Япония – страна, которая, на первый взгляд, не ассоциируется со Христом. Тем не менее с ней связано имя святого Николая Японского – выдающегося миссионера-миротворца, сумевшего донести до жителей этого континента Благую Весть. Ко всему прочему, Япония – очень колоритная и «кинематографичная» страна. Делимся с вами подборкой семи интересных фильмов о христианстве в Японии.
«Япoния. Гoнкoнг. Дap Cвятитeля Hикoлaя» 2008, телекомпания «Православная энциклопедия»
Биографический фильм о святителе Николае Японском. Молодой миссионер отправляется в Японию для того, чтобы проповедовать местным жителям христианство. Условия для проповеди вполне соответствуют первым временам: за любое слово о распятом Господе полагается смертная казнь. Зрители узнают о первых самураях, принявших православие, и о том, как чтят память святителя Николая современные японцы.
«Восстание христиан» 1962, реж. Нагиса Осима
В Социальной Концепции Русской Православной Церкви сказано, что верующие имеют право на неповиновение властям в случае проведения открытой антихристианской политики. Примерно об этом же рассказывает фильм Нагисы Осимы. Замученная рабскими условиями труда и бесконечными унижениями, группа рабочих христиан поднимает восстанием под предводительством самурая Сиро. Вот только может ли борьба за свои права оправдать жестокость и можно ли остаться в таких условиях христианином?
«Молчание» 1971, реж. Масахиро Синода
Фильм о гонениях, но в первую очередь о выборе, которому подвергается христианин в таких жесточайших условиях: остаться верным Богу или отречься от Него во имя земной жизни. Режиссер даже идет дальше и ставит вопрос острее – а можно ли отречься от Бога «для вида» и не есть ли это тоже самое что предать Христа по-настоящему?
«Море и яд» 1986, реж. Кэй Кумаи
Фильм о бесчеловечных экспериментах над военными. В первую очередь режиссер путем рассуждений и поступков главных героев пытается донести главную мысль: сегодня общество осуждает того, кого завтра провозгласит героем. Оценки поступков должны производится на этических началах, а здесь не обойтись без Христа.
«Любить» 1997, реж. Кэй Кумаи
Обычная встреча в центре Токио. Она любит его, но совершенно не уверена в его чувствах и не может понять, как он относится к ней. В какой-то момент ясность наступает, но в их жизнь приходит болезнь… И остается место переживанию трагедии вместе с Богом…
«Солнце»
2005, реж. Александр Сокуров, 16+
Режиссер: Александр Сокуров
В фильме Ридли Скотта «Исход: цари и боги» фараон в порыве гнева кричал, что Бог – это он, и нужно поклоняться ему. Примерно так же воспринимается один из главных героев фильма Александра Сокурова – японский император. Но в условиях войны во имя блага для своей империи он отказывается от статуса божественного и идет на капитуляцию. В отличие от Гитлера, который, наоборот, по ходу всего фильма сознательно интронизирует себя, чем, безусловно, проигрывает в долгосрочной перспективе. Как и каждый, кто забывает отдавать Богу Божие, а кесарево – кесарю.
«Идиот»1951 г., реж. Акира Куросава, 12+
Взгляд японского режиссера на Достоевского. Лишнее доказательство, что для гениальности нет ни пространственных, ни языковых барьеров. Многие считают эту экранизацию лучшей, но отдадим это право нашим зрителям.
Павел Савабэ, до крещения Савабэ Такума (яп. 沢辺 琢磨), — первый японец, ставший православным священником.
Родился в семье самурая Ямамото Дайсити (яп. 山本代七) 13 февраля 1834 года в деревне Усиоэ, провинции Тоса. Будучи студентом, изучал самурайское искусство фехтования кэндо и философию.
Долгое время Савабэ был ронином (самураем без места службы) и зарабатывал на жизнь уроками фехтования, разъезжая по разным городам и селениям Японии.
Приехав в Хакодате, женился на дочери синтоистского жреца, по фамилии Савабэ, стал приёмным сыном жреца и сменил имя. После смерти тестя принял жреческий сан, наследственный в этой семье, и унаследовал место служения.
Там же Савабэ Такума проникся идеологией Сонно Дзёи и возглавил группу борцов за возвращение императору власти, требовавшую выдворения из Японии всех иностранцев. Особенно неприязненно он относился к христианскому духовенству, так как был убеждён, что религия — это то, чем иностранцы собираются сокрушить японский дух изнутри, и потому священников надо уничтожать в первую очередь.
В 1865 году вооружённый мечом Савабэ Такума встретился с иеромонахом Николаем (Касаткиным), намереваясь его убить. Иеромонах Николай спросил его, почему Савабэ гневается на него, на что Савабэ ответил: «Вы пришли сюда, чтобы погубить нашу страну». Иеромонах Николай проговорил: «Справедливо ли осуждать то, чего ты не знаешь? Позволь мне рассказать тебе о нашей вере». Савабэ Такума заинтересовался услышанным и с того дня начал изучать христианское учение.
Через некоторое время к Савабэ присоединился его друг — доктор Сакаи Токурэй. Спустя некоторое время ещё двое друзей, Урано и Судзуки, присоединились к группе слушателей. Это было небезопасно, так как проповедь христианства была на тот момент запрещена законом.
В апреле 1868 года отец Николай крестил Савабэ, Сакаи и Урано, дав им имена Апостолов: Павел, Иоанн и Иаков. Они стали первыми японцами, принявшими Православие.
После Крещения Павел не стал скрывать своего обращения и отказался от жреческой должности. Его бывшие прихожане плевали ему вслед, вдогонку неслись оскорбления. Жена помешалась от горя и ужаса. В припадке безумия она подожгла свой дом. Местные власти арестовали Павла и посадили в тюрьму. Жрецом в старой кумирне по наследственному праву семьи Савабэ стал восьмилетний сын Павла, который кормил этим себя и больную мать. Впоследствии и он принял Православие.
Российская драма с элементами боевика.
Лента «Иерей-сан. Исповедь самурая» вышла на экраны в 2015 году. Режиссером картины выступил Егор Баранов, а главные роли сыграли Кэри-Хироюки Тагава, Пётр Фёдоров и Иван Охлобыстин, который также является одним из сценаристов и продюсеров фильма.
Сюжет фильма Иерей-сан. Исповедь самурая
Главный герой фильма — священник японской православной церкви Такуро Накамура (Кэри-Хироюки Тагава), в крещении отец Николай. Его брат принадлежит к одному из самых влиятельных кланов якудза и является его главой. Сам Такуро – бывший профессиональный спортсмен.
Спасая девушку от насилия, священник перешел дорогу людям из другого сильного клана, конкурирующего с группировкой его брата. Война между криминальными сообществами может разгореться в любой момент, а сам для самого Такуро при разборках группировок смерть становится неизбежной. Ради спасения жизни священника отправляют служить в Россию, в село Глубокое. Внутри деревни царит раздор, церковь практически разрушена, а приехавший со стороны бизнесмен Андрей Нелюбин планирует выселить жителей села с родных земель для проведения своих махинаций. Отец Николай вместе с сельчанами восстанавливает церковь, объединяя тем самым жителей вокруг себя, и вместе они пытаются противостоять влиятельному бизнесмену.
Интересные факты про фильм Иерей-сан. Исповедь самурая
Американский актёр японского происхождения Кэри-Хироюки Тагава хотел, как можно правдоподобнее сыграть православного священника, для чего до начала съемок изучал православие. Позднее Тагава решил сам принять православие. Незадолго до премьеры картины обряд был совершен в одном из Московских храмов, после чего Кэри-Хироюки попросил о предоставлении ему российского гражданства.
Автор сценария, продюсер и один из главных отрицательных героев фильма Иван Охлобыстин сам в реальной жизни является священником Русской православной церкви. На сегодняшний день он по собственному желанию временно отстранён от служения.
Съемочная группа фильма Иерей-сан. Исповедь самурая
- Режиссер: Егор Баранов
- Сценаристы: Иван Охлобыстин, Роман Владыкин
- Продюсеры: Любовь Калинская, Иван Охлобыстин, Грант Палагаев
- Оператор: Юрий Коробейников
- Композитор: Борис Гребенщиков
- Художники: Алексей Гаврютин, Екатерина Дыминская, Николай Руснак
- Монтаж: Ольга Прошкина
- Актеры: Кэри-Хироюки Тагава, Пётр Фёдоров, Иван Охлобыстин, Игорь Жижикин, Петр Мамонов, Дарья Екамасова и др.