*Обновление.
Считается, что интервью – это просто. Если повезло с собеседником и вы можете задавать правильные вопросы, получится очень круто – как у Дудя, Познера или, может быть, как у Джо Рогана c Илоном Маском. Или почти так.
Но если серьезно, интервью – один из самых интересных и сложных жанров, который поддается не всем. Я решил разобраться в том, как сделать достойный материал, если вы не профи в журналистике.
Чтобы вам было веселее, решил попросить экспертизу у Капитана Очевидность – сделать с ним что-то вроде интервью =) Думаю, он этого достоин. Хотя бы потому, что большинство умных и верных мыслей вполне очевидны.
Содержание
- Что делать до написания текста
- Как подготовиться к интервью
- Как вести беседу
- Как редактировать и готовить материал к публикации
- Тренируйте память
- Учитесь выражать свои мысли
- Избегайте пустословия
- Внимательно слушайте собеседника
- Узнайте больше 🤔
- Не говорите фальшивые комплименты
- Не критикуйте и не высмеивайте
- Учитывайте интересы собеседника
- Высказывайте своё мнение, когда это уместно
- Делайте выводы 🙊
- Не говорите о личных делах на публике
- Не кичитесь своими знаниями
- Не отвечайте на грубость грубостью
- Попробуйте 😤
- Не исправляйте ошибки в речи собеседника
- Поощряйте детей быть внимательными
- Будьте краткими
- Скрытые комплименты
- Неречевые средства
- Эффективные приемы слушания
- Слушая, кивайте
- Улыбнитесь
- Визуальный контакт
- Позы и жесты
- Прикосновения
- Правила прикосновений
- Взаимное расположение в пространстве
- Межличностное расстояние
- Паузы
- Внешний вид
- Пунктуальность
Что делать до написания текста
Обычно, для выбора жанра есть два повода – задание редакции или потому что «так захотелось» автору. Оба по-своему хороши, если понимать, зачем это делается. Задайте себе вопросы:
- Что нужно получить в итоге?
- Почему именно с этим героем?
- Интересен ли он аудитории и почему?
- А самому автору?
Когда есть ответы, становится более понятно, что выйдет в результате: актуальная информация, нечто мотивирующее, развлекательное, важное и полезное для читателей или простой пиар.
Всегда ли полезно делать интервью?
Конечно, яркая личность или крутой эксперт, украсят любой крутой нормальный материал и помогут вытянуть почти безнадежный, если все сделать правильно. Обычные интервью, даже посредственные, нравятся читателям – в них есть что-то притягательное.
Но с пиаром не все так однозначно. Об этом я и спросил у Капитана:
– Интервью сейчас в моде. Буквально в каждом блоге – беседы с какими-то бизнесменами, коучами и гуру, комментарии от экспертов, которых никто не знает. Кто все эти люди и почему они должны быть мне и нужны или интересны?
– Точнее, полезны – а почему нет? И конечно их можно сделать интересными, но при условии, что там не будет прямой рекламы. Важно, чтобы в разговоре рассматривались какие-то конкретные вопросы и все было выстроено вокруг этой основной линии.
Предположим, есть очень актуальная тема «Как самостоятельно продвигаться на YouTube без бюджета» и нужно сделать по ней хороший материал. Берется интервью у малоизвестного человека, который всего этого уже достиг. Получается, что такой материал становится пиаром – о герое и его таланте сразу узнают тысячи читателей. Можно было бы оформить все как обычный гайд, но гораздо интереснее и убедительнее – в виде диалога с реальным человеком.
Так можно. А спрашивать у кого-то про жизнь и говорить с ним обо всем подряд – нет. Пиар интересен не сам по себе, а если при этом обсуждается какой-нибудь конкретный вопрос, волнующий всех.
Как найти хорошую тему
Какое-нибудь важное событие, явление, модная тенденция, яркая личность или необычная история – тема может быть любой. Вопрос в том, как ее придумать:
– Согласитесь, Кэп, что яркие события, всякие прорывы или революции бывают не каждый день. О чем говорить, где брать интересные темы?
– Как я уже сказал, главное в интервью – это идея, тема, некая общая линия. Практически любая. В жизни всегда есть масса интересных вещей, которые не рассматривали раньше или делали это иначе, под другим углом. Любую из них можно превратить в диалог – нужно только придумать, как и с кем именно это сделать.
Например, блоге «Текстерры» есть неплохой материал о девушке, которая похудела на 55 кг и добилась успеха на YouTube. Про диеты, фитнес или блогерство пишут все – таких историй множество и ничего нового тут нет. А хитрость в том, как автор собрала это вместе – нашла подходящего героя и выстроила весь разговор. Получилось так, что читатель может чему-то научиться.
Откуда берутся хорошие темы для интервью? Откуда и все остальные интересные темы – из жизни.
Еще пример: недавнее интервью с HR-специалистом Аленой Владимирской о текущем состоянии дел на рынке кадров. Вводные данные: с апреля в России ввели карантин и многие предприятия и бизнесы закрылись. Со временем по сводке новостей стало понятно, что часть людей теряют работу или берут неоплачиваемые отпуска. Этот тренд коснулся значительной части трудоспособного населения страны, поэтому выбор темы и респондента был очевиден – независимый «кадровик» может поделится интересными данными и прогнозами.
Как выбрать подходящего героя
Бывает, что беседа с простым человеком выходит гораздо интереснее, чем c какой-нибудь звездой. Вроде бы знаменитость, говорит небанальные вещи, шутит, все нормально и верно. Но как-то немного уныло.
Дело в том, что не всякий, кто способен интересно ответить – твой герой. Есть люди, разговор с которыми может не получиться даже у большого мастера – у Познера, например. Мэтр и сам признает, что программы со Жванецким, Иваном Ургантом и Земфирой вышли неудачными.
Вопрос нашему эксперту:
– C кем, на ваш взгляд, не получится сделать интересный материал?
– Сама личность не имеет здесь такой уж большой роли. Главное – это вопросы и то, как и вокруг чего построена беседа. Крутое и суперинтересное интервью можно взять, например, у повара в столовой, уборщицы в офисе, у президента, какого-нибудь менеджера среднего звена или у продавщицы в магазине. Поговорить можно с кем угодно – вопрос в том, как это развернуть и какую проблему поднять.
Например, тема помощи детям из неблагополучных семей, попавшим в трудные жизненные ситуации – остросоциальная и очень важная. Но совсем не обязательно брать для этого какого-нибудь инспектора по делам несовершеннолетних или даже министра. Так, журналист «Таких дел» Елизавета Сиомичева сделала материал о подростках, которые занимаются в единственном в мире «цирке для хулиганов». Это просто дети, совсем не звезды. Но читаешь и понимаешь, что должен помочь.
Получается, что важна проблема, история, ситуация и мысль. А отталкиваться от яркой личности можно только в случае, если она прямо сейчас – на волне хайпа. Если это всем интересно и просто что-то невероятное, а не дешевая реклама.
Людей, с которыми не получится сделать хорошее интервью, как и неинтересных тем, – не бывает. Бывают плохие авторы.
Как подготовиться к интервью
Если ясна цель, сформулирована тема, выбран герой, можно заняться домашней работой. Это значит, что пора собирать нужную информацию, предварительно прикинуть вопросы, познакомиться и попробовать договориться о встрече с будущим собеседником.
Что нужно знать заранее
Не только со звездой, но и с обычным человеком – героем интервью, лучше познакомиться заранее. Это нужно, чтобы понять, куда может зайти разговор, оценить вероятную реакцию на вопросы. И так будет комфортнее во время разговора, особенно перед камерой. Но это удается не всегда.
Следующий вопрос Кэпу:
– Что важно знать о собеседнике и где взять эту информацию?
– Когда интервью строится вокруг определенной темы, нужно постараться получить максимум информации о личном опыте собеседника и той стороне его жизни, которая относится к теме разговора.
Подойдет все, что можно найти – в прессе, публичных выступлениях и в других открытых источниках. Можно взять за основу прошлые интервью с этим человеком, если они были. Выйдет круто, если потом сослаться на эти факты. Например, как в разговоре журналиста «Текстерры» с медиа-директором «Яндекс.Дзена» Даниилом Трибуном. Важно, чтобы собеседник чувствовал интерес к своему опыту и осведомленность.
Сложнее, если разговор строится вокруг личности. Здесь нужно смотреть, чем больше всего известен человек. Хорошо бы узнать все, что его касается, поискать самые малоизвестные детали. Возможно, удастся найти какие-то личные моменты, чтобы придать беседе неожиданное направление.
Советую посмотреть, как это делает Юрий Дудь. Иногда кажется, что он знает и задает сложные вопросы даже о том, что собеседник предпочитает забыть.
На 1:22:04 вопрос о том, что каждый нормальный человек предпочел бы забыть
Если времени в обрез и вы не успеваете пообщаться заранее, чтобы разузнать интересное, посмотрите хотя бы на фотографии героя – это тоже важно. Но внешность обманчива.
Как подготовить вопросы
Идеально, когда происходит живой диалог журналиста и героя, а ответы не подготовлены заранее. Это очень круто, но и очень сложно – настоящий высший пилотаж.
Обычно, когда есть возможность, спикера все-таки знакомят с вопросами заранее, чтобы он мог их обдумать. А некоторые персонажи, особенно звезды со своей пресс-службой, без этого не начнут ничего обсуждать с журналистом. Импровизации тоже бывают, например, в прямом эфире, но чаще всего интервью проходят в рамках сценария.
Для аудитории это почти незаметно, если не слишком уж гладко и последовательно построен разговор. Но даже если кто-нибудь догадается, не стоит делать из этого трагедию. Потому что главная цель – все-таки получить информацию, узнать для себя что-нибудь интересное и важное, а не просто послушать экспромт. Для этого другие жанры, например, стендап.
Вопрос:
– Бывает, что заметна натянутость – журналисту нужно выводить собеседника на ответы, выдавливать из него нужные слова. Почему это происходит и как задавать более естественные вопросы?
– Отвечу на этот вопрос банально. Одна из самых главных фишек того, кто берет интервью – заинтересоваться в том, у кого он его берет. Если тому, кто задает вопросы безразличен тот, у кого он спрашивает, – это обязательно будет отражаться в самих вопросах, в том, как они подобраны и как сформулированы. И конечно в ответах.
Если тебе заведомо не так важен ответ, это сразу накладывает определенный блок на собеседника. Поэтому, если скучно, лучше сделать материал с кем-нибудь другим, на какую-то другую тему. Иначе будет плохо.
Это не имеет ничего общего с личной симпатией. В профессиональной журналистике приходится брать интервью у разных людей. Это может быть какой-нибудь неприятный или безнравственный человек, даже преступник. Для материала не нужно, чтобы он тебе нравился, но интерес и объективность необходимы. В этом смысле журналист похож на врача.
Нужно подумать, о чем лично тебе интересно поспрашивать собеседника. В основном, в контексте того издания и той темы, для которой все это делается. Может быть, даже затронуть что-то еще, вообще никак не относящееся – какие-нибудь «глупые» вопросы. Взять и задать их из интереса, посмотреть, что он ответит.
К примеру, Владимир Познер – мастер этого жанра, часто предлагает гостям своей программы ответить на опросник Марселя Пруста. Это помогает раскрыть вкусы, черты характера и убеждения собеседников. Кстати, похожий прием – блиц, использует и Дудь. В сущности, это вопросы о жизненных взглядах и предпочтениях, но сформулированные для молодежной аудитории – более яркие, динамичные и понятные.
На блице можно построить целое интервью, если респондентов много и нужно собрать «реакции». Например, как в интервью с музыкантами и продюсерами: на пять вопросов есть по пять ответов-мнений, которые позволяют собрать цельную картину о состоянии ивент-сферы и увидеть, насколько люди разные (или в чем-то одинаковые).
Как договориться о встрече
Если герой интервью – простой человек, договориться не проблема. Достаточно просто позвонить, написать письмо или оставить сообщение в мессенджере. С артистами, блогерами и крутыми бизнесменами сложнее. Есть звезды, которые считают, что интервью с ними или комментарий – единственная цель журналиста и смысл всей его работы.
Популярные персоны, как правило, заняты каким-нибудь важным делом – завтракают, принимают ванну, тренируются, разговаривают по телефону или выгуливают собаку (и обязательно сообщают об этом). Главное здесь – терпение, настойчивость и выдержка. Сейчас, в условиях карантина многие сидят дома, поэтому шанс взять интервью у медийной личности сильно увеличивается.
После 5–6 неудачных попыток, имеет смысл сделать паузу на неделю. Обычно, встревоженный герой сам выходит на связь – остается только обсудить условия.
Об этом следующий вопрос:
– Бывает, что собеседник просит за свое участие денег, ссылку на сайт или что-то еще, например, дополнительный пиар. Как правильно торговаться?
– Здесь нет универсального ответа. Это такие рыночные отношения, которые сами выстраиваются. Они опираются на ценность размещения этого материала. Например, какой трафик ты получаешь, если это интервью размещается, по сравнению с обычными публикациями или какой будет общественный резонанс. Все это соотносится со стоимостью и принимается решение.
В принципе, никаких строгих правил здесь нет и у всех по-разному. Помните, Дудь с иронией напомнил Доренко, как тот спросил про оплату за свое участие? И получил ответ, что нужно делиться, если сам этим зарабатываешь.
Есть момент, который часто забывают. Смысл в том, что в интервью участвуют два человека. Они не только собеседники, а соавторы. Каждый имеет право на свой гонорар – в той или иной форме.
Как вести беседу
Интервью – это общение. Без опыта непросто даже по Skype, а разговаривать с незнакомым человеком перед камерой, в прямом эфире – намного сложнее. Тем более, если это должно быть интересно не только собеседникам, но и аудитории.
Как правильно начать разговор
Важный момент – первый вопрос и то, как представить героя. Это не просто подводка, как в статье, которую можно убрать без потери смысла. Начало разговора задает тональность, помогает собеседнику настроиться и выбрать верную интонацию.
Случается, герой интервью искренне считает, что журналист задает ему вопросы, потому что не имеет никакого представления о предмете. В этом нет ничего страшного – просто такая профессия. Иногда приходится делать вид, что не знаешь ответа. Главное, делать это искренне.
– Как более интересно представить собеседника, если это не звезда, а самый обыкновенный человек?
– В любом случае, не нужно ничего приукрашивать – это, по-моему, не очень этично. Вообще, в таких ситуациях рассказывать о герое особо не нужно – только самое основное. Но, конечно, это зависит от того, о чем дальше пойдет речь. Обычно для аудитории имеет значение конкретный опыт человека, что он сделал, достиг или пережил – в том вопросе, вокруг которого закручено интервью.
Вот, например, материал «Текстерры» с основателем фабрики и магазина дизайнерских носков. Я сомневаюсь, что это известная личность, даже в кругу модников и модниц. Но главная тема беседы – вовсе не носки, а опыт продвижения бизнеса в соцсетях. Поэтому, когда герой сразу представился и рассказал о своем бизнесе, задачах и достижениях, это вышло просто, понятно и вполне естественно.
Если собеседник – взрослый человек и может сам рассказать о себе, пусть расскажет. Это интересный и почти всегда беспроигрышный вариант.
Что делать, если что-то пошло не так
Бывает, что во время интервью собеседник теряется, неправильно понимает вопрос и обижается, теряет нить разговора, уходит в сторону от темы. Или просто устает. Люди вообще непредсказуемы, журналист должен быть готов к любому, чтобы быстро перестроиться.
Вопрос о непредвиденных ситуациях:
– Если что-то пошло не так: собеседник уходит от ответов, говорит поверхностно, часто повторяется или просто пиарит себя – сказать ему об этом прямо или оставить как есть?
– Все зависит от формата интервью. Если это видео, наверное, лучше прямо об этом сказать. То есть тактично остановить человека или задать какой-то вопрос прямо поперек. Лучше так, чем потом исправлять эти вещи монтажом. А в прямом эфире это невозможно.
Если материал берется, например, в Skype, а потом будет переводиться в текст – можно попробовать отредактировать. Но не нужно забывать, что не выйдет просто заменить одни слова на другие или вырвать из контекста. Собеседник, скорее всего, будет против. Так что лучше сразу его перенаправить, чтобы отвечал конкретно и более ответственно относился к происходящему. Не расслаблялся, иными словами.
Часто комментарии специалистов – как вот этот, например, берутся заочно. Если работа идет в текстовом формате, как правило, заранее накидывают список вопросов – примерно такой, как прислали мне по email. Здесь важно, чтобы всегда была обратная связь. Это нужно, чтобы быстро задать дополнительные вопросы, уточнить. В процессе журналист видит, что еще требуются узнать к тому, что уже есть. А что, может быть, полностью удалить.
Можно ли спорить со спикером
Собеседник – звезда эстрады, бизнесмен или представитель власти – не исключение, может выдать на публике что-нибудь спорное или не очень понятно, вроде: «Наше наступление, как теорема Пифагора – на него нет ответа» или «Я армянка, поэтому, разумеется, я зависима от лазерного удаления волос». Это, конечно, не беда – сказали и сказали. Спорить с таким даже в голову не придет.
Сложнее, когда герой интервью приводит какой-нибудь спорный исторический или научный факт, например, из жизни великого Лао-Цзы, а потом 20 минут объясняет, как там все было на самом деле. И ничего, что в молодости журналист защитил кандидатскую по «Истории династии Юань», а у спикера – справка вместо аттестата. Вроде бы, самое время вежливо возразить?
Или все-таки нет? Об этом следующий вопрос:
– Можно ли во время интервью спорить с собеседником?
– Да, если тактично, но это редко когда оправдано. Потому что интервьюера, по законам жанра, в диалоге должно быть как можно меньше. В идеале, он как прожектор, присутствует в композиции чтобы высвечивать того, с кем говорит и его позицию. И делает это с помощью вопросов, а не высказывая свое мнение прямо.
Так должно быть в идеале, но это не значит, что в материале совсем не должно быть личности журналиста. Главное, не казаться значимее своего героя и не пытаться его перекричать. Эти вещи мы видим и слышим постоянно – даже не буду приводить примеров. Все и так знают.
Есть и более тонкие моменты. Например, когда взгляды журналиста явно противоположны взглядам собеседника и он не хочет это скрывать. А это уже искусство риторики – построить диалог так, чтобы интервьюируемый стал менее симпатичен аудитории. Зачастую, для этого достаточно легкой иронии и, конечно, логики. Примеры таких конфликтных материалов – интервью Захара Прилепина или Никиты Михалкова. Легко найти на YouTube.
Если журналиста в интервью получается явно больше, чем его героя – лучше выбрать другой жанр. Например, написать свой очерк или свою статью.
Как редактировать и готовить материал к публикации
Материал – запись беседы, сначала нужно отредактировать. После этого можно размещать в блоге. Но здесь тоже есть свои тонкости.
Что удалять, а что не трогать
Интервью – прямая речь, но это не значит, что нужно оставить все как есть. Те, кто занимались транскрибированием, представляют, как ужасно может выглядеть черновик. Даже у профессиональных ораторов – политиков, артистов и лекторов, в речи есть повторы, паузы и просто неудачные обороты.
«Убирай все лишнее и не парься!» – рекомендует Ильяхов. Действительно, все что кажется нормальным на слух, но не очень хорошо в печатном тексте, лучше править без сожаления. Остальное тоже, но с осторожностью. Потому что интервью – это хоть и соавторство, но никто не дал права искажать смысл слов собеседника.
Об этом следующий вопрос эксперту:
– Что делать, если собеседник озвучил оскорбительные вещи или факты, которые могут привести к скандалу?
– Все зависит от целей. Бывает, что именно этого ждут на самом деле и даже заранее планируют. Так устроены, на мой взгляд, некоторые интервью с Жириновским (о женщинах, сексе, жителях Урала и многие другие). Похоже, что это не случайные моменты, высказанные на эмоциях, а вполне контролируемые вещи. Просто они нужны для поддержания имиджа.
Для редакции коммерческого блога – а мы говорим о нем, сложно принять решение о том, нужен ли скандал. Обычно лучше перестраховаться, но все зависит от того, на какие риски готова пойти редакция. Это политический момент.
Мое мнение, что агрессивный хайп, острый негатив и всякие попытки устроить скандал, лучше пресекать сразу. Многие пробовали с этим экспериментировать, но мало у кого вышел толк.
Как согласовывать редактуру
Когда правишь текст – убираешь оговорки, повторы или неточности речи, можно нечаянно исказить смысл сказанного. С видео еще сложнее – без монтажа не обойтись, а от качества зависит, как будет воспринимать визуальный образ героя. Фотографы, которые снимают знаменитостей, говорят: «Любой рейтинг можно разрушить одним ракурсом».
Как минимум, итогом неудачных правок может стать обида, а если не повезет – судебное разбирательство и потерянные деньги. Но в любом случае, это вопрос репутации. Не согласовать готовый материал могут себе позволить разве что на «Первом канале», да и то не факт.
Поэтому вопрос специалисту:
– Что делать, если собеседник просит удалить один или несколько ответов, потому что сомневается или передумал?
– Если просит, нужно удалять однозначно. Даже не уверен, что стоит задавать ему вопрос «А почему?» или как-то торговаться. Может быть у него есть такие причины, о которых он вообще не хочет говорить. Значит не стоит трогать эту тему. Можно просто предложить ему ответить на несколько других вопросов. Это может потребоваться, если от удаления как-то пострадают объем материала, смысл или содержание.
Что делать, если предлагают правки
Герой интервью (или его пресс-служба) могут попросить готовый текст или смонтированную видеозапись беседы – вроде бы на согласование, а попытаться вернуть совершенно другой материал, со своими правками или дополнениями. Иногда это происходит не сразу, а через пару недель – когда все обдумают. Или, что тоже не редкость, могут даже порекомендовать, как правильно все оформить, сверстать и в какой рубрике лучше разместить материал.
Вот что думает об этом Кэп:
– Что делать, если герой интервью предлагает согласовать свой новый вариант, потому что прошлый считает не очень удачным?
– На это нет однозначного ответа – все зависит от предварительной договоренности и политики издания. Например, если это оплаченный промоматериал для определенного человека, компании или рассказ о каком-то продукте, то придется принять все правки заказчика. Если комментарий эксперта, который нужен, в первую очередь, самому изданию, согласиться – просто более разумный вариант.
Лучше идти навстречу. В ситуациях, когда герой интервью просит добавить или изменить что-нибудь – по крайней мере, пытаться.
Конечно, сразу менять весь материал по каждой прихоти – не имеет смысла. Но если возможен конфликт, лучше его избежать. И не забывать, что право на свои слова – священное для каждого человека. Поэтому, если собеседник просит не размещать в материале то, что он сказал – не надо этого делать без явной необходимости. Хотя бы потому, что результатом могут стать репутационные потери, не говоря уж об этике.
Оказаться героем интервью может каждый – это просто стечение обстоятельств. А стать хорошим интернет-маркетологом, специалистом по веб-дизайну, SEO, UX или коммерческим автором – таким, чтобы твою экспертизу просили самые крутые блоги, можно на курсах TeachLine от «Текстерра».
Работающие способы из руководства по этикету XIX столетия, которые никогда не устареют.
Тренируйте память
После того, как вы сходили на лекцию или прочитали что-то новое, кратко перескажите или запишите информацию. Лучше всего применять этот метод с раннего детства, но взрослым он тоже поможет. Делайте это регулярно, и ваша память постепенно улучшится.
Если вы постоянно знакомитесь с новыми людьми, но плохо запоминаете имена, воспользуйтесь методом американского политика Генри Клея. Он был известен тем, что мог вспомнить имя и обстоятельства встречи, даже если виделся с человеком всего раз. Дело в том, что каждый вечер перед сном он записывал в блокнот имена тех, с кем познакомился за день, а утром повторял их.
Учитесь выражать свои мысли
В разговоре важно чётко и правильно излагать свои идеи. Будет легче, если вы возьмёте в привычку записывать их. Приучите себя использовать правильные грамматические конструкции на письме, и тогда в устной речи они тоже будут даваться без труда.
Избегайте пустословия
Стремитесь к простоте и лаконичности речи. Не злоупотребляйте сложными словами и высокопарными фразами: это вовсе не признак ума. Помните, что вульгаризмы, преувеличения, банальности и использование иностранных слов не к месту — это дурной тон.
Внимательно слушайте собеседника
Не говорите без умолку, дайте высказаться и другому человеку. Даже если его речь скучная и нудная, старайтесь выражать заинтересованность и отвечать. Такое отношение можно посчитать лицемерным, но оно основано на простом правиле: относитесь к людям с тем же уважением, какое вы хотите получить в ответ. Открытое выражение неудовольствия или безразличия оскорбит собеседника и покажет вашу невоспитанность.
Узнайте больше 🤔
- Почему полезно слушать тех, с кем вы не согласны
Не говорите фальшивые комплименты
Льстить богатым и успешным вульгарно. Это не скажет о вас ничего хорошего, а только обнажит недостойные мотивы. Однако простое доброе слово приятно каждому. Поэтому говорите комплименты только тогда, когда они искренни.
Не критикуйте и не высмеивайте
Будьте остроумным и забавным, если умеете, но никогда не обращайте своё остроумие против других людей. Тот, кто насмехается над окружающими, сам становится смешон, особенно если он молод и неопытен.
Культурный человек не опустится до насмешек. Он понимает, что в нём самом слишком много недостатков, чтобы потешаться над другими. Тем более над теми, кто, возможно, был лишён его преимуществ в жизни. Вспоминайте об этом, когда вам захочется кого-то покритиковать.
Учитывайте интересы собеседника
Собственные дела и склонности всегда занимают людей больше, чем любая другая тема. Пользуйтесь этим, когда разговор начинает затухать. Скорее всего, человек с радостью поддержит беседу, если вы упомянете его увлечения. И посчитает вас приятным неэгоистичным собеседником.
Высказывайте своё мнение, когда это уместно
Некоторые люди, стремящиеся к честности, при любом случае хотят высказать то, что думают. При этом они особенно гордятся своей смелостью в ситуациях, когда им удалось смутить или обидеть слушателей. Другие же считают чуть ли не долгом к месту и не к месту делиться собственным мнением.
Такое поведение жестоко и неуважительно. Относитесь к чужому мнению с такой же терпимостью, как и к своему. Не обязательно с ним соглашаться — просто не пытайтесь переубедить человека, оскорбляя его убеждения.
Делайте выводы 🙊
- 5 причин, почему молчание — великая сила
Не говорите о личных делах на публике
Это попросту неуместно. К тому же ваши личные заботы и радости не так уж важны для окружающих. Если человек искренне интересуется вами, он сам спросит, а посторонним о них знать необязательно. Это относится и к личным делам ваших родственников и знакомых.
И тем более не пускайтесь в расспросы сами: это признак дурного воспитания.
Не кичитесь своими знаниями
Даже если вы действительно разбираетесь в каком-то вопросе лучше окружающих, не хвалитесь этим и не пытайтесь пристыдить собеседников. Они будут больше уважать вас, если, кроме знаний, увидят в вас скромность.
Не отвечайте на грубость грубостью
Если собеседник публично повышает голос или оскорбляет вас, не опускайтесь до того же уровня. Ведите себя так, будто не замечаете этого. И он наверняка прекратит нападки, увидев, что они вас не трогают.
Попробуйте 😤
- Как реагировать на грубую критику: метод Стива Джобса
Не исправляйте ошибки в речи собеседника
Неважно, в чём именно он ошибся — в произношении или грамматике. Сделайте вид, что вы этого не заметили. И не повторяйте его фразу правильно, это так же невоспитанно.
Поощряйте детей быть внимательными
Развивайте их память и наблюдательность. Для этого просите подробно описывать всё, что ребёнок видел в школе или на прогулке. Это формирует привычку внимательно смотреть на окружающий мир и всем интересоваться. Такие навыки помогут хорошо вести беседу.
Книги, Библиотека » Эффективное общение » Как понравиться людям
© Виктор Шейнов
Фрагмент книги Шейнов В.П. Сила влияния: воздействия явные и скрытые. — СПб.: Питер, 2018.
Известный психолог Виктор Шейнов разработал новые современные приемы убеждения, ряд новых средств воздействия на мнение окружающих, систематизировал и представил в доступном виде самые действенные приемы и способы влияния.
Будьте краткими
«Где мало слов, там вес они имеют», — сказал Шекспир. Чтобы слушать, нужны волевые усилия. Однако куда проще утешить себя словами «ничего интересного не услышу». Такой вывод мы стремимся сделать побыстрее, поскольку он избавляет нас от волевых усилий, необходимых для слушания. Говорящему стоит помнить это и, во-первых, стараться заинтересовать собеседника самыми первыми своими словами, а во-вторых, быть кратким.
Однажды Марку Твену так понравился миссионер-проповедник, что он решил пожертвовать ему доллар. Проповедь длилась уже час, и писатель решил ограничиться половиной доллара. Еще через полчаса он решил, что не даст ничего. Когда священник спустя два часа наконец закончил, Марк Твен взял доллар с тарелки для подаяний, чтобы компенсировать потерю времени.
Древние спартанцы были врагами многословия. Однажды в голодные времена посланец из другого города долго выпрашивал мешок зерна. Спартанец отказал ему: «Мы забыли начало твоей речи, а потому не поняли ее конца». Второй посланник показал пустой мешок и сказал:
«Вы видите: он пуст; пожалуйста, положите в него хоть что-нибудь». Спартанец исполнил просьбу, добавив: «В следующий раз говори короче. Что мешок пуст, мы видим. О том, чтобы его наполнить, можешь не упоминать».
Исследования ученых Института кибернетики в Падерборне (Германия) показали, что половина взрослых людей не улавливает смысла услышанных фраз, если те содержат более 13 слов. При этом дети-семилетки с трудом понимают фразы, составленные более чем из восьми слов. Поэтому нельзя не согласиться со словами Анатоля Франса: «Прекрасно только то, что нетрудно понять».
Скрытые комплименты
Проявите интерес к человеку. Всякое проявление интереса к собеседнику — это скрытый комплимент: каждому приятно сознавать, что он интересен. Важно, однако, чтобы интерес этот был искренним. Притворный интерес легко разоблачается.
Чтобы интерес был искренним, найдите то, что вам действительно интересно в этом человеке: что-то из его биографии, работы, семьи, событий, свидетелем которых он был. И тогда ваш интерес будет неподдельным.
Начинайте с того, что интересует собеседника. Каждый из нас с удовольствием говорит о себе, о своих делах. Используйте это, заведите разговор о том, что интересно собеседнику, о нем, о его проблемах. Посмотрите на интересующий вас вопрос глазами собеседника и подайте вопрос так, чтобы он отвечал каким-то его интересам.
Чаще произносите имя собеседника. Каждому приятен звук его имени. Когда мы хотим убедить кого-то, мы непроизвольно и довольно часто произносим его имя.
Произносить имя следует не скороговоркой, а с чувством и в том же темпе, в каком идет разговор.
Был проведен эксперимент: на производственном совещании, где до того «рвали глотки», обвиняя друг друга, каждого обязали обращаться к оппонентам по имени и отчеству. Сравнение с иными совещаниями показало, что спорные вопросы нашли лучшее решение и значительно быстрее. Ведь нередко нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что окружающие к нам прислушиваются и мы для них что-то значим.
Четыре приема запомнить имя. Очень часто мы мгновенно забываем только что услышанное при знакомстве имя (отчество). Чтобы этого не произошло, рекомендуется:
- сразу же, как услышали, повторить его вслух, например: «Очень приятно, Иван Васильевич»;
- ассоциировать с именами и отчествами известных вам людей или исторических личностей. Такая ассоциация помогает, даже когда вам приходится взять имя одного персонажа, а отчество — другого (они могут быть и разного пола);
- проговорить имя и отчество несколько раз про себя, если вслух не удается;
- сделать себе установку на запоминание имени и отчества: представьте, что вам доведется обратиться к этому человеку спустя несколько месяцев.
Не перебивайте собеседника. Многие из нас грешат этим недостатком. Мужчины перебивают чаще, чем женщины. Руководители перебивают чаще — и не только в общении с подчиненными, а и в быту. Перебивая, мы как бы говорим: «Послушай лучше меня, мои мысли ценнее твоих. А все, что ты хочешь сказать, я и так знаю».
Неречевые средства
Будьте хорошим слушателем. Подсчитано, что в среднем 9 % рабочего времени мы пишем, 16 % — читаем,
30 % — говорим сами, 45 % — слушаем (или просто делаем вид, что слушаем).
При опросах на тему «Что такое хороший собеседник?» подавляющее большинство поставили на первое место умение слушать.
И это не случайно. Многие из нас — плохие слушатели. Часто мы только делаем вид, что слушаем, дожидаясь момента, чтобы высказаться самому. А плохое слушание — это проявление неуважения к говорящему.
Еще Плутарх говорил: «Бог дал тебе два уха и один рот. Почему же ты не пользуешься ими в такой последовательности?»
Ответ прост: слушать гораздо труднее, чем говорить. Скорость говорения в 4 раза меньше скорости мышления. Поэтому 3/4 возможностей мозга не задействованы в слушании и ищут себе применения. И обычно находят его в посторонних мыслях.
Иствуд Атватер (Атватер, 1984) приводит следующий занимательный случай:
Молодая женщина решила проверить, действительно ли люди крайне плохо слушают друг друга. Во время коктейля она сказала собеседнице светским тоном: «Между прочим, уходя из дома, я пристрелила своего мужа». «О, как тебе повезло, дорогая!» — последовал ответ.
Комментарии излишни.
Когда разговаривают двое мужчин или две женщины, то они перебивают друг друга одинаково часто. При разговоре мужчины и женщины мужчина перебивает собеседницу почти в 2 раза чаще. В результате примерно треть времени разговора у женщины уходит на то, чтобы восстановить направление беседы.
Женщины уделяют больше внимания самому процессу общения, в то время как мужчин интересует главным образом результат. Мужчина слушает внимательно обычно только первые 20–30 секунд, после чего начинает слушать вполуха.
Таким образом, в целом мужчины как слушатели проигрывают женщинам. В каждом конкретном случае многое зависит от характера, темперамента, воспитания и образованности участников разговора.
Эффективные приемы слушания
Самый главный — так называемое активное слушание. Прием состоит в том, что слушатель пытается предугадать, что скажет говорящий в следующей фразе. Так с пользой для разговора загружаются резервные мощности мозга. Внешнее проявление — это слова, подсказываемые собеседнику, когда тот ищет подходящее. Точная подсказка воодушевляет говорящего, поскольку свидетельствует об интересе слушателя, его внимании и полном понимании. (Однако этим нельзя злоупотреблять. Тот, кто часто делает паузы, подбирая наиболее точные слова, может быть обижен частыми подсказками.)
Второй прием — задавать уточняющие вопросы. Они оживляют слушание, а сам процесс их формулирования — дополнительная нагрузка нашему мышлению, привязывающая нас к слушанию.
Третий прием — активная поза слушающего: корпус слегка наклонен в сторону говорящего. Такую позу непроизвольно принимает внимательно слушающий человек. Этой позой не только облегчается слушание, но и демонстрируется заинтересованность, что в общении важно для создания благоприятного фона.
Слушая, кивайте
Замечено, что рассказывающий нескольким слушателям смотрит больше на того, кто ему слегка кивает. Это вполне объяснимо, ведь именно от него он получает поддержку: я вас понимаю, согласен с вами.
Используйте этот прием. Когда слушаете, время от времени кивайте. Поскольку кивок означает понимание, то кивайте в тот момент, когда естественно сказать «понимаю» или «согласен». Это очень сильный способ расположить к себе собеседника. Ведь легкий кивок делается обычно бессознательно, а не из желания угодить говорящему. Но именно проявления бессознательного говорят об истинном отношении к собеседнику, поэтому они так ценны.
Улыбнитесь
Не просто улыбнитесь, а именно собеседнику. Улыбка творит чудеса. Все мы слышали про людей, которые сделали себе карьеру благодаря прекрасной улыбке.
Секрет улыбки состоит в следующем: действия более выразительны, чем слова, и верят больше именно действиям. Улыбка — это действие, означающее «Я к вам хорошо отношусь. Вы мне нравитесь, мне хорошо с вами, я рад вам». Дружеское расположение обычно рождает ответное расположение.
Во многих странах служащие обязаны улыбнуться посетителю — это облегчает решение вопросов. Нередко в зарубежных офисах встречаются таблички, обращенные к клиентам: «Улыбайтесь!»
Представителей некоторых профессий специально учат улыбаться: дикторов телевидения, актеров, политических деятелей, дипломатов.
Выдающийся педагог А. С. Макаренко писал, что постоянными упражнениями перед зеркалом он выработал у себя около сотни различных улыбок, уместных в разных ситуациях. Его пример — другим наука! Этой наукой всерьез занимаются в школах бизнеса. Созданы, в частности, специальные зеркальные карточки с изображением широкой улыбки, которую обучающиеся, глядя на свое отражение, пытаются воспроизвести.
Путем наблюдений установлено, что хмурые лица старятся быстрее. У хмурых людей и настроение хмурое, что не вызывает расположения со стороны окружающих.
Визуальный контакт
Это исключительно важная часть общения. Глядя на говорящего, слушатель проявляет заинтересованность. Плюс облегчается процесс слушания.
Оптимальная продолжительность взгляда — не более 10 секунд. Более длительный взгляд может быть воспринят как вызов или смутить. Последнее касается людей неуверенных или стеснительных (а их около 40 %).
Встреча взглядами обычно длится несколько секунд — этого вполне достаточно для взаимопонимания.
Исключение составляет обсуждение неприятных вопросов: здесь воздержание от визуального контакта является проявлением вежливости и демонстрацией понимания эмоционального состояния собеседника. Напротив, настойчивый взгляд воспринимается как вмешательство в переживания человека.
Женщины более склонны к визуальному контакту, нежели мужчины. По-видимому, это обусловлено их повышенным вниманием к деталям — к тому, что мужчины считают мелочами. Мужской рационализм в данном случае является помехой более содержательному общению.
Замечено, что больше смотрят на тех, кем восхищаются или с кем установлены доверительные отношения. Нередко о неприязненном или безразличном отношении мужчины можно узнать по тому, что, здороваясь, он не смотрит на собеседника.
По взглядам можно судить, в какой стадии находится беседа. Когда говорящий то смотрит в глаза собеседнику, то отводит взгляд, это означает, что мысль его еще не закончена. Когда прервал речь и прямо посмотрел в глаза слушателю, это означает, что он закончил, теперь черед собеседника.
При выступлении, особенно перед небольшой аудиторией, оратор должен стараться посмотреть на каждого слушателя, тем самым адресуя речь каждому из них. Восприятие оратора аудиторией от этого значительно выигрывает. Напротив, если выступающий смотрит поверх голов слушателей или уставился в одну точку, то слушатели квалифицируют это как безразличие или неуважение к ним.
Позы и жесты
Играют важную роль в создании атмосферы. Наклонившийся к говорящему воспринимается как более внимательный слушатель. Напротив, возникает определенное неудобство, когда слушатель откидывается назад или сидит развалившись.
Непринужденная поза предпочтительнее скованной, поскольку соответствующее состояние передается партнеру.
Прикосновения
Дружеское прикосновение является сильным располагающим средством, однако только для близких людей. Прикосновение к малознакомому человеку, не расположенному к сближению, может вызвать отрицательную реакцию. Объясняется это тем, что прикосновение означает вторжение в личное пространство человека, поэтому прибегайте к этому средству с осторожностью. Подростков особенно раздражают прикосновения взрослых. Ведь у них обострено стремление к независимости, поэтому они стараются избегать «телячьих нежностей» как символа детства.
Для взрослых прикосновения близкого человека желанны — особую ценность они приобретают для пожилых, которые благодаря этому проявлению расположения ощущают свою нужность и значимость, в какой-то степени утраченные с выходом на пенсию.
Прикоснувшись к ребенку, мы показываем ему свою любовь, а это для него самая главная ценность. Особенно важно ласково прикоснуться к малышу после того, как он получил от нас наказание.
Установлено, что среди прикосновений и ребенку особую роль играет поглаживание по голове: оказалось (способствует развитию его мозга).
Эксперименты с детенышами обезьян показали необходимость прикосновений для их нормального развития. В отсутствие матерей одной группе обезьянок был оставлен плюшевый мишка, к которому они могли прижиматься, как к матери. Эти малыши выросли вполне здоровыми. А те детеныши, которые не имели даже такой возможности, выросли психически неполноценными.
Правила прикосновений
Не стоит прикасаться к собеседнику, если он в плохом настроении или обсуждается неприятный для него вопрос.
Особенно болезненно люди реагируют на высокомерные и фамильярные движения: похлопывания по плечу или щеке. Взрослыми людьми это воспринимается обычно как крайняя бестактность.
Зафиксировав положительные эмоции собеседника своим прикосновением и повторив прикосновение к тому же месту в конце разговора, можно закрепить расположение партнера к себе после окончания беседы. (Более обстоятельно этот прием описан в главе, посвященной нейролингвистическому программированию, где идет речь о якорении.)
Взаимное расположение в пространстве
Установлено, что при прочих равных условиях конфликты чаще возникают между людьми, находящимися друг напротив друга. (Неслучайно слово «противостояние» означает конфликт.) Поэтому для разговора лучше садиться рядом или под углом друг к другу.
Сотрудничающие или хорошо знающие друг друга люди предпочитают располагаться именно так. Это благоприятно для достижения согласия. При этом расположение плечом к плечу является дружеским и не должно навязываться человеком малознакомым или имеющим более низкий статус.
В зависимости от пола предпочтения таковы: женщины чаще предпочитают разговаривать, находясь сбоку, мужчины — друг напротив друга. Исключение у женщин составляют случаи соперничества.
Межличностное расстояние
Более заинтересованные и настроенные на достижение согласия садятся поближе к собеседнику, иные — подальше. Однако слишком близкое расположение (до 0,5 м) воспринимается как интимное; расстояние от 0,5 до 1,2 м — для дружеского разговора; социальное расстояние (1,2–3,7 м) — для деловых отношений; публичное расстояние (более 3,7 м) — чтобы обменяться несколькими словами или вообще не контактировать.
Обычно человек интуитивно располагается на соответствующем расстоянии. Однако некоторая корректировка с учетом вышесказанного позволит эффективнее использовать этот ресурс. Ведь нужно думать не только о своем удобстве, но и об удобстве партнера, о придании разговору нужной тональности.
Женщинам более комфортно довольно близкое расположение собеседников. Люди пожилые и дети также предпочитают держаться поближе, нежели люди средних лет, молодежь, подростки.
Собеседникам равного статуса комфортно более близкое расположение по сравнению с ситуацией, когда разговаривают с человеком более высокого статуса.
По тому, как располагается собеседник (близко или далеко, под каким углом), можно составить предварительное суждение о его отношении к партнеру.
Паузы
Паузы в речи необходимы: позволяют обдумать услышанное и дают возможность каждому решить, кому лучше высказаться. Пауза в речи подчеркивают значимость высказанной мысли. Главное, чтобы их продолжительность не превышала 5–6 секунд.
Внешний вид
Не зря говорят, что встречают по одежке. Первое впечатление обычно влияет на последующее восприятие, и именно внешний вид — первая информация, которую получают люди друг о друге при встрече.
Пунктуальность
«Точность — вежливость королей» — этот афоризм как нельзя лучше раскрывает роль пунктуальности. Нет ничего хуже, чем опоздать к началу встречи. Еще Шекспир сказал: «Лучше прийти на 2 часа раньше, чем опоздать хотя бы на 2 минуты». Справедливость этого легко понять, если речь идет об опоздании на поезд. Но отношения между людьми не менее важны, чем потери от сорвавшейся поездки.
Единственный способ не опоздать — планировать прийти немного раньше. Тогда в случае непредвиденных обстоятельств есть запас времени. Тем более что правилами этики предписывается прибывать для встречи на нейтральной территории за 5 минут до назначенного времени. В случае приема у высокопоставленного руководителя рекомендуется появиться в его приемной за 10 минут до указанного времени.