Православие четко отличает тщеславие от гордыни, а уныние от грусти. Святые отцы, располагая восемь губительных страстей по мере их возрастающей опасности, тщеславию отводят седьмое место, а гордости — восьмое. Генетически связанные, они «венчают» список главных духовно-нравственных пороков.
Преподобный Макарий Великий говорит, что все добродетели и все худые дела связаны между собою и, подобно звеньям в цепи, зависят друг от друга: «все добродетели между собою связаны, как звенья в духовной цепи, одна от другой зависят: молитва от любви, любовь от радости, радость от кротости, кротость от смирения, смирение от служения, служение от надежды, надежда от веры, вера от послушания, послушание от простоты.
Так и с противной стороны, худые дела зависят одно от другого: ненависть от раздражительности, раздражительность от гордости, гордость от тщеславия, тщеславие от неверия, неверие от жестокосердия, жестокосердие от нерадения, нерадение от разленения, разленение от уныния, уныние от нетерпеливости, нетерпеливость от сластолюбия» (Духовные беседы. Беседа 40.1).
Тщеславный услаждается своими реальными или мнимыми достоинствами и успехами, однако в его душе, несмотря на недостаток любви к Богу и неблагодарность к Нему, еще может остаться место для веры. Гордый же человек проявляет прямое и сознательное пренебрежение к Божественной славе. Об этом пишет преп. Иоанн Лествичник: «Начало гордости — корень тщеславия; средина — уничижение ближнего, бесстыдное проповедание своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения; а конец — отвержение Божие помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав» (23:2).
Уныние занимает шестое место в восьмичисленном списке страстей, ведущих к духовной смерти. Началом его является маловерие. Если оно овладевает человеком, то постепенно угасает в нем вера в Бога, надежда на Него и любовь к Нему, и человек приходит в отчаяние. Уныние — вид тяжелой духовной болезни. Грусть же и скорбь, если они не вкоренились в человека, болезнью не являются. Они неизбежны на многотрудном земном пути. «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин.16:33).
о. Афанасий Гумеров
Должна ли быть у человека гордость? Многие скажут, что должна быть. И продолжат, что, мол, есть гордость, а есть гордыня, что это разные вещи, что гордость — очень нужное и важное качество характера человека, что это чувство человеческого достоинства и так далее… Но Библия говорит просто и ясно: «…Бог гордым противится» (Иак. 4:6). И еще: «Погибели предшествует гордость, и падению — надменность» (Прит. 16:18).
Такова позиция Бога относительно гордости. И на то есть веские причины. На самом деле гордость делает много зла. Это страшный и коварный грех! Она причиняет боль окружающим, она разрушает человеческую душу. Гордость смело можно назвать матерью многих грехов. Ненависть, зависть, обиды, ссоры — все это идет рука об руку с гордостью. Говорят, гордые люди – сильные личности, они не плачут… Но на самом деле гордый человек – слабый человек. И плачет он, как все, только так, чтобы его никто не видел. Гордый человек хочет, хотя подчас и неосознанно, быть лучше других, быть значимым, самым-самым. Он боится, что кто-то увидит его слабость, его несостоятельность, он не может снести обиду, оскорбление, унижение. Это причинят боль его душе, и он ведет войну со своими обидчиками и выстраивает стену вокруг себя. Человек, высоко о себе мнящий, находится во мгле и не может разглядеть дарования и просто хорошее в других людях. Ему не могут прийти в голову высокие мысли о Боге, потому что он постоянно занят «высокими» мыслями о себе. О сатане, враге душ человеческих, сказано, что его падение произошло из-за гордости: «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор» (Иез. 28:17). Этот же грех сегодня поражает сердца многих людей. Гордость не дает людям уверовать в Бога, откликнуться на Его призыв к спасению, потому что они надмеваются своим умом, считают себя хозяевами жизни, забывают о том, что и они смертны. И так остаются противниками Бога.
Поэтому-то Бог и ненавидит гордость. «…Гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста Я ненавижу» (Пр. 8:13). Мало того, Бог наказывает гордецов. «Гордость сердца твоего обольстила тебя; ты живешь в расселинах скал, на возвышенном месте, и говоришь в сердце твоем: кто низринет меня на землю? Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь» (Авд. 1:3-4). Бог противится гордым и лишает их Своей благодати: «…Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6).
___________________________________________________
Последствия гордости
— Гордость порождает неповиновение.
— Гордость не позволяет признать истинный источник наших талантов – Бога.
— Гордость порождает в нас уничижение того или иного человека.
— Гордость мешает процессу обучения, потому что гордый считает, что никто ничему новому его научить не может?
— Гордость ожесточает сердце и не позволяет прислушаться к мудрости, отсюда неправильные поступки и их последствия.
— Гордость делает нас излишне требовательными к окружающим, ведь мы думаем, что только мы знаем, что и как лучше делать!
— Гордость является причиной потери друзей.
— Гордость препятствует духовному росту.
— Гордость не позволяет нам прислушаться к мнению Бога.
— Гордость мешает нам признать себя грешником и обратиться к Богу с покаянием и просьбой о прощении.
— Гордость приводит к разрушению личности и к гибели души.
— Гордость препятствует нашему служению Богу и ближнему. ___________________________________________________
Надо сказать, что гордость присуща всем людям без исключения, только у разных людей имеет разную степень и форму, и одни, понимая, что это грех, с ней борются, а другие «культивируют» ее в своем сердце. Но, тем не менее, многие сейчас скажут, что являются людьми негордыми. Все это потому, что гордость иногда не так-то легко распознать. Оказывается у нее очень много обличий. Вы скажете: «Какие еще обличия? Гордость есть гордость. Ее видно издалека». Но нет. Существует две ее формы: явная и скрытая. Явную гордость распознать очень легко, потому что она всегда говорит: «Я больше, чем… Я лучше, чем… Я умнее, чем… Я мудрее, чем кто-то другой». Скрытая же гордость может говорить иначе: «Я меньше, чем… Я хуже, чем… Я страшнее, чем… Я бесполезнее, чем кто-то другой». Такая гордость маскируется под скромность и смиренность, хотя таковыми не является. На самом деле за всеми этими словами скрывается уязвленное самолюбие и претензия к Богу: «Это Ты меня сделал таким, хотя я достоин большего!» Вообще гордость любит усиленно скрываться и тщательно маскироваться. Даже сам человек может не понимать, что мотивом его поступков, даже «хороших», является гордость. Не напрасно говорит Писание, что даже «…если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор. 13:3). Люди не знают причин наших поступков, но Бог знает! Поэтому в Библии сказано: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим. 4:16).
Внешняя гордость заметна и потому легче поддается врачеванию. Человека, имеющего внешнюю гордость, можно узнать и по одежде, и по походке, и по разговору. Люди гнушаются теми, в ком есть внешняя гордость, и этим помогают им исправиться. А скрытая гордость очень коварна и потому с трудом поддаётся исцелению. Она прячется глубоко, окружающие её не видят, и только опытный человек способен распознать её.
Гордость может выражаться и в самоправедности, когда человек возвеличивается в своих глазах по причине добрых дел, которые он делает. Вспомним притчу о фарисее и мытаре (Лук. 18:9-14). Она может проявляться в стремлении сделать себя красивее других, в чрезмерной заботе о своей внешности (1Тим. 2:9-10).
Как же избавиться от гордости? В первую очередь нужно признать себя грешником пред Богом и попросить Его об освобождении! Самостоятельно человеку невозможно освободиться от гордого сердца. Но все возможно Богу! Кроме того, Бог ждет и от нас борьбы с этим грехом. Как же бороться?
Представьте, что вы совершаете какой-то важный труд, и у вас возникают мысли, что вы делаете нечто великое, что вы добродетельный человек. Это незаметно приходит диавол и старается посеять в вас греховные помыслы. Если вы примете эти мысли, будете их развивать в себе, то в вас будет прогрессировать гордость, даже если вы её будете скрывать. Присмотревшись, увидите, что удовлетворение, которое вы от этих мыслей испытываете, ложное. И если Христос изменит жизненные обстоятельства, куда денется ваша добродетель, вы, быть может, окажетесь хуже тех людей, над которыми возвышались. Апостол Павел пишет в Послании Коринфянам: «…Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1Кор. 4: 7). Все, что мы имеем, дано нам Богом, поэтому мы не должны гордиться своими делами, дарованиями и талантами, но напротив, находиться в смирении и страхе, понимая, что Бог может в любой момент забрать у нас то, чем мы гордимся. Также, если вы даете другим право делать вам замечания, обличать вас, то этим тоже себе помогаете избавиться от гордости. Когда уязвляют вашу гордость, не надо спешить к ней на помощь. Оставьте ее, пусть себе умирает.
Фарисеи были гордыми религиозными лидерами, считающими себя истинными исполнителями Божьей воли. Сегодня у некоторых людей прослеживается та же тенденция. Возможно, мы служим Богу, потому что стремимся к особому признанию людей и положению в обществе. Возможно, мы служим окружающим, потому что считаем их менее духовными, чем мы сами. Возможно, мы помогаем ближнему, но только потому чтобы держать других людей в зависимости от нас.
Синонимы к слову «гордость»: горделивость, гордыня, высокомерие, заносчивость, надменность, кичливость, претенциозность, спесь, тщеславие, чванство, самолюбие, амбиция, гонор, самомнение, высокомудрие, высокомыслие, высокоумие. Эти слова, конечно, имеют небольшие различия в значении, но так или иначе связаны с гордостью.
___________________________________________________
Симптомы гордости
— Гордость быстро раздражается, гневается, не может терпеть.
— Гордость не желает прислушиваться к советам и обличениям.
— Гордость любит провозглашать свои титулы.
— Гордость упряма.
— Гордость постоянно сравнивает себя с другими и стремится к соперничеству.
— Гордость обидчива.
— Гордость заставляет тебя думать, что ты лучше других и полезнее других.
— Гордость всегда уверена в своей правоте и непогрешимости взглядов.
— Гордость любит учить других, а сама учиться не любит.
— Гордость превращает беседу в монолог, потому что любит, чтобы её слушали.
— Гордость не любит просить.
— Гордость не любит благодарить (неблагодарна).
— Гордость любит всегда выигрывать, в том числе – в спорах.
— Гордость не умеет проигрывать.
— Гордость порождает зависть, когда кто-то в чем-то лучше, чем ты.
— Гордость порождает недоверие: нам трудно поверить, что кто-то может сделать то или иное лучше, чем мы. Как будто другие менее компетентны.
— Гордость рождает в нас чувство, что нам все должны, т.к. окружающие часто полагаются на нас и во многих ситуациях напрямую зависят от нас.
— Гордость всегда и во всём ищет выгоды для себя.
— Гордость подталкивает нас находиться в кругу людей, которые не только уважают нас, но и считаются с нашим главенством. ___________________________________________________
В миру гордость и самолюбие иногда почитаются едва ли не добродетелями и признаками благородства натуры. Представление это ошибочное и бывает, по словам преподобного Макария, «по неведению или от помрачения страстей». Старец писал духовному чаду:
Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563 г.
«В прежнем твоем письме упоминаешь не раз о самолюбии своем и будто уважаешь оное, красуешься им, как некоей утварью. Надобно его истреблять из себя всеми мерами, оно-то причиною есть всех наших зол и пороков. Мирские люди еще считают оное добродетелью и благородством – и это по неведению или от помрачения страстей; а нам надобно во всём противиться ему смирением и самоотвержением».
Бог гордым противится
Гордость и тщеславие относятся к самым опасным страстям. Оптинские старцы много говорили и писали о борьбе с этими страстями. Преподобный Лев горестно называл тщеславие «ядом, который убивает плоды и самых зрелых добродетелей».
«Сия страсть от юности до преклонных лет и до самого гроба нередко простирается. Она не только страстных, преуспевающих, но иногда и совершенных преследует, почему и требует немалой осмотрительности. Бесстрастный Творец лишь может искоренить ее. О, коль трудно избегнуть сего яда, убивающего плоды и самых зрелых добродетелей».
Преподобный Варсонофий говорил о гордости как о бесовском свойстве:
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Почему не сказано, что Бог противится блудникам, или завистливым, или еще каким-либо, а сказано: именно гордым? Потому что бесовское это свойство. Гордый становится уже как бы сродни бесу».
Преподобный Никон предостерегал:
«Не должно тщеславиться ни здоровьем, ни красотою, ни другими дарами Божиими… Всё земное непрочно: и красота, и здоровье. Благодарить Господа надо, благодарить со смирением, сознавая свое недостоинство, а не тщеславиться чем-либо».
Преподобный Амвросий предупреждал, что ничто так не препятствует успехам в духовной жизни, как гордость и тщеславие, а исчадиями этих страстей бывают зависть и ненависть, гнев и памятозлобие:
«Все мы сплошь да рядом больше или меньше недугуем тщеславием и горделивостью. А ничто так не препятствует успеху в духовной жизни, как эти страсти. Где бывает возмущение, или несогласие, или раздор, если рассмотреть внимательно, то окажется, что большею частию виною сего бывают славолюбие и горделивость.
Почему апостол Павел и заповедует, глаголя: «Не бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще” (Гал. 5: 26). Зависть и ненависть, гнев и памятозлобие – общие исчадия тщеславия и гордости».
Тщеславие и гордость, хотя одной закваски, но действие и признаки их разные
Преподобный Амвросий наставлял:
«Тщеславие и гордость одно и то же. Тщеславие выказывает свои дела, чтобы люди видели, как ходишь, как ловко делаешь. А гордость после этого начинает презирать всех. Как червяк сперва ползает, изгибается, так и тщеславие. А когда вырастут у него крылья, возлетает наверх, так и гордость».
А чтобы показать, чем гордость и тщеславие отличаются друг от друга и как действуют на человека, преподобный Амвросий даже сочинил рассказ об утках и гусях, олицетворяющих эти страсти. Поводом для такого рассказа стал подаренный старцу ковер с изображением уток:
«Недавно подарили мне ковер, на котором красиво изображены утки. Я пожалел, что не догадались тут же выставить и гусей, так как на ковре осталось еще много места. Мысль такая мне пришла потому, что свойство и действие уток и гусей хорошо изображают свойство и действие страстей: тщеславия и гордости.
Тщеславие и гордость, хотя одной закваски и одного свойства, но действие и признаки их разные. Тщеславие старается уловлять похвалу людей и для этого часто унижается и человекоугодничает, а гордость дышит презорством и неуважением к другим, хотя похвалы также любит.
Тщеславный, если имеет благовидную и красивую наружность, то охорашивается как селезень и величается своею красивостью, хотя мешковат и неловок часто бывает так же, как и селезень. Если же побеждаемый тщеславием не имеет благовидной наружности и других хороших качеств, тогда для удивления, похвал человекоугодничает и как утка кричит: «Так! так!” – когда на самом деле в справедливости не всегда так, да и сам он часто внутренне бывает расположен иначе, а по малодушию придакивает.
Гусь, когда бывает что-либо не по нем, поднимает крылья и кричит: «Кага! каго!” Так и горделивый, если имеет в своем кружке какое-либо значение, часто возвышает голос, кричит, спорит, возражает, настаивает на своем мнении. Если же недугующий гордостью в обстановке своей не имеет никакого веса и значения, то от внутреннего гнева шипит на других, как гусыня, сидящая на яйцах, и, кого может кусать, кусает…»
Чем же ты гордишься?
Очень многим и гордиться-то вовсе нечем. По этому поводу преподобный Амвросий передавал такой рассказ:
«Одна исповедница говорила духовнику, что она горда. «Чем же ты гордишься? – спросил он ее. – Ты, верно, знатна?” – «Нет”, – ответила она. – «Ну талантлива?” – «Нет”. – «Так, стало быть, богата?” – «Нет”. – «Гм… В таком случае, можешь гордиться”, – сказал напоследок духовник».
«Возноситься нечем: Бог дает слово. Доброго слова человек сам собою сказать не может. Всякое доброе слово от Бога. Сказано: «Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему даждь славу” (Пс. 113: 9)».
Указывая, что человеку нечем гордиться, старец прибавлял:
«Да и чем в самом деле человеку тут возноситься? Оборванный, ощипанный просит милостыни: «Помилуй, помилуй!” А подастся ли милость, это еще кто знает».
Как определить у себя признаки смирения или гордости
Преподобный Макарий писал о главных признаках наличия у человека смирения или гордости:
«Признаком смирения и гордости да будет для тебя следующее: вторая всех зазирает, укоряет и видит в них черноту, а первое видит только свою худость и не дерзает судить кого-либо».
Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил своих чад, что иногда излишнее смущение при каком-либо деле также выдает затаенное тщеславие:
«Трусишь при пении от тщеславия. Много его у тебя».
Печаль наказания Божия гордым
Преподобный Лев предупреждал о том, что гордые терпят различные бедствия:
«Ежели не положить вину на себя, то не перестанешь бедствовать, нося печаль наказания Божия гордым».
Избавиться от гордости очень трудно
Избавиться от гордости очень трудно. Если человек думает, что он уже негордый, что уже стяжал смирение, то это явно, по словам старца Макария, доказывает его гордость:
«В письме твоем ты назвала себя смиренною (конечно, это по неведению), но ты еще не достигла сей меры, чтобы быть смиренною. Когда бы мы приобрели это богатство, то и все добродетели удобно бы стяжали. Да оно и одно без других добродетелей может нас спасти, а добродетели без оного, напротив, никакой пользы не приносят. Стяжавый смирение стяжал Бога. Это всё учение святого Исаака, великого мужа.
Так ты не должна думать, что ты смиренна, а когда думаешь, то явно показываешь свою гордость».
Брейгель. Гордость
Гордость неразрывно связана с другими страстями
Преподобный Амвросий говорил:
«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости».
«Тщеславие не дает нам покоя, подстрекая к ревности и зависти, которые мятут человека, возбуждая в душе бурю помыслов».
«Лупишь глаза – оттого и помыслы, прежде тщеславные, а потом и дурные. Ты заметь: непременно прежде тщеславные, а потом дурные. Ты вниз голову держи, вот так, не лупи глаза на народ».
А преподобный Макарий предупреждал, что от гордости страсти получают силу, а смирение, наоборот, низлагает страсти:
«Но надобно знать, что все страсти от гордости нашей получают силу нас побеждать, а, напротив, смирение их низлагает».
Одна гордость может заменить все прочие страсти
Бывает, что в человеке так велика гордость, что прочие страсти стихают. Преподобный Макарий наставлял:
«Одна страсть другую укоряет: где самолюбие, там сребролюбие уступает, и наоборот бывает. А нам известно, что все пороки иногда оставляют человека, а один с ним пребывает – гордость».
Такой человек может внешне вести себя безукоризненно и с презрением смотреть на других людей, мучимых страстями пьянства или курения или иными страстями. Но во взгляде этого внешне безупречного человека такая гордыня и самолюбование, такое превозношение своими достоинствами, что одной гордости его уже достаточно для погибели души. Старец предупреждал:
«Однако бывает, по слову святого Иоанна Лествичника… и то, что от некоторых все страсти удаляются, кроме одной гордости, которая заменяет собою все прочие страсти, и потому надобно иметь осторожность, чтобы вместо плодов не принести плевел».
Как бороться с этими страстями
Преподобный Макарий советовал при борьбе с помыслами высокоумия и гордости не стыдиться открывать их на исповеди:
«О том, что помыслы находят высокоумные, надобно открывать и не стыдиться».
Преподобный Иларион наставлял при появлении помыслов тщеславия и похвалы самого себя напоминать себе, что главное – смирение, а вот его-то у нас и нет. И первым доказательством этого являются как раз приходящие к нам помыслы тщеславия:
«Отсекать помыслы тщеславия и похваляющие тем, что Богу приятнее всего смирение, а у тебя его нет; следовательно, ничего нет и доброго. Так правильно и должно делать».
Старец Иосиф учил при появлении помыслов тщеславия вспомнить свои грехи:
«А когда тщеславие взойдет, тогда не худо и вспомнить какой-нибудь грешок, укоряя себя».
И старец Амвросий давал такой совет:
«Если будешь отвечать тщеславию вспоминанием своих грехов и лености, то увидишь, что нечем хвалиться».
Преподобный говорил:
«Человек – яко трава. Кто гордится, тот вянет, как трава, а кто боится Бога, тот будет помилован Господом».
«Надо вниз смотреть. Ты вспомни: «Земля еси, и в землю пойдеши”».
«Когда нападет гордость, скажи себе: чудачка ходит».
Старец советовал:
«Как придет тщеславие, так молись: «Господи, от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою”».
Иногда человек изо всех сил пытается избавиться от помыслов гордости и тщеславия, но ему это никак не удается. По этому поводу преподобный Амвросий писал:
«Вражий гул продолжает тебе досаждать, и враги всячески ухитряются уязвить душу твою стрелами гордости и возношения».
Старец советовал в таком случае в первую очередь рассмотреть свое душевное расположение:
«Прежде всего рассмотри душевное расположение, мирна ли ты со всеми, не осуждаешь ли кого».
Преподобный писал духовному чаду:
«…молись со смирением Богу псаломскими словами: «Грехопадения кто разумеет; от тайных моих очисти мя и от чуждых пощади рабу твою”. У всех святых отцов единогласный ответ и совет в подобных случаях: во всяком искушении победа – смирение, самоукорение и терпение – разумеется, при испрашивании помощи свыше. Молись о сем и Царице Небесной, и всем угодникам Божиим, к каким ты имеешь особенную веру, чтобы помогли тебе избавиться от прелести бесовской».
«Самолюбие наше корень всему злу. Оно есть начало всех страстей, оно есть причина всех наших бедствий и страданий, иногда в настоящее время, а иногда как последствие прежних ошибок… Секира к истреблению корня самолюбия – вера, смирение, послушание и отсечение всех хотений и разумений».
Гордость могут побороть также труд и скорби. Преподобный Амвросий говорил:
«Много нужно трудиться, много ран принимать, чтобы не погибнуть от гордости. Когда нас не трогают, не толкают, гордость живет в нас до конца жизни».
В самом желании быстро взойти на высоту добродетелей сокрыта гордость
Гордость и тщеславие бывают скрыты в самом нашем желании мгновенно избавиться от всех страстей, скоро взойти на высоту добродетелей. В этом, по словам преподобного Льва, скрывается духовная гордость:
«Вы, желая угодить Богу, хотите скоро взойти на высоту добродетелей и мните это возможным от вас, что ясно доказывает в вас духовную гордость (в чём вы и сами себя сознаете)…»
Смирение же хорошо знает, что «добродетель не груша: враз не скушаешь».
«От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего» (Пс. 18: 13–14).
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!
Рубрика: Добродетели и грехи, Основы веры
Содержание
Гордыня — что это
Что такое гордыня? Её называют прародительницей всех грехов. Это наиглавнейшая греховная страсть, выражающаяся в отвержении Бога и презрении людей.
Чем отличается гордость от гордыни? В богословском понимании гордость и гордыня — синонимы. Кроме нескольких случаев, когда человек гордится родственником или своей страной. Но это исключение опасно: чуть больше тщеславия, и гордость за отца, например, превращается в гордыню.
Гордыня
Православие о гордыне
Гордыня в православии резко порицается. И Ветхий, и Новый Заветы неоднократно предупреждают нас об опасности этого греха. В Евангелии олицетворением гордыни становятся фарисеи, которых не раз приводит Христос в качестве негативного примера. Именно гордость была самым первым грехом. Люцифер (Денница — «светоносный»), возгордился и пожелал стать богом, за что был свержен с неба.
Почему Господь позволил этому случиться, почему не остановил? Бог, по Своей Любви и милости, дал и ангелам и людям великий дар — свободу. Свобода это и есть возможность самостоятельно выбирать между добром и злом. И затем нести ответственность за последствия своего выбора.
Первые люди — Адам и Ева — неверно воспользовались своей свободой, проявив непослушание Богу. Именно из-за своей гордыни они были изгнаны из Рая. Страсть гордыни стала первым шагом к грехопадению. Разве смиренные ослушались бы Господа и захотели бы стать равными Ему? А именно это случилось с Адамом и Евой.
Поэтому святой Максим Исповедник сказал:
«Как диавол пал по причине мечтаний, так же сделал он, чтобы Адаму и Еве пригрезилось в уме, будто они станут точь-в-точь такими, как Бог, и чтобы по причине этого мечтания они пали”.
Проявления гордыни
В чём проявляется этот грех?
«Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других — одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным.” — пишет святитель Василий Великий.
Но всё это лишь первая ступень. Гордыня — корень всех грехов. Стоит только одному из мелких проявлений этой страсти начать развиваться, как к гордости прибавится множество других грехов. В этом-то и заключается главная опасность этой страсти. Сначала она захватывает мысли, а затем парализует и волю человека. Потом превращается в намерение, давая дорогу другим грехам. А затем выливается в греховные поступки, которые губят человека.
Гордость ума — одно из проявлений гордыни. О ней говорится в книге пророка Исайи:
«Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны перед самими собою!” (Ис 5:21).
Евангельские фарисеи, которых обличал Христос — были «заражены” грехом гордости ума.
Одним из самых страшных и плохо излечимых видов гордыни является прелесть. Это тот грех, который поражает в первую очередь тех, кто трудится на духовном поприще. Суть прельщения в том, что диавол принимает облик ангела или самого Бога, являясь человеку в мыслях, снах, а иногда и в реальности.
Опознать прельщение просто и сложно одновременно. Требуются искренняя молитва и подлинное смирение (кротость, любовь, принятие происходящего с миром в душе). Но когда человек в восторге от явления «божественного посланника”, ему очень сложно проявить смирение и усомниться в себе, в своём праве видеть и слышать ангелов.
Наказание за гордыню
Люцифер был самым приближенным к Богу ангелом. Но гордость лишила его радости пребывания с Богом и он превратился в средоточие злобы. Первые люди за гордыню лишились вечной жизни, были изгнаны из рая. Вместе с ними была проклята и вся их земля. Рожденное ими человечество вынуждено на протяжении всей земной истории бороться с проявлениями собственных страстей, выходящими из этой главной страсти.
Но самой большой печалью для них стало томительное ожидание пришествия Спасителя и Воскресения Его из мертвых. Только после этого Христос вывел всех праведников, ожидавших Его из темницы ада.
Гордый человек сам наказывает себя. Сначала грех отсекает его от малознакомых или незнакомых людей, потом — от родных и близких, а потом и от Бога. И это самое страшное.
”Еще не успел я начать подвигов благочестия, а уже заразился тщеславием. Еще не успел вступить в преддверие, а уже мечтаю о внутреннем святилище. Еще не положил начатков жизни богоугодной, а уже ближних моих обличаю” — пишет о себе преподобный Ефрем Сирин.
Как бороться с гордыней в самом себе
Согласно православному пониманию человеческой природы, чтобы начать борьбу с грехом, нужно сначала опознать гордыню в себе.
«Скрытая гордость очень коварна и потому с трудом поддаётся исцелению. Чтобы от неё избавиться, нужно возгнушаться собой. Также, если ты даёшь другим право делать тебе замечания, то этим тоже себе помогаешь, потому что скрытая гордость выходит наружу, становится явной, а затем постепенно исчезает.” — говорит преподобный Паисий Святогорец.
Добродетелью, противоположной страсти гордыни, является смирение. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное” — первая заповедь блаженств говорит именно о смирении. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать” (Послание Иакова, 4:6). Развитие добродетели смирения способствует победе над страстью гордыни.
Главная греховная страсть вытесняется из человеческой души главной добродетелью — любовью. Ведь именно в любви суть двух главных заповедей Нового завета:
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Мф. 22:37–39).
Главное — любить настоящей, истинной любовью. Не берущей, а отдающей. Любовь – это служение. И пример нам подаёт сам Иисус Христос:
«Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13: 14–15).
Он любит нас просто за то, что мы Его дети. Так и мы должны любить Бога и ближних наших. Любовь предполагает жертвенность, а настоящая жертвенность даёт радость от осознания сделанного добра. Нам ведь гораздо приятнее делать подарки нашим близким, чем самим их получать.
Как сказано в Книге Деяний святых апостолов:
«Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать”.
Метки: гордость и гордыня, гордыня самый страшный грех, гордыня что это, гордыня это, грех гордыни, что такое гордыня
Подготовка к сочинению на тему «Гордость и гордыня», которое пишется учениками 11 класса, предполагает рассмотрение понятий гордости и гордыни с приведением конкретных аргументов из литературы.
Введение
Часто, когда речь заходит о гордости, люди путают это понятие с понятием гордыни. Тем временем между этими понятиями существует большая разница. Если понятие «гордыня» несет в себе отрицательное значение, то понятие «гордость» рассматривается как положительное явление.
Гордыня связана с тем, что человек слишком высокого мнения о себе, он совершает эгоистичные поступки, считая себя лучше всех остальных. Гордость же – это осознание человеком собственных достоинств, принятие и уважение самого себя, защита собственных ценностей и принципов, чести и достоинства.
Чтобы разобраться, в чем отличие между данными понятиями, приведем конкретные примеры гордости и гордыни из литературы.
Первый аргумент
Самым ярким художественным произведением, демонстрирующим разницу между понятиями гордыни и гордости, является рассказ М. Горького «Старуха Изергиль». Носителями противоположных внутренних качеств являются герои двух рассказанных старухой Изергиль легенд: Ларра – яркий пример гордыни, Данко – яркий пример гордости.
Ларра был человеком эгоистичным, он никогда не думал о жизнях других людей, считая, что ему позволено все, что он захочет. Ларра был высокомерен, так как считал себя лучше всех окружающих.
Данко имеет силу характера, позволяющую ему повести за собой людей к свету. Когда народ начинает говорить, что в смертях людей, шедший по дороге к свету, виноват никто иной, как Данко, герой защищает свою честь и достоинство. Он доказывает всем вокруг, что все свои обещания он исполнит любой ценой. У Данко отсутствует эгоизм, его действия направлены на достижение народного, а не собственного блага. Поэтому он вырывает собственное сердце ради спасения народа и погибает сам.
Второй аргумент
Проблема гордости и гордыни поднимается и в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Здесь противопоставляются образы Петра Гринева и Алексея Швабрина, которые оказываются в одинаковой ситуации. Перед героями всего два выбора: сохранить свою жизнь, предав Родину, или пожертвовать своей жизнью, но остаться верным своей Отчизне. А. С. Пушкин показывает, что Петр Гринев обладает гордостью, так как он остается верным как Родине, так и самому себе, защищая свою честь и достоинство, понимая при этом, что ему придется пожертвовать собственной жизнью. Алексей Швабрин выбирает другой путь, демонстрируя свою гордыню. Предательство Швабрина связано не только с сохранением своей жизни, но и с желанием продемонстрировать всем вокруг собственное превосходство.
Гордость и гордыня – противоположные друг другу понятия, которые следуют отличать друг от друга, так как гордость представляет собой положительное явление, а гордыня – отрицательное.
Данная статья, которая поможет написать сочинение на тему «Гордость и гордыня», на примерах рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» и повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» покажет, в чем отличие между гордостью и гордыней.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
- для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Старуха Изергиль»
- для самых компанейских — Главные герои «Старуха Изергиль»
- для самых занятых — Читательский дневник «Старуха Изергиль»
- для самых любопытных — Анализ «Старуха Изергиль» Горький
- для самых крутых — Читать «Старуха Изергиль» полностью
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 11
В каком году было написано произведение Максима Горького «Старуха Изергиль»?
- 1894;
- 1895;
- 1897;
Начать тест(новая вкладка)