Тест по теме «О братьях наших меньших»
1. Кто автор стихотворения «Кошкин щенок»?
- Б.Заходер
- В.Берестов
- И.Пивоварова
- М.Бородицкая
2.Убери лишний персонаж.
- старик
- лошадь
- сова
- мыши
3. Узнай название рассказа по опорным словам.
Скрипка, ручей, щепка, музыка, медведь.
- «Музыкант»
- «Страшный рассказ»
- «Храбрый утёнок»
- «Ребята и утята»
4. Кто напугал детей в «Страшном рассказе»?
- ворона
- ёжик
- собака
- кошка
5. Кто из перечисленных авторов – поэт?
- Б.Житков
- М.Пришвин
- В.Бианки
- В.Берестов
6. Какое имя и отчество у Чарушина?
- Евгений Иванович
- Виталий Валентинович
- Михаил Михайлович
- Борис Степанович
7.Кто из писателей считает, что врачебное правило «Не навреди!» годиться для всех, кто бывает в лесах и полях?
- Н.Сладков
- М.Пришвин
- В.Бианки
- Е.Чарушин
8. Убери лишний персонаж.
- Алёша
- кошка
- стрекоза
- утята
9. Кто из писателей объездил полсвета – Россию, Европу, Азию, свободно говорил на многих языках, превосходно играл на скрипке и был искусным дрессировщиком?
- Н.Сладков
- В.Бианки
- Б.Житков
- М.Пришвин
10.Н. Сладков считает, что » природу может спасти только…»
- …наша доброта
- …наша любовь.
- … наше внимание.
- …наше понимание.
Проверочная работа
по разделу «О братьях наших меньших».
1. Отгадай загадки. Напиши из каких произведений эти герои.
1) Хозяин лесной
Посыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
М ________________________________________________________
2) Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
С __________________________________________________________
3) На сене лежит,
Сама не ест
И другим не даёт.
С ________________________________________________________
4) Вдоль по речке, по водице
Плывёт лодок вереница.
Впереди корабль идёт, за собою всех ведёт.
У _____________________с у_______________________________
5) Его не трогаю –
Идёт своей дорогою,
А прикоснёшься –
На иголку наткнёшься.
Ё__________________________________________________________
2. Кто из писателей считает, что «природу может спасти только наша любовь»?
3. Стрелкой соедини произведения и жанр, к которому они принадлежат.
«Ребята и утята», М.Пришвин
«Музыкант», В.Бианки а) Рассказ о животных
«Жила-была собака…», И.Пивоварова б) Сказка о животных
«Страшный рассказ», Е.Чарушин в) Стихотворения
«Кошкин щенок», В.Берестов г) Научно-познавательный
«Сова», В.Бианки текст
Тест по теме «Из детских журналов»
1. Какой из этих журналов не является детским?
а) «Ёж» в) «Чиж»
б) «Колобок» г) «Здоровье»
2. Как расшифровывается название журнала «Чиж»?
а) чрезвычайно интересная жизнь
б) честный интересный журнал
в) честный искренний журнал
г) чрезвычайно интересный журнал
3. Какое стихотворение Д. Хармс и С. Маршак написали вместе?
а) «Весёлые чижи» б) «Игра»
б) «Что это было?» в) «Весёлый старичок»
4. Кто автор стихотворения «Учёный Петя»?
а) Д. Хармс в) С. Маршак
б) А. Введенский г) Ю. Владимиров
5. Найди правильное значение слова «КОЧЕРЁЖКА»
а) кочерыжка в) кочка (маленькая)
б) кочерга г) загнутая палка
6. Как звучит настоящее имя Д. Хармса?
а) Даниил Ювачёв в) Даниил Хармс
б) Дмитрий Ювачёв г) Дмитрий Хармс
7. Кто автор стихотворения » Чудаки»?
а) Д. Хармс в) А. Введенский
б) Ю. Владимиров г) С. Маршак
8. Закончи пословицу. «Дерево смотри в плодах, а….»
а) … человек – в учёбе. в)… человека – в богатстве.
б)… человека – в красоте. г)… человека – в делах.
Прочитай текст. Выполни задания.
Слон сильный и умный
Слон большой, слон сильный и умный, это знают все. Домашний слон в Индии носит тяжёлые грузы, таскает воду и даже маленьких детей.
А вот увидеть стадо диких слонов не каждому удаётся. У слона почти нет врагов. Но если слон почует опасность, он крадётся тихо, как мышка.
Бывает, и у слоновой тропы свернётся кольцами гигантская змея питон и набросится на маленького слонёнка, который отстал от стада. Слонёнок завизжит, затрубит. Вмиг кинутся слоны спасать слонёнка. Всё стадо бегает кругом и топчет питона, как будто пляшет на нём. А уж когда спасут слонёнка, попадёт ему от матери-слонихи, чтобы слушался взрослых и не отставал от стада.
Задания:
1. Отметь лишнее утверждение. «Слон….»
а) большой в) сильный
б) умный г) слабый
2. Отметь верное утверждение. «Если слон почует опасность, он…»
а) убегает в)зовёт слонёнка
б) крадётся тихо, как мышка г)крадётся тихо, как кошка
3. Отметь значение слова гигантская(змея)
а) большая в) очень большая
б) слабая г) сильная
4. К какому жанру относится этот текст?
а) сказка в) загадка
б) рассказ г) басня
5. Какую работу может выполнять домашний слон? Коротко запиши.
Тест по теме «Писатели — детям» и «Я и мои друзья»
Вариант 2
1. Определи жанр произведения Н.Носова «Затейники».
- Былина
- Сказка
- Рассказ
- Стихотворение
2. Из какого произведения этот отрывок?
Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а там темно-темно!
- Н. Булгаков «Анна, не грусти!»
- Н.Носов «Затейники»
- В. Осеева «Волшебное слово»
- Ю. Ермолаев «Два пирожных»
3. Кто из приведённых ниже авторов – поэт?
- А. Барто
- Н.Носов
- Н. Булгаков
- В. Осеева
4. Знаешь ли ты имя и отчество Носова?
- Сергей Владимирович
- Самуил Яковлевич
- Николай Николаевич
- Фёдор Иванович
5. Отметь рассказ, который учит быть честным.
- Ю. Ермолаев «Два пирожных»
- В. Осеева «Почему?»
- В. Осеева «Волшебное слово»
- Н.Носов «Живая шляпа»
6. Подумай и ответь, что является частью книги.
- каталог
- писатель
- художник
Тест по теме «Писатели — детям» и «Я и мои друзья»
Вариант 1
1. Определи жанр произведения Ю. Ермолаева «Два пирожных».
- Былина
- Сказка
- Рассказ
- Стихотворение
2. Из какого произведения этот отрывок?
Лена сидела за столом и рисовала. Краски – зелёные, синие, красные – лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла руками.
- Н. Булгаков «Анна, не грусти!»
- Н.Носов «Живая шляпа»
- В. Осеева «Волшебное слово»
- Ю. Ермолаев «Два пирожных»
3. Кто из приведённых ниже авторов – поэт?
- В. Берестов
- Н.Носов
- В. Осеева
- Ю. Ермолаев
4. Знаешь ли ты имя и отчество Чуковского?
- Самуил Яковлевич
- Николай Николаевич
- Фёдор Иванович
- Корней Иванович
5. Какой из рассказов повествует о дружбе?
- Ю. Ермолаев «Два пирожных»
- В. Осеева «Почему?»
- Н. Булгаков «Анна, не грусти!»
- В. Осеева «Волшебное слово»
6. Подумай и ответь, что является частью книги.
- библиотека
- читальный зал
- писатель
- иллюстрация
Тест по теме «Писатели — детям»
1. Кто такой К. Чуковский?
- композитор
- поэт
- художник
- писатель
2. Какое стихотворение написала не А. Барто?
- «Мы не заметили жука»
- «Вовка – добрая душа»
- «Мой щенок»
- «В школу»
3. Кто такой прусак?
- чёрный паук
- большой паук
- чёрный таракан
- рыжий таракан
4. Как зовут мальчика, который «просыпался ночью десять раз»?
- Петя
- Вовка
- Саша
- Сергей
5. Какое из стихотворений учит тому, как преодолеть страх?
- «Мой щенок»
- «Мой секрет»
- «Сила воли»
- «Кот и лодыри»
6. Какому времени года радуются все в стихотворении «Верёвочка»?
- зиме
- весне
- лету
- осени
7. Подбери синоним к слову лодырь.
- Хулиган
- Болтун
- Весельчак
- лентяй
Проверочная работа по разделу «Писатели — детям»
1. Допиши названия стихотворений и укажи их авторов.
1) «_______________________________ горе», автор______________________________________
2) «Кот и ______________________________», автор______________________________________
3)»Сила _______________________________», автор______________________________________
4)»Вовка- _________________ ____________», автор______________________________________
5)»Мой ________________________________», автор______________________________________
6)»Мы не____________________ __________», автор______________________________________
2. Узнай рассказ по ключевым словам.
1) Строили, горка, скользко, песок, ступеньки. _________________________________
2) Комод, шляпа, котёнок, кочерга, картошка. __________________________________
3) Игры, домик, сказка, волк, «три поросёнка». ________________________________
3. Кто автор этих рассказов? Запиши.
4. Почему произведения писателей К. Чуковского, С. Михалкова, С. Маршака, А. Барто и Н. Носова объединены в один раздел? Найди ответ на стр.68 учебника и допиши своё мнение.
Контрольная работа к разделу «Писатели — детям»
Вариант 1
- Кто из поэтов является автором цикла «Игрушки»?
- А.Барто
- С.Михалков
- С. Маршак
- К.Чуковский
2. Почему мальчики не заметили, как шляпа накрыла котёнка?
- Они читали книгу.
- Они раскрашивали картинки.
- Они смотрели мультфильмы.
- Они играли в шашки.
- Какую ошибку совершил Котька?
- Еще раз залил горку водой.
- Сломал горку
- Посыпал горку песком.
- Испортил горку коньком.
- Вспомни стихи К.Чуковского «Радость» и «Путаница». Как называются такие маленькие стихи в устном народном творчестве?
- Сказки
- Пословицы
- Поговорки
- Небылицы
- В произведениях какого писателя есть герои: астроном Стекляшкин, Гунька, Мишка с его злополучной кашей?
- С.Михалкова
- С. Маршака
- К.Чуковского
- Н.Носова
6. Из какого произведения взяты строки?
Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом.
- «Живая шляпа»
- «На горке»
- «Затейники
- «Приключения Незнайки»
- Прочитай загадку К.Чуковского, выбери отгадку.
Красивые двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою-
Я с радостью белым зверям отдаю.
- Губы и зубы
- Глаза и ресницы
- Нос и рот
- Руки и ноги
8.Прочитай загадку С. Маршака , выбери отгадку.
Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожи мы, как братья,
Мы за обедом — под столом,
А ночью — под кроватью.
- Тапочки
- Носки
- Сапоги
- Ножки стула
Контрольная работа к разделу «Писатели — детям»
Вариант 2
- Кто из писателей является автором книги «От двух до пяти»?
А.Барто
С.Михалков
С. Маршак
К.Чуковский
2. Почему мальчики не стали больше играть в «три поросёнка»?
Они долго играли и им надоело.
Пришла мама и стала их ругать.
Они боялись, что кто-нибудь опять схватит за ногу.
Игра была скучная.
3.Почему Котька посыпал горку песком?
- Никак не мог взобраться.
- Решил навредничать.
- Чтобы никто не мог кататься с неё.
- Чтобы больше никто не падал.
- Какое из произведений
Проверочная работа по разделу «Люблю природу русскую»
- Соедини автора и отрывок из его стихотворения:
Снег теперь уже не тот,
Почернел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи…. А.Плещеев
…Чу, слышен голос звонкий.
Не это ли весна?
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна… Ф.Тютчев
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою… А.Блок
Зима недаром злиться,
Прошла её пора_
Весна в окно стучится
И гонит со двора… С.Маршак
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит… А. Плещеев
- Раздели эти произведения на 2 группы и дай общее название каждой группе.
Лиса и тетерев. ____________________ __________________
Весенние воды. _____________________ ___________________
Сельская песенка. ______________________ ____________________
Лиса и журавль. _______________________ ___________________
1. Исторические корни русских народных сказок
2. Классификация сказок. Характерные черты каждого вида
3. Методика работы со сказкой в детском саду
4. Анализ русской народной сказки «Колобок»
Список используемой литературы
1. Исторические корни русских народных сказок
Слово сказка известна с XVII века. До этого времени употребляли термин «байка» или «басень», от слова » бать», » рассказывать». Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, где осуждались люди, которые » сказки сказывают небывалые». Но ученые полагают, что в народе слово «сказка» употреблялось и раньше. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве их них не осталось никаких сведений. Однако, уже в 19 веке появились люди, которые поставили своей целью собрать и систематизировать устное народное творчество.
Ярким собирателем был А.Н.Афанасьев. С 1857 -1862 годы им создаются уже сборники русских народных сказок. Уже в 1884 году вышел сборник собирателя Д.Н. Содовникова » Сказки и предания Самарского края». В этом сборнике были записаны 72 текста от сказочника Абрама Новопльцева — простого крестьянина из села Повиряськино Ставропольского уезда. В репертуар данного сборника вошли сказки: волшебные, бытовые, сказки о животных.
В советский период начали выходить сборники, представляя репертуар одного исполнителя. До нас дошли такие имена: А.Н. Барышниковой (Куприяниха), М.М. Коргуева ( рыбака из Астраханского края), Е.И. Сороковикова ( сибирского охотника) и др.
В словаре В.И. Даля сказка определяется как «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание». Там же приводится несколько пословиц и поговорок, связанных с этим жанром фольклора: Либо дело делать, либо сказки сказывать. Сказка складка, а песня быль. Сказка складом, песня ладом красна. Ни в сказке сказать, ни пером описать. Не дочитав сказки, не кидай указки. Сказка от начала начинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается. Уже из этих пословиц ясно: сказка — вымысел, произведение народной фантазии — «складное», яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.
Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность («сказка ложь, да в ней намек»). Русская сказка — один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.
2. Классификация сказок. Характерные черты каждого вида
Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.
Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ее как одного из жанров устного народного творчества до сих пор остается открытой проблемой. Неоднородность сказок, обширный тематический диапазон, многообразие мотивов и персонажей, в них заключенных, несчетное количество способов разрешения конфликтов действительно делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной.
И все-таки расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что расценивается в ней как основное: установка на вымысел или стремление отразить действительность посредством вымысла.
Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.
На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так, при проблемно-тематическом подходе выделяются сказки, посвященные животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие.
Резко очерченных границ группы сказок не имеют, но несмотря на зыбкость разграничения, такая классификация позволяет начать с ребенком предметный разговор о сказках в рамках условной «системы» – что, безусловно, облегчает работу родителей и воспитателя.
На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:
1. Сказки о животных;
2. Волшебные сказки;
3. Бытовые сказки.
Рассмотрим подробнее каждый из видов.
Сказки о животных
Народная поэзия обнимала целый мир, ее объектом стал не только человек, но также и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, «образ жизни» и т.д. Отсюда живой, напряженный текст сказок.
Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая. Очевиден и позднее привнесенный басенный, притчевый смысл многих сказок о животных.
В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного. Например, медведь, ставший героем сказок, по представлениям древних славян, мог предсказывать будущее. Нередко он мыслился как зверь страшный, мстительный, не прощающий обиды (сказка «Медведь»). Чем дальше уходит вера в то тем, чем более уверенным в своих силах становится человек, тем возможнее его власть над животным, «победа» над ним. Так происходит, например, в сказках «Мужик и медведь», «Медведь, собака и кошка». Сказки существенно отличаются от поверий о животных — в последних, большую роль играет вымысел, связанный с язычеством. Волк в повериях мудр и хитёр, медведь страшен. Сказка же теряет зависимость от язычества, становится насмешкой над животными. Мифология в ней переходит в искусство. Сказка преображается в своеобразную художественную шутку — критику тех существ, которые подразумеваются под животными. Отсюда — близость подобных сказок к басням («Лиса и журавль», «Звери в яме»).
Сказки о животных выделяются в особую группу по характеру действующих лиц. Подразделяются они по типам животных. Сюда примыкают и сказки о растениях, неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть).
В сказках о животных человек :
1) играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза»);
2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).
Возможная классификация сказки о животных.
Прежде всего, сказка о животных классифицируется по главному герою (тематическая классификация). Такая классификация приведена в указателе сказочных сюжетов мирового фольклора, составленного Арне-Томсоном и в «Сравнительном Указателе Сюжетов. Восточнославянская сказка»:
Дикие животные.
Лиса.
Другие дикие животные.
Дикие и домашние животные
Человек и дикие животные.
Домашние животные.
Птицы и рыбы.
Другие животные, предметы, растения и явления природы.
Следующая возможная классификация сказки о животных – это структурно-семантическая классификация, которая классифицирует сказку по жанровому признаку. В сказке о животных выделяют несколько жанров. В. Я. Пропп выделял такие жанры как:
Кумулятивная сказка о животных.
Волшебная сказка о животных
Басня (аполог)
Сатирическая сказка
Е. А. Костюхин выделял жанры о животных как:
Комическая (бытовая) сказка о животных
Волшебная сказка о животных
Кумулятивная сказка о животных
Новеллистическая сказка о животных
Аполог (басня)
Анекдот.
Сатирическая сказка о животных
Легенды, предания, бытовые рассказы о животных
Небылицы
Пропп, в основу своей классификации сказки о животных по жанрам, пытался положить формальный признак. Костюхин же, в основу своей классификации, отчасти положил формальный признак, но в основном исследователь разделяет жанры сказки о животных по содержанию. Это позволяет глубже понять разнообразный материал сказки о животных, который демонстрирует разнообразие структурных построений, пестроту стилей, богатство содержания.
Третья возможная классификация сказки о животных является классификации по признаку целевой аудитории. Выделяют сказки о животных на:
Детские сказки.
Сказки рассказанные для детей.
Сказки рассказанные детьми.
Взрослые сказки.
Тот или иной жанр сказки о животных имеет свою целевую аудиторию. Современная русская сказка о животных в основном принадлежит детской аудитории. Таким образом, сказки рассказанные для детей имеют упрощенную структуру. Но есть жанр сказки о животных, который никогда не будет адресован детям – это т. н. «Озорная» («заветная» или «порнографическая») сказка.
Около двадцати сюжетов сказок о животных — это кумулятивные сказки. Принцип такой композиции заключается в многократном повторении единицы сюжета. Томпсон, С., Болте, Й. и Поливка, И., Пропп выделяли сказки с кумулятивной композицией в особую группу сказок. Кумулятивную (цепевидную) композицию различают:
С бесконечным повторением:
Докучные сказки типа «Про белого бычка».
Единица текста включается в другой текст («У попа была собака»).
С Конечным повторением:
«Репка» — нарастают единицы сюжета в цепь, пока цепь не оборвётся.
«Петушок подавился» — происходит расплетание цепи, пока цепь не оборвётся.
«За скалочку уточку» — предыдущая единица текста отрицается в следующем эпизоде.
Другой жанровой формой сказки о животных является структура волшебной сказки («Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» ).
Ведущее место в сказках о животных занимают комические сказки — о проделках животных («Лиса крадёт рыбу с саней (с воза), «Волк у проруби», «Лиса обмазывает голову тестом (сметаной) , «Битый небитого везёт» , «Лиса-повитуха» и т. д), которые влияют на другие сказочные жанры животного эпоса, особенно на аполог (басню). Сюжетное ядро комической сказки о животных составляют случайная встреча и проделка (обман, по Проппу). Иногда сочетают несколько встреч и проделок. Героем комической сказки является трикстер (тот, кто совершает проделки). Основной трикстер русской сказки — лиса (в мировом эпосе — заяц). Жертвами её обычно бывают волк и медведь. Замечено, что если лиса действует против слабых, она проигрывает, если против сильных – выигрывает. Это идёт из архаического фольклора. В современной сказке о животных победа и поражение трикстера нередко получает моральную оценку. Трикстеру в сказке противопоставлен простофиля. Им может быть и хищник (волк, медведь), и человек, и животное-простак, вроде зайца.
Значительная часть сказок о животных занимает аполог (басня), в которой выступает не комическое начало, а нравоучительное, морализующее. При этом аполог не обязательно должен иметь мораль в виде концовки. Мораль вытекает из сюжетной ситуаций. Ситуации должны быть однозначными, чтобы легко сформировать моральные выводы. Типичными примерами аполога являются сказки, где происходит столкновение контрастных персонажей (Кто трусливее зайца?; Старя хлеб-соль забывается; Заноза в лапе медведя (льва). Апологом можно также считать такие сюжеты, которые были известны в литературной басне с античных времён (Лиса и кислый виноград; Ворона и лисица и многие другие). Аполог — сравнительно поздняя форма сказок о животных. Относиться ко времени, когда моральные нормы уже определились и подыскивают для себя подходящую форму. В сказках этого типа трансформировались лишь немногие сюжеты с проделками трикстеров, часть сюжетов аполога (не без влияния литературы) выработал сам. Третий путь развития аполога — это разрастание паремии (пословицы и поговорки. Но в отличие от паремии, в апологе аллегория не только рациональна, но и чувствительна.
Рядом с апологом стоит так называемая новеллистическая сказка о животных, выделенная Е. А. Костюхиным. Новелла в животной сказке — это рассказ о необычных случаях с довольно развитой интригой, с резкими поворотами в судьбе героев. Тенденция к морализации определяет судьбу жанра. В нём более определённая мораль, чем в апологе, комическое начало приглушено, либо совсем снято. Озорство комической сказки о животных заменено в новелле иному содержанию — занимательному. Классический пример новеллистической сказки о животных — это «Благодарные звери». Большинство сюжетов фольклорной новеллы о животных складываются в литературе, а потом переходят в фольклор. Лёгкий переход этих сюжетов связан с тем, что сами литературные сюжеты складываются на фольклорной основе.
Говоря о сатире в сказках о животных, надо сказать, что литература некогда дала толчок к развитию сатирической сказки. Условие для появлении сатирической сказки возникает в позднем средневековье. Эффект сатирического в фольклорной сказке достигается тем, что в уста животных вкладывается социальная терминология (Лиса-исповедница; Кот и дикие животные). Особняком стоит сюжет «Ёрш Ершович», которая является сказкой книжного происхождения. Поздно появившись в народной сказке сатира в ней не закрепилась, так как в сатирической сказке легко можно убрать социальную терминологию.
Так в XIX веке сатирическая сказка непопулярна. Сатира внутри сказки о животных — это лишь акцент в крайне незначительной группе сюжетов о животных. И на сатирическую сказку повлияли законы животной сказки с проделками трикстера. Сатирическое звучание сохранилась в сказках, где в центре трикстер, а где была полнейшая нелепица происходящего, то сказка становилась небылицей.
Волшебные сказки
Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного «превращения», поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки «Снегурочка». «Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка». «Обращение» в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов.
В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.
Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.
В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения — старшее(царь с царицей и т.д.) и младшее — Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, т.е. отправка героя из дома.
Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.
Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).
Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.
В.Я. Пропп вскрывает однообразие волшебной сказки на сюжетном уровне в чисто синтагматическом плане. Он открывает инвариантность набора функций (поступков действующих лиц), линейную последовательность этих функций, а также набор ролей, известным образом распределённых между конкретными персонажами и соотнесённых с функциями. Функции распределяются среди семи персонажей:
антагониста (вредителя),
дарителя
помощника
царевны или её отца
отправителя
героя
ложного героя.
Мелетинский, выделяя пять групп волшебных сказок, пытается решить вопрос исторического развития жанра вообще, и сюжетов в частности. В сказке присутствуют некоторые мотивы, характерные для тотемических мифов. Совершенно очевидно мифологическое происхождение универсально распространённой волшебной сказки о браке с чудесным «тотемным» существом, временно сбросившим звериную оболочку и принявшим человеческий облик («Муж ищет изчезнувшую или похищенную жену (жена ищет мужа)», «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек» и др.). Сказка о посещении иных миров для освобождения находящихся там пленниц («Три подземных царства» и др.). Популярные сказки о группе детей, попадающих во власть злого духа, чудовища, людоеда и спасающихся благодаря находчивости одного из них («Мальчик-с-пальчик у ведьмы» и др.), или об убийстве могучего змея — хтонического демона («Победитель змея» и др.). В волшебной сказке активно разрабатывается семейная тема («Золушка» и др.). Свадьба для волшебной сказки становится символом компенсации социально обездоленного(«Сивко-Бурко»). Социально обездоленный герой (младший брат, падчерица, дурак) в начале сказки, наделённый всеми отрицательными характеристиками со стороны своего окружения, наделяется в конце красотой и умом («Конёк-горбунок»). Выделяемая группа сказок о свадебных испытаниях, обращает внимание на повествование о личных судьбах. Новеллистическая тема в волшебной сказке не менее интересна, чем богатырская. Пропп классифицирует жанр волшебной сказки по наличию в основном испытании «Битвы — Победы» или по наличию «Трудной задачи — Решение трудной задачи». Логичным развитием волшебной сказки стала сказка бытовая.
Бытовые сказки
Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть).
Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы.
Характерна пестрота «бытовых» сказок: социально-бытовые, сатирико-бытовые, новэллистические и другие. В отличии от волшебных сказок, бытовая сказка содержит более значимый элемент социальной и нравственной критики, она определеннее в своих общественных предпочтениях. Похвала и осуждение в бытовых сказках звучат сильнее.
В последнее время в методической литературе стали появляться сведения о новом типе сказок – о сказках смешанного типа. Конечно, сказки этого типа существуют давно, но им не придавали большого значения, так как забыли, насколько они могут помочь в достижении воспитательных, образовательных и развивающих целей. Вообще, сказки смешанного типа – это сказки переходного типа.
В них совмещаются признаки присущие как сказкам с чудесным миром, бытовым сказкам. Проявляются также элементы чудесного в виде волшебных предметов, вокруг которых группируется основное действие.
Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования.
Вера сказки в самоценность благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение Добра основаны так же и на призыве к мудрости, активности, к подлинной человечности.
Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, воспитывают чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом.
3. Методика работы со сказками в детском саду
Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Сказка окружает нас повсюду. Интерес психологов к сказке существует давно.
Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно – образного и наглядно – действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно психическим особенностям дошкольников.
Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее.
Понимание и проживание через сказку содержания свойственного внутреннему миру любого человека, позволяют ребёнку распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, понять их смысл и важность каждого из них.
Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Е.А.Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия.
Искусством рассказывания сказки должен владеть каждый воспитатель, т.к. очень важно передать своеобразие жанра сказки.
Сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Однако опыт опыту рознь. Можно просто рассказать историю, которая недавно произошла. А можно не просто рассказать интересный сюжет, но и сделать определенный вывод, или задать вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлениям о жизни. Именно такие истории являются особенно ценными, терапевтическими. В обычаях, сказках, мифах, легендах описаны основы безопасной и созидательной жизни. Главное – заронить в душу ребенка зерно осмысления. А для этого необходимо оставить его с вопросом внутри.
Современному ребенку мало прочитать сказку, раскрасить изображения ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмысливать сказки, вместе искать и находить скрытые значения и жизненные уроки. И в этом случае сказки никогда не уведут ребенка в реальность. Наоборот, помогут ему в реальной жизни стать активным созидателем. Когда начинаешь разгадывать сказочные уроки, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации – так и останется в пассиве. И если с ребенком размышлять над каждой прочитанной сказкой, то знания, зашифрованные в них, будут находиться не в пассиве, а в активе, не в подсознании, а в сознании. Тем самым удастся подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности.
Принципы работы со сказками:
Принцип | Основной акцент | |
Осознанность | Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. | Задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже не смотря на то, что на первый взгляд незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки. |
Множественность | Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов. | Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. |
Связь с реальностью | Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок. | Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях. |
Чтобы развить определённые качества и способности с помощью сказки, надо уметь преподать материал, чтобы принести наибольшую пользу детям. В книге Сухомлинского «Сердце отдаю детям» есть рекомендации, как следует читать детям. Сказки дети должны слушать в обстановке, которая помогает более глубокому восприятию сказочных образов, например, в тихий вечер в уютной обстановке, на природе. Рассказы должны быть яркими, образными, небольшими. Нельзя давать детям множество впечатлений, так как может притупиться чуткость к рассказанному. Не следует много говорить. Ребёнок должен уметь не только слушать слово воспитателя, но и молчать. Потому, что в эти мгновения он думает, осмысливает новое. Поэтому воспитателю надо уметь дать ребёнку подумать. По мнению Сухомлинского, это одно из самых тонких качеств педагога.
Сказки нужно использовать в воспитании детей, но возникает одна проблема: не затруднит ли сказка познания истинных закономерностей реальной жизни. Сухомлинский считает, что дети прекрасно понимают, что является волшебством, а что происходит в реальной жизни. Например, самый распространенный вид сказок, который рано становится известным ребенку,— сказки о животных. Звери, птицы в них и похожи, и не похожи на настоящих. Идет петух в сапогах, несет на плече косу и кричит во все горло о том, чтобы шла коза вон из заячьей избушки, иначе быть дерезе зарубленной («Коза-дереза»). Волк ловит рыбу — опустил хвост в прорубь и приговаривает: «Ловись, рыбка, и мала и велика! («Лиса и волк»). Лиса извещает тетерева о новом «указе» — тетеревам без боязни гулять по лугам, но тетерев не верит («Лиса и тетерев»). Легко усмотреть во всех этих сказках неправдоподобие: где это видано, чтобы петух ходил с косой, волк ловил рыбу, а лиса уговаривала тетерева спуститься на землю? Ребенок принимает выдумку за выдумку, как и взрослый, но она его привлекает необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и зверях. Больше всего детей занимает сама история: будет ли изгнана коза-дереза из заячьей избушки, чем кончится очевидная нелепость ловить рыбку хвостом, удастся ли хитрый умысел лисы. Самые элементарные и в то же время самые важные представления — об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности— ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Детям надо пережить борьбу зла и добра, понять, что в сказке отражены представления человека о правде, чести, красоте. Без сказок мир стал бы неинтересным.
В сказках много юмора. Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью! Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребенка легко утешить, но легко и огорчить. Плачет заяц у порога своей избушки, его выгнала коза. Ребёнку тоже грустно, ему жаль зайку. Петух прогнал козу — радости зайца нет конца. Весело и слушателю сказки. Малыш с горячим сочувствием следит за всем, о чем говорится в сказке: радуется победам Ивана-царевича, чудесам Василисы Премудрой, огорчается их невзгодам.
В особенности трогает ребенка судьба героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Действие в таких сказках часто совершается в семье. Говорили дочке отец с матерью, чтобы не ходила со двора, берегла братца, а девочка заигралась-загулялась— и братца унесли гуси-лебеди («Гуси-лебеди»). Братец Иванушка не послушал сестры — напился водицы из козьего копытца и стал козликом («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). Добрая сирота терпит гонения злой мачехи («Хаврошечка», «Морозко»). В развитие действия неизменно вносятся этические мотивировки: несправедливость становится источником страданий и злоключений, благополучные концовки всегда устраняют противоречия нормам справедливости. Сказка учит ребенка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо.
В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.
В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки для данной категории должны быть простыми в восприятии, с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию. Преимущество занимают сказки о животных. Знакомя малышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это – сказка. И постепенно малыши запоминают, что «Курочка Ряба», «Теремок» — это сказки. Перед чтением сказки можно провести дидактическую игру с участием героев сказки. Во время чтения воспитатель должен следить за реакцией детей. После чтения педагог спрашивает, понравились ли детям герои сказки. Дети данного возраста легко запоминают сказки.
В средней группе каждый месяц следует знакомить дошкольников с новой сказкой. Перед чтением сказки проводится соответствующая подготовка. В начале года детей следует знакомить с новыми словами, давая им объяснения: лавочка- деревянная длинная скамейка, скалочка- деревянная каталочка, которой раскатывают тесто ( в сказке «Лисичка со скалочкой») и др. Во втором полугодии с помощью упражнений необходимо выяснить, как дети понимают те или иные обороты речи, могут ли заменить слово
Страницы: 1 2
Сказка – «один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Сказкой называют различные виды устной прозы, отсюда разнобой в определении её жанровых особенностей. От других видов художественной эпики сказка отличается тем, что сказочник подаёт её, а слушатели воспринимают прежде всего как поэтический вымысел, игру фантазии. Это, однако, не лишает сказки связи с действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов, мотивов, образов» — говорится в Большой Советской Энциклопедии.
Имена персонажей русских народных сказок известны нашим читателям с детства и символизируют определенные архетипы, приобретая помимо собственных значений значения нарицательные.
Русские народные сказки, как и сказки других народов, характеризуются достаточно малым набором главных героев и наличием достаточно прочной схемы построения, а также, как и былина, наличием большого количества постоянных эпитетов.
Как схема построения, так и многие стандартные речевые обороты помогают рассказчику воссоздавать сказку.
Часто в начале следует присказка – коротенький смешной, часто абсурдные рассказик, прибаутка, не имеющая прямого отношения к сюжету. Она служит для введения слушателя в атмосферу сказки, настройки его на необходимую «волну» восприятия: «Это только присказка, а сказка впереди…» начинается сказка с зачина — «В некотором царстве, в некотором государстве», «Жили-были»… Для разбития сказки на логические отрывки используются и другие присказки: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Завершает сказку традиционный «пир на весь мир» традиционная же концовка: «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» или «И стали они жить-поживать, добра наживать…». Вариантов присказок, зачинов и концовок достаточно, чтобы сказитель смог выбрать из них наиболее подходящий к ситуации.
Помимо характерных оборотов, используются стандартные схемы структуризации рассказа: так, например, используется прием троекратного повторения: большинство событий происходит последовательно в трех вариантах, и эмфаза нарастете градуировано.
Построение сказки, таким образом, получается хорошо организованным и легко запоминающимся.
Слова «сказка» – более позднего происхождения, чем само явление сказки: в разговорном русском языке оно активно стало использоваться только в ХVII веке. До этого было другое — «басень» (от слова «баяти» — говорить, откуда пошли «бахарь», «баюн»- рассказчик, сказочник). Слово же «сказка» содержит и указание на акт повествования (древнерусское слово «казати» значит «совершать рассказывание», то есть говорить), и указание на оформление акта говорения; приставка «с» обозначает завершение действия.
Первые русские сказки зафиксированы в русских летописях. Это сказки «О Белгородском киселе», «О Никите Кожемяке,» «О княгине Ольге».
Первые записи русских сказок сделал иностранец — врач при дворе Ивана Грозного, а самое большое русское собрание сочинений сказок принадлежит А.Н.Афанасьеву, изданное в 50-60 годах прошлого века.
Обычно выделяют сказки:
— О животных.
— Волшебные.
— Авантюрные.
— Бытовые.
— Докучные.
1.Сказки о животных, по мнению филологов, развились из первых тотемных представлений о животных. Наиболее популярны в русском народе сказки о Волке и Лисе. Оригинальны, не повторяются в других сказках мира «Колобок», «Журавль и лиса», «Кот, петух и лиса», «Лубяная и ледяная хатка», «Журавль и цапля», «Медведь — липовая нога».
Одна из основных художественных особенностей этого вида сказки — олицетворение, когда то или иное животное наделяется определенными человеческими качествами: лиса – хитрая, медведь – жадный, заяц — трусливый. По композиции это самые простые сказки, как правило, описывающие анекдотический случай. По сути, в этих сказках животные обозначают людей, и ничего волшебного, в таком случае, в них нет.
2. Волшебные же сказки отличает наличие определенных магических возможностей у предметов (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы) или людей (танцы Василисы премудрой, после которых образуются озера и лебеди из остатков вина и еды), а так же самих необычных существ: Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Царевны-Лягушки.
3. Авантюрные сказки — о ловких похождениях героев. Главное событие здесь — препятствие и его преодоление (с помощью хитрости. обмана, ловкости, изворотливости ума..). Они похожи на волшебные сказки, но более заземлены: нет «тридевятого царства», есть реальное, с царевной, на которой надо бы жениться; жена, выручающая глупого мужа и так далее. Тема этих сказок — судьба, которую человек может перехитрить и обернуть себе на пользу..
4. Бытовые сказки (их называют еще и сатирическими), рассказывают о смешных историях из жизни людей. В них главное действующее лицо не сам персонаж, а его порок — лень, глупость, злость, алчность, болтливость, пьянство, который каким-либо образом наказывается или приводит к отрицательным последствиям. По жанру — это анекдот со всеми из него вытекающими художественными особенностями.
5. Докучные сказки – это жанр пародии на сказки традиционные, они часто бывают полные забавного абсурда и вызывают смех.
Стилистика сказок во многом напоминает былины: троичная композиция (зачин, средина, концовка), те же метафоры и сравнения, та же гипербола. Некоторые былины напоминают сказки, например, былины о Садко, Дунае, Илье Муромце и прочих, а некоторые сказки берут свое начало в былинах.