Посещение катакомб Рима (Roma), где сначала язычники, а затем и христиане хоронили своих усопших, — путешествие, позволяющее, минуя века, познакомиться с подземными галереями и погребальными камерами, узнать обычаи, привычки и традиции древних римлян.
В окрестностях Рима известны более 60 катакомб и тысячи гробниц. Когда-то существовали и шесть еврейских катакомб, четыре из которых исчезли, а две оставшихся закрыты.
Римские катакомбы были построены вдоль консульских дорог, таких как Виа Аппиа, Виа Остиенсе, Виа Лабикана, Виа Тибуртина и Виа Номентана.
Из всех катакомб только пять открыты: катакомбы святого Каллиста (San Callisto), святого Себастьяна (San Sebastiano) и святой Домициллы (Santa Domitilla) возле Древней Аппиевой дороги, и катакомбы Присциллы (Priscilla) и Святой Агнессы (S.Agnese) в районе Виа Номентана и Виа Салариа.
Содержание
Этимология
Слово «катакомба» в настоящее время используется для обозначения подземного некрополя. В древности подобные сооружения именовали словом греческого происхождения «сoemeterium», которое означает «спальный покой», подчеркивая тем самым тот факт, что для христиан гробница была временным местом упокоения в ожидании воскресения.
По мнению некоторых ученых, термин «катакомба», распространившийся позже на все христианские кладбища, в древние времена относился только комплексу святого Себастьяна на Виа Аппиа. Так называли область каменоломен, где образовались катакомбы святого Себастьяна (catacombe di S. Sebastiano).
Откройте для себя катакомбы Древней Аппиевой дороги, следуя по нашему маршруту itinerario www.italia.it/it/idee-di-viaggio/arte-e-storia/le-catacombe-di-roma/itinerario-le-catacombe-dellappia-antica.html.
Исследования
Мнения ученых о происхождении катакомб разделяются.
Некоторые считают, что катакомбы служили убежищами первых христиан в период гонений, согласно другим исследователям, они были местом собраний для почитания усопших, особенно мучеников и пап. Такие собрания, как правило, сопровождались поминальными трапезами.
В настоящее время сохранение христианских катакомб возложено на Папскую комиссию по Священной археологии (Pontificia Commissione di Archeologia Sacra), руководящую раскопками и реставрацией.
На карте отмечены римские катакомбы, открытые для посещения
Православные храмы Рима
Храм Великомученицы Екатерины в Риме
Знаете ли вы, что в самом сердце католического мира, в столице Италии, Риме, есть целых две православные церкви?
История храма Николая Чудотворца ведет свое начало с 1803 года – именно тогда был подписан императорский указ об учреждении церкви при Римской миссии. Однако и после этого больше ста лет русский приход не имел собственного помещения. Созданная церковь, можно сказать, была походной — много раз меняла она свое местонахождение.
В 1931 году православная община получила в наследство трехэтажный особняк – его завещала русская эмигрантка, княжна Мария Чернышёва. Это палаццо стоит в тесном ряду других дворцов, русским архитекторам пришлось немало потрудиться, чтобы устроить здесь настоящий храм. Внешне здание русской церкви на улице Палестро и сейчас не выделяется среди старинных особняков.
А вот внутренне пространство не позволит вам усомниться, что здесь проходят богослужения. Алтарь и арка перед ним выложены мозаикой в золотых тонах и зеленым мрамором. Белый с позолотой иконостас, увенчанный четырехконечным крестом, удалось сохранить еще с тех пор, когда церковь переезжала с места на место. Иконы на нем написаны известными русскими художниками. Так, медальоны на царских вратах принадлежат кисти самого Карла Брюллова. Храмовый образ святителя Николая создал Федор Бруни. Иконы равноапостольной Елены и великомученицы Екатерины выполнили академики живописи Иван Ксенофонтов и Павел Плешанов.
Церковь Николая Чудотворца находится в двух кварталах от главного римского вокзала Термини. Тут главное — не проскочить мимо нужного здания. Смотрите внимательней, парадный вход в особняк Чернышёвой украшает надпись «Русская православная церковь».
В начале двадцать первого века в Риме был построен еще один православный храм — во имя святой Екатерины, на территории российского посольства. В 2006 году в этой небольшой белокаменной церквушке, увенчанной голубым шатровым куполом, состоялось первое богослужение.
До храма великомученицы Екатерины придется проехать на автобусе — это несложно, даже если вы не знаете итальянского языка. Сядете у вокзала на 64 маршрут – и до конечной остановки Сан Пьетро. Правда, чтобы попасть в храм, нужно иметь специальный пропуск – территория посольства закрыта для свободного посещения. Но даже если пройти в посольский сад не удастся, не стоит огорчаться. Порадуйтесь, что вы находитесь на одном из красивейших холмов Рима — Джаниколо, прогуляться здесь – одно удовольствие!
КАТАКОМБЫ — подземные захоронения на территории современной Италии (вокруг Рима, Неаполя, на острове Сицилия), а также в Северной Африке (в т. ч. в Александрии), на острове Мальта, в Передней и Малой Азии, на Балканах и других.
Представляют собой систему высеченных в туфе коридоров, часто в несколько (не более 5) ярусов, освещённых световыми колодцами и снабжённых стенными нишами , а также квадратными камерами для семейных захоронений (кубикулы). Катакомбы использовались для захоронения лиц среднего достатка уже во времена Римской империи; в соответствии с римскими погребальными обычаями всегда располагались за городской стеной. С конца II века Катакомбы стали местом захоронений христиан Рима, использовались ими как кладбища до конца V века, впоследствии став объектами паломничеств. Катакомбы устраивались близ церковных зданий (катакомбы Сан-Себастьяно, Сант-Аньезе) или на участках, пожертвованных общине её членами (катакомбы Присциллы, Домициллы и др.). Большинство катакомб были заброшены в эпоху раннего Средневековья, известными оставались лишь те, которые были связаны с пригородными базиликами. Изучение катакомб началось после случайного обнаружения комплекса близ церкви Сан-Себастьяно на Аппиевой дороге в 1578 году; первые систематические исследования катакомб провёл в 1-й четверти XVII века А. Бозио, открывший более 30 катакомб.
Как языческие, так и раннехристианские катакомбы содержали надписи и памятные предметы, закреплённые в штукатурке стены близ захоронения усопших, и украшались фресками (реже — мозаиками и стукковыми рельефами). Росписи языческих катакомб носят орнаментально-декоративный характер (катакомбы Сан-Себастьяно). Первые христианские изображения в катакомбах датируются началом III века. Живопись катакомб, использующая как языческие образы и знаки, так и христианскую символику, демонстрирует процесс становления изобразительного языка раннехристианского искусства. Среди адаптированных к новому смыслу языческих образов наиболее популярны фигуры умерших в позе «оранта», т. е. молящегося (катакомбы Присциллы, крипта Велацио и др.); «Христос — Добрый пастырь», воспроизводящий схемы Гермеса Криофора, овценосца — водителя душ (катакомбы Каллиста, Присциллы). Среди новых христианских символов — рыба как символ Христа, виноградная лоза как символ крови Христа и причащения, крест, якорь как символ надежды. После Миланского эдикта, узаконившего христианство как одно из вероисповеданий империи, появляются т. н. хризмы (греческие инициалы Христа), изображения Христа и Богоматери (катакомбы на Виа-Анапо, Коммодиллы и другие). В декорации катакомб встречаются также сцены античной мифологии: Орфей с животными, подвиги Геракла (катакомбы на Виа-Латина) и другие, частично воспринятые христианами как аллегории победы над смертью.
В декорации катакомб впервые в христианской традиции появляются сцены из Ветхого и Нового Завета, связанные, как правило, с темой спасения умершего. Традиционный набор сюжетов восходит к тексту молитвы над умирающим святого Киприана Антиохийского и включает сцены чудесных спасений праведников, подобно которым должен спастись и усопший: историю пророка Ионы как прообраз воскресения Христа, «Три отрока в пещи огненной», «Жертвоприношение Авраама», «Воскрешение Лазаря», «Исцеление кровоточивой жены» и др. Наряду с отдельными сюжетами встречаются первые «циклы», дающие возможность говорить о целостной программе ансамбля и состоящие из двух сцен: «Грехопадение прародителей», открывающее историю падшего человечества, и «Поклонение волхвов» или «Крещение» как начало истории Спасения.
Для стиля катакомбной живописи характерны предельная упрощённость, лапидарность, знаковость изображения. Нарастающая к V веку условность изобразительного языка проявляется во фронтальности и неподвижности фигур, обведённых жёстким контуром. Эти перемены объясняются новыми функциями изображения, пришедшими на смену античной декоративности: оно выступает теперь как носитель нового символического смысла и часть общей иконографической программы, что характерно уже для средне-вековых концепции образа.
В православной традиции термин «катакомбы» обычно не используется; подземные места отшельничества и погребений называются пещерами (в Киево-Печерской лавре, Псково-Печерском Успенском монастыре и др.). Катакомбами называют также систему сложных подземных ходов, заброшенных выработок, шахт и т. д. (например, катакомбы под Парижем, Одессой, Керчью и др.).
Иллюстрации:
Катакомбы Сан-Каллисто в Риме.
«Воскрешение Лазаря». Фреска из катакомб Сан-Каллисто в Риме. III век.
Катакомбная живопись
Христианская живопись возникла ещё в I веке. Но, к сожалению, большинство памятников не сохранилось до наших дней: часть уничтожена иконоборцами, часть просто временем.
Но о том немногом, что дошло до нас от первохристианского искусства, мы можем судить по фрескам катакомб, в частности римских. Катакомбы Рима хранят множество тайн из истории христианства, часть из которых раскрыта исследователями, а другие все еще ждут своей очереди…
Погребение мучеников в катакомбах (Ш. Ленепве, 1855 год)
Христианские катакомбы известны в окрестностях Рима, в Неаполе, на островах Сардиния и Сицилия (Италия), в Александрии (Египет), на Мальте, а также в других областях Средиземноморья — в Передней и Малой Азии, на Балканах, но наиболее важны для исследователей катакомбы, обнаруженные в Риме, вне черты древнего города. Римляне-язычники сжигали умерших и прах помещали в специальных урнах. Катакомбы же были исключительно христианским кладбищем. Христиане всех классов от рабов до почетных и благородных фамилий, все братья и сестры во Христе хоронились в одном месте.
Первое кладбище христиан
Старейшая дата на надписях датирована 72-м годом, то есть 28 лет до смерти последнего Апостола Иоанна. Последний христианин был погребен там в 410-м году. Между именами, найденными на надписях в катакомбах, находятся и такие, о которых мы читаем в посланиях Апостола Павла, как например: Акила (2 Тим. 4:19), Филимон (Фил. 1:1), Епенет (Рим. 16:5), Онисим (Фил. 1:10), Асинкрит (Рим. 16:14), Фива (Рим. 16:1) , Прискилла (2 Тим. 4:19), Крискент (2 Тим. 4:10), Олимпан (Рим. 16:15), Юлий (Рим. 16:15), Трифен (Рим. 16:12), Луций (Рим. 16:21), Трифос (Рим. 16:12), Урбан (Рим. 16:9), Ермоген (2 Тим. 1:15), Тихик (2 Тим. 4:12). Следует полагать, что катакомбы не были секретным местом погребения христиан: все подземные коридоры и помещения делались с ведома римских властей, и катакомбы были официально признанным кладбищем последователей Иисуса Христа от времен Апостолов до 5-го века.
Найденные фрески
Эпитафия с менорой из иудейских катакомб
В настоящее время в окрестностях Рима известно более 40 катакомб, большинство из которых были заново обнаружены с начала 1800-х годов либо случайно, либо на основе данных древних Itineraria, или путеводителей для первых паломников, посещавших гробницы мучеников. Некоторые катакомбы (например, обнаруженная в 1956-м на Виа Латина менее чем в километре от Порта Латина) относительно невелики, другие весьма обширны. Так, катакомба Домициллы на Виа Ардеатина представляет собой настоящий лабиринт коридоров длиной в 13 км, которые пересекают друг друга под разными углами и на нескольких уровнях. Протяженность галерей в римских катакомбах, по скромным оценкам, составляет от 100 до 150 км, а возможно, превышает 500 км. В этих галереях и многочисленных соединенных с ними cubicula, то есть отдельных погребальных камерах, насчитывается от 600 тыс. до 800 тыс. захоронений. Все они вырублены в пористом вулканическом туфе, на котором лежит римская Кампанья.
Искусство катакомб прежде всего вероучительное, стены катакомб, и особенно стены склепов, покрыты тысячами фресковых изображений на сюжеты Ветхого и Нового Заветов. Они, а также бесчисленное количество обнаруженных здесь надписей, служат источником ценных сведений о верованиях и обрядах римских общин христиан в первые века нашей эры. Несмотря на то, что в те времена христианство подвергалось гонению, на стенах катакомб нигде нет сцен мученичества, а на эпитафиях нет даже следа обидчивости, хотя многие умерли от руки гонителей. Также истории неизвестны сведения о том, что христиане требовали от властей соблюдения своих гражданских прав, — они взывали только к Богу.
Христианские символы
Древнейшее известное изображение Богородицы с Младенцем Иисусом (катакомбы Присциллы)
Одним из наиболее распространенных символов первых веков была рыба. В греческом слове «рыба» — «Ichthus» зашифровано буквально имя Христа. Этот образ мы видим повсюду: и в стенных росписях, и на саркофагах, и в надгробных надписях. Чтобы показать, что Церковь основывается на Христе, изображается корабль, покоящийся на спине рыбы, Христос посреди христиан в виде большой рыбы, окруженной маленькими. Рыбок из металла, камня перламутра или стекла христиане носили на шее подобно тому, как сегодня носят крест. На этих рыбках встречается слово «спаси» или «да спасешь». Hа древних фресках можно увидеть изображения Евхаристии, где рядом с хлебом и вином обязательно лежит рыба. Между тем ее никогда не употребляли при совершении таинства причастия. Она лишь указывает на значение хлеба и вина.
Также часто можно встретить изображение Агнца или Доброго Пастыря с ягненком на плечах, картины воскрешения Лазаря, исцеления слепого и другие изображения на евангельские сюжеты. Первые христианские изображения в большей степени, конечно, символичны. Христиане стремились передать не только то, что видели глазами, но и то, что невидимо, то есть духовное содержание.
Другое часто встречающееся изображение — Мария с Младенцем на руках. На многих фресках она представлена как покровительница людей, и именно эта идея в дальнейшем послужила основой для многих сюжетов в иконографии.
Катакомбы спасали верующих
Из глубины веков до нас дошли монограммы («кристограммы»), обнаруженные археологами на стенах катакомб, а также на фресках ранних христианских церквей, на церковной утвари. Они составлены из первых букв имени Иисуса Христа, или из первых букв имени Христос. Эти монограммы являются не только изысканными благодаря простоте, ясности и рукотворности произведениями искусства, но также несут глубокую смысловую нагрузку. Например, буква «X», повернутая вокруг своей оси на 90 градусов, образует крест — главный символ Христианства.
Как мы сказали, катакомбы представляют собой вырытые в земле ходы с углублениями, предназначенными для захоронений. Распространено представление о том, что римские катакомбы служили христианам убежищем в эпоху гонений, а также были местом тайных богослужений, совершения молитв и Евхаристии. В пользу этой версии говорит тот факт, что традиция совершать богослужения и Евхаристию в присутствии мощей святых мучеников сохранилась в Православной и Католической Церквах и по сей день. Но по версии ученых, изложенной, например, в энциклопедии Кругосвет (www.krugosvet.ru), катакомбы являлись лишь местом захоронения, и богослужения в них не совершались, так как эти сооружения были слишком хорошо известны римским властям. Семьи могли посещать могилы своих родственников в годовщину их смерти, но в первые столетия в катакомбах не было помещений, пригодных для сколько-нибудь значительных собраний.
Катакомбы — место паломничества
Стремительнее всего катакомбы разрастались в 4 в., после того, как Константин Великий положил конец гонениям на христиан. Для восстановления и украшения гробниц римских мучеников много сделал Папа Дамас (366-384), и эти захоронения стали излюбленным местом паломничества. После разграбления Рима готами при Аларихе в 410-м, а затем вандалами в 455-м катакомбы в значительной мере утратили свое назначение как место для захоронений. Чтобы положить конец осквернению и разграблению их мародерами, Павел I (757-767) и Пасхалий I (817-829) перенесли большинство останков из катакомб к церквам в границах города.
Оживление интереса к катакомбам наблюдалось на протяжении 15 и 16 вв., однако лишь в 19 в., после новаторских работ Джузеппе Марки и великих открытий его ученика Джованни Баттиста де Росси, началось научное изучение древнеримских кладбищ. Эту одну из важнейших отраслей археологии, занимающейся изучением раннего христианства, продолжает развивать ряд ученых, в частности сотрудники учрежденного Папой Пием XI в 1925 г. Института христианской археологии при Понтифике.
Подготовила Марина КИРИЛЛОВА
Источник: Вечный Зов
Катакомбы святого Каллиста
Эти катакомбы — самый древний и лучше всего сохранившийся некрополь на Аппиевой дороге, обустроенный в конце II в. н.э. на территории большого участка. После избрания на папский престол епископ Зефирин (199-217 годы) призвал к себе дьякона Каллиста и назначил его смотрителем кладбища. Став в свою очередь понтификом, он расширил погребальный комплекс, ставший местом упокоения шестнадцати римских пап III века (эта часть называется «Папской криптой»). В катакомбы ведёт крутая лестница; пройдя через «Папскую крипту», через небольшой проход вы попадаете в кубикулу, где была обнаружена могила святой Цецилии. На стенах сохранились росписи V-VI веков, включая самое древнее изображение молящейся святой.
Покинув этот покой, можно спуститься в оссуарий, состоящий из нескольких уровней и достигающий 4 метров в высоту, а затем пройти по туннелю, в котором открываются входы в «Кубикулы Таинств», названные так по сценам крещения и евхаристии, изображённым на стенах. Далее можно осмотреть монументальный «саркофаг папы Мильтиада», другие отделы — святых Гая и Евсевия, а также папы Либерия (352-366 гг.), где сохранились три надписи той эпохи и арочные ниши с захоронениями (аркосолии), украшенные росписями со сценами их Ветхого и Нового Завета. И только после этого вы окажетесь у первоначального ядра всего сооружения — «Крипты Луцины». Здесь стоит саркофаг папы Корнелия, украшенный росписями в византийской манере, а на стенах примечательны две фрески: «Добрый пастырь и молящиеся», а также роспись с изображением двух корзин, полных хлеба, и стеклянного бокала, наполненного вином, посередине (символы таинства евхаристии).
Катакомбы Присциллы
Из всей обширной территории некрополя, которая простиралась вокруг виа Салариа, катакомбы Присциллы сохранились лучше всего. Первоначальным ядром этих древних катакомб были захоронения конца II в. н.э., которые датируются по многочисленным надписям с упоминанием имён Петра и Павла. Названы они по имени римской христианки Присциллы, хозяйки этого земельного участка, чей сын, по преданию, дал кров святому Петру.
Самая древняя часть называется «греческой капеллой» из-за двух надписей греческим алфавитом, выполненных красной краской в нишах помещения, которое изначально использовалось как укрытие от летнего зноя; вероятно, здесь даже были фонтаны и декор. Росписи на стенах изображают сцены из Ветхого и Нового Завета. В III в. был выкопан второй уровень, включающий длинный главный туннель и более двадцати малых туннелей по сторонам. Вокруг старого ядра появился ещё один отдел, где находится фреска с самым древним из дошедших до нас изображений Мадонны с младенцем. В IV в. над катакомбами построили базилику святого Сильвестра; её нынешнее здание — преимущественно результат реконструкции.
Катакомбы святого Себастьяна
Эти катакомбы имеют четыре уровня; они находятся в глубокой ложбине, где добывали пуццолан — строительный материал, представляющий собой смесь вулканического пепла, пемзы и туфа. Здесь хоронили своих мертвецов ещё язычники, а ближе к концу II в. н.э. некрополь стал христианским и был освящён в честь святых Петра и Павла. По легенде, именно здесь были спрятаны останки святых до того, как были возведены базилики в Ватикане и на дороге в Остию. Лишь в IV в., когда здесь был похоронен святой Себастьян (погиб в 298 г.), катакомбы получили своё нынешнее название.
Согласно преданию, юный римский легионер Себастьян предпочёл пытку стрелами отречению от христианской веры; он чудом остался жив, и едва окреп, вновь бросил вызов императору Диоклетиану. Тот заключил его под стражу и приказал отвести Себастьяна на Палатинский ипподром, где его забили палками; тело мученика сбросили в Большую Клоаку. Вскоре его подобрала христианка Лукина, которой святой явился во сне; именно она перевезла останки в катакомбы.
Катакомбы святой Домициллы
Это одни из крупнейших римских катакомб, первоначальным ядром которых был ряд захоронений на участках, принадлежавших Флавии Домицилле — племяннице консула Тита Флавия Климента (умер в 95 г. н.э.) и родственнице императора Веспасиана — и подаренной ей своим освобождённым рабам.
Катакомбы Понтиана
© Wikimedia Commons
Предполагается, что катакомбы Понциана названы именем владельца земельного участка. Захоронения здесь достигли максимальной площади в IV в. Здесь покоятся святые Абдон и Сеннен — освобождённые рабы из Персии, принявшие христианство и убитые в римском амфитеатре, а также другие святые мучники. Здесь есть росписи VI-VII вв. и помещение, служащее баптистерием.
Еврейские катакомбы Винья-Ранданини
Эти катакомбы находятся в частной собственности и охраняются Римским археологическим управлением. Они были обнаружены в 1859 г. и являются одним из лучших образцов подобных сооружений в городе. Еврейская община в Риме образовалась уже во II в. до н.э., а особенно многочисленной стала в эпоху империи. Вход в катакомбы представляет собой просторный прямоугольный зал (первоначально лишённый крыши, а затем разделённый на две части и перекрытый сводом — вероятно, его использовали как синагогу). Внизу можно увидеть могилы, выкопанные в полу, погребальные ниши, замурованные кирпичами, арочные ниши с саркофагами и традиционные многоуровневые захоронения «кохим» финикийского происхождения. В некоторых кубикулах есть росписи с цветочными орнаментами и изображениями животных, а также элементами традиционной иудейской иконографии (такими, как Ковчег Завета и семисвечный светильник менора); а вот надписей на иврите здесь нет. Максимальной протяжённости катакомбы достигли в III-IV вв. н.э.
Катакомбы святых Петра и Марцеллина
© laboratorio104.it
Этот комплекс источники называют «между двух лавров» («inter duas lauros”) — именно так когда-то именовалась эта местность. В него входят катакомбы Петра и Марцеллина, одноимённая базилика и мавзолей святой Елены (он же мавзолей Тор-Пиньяттара). Вход в катакомбы находится во дворе базилики. Первоначально склеп, где похоронены святые, представлял собой две простых ниши; в IV в. папа римский Дамасий (366-384 гг.) — предание гласит, будто о мученической смерти Петра и Марцеллина ему поведал лично их палач, — повелел украсить их монументальным мраморным декором. Была построена входная лестница и оборудован обязательный маршрут осмотра для паломников, проходивший и по наземной, и по подземной части. Тела святых оставались в крипте вплоть до восхода на папский престол Григория IV в 826 г., когда их перевезли сначала во Францию, а затем в Германию.
Многочисленные надписи, нацарапанные на стенах небольшой апсиды и туннелей, ведущих к могилам святых, с живостью свидетельствуют о популярности этого места у верующих: здесь можно увидеть мольбы, записанные не только латиницей, но и рунами (среди паломников было немало кельтов и германцев). Стены катакомб покрыты росписями на библейские сюжеты (обратите внимание на сцену Богоявления с двумя фигурами волхвов), а по площади они третьи в Риме.
Папа Гонорий I (625-638 гг.) распорядился возвести небольшую подземную базилику с апсидой, способную вместить всё более многочисленных пилигримов, и увеличить вдвое входную лестницу в базилику, после чего освятил алтарь, установленный прямо над двумя захоронениями. В V-VII вв. здесь появляется новое святилище в честь четырёх увенчанных мучеников (Клавдия, Кастория, Симпрониана и Никострата), связанное с первоначальным ядром комплекса коридорами с односторонним движением и световыми люками; чтобы облегчить движение паломников, были загорожены входы во второстепенные туннели и кубикулы, строились новые лестницы. В последний раз комплекс расширяется при папе Адриане I (772-795 гг.).
Катакомбы святой Агнессы
Катакомбы являются частью монументального комплекса, который также включает в себя базилику Сант’Аньезе-фуори-ле-мура и мавзолей святой Констанции (Константины), возведённый в IV в., место упокоения дочерей императора Констатина Великого — Константины и Елены. Туннели обширных катакомб протянулись под зданием базилики и охватили соседние участки; многочисленные надписи, обнаруженные там археологами, свидетельствуют со всей определённостью, что подземные ходы и помещения были прорыты ещё до того, как здесь похоронили святую Агнессу. Учёные наткнулись на эти катакомбы случайно в 1865 г. Росписей здесь нет, а пространство подразделяется на три уровня и четыре отдела. Самый древний отдел находится слева от базилики; кубикула здесь завалена массивным камнем, как в иудейских захоронениях. Четвёртый отдел расположен прямо под портиком первоначального здания церкви.