Патриарх Иерусалимский Феофил III призвал предстоятелей всех православных церквей мира провести встречу в столице Иордании, чтобы обсудить вопросы сохранения всеправославного единства. С таким заявлением он выступил 21 ноября на церемонии вручения премий Международного общественного Фонда единства православных народов в Москве.
«Мы открываем двери нашего дома в Иорданском Хашимитском Королевстве для проведения братской встречи в любви, дабы засвидетельствовать перед Церковью и миром единство православной церкви и нашу православную веру», — заявил Феофил III.
Патриарх Иерусалимский рассказал также о своей обеспокоенности «нынешними трудностями, омрачающими жизнь Церкви», а также нависшими над православным миром угрозами, возникшими из-за «печальных разделений».
«Мы стоим перед Богом, и у нас нет другого пути, кроме как приложить все усилия для защиты нашего единства», — подчеркнул он.
Храм Христа Спасителя в Москве Наталья Селиверстова / РИА Новости
В Московском патриархате уже прокомментировали инициативу Феофила III по проведению в Аммане всеправославной встречи.
«Хочется верить, что патриарх исторически самой старшей кафедры всей православной церкви, главной кафедры по тем местам, где она находится, станет гарантом и свидетелем единства православия, сумеет преодолеть последствия беззаконных действий в отношении украинской церкви», — заявил заместитель управляющего делами Московской патриархии епископ Зеленоградский Савва (Тутунов).
В ходе своего визита в Москву Феофил III вместе с патриархом Московским и всея Руси Кириллом совершил Божественную литургию в храме Христа Спасителя. В своей речи патриарх Кирилл напомнил, что сейчас на обеих церквах «лежит особая ответственность» не только за себя, «но и за судьбу мирового Православия, которое стоит перед труднейшими вызовами».
20 ноября Феофил III и Кирилл встретились с российским президентом Владимиром Путиным в Кремле. Глава государства отметил, что братское общение между патриархами «укрепляет взаимоотношения между верующими».
Иерусалимская православная церковь считается старейшей, а каноническая территория Иерусалимского патриархата — это Иордания, где Феофил III и предложил провести встречу.
Содержание
Украинский раскол
По мнению руководителя Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Романа Лункина, предложение Феофила III имеет огромное значение в контексте конфликтов и противоречий, возникших сегодня в церковном мире.
«Впервые на общеправославном уровне будет обсуждаться сложившаяся конфликтная ситуация. Это важно. Ведь ещё с прошлого года, когда только назревал конфликт между Русской православной церковью и Константинопольским патриархатом в связи с предоставлением последним автокефалии украинским раскольникам, звучали разговоры о всеправославном соборе. Но константинопольский патриарх Варфоломей никак не реагировал на эти призывы. Поэтому предложенная иерусалимским патриархом встреча — единственная возможность для обсуждения сложных вопросов православным миром. Собрать Собор православных церквей сейчас невозможно из-за позиции Константинополя», — отметил эксперт в беседе с RT.
Похожей точки зрения придерживается заместитель директора Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов.
«Встреча православных церквей нужна, поскольку в православном мире действительно произошёл раскол. Православная церковь, хранившая единство (вопреки всем противоречиям и сложностям), теперь это единство утратила в результате действий константинопольского патриарха», — пояснил собеседник RT.
Пётр Порошенко Valentyn Ogirenko / Reuters
Напомним, что в конце 2018 года с подачи администрации тогдашнего президента Украины Петра Порошенко и константинопольского патриарха Варфоломея в Киеве состоялся так называемый объединительный собор, в котором приняли участие представители двух раскольнических структур — Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) и УПЦ КП.
Собор принял решение о создании так называемой Православной церкви Украины (ПЦУ), предстоятелем которой стал бывший епископ УПЦ КП Епифаний (Думенко), получивший титул митрополита Киевского и всея Украины.
При этом самая многочисленная по количеству прихожан и единственная каноническая на территории страны Украинская православная церковь Московского патриархата это мероприятие проигнорировала.
Ранее деятели УАПЦ и УПЦ КП обратились к Константинополю с просьбой о предоставлении автокефалии новой украинской церкви, которую планировалось создать из неканонических структур. Активным лоббистом этой идеи был Пётр Порошенко, который шёл на выборы с лозунгом «Армія, мова, віра» («Армия, язык, вера»).
Решение Варфоломея предоставить ПЦУ автокефалию не встретило понимания в православном мире.
По мнению доктора церковной истории, кандидата исторических наук священника Александра Мазырина, украинская история связана с амбициями константинопольского патриарха, который принял решение об автокефалии единолично, поставив себя, таким образом, выше остальных православных патриархов.
«Он обнажил проблему особого масштаба и выявил такие искажения экклезиологии со стороны Фанара, которые трудно квалифицировать иначе как ересь», — отмечал Мазырин в статье для издания «Журнал Московской Патриархии».
Из пятнадцати православных церквей решение патриарха Варфоломея поддержали, за исключением самого Фанара (Константинопольского патриархата), только две: Элладская и Александрийская православные церкви.
Со своей стороны, РПЦ прекратила евхаристическое общение с главой Элладской церкви архиепископом Афинским Иеронимом. Аналогичное решение было принято и в отношении александрийского патриарха: его имя больше не поминается при совершении патриарших богослужений в Русской православной церкви. Разрыв евхаристического общения произошёл также и с Константинопольской православной церковью.
«Осознают губительность»
По мнению экспертов, поддержавшие Константинополь православные иерархи вряд ли прибудут на встречу в Аммане, анонсированную Феофилом III.
«Скорее всего, эта идея не встретит одобрения у инициаторов раскола во главе с константинопольским патриархом», — считает Шаповалов.
Как отметил эксперт, церковный конфликт влияет и на политическую сферу, несмотря на то что в большинстве христианских стран религия отделена от государства на конституционном уровне.
«Церковный конфликт отражается на политической жизни, на политической деятельности. Противоречия между церковными общинами, иерархами приводят к осложнениям в отношениях между государствами. В то же самое время межцерковный диалог, формирование консенсусной позиции по вопросам, по которым существуют противоречия, будет способствовать сближению политических систем тех или иных государств», — добавил Шаповалов.
Храм Гроба Господня в Иерусалиме Официальный сайт Иерусалимского патриархата
При этом эксперт обратил внимание, что Иордания была выбрана в качестве места встречи неслучайно: в последние годы Ближний Восток стал опасным местом для православных общин, отмечались даже случаи геноцида православного населения со стороны террористических структур.
«Избрание Аммана в качестве площадки для межцерковного диалога не просто символично, поскольку это святая земля, но также и глубоко важно с точки зрения политических реалий. Россия, включая Русскую православную церковь, предпринимает серьёзные усилия для помощи православным общинам Ближнего Востока», — считает Шаповалов.
По мнению члена экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ Романа Силантьева, идея провести встречу православных патриархов в Иордании несколько запоздала и уже не принесёт необходимого эффекта.
«Александрийский и элладский патриархи уже признали украинскую ПЦУ, сейчас они вряд ли пойдут на попятную, чтобы не потерять лицо. Инициатива провести такую встречу хорошая, но вряд ли она даст практический эффект. Однако лучше открыто обсудить раскол, чем создавать видимость согласия, которого уже нет», — отметил эксперт в беседе с RT.
Иной точки зрения придерживается Роман Лункин. По его мнению, сам факт такой встречи станет одной из больших побед церковной дипломатии и Русской православной церкви.
«Рано или поздно сторонники Константинопольского патриархата осознают губительность подхода Варфоломея, который взял на себя роль властителя православного мира, вершителя судеб разных народов. Это совсем не евангельская позиция», — подытожил эксперт.
По всей видимости, так называемая «эпоха патриархов» — это 1-я половина 2 тыс. до н. э. В пользу такой датировки говорят отраженные в библейском повествовании религиозные представления, топография и ономастика в рассказах о странствованиях патриархов, относительная простота общественного уклада в отличие от более поздних феодальных отношений в Ханаане и, наконец, отсутствие упоминаний о лошадях.
Одна из характерных черт патриархов в библейском повествовании — их устойчивая связь с Месопотамией. Семья Авраама, жившая в городе Ур (Быт. 11:28; 15:7; Нех. 9:7; ср. ИбН. 24:2–3), переселяется в Харан (Быт. 11:31), откуда впоследствии Авраам берет жену для Исаака (Быт. 24:4) и куда бежит Иаков от гнева Исава (Быт. 28:2–10). Здесь Иаков провел значительную часть жизни, и здесь родились все его дети, кроме Биньямина. После Иакова связь с Месопотамией обрывается.
Патриархи вели кочевой образ жизни, используя в качестве вьючных и верховых животных ослов и верблюдов (Быт. 12:16; 22:3, 5; 24:10, 63–64); они разводили овец и крупный рогатый скот (Быт. 12:16 и др.), что ограничивало районы их кочевья (Быт. 33:13). Они жили в шатрах (Быт. 12:8 и др.), маршруты их кочевья пролегали между городами, в которые они редко заходили. Эти города располагались в малонаселенных горных районах Ханаана (Шхем, Бет-Эль, Хеврон) и в Негеве (Беер-Шева, Грар); кочевья Иакова захватывали также центральный Гил‘ад в Заиорданье. Библейское повествование позволяет заключить, что патриархи находились на ранней стадии занятия земледелием (Быт. 26:12; ср. 37:7). В основном их отношения с соседями были мирными: патриархи заключали с ними договоры (Быт. 14:13; 21:22–32; 26:28–31) и приобретали земельные участки (Быт. 23:2–30; 33:19). Не было характерной для последующей истории израильтян враждебности к арамеям, ханаанеянам, филистимлянам и египтянам. Согласно библейской традиции, все трое патриархов и их жены (кроме Рахили) похоронены в пещере Махпела близ Хеврона (Быт. 49:29–30; 50:13).
Общественные установления, зафиксированные в библейском повествовании о патриархах, имеют параллели в обычаях западных семитов той эпохи; некоторые специфические черты семейно-правовых отношений напоминают принятые среди хурритов (в сфере влияния которых лежал Харан), — таковы, например, мотив жены-сестры (повторяется трижды: Быт. 12:11–20; 20:1–18; 26:6–11), по-видимому, отражающий привилегированный статус супруги, обычай брать наложницу в случае бесплодия жены (Быт. 16:2; 30:2), передача прав первородства (Быт. 25:29–34; 27:1–29) и др.
Аггада украшает образы патриархов множеством фольклорных деталей. Согласно ей, патриархи первыми открыли людям всемогущего Бога (Мен. 53а) и установили ежедневную службу Ему (Бр. 26б). Все три патриарха обладали равными духовными достоинствами (Быт. Р. 1:15), однако, в известном смысле, Иаков был наиболее отмечен Богом. Раввинистические авторитеты расходятся во мнениях, всегда ли заслуги патриархов или предков вообще (зхут авот) помогают их потомкам. Согласно одной точке зрения, заслуги патриархов будут всегда засчитываться их потомкам (Лев. Р. 36:6), согласно другой — эта помощь иссякает или даже уже прекратилась (там же), а в Быт. Р. (74:12) прямо сказано, что собственное усердие более ценно, нежели заслуги патриархов.
Фольклорно окрашенные образы патриархов продолжают оставаться в центре ортодоксально-религиозной и традиционной еврейской литературы вплоть до наших дней. О религиозных воззрениях патриархов см. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк. Вера патриархов. См. также Бытие, Месопотамия, Хабиру.
Все большее количество людей стремятся посетить христианские святыни. Наибольший интерес у них вызывает Иерусалим, поскольку для всех верующих он является Святой землей. Внимание туристов приковано не только к основным христианским храмам, построенным в честь Иисуса Христа, но и к монастырям. В них все желающие могут приобщиться к молебнам и поучаствовать в богослужениях. Получить возможность посетить святые места может любой желающий с помощью туров в Иерусалим, в том числе и тематических.
Православные храмы в Иерусалиме:
- Свято-Троицкий собор
- Пещерная церковь успения Богородицы
- Храм Воскресения Христова
- Церковь Святой Марии Магдалины
- Церковь Святого Александра Невского
Последний — самый известный храм Иерусалима, также имеющий название «Церковь Гроба Господня». Среди всех остальных святых мест он выделяется своим местоположением. Считается, что он расположен на месте погребения Христа. Данный храм разделен между шестью конфессиями, среди которых и греко-православная. Каждая из конфессий имеет свои приделы и время, отведенное для совершения молитв. В то же время, чтобы избежать конфликтов между членами всех шести конфессий, ключи от храма находятся на хранении у арабско-мусульманской семьи.
Свято-Троицкий собор
Наиболее важный для русской православной культуры храм, отстроенный и освященный в Иерусалиме в XIX веке. Собор построен из белого камня. В его архитектуре использовались неовизантийские элементы и классическая планировка с использованием 5 куполов.
Самая важная реликвия этого храма — икона Благовещения Пресвятой Богородицы. После завершения празднований Благовещения образ Богоматери переносится в Горненский монастырь, что символизирует евангельскую встречу праведной Елизаветы — матери Иоана Предтечии — и Божьей Матери. Также в нем находится икона святителя Николая Чудотворца, почитающаяся святыней этого места.
Ограничения для посещения в зимнее время:
Ограничения посещения в летнее время:
- понедельник — выходной;
- вторник, среда, четверг и пятница — с 9:00 до 13:00;
- суббота — с 10:00 до 13:00;
- воскресение — выходной.
Храм находится по адресу: Иерусалим, улица Мунбаз, угол Хешин.
Пещерная церковь успения Богородицы
Эта пещерная церковь находится в Гефсимании у подножия Елеонской горы. Согласно поверьям именно там была погребена Богородица. Как гласят восточнохристианские предания, незадолго до смерти Девы Марии к ней явился архангел Гавриил, известивший ее об этом. Апостолы были собраны все вместе перед кончиной Богородицы и похоронили ее в гробнице, где уже находились ее родители и муж. И только один из апостолов не смог находиться там. Апостол Фома пришел позже и просил открыть гробницу, где не оказалось тела Девы Марии.
Церковь над местом погребения перестраивали несколько раз. Первое сооружение было воздвигнуто по приказу Елены Равноапостольной, являющейся матерью римского императора Константина. Далее было разрушение храма в 1161 году, после чего сооружение восстановила королева иерусалимская Мелисенда.
По лестнице посетители попадают в храм, который частично является высеченным в скале. Внутри небольшое помещение, в которое можно входить. Вместо гроба там располагается неровный камень, поскольку по преданию именно на него положили тело Богоматери.
Церковь святой Марии Магдалины
Эта церковь располагается в Гефсимании неподалеку от гробницы Девы Марии. Он выполнен из белого камня и представляет собой сооружение в московском стиле русской архитектуры. Храм строился в честь императрицы Марии Александровны и был освящен в 1888 в честь Святой Марии Магдалины. Главные святыни, хранящиеся в церкви — мощи инокини Варвары и великой княгини Елизаветы Федоровны. Также в ней находятся икона Святой равноапостольной Марии Мандалины с частицей ее мощей и чудотворная икона Смоленской Божьей Матери.
Церковь находится на территории Гефсиманского монастыря. Для посетителей вход свободный по вторникам и четвергам с 10:00 до 12:00. Добраться до нее можно на автобусе №99 или пешком от Львиных ворот. Потребуется миновать церковь Святого Стефана, затем Гробницу Богородицы и церковь Всех наций, после чего пройти в первый поворот направо.
Горненский женский монастырь
Монастырь поначалу был лишь монашеской общиной, заложенной вскоре после покупки архимандритом Антонином в 1871 году участка в селении Эйн-Карем. Нынешний статус был получен в 1886 году. Первая церковь на территории монастыря была построена в честь Казанской иконы божьей Матери.
Ключевая достопримечательность монастыря — камень, расположенный рядом с церковью. По преданиям, на нем совершал свои проповеди Иоанн Креститель. Не менее известен собор, строительство которого под влиянием различных факторов протекало практически на протяжении столетия. Процесс завершился в 2007 году, и теперь в храме всех святых проводятся только богослужения по случаю особых торжеств и праздников. А в 2012 году прошло освящение пещерного храма Святого Иоанна Крестителя.
В соответствии со старым уставом, принятым еще при первом архимандрите, паломницы должны были за свои деньги построить себе небольшие дома на территории общины и разбить рядом с ними садики. С тех пор установленный порядок не менялся, и монашки продолжают жить в домиках, а не в кельях.
Все желающие могут посетить Горненский монастырь в любой день совершенно бесплатно.
Поскольку монастырь живет строго по зимнему времени, не переводя часы, богослужения начинаются в разное время в зависимости от сезона:
- летом богослужения проходят с 7:00 до 16:00;
- зимой — с 6:00 до 15:00.
Добраться до монастыря можно следующим образом:
- на автобусах №19 и №27 до остановки «Больница Хадасса» Эйн-Карем;
- от Центрального автовокзала на трамвае №1 проехать 5 остановок, затем на автобусе №28 4 остановки.
Патриарх Иерусалимский Феофил III. Фото в канун Рождества, нач. 2008 г.
Феофил III (Яннопулос) (род. 1952), патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины
В миру Яннопулос (греч. Γιαννόπουλος) Илия, родился в 1952 году в селении Гаргалиани, область Мессиния, Греция, в семье Панагиотия и Трисевгении.
В июле 1964 года прибыл в Иерусалим и поступил в Святогробское Братство. В том же году поступил в Иерусалимскую Патриаршую школу, которую закончил в июне 1970 года.
28 июня 1970 года пострижен в монашество с наречением имени в честь мученика Феофила Севастийского патриархом Иерусалимским Венедиктом, в Великом зале Патриархата.
1 июля 1970 года рукоположен во диакона на Святой Голгофе архиепископом Иорданским Василием. Служил в Иерусалимском храме Воскресения Христова. Затем был патриаршим диаконом.
В 1975 году рукоположен в сан пресвитера архиепископом Иерапольским Диодором на Святой Голгофе.
В том же году решением Священного Синода Иерусалимского Патриархата от 27 февраля направлен для обучения на Богословский факультет Афинского университета.
21 февраля 1978 года удостоен сана архимандрита.
По окончании образования возвратился в Иерусалим и с 12 октября 1979 года нес послушания генерального секретаря Священного Синода, учителя в Патриаршей школе и надсмотщика эпистасии монастыря святого Харалампия.
2 мая 1981 года назначен членом редакционной коллегии журнала «Новый Сион (Νέα Σιών)».
22 декабря 1981 года направлен в Англию для обучения в аспирантуре Даремского университета. По окончании аспирантуры возвратился в Святую Землю и 12 августа 1986 года был назначен пресс-секретарем Священного Синода и членом Образовательного отдела.
31 октября 1986 года направлен представителем Иерусалимского Патриархата в Центральном Комитете Всемирного Совета Церквей, приняв участие в VII Генеральной Ассамблее ВСЦ в Канберре, Австралия.
В 1991-1996 годах был игуменом монастыря святого Георгия Победоносца в Кане Галилейской. В 1997 году был членом Правового коммитета, и в том же году был направлен в Катар.
27 сентября 2000 года избран членом Священного Синода.
С сентября 2001 года по 2003 год являлся представителем патриарха Иерусалимского при патриархе Московском и всея Руси, возглавлял Иерусалимское подворье в Москве.
В июле 2003 годе вновь назначен патриаршим представителем в Дохе, Катар.
8 июня 2004 года избран членом Церковного Суда, а в сентябре того же года — старшим скевофилаксом Воскресенского храма (т.е. хранителем Гроба Господня).
14 февраля 2005 года был избран и хиротонисан во архиепископа Фаворского патриархом Иринеем.
Около полудня 22 августа 2005 года Священный Синод Иерусалимского Патриархата единогласно, вопреки всем ожиданиям наблюдателей, избрал архиепископа Феофила, самого молодого архиерея Церкви по хиротонии, патриархом Иерусалимским. Интронизация патриарха Феофила III состоялась 22 ноября 2005 года в Иерусалимском храме Воскресения Христова, в присутствии представителей всех Православных Церквей, а также Иордании, Палестинской автономии, Греции и Катара.
Феофил III, патриарх Иерусалимский
Патриаршество
Новый патриарх вступил на Святоградскую кафедру в смутное время после смещения предидущего патриарха, Иринея, который был уличен в продаже церковной земли в Восточном Иерусалиме израильским поселенцам и согласно с решением Собора низложен. По действующему законодательству, избрание нового главы Иерусалимского Патриархата должно быть согласовано с правительствами стран, на которые распространяется его юрисдикция, – Израиля, Иордании и Палестинской автономии. Но если Иордания и Палестина почти сразу официально признали нового патриарха, то Израиль на протяжении трех лет отказывался признать легитимность его избрания, признавая как «законного» патриарха смещенного Церковью Иринея. Тем самым блокировалась в Израиле любая деятельность законного патриарха. Спор закончился лишь в декабре 2007 года, когда Израильские власти взяли с патриарха Феофила обещание принимать решения «на основании принципов равноправия,» независимо от расовых и религиозных соображений, и признали его назначение.
По восшествии на Иерусалимский престол, патриарх Феофил III, кроме трудов по восстановлению порядка в Патриархате, предпринял шаги для расширения участия Иерусалимской Церкви в межправославных и межрелигиозных форумах. Так, он принял участие в Соборе в Шамбези по вопросу о наследии Кипрского престола в 2006 году. В том же месяце он посетил Вселенскую Патриархию в Константинополе. Он подтвердил участие Иерусалимской Церкви своим присутствием на заседаниях ВСЦ и Совета Ближневосточных Церквей.
В октябре 2007 года, по приглашению правительства США, принял участие в состоявшемся в Вашингтоне, округ Колумбия, «Совете религиозных учреждений Святой Земли,» для продвижения миротворческого процесса в регионе.
В сентябре 2008 года, по приглашению Европарламента, представил состояние и проблемы Иерусалимской Церкви европейским чиновникам в Брюсселе. В октябре того же года принял участие в Собрании православных предстоятелей в Константинополе.
В 2009 году был вице-президентом на совещании «The C-1 World Dialogue» в Лондоне.
Помимо других забот, патриарх Феофил уделяет внимание историческим изысканиям и толкованию истории Иерусалимской Церкви. Выступал лектором в ряде научных семинаров и совещаний в Иерусалиме и Греции. В России широко обсуждалась его негативная оценка деятельности в Святой Земле епископа Порфирия (Успенского) (см.).
Награды
Церковные
- орден Русской Православной Церкви «Славы и чести» I степени (23 июля 2013, от патриарха Московского и всея Руси Кирилла, во внимание к трудам на благо святой Церкви и в связи с 1025-летием Крещения Руси)
Светские
- орден Ярослава Мудрого I степени (27 июля 2013, Украина, в честь 1025-летия Крещения Руси)
Использованные материалы
- Страница официального сайта Иерусалимской Православной Церкви:
«Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейшему Патриарху Иерусалимскому Феофилу с днем тезоименитства», официальный сайт Русской Православной Церкви, 22 марта 2016,