В Швейцарии считается законным дать человеку средство для самоубийства — если у этого действия нет корыстных целей. Keystone/Alessandro Della Bella
Швейцарская организация Dignitas (с лат. «достоинство»), предоставляющая услуги по добровольному уходу из жизни, активно работает и в других странах как в политическом, так и в правовом плане для того, чтобы сделать ассистированный суицид легальным во всем мире. Свою миссионерскую деятельность эта организация оправдывает тем, что зарубежные политические и религиозные элиты не считаются с волеизъявлением народа. И в этом есть доля правды.
Этот контент был опубликован 14 ноября 2018 года — 11:00 14 ноября 2018 года — 11:00 Сибилла Бондольфи
Дипломированный юрист, начала свою журналистскую карьеру, печатаясь в изданиях NZZ, K-Tipp, Saldo, Plädoyer и Zürcher Oberländer.
Больше информации об авторе | Немецкоязычная редакция
Сибилла Бондольфи ( Сибилла Бондольфи) Доступно на 9 других языках
В Швейцарии суицид с врачебной помощью разрешен. Этот «сервис» предлагают многие организации. А так как эвтаназия в большинстве стран мира запрещена, иностранцы приезжают в Швейцарию, где им помогут умереть.
Но некоторые из швейцарских «Right to die»- организаций, то есть отстаивающих «право на смерть», на этом не останавливаются. Они активно работают за рубежом над легализацией там ассистированного суицида. И впереди всех — объединение Dignitas, девиз которого — «достойно жить — достойно умереть». По данным этой организации, подобной деятельностью она хочет даже устранить саму себя, так что тяжелобольным людям не надо будет приезжать в Швейцарию, потому что они получат помощь в суициде у себя в стране. Dignitas считает себя «боевой организацией», которая будет осуществлять свою воинственную деятельность до тех пор, пока все страны не признают право своих жителей на свободу выбора и самоопределение в конце жизни, включая и сопровождение суицида.
Эту борьбу Dignitas ведет не в одиночку — например, на веб-странице фонда Eternal SPIRIT можно прочитать: «Фонд Eternal SPIRIT прилагает все усилия для того, чтобы продвигать легализацию эвтаназии во всех странах». Отделение организации Exit в Женеве, по ее собственным данным, занимается в рамках ее членства во всемирном объединении организаций, осуществляющих эвтаназию, легализацией ассистированного суицида во всем мире.
Содержание
- Показательные процессы и политические позиции
- Возмущение за рубежом
- Миссионерство или помощь?
- В конце жизни граждане хотят принимать решение самостоятельно
- Работа дает результаты
- Что такое эвтаназия?
- Какие виды эвтаназии существуют? Можно ли ее назвать убийством или самоубийством?
- В России эвтаназия запрещена?
- Значит, разрешена?
- Как в России живут неизлечимо больные на последней стадии?
- В каких странах неизлечимо больные люди имеют право на эвтаназию? Что написано у них в законодательстве?
- Дети тоже могут подвергаться эвтаназии?
- Какие есть аргументы за и против эвтаназии? Кто ее главные противники?
- Эвтаназия противоречит клятве Гиппократа?
Показательные процессы и политические позиции
А как конкретно выглядит международная деятельность швейцарских «Right to die»-организаций? Президент фонда Eternal SPIRIT Эрика Прайзиг (Erika Preisig) выступает в зарубежных странах с докладами, принимает участие в ток-шоу и телевизионных передачах. А еще она выступила с речью в Европейском суде по легализации эвтаназии.
Объединение Dignitas пошло намного дальше
Показательные процессы: «Организация Dignitas вела или поддерживала различные судебные разбирательства», — отвечает на наш запрос коллектив Dignitas. Например, в Европейском суде по правам человека и в Федеральном конституционном суде ФРГ. Dignitas — единственная организация в мире, которая со времени своего основания, то есть 20 лет, успешно занимается на международном уровне праворазвитием на основании судебных дел, связанных с уходом из жизни.
Заявления, сделанные в процессе принятия законов: «Dignitas участвовала в принятии законов различными парламентами. Это было в Англии, Германии, Австралии и Канаде». Dignitas составляла также тексты заявлений для шотландского парламента и одной из британских правительственных комиссий.
Прием и инструктаж политиков, юристов и различных комиссий: в 2005 году комиссия из Великобритании посетила Dignitas, чтобы ознакомиться со швейцарской эвтаназией. Позже баронесса Джей оф Паддингтон (Jay of Paddington) сказала во время дебатов в Палате лордов: «Прошло уже больше 20 лет с тех пор, как я впервые участвовала в дебатах по эвтаназии. С тех пор я заседала в двух комитетах на эту тему, я посетила организацию в Швейцарии и исследовала достойный уход из жизни в Орегоне. Этот опыт меня многому научил, и мои убеждения с течением времени только укрепились». И из других стран, таких как Тайвань и Австралия, в Dignitas приезжали юристы, политики и сотрудники разных комиссий для ознакомления со швейцарской системой.
Международная сеть сотрудничества: Dignitas имеет обширные связи во всем мире и сотрудничает не только с движением Right to Die. «Dignitas в мировом масштабе взаимодействует с различными организациями и специалистами, которые в своих странах выступают за свободу выбора и самоопределение в этих вопросах», — говорят сотрудники Dignitas.
Создание новых лоббистских организаций: в 2005 году по инициативе Германии и при поддержке Dignitas в Ганновере было основано независимое общество «Dignitas — достойно жить — достойно умереть. Немецкая секция». Основатель Dignitas Людвиг А. Минелли (Ludwig A. Minelli) сказал тогда в интервью германским СМИ: «Мы помогаем людям, которые при наличии достаточных на то оснований хотели бы уйти из жизни. Мы хотели бы, чтобы это стало возможным и в Германии». По свидетельству Dignitas, создание других обществ пока не планируется. «В этом нет необходимости», — говорят сотрудники Dignitas. Потому что обычно подобные организации создаются преданными делу людьми на местах. «Dignitas помогает им словом и делом».
Реклама: в 2015 году Dignitas разместила в берлинском метро плакаты, обличающие намерение немецких политиков запретить ассистированный сиуцид, что привело к протестным настроениям в обществе.
Возмущение за рубежом
А как воспринимается вмешательство швейцарских организаций в дела других стран — тем более в таком спорном с этической точки зрения вопросе? В средствах массовой информации стран, которых это коснулось, похоже, ничего пока не заметили. И вина за это заключается в природе успешного лоббирования. Чаще всего это происходит в условиях полной секретности, вне поля зрения общественности.
Это можно сказать обо всех действиях Dignitas, кроме случая с плакатами в Берлине. Однако тот, кто обсуждает дела Dignitas в обществе противников эвтаназии, наталкивается на возмущение, которое вполне ожидаемо. «Это очень безответственно, если правительства (разных стран) при изучении вопроса, стоит ли сделать ассистированный суицид легальным, всерьез воспринимают доклады эвтаназийного лобби», — говорит Алекс Шаденберг (Alex Schadenberg), исполнительный директор канадского общества противников эвтаназии (Euthanasia Prevention Coalition) в интервью swissinfo.ch. В 2015 году эта организация безуспешно боролась против легализации эвтаназии, в то время как интересы Dignitas взяли верх.
Согласно опросам, проведенным во многих европейских странах и США, большинство населения против запрета эвтаназии. Image Point/Werner Otto
И пресс-секретарь Немецкой конференции католических епископов Маттиас Копп (Matthias Kopp) сказал корреспонденту swissinfo.ch: «Безусловно, мы считаем бесцеремонную, да еще и транснациональную политическую деятельность так называемых эвтаназийных обществ в высшей степени сомнительной». Несмотря на то, что Dignitas боролась за свои интересы даже с использованием плакатов, немецкие законодатели организованную эвтаназию запретили. «Мы в Германии, и не в последнюю очередь в связи с нашей историей, особенно чувствительны по отношению к достоинству человеческой жизни», — считает Копп. И за это надо быть благодарным.
Миссионерство или помощь?
На вопрос, не хочет ли Dignitas своей миссионерской деятельностью распространить швейцарскую позицию во всем мире, ее представители отвечают: «Dignitas работает по приципу участия в зарождающихся или уже существующих парламентских дискуссиях, судебных делах, общественных дискуссиях и т.д.». Однако повод должен возникнуть в самой стране.
Другими словами, Dignitas вмешивается в дела только тех стран, о которых у нее создалось впечатление, что среди населения (этой страны) есть желающие легализировать ассистированный суицид. Но даже Dignitas отдает себе отчет в том, что «у каждой страны и каждого культурного сообщества есть свой способ решать вопросы об окончании страданий и конце жизни».
Отделение организации EXIT в Немецко-говорящей Швейцарии (Exit Deutsche Schweiz) также занимается как политической, так и юридической деятельностью. Но: «EXIT Deutsche Schweiz — это некоммерческая организация, которая работает только в пределах Швейцарии. Она не может и не хочет вмешиваться в политику других стран», — говорит представитель этой организации Юрг Вилер (Jürg Wiler).
Например, EXIT не обращается с предложениями в Евросоюз и другие организации. «То, как государство поступит со своими гражданами в конце их жизни, может решать только само это государство», — считает Вилер. Отношение к эвтаназии имеет ко всему прочему очень сильную культурную окраску. «У Швейцарии — решение свободолюбивое. И навязывать это решение другим культурам просто бессмысленно».
End of insertion
Например, Dignitas не идет в мусульманские страны, потому что там в настоящее время ни о какой эвтаназии не может быть и речи. Таким образом, Dignitas видит себя не миссионером, а скорее адвокатом для населения, выступая вместе с ним против политической, религиозной и врачебной элиты, которая хочет ограничить или вовсе запретить эвтаназию.
Эрика Прайзиг (Erika Preisig), президент фонда Eternal SPIRIT, тоже разделяет мнение о том, что в других странах запретов придерживаются прежде всего политические и религиозные элиты, в то время как население этих стран хочет получить доступ к ассистированному суициду. «Каждый раз это политики и прежде всего религиозные группировки, которые работают против нас и которые не считаются с желаниями населения», — говорит она в интервью swissinfo.ch.
В конце жизни граждане хотят принимать решение самостоятельно
Результаты опросов общественного мнения подтверждают, что в тезисах Dignitas и Eternal SPIRIT есть доля правды: согласно опросам, проведенным во многих европейских странах и США, большинство населения против запрета эвтаназии.
И наоборот, 56% специалистов, работающих в области паллиативной медицины в Германии, согласно опросу, поддерживают запрет организованной эвтаназии. В 2015 году немецкий Бундестаг принял ограничительный закон, хотя большинство населения, как показал опрос, было против этого.
Похоже, что действительно существует расхождение между мнением населения, с одной стороны, и определенной части специалистов и политиков с другой. Поэтому Dignitas не совсем без основания поднимает вопрос о том, достаточно ли легитимны ограничительные законы с точки зрения демократии.
Референдумы и опросы в Швейцарии показали, что очень большая часть населения не хочет запрета эвтаназии. Благодаря прямой демократии эта либеральная позиция стала в Конфедерации в отличие от многих других стран реальностью в законодательном плане. После того, как в 2011 году население Цюриха резко высказалось против ограничения эвтаназии, швейцарское правительство вскоре отказалось от управления организованной эвтаназией на государственном уровне.
Работа дает результаты
Похоже, международная деятельность швейцарских «Right to die»- организаций дает первые результаты. «В некоторых странах при участии Dignitas произошли позитивные изменения», — с гордостью заявляет коллектив Dignitas и перечисляет: в Канаде в 2015 году судебным решением было отменен запрет на эвтаназию; в Германии в 2017 году Федеральный суд в одной из судебных процедур с участием Dignitas одобрил право людей требовать доступа к средству для окончания жизни по собственной воле; в Австралии парламент штата Виктория проголосовал за законопроект о добровольной эвтаназии («Voluntary Assisted Dying Bill»).
Но миссия Dignitas еще не окончена: «Нам надо еще очень много работать, чтобы осуществить настоящую свободу выбора и самоопределения людей в вопросах повышения качества жизни и предупреждения попыток суицида», — отмечают сотрудники Dignitas.
Вы можете задать вопрос автору статьи Сибилле Бондольфи @SibillaBondolfi в сетях Facebook или Twitter.
Эта статья была автоматически перенесена со старого сайта на новый. Если вы увидели ошибки или искажения, не сочтите за труд, сообщите по адресу community-feedback@swissinfo.ch Приносим извинения за доставленные неудобства.
разбор 11:00, 18 октября 2016
Правительство Нидерландов рассматривает законопроект, в соответствии с которым люди смогут прибегнуть к эвтаназии, даже если они не являются смертельно больными. В сентябре в Бельгии впервые в мире эвтаназия была применена к ребенку. Законодательство о добровольном уходе из жизни по медицинским показаниям смягчается одновременно в нескольких странах мира. «Медуза» отвечает на вопросы о том, какой бывает эвтаназия — и в каких случаях и странах она применяется.
Что такое эвтаназия?
Слово «эвтаназия» происходит от греческого еu — «хорошо» и thanatos — «смерть». В медицинском контексте это понятие впервые употребил английский ученый Фрэнсис Бэкон на рубеже XVI и XVII веков. Бэкон говорил, что цель врача — не только исцелять, но и избавлять пациента от страданий, которые причиняют ему болезни, когда уже никакой надежды на спасение нет. При этом в 1930–40-е годы нацисты называли «эвтаназией» свою программу умерщвления «Т-4», которая предусматривала казнь инвалидов, людей с психическими расстройствами и с наследственными заболеваниями.
В наши дни определение «эвтаназия» включает в себя ряд обязательных элементов. В Оксфордском справочнике по клинической медицине она описывается как «намеренное умерщвление неизлечимо больного человека с целью облегчения его страданий». Смерть человека считается эвтаназией, если она наступила в результате действия или бездействия (в случае отказа от лечения) другого человека — врача.
Реклама
Подобному уходу из жизни должны предшествовать невыносимые страдания от неизлечимой болезни или нахождение в необратимой коме; главный и единственный мотив для доктора — прекращение страданий пациента. В этом контексте смерть больного становится единственным способом прекратить его мучения, а значит, является для умирающего единственным возможным благом. Врач должен выбрать для своего пациента самый безболезненный и гуманный способ расстаться с жизнью.
Какие виды эвтаназии существуют? Можно ли ее назвать убийством или самоубийством?
Выделяют активную и пассивную эвтаназию. В первом случае врач назначает или вводит пациенту смертельную дозу препарата. Первым врачом, который применил в своей практике активную эвтаназию, был американец Джек Кеворкян. Он получил прозвище «Доктор Смерть» за то, что создал так называемую «машину самоубийства» — мерситрон: аппарат, который сам подавал смертельную дозу анальгетиков и ядовитых веществ в кровь человека. В 1990 году мерситроном впервые воспользовался пациент с болезнью Альцгеймера.
В 1991-м Кеворкяна лишили лицензии врача, ему запретили заниматься медицинской практикой. Однако за восемь последующих лет с помощью мерситрона себя лишили жизни более 130 человек. В 1999-м врача приговорили к десяти годам лишения свободы по обвинению в убийстве.
В случае пассивной эвтаназии происходит сознательный отказ пациента от лечения или поддерживающей терапии. Выделяют также добровольную эвтаназию, когда она проводится с согласия больного, и недобровольную, когда за него решение принимают родственники (в случае если пациент находится без сознания).
В 2003 году Европейская ассоциация паллиативной помощи в своем докладе, принятом всеми международными организациями, уточнила определение эвтаназии: она может быть только активной и только добровольной.
В России эвтаназия запрещена?
Практика отказа от лечения применяется в российской медицине с начала ХХ века, в 2011 году она была закреплена Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Он предусматривает право пациента или его законного представителя (если человек находится в вегетативном состоянии) отказаться от медицинского вмешательства. Например, от искусственного поддержания жизни: сердечно-легочной реанимации, искусственной вентиляции легких, искусственного питания и гидратации, гемодиализа и даже кардиостимуляторов.
Джек Кеворкян представляет свою «машину самоубийства» — мерситрон, 6 февраля 1991 года
Фото: AP / Scanpix / LETA
Значит, разрешена?
Нет. Отказ от медицинского вмешательства — это не эвтаназия. В России она запрещена статьей 45 закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»: «Медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии, то есть ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента».
Как в России живут неизлечимо больные на последней стадии?
Сторонники развития и улучшения качества паллиативной медицины считают, что человек может жить достойно и на финальных стадиях тяжелейших заболеваний: для этого нужен качественный уход. Также следует разграничить желание умирающего избавиться от боли и его желание смерти. При правильном подходе — в первую очередь хорошо подобранном обезболивании, доступности морфина в день обращения — человека покидают мысли о добровольном уходе из жизни. В феврале 2015-го специальный корреспондент «Медузы» Катерина Гордеева опубликовала репортаж о трудностях, с которыми сталкиваются онкобольные при получении обезболивающих. Только за февраль 2015-го в Москве покончили с собой 11 человек, страдавших от рака и не получивших необходимой медицинской помощи.
В каких странах неизлечимо больные люди имеют право на эвтаназию? Что написано у них в законодательстве?
В США эвтаназия легальна в пяти штатах: Орегон (с 1997 года), Вашингтон (с 2008-го), Монтана (с 2010-го), Вермонт (с 2013-го) и Калифорния (с 2015-го). Согласно орегонскому закону «О достойной смерти», врач может выписать неизлечимому больному смертельную дозу препарата, но ввести ее должен сам пациент. В этих штатах право на эвтаназию имеют пациенты, достигшие 18 лет, находящиеся в здравом уме, жить которым остается не больше полугода, — диагноз должны подтвердить два независимых специалиста, а свое желание умереть больной должен высказать трижды.
С 2002 года эвтаназия разрешена в Нидерландах и в Бельгии. Неизлечимо больные люди имеют право получать помощь в совершении эвтаназии — то есть врач не только может назначить смертельную дозу препарата, но и самостоятельно ее ввести. Право на смерть получают больные, которые испытывают невыносимые страдания от неизлечимого заболевания, победить которое нет ни единого шанса. Свое желание умереть пациент должен высказать несколько раз и при этом находиться в здравом уме. В Бельгии создана Федеральная комиссия по оценке и контролю, которая следит за тем, чтобы врачи не нарушали закон. В Нидерландах в 2015 году было зафиксировано 5,5 тысячи случаев применения эвтаназии.
В Швейцарии в 1942 году был принят закон, разрешающий «помогать совершать самоубийство», если у «помощника» (им в данном случае становится врач) нет корыстных мотивов. Речь идет не об эвтаназии в чистом виде: пациент имеет право принять смертельную дозу, но врач не может ее ввести. В отличие от Бельгии, в Швейцарии эвтаназия доступна для иностранцев.
C 2009-го эвтаназию и помощь в совершении самоубийства разрешили в Люксембурге, в 2015-м — в Колумбии и Канаде. В 2010-м в Швеции сделали законным отключение медицинских систем поддержания жизни — по просьбе больного.
Дети тоже могут подвергаться эвтаназии?
Применять эвтаназию в отношении несовершеннолетнего разрешено в Бельгии. Закон об облегчении предсмертных страданий неизлечимо больных детей был принят в 2014 году. 17 сентября 2016-го 17-летний бельгийский подросток на последней стадии неизлечимой болезни подвергся эвтаназии — это стало первым подобным случаем. По закону, чтобы получить такое право, несовершеннолетний должен быть в сознании, сам обратиться с просьбой об эвтаназии, а его родители должны дать на это согласие.
Голосование за легализацию детской эвтаназии в парламенте Бельгии, 3 февраля 2014 года
Фото: Isopix / REX / Vida Press
Какие есть аргументы за и против эвтаназии? Кто ее главные противники?
Защитники эвтаназии называют ее «актом милосердия» и «избавлением от страданий». Они говорят о том, что жизнь не может считаться благом, когда она состоит из одних физических и душевных мучений — без надежды на облегчение; если существование человека поддерживается с помощью сложных технологий, жизнь перестает быть желанной целью. Среди доводов в пользу эвтаназии упоминается и экономический аспект: средства, которые тратятся на поддержание жизни безнадежно больных, можно тратить на лечение тех, у кого еще есть надежда на исцеление. И наконец, один из главных аргументов в пользу эвтаназии: человек имеет право самостоятельно распоряжаться своей жизнью.
Реклама
Против эвтаназии высказываются представители всех мировых религий. Их главный аргумент: только бог дает человеку жизнь — и только он ее может забрать. Намеренное прекращение жизни религия считает убийством или самоубийством. Врач не должен брать на себя функцию бога.
Светские противники «права на смерть» говорят об абсолютной ценности человеческой жизни: она в любой своей форме лучше, чем отсутствие всякой жизни, она есть благо, даже если превращается в сплошное страдание, люди в вегетативном состоянии тоже имеют право жить. Те, кто выступает против эвтаназии, говорят также о возможных злоупотреблениях со стороны родственников и врачей: одни могут желать человеку смерти из-за наследства, другие таким образом могут экономить бюджет.
Противники эвтаназии отмечают, что прекращение человеческой жизни для врачей противоестественно. Если «право на смерть» будет легализовано, появится опасность того, что врачи потеряют стимул для поиска новых препаратов и способов лечения.
Эвтаназия противоречит клятве Гиппократа?
Гиппократ писал: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла». Древнегреческий целитель считал, что врачи должны делать все, чтобы сохранить жизнь человеку, и сформулировал принцип «не навреди». Одновременно с этим в своей книге «Об искусстве» он так описал цель медицины: «Она совершенно освобождает больных от болезней, притупляя силу болезней, но к тем, которые уже побеждены болезнью, она не протягивает своей руки».
Медицинская этика и медицина в целом со времен Гиппократа изменились. Сейчас большое внимание уделяется развитию паллиативной медицины: разрабатываются программы поддержания качества жизни неизлечимых больных, которые помогают им дожить до своего естественного конца, не испытывая страшных страданий.
Саша Сулим
Москва