Вступление
Наша планета стремительно движется навстречу своей судьбе. Время проходит. Мы уже вошли в третье тысячелетие. Одно можно сказать точно — во всем мире люди чувствуют приближение чего-то неизвестного. Никогда прежде жители планеты не встречались так часто с ангелами. Никогда прежде не происходило так много явлений девы Марии. Никогда прежде экстрасенсы не пользовались всеобщим признанием. Никогда прежде спиритизм не имел такого повсеместного влияния — о чем свидетельствует движение «Новый век» и другие харизматические движения. Никогда Католическая церковь не обладала таким авторитетом. Никогда прежде христиане не оказывали столь явного воздействия на политиков, как сегодня это делает Христианская коалиция. Все это неспроста.
Планета Земля движется, словно межконтинентальный корабль. С момента старта прошло довольно много времени, и иногда полет сопровождался тряской. Все же посмотрите вперед. Перед нами мрачное, темное, непроницаемое небо, таящее в себе угрозу. Вдоль всего горизонта собрались черные, угрюмые, штормовые тучи. Они окружают воздушный корабль. Стороной шторм миновать невозможно — планете Земля придется лететь сквозь бурю. Впереди — самый тяжелый кризис всех времен. Впереди угрожающе маячит раннее время скорби, великое время скорби и время скорби Иакова. Даже теперь вихревой поток сотрясает планету, хотя шторм еще только надвигается.
Недавно я провел опрос среди студентов Южного адвентистского университета, изучавших эсхатологию. В результате выяснилось, что 49 процентов обеспокоены следственным судом, происходящим в настоящее время, 56 процентов панически боятся событий последнего времени (фактически 41 процент готовы скорее умереть, нежели жить во время исполнения этих событий), 37 процентов уверены, что они удостоятся небес благодаря Христовой жертве и собственным усилиям, 50 процентов не уверены в спасении, если бы умерли прямо сегодня, и все же 88 процентов заявили, что Христос — их личный Друг.
Ошеломляющее открытие, особенно если учесть, что эти студенты отражают мнение типичной адвентистской молодежи. Они принадлежат к последнему поколению, но многие тем не менее не желают быть его частью. Здесь явно что-то не так. И кто знает, принес бы опрос старшего поколения лучшие результаты?
Людям свойственно бояться событий последнего времени. Кто же хочет поменять сравнительно нормальные условия жизни на то, что ожидает нас впереди? И все же это окажется для нас самым замечательным временем, о котором мы будем говорить всю вечность, как выяснится впоследствии. Именно тогда сатана потерпит сокрушительное поражение. Он знает об этом и стремится захватить власть не только над всем миром, но и над христианами!
Христианам как никогда прежде нужна вера, неустанное ожидание пришествия Христа, которое произойдет после кризиса. Христос, а не кризис должен занимать мысли верующих, ибо важны не события, а личность Того, Кто грядет. Исход футбольного матча зависит от того, чем закончится второй тайм. Сатана опустошит землю во время заключительных событий, но последнее слово остается за Христом. И это еще не все. Христос будет находиться со Своим народом во время этих окончательных событий. Он обещал: «Не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр. 13:5). Присутствие Христа окажется решающим для Его последователей. Он сделает для них то, что они никогда не сделали бы для себя сами. Многие люди смотрят на последние события так, будто им придется переживать их в одиночестве. Не удивительно, что их охватывает страх! Но Христос жаждет, чтобы Его народ взирал на Него. Иисус не знал, найдет ли веру на земле, когда вернется (см. Лк. 18:8). Вот в чем, пожалуй, кроется проблема. У немногих будет эта вера. Именно вера в Него окончательно определит, как человек преодолеет бурные события конца времени.
В этой книге мы откровенно посмотрим на грядущий кризис — но не забывая о присутствии и скором явлении Христа. Сейчас, когда мы уже вступили в третье тысячелетие, настало время позволить Христу освободить нас от оков страха. Жаждете ли вы снова обрести надежду? Или, может быть, обрести ее впервые?
Начиная с 1960 года, я преподавал эсхатологию в колледже и семинарии. Мне доставляло большую радость провозглашать добрую весть о последних событиях на занятиях и семинарах в различных частях света. Я пришел к убеждению, что многие христиане слишком боятся последних событий. Но когда они слышат о грядущих событиях в контексте присутствия Христа, страх отступает. «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Почти 40 лет я радовался, видя, как тысячи людей снова обретали надежду. Я написал эту книгу для того, чтобы и вы перестали бояться грядущих событий. Сатана старается сосредоточить внимание христиан на том, что грядет, а не на Христе.
Кстати, я проводил повторный опрос тех же студентов в конце семестра. Оказалось, что 96 процентов избавилось от страха перед событиями последнего времени. Какую потрясающую перемену совершил Христос! Они обрели в Нем свободу и радость и теперь смотрят на свое участие в последних событиях как на счастливое преимущество. Для вас это возможно тоже. Пусть Бог благословит вас и также дарует вам свободу.
Норман Р. Галли, доктор философии, профессор систематического богословия, Южный адвентистский университет
В современном Византийском Обряде (в Савваитском его изводе) известны 9-ть библейских песен Священного Писания, послуживших ирмосно-тематической основой для нашего девятипесненного канона. Со временем от этих песней осталось только несколько стихов, соответствующих количеству тропарей в песни канона (а сегодня на практике заменили и их соответствующими канону припевами). Однако Савваитский Типик предписывает во время Великого Поста ежедневно исполнять эти библейские Песни, причем, три из них (ода – соответствующая дню недели, меняется, а две последние – неизменны) должны исполняться целиком, без лакун. Эта основа из трех песен и легла в основу Трипеснца – основного богослужебного текста Великого Поста, давшего свое имя богослужебной книге (греч. «Триодион», т.е. Трипеснец).
Наш особый интерес вызвала именно ежедневно изменяемая песнь – первая в списке Трипеснца. Кажется очевидным совпадение № библейской песни (она же – основа ирмоса Трипеснца) и дня в седмице:
Пн. – 1-я песнь.
Вт. – 2-я п.
Ср. – 3-я п.
Чт. – 4-я п.
Пт. – 5-я п.
В субботу исполняется четверопеснец – 6-я и 7-я плюс ежедневные «неизменные» 8-я и 9-я.
Подчеркнем, что именно такому порядку соответствуют и порядок Трипеснца.
Но оказывается, древняя богослужебная монашеская традиция на Афоне знала и другой распорядок библейских Песен. Свет на эту традицию пролит о.Роберт Тафт .
Со ссылкой на Матеоса, Тафт пишет, что «изначально песни канона были распределены по дням недели, по две на каждый день (изменяемая и неизменная, состоящая из «Песни Богородицы» и «Песни отца Предтечи» ). …Песнь 1-я была закреплена за воскресным бдением. Остальные чередовались с понедельника по субботу» (Ук. соч., с. 173).
Нам могут задать вопрос, озвученный Тафтом: «Зачем заниматься …всеми этими реконструкциями? Почему бы просто не принять сложившуюся систему? – Потому что Песнь 1-я – это пасхальная песнь Моисея, которая наряду с 8-й одой (пророка Даниила) является классической воскресной песнью. Поэтому гипотеза Матеоса о том, что изначально они не могли быть нигде, кроме воскресной службы, вовсе не голословна и имеет твердые основания» (С. 175-176). Получается, что (как я уже и отметил выше) Трипесней изначально – это не 1-я (или иная, соответствующая дню), 8-я и 9-я песни, а изменяемая (с 2-й по 6-ю) плюс «Песнь Захарии» и «Песнь Богородицы» как две разные песни, а не одна песня.
* * *
Но автору этих строк «новый порядок» расположения библейских песен открыл следующие параллелизмы с тематикой дня в Октоихе. Итак, начнем с воскресения:
Воск. – 1-я «Песнь Исхода» (плюс 8-я и Песнь Богородицы). Эта песнь Моисея связана тематически с пасхальным исходом, потому она играет огромную роль в Пасхальном Бдении (ошибочно называемым у нас «вечерней Великой Субботы»).
Понед. – 2-я «Песнь Моисея» говорит о Законе, как об основе народа Господнего. Это служит тематически хорошим началом седмицы. К тому же на понедельник Октоих указывает память ангелов, а «закон …дан …через Ангелов, рукою посредника» (Гал.3:19).
Втор. – 3-я «Песнь Анны пророчицы», долгое время бывшей бесплодной, но потом зачавшей Самуила, к которому относились определенные обетования. Имеется полная аналогия с Елисаветой, матери Предтечи, память которого в Октоихе дана на вторник.
Ср. – 4-я «Песнь Аввакума», прозревшего пришествие Бога «с горы, осененной чащей» – прообраз Богородицы. На этот день литургическое чтение седмицы – Богородичное (включая прокимен, аллилуарий и причастен на рядовом евхаристическом синаксисе). тому же пророк воспевает верность Бога, «положившего крепкую любовь Свою». Верность Сына, преданного в этот день Иудой, являет величайшую верность Бога Своим обетованиям пред лицом человеческой неверности.
Чт. – 5-я «Песнь Исаии», который дела воспевает Бога, явленные пред всеми народами. «С рассвета стремится дух мой к Тебе, Боже». В этот день Октоих чтит память апостолов и святителей – которые, как сказано в одном из канонов им, «словно утро, озарили светом богопознания все народы», и возвестили им о делах Бога, излив на всех целительную «крещальную росу», воспетую Исаией.
Пт. – 6-я «Песнь Ионы во чреве кита» весьма соответствует дню, когда Сын Человеческий через Крест и смерть отправился «в сердце земли» (Мф. 12:39-40).
Сб. – 7-я «Песнь отроков в огне». Эта первая часть песни (в отличие от второй, которая составляет 8-ю Песнь) носит явно покаянный характер и говорит о готовности принять волю Божью, в чем бы она ни состояла – в жизни или в смерти. Она как нельзя лучше соответствует дню, когда Церковь воспевает многоскорбную жизнь святых и готовит живых предстать пред Лицом Судьи.
О Рождестве Богородицы и о ее родителях известно из апокрифического Протоевангелия Иакова (II век). Там рассказано, что у благочестивой семейной пары из Иерусалима, Иоакима и Анны, долгое время не было детей. Они очень страдали от этого. И вот однажды, когда они порознь молились о даровании им ребенка, обоим было видение ангела, возвестившего, что Господь внял их молитвам и о их потомстве будут говорить во всем мире. После этого благовестия Анна зачала. Супруги дали обет посвятить своего ребенка Богу и, как было тогда в обычае, отдать его в Иерусалимский храм для служения и воспитания до совершеннолетия. Через девять месяцев Анна родила дочь, которую назвали Марией.
Рождество Богородицы
святитель Димитрий Ростовский
Господь, на небесах живущий, восхотев явиться на земле и пожить с человеками, прежде уготовал на ней место селения славы Своей – Пречистую Свою Матерь: ибо в обычае у царей, когда они хотят придти в какой-либо город, предуготовлять себе в нем для пребывания палату. И как палаты земных царей созидаются искуснейшими мастерами из драгоценнейших предметов, на возвышеннейшем месте, прекраснее и обширнее всех иных жилищ человеческих, так имела создаться и палата славы Царя Небесного. В Ветхом Завете, когда Бог восхотел жить в Иерусалиме, Соломон1 создал Ему храм (3Цар.5-7 гл.; 2Пар.2-4 гл.) чрез искуснейшего строителя Хирама2, который был исполнен художества, разума и знания на всякое дело. Создал же Соломон храм из драгоценнейших веществ, из превосходного камня (3Цар.5:17-18), из благовонных деревьев: кедра и кипариса (2Цар.6:9-10), привозимых с Ливана3, и из чистого золота, на возвышеннейшем месте, на горе Мориа4. Храм был тем прекраснее, что на стенах его были еще изваяны изображения херувимов, различных деревьев и плодов (3Цар.6:18-35, 7:18-22, 29-42). Пространством храм был столь велик, что в нем могло вместиться без тесноты всё множество людей израильских, и снизошла на него слава Господня во огне и облаке (3Цар.8:10-11). Однако храм сей был недостаточен для вмещения в себе Невместимого Бога. Соломон создал Ему храм, но Вышний не в рукотворенных храмах живет. «Какой дом созиждете Мне, – говорит Господь, или какое место для покоя Моего?» (Деян.7:49). И вот Бог благоизволил, чтобы в начале новозаветной благодати был создан нерукотворенный храм – Пречистая, Преблагословенная Дева Мария. Каким же строителем создан был храм тот? Воистину – премудрейшим, самою Премудростью Божиею, как говорит Писание: «Премудрость построила себе дом» (Притч.9:1), а всё сотворенное Премудростью Божиею прекрасно и совершенно. А поелику Премудрость Божия создала одушевленную палату Слова, – посему создался совершенный храм для совершенного Бога, пресветлая палата для пресветлого Царя, пречистый и неоскверненный чертог для пречистого и нескверного Жениха, непорочное селение для непорочного Агнца. Сему – верный свидетель на небе, говорящий к Ней: «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!» (Песн.4:7). И святой Дамаскин пишет: «Вся – чертог Духа, вся – град Божий, море благодатей, вся – добра, вся – ближняя Богу» (Слово 1 на Рождество Пресвятой Богородицы).
Из каких же веществ создалась сия палата? Воистину – из драгоценнейших: ибо произошла, как от драгоценного камня, из царского рода, от Давида, который вложенным в пращу камнем, прообразовавшим камень – Христа, поразил Голиафа5 (1Цар.17:39-51); и, как из благовонных деревьев кедра и кипариса, Дева Богородица родилась из рода архиерейского, приносящего благовонные жертвы Богу. Отец ее святой праведный Иоаким был сыном Варлафира, ведущего свое происхождение от сына Давидова Нафана, а мать ее, святая праведная Анна, была дочерью священника Матфана из племени Ааронова; таким образом, Пречистая Дева по отцу была рода царского, а по матери – архиерейского. О, из сколь драгоценнейших веществ, – разумею пречестнейшее происхождение, – создалась Царю славы одушевленная палата! И как в Соломоновом храме каменные и деревянные здания приобретали особенную ценность от чистого золота, которым были позолочены; так в рождестве Пресвятой Богородицы благородства царского и архиерейского происхождения еще более заслужило почтения от целомудрия святых Ее родителей, которое дороже, «нежели от золота: она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею» (Притч.3:15). Ибо Пресвятая Дева родилась от целомудренных родителей, что выше всякого благородства. О сем святой Дамаскин, обращаясь к святым праведным Богоотцам говорит так: «О блаженные супруги, Иоаким и Анна! Воистину по плоду чрева вашего вы явились непорочными, по слову Господню: «По плодам их узнаете их» (Мф.7:16, 20). Вы устроили свою жизнь, как благоугодно Богу и как достойно сие Рожденной от вас. Ибо, живя целомудренно и праведно, вы произрастили сокровище девства, – разумею Деву: прежде рождества Деву, в рождестве Деву, по рождестве Деву, и всегда Деву, единую приснодевствующую и умом, и душою, и телом. Подобало же, чтобы девство, от целомудрия рожденное, было принесено плотию Самому Единородному Свету. О, двоица чистейших словесных горлиц, Иоаким и Анна! вы, соблюв целомудренно закон природы, божественно сподобились сверхъестественных дарований, и родили миру Деву Божию Матерь. Вы, благочестиво и праведно пожив в человеческом естестве, произвели Дщерь высшую ангелов и ныне владычествующую над ангелами. О, прекраснейшая и сладчайшая Дщерь! О, крин, выросший посреди терния от благороднейшего царского корня! Тобою обогатилось царство священства»6. Сими словами святой Дамаскин ясно показывает, от каковых родителей рождена Божия Матерь, из сколь драгоценнейших веществ устроена палата Царя Небесного.
На каком же месте была устроена сия одушевленная палата? Воистину – на высочайшем, ибо Церковь дает о ней следующее свидетельство: «истинно вышши всех еси Дево чистая»7; но выше – не местом, а добродетелями и высотою Божиих дарований. Местом же, где родилась преблагословенная Дева, был небольшой город в земле Галилейской, называемый Назаретом, зависевший от большого города Капернаума8, и жители его были презираемы, почему и о Христе было сказано: «из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин.1:46). Но Господь, «Который, обитая на высоте, приклоняется, чтобы призирать на небо и на землю» (Пс.112:5-6), благоизволил, чтобы Его Пречистая Матерь была рождена не в Капернауме, в своей гордыне до неба вознесшемся, а в смиренном Назарете, «ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк.16:15), а презираемое и уничижаемое ими высоко и драгоценно у Него. Самое имя Назарета при сем изображает высоту добродетелей Пречистой Девы. Ибо как в Своем рождестве Господь чрез Вифлеем, что значит: «дом хлеба»9, тайно прообразовал то, что Он есть хлеб, сшедший с неба10 для оживотворения и укрепления людей: так и в рождестве Пречистой Своей Матери Он чрез Назарет изображает возвышенные предметы; ибо наименование «Назарет» означает цветущее, огражденное, увенчанное и сокровенное место11: и всё сие ясно предъизображает Пресвятую Деву. Она есть цвет, прозябший от неплодной и застарелой утробы сухого дерева, цвет неувядаемый, присноцветущий девством, цвет благоухающий, родящий благоухание Единого Царя, – цвет, приносящий плод – Христа Бога Господа, единственное яблоко благовонное. Она освящена благодатью нашедшего на Нее и осенившего Ее Святого Духа и есть святейшая всех святых, как родившая «всех святых святейшее слово»12. Она исключена из числа грешных земнородных, как чистая и непорочная, и не только Сама чужда греха, но и грешников отводит от беззаконий, как и взывает к ней Церковь: «радуйся, скверных изымающая дел»13. Она увенчана славою и честью: увенчана славою, ибо произросла из царского корня; увенчана честью, потому что произошла из племени архиерейского. Увенчана славою, потому что произошла от целомудренных родителей; увенчана честью, потому что почтена благовещением и служением архангела. Увенчана славою, как Матерь Божия; ибо что может быть славнее того, как родить Бога? Увенчана честью, как Приснодева; ибо что может быть почетнее, как пребыть и по рождестве девою? Увенчана славою, «славнейшая серафим», как серафимски возлюбившая Бога. Увенчана честью, «честнейшая херувим»14, как превзошедшая херувимов мудростью и познанием Божества: «слава и честь и мир всякому, делающему доброе» (Рим.2:10), говорит Апостол. Но найдется ли кто из земнородных более добродетельный, чем Пречистая Дева? Она сохранила все заповеди Господни, исполняла всю волю Господа, все наставления Его соблюла, все слова Его сокрыла в сердце Своем, оказала ближним все дела милосердия. Посему достойно Она увенчана, как творящая всеблагое. Она же есть и некое хранилище; ибо сохраняла сокровище своего девического целомудрия столь тщательно, что даже ангелу не хотела вверить оное, потому что, увидев ангела, Она смутилась от слов его и размышляла, что бы значило сие приветствие (Лк.1:29). Всё сие Назарет прообразовал в Пречистой Деве своим наименованием. И кто не скажет, как высоко воздвиглась та палата Христова по добродетелям и дарованиям Божиим? Она высока, ибо дарована с неба, хотя родилась на земле от земнородных; – с неба, ибо, как говорят некоторые из богопросвещенных мужей, архангел Гавриил, благовестивший Захарии о рождении Иоанновом, благовестил Иоакиму и Анне о зачатии Пресвятой Богородицы и принес с неба Ей преблагословенное имя, говоря неплодной матери: «Анна, Анна! родишь ты Дочь преблагословенную, и наречется имя Ей: Мария». Итак Она, без сомнения, может быть названа градом святым, Иерусалимом новым, сходящим с неба от Бога (Откр.21:2), скиниею Божиею. Высока сия Божия скиния, ибо, родив Царя Христа, она возвысилась паче серафимов. О, высота, неудобовосходимая для человеческих помыслов!
А какова красота той мысленной Христовой палаты, – о сем послушай того же сладкоглаголивого Иоанна Дамаскина, вещающего о Ней следующее: «Она принесена Богу, Царю всех, одеянная благолепием добродетелей, как бы золотою ризою, украшенная благодатью Духа Святого, и слава Ее внутри Нее: ибо как для всякой жены слава ее – муж, приходящий отвне, так слава Богородицы внутри Ее, т.е. плод чрева Ее»15. И еще Дамаскин говорит, обращаясь к Ней: «О, Дево Богоблагодатная, святая Церковь Божия, которую духовно создал оный сотворивший мир Соломон (Премудрый Творец мира) и вселился в Нее! Не золотом, не бездушными камнями украшена Она, но, вместо золота, сияет Духом, вместо дорогих камней имеет многоценный бисер – Христа16. Таково украшение той палаты, гораздо прекраснее бывшего в храме Соломоновом, в котором были изображены подобия херувимов, деревьев и цветов. Но и в сей одушевленной Церкви, в Пречистой Деве, ясно виден образ херувимский; ибо своим херувимским житием Она не только сравнялась с херувимами, но и превзошла их. Если Церковь обыкла иных святых называть херувимами, воспевая: «что вас наречем святии; херувимы, яко на вас почил есть Христос»17, то тем паче Дева Богородица есть херувим, ибо в Ней Христос почил телом Своим, и на пречистых руках Ее Бог воссел, как на престоле: Дева стала престолом херувимским. Она имеет в Себе подобия и деревьев благоплодовитых, духовно соделавшись маслиною плодовитою в дому Божием и цветущим фиником (Пс.55:10), почему ныне и именуется садом живоносным, когда Церковь воспевает: «от неплоднаго корене сад живоносен израсти нам, Матерь Свою, иже чудес Бог»18. Всё сие говорится о красоте Ее духовной. Но Она не была лишена и красоты телесной, как о том свидетельствуют многие учители церковные, что во всей подсолнечной не было и не будет такой прекрасной девы, какова была Дева Богородица, узрев Которую, святой Дионисий Ареопагит19 хотел бы наречь Богом, если бы не знал Бога, от Нее рожденного. Ибо Божественная благодать, коей Она была исполнена внутри, просиявала и на Ее пресветлом лице. Таковую предуготовал себе палату на земле Царь Небесный, – палату прекрасную душою и телом, «приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр.21:2), – притом палату пространную: «чрево Ее пространнее небес содела»20, и вместился в Ней «невместимый Христос Бог».
Палаты царские обыкновенно строятся обширными, так чтобы они могли вместить не только царя, но и множество предстоящих слуг и приходящих к нему отовсюду людей. Обширное селение Слова, Пречистая Дева, пространно не только для Бога Слова, как Царя, но и для нас, притекающих рабов Божиих в Нее вселяющемуся: Бога вмещает во утробе, нас же в Своем благоутробии. Избранный сосуд Божий, святой Апостол Павел, движимый любовью, говорил к своим возлюбленным чадам: «сердце наше расширено. Вам не тесно в нас» (2Кор.6:11-12). Но у кого из святых может найтись столь пространное благоутробие, как Мариино о Боге благоутробие? Здесь вмещается и целомудренный, и грешному здесь не тесно. Кающийся имеет в Ней свое место, и для отчаявшихся и некающихся Она есть невозбранное пристанище, подобно тому, как Ноев ковчег служил пристанищем не только чистым, но и нечистым животным. В благоутробии Ее без тесноты вмещаются все скорбящие, обидимые, алчущие, странствующие, обуреваемые, больные: ибо не может не быть милосердной та утроба, которая родила нам благого Бога. Палаты царей земных охраняет много вооруженной стражи, которая не всякого, желающего войти в них, впускает, но удерживает, внимательно расследуя, откуда и зачем идет. А одушевленная палата Христова, хотя и окружена херувимами и серафимами и бесчисленными ликами ангелов и всех святых, но, тем не менее, в двери Ее благоутробного милосердия никто не препятствует войти, если бы кто сего пожелал: ни стражи не отталкивают, ни воины не отгоняют и не расследуют, зачем кто идет, но всякий входит в них беспрепятственно с молением и приемлет дар по благопотребному прошению.
Итак, будем прибегать к милосердию Рожденной от неплодной утробы с таковым приветствием:
Радуйся, всенепорочная палата Царя всех! Радуйся, селение Бога и Слова, Коему со Отцом и Святым Духом, и Тебе, Дочери Отца, Матери Сына, Невесте Святого Духа, да будет от нас смертных честь и слава во веки. Аминь.
Примечания
1 Соломон – израильский царь, младший сын и преемник царя – псалмопевца Давида, царствовал с великою славою с 993 по 953 год до Р.Х. Он укрепил границы государства, подавил внутренние смуты, завел оживленную торговлю с соседними государствами. Век Соломона был самым блестящим для наук и искусств. Слава о его богатствах и еще более о его мудрости распространилась далеко за пределы царства израильского. Имя Соломона стало впоследствии синонимом мудреца. Боговдохновенные писания его (книга Притчей, Екклесиаст, Песнь Песней) навсегда останутся училищем мудрости и добродетели для всех людей. – Конец жизни Соломона был омрачен его падением; но при самом закате дней своих он познал суету всего земного.
2 С именем Хирама в библейской истории известны два лица, оба имевшие ближайшее отношение к построению храма Иерусалимского: 1) Тирский царь, находившийся в дружеских отношениях с Соломоном, прославивший себя замечательными постройками; он присылал Соломону кедры и кипарисы, плотников и мастеров для постройки храма, и 2) Тирский зодчий, по проекту которого были сделаны сосуды для храма Соломонова. Здесь естественнее разуметь сего последнего. Он владел искусством и умением производить всякие изделия – из золота, серебра, меди и железа, и из камней и дерев, и из пряжи, и виссона, и багряницы. См. 3Цар.7:13-40 и 2Пар.2:13-14, 4:11, 16.
3 Ливан – горный хребет в северных пределах Палестины на границе между Иудеею и Сириею, отделяет от последней Финикию, по всему протяжению которой он тянется; славится своими прекрасными деревьями, особенно кедровыми, кипарисовыми и дубовыми.
4 Мориа – гора подле Иерусалима. Гора эта представляет один из холмов, на которых построен Иерусалим; лежит к северо-востоку от Сиона.
5 В сем событии свв. отцы: Ефрем Сирин, Августин и др. видят прообразовательные по отношению ко Христу черты: Давид умертвил Голиафа камнем, брошенным из пращи – «в образе Христа; Голиаф – в образе диавола: диавол был поражен глаголом Божиим и смирением, наконец на Голгофе был сокрушен в конец».
6 Слово св. Иоанна Дамаскина на Рождество Пресвятой Богородицы.
7 Из службы на Введение Пресвятой Богородицы. Канон, ирмос 9.
8 Капернаум – город на северо-западном берегу Геннисаретского озера или Тивериадского моря, принадлежащий к Галилее, на границе между коленами Неффалимовым и Завулоновым. Он лежал на мысе, недалеко от впадения Иордана в море. Во время земной жизни Спасителя Капернаум отличался цветущим благосостоянием и богатством. В войнах с римлянами Капернаум был совершенно разорен, и ныне остаются здесь только несколько рыбачьих хижин и одни жалкие развалины.
9 Вифлеем – небольшой, незначительный городок в колене Иудином, недалеко от Иерусалима, около 2 часов пути к югу, названный так, вероятно, по плодородию земли, – место Рождества Христова.
10 По слову Самого Спасителя, который говорил о себе: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин.6:51).
11 Назарет, в переводе с еврейского, может означать или отпрыск, отрасль, ветвь, кустарник, или огражденное, сокровенное место.
12 Акафист Пресвятой Богородице, кондак 13.
13 Акафист, икос 5.
14 Из молитвы Богородице «Достойно есть».
15 Слово на Рождество Богородицы.
16 Там же.
17 Октоих, мученичен на стиховне в пяток, гл. 8.
18 Служба на Рождество Богородицы, 1 стихира на «Господи воззвах».
19 Дионисий Ареопагит – член Ареопага Афинского, обращенный к христианству ап. Павлом (Деян.17:34); был первым епископом Афинским и писал послания ко многим лицам и церквам. Свое служение он запечатлел мученическою кончиною около 96 г. в царствование Домициана. Память его 3 октября.
20 Литургия св. Василия Великого, из песн. «О тебе радуется».
* * *
Одно из православных литургических песнопений справедливо утверждает, что о Богоматери нам «удобее молчание» (приличнее молчать)! Это действительно так, поэтому целомудренное повествование канонических Евангелий отмечает лишь некоторые эпизоды Ее жизни, да и то лишь в связи с Сыном. Ни слова не сказано о рождении, юности (до обручения Иосифу), достаточно продолжительной жизни после праздника Пятидесятницы (ставшего для нас Днем Святой Троицы), и, наконец, о блаженном успении.
Понятное человеческое любопытство, не желающее мириться с тем, что далеко не обо всем нам следует знать и говорить, находит себе отдушину в многочисленных апокрифических текстах, не вошедших в Библию, не имеющих догматического авторитета и содержащих немало сомнительных (мягко выражаясь) описаний. Тем не менее, некоторые из них Церковь возводит в ранг Священного Предания и фиксирует в своем литургическом наследии. Один из таких памятников – «Книга о рождении Марии» – и лежит в основе праздника Рождества Пресвятой Богородицы.
В православном календаре это торжество принадлежит к разряду двунадесятых богородичных праздников и отмечается 8/21 сентября. Разумеется, нам не известен ни точный год, ни, тем более, исторический день рождения Девы. Это произошло примерно за два десятилетия до начала эры от Рождества Христова, по которой мы сейчас живем. Но поскольку рождение будущей Матери Господа символически открывает историю Новой, Христианской, эры, то логично, что именно этот праздник помещен в начало церковного года. Он выражает абсолютный смысл Дня Рождения Девы Марии как соучастницы истории нашего Спасения.
Содержание самого праздника составляет драматичная история последних лет жизни бездетной пожилой супружеской четы, Иоакима и Анны, принадлежавшей к «мессианскому роду» иудейского царя Давида. Она завершилась рождением дочери, чье будущее никто не мог предвидеть.
Мессианские ожидания евреев, достигшие в период римской оккупации (с 63 г. до Р.Х.) своего апогея, выражались для потомков династии царя Давида в надежде стать родителями Мессии-Освободителя. Остальные же надеялись на участие их наследников в Его будущем вечном Царстве. Поэтому бесплодие рассматривалось не как физический недостаток, но как наказание Божие за явные или тайные грехи. Не оставивший потомства бесследно исчезал с лица земли и из людской памяти.
Предание повествует, что Иоакиму, однажды хотевшему принести жертву в Иерусалимском храме, было публично указано на его недостоинство. Некий храмовый книжник подошел к нему и сказал: «Не надлежит тебе участвовать в жертвоприношениях, предлагаемых Богу, ибо не благословил тебя Бог и не дал тебе потомство в Израиле!» «Посрамленный перед народом», старец удалился в пустыню к своим стадам, дав обет не возвращаться до тех пор, пока не получит знамения Свыше.
Остававшаяся дома Анна, узнав о бесчестии, постигшем супруга, вышла в слезах и смятении во двор и увидела среди ветвей лаврового дерева гнездо едва оперившихся птиц. Этот зримый укор ее бесплодию был последней каплей, переполнившей чашу страдания несчастной женщины. Рыдая, Анна возвысила голос к Богу: «Господи Боже всемогущий, давший потомство и плодородие всякой твари, и зверям, и змеям, и рыбам, и птицам, давший им радоваться на своих детенышей! Я приношу Тебе благодарность, ибо Ты приказал мне одной быть лишенной милостей благости Твоей, ибо Ты знаешь, Господи, тайну моего сердца, и я сотворила обет от начала пути моего, что если Ты дашь мне сына или дочь, я посвящу их Тебе в Святом храме Твоем».
Молитва была услышана, и явившийся ангел объявил ей о рождении благословенной Дочери. Возблагодарив Бога, Анна поспешила в Иерусалим, чтобы у Золотых ворот встретить Иоакима, получившего одновременно с ней такое же благовестие.
Родившуюся вскоре дочь назвали именем, данным ей ранее ангелом, – Мариам (Мария), что значит «госпожа» или «княгиня». Девочка, испрошенная у Бога, должна была, по обету родителей, к Нему и вернуться, чтобы воспитываться в обстановке особой ритуальной чистоты при Иерусалимском храме, подготавливаясь к своему единственному в человеческой истории служению. Поэтому в трехлетнем возрасте состоялось Ее церемониальное «Введение во Храм» (это тема следующего двунадесятого богородичного праздника).
Неожиданное и несказанное рождение Марии от пожилых родителей повторяет чудо рождения Ее далекого предка Исаака у престарелых Авраама и Сарры и продолжает библейскую тему «испрошенных» у Бога детей, которым именно ввиду этого предстоит великое будущее (Иосиф Прекрасный, пророк Самуил, а незадолго до рождения Спасителя – Иоанн Креститель). Поэтому Рождество Богородицы – это праздник вселенской радости, как об этом и поется в праздничном тропаре (глас 4):
«Рождение Твоё, Богородица Дева,
радость возвестило всей Вселенной:
ибо из Тебя воссияло Солнце правды – Христос Бог наш.
Он снял проклятие и дал благословение;
Он уничтожил смерть и даровал нам вечную жизнь.»
В восточной иконографии Рождества Богоматери чаще всего изображается момент поднесения новорожденной Марии к груди матери Анны, лежащей на постели в окружении повивальных бабок и домочадцев. Подробно иллюстрируют историю Рождества Марии замечательные в своей чистоте и наивности фрески Джотто ди Бондоне (капелла Скровеньи в Падуе, 1304-1306 гг.).
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
Литература: Книга о рождении Благодатной Марии и детстве Спасителя, написанная по-еврейски блаженнейшим евангелистом Матфеем и переведенная по-латински блаженным Иеронимом пресвитером // Апокрифические сказания об Иисусе, Святом семействе и свидетелях Христовых. М., 1999; Рашковский Е. Б. «С высоты Востока…»: Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении. М., 1993, с.78-81; Скабалланович М. Н. Рождество Пресвятой Богородицы. Киев, 2004; Рубан Ю. Радость всей Вселенной // «Вода живая». С.-Петербургский церковный вестник. 2007. № 9.
Друзья! Обращаем Ваше внимание: для того, чтобы правильно исправить текст песни или добавить объяснение строк Автора, надо выделить как минимум два слова
:
Не убивай, а если все-таки убил,
Тогда давай построим храм среди могил,
Почем слова и ритуал для мертвых тел,
Не воровал, я просто брал чего хотел!
Припев:
Светлую весть разнесите пошире —
С вырванным сердцем, холодный, как лёд,
В золоте по обречённому миру,
Русский христос идёт! Русский христос идёт!
:
До тридцати я гипермаркет охранял,
Теперь в груди звереет гордость у меня,
Благослови — взорвется «Русская Весна»,
Мы все в крови, нам оправдание — война!
Припев:
Всем командирам по новой квартире,
Плачущей матери цинковый гроб,
В золоте, по неспасенному миру,
Русский христос идёт! Русский христос идёт!
:
Люд справедлив — за то, что в храме танцевал
Дрова пилить поедешь на лесоповал,
Такой хуйни здесь не прощают никогда,
Репост нажми — и по этапу в Магадан!
Припев:
Шьет телогрейки Фемида в Сибири,
Глупый, но, впрочем, смешной анекдот,
В золоте по непрощенному миру,
Русский христос идёт! Да!
Русский христос идёт! Русский христос идёт!
Русский христос идёт!
Дополнительная информация
Текст песни Порнофильмы — Русский Христос.
Альбом «В диапазоне между отчаянием и надеждой».
Официальная дата релиза: Октябрь, 1, 2017.