а камень — призываемый на помощь Христос.
Последние слова в этом мире святителя Иоанна Златоустого.
* Круг прп. Аввы Дорофея *
«Представьте себе круг… предположите, что круг сей есть мир, а самый центр круга — Бог;
радиусы же… суть пути жизни человеческой. Итак, на сколько святые входят внутрь круга, желая приблизиться к Богу, на столько, по мере вхождения, они становятся ближе и к Богу, и друг к другу; и сколько приближаются к Богу, столько приближаются и друг к другу; и сколько приближаются друг к другу, столько приближаются и к Богу. Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога и возвращаются ко внешнему, то очевидно, что в той мере, как они исходят от средоточия и удаляются от Бога, в той же
мере удаляются и друг от друга; и сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога. Таково естество любви: на сколько мы находимся вне и не любим Бога, на столько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним; и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом».
«Не желай, чтоб делалось все по твоему желанию: желай, чтоб делалось как делается: таким образом будешь мирен ко всему. Впрочем, это относится к тому, в чем нет преступления заповеди Божией или отеческой».
Прп. Авва Дорофей. Душеполезные поучения
Просмотров: 1274
Милость Божией Матери
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
24 февраля был я в Рамбове – хоронил жену священника Ал. Ив. Соколова. Пришедши в одну кладбищенскую церковь, я был в состоянии мучительного томления сердца, которое происходит от слабоверия и духа злобы. Взглянувши на местную икону Тихвинской Божией Матери, я невольно засмотрелся на Ее пречистый, смиренный, безмятежный, полный любви лик и сказал сам в себе: «Какое неземное спокойствие выражается на лице Твоем, Пречистая», – и как бы услышал от Нее следующие слова, внятно отозвавшиеся в моем сердце: «А что тебе препятствует иметь мир и спокойствие в своем сердце? Разве ты не знаешь, где искать их?» После этого я обратился мыслию и сердцем к Источнику и Подателю мира – и тотчас же обрел желанный мир и стоял с миром всю службу (обедню).
В Рамбове встретил знакомого – почтеннейшего священника Гавриила Марковича Любимова, который замечателен трудами своими на пользу крестьян и крестьянских детей великой княгини Елены Павловны. Вся жизнь его проходит в трудах, соединенных с постоянными самопожертвованиями. Как он много делает для просвещения детей крестьянских, для воспитания их в правилах нравственности! Что я значу в сравнении с ним? Что мои труды? Ничто. Посмею ли сравнить себя с ним как священник в каком-либо отношении? Вот человек, который не напрасно живет, не в суете проводит дни свои! А я – всуе и землю упражняю. Как Господь не посечет меня как бесплодную смоковницу! Господи! Спаси его и помилуй!
Сердце иногда спит во время молитвы, только ум слабо действует, а нужно, чтобы оно бодрствовало. Отчего на домашней молитве не находит сомнение и не останавливает языка, а на общественной бывает это?
Фото: tatmitropolia.ru
Тогда только силен надо мной диавол, когда в сердце моем нет Христа.
Животворящие Тайны приводят в порядок, в состояние покоя внутреннюю жизнь мою, – что может делать, кроме Тайн, одна усердная молитва или самое решительное живое устремление мыслей и сердца к Богу с верою и надеждою. Слава Богу моему, истинно и существенно присущему в животворящих Тайнах! Прикосновение животворящих Тайн, принятых с верою и благодарным сердцем, всегда животворно для души моей. Это тем более бывает ощутительно, что к сердцу моему часто прилагается какая-то сила, смущающая, ядовито угрызающая и мертвящая душу, – и прикасается всегда вследствие усумнения, неверия познанной истине: эта последняя сила есть сила диавола – человекоубийцы. «От плод их», сказал Спаситель, «познаете их» (Мф. 7, 16).
Вера сладостна, мирна, животворна для сердца; неверие горько, мучительно, убийственно.
<…>
Я из своего собственного опыта знаю наперед, что будет и блаженство неизреченное для праведников в будущем веке, и муки страшные для грешников, не раскаявшихся в своих грехах при жизни. Знаю наперед, по разуму, и то, что они будут вечны. Душа наша, как существо духовное, простое, вечное, а грехи, по опыту еще здешней жизни, мучат, погубляют душу духовно, и тогда только перестает она мучиться от них, когда раскается в них. Но после смерти нет и не может быть покаяния. Значит, тогда душу будут вечно мучить ее собственные страсти: и вот огонь вечный.
<…>
Диавол никогда не теряет надежды ввести тебя в искушение и вводит часто, а ты никогда не теряй надежды избавиться от его искушений, с Божиею помощию. А чтобы избавиться от его искушений, тебе нужна благодать Духа Святого, святой огнь в сердце, вера несомненная.
Достоинство человека-христианина определяется тем, как часто он бывает со Христом. «Противитися диаволу, и бежит от вас» (Иак. 4, 7). Употребляй всегда усилие – стать выше козней диавольских: и он убежит от тебя, видя твое сопротивление. А то ты пугаешься и сам бежишь, когда следовало бы бежать ему.
«Не бывайте мудри о себе» (Рим. 12,16), – говорит Апостол. Так и ты всегда мудр будь не о себе, а о Боге.
«Не иский своея пользы, но многих, да спасутся» (1 Кор. 10, 33). Отселе имей эти слова своим девизом.
Братия! Бдите за своим сердцем: диавол всячески старается выгнать из него простоту и поселить в нем лукавство (лукавый сам, он хочет уподобить себе чрез лукавство и людей), исторгнуть веру и поселить неверие, искоренить чистую любовь и поселить нечистую, или напротив – вражду. Вы, может быть, даже не верите, что диавол есть, и думаете, что все худое – только от вас, а он не только есть, но и царствует в мире, над людьми, преданными миру: он – бог века сего, он – князь власти воздушной; он – миродержитель темного века сего. «Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол…» (1 Петр. 5, 8).
Царь тут. Приложи это к Божеству. Веди себя пред Богом как в присутствии царя.
Читать громко. Это прекрасное средство против смущения, разумеется, при искренней вере.
Отчего не бывает веры в некоторых людях и она с великим трудом вмещается в их сердце?.. Оттого, что их сердце занимают какие-нибудь страсти, и виновник их – диавол; а как место веры в сердце, а предметы веры противоположны страстям, именно: Бог, Ангелы, святые Божии, то и нельзя быть вере в сердце, наполненном тем, что противоположно ей.
Вера живет в сердце – значит то же, что святость, чистота, всякая правда живут в сердце; неверие живет в сердце – значит то же, что страсти и всякая нечистота живут в сердце.
«Нося же всяческая глаголом силы Своея» (Евр. 1, 3), то есть управляя, сдерживая то, что может распасться. Держать мир – значит не менее, как и сотворить мир или, если можно сказать нечто удивительное, даже более. Ибо сотворить – значит привести что-нибудь из небытия в бытие, а держать уже существующее, но готовое обратиться в ничто, соединять противоборствующее между собою – это дело великое и удивительное. Это – знак великой силы. – Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям. Беседа 2, ст. 3.
Ради Бога Слова имей все уважение к слову: и бывшую словесную, умную тварь, сделавшуюся бессловесною, никогда не слушай… В противном случае Бог Слово осудит тебя на суде Своем за пренебрежение даром слова. – И теперь Он жестоко наказывает тебя, когда ты оскорбляешь слово, особенно слово Священное (в Священном Писании и в церковно-богослужебных книгах) своими пропусками или торопливыми, нелепыми выговорами. А тогда – страшнее накажет тебя.
Чтобы по достоянию чтить Богородительницу, научись прежде, как должно, почитать свою родительницу. А чтобы почитать тебе, как следует, Отца Господа Иисуса Христа, научись почитать своего отца по плоти. «Неверный в мале и во мнозе неверен есть; а верный в мале и во мнозе верен» (Лк. 16, 10).
На Твоей стороне, Господи, – истина, всемогущество, благость, сладость, жизнь, а на стороне врага Твоего – всегдашняя ложь или клевета, слабая сила, действующая только посредством лжи, злоба беспредельная, горечь невыразимая, смерть душевная.
«Даждь славу Богу, – говорили иудеи слепому, – мы вемы, яко Человек Сей грешен есть. Отвеща убо он и рече: аще грешен есть, не вем: едино вем, яко слеп бех, ныне же вижу» (Ин. 9, 24–25). Так приступает часто внутренно к христианину благочестивому диавол и нудит его чрез помыслы согласиться, что Спаситель наш, Богочеловек Иисус Христос, не есть Бог, не есть Чудотворец, благодеющий нам постоянно (в животворящих Тайнах Тела и Крови Своей и в других Таинствах). Как умственно отвечать ему – клеветнику? Второю половиною его ответа: «вем, яко слеп бех от грехов», сам от себя не спасен от них, а теперь я вижу, теперь мне легко и сладостно, когда я приял в сердце свое пречистую Его Плоть и Кровь: значит, Он Бог. «Еда может человек сицева знамения творити?» (Ин. 9, 16).
Чтобы достойно почитать и любить тебе Спасителя Господа Иисуса Христа, научись прежде быть благодарным за благодеяния человека – благодари.
Чудеса, ощущаемые мною по достойном принятии животворящих Тайн, ничем и никем не могут быть производимы, как только Господом. Значит, в хлебе и вине истинно присущ Господь. И что после этого может колебать меня? Мой Господь очевиден в Тайнах, как очевидны два состояния моего бытия: скорбное и радостное.
«Кто Бог велий яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса» (Пс. 76, 14). «Десница Твоя, Господи, прославися» во мне «в крепости, десная Твоя рука сокруши враги: и множеством славы Твоея стерл еси супостаты» (Исх. 15, 6–7).
<…>
«Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас» (1 Кор. 3, 16). Внимай себе, человек: в тебе живет Дух Святой. Но ты выгоняешь Его, Духа Животворящего, Утешителя, сладость твоего сердца, всякий раз, когда согрешаешь. Какая дерзость! Какая неблагодарность! Какое безумие! Что, если бы Он не был бесконечно благ и долготерпелив? Тогда Он оставил бы тебя после долгого терпения и не пришел бы к тебе, не вселился бы в тебя, несмотря ни на какие молитвы твои, хотя бы ты выроил реку слез. – Но бойся, неблагодарный, и теперь злоупотреблять Его долготерпением. Когда Он увидит, что ты не исправляешься, несмотря на частые вразумления, то Он, наконец, может оставить тебя, как Иуду. – Каждый раз, когда ты теряешь веру, когда поддаешься обольщению греха, ты изгоняешь Его, Животворящего, и впускаешь вместо Его диавола. О ослепление человеческое! О Душе благий!
Святые Божии одним воздеянием рук испрашивали у Бога великие милости для множества людей. А твое воздеяние рук так ли сильно, и если не так сильно или вовсе не сильно, то отчего? – От неверия.
Помыслы, наводимые сатаною, в существе своем ничто: они – паутина, пустое мечтание. Только с верою воззови ко Господу – и все исчезнет. Тебе ли возмущаться от прилогов лукавого? Ты знаешь по опыту, как истинен, верен и всемогущ Господь!
Я и верующий и неверующий, добрый и злой, смиренный и гордый, простой и лукавый, Божий и диавольский. – Душа моя как бы растягивается двумя противоположными силами. Странен я! Чужой я!
Господь Бог мой – дерзну сказать так – Друг испытанной верности, потому и мне также нужно быть верным Ему во всем, или иначе сказать: верить Ему во всем беспрекословно.
Теперь одежда нашей плоти и вещественный мир, как оболочка, покрывало, которою прикрыл Себя от слабых, вещественных чувств наших Зиждитель наш, – не дает нам видеть Его лицем к лицу. Но по спадении тленной одежды нашей – тела, душа наша проникнет сквозь вещество мира, возвысится над ним и увидит лице Живого Бога, как видит теперь человек человека; познает Его, как сама познана Им. …»узрим Его, якоже есть» (1 Ин. 3, 2)*.
Молитва наша настолько бывает ценна, действительна и приятна Богу, насколько она истинна: чем истиннее, тем ценнее, действительнее.
Чуден, препрославлен Бог мой: я не вижу Его, но блаженствую Им; одна искренняя, смиренная мысль о Нем услаждает мое сердце. Он невидим, но Он – сладость моя, блаженство мое.
Мати Сладости моея! Научи Ты меня достойно восхвалять Тебя, благоговеть пред Тобою!
Смущение сердечное или страх сердца происходит оттого, что сердце наше наполняет что-то другое, а не Христос: оно есть отсутствие Христа в сердце или потеря Христа чрез наше неверие. Христос – мир наш. Смущение есть голос сердца, вопиющего о лишении Сладчайшего Иисуса.
«Никто же восхитит их» (овец Господних) «от руки Моея: Отец Мой, иже даде Мне, болий всех есть: Аз и Отец едино есма» (Ин. 10, 28–30). Ах, Спасителю наш! Ныне еще не настало это время безопасности овец Твоих. Теперь на каждом шагу угрожает им опасность похищения от мысленного волка, который часто своею прелестью восхищает овец Твоих. Но и ныне, Господи, если мы верою держимся Тебя, «никтоже может» нас «восхитить от руки» Твоей. Приложи нам, Господи, веру в Тебя.
Христианин больше всего должен стараться в жизни о том, чтобы возбуждать, питать и совершенствовать сердечное чувство благодарности за милости Божии, начиная с обыкновенных, естественных, ежедневных и ежеминутных милостей, до необыкновенных и чрезвычайных; необходимость совершенствования чувства благодарности открывается из того, что христианин преимущественно пред другими людьми облагодетельствован Богом чрез Единородного Сына Его и Утешителя Духа. Христианская вера – непрерывное благодеяние Божие человеку. Но если потерять чувство благодарности, то потеряется вместе с тем и чувство милостей Божиих, а без этого их и усвоить нам нельзя, потому что все благодатные дары усвояются верою. И вера, собственно, и есть чувство истины того, что сделал для нас Господь в Новом Завете. Плоть и Кровь Сына Божия ежедневно преподаются христианам во очищение и освящение душ и телес их. Одно это Таинство вызывает всегдашнюю, всесердечную благодарность Богу. Потому-то и называется оно – Евхаристией, или благодарением. Не говорим о благодарности за другие бесчисленные милости.
Фото: spbda.ru
Вот плачевная, надоедающая мне действительность: у меня часто бывает ядовитая боль на сердце, от которой я освобождаюсь только горячими слезами в печали моей о грехах пред лицем Божиим или в молитвенном устремлении ума и сердца моего к Богу в живой вере. С каждым днем, с каждым часом я уверяюсь опытно, что Христос со Отцем и Святым Духом для меня единственная крепость, единственная отрада, единственное утешение в жизни.
Как бы мне предохранить сердце свое от того, чтобы в него ни на минуту не вкрадывалось неверие или душетленное, ядовитое сомнение? – Горячею смиренною молитвою к Богу.
Никогда не спеши сердцем при чтении молитв и всегда будь в спокойном и веселом расположении духа: ты говоришь с Богом милости, щедрот и человеколюбия; унывать тебе тут вовсе не о чем.
<…>
Если вы чувствуете иногда, по-видимому, безо всякой причины тоску на сердце, то знайте, что душа ваша тяготится пустотою, в которой она находится, и ищет Существа, Которое бы наполнило ее сладостно, животворно, то есть ищет Христа, Который Един есть покой и услаждение нашего сердца.
Как сыну, который живет на содержании родителей и с ног до головы – в их милости, когда он будет показывать пред ними суровость нрава, нелюбовь и непослушание, довольно бывает тогда напомнить для возвращения его к своему долгу, какие болезни мать терпела при его рождении, в каких заботах, в какой нежности был он вскармливаем ее сосцами и каким искренним, постоянно неизменным участием пользуется он доныне, как они заботятся доставить ему все необходимое – с пищи и одежды до высоких потребностей души, – так всякому христианину, когда он удалится сердцем от Бога и будет показывать в своей жизни некоторую нравственную одичалость, нелюбовь и непослушание к Богу, часто довольно бывает только напомнить для обращения его к долгу любви Божией, что он весь в милости Божией, что Сын Божий претерпел для Его возрождения в жизнь духовную и благодатную страдания крестные, Кровь Свою пролил для него и постоянно доньше, как нежнейшая мать, питает его Своею Плотию и Кровию, чтобы с этою Плотию и Кровию внести в его растлевшее грехом естество Божественную жизнь и блаженство райское, что все, начиная с волоса и пазноктей** до высоких чувств истины, добра и красоты, – у него Божие: и одежда тела, и весь внутренний человек, кроме его грехов.
* Фраза: узрим Его, якоже есть, – начинается в рукописи со слова, не поддающегося прочтению.
** Пазнокть – последний, крайний сустав пальца.
Это явление известно с древних времен, это хульные помыслы, внушенные бесами. Вам не в чем просить прощения, если Вы не принимаете эти мысли, не согласны с ними, не «мусолите» их. Это явление так или иначе испытывает на себе практически каждый христианин.
Вам необходимо научиться мгновенно отбрасывать эти мысли и образы. И, главное, твердо запомнить: они не Ваши. Если Вы их не приняли, им не рады, то Вашей вины в них нет.
В свое время духовник благословил меня, при появлении таких мыслей, мгновенно пресекать их, твердо говоря про себя: «ОТРЕКАЮСЬ». Этому учили Святые Отцы. Очень помогает.
Из беседы о. Иоанна Кронштадтского со священнослужителями:
«– Но вот, батюшка, еще вид уныния – от хульных помыслов, которые появляются в голове в самые священные минуты богослужения.
– Ну, а это уныние, – энергично сказал о. Иоанн, – прямо от недостатка веры вашей. Хульные помыслы нужно презирать; борьба здесь не нужна и вредна; просто не нужно обращать внимания! Но если какие бы ни были помыслы доводят до уныния, это бывает уже от слабоволия, значит вы даете этим помыслам время господствовать над вами, пожалуй, даже ими соуслаждаетесь… Отсюда уже только вытекает уныние! Так до уныния не нужно доводить душу свою! Неужели вы не знаете, как Господь скоропослушлив, как быстро Он исполняет все просьбы ваши? И вот вы в самом же начале горячею молитвою отгоняйте от себя всякое смущение душевное; в надлежащее время захваченное молитвой греховное настроение вовсе исчезает и довести до уныния истинно и горячо верующего человека никогда не может.» (И. Сурский «Отец Иоанн Кронштадтский»)
С уважением,