Житие благоверного царевича Димитрия Угличского
(память 15/28 мая)
Святой благоверный царевич Димитрий Угличский, сын царя Иоанна IV Грозного и Марии Феодоровны (из рода Нагих), родился 19 октября/1 ноября 1582 года в Москве. После смерти Иоанна Грозного на престол вступил старший брат царевича Димитрия Феодор Иоаннович. Однако фактическим правителем Русского государства в этот период был его шурин, властолюбивый боярин Борис Годунов, стремившийся утвердить себя и свой род на российском престоле.
Для достижения этой цели ему было необходимо прежде всего избавиться от законного наследника русского трона, которым из-за бездетности царя Феодора Иоанновича был малолетний царевич Димитрий. Для осуществления своего преступного замысла Борис Годунов решил удалить царевича от московского царского двора. Вместе с матерью, вдовствующей царицей Марией Феодоровной, и ее родственниками царевич Димитрий был отправлен в свой удельный город Углич.
Стараясь избежать опасного кровопролития, Борис Годунов попытался сначала оклеветать юного наследника престола, распустив через своих приверженцев лживые слухи о мнимой незаконнорожденности царевича и запретив поминать его имя во время богослужений. Поскольку эти действия не принесли желаемого, коварный Борис прибег к распространению новых вымыслов о будто бы унаследованной от отца склонности к жестокости шестилетнего отрока. Однако и эти измышления не достигали желаемой цели.
Тогда Борис Годунов решился на крайнюю меру. Попытка отравить юного царевича с помощью Василисы Волоховой, кормилицы Димитрия Иоанновича, не увенчалась успехом: смертоносное зелье не вредило отроку. Через своего сообщника Андрея Лупп-Клешнина Борис отыскал знакомого человека, дьяка Михаила Битяговского, взявшегося собственноручно умертвить царевича.
Посланный в Углич со своим сыном Даниилом и племянником Никитой Качаловым будто бы для управления земскими делами и хозяйством вдовствующей царицы, Битяговский поручил Волоховой вывести в назначенное время царевича во двор. В субботний день 15/28 мая 1591 года он был зверски убит заговорщиками ударами ножа в горло и другие части тела и сброшен с лестницы.
При виде этого страшного злодеяния пономарь соборного храма ударил в набат, созывая народ. Сбежавшиеся со всех концов города люди отомстили за невинную кровь восьмилетнего отрока Димитрия, самочинно расправившись с жестокими заговорщиками. Впоследствии через своих людей, посланных в Углич для судебного разбирательства, Борис Годунов сумел убедить царя Феодора Иоанновича в том, что его младший брат якобы страдал падучей болезнью и умер, нечаянно упав на нож.
Царевич Димитрий был погребен в Угличе, в дворцовом храме в честь Преображения Господня. Уже в царствование Бориса Годунова у гробницы благоверного царевича Димитрия стали совершаться исцеления больных. В царствование Василия Шуйского, при патриархе Ермогене, 3/16 июня 1606 года святые мощи страстотерпца были обретены нетленными.
Перенесение святых мощей благоверного царевича Димитрия из Углича в Москву совершилось тогда же, в 1606 году. Побуждением к этому было желание, по выражению царя Василия Шуйского, «уста лжущия заградить и очи неверующия ослепить глаголющим, яко живый избеже (царевич) от убийственных дланей», ввиду появления самозванца, объявлявшего себя истинным царевичем Димитрием. Торжественно были перенесены святые мощи и положены в Архангельском соборе Московского Кремля, ╚в приделе Иоанна Предтечи, идеже отец и братья его╩, митрополитом Ростовским и Ярославским Филаретом, отцом будущего царя Михаила Феодоровича Романова.
После многочисленных чудесных исцелений от святых мощей в том же 1606 году «составиша празднество царевичу Димитрию трижды в год √ рождение (19 октября/1 ноября), убиение (15/28 мая), перенесение мощей к Москве (3/16 июня)». Святитель Димитрий Ростовский составил житие и описание чудесных исцелений по молитвам святого царевича Димитрия, из которого видно, что особенно часто исцелялись больные глазами.
В Угличе на месте убиения святого царевича Димитрия был построен храм его имени, который в народе получил название ╚церковь царевича Димитрия на крови╩. В этом храме хранилось рукописное житие благоверного царевича, написанное святителем Димитрием, митрополитом Ростовским.
Во время Отечественной войны 1812 года святые мощи благоверного царевича Димитрия были спасены от поругания священником Московского Вознесенского женского монастыря Иоанном Вениаминовым, который вынес их из Архангельского собора и спрятал в алтаре, на хорах второго яруса соборного храма в Вознесенском монастыре. После изгнания французов святые мощи были торжественно перенесены на прежнее место — в Архангельский собор.
Святой царевич Димитрий Угличский и Московский, со сценами жития
Первая половина XIX века. Москва
24 × 21,5 см. Дерево, темпера
Частное собрание
Происхождение неизвестно
Святой благоверный царевич Димитрий (1584–1591) – сын царя Ивана Грозного и Марии Нагой. В царствование его брата Феодора Иоанновича царевича отправили с матерью в город Углич, где он погиб при неясных обстоятельствах. В связи со смертью царевича провели розыск, установивший, что произошел несчастный случай, — мальчик, скорее всего, упал на нож во время припадка эпилепсии. После гибели Лжедимитрия I в 1606 году была осуществлена канонизация царевича; ее инициировал царь Василий Шуйский для пресечения самозванства. Тогда же останки Димитрия перенесли в Москву в царскую усыпальницу — Архангельский собор. Память установлена 15/28 мая, 3/16 июня (Перенесение мощей) и 23 мая / 4 июня (в Соборе Ростовских и Ярославских святых).
Первое Житие царевича составлено к канонизации. Его авторство иногда приписывается патриарху Гермогену. Позднее появились новые редакции текста. Виновником гибели Димитрия в Житии был объявлен Борис Годунов, якобы подославший к нему убийц — Д. Битяговского, Н. Качалова и О. Волохова. В тексте описывается убиение мальчика и перенесение его останков в столицу. Иконы царевича получили широкое распространение сразу после канонизации. На рубеже XVII–XVIII столетий появляются житийные образы св. Димитрия, где иллюстрируются сцены его гибели, которые, как правило, помещались внизу изображения на позёме.
Житийные сцены:
- Жизнь св. царевича Димитрия в Угличе
- Убийство царевича и оплакивание его царицей Марией Нагой и мамками
- Убийцы подымают бунт в Угличе
- Убийцы покидают город
- Бегство убийц царевича
- Расправа жителей Углича с убийцами
Главная » Справочная информация » Храмы и монастыри » Церковь Царевича Димитрия «на поле» Поделиться
На въезде со стороны Ростова Великого в Углич, на Ростовской улице, гостей города встречает изящная небольшая церковь. Это церковь Царевича Димитрия «на поле». Существующий ныне каменный храм был построен в 1798-1814 годах. Но постройке нынешнего храма предшествовала долгая история, о которой сложено предание…
3 июня 1606 г., когда мощи царевича Димитрия переносили из Углича в Москву, процессия сначала двинулась в путь по московской дороге. Но на выходе из города у Иоанно-Богословского монастыря носилы с мощами неожиданно остановились и их никак не могли сдвинуть с места. Из-за этого решили, что нужно идти по ростовской дороге. По ней и продолжили шествие. На выезде из города процессия остановилась еще раз, для того, чтобы горожане могли проститься с царевичем. Сутки под открытым небом духовенство непрерывно вело богослужение.
Во время Божественной Литургии произошло событие, положившее начало основанию на этом месте храма — из гроба, где находились мощи Димитрия, на землю пролилась струйка крови. Святыню бережно собрало духовенство и вложило в месте с землёю в серебряную раку. 3 июля траурная процессия торжественно прибыла в Москву. Тело Царевича Димитрия упокоилось в Архангельском соборе Кремля. Угличане обрели у Господа своего заступника и чудотворца.
Вскоре на святом месте прощания горожан с царевичем Димитрием была выстроена часовня. В 1693 году на место часовни из кремля была перенесена старая теплая церковь при Спасо-Преображенском соборе, так как в кремле строили новую. «Кремлевская» церковь простояла более сорока лет, до 1729 года, когда на ее месте поставили каменный храм Царевича Димитрия и Святых Кирика и Иулиты. А спустя еще полвека чуть в стороне от прежнего поставили существующий храм, получивший в народе прозвание церкви Димитрия «на поле» (так ее называют, в отличие от кремлевского храма «на крови»).
Церковь «на поле» — типичный памятник своего времени. Она одноэтажная, пятиглавая с трапезной и колокольней. При традиционной композиции, в ее убранстве преобладают формы классицизма. Таковы четыре тосканские колонны, фронтоны перед четвериком, пилястры, карнизы, оформление колокольни. Церковь нельзя назвать интересным архитектурным памятником, но она по-своему красива и примечательна, а главное – она важный исторический памятник и святыня этих мест.
Внутри сохранились росписи 1836 года, близкие по манере к фрескам Спасо-Преображенского собора в Угличском кремле, отчего исследователи полагают, что оба храма расписывала одна артель. Здесь тоже встретятся иллюзорные формы – колонны, кессонированный свод, совмещенные с клеймами святых и сюжетов, но, конечно, во всем видна скромность небольшого кладбищенского храма. Сохранился и резной иконостас в форме триумфальной арки.
Наверно, не случайно церковь, посвященная небесному покровителю города, никогда не закрывалась, в советские годы оставалась единственным действующим храмом. Сюда были свезены уцелевшие святыни и иконы со всего Углича. В 1989 году храму в дар были переданы мощи святого благоверного угличского князя Романа в серебряной раке. Он был третьим Угличским князем и на княжеском престоле возвысился добродетелями и благочестием до лика местночтимых святых. Мощи были обретены в 1495 году. В 1595 году было его всеобщее прославление. В 1611 году во время польско — литовской интервенции мощи пострадали от пожара и по светящемуся столбу над ними были вторично обретены из пепла. С 1930 года находились в Угличском музее.
9 сентября 2010 года город Углич и Храм Царевича Дмитрия «на поле» посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.
Адрес: ул. Ростовская, д. 60.