Митрополиту Феофану пока везёт: хотя православные в Татарстане ропщут на него всё чаще, нет никаких признаков, что почва уходит у него из-под ног.
Впервые недовольство паствы митрополитом Казанским и Татарстанским перешло в публичную плоскость весной 2016 года. В мае в газете «Московской комсомолец Поволжье» было опубликовано письмо верующих патриарху Кириллу – оригинал с множеством десятков подписей под ним «делегация» из Татарстана доставила в Москву. Передавались жалобы Кириллу на Феофана и во время июльского визита Патриарха Московского и Всея Руси в Казань. Очередной скандал с участием Феофана вспыхнул этой осенью и, кажется, вновь разрешился в его пользу. Оппонент Феофана — настоятель Богородице-Успенского монастыря в Свияжске игумена Силуан (Хохиашвили) — отстранен от должности. Митинг противников Феофана, назначенный на 30 октября, в итоге отменен по непонятным причинам. Правда, новых сторонников продолжает собирать размещенная две недели назад на ресурсе change.org петиция с просьбой «призвать митрополита к порядку». На момент сдачи материала она насчитывала 2993 голоса.
Если учесть, что «выездным» он стал еще при Брежневе, неудивительно, что многие считают Феофана агентом компетентных органов
По крайней мере, в Татарстане Феофану уже удалось продержаться дольше, чем в Симбирской митрополии. Там он правил год и полтора месяца, в Казани – год и три с половиной месяца. В отличие от своего предшественника на посту митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия Феофан за свою церковную карьеру вообще довольно много успел поездить по стране и миру. А если учесть, что «выездным» он стал еще при Брежневе, неудивительно, что многие считают Феофана агентом компетентных органов.
«Idel.Реалии» изучили досье на Феофана и убедились, что его имя фигурирует в скандалах не впервые.
СКАНДАЛ С МОНАХИНЕЙ
1977г. — определением Священного Синода Феофан (Ашурков) направлен в Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме, где нес послушание до 1982 года. С Иерусалимом связан первый скандал с участием Феофана. Скандал – тихий, внутрицерковный, но отголоски его, тем не менее, дошли до наших дней.
Вот как описывает эту историю диакон Андрей Кураев:
«Из журналов Священного Синода:
Слушали:
доклад преосвященного митрополита Минского и Белорусского Филарета, председателя Отдела внешних церковных сношений, о Русской духовной миссии в Иерусалиме.
Постановили:
архимандрита Николая (Шкрумко) в связи с истечением срока командировки освободить от обязанностей начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме;
игумена Феофана (Ашуркова), в связи с истечением срока командировки, освободить от обязанностей члена Русской духовной миссии и направить в Троице-Сергиеву лавру для продолжения иноческого послушания.
Начальника Миссии вместо епископства тогда на три года сослали в Почаев, а игумена Феофана на тот же срок вернули простым монахом в Лавру.
Зато репутация у нового казанского митрополита точно не голубая, и в Казани он птичек погоняет
Одновременно из Иерусалима отозвали монахиню Горненского монастыря Варвару Третьяк в её родной киевский Покровский монастырь (её опала была дольше: лишь через через 6 лет её назначат толгской игуменьей). Причем официальная её биография говорит, что она поехала учиться в Московскую регентскую школу — хотя и до этого была прекрасным регентом. То есть классическая операция прикрытия: иерусалимским сестрам сказали, что она в Киеве; киевским — что она в Москве. А она в эти годы занималась самым настоящим, трудным и самым святым женским делом…
Зато репутация у нового казанского митрополита точно не голубая, и в Казани он птичек погоняет. Если разрешат…»
Если вчитаться между строк, то сложится следующая картина. Игумена вернули из длительной командировки за связь с монахиней, закончившуюся, как можно понять, беременностью. Архимандрита вернули на Родину за то, что допустил это.
Игумена вернули из длительной командировки за связь с монахиней, закончившуюся, как можно понять, беременностью
В братстве Троице-Сергиевой лавры Феофан пробыл до сентября 1984 года, после чего был направлен в Экзархат Центральной и Южной Америки в Аргентину, где служил секретарём данного экзархата.
В СССР Феофан возвращается в марте 1987 года. Следующие этапы карьеры:
1987-1989 гг. — нёс послушания в ОВЦС (Отдел внешних церковных сношений, с 2000 г. – связей) Московского Патриархата.
1989-1993 гг. — Экзарх Патриарха Московского при Патриархе Александрийском и всея Африки (Египет).
1993-1999 гг. — заместитель председателя ОВЦС Московского Патриархата, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.
ДЕЛО — ТАБАК
Именно с ОВЦС был связан табачный скандал, разразившийся в девяностые. Напомним, этим термином обозначают события, связанные с беспошлинным ввозом в Россию подакцизных товаров структурами, близкими к РПЦ. По данным российской таможни, меньше чем за год в страну было ввезено 18 млрд беспошлинных сигарет (это 6,6% отечественного рынка табачной продукции в 1996 году).
Феофан, хотя и оставался в тени, всплыл как минимум в одной публикации журналиста «МК» Сергея Бычкова, который как раз и раскрутил табачный скандал
Как известно, под шквал обвинений тогда попал митрополит Кирилл (Гундяев), возглавлявший ОВЦС Московского патриархата с 1988 по 2009 гг.
Феофан, хотя и оставался в тени, всплыл как минимум в одной публикации журналиста «МК» Сергея Бычкова, который как раз и раскрутил табачный скандал. Правда, непосредственно на сайте газеты статью «Грехи табачного митрополита» обнаружить почему-то не удалось. Она имеется на ресурсе CompromatWiki.
Паломнический бизнес принес Феофану квартиру на Старом Арбате в элитном доме, коттедж на Николиной Горе, престижную иномарку
В статье, вышедшей, судя по всему, в первой половине нулевых, Феофану приписывается роль специалиста по финансам. Так же там упоминается темная история с паломническим отделом, развязкой которой тоже стал скандал. Якобы накануне визита Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Иерусалим вдруг выяснилось, что деньги за паломников в Израиль не перечислялись уже полгода. Впрочем, Феофан, пишет Бычков, исправился и быстро замял скандал. Паломнический бизнес, утверждается в публикации, принес Феофану неплохие дивиденды: квартиру на Старом Арбате в элитном доме, коттедж на Николиной Горе, престижную иномарку…
ЮБИЛЕЙ С РАЗМАХОМ
Недоброжелатели Феофана рассматривали это его назначение епископом Магаданским и Синегорским как ссылку, предположительно связанную с деятельностью в ОВЦС. А вот назначение его спустя три года, в мае 2003-го, епископом Ставропольским и Владикавказским было воспринято ими уже как добрый знак для Ашуркова. В Ставрополе Феофан пробыл до 2011 года. Причем скандалы начали сотрясать епархию с 2007 года.
Местное духовенство оказалось настроено против Феофана и попросило Синод «вернуть его обратно на Колыму».
Во всех крупных или курортных городах арх. Феофан возводит себе роскошные резиденции, и даже в несчастной Южной Осетии, еще не оправившейся от войны, он построил себе целый дворец
«Два года назад в своем обращении мы писали об астрономических суммах, потраченных арх. Феофаном на празднование своего шестидесятилетнего юбилея. Но чартерные самолеты из Москвы, астрономические суммы за банкет и перекрытие центральных улиц Ставрополя меркнут перед масштабами строительства, развернутого Ашурковым по всей епархии. Во всех крупных или курортных городах арх. Феофан возводит себе роскошные резиденции, и даже в несчастной Южной Осетии, еще не оправившейся от войны, он построил себе целый дворец», — цитирует обращение Ставропольского духовенства издание «Век».
При этом оппоненты Феофана ставят ему в вину «прогибание» перед властью, и хамство по отношению к духовенству, стоящему ниже его по рангу:
«Постоянные издевательства над священниками, особенно рукоположенными при Владыке Гедеоне, вымогание у них денег на фоне многомиллионных потемкинских деревень – это и есть наша епархиальная жизнь. Повторим, что о благочестии пастырей правящий архиерей Ставропольской епархии еп. Феофан (Ашурков) судит лишь по величине взносов в епархиальную казну».
Это всё кругом моё! Эти храмы все мои! А вы здесь все никто! Вы тут все вместе взятые – временное явление! Я, я здесь хозяин!
Публикация в «Открытой газете» подливает масла в огонь, описывая ряд других скандалов с участием Феофана.
«…руководство РПЦ получило еще одно коллективное письмо по поводу Феофана – на этот раз от духовенства неканонической Южноосетинской (Аланской) епархии, которое требовало «применить самые строгие адекватные санкции в отношении епископа Феофана, поведение которого совершенно не соответствует не только епископскому сану, но и званию рядового гражданина».
Поводом стало вызывающее поведение епископа на праздновании 15-летия независимости Южной Осетии: он-де грубил и панибратствовал с местными архиереями, а также (видимо, в крепком подпитии) позволил себе разоблачительную эскападу: «Это всё кругом моё! Я, русский архиерей, здесь хозяин! Эти храмы все мои! А вы здесь все никто! Вы тут все вместе взятые – временное явление! Я, я здесь хозяин!».
Но «самую серьезную критику, — пишет «Открытая», — вызвал его амбициозный проект перестройки трагически известной школы №1 Беслана в православный центр. Ведь хорошо известно, что из 364 погибших во время бесланского теракта 178 были мусульманами.
Кроме того, Ашурков намеревался оборудовать в горах Северной Осетии некий «реабилитационный центр» для матерей Беслана – были собраны огромные суммы денег от спонсоров, но ни единого кирпичика в основу будущего центра не легло».
Именно после этого, считает обозреватель газеты, «несчастные матери, разуверившись в епископе, перелетели под крыло скандально известного «воскрешателя» Григория Грабового».
ЦЕРКОВНАЯ ЧЕТВЕРТИНА
В марте 2011 года Феофан становится архиепископом Челябинским и Златоустовским. Этой очередной епархии на его пути тоже не обходится без скандала.
Зимой 2012-го ресурс URA.ru публикует выдержки из письма «некоего гражданина, назвавшегося настоятелем одного из южноуральских храмов».
фото — Ura.ru
А еще он любит демонстративно жертвовать на строительство или ремонт храма свои личные деньги. А потом, через церковную кассу, эти деньги возвращает себе!
В письме критикуется финансово-экономическая политика нового владыки:
«Он обложил все приходы высокой ставкой. При Иове (предшественнике Феофана – ред.) мы отдавали епархии 10%, сейчас — 25. Не отчитывается перед нами, куда идут эти деньги… А еще он любит демонстративно жертвовать на строительство или ремонт храма свои личные деньги. А потом, через церковную кассу, эти деньги возвращает себе!»
В письме упоминается, как под Новый год в храме Александра Невского Феофан пустил по кругу свой клобук, предварительно положив в него немаленькую сумму: «На нужды храмов!». В URA.ru утверждают, что нашли еще как минимум одного свидетеля этой сцены.
Клобук-то, между прочим, украшен золотым крестиком в бриллиантовой оправе. Уж очень смешно там смотрелись мятые десятирублевки!
«Батюшки просто растерялись, когда Феофан пустил клобук по рядам. Что могли из карманов выгребали, в том числе и те, что в сельских приходах служат. Клобук-то, между прочим, украшен золотым крестиком в бриллиантовой оправе. Уж очень смешно там смотрелись мятые десятирублевки! Кто-то в рядах робко пытался спросить, а будет ли отчет? Но на него цыкнули: «Ты что? Владыке не доверяешь?», — цитирует ресурс слова очевидца.
ПЫШНАЯ ВСТРЕЧА ПАТРИАРХА
30 мая 2014 года Феофан возглавляет Симбирскую митрополию. Это самая короткая «остановка» в его карьерном маршруте.
«С его приездом в Ульяновск цены на церковные требы и продукцию взлетели кратно, люди стали возмущались от таких поборов. Если раньше, к примеру, каждый приход в регионе сам закупал крестики, иконки и прочую продукцию, пытаясь найти подешевле, то с приездом Феофана в поставки всего этого были поставлены на поток, причем лишь строго через Епархию. Несмотря на, казалось бы, оптовую закупку, цены на всё взлетели. Епархия под руководством Феофана, накручивала стоимость на первоначальном этапе, а потом требовала еще и с каждого прихода от продаж порядка 20-25% возврата. То же самое произошло с церковными требами: отпеть покойника, крестить новорожденного – на всё это была установлена новая, более дорогая такса» — пишет ресурс ulnovosti.ru.
фото — ulnovosti.ru
С его приездом в Ульяновск цены на церковные требы и продукцию взлетели кратно, люди стали возмущались от таких поборов
По этой причине, пишет сайт, приходы едва сводят концы с концами.
Феофану обычно ставят в заслугу визит патриарха Кирилла в Ульяновск. Однако и тут не обошлось без скандала. «Заштатный клирик РПЦ священник Димитрий Свердлов», как называют его СМИ, поделился у себя в блоге пикантной подробностью:
«дополнительная информация, которая не вошла в новости:
с каждого настоятеля собрали по 160 000 руб. на визит его святейшества
во избежание перевозбуждения в каментах:
мне, лично, всё равно. у меня нет ни злорадства от того, что вскрылся «грязный» факт. ни злобы. факт, просто нейтральный факт, который может помочь несведущим составить представление о системе. опять же, во избежание болезненных разочарований.
потому что, например, когда ты входишь в храм помолиться, а упираешься в лавку — не разочаровывайся: так надо. когда твой духовник внезапно, посреди полного здоровья, как говорится, начинает у тебя выцыганивать деньги — не удивляйся: так надо.
так – надо».
Другие блогеры умножили эту сумму на количество приходов, сообщает ресурс Vlasti.net, подытоживая: «при наличии в Ульяновской епархии РПЦ 145 приходов, общая сумма собранных «на визит» средств составила примерно 23 миллиона рублей».
Впрочем, как считают Ulnovosti.ru, именно визит в Ульяновск Кирилла и положил в итоге конец владычеству Феофана в Симбирской митрополии.
«…во время приезда в Ульяновск ульяновским православным удалось передать патриарху РПЦ Кириллу «челобитную», в которой они излили всё свое негодование по поводу деятельности Феофана, в том числе и коммерческой. Говорят, якобы после этого в регион из РПЦ нагрянула проверка, многие из фактов, указанных в письме, нашли свое подтверждение».
Феофан ведёт себя как топ-менеджер, а не как пастырь. Причем – топ-менеджер, явно рассчитывающий выжать все соки.
Впрочем, перевод в Казанскую епархию для Феофана является не ссылкой, а скорее повышением.
Так что, можно сказать, патриарх Кирилл убил своим решением сразу двух зайцев. И нижайшую просьбу исполнил, и одновременно отправил Феофана в более «хлебный» регион, который к тому же и к Москве поближе будет.
Недовольные Феофаном татарстанцы жалуются в общем на то же, на что и прихожане в других регионах. Феофан ведёт себя как топ-менеджер, а не как пастырь. Причем – топ-менеджер, явно рассчитывающий выжать все соки.
Услышит ли патриарх Кирилл мольбы татарстанцев? В ближайшее время — вряд ли. В конце концов, не стоит забывать, кто в девяностые был его замом в ОВЦС.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.
На кафедре: с 1 марта 1848 года, митрополит с 26 августа 1856 года по 1 октября 1856 года
Архиепископ Григорий (Постников), безусловно, является одним из самых заметных деятелей церковной истории XIX века. К сожалению, его жизнь, деятельность и научные труды не стали объектом специального глубокого изучения. Исключением являются лишь несколько статей.
Григорий Постников родился в 1784 году в селе Михайловском Никитского уезда Московской губернии в семье священника. Учился в Николо-Перервинской и Троицкой (в Троице-Сергиевой Лавре) семинариях и в Санкт-Петербургской духовной академии. Время учебы Григория в академии пришлось на те годы, когда инспектором, а потом ректором был святитель Филарет (Дроздов), который оказал огромное влияние на формирование личности и научных интересов будущего архипастыря, сыграл большую роль в его карьере. В 1814 году Постников закончил академию первым магистром и был определен в бакалавры той же академии. 24 августа он был пострижен в монашество, а уже 28 августа рукоположен во иеромонаха.
Уже 19 марта 1816 года, менее чем через два года после окончания академии, иеромонах Григорий стал в ней инспектором. 18 июня 1817 года удостоен ученой степени доктора богословия, а через 11 дней возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Иосифо-Волоколамского монастыря, оставаясь в должности инспектора академии. 2 мая 1819 года отец Григорий был назначен ректором Санкт-Петербургской академии, сменив своего любимого учителя владыку Филарета. 7 мая 1822 года Санкт-Петербургский митрополит Серафим (Звездинский) рукоположил Григория во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. На этом месте Григорий сменил своего предшественника по Казанской кафедре архиепископа Владимира (Ужинского).
Владыка Григорий попал на службу в столичной епархии незадолго до падения всесильного министра духовных дел князя Александра Николаевича Голицына. Уже при следующем прокуроре Синода, 4 января 1826 года был назначен архиепископом Калужским и Боровским, 3 марта 1828 года был переведен в Рязань.
2 марта 1829 года епископ Григорий стал постоянным членом Синода, с этого времени он зна-чительную часть времени проводил в столице, на сессиях. 25 июля 1831 года он был переведен на Тверскую кафедру, здесь он сменил умершего архиепископа Амвросия (Протасова), еще одного своего пред-шественника на Казанской кафедре. В Твери владыка Григорий прослужил 17 лет и оставил у духовенства и верующих очень хорошую память, его деятельность в этом древнем русском крае заслуживает специального рассказа. 1 марта 1848 указом императора Николая I был уволен на покой архиепископ Казанский и Свияжский Владимир (Ужинский) и этим же указом на его место был переведен архиепископ Григорий (Постников).
В Казани владыка Григорий получил неплохое наследство, порядок в консистории, восстановленные архиерейский дом и кафедральный собор. Неплохо обстояли дела и в Духовной академии, которой при архиепископе Григории руководили компетентные ректоры отцы Григорий (Митькевич) и Парфений (Попов). Правда, в развалинах после пожара 1842 года продолжали находиться здания Духовной семинарии.
За восемь лет пребывания на Казанской кафедре владыка Григорий провел в своей епархии в общей сложности не более трех лет, по большей части находился в столице, исполняя обязанности постоянного члена Синода. При этом только в последние годы ему помогал викарный епископ Чебоксарский Никодим (Казанцев), рукоположенный 14 февраля 1853 года.
Нет свидетельств особой активности архиепископа Григория в епархиальных делах, которые при нем шли своим чередом, без скандалов и беспорядков. Во время своих приездов в Казань архиепископ успевал решать судебные и другие спорные дела, назначать и рукополагать священников и диаконов. По епархии он практически не ездил. Но выдающуюся роль владыка сыграл в развитии Казанской духовной академии, при этом его долговременное пребывание в столице позволяло реализовывать собственные инициативы.
Владыка Григорий (Постников) как ученый был большим специалистом по истории раскола, знатоком и любителем старообрядческих рукописей, старопечатных книг и т. д. Он понимал, что миссионерскую работу среди старообрядцев можно было вести, только глубоко изучив их взгляды и традиции. К сожалению, будучи влиятельным человеком, он не мог повлиять на политику властей по отношению к старообрядцам, которая в последние десятилетия правления Николая I была жесткой и прямолинейной, объективно способствовала расширению влияния старообрядцев на почве конфронтации с властями. Репрессивные меры по отношению к «раскольникам» предпринимались и в Казанской губернии.
С исламом и язычеством он познакомился уже в Казани и тоже понимал, что миссионерская деятельность среди мусульман и язычников требует изучения языков и самих этих религий.
Устав Духовных академий 1842 года не предусматривал специализации студентов, но архиепископ Григорий (Постников) добился открытия в 1852 году в Казанской духовной академии миссионерского отделения с противомусульманским, противобуддистским, противораскольническим и противоязыческим (чувашско-черемисским) отделами. Специализация студентов начиналась со второго курса, и за три года они могли стать квалифицированными специалистами. В библиотеку Казанской духовной академии владыка Григорий передал и рукопись своей докторской диссертации.
Правда, не все планы архи-епископа удались. Владыка рассчитывал, что в создании академических востоковедческих школ поможет Восточный разряд Казанского университета, на котором в это время работали такие крупные ученые, как исламовед, арабист и специалист по персидскому языку А.К. Казем-Бек, монголовед О.М. Ковалевский и другие. Но в 1854 году Восточный разряд был переведен в Санкт-Петербургский университет, и все профессора покинули Казань. В результате собственные востоковедческие научные школы в Казанской духовной академии формировались самостоятельно. Таким образом, Казань, правда, без преемственности, осталась единственным за пределами Санкт-Петербурга и Москвы (в Москве действовал известный Лазаревский институт восточных языков) центром востоковедения.
Чувашско-черемисское отделение, занятиями на котором успешно руководил кафедральный протоиерей Виктор Петрович Вишневский, с детства свободно владевший чувашским языком, было упразднено через два года после открытия, в 1854 году. В Синоде решили, что язычество слишком примитивно, чтобы изучать его как науку. Но на других отделениях дела шли более успешно. Под покрови-тельством архиепископа Григория сформировался как выдающийся востоковед Николай Иванович Ильминский. Его сокурсник Алексей Александрович Бобровников сформировал академическую школу изучения монгольских языков и буддизма.
Во время Крымской войны, как известно, Соловецкий монастырь подвергался обстрелам англо-французской эскадры. Существовала угроза его оккупации. Богатейшая библиотека Соловецкого монастыря до этого была эвакуирована.
Архиепископ Григорий (Постников), находясь в Санкт-Петербурге в Синоде, добился в 1854 году передачи Соловецкой библиотеки, содержавшей тысячи рукописей и печатных книг, в Казанскую духовную академию, при этом обратное возвращение ее в монастырь не предполагалось. Он имел в виду, прежде всего, интересы противораскольничьего отделения академии – в библиотеке Соловецкого монастыря было большое количество старых, дониконовских, богослужебных книг. Но Соловецкая библиотека обусловила развитие в Казанской духовной академии целого ряда научных направлений. Наличие такого книжного богатства, в принципе, поставило студентов и преподавателей Казанской академии в равные условия научной деятельности с Киевской и Московской, имевшими богатые собрания книг и рукописей. Издание описания рукописей и книг Соловецкой библиотеки растянулось на десятки лет. Этим занимались студенты и молодые преподаватели, формируя свои научные интересы. Уже во второй половине 1850-х гг. у А.П. Щапова занятия с рукописями определили интерес к российской гражданской истории, у П.В. Знаменского – к русской церковной истории, у И.Я. Порфирьева – к изучению древнерусской литературы. На основе рукописей Соловецкой библиотеки в Казанской академии были осуществлены переводы на русский язык Деяний вселенских соборов, Поместных соборов Русской Церкви, сыгравшие большую роль в развитии церковного права.
Еще 30 января 1847 года указом императора Николая I было предписано организовать переводы на татарский язык Писания и богослужебных книг. Но эта работа началась только в 1848 году, после прибытия в Казань архиепископа Григория. Была создана комиссия в составе профессоров академии Гордия Семеновича Саблукова, Николая Ивановича Ильминского и профессора Казанского университета Александра Касимовича Казем-Бека. Уже достаточно скоро были опубликованы переводы. Они были выполнены на высоком богословском и филологическом уровне, но в миссионерском плане оказались бесполезными. Дело в том, что «ученый» татарский язык с многочисленными арабскими и персидскими заимствованиями, на который были переведены книги, был непонятен простым мусульманам и, тем более, крещеным татарам.
Но эта работа оказалась полезной. Гордию Семеновичу Саблукову она помогла в работе над переводом Корана на русский язык – его перевод до сих пор остается самым научным и, самое главное, богословски безупречным. Николаю Ивановичу Ильминскому работа в комиссии позволила выработать собственные миссионерские подходы к переводам на языки народов Поволжья.
В энциклопедических статьях о владыке Григории (Постникове) в качестве его основных заслуг называется основание духовных журналов. Действительно, в 1821 году, будучи ректором Санкт-Петербургской академии, он добился создания академического журнала «Христианское чтение». Большой заслугой владыки перед Казанской академией стала организация академического же журнала «Православный собеседник», первый номер которого вышел в 1855 году, в разгар Крымской войны. Уже скоро «Православный собеседник» занял видное место в российской литературе и журналистике, во второй половине 1850-х гг. он по тиражам превосходил все духовные журналы, а в 1856 году занимал третье место после «Современника» Н.А. Некрасова и «Русского слова».
28 августа 1856 года архиепископ Григорий (Постников) был удостоен сана митрополита, а 1 октября 1856 года был назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Новгородским и стал первоприсутствующим в Синоде. В 1857 году он добился открытия еще одного церковного журнала – «Духовная беседа», планировал открытие в столице специального миссионерского духовного учебного заведения, но не успел. Митрополит Григорий (Постников) скончался 17 июля 1860 года и был похоронен под алтарем Духосошественской церкви Александро-Невской Лавры.
Примечания
1. Знаменский Ф. Высокопреосвященный Григорий (Постников) // Церковные ведомости. – СПб., 1910. – № 24. Наиболее яркую характеристику деятельности владыки Григория дал П.В.Знаменский в своей книге о Казанской духовной академии.
2. Дата вызывает сомнения, в эти годы выпускники академий были обычно значительно моложе тридцати лет.
3. Докторская диссертация «Записки по истории раскола» не была опубликована.
4. Настоятельство, разумеется, было номинальным, но знаменательно, что архимандрит Григорий сменил в Иосифо-Волоколамского монастыре святителя Филарета (Амфитеатрова).
5. Перевод в Тверь, в одну из самых близких к столице епархий, был обусловлен тем, что владыке, как постоянному члену Синода, необходимо было часто бывать в столице.
6. Впервые после 1802 года в Казанской епархии по инициативе владыки Григория (Постникова) было учреждено викариатство, с этого времени и до 1917 года епископы Чебоксарские всегда были первыми викариями, помощниками, а в необходимых случаях заместителями епархиальных архиереев.
7. Во время управления Казанской епархией архиепископ Григорий (Постников) написал и опубликовал полемическую книгу «Истинно-древняя и истинно-православная Церковь». – СПб., 1854.
8. Александр Касимович (Мухаммед-Али) Казем-Бек (1802-1870) – азербайджанец, сын известного богослова и казыя города Дербента, получил основательное мусульманское духовное образование в Иране. В 1823 году в Астрахани в результате общения с английскими миссионерами стал христианином, до конца жизни принадлежал к пресвитерианскому вероисповеданию. С 1826 года преподавал в Казанском университете. Был уникальным специалистом, свободно владел арабским, персидским, татарским, русским, английским, французским языками.
10. Владыка Григорий в Синоде добился не только разрешения на издание журнала, но и его финансирования отдельной строкой бюджета академии, при этом оплачивался труд редакторов, выплачивались значительные гонорары за статьи.
Теги: Архиепископ Казанский и Свияжский Григорий архипастыри Казанские история Казанской епархии
Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .
Казанская духовная академия — высшее духовное учебное заведение Российской империи, располагавшееся в Казани. Существовало в 1797—1818 и 1842—1921 годы.
Содержание
- История
- Возрождение Казанская духовная академии в 1840-е годы
- Казанская духовная академия во второй половине XIX века
- Казанская духовная академия в XX веке
- Попытки возрождения
- Ректоры
- Инспекторы
- Преподаватели
- Известные выпускники
- Telegram-каналы анонсировали: глава татарстанской митрополии может отправиться спасать Беларусь от католической экспансии
- КАК «ДУХОВНЫЙ СЫН» МИТРОПОЛИТА ФЕОФАНА ФОРМИРУЕТ В МИНСКЕ «БОЕВУЮ ГРУППУ»
- «ВСЕ НА БОРЬБУ С КАТОЛИЧЕСКОЙ ЭКСПАНСИЕЙ»: КАК РИМ КОЛОНИЗИРУЕТ БЕЛАРУСЬ
- «ЕСЛИ СИТУАЦИЯ В БЕЛАРУСИ СТАНЕТ КРИТИЧЕСКОЙ, МИТРОПОЛИТА ФЕОФАНА ОТПРАВЯТ ТУДА «ТУШИТЬ ПОЖАР»
- «НУЖНО ЖДАТЬ ВЕСНЫ — СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАСЕДАНИЕ СИНОДА БУДЕТ В МАЕ»
История
Духовные школы в Казани в XVIII веке
Основанная в 1723 году в Казани, архиерейская элементарная школа была преобразована в 1732 году в семинарию по образцу Киевской духовной академии, доставившей сюда и первых учителей. В ней преподавались риторика, философия и богословие, а в конце XVIII века также история, география, математика и новые языки. В силу местных нужд преподавался здесь и татарский язык.
Казанская духовная академия (1797—1818)
Вопрос о необходимости учреждения в Казани высшего духовно-учебного заведения был поставлен ещё в конце XVIII века. Дело в том, что Казань уже в то время получила значение центра религиозно-нравственного просвещения для всего обширного востока России, а Казанская духовная семинария получила настолько значительное развитие, что её приравнивали к Киевской и Московской академиям; к тому же на практике сказалось неудобство управления из далёкой по условиям сообщений того времени Москвы духовно-учебными заведениями восточной России. В видах всего этого Казанская духовная семинария указом от 18 декабря 1797 году была переименована в академию.
Для пополнения образования воспитанники академии посещали Казанский университет, где слушали лекции по предметам, не преподававшимся в академии.
Таково было происхождение так называемой старой казанской духовной академии, просуществовавшей до 1818 года. Совершившееся в царствование Императора Александра I (в 1808 и 1810 годах) преобразование духовно-учебных заведений, по плану которого в России предполагалось сохранить все существовавшие в то время четыре духовные академии, в том числе и казанскую, Казани, однако, не коснулось. Без достаточных материальных средств и без достаточных сил преподавательских эта старая академия влачила своё более нежели скромное существование.
21 сентября 1818 года Казанская Духовная академия была закрыта с целью проведения в ней ревизии, после которой Святейший Синод решил оставить статус академии только у трёх высших духовных школ: Киевской, Московской и Санкт-Петербургской. В Казани предполагалось оставить лишь только семинарию, сделав её подотчётной Санкт-Петербургской Духовной Академии.
Возрождение Казанская духовная академии в 1840-е годы
Отдаленность Казани от других центров духовно-религиозного просвещения, а в особенности важное значение этого города в миссионерском отношении к концу 1830-х годов снова выдвинули вопрос о необходимости учреждения здесь высшего духовного учебного заведения, которое могло бы сделаться центром духовного просвещения и приготовления миссионеров для всего восточного края и Сибири. Особенно горячо взялся за осуществление этой идеи тогдашний обер-прокурор Святейшего Синода граф Николай Протасов.
25 мая 1842 года состоялось Синодальное предположение об учреждении в Казани духовной академии на 60 воспитанников, которое и удостоилось Высочайшего утверждения, а 30 июня 1842 года воспоследовал и Высочайший именной указ об учреждении в Казани духовной академии.
По сношению графа Протасова с казанским архиепископом Владимиром и с военным губернаторам Шиповым, немедленно же преступлено было к избранию места для сооружения здания академии, которое и было выбрано на Арском Поле, за военным госпиталем и против урочища, известного под названием «Русской Швейцарии». Составлен был избирательный комитет, объявлены торги на поставку материалов и на производство работ, и 8 мая 1845 года состоялась торжественная закладка нынешнего здания академии.
Казанскую духовную академию решено были открыть, не дожидаясь окончания постройки проектированного для неё собственного здания на Арском Поле, и на первое время новое учебное заведение приютилось в помещениях Спасо-Преображенского монастыря, в стенах которого 8 ноября 1842 года и состоялось торжественное открытие академии — день, который впоследствии являлся днём ежегодного торжественного академического акта.
В комплект студентов академии в первый год существования её зачислено было 33 воспитанника, в числе которых находились покойный директор местной учительской семинарии, известный миссионер Николай Ильминский и протоиерей Александр Владимирский (профессор богословия в казанском университете, а затем ректор академии) — студенты первого выпуска 1846 года.
Общий строй академической жизни определялся уставом 1814 года, общим для всех духовных академий; отличительную черту составляло вызванное местными потребностями преподавание языков турецко-татарского, арабского, монгольского и калмыцкого.
В Спасо-Преображенском монастыре академия пробыла менее года; в 1843 году под помещение её наняты были верхние два этажа только что отстроенного после пожара каменного дома купца Мельникова, на Большой Проломной улице.
Здание духовной академии, заложенное на Арском Поле, строилось и отделывалось в течение трёх лет, и только летом 1848 года казанская духовная академия переведена в новое, собственное, помещение, в котором 8 ноября этого года уже праздновала обычный годичный акт свой.
Казанская духовная академия во второй половине XIX века
В 1854—1855 годы, в период правления архиепископа Казанского и Свияжского Григория (Постникова), в академии были открыты миссионерские отделения, направленные на просветительскую работу в среде старообрядцев («противораскольничье»), мусульман («противомусульманское»), буддистов («противобуддийское»), а также марийских и чувашских язычников.
В 1855 года на хранение в Казанскую духовную академию была сдана выдающаяся библиотека Соловецкого монастыря, когда Соловецкой обители угрожала вошедшая в Белое море английская эскадра. В дальнейшем эта библиотека, заключающая в себе множество важных в научном отношении рукописей, так и осталась при академии, послужив членам её материалом для целого ряда ценных ученых трудов и монографий, не говоря уже о предпринятом академиею научном описании сокровищ этой библиотеки. Заслуживает внимания и фундаментальная библиотека академии, отличающаяся своею полнотою и, в особенности, образцовым устройством и порядком.
С 1855 года казанская академия издавала и свой собственный учёный журнал — «Православный Собеседник», за время существования которого там было опубликовано немало материалов и исследований по богословским, историческим и словесным наукам.
По уставу 1884 года в академии Казанской полагается группа предметов миссионерских, подразделяющаяся на отделы татарский и монгольский.
В 1892 году академия праздновала 50-летие своего существования; к этому торжеству профессором её Петром Знаменским была изготовлена обширная и обстоятельная история этого учебного заведения.
Казанская духовная академия в XX веке
В августе 1917 года Казанская духовная академия была выселена Временным правительством из здания на Арском поле. В здании разместились эвакуированный из Пскова кадетский корпус, а также военный госпиталь.
В 1917—1918 годах занятия с воспитанниками академии продолжались в других помещениях, в основном в здании духовной семинарии (нынешний геофак КГУ на ул. Кремлёвской).
Перед угрозой прекращения существования Казанской Духовной академии её совет, испросив благословение священноначалия, готов был к тому, чтобы преобразоваться в богословский факультет Казанского университета. 20 апреля 1918 году профессор Константин Харлампович писал Николаю Глубоковскому, что «Луначарский стоит на непримиримой позиции и не допустит государственных богословских факультетов. Везде горе, мрак и позор, и просвета нигде не видно». Как и в Петрограде, большевистские власти не допустили слияния Казанской академии с университетом, и положение ее ухудшалось с каждым днем.
В 1918 году в академии прошли последние выпускные экзамены и защита магистерских сочинений, выданы последние дипломы. О состоянии, в котором академия оказалась к началу 1919 года, её последний ректор, епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк), писал: «Библиотека в наших руках и взята под свою защиту архивной комиссией. Половина наличных студентов (человек 20) и Ваш покорный слуга, а равно и канцелярия, помещаются в здании академическом. В главном здании заразный госпиталь, почему пришлось отказаться даже от академической церкви и перейти в приходскую. Треть корпорации находится по ту сторону фронта, а трое в Москве. Остальные профессора почти все служат на советской службе и сравнительно немногие на епархиальной или совмещают должности в академии».
В марта 1921 года был арестован ректор академии епископ Анатолий (Грисюк) и 20 её преподавателей. В ноябре академическая корпорация организовала Богословский институт во главе с профессором Казанской академии протоиереем Николаем Васильевичем Петровым и его помощником архимандритом Варсонофием (Лузиным). Коллегия Татарского Наркомпроса зарегистрировала институт, но просуществовал он менее года.
Попытки возрождения
В июне 2014 года новый ректор Казанской духовной семинарии игумен Евфимий (Моисеев) рассказал, что есть благословение Патриарха Кирилла всесторонне изучить вопрос о возрождении Казанской духовной академии, отметив, что предпосылки для возрождения академии существуют.
Прибывший в июле 2015 года в Казань митрополит Феофан (Ашурков) заявил о желании возродить Казанскую духовную академию:
Это не только моё желание, это наша церковная боль, что мы до сих пор ещё не возродили Казанскую духовную академию, которая действительно занимала особое место в жизни не только Русской Православной Церкви, не только в научном сообществе, но, я бы сказал, и на межправославном, международном уровне. Поэтому очень важно возродить и прерванную традицию, и духовную жизнь, и научную деятельность, и, как вы говорите, педагогическую, просветительскую. <…>
Уже сейчас, поскольку существует духовная семинария с магистратурой, нужно готовить и профессорско-преподавательский состав путём отбора. Ведь в Казани довольно серьёзная научная школа. И есть очень толковые профессора, преподаватели, научные сотрудники, которые с энтузиазмом восприняли весть о возможном возрождении Казанской духовной академии. И у нас ведь есть уже выкристаллизованная профессура: Московская, Санкт-Петербургская академии, Свято-Тихоновский университет. Есть уже ядро научного сообщества в Церкви. И, наверное, столицам придется и поделиться, чтобы кто-то из профессуры приехал к нам на постоянное место жительства. Что при сегодняшних коммуникационных средствах, в том числе и передвижения, не будет большой проблемой.
Ректоры
Инспекторы
Преподаватели
Профессора
- Епифаний (Саввич-Канивецкий) (1808 — 1816)
- Воскресенский Иван Степанович (1809 — 1837)
- Григорьев Василий Дмитриевич (1809 — 1841)
- Холмогоров Михаил Семенович (9 октября 1842 — 1845 )
- Беневоленский Андрей Игнатьевич (16 сентября 1844 — 26 апреля 1857 )
- Серафим (Протопопов) (11 июля 1851 — ?)
- Вениамин (Благонравов) (21 апреля 1857 — 21 января 1858)
- Гвоздев Иван Петрович (1857 — 1873)
- Вениамин (Платонов) (4 декабря 1859 — 31 марта 1864)
- Малов Евфимий Александрович (1863 — ?)
- Добротворский Иван Михайлович (12 ноября 1864 — 27 апреля 1865 )
- Владимир (Никольский) (1867 — 10 июля 1869)
- Гренков Александр Иванович (7 ноября 1867 — ?)
- Владимирский Александр Поликарпович (1871 — 1886)
- Красин Михаил Яковлевич (? — 1877)
- Будрин Евлампий Андреевич
- Беляев Николай Яковлевич (1879 — 1885)
- Снегирев Вениамин Алексеевич (5 октября 1841 г. — 1889)
- Миротворцев Василий Васильевич
- Богородский Яков Алексеевич (1882 — ?)
- Гусев Дмитрий Васильевич (1885 — ?)
- Бердников Илья Степанович (1885 — 1895, с 1895 — сверхштатный)
- Гренков Александр Иванович
- Богословский Михаил Иванович (21 января 1886 — 3 июля 1915)
- Машанов Михаил Александрович (1887 — 1910, с 1910 — сверхштатный)
- Гусев Александр Федорович (8 марта 1889 — июль 1902)
- Волков Андрей Кононович
- Некрасов Александр Александрович
- Виноградов Николай Петрович (12 декабря 1894 — 3 марта 1908) и/д
- Попов Алексей Васильевич (1895 — 9 ноября 1909)
- Несмелов Виктор Иванович (14 декабря 1895 — 1920)
- Нарбеков Василий Андреевич (1897 — ?)
- Потехин Александр Николаевич
- Царевский Алексей Александрович
- Юнгеров Павел Александрович
- Писарев Леонид Иванович (1899 — ?)
- Благовидов Федор Васильевич (10 июля 1899 — не ранее 1911)
- Родников Николай Павлович (1902 — 1912)
- Дружинин Алексей Иванович (5 апреля 1902 — не ранее 1 октября 1915)
- Керенский Владимир Александрович (1902 — 1917)
- Протопопов Василий Иванович (19 декабря 1904 — не ранее 1918)
- Петров Николай Васильевич (1908 — 1921)
- Григорьев Константин Григорьевич
- Покровский Иван Михайлович (1908 — 1921)
- Виноградов Николай Петрович (3 марта 1908 — ноябрь 1910)
- Пономарёв Павел Петрович (19 августа 1909 — ?)
- Анастасий (Александров) (1910 — ?)
- Полянский Евлампий Яковлевич (1910 — ?)
- Писарев Николай Николаевич (29 сентября 1910 — ?)
- Григорьев Иван Федорович (14 января 1913 — ?)
- Терновский Сергей Алексеевич (? — 1916)
- Касторский Александр Петрович (? — 1921)
- Лапин Павел Дмитриевич (1914 — ?)
- Васильевский Михаил Николаевич (4 ноября 1915 — ?)
- Катанов Николай Федорович (1915 — ?)
- Иванов Михаил Григорьевич (1916 — ?)
- Лебедев Александр Васильевич (1916 — 1921)
- Коблов Яков Дмитриевич (1917 — 1918 )
Доценты
- Ивановский Николай Иванович (1869 — 25 октября 1913) с 17 марта 1896 — сверхштатный
- Остроумов Николай Петрович (1870 — 1877 )
- Милославский Петр Алексеевич (? — 1884)
- Богословский Михаил Иванович (2 ноября 1871 — 21 января 1886)
- Машанов Михаил Александрович (с 1878 — приват-доцент, 1884 — 1885 и/д, 1885 -1887)
- Юнгеров Павел Александрович (с 21 октября 1879 — приват-доцент , ? — ?)
- Говоров Алексей Васильевич
- Виноградов Николай Петрович (19 августа 1881 — 1884, 1884 — 12 декабря 1894 и/д)
- Попов Алексей Васильевич (1884 — 1895)
- Царевский Алексей Александрович
- Красносельцев Николай Фомич (? — 1889)
- Гусев Александр Федорович (1887 — 8 марта 1889)
- Волков Андрей Кононович
- Потехин Александр Николаевич
- Несмелов Виктор Иванович (30 октября 1888 — 14 декабря 1895)
- Нарбеков Василий Андреевич (1889 — 1897) до 1890 — и/д
- Благовидов Федор Васильевич (1 марта 1892 — 1899)
- Иннокентий (Ястребов) (1893 — ?) до 1898 — и/д
- Попов Иван Васильевич (1893 — 1912) до 1898 — и/д
- Писарев Леонид Иванович (1895 — 1899) до 1896 — и/о
- Керенский Владимир Александрович (1895 — 1902)
- Покровский Иван Михайлович (1896 — 1908) до 1898 — и/д
- Родников Николай Павлович (1898 — 1902)
- Дружинин Алексей Иванович (13 сентября 1896 — 5 апреля 1902) до 30 ноября 1900 — и/д
- Протопопов Василий Иванович (1899 — 19 декабря 1904)
- Пономарёв Павел Петрович (1900 — 19 августа 1909)
- Петров Николай Васильевич (1900 — 1908)
- Писарев Николай Николаевич (1902 — 29 сентября 1910) до 1904 — и/д
- Полянский Евлампий Яковлевич (1905 — 1910) до 1907 — и/д
- Григорьев Константин Григорьевич
- Афанасий (Малинин) (1910 — ?)
- Григорьев Иван Федорович (1910 — 14 января 1913)
- Курганов Федор Афанасьевич (1910 — ?)
- Амфилохий (Скворцов) (16 августа 1911 — ?)
- Иванов Михаил Григорьевич (1911 — ?) до 1915 — и/д
- Лапин Павел Дмитриевич (1911 — 1914)
- Васильевский Михаил Николаевич (1911 — 1915) и/д
- Варсонофий (Лузин) (1912 — 1921) до 1919 — и/д
- Касторский Александр Петрович (1912 — ?) до 1914 — и/д
- Суханов Валентин Васильевич (? — 17 апреля 1921) и/д
- Катанов Николай Федорович (1912 — 1915)
- Лебедев Александр Васильевич (24 октября 1914 — 1916) и/д
- Васильев Яков Васильевич (1916 — сентябрь 1918) и/д
- Воронцов Александр Александрович, священник (+ 1919) и/д
Известные выпускники
Полный список выпускников КазДА→
Telegram-каналы анонсировали: глава татарстанской митрополии может отправиться спасать Беларусь от католической экспансии
Сразу несколько Telegram-каналов и СМИ озвучили версию о скором возможном переводе казанского правящего архиерея в Минск на митрополичью кафедру. Причина: Москва не хочет потерять Беларусь по «украинскому сценарию» и мобилизует для этого наиболее сильные фигуры, к которым относится и митрополит Феофан. О том, почему сам владыка категорически опровергает эти слухи и какие головокружительные перспективы перед ним могла бы открыть новая должность, — в материале «БИЗНЕС Online».
КАК «ДУХОВНЫЙ СЫН» МИТРОПОЛИТА ФЕОФАНА ФОРМИРУЕТ В МИНСКЕ «БОЕВУЮ ГРУППУ»
Казанского митрополита Феофана (Ашуркова) прочат в патриаршие экзархи всея Беларуси. Версию о скором возможном переводе татарстанского владыки в Минск первым высказал Telegram-канал «Кремлевский безБашенник», который считается близким к рубиновым звездам Кремля и к тому, что происходит под их сенью. Ряд СМИ тотчас же подхватили эту новость и принялись рассуждать о том, что Московская патриархия не хочет провалить белорусское направление следом за украинским, и поэтому намерена командировать в «братскую республику» сильного церковного деятеля, способного предотвратить здесь очередную историю с томосом.
Кстати, митрополит Феофан — не единственный, кого пресса примеряет на роль наместника святейшего патриарха Кирилла в Беларуси. Уже упомянутый «Кремлевский безБашенник» называет как основных, так и «запасных» кандидатов. Среди основных помимо владыки Феофана числятся митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), а также митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон (Кутовой). На скамейке запасных — митрополит Волоколамский Иларион и епископ Пантелеимон, председатель отдела по церковной благотворительности и социальному служению. При этом самые высокие шансы у двух наиболее уважаемых правящих архиереев — Тихона (Шевкунова) и Феофана (Ашуркова). Первый традиционно считается близким к Владимиру Путину, а второй имеет огромный опыт дипломатической работы за рубежом (правда, в основном в странах исламского мира) и тоже в известной степени давно знаком с первым лицом российского государства.
Есть на стороне казанского владыки и еще один ощутимый козырь. Всего полгода назад, в августе 2018 года, послом РФ в Беларуси был назначен Михаил Бабич, оставивший ради новой должности пост президентского полпреда в ПФО. На днях Telegram-канал «Незыгарь» сообщил, что Бабич «активно взялся за Беларусь, работает без праздников и выходных». Основная цель Михаила Викторовича — жестко отстоять российские интересы в республике, которая слишком привыкла к легким «подачкам» со стороны Москвы. По оценкам экспертов, за 20 постсоветских лет РФ вложила в РБ 126 млрд рублей и теперь хотела бы получить отчет и заверения в «братской любви». С этой целью новый посол, по данным «Царьграда», формирует в Минске свою «боевую группу». Почему бы митрополиту Феофану, как давнему знакомому Бабича, не войти в ее состав? Тем более что и в Татарстане владыка появился все при том же Михаиле Викторовиче — в 2015-м году, а значит, между ним и бывшим полпредом как минимум есть хорошие рабочие контакты. Уже упомянутый «Незыгарь» считает, что это не просто «деловые контакты», а отношения «духовного отца» (митрополита Феофана) по отношению к «духовному сыну» (Бабичу).
Впрочем, оставим подобные утверждения на совести анонимных «телеграмщиков», которые производят в «духовные сыновья» казанского владыки не только экс-полпреда ПФО, но и нынешнего врио губернатора Петербурга Александра Беглова, начальника управления президента РФ по внутренней политике Андрея Ярина и некоторых силовых и эфэсбэшных генералов. Примечательно, что «Незыгарь» считает и самого митрополита Феофана кадровым офицером — рангом не ниже генерал-полковника СВР, и вообще — представителем и лоббистом федерального силового блока. Но, разумеется, подтвердить это не легче, чем документально зафиксировать факт «духовного сыновства».
Митрополит Тихон (Шевкунов) — безусловно, тоже весьма сильная и влиятельная фигура далеко за пределами РПЦ, но против версии его перевода в Минск говорит тот факт, что он был лишь недавно (чуть более полугода назад) назначен главой Псковской митрополии. Переводить его прямо сейчас на новое место — не в традициях Московской Патриархии, которая обыкновенно дает своим ставленникам не менее года, чтобы уладить дела во вверенной им епархии. Что же касается митрополита Феофана, то он скоро отметит четырехлетие своего пребывания на казанской кафедре. Основные задачи, которые могла ставить перед ним русская православная церковь в момент назначения в Татарстан, им, думается, выполнены. Влияние РПЦ по сравнению с временами митрополита Анастасия (Меткина) значительно выросло. В ключевых монастырях Свияжска и Раифы обосновались новые наместники, иеромонахи Симеон (Кулагин) и Гавриил (Рожнов), прибывшие специально для этого из Оптиной пустыни («оптинский десант»). Строительство грандиозного собора Казанской иконы Божией Матери идет к концу: внешние фасадные работы были завершены еще в прошлом году, и теперь на очереди — внутренняя отделка. Решается и вопрос с церковной реституцией — последним в лоно РПЦ вернулся Николо-Гостинодворский храм. Все эти процессы, запущенные в РТ при митрополите Феофане, вполне могут автоматически идти и без него — поэтому не исключено, что в Москве, решая белорусский вопрос, сделали ставку именно на его кандидатуру.
«ВСЕ НА БОРЬБУ С КАТОЛИЧЕСКОЙ ЭКСПАНСИЕЙ»: КАК РИМ КОЛОНИЗИРУЕТ БЕЛАРУСЬ
В настоящее время патриаршим экзархом в Беларуси является митрополит Минский и Заславский Павел (Пономарев), но в Москве им, судя по всему, не очень довольны. Хотя «автокефалия по-украински» Минску не угрожает: здешняя «белорусская автокефальная православная церковь» настолько малочисленна, что насчитывает в своих рядах сотни, если не десятки прихожан. Да и сам «батька» Александр Лукашенко, в отличие от украинского коллеги, не отделяет себя от РПЦ и 7 января зажигал рождественскую свечу вместе с митрополитом Павлом. Однако, как говорят, на личном уровне отношения у него с архиереем не сложились, и это одна из причин возможной замены.
Ощутимая угроза имеется со стороны католической церкви, которая неспроста считается второй по величине религиозной конфессией страны. Всего в Беларуси насчитывается 470 римско-католических приходов, которые за последние годы обзавелись 108 новыми храмами. По разным оценкам, общий объем инвестиций в местное католичество составил 1 млрд 83 млн белорусских рублей. Такими темпами католики вскоре могут потеснить православных в РБ и даже выйти на первое место. Отсюда понятно, что главной задачей нового патриаршего экзарха станет борьба с католической экспансией.
Митрополит Феофан, кстати, знаком, с нынешним 266-м папой римским Франциском еще по своей работе в Аргентине. Впрочем, как рассказывал сам владыка в беседах с «БИЗНЕС Online», знакомство это было ни к чему не обязывающим. «Да, мы встречались с Франциском, он в это время был ректором семинарии святого Иосифа в Буэнос-Айресе, — вспоминал казанский правящий архиерей. — Он был такой же, как и остальные католические священники. Преподавал, руководил семинарией, иногда приходил к нам, и мы общались. Ничего не предвещало, что именно он станет Папой Римским почти 30 лет спустя. Был уравновешенным, без эмоций, ровным, спокойным, в общем — обычным священником-иезуитом. За беседой мог выпить чашку кофе или рюмку коньяка, но без сближения и без раскрытия души нараспашку, как принято у русских. Что еще о нем можно сказать? Бывает так, что один из наших знакомых вдруг становится кем-то значительным, и тогда мы начинаем торопливо вспоминать или додумывать, что нас этим человеком связывало. Но я не хочу ничего додумывать. Было обычное общение, был простой человек, который неторопливо продвигался по лестнице церковных чинов. Однако наши жизненные пути с ним разошлись достаточно давно».
Теперь, может статься, жизненные пути двух выдающихся церковных деятелей вновь пересекутся — на этот раз на фоне некоторого соперничества. Впрочем, казанский владыка славится своим умением выстраивать дипломатические отношения — в свое время это удалось ему даже с главой Чечни Рамзаном Кадыровым, причем задолго до того, как последний объявил себя «пехотой Путина». Тогда митрополит Феофан был епископом Ставропольским и Владикавказским и окормлял Кавказ в самые сложные годы его «замирения» после двух кровопролитных чеченских войн. Что касается должности экзарха, то и в этом качестве ему уже доводилось выступать — таковым он был в начале 1990-х годов при патриархе Александрийском и всея Африки. Но это был несколько иной пост в сравнении с должностью белорусского экзарха, которая открывает нынешнему главе татарстанской митрополии огромные перспективы — вплоть до (как считают некоторые Telegram-каналы) возможности претендовать на место первого лица РПЦ.
Сам митрополит Феофан пока что воздерживается от подробных комментариев на белорусскую тему. Несмотря на высокий статус, который гарантирует ему должность наместника, с Татарстаном казанского владыку связывает слишком многое. «У меня здесь большое количество проектов, которые хотелось бы довести до конца, — признался владыка в беседе с «БИЗНЕС Online». — Так что никуда я не уеду, это все пустые разговоры анонимных конспирологов». Впрочем, церковь сродни армии — если Московская патриархия издаст соответствующий указ о переводе в Минск, казанский правящий архиерей вынужден будет этому подчиниться.
«ЕСЛИ СИТУАЦИЯ В БЕЛАРУСИ СТАНЕТ КРИТИЧЕСКОЙ, МИТРОПОЛИТА ФЕОФАНА ОТПРАВЯТ ТУДА «ТУШИТЬ ПОЖАР»
О том, есть ли у Московской патриархии причины сменить белорусского митрополита Павла и какую роль при этом может сыграть казанский владыка, «БИЗНЕС Online» поинтересовался у своих экспертов:
Андрей Кураев — протодиакон РПЦ:
— Ну по-моему, это назначение не было в свое время согласовано с президентом Беларуси Александром Лукашенко, Но еще до своего назначения митрополит Павел успел прославиться и получить прозвище «чернобыльского краника». В одном из интервью он заявляет, что Россия готова открыть «чернобыльский краник» для того, чтобы наказать своих врагов. И такое упоминание чернобыльской трагедии в своих высказываниях для митрополита просто на грани. Он совсем там не стал своим, судя по информации, которая поступала из Беларуси. А кто займет его место, решение нашего патриарха очень непредсказуемо, но замена митрополита мне кажется очень рациональным решением.
Всеволод Чаплин — экс-заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата, протоиерей:
— Из разных источников действительно я слышал за последние несколько месяцев об усилении сложностей отношений между митрополитом Павлом и белорусским руководством. Поэтому вероятно, что дыма без огня нет. Но решение может принимать только священный синод. Пока решения такого не принималось. Митрополит Павел проявляет активность на своей нынешней церковной кафедре, за последнее время начал очень активно давать интервью. В том числе правильную и очень жесткую позицию высказал по украинской автокефалии, о том, что в Беларуси автокефалии никто не просит. Так что я бы не делил пока минскую кафедру. Если действительно она освободится, то владыка Феофан, конечно, сильный кандидат. Но предсказать… Кстати, могут быть и другие кандидаты, которые достойны этой кафедры. Надо иметь в виду, что принятие кафедры предполагает постоянное членство в синоде русской православной церкви. Человек, который займет эту кафедру, автоматически становится кандидатом в патриархи. Поэтому члены синода будут думать очень серьезно, если встанет вопрос о том, если минская кафедра освобождается. Но предсказать решение очень и очень сложно. Вполне возможно, решение, подготовленное заранее, в ходе синода окажется совершенно другим. Так бывало не раз. Поэтому любые предсказания в данный момент могут оказаться довольно глупыми. Кстати, я не исключаю, что в Минске будут активно предлагать свою кандидатуру изнутри белорусской православной церкви.
Знаете, митрополит Павел всегда пользовался доверием у московской патриархии и федерального центра. Но, как я сказал, из целого ряда источников за последние месяцы слышится усложнение отношений с руководством в Минске. Что касается Феофана, то это, конечно, сильный кандидат.
Анатолий Степанов — главный редактор информационного агентства «Русская народная линия»:
— Это сложный вопрос. Кадровые перестановки, кадровая политика… Ситуация в Беларуси изначально была сложной, сразу после назначения митрополита Павла. Там, насколько мне известно, не очень сложились отношения с белорусскими властями, с президентом Лукашенко. Он видел в этой должности другого человека. И это сыграло свою роль, стало таким неблагоприятным фоном для назначения митрополита Павла. Понятно, что отношения с государственными властями, особенно в такой специфической стране, как Беларусь, где существует такой достаточно авторитарный режим, очень важны для проведения церковной политики. Вспоминается и достаточно сложная ситуация, когда был совершен провокационный вброс, на который митрополит Павел не сориентировался сразу. Вопрос касался белорусской автокефалии. Сейчас ситуация уже немного ушла. Но тогда она была достаточно острой. Правда, потом он все поставил это под контроль… Я не знаю, насколько слухи соответствуют действительности. Прошел синод в прошлом году в Минске впервые. И никаких замечаний в адрес политики патриаршего экзарха Беларуси не высказывалось. Сложно комментировать эту ситуацию, потому что кадровые решения и в нашем государстве, и в церковных структурах зачастую являются очень неожиданными. И если о них и знает кто-то, то только первые лица, которые принимают эти решения.
Я вижу только одну причину, по которой может состояться отставка Павла, — это напряженные отношения с главой Белорусского государства Александром Лукашенко. Других причин нет. Автокефалийные настроения в Беларуси не столь остры, как на Украине. Это все благодаря тому, что еще в давние времена митрополит Иосиф (Семашко) достаточно четко планомерно и жестко провел церковную спецоперацию по ликвидации унии. Уния была заключена в Бресте. Но поскольку часть территории тогда не входила в состав Российской империи… Вот в Беларуси это удалось. Там эта ситуация не стоит очень остро, хотя есть там и националистические группы, которые работают на разрыв отношения с Россией, и сепаратистские настроения среди определенной части белорусского духовенства. Но они не критичны. Сам президент Беларуси высказывался против какой-либо автокефалии и отделения от РПЦ. Проблема эта не стоит. Единственная возможная причина отставки митрополита Павла — отношения с властями. Других причин для этой кадровой замены я не вижу, что значит, она несвоевременна была бы. Митрополит Павел — человек патриарха, и там никаких проблем в этом смысле нет.
Митрополит Феофан — это такой пожарный. В последнее время его назначают на такие проблемные кафедры. Как раз Казань была проблемной кафедрой после перевода митрополита Анастасия. И владыка Феофан, насколько мне известно, довольно успешно справился с ситуацией по нормализации епархии, выстраивании отношений с местными властями. В общем, в данном случае он на своем месте, а Казань, Татарстан — довольно непростой регион. До этого владыка Феофан продолжительное время служил на Кавказе, где ему приходилось заниматься точно таким же выстраиванием отношений с руководителями республик. Тем более тогда епархия была большой и включала в себя несколько республик. Поэтому если действительно ситуация в Беларуси стала такой критической, то, может быть, митрополита Феофана и направят туда «тушить пожар». Но все это гадание на кофейной гуще.
«НУЖНО ЖДАТЬ ВЕСНЫ — СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАСЕДАНИЕ СИНОДА БУДЕТ В МАЕ»
Владимир Вигилянский — настоятель храма Мученицы Татианы при МГУ, бывший пресс-секретарь патриарха Алексия:
— Я ничего об этом не знаю, обсуждений на тему отставки патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Павла я не слышал. Такие решения принимает священный синод, это не делается указом патриарха. Недавно (накануне Рождества) было заседание синода — никаких отставок или назначений не было. Теперь нужно ждать до весны — следующее заседание синода, предположительно, будет в мае.
Владыку Павла я знаю много лет, он прекрасный человек, очень спокойный, очень разумный. Он прошел через очень многие послушания: только на моей памяти он был представителем в Иерусалиме — был главой православной миссии на Святой земле, после этого был наместником Псково-Печерского монастыря, был Рязанским митрополитом. Всегда был на виду у патриарха Кирилла и вот — заслужил, что его назначили в Беларусь. Никогда с ним не было связано никаких историй или скандалов. Очень рассудительный, очень духовный человек.
Виталий Милонов — депутат Госдумы, член комитета Госдумы по международным делам:
— Было бы неправильно с моей стороны это комментировать, поскольку я не погружен в данную повестку. Это решает архиерейский собор. Федеральный центр патриарший экзарх не может устраивать или не устраивать, поскольку у нас церковь руководствуется церковным уставом и подчиняется церковным законам, а не светским. В отличие от Украины, церковь у нас не управляется государством. Наши добрейшие отношения церкви и большинства членов правительства вовсе не означают, что власть может что-то указывать. А в том, что меняются митрополиты, не нужно усматривать какого-то тайного смысла. И в церкви есть ротация, есть практика, когда происходят изменения в правящей иерархии. Ничего необычного в этом нет. Церковь не управляется каким-то авторитарным мнением правящего архиерея. Она управляется соборно. Конечно, от личности архиерея много зависит, но церковь — это единый живой организм. Это не губернатор со своей областью. Человек, который приходит в церковь, он же, как правило, не ходит к епископу, если только на праздничных службах его видит. Он посещает свой приход, к своему приходскому священнику, у которого он исповедуется. Для человека именно он представитель церкви. А слишком много увлекаться архиерейскими процессами не стоит. На нас, обычных христиан, вопросы управления мало распространяются.
Добавить «БИЗНЕС Online» в избранное Яндекс.Новости Подписаться на нас в Яндекс.Дзен Читать полную версию