1.1. Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Она есть Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь, хранительница и подательница Святых Таинств во всем мире, «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). Она несет полноту ответственности за распространение Истины Христова Евангелия, равно как и полноту власти свидетельствовать о «вере, однажды преданной святым» (Иуд. 3).
1.2. Церковь Христова едина и единственна (св.Киприан Карфагенский. «О единстве Церкви»). Основанием единства Церкви – Тела Христова – является то, что у нее один Глава – Господь Иисус Христос (Еф. 5, 23) и действует один Дух Святой, животворящий Тело Церкви и соединяющий всех ее членов со Христом как с ее Главой.
1.3. Церковь есть единство «нового человека во Христе». Воплощением и вочеловечением Сын Божий «снова начал длинный ряд человеческих существ» (св.Ириней Лионский), создав новый, благодатный народ, духовное потомство Второго Адама. Единство Церкви превыше всякого человеческого и земного единства, оно дано свыше как совершенный и божественный дар. Члены Церкви объединены во Христе Им Самим, объединены, как виноградные лозы, укорененные в Нем и собранные в единство вечной и духовной жизни.
1.4. Единство Церкви преодолевает барьеры и границы, в том числе расовые, языковые, социальные. Благовестие спасения надлежит провозглашать всем народам, дабы привести их в единое лоно, объединить силой веры, благодатью Святого Духа (Мф. 28, 19–20; Мк. 16, 15; Деян. 1, 8).
1.5. В Церкви преодолевается враждебность и отчужденность, совершается единение в любви разделенного грехом человечества по образу Единосущной Троицы.
1.6. Церковь есть единство Духа в союзе мира (Еф. 4, 3), полнота и непрерывность благодатной жизни и духовного опыта. «Где Церковь, там и Дух Божий, и где Дух Божий, там и Церковь и всякая благодать» (св.Ириней Лионский. «Против ересей». книга 3. гл. XXIV). В единстве благодатной жизни заключается основание единства и неизменности церковной веры. Всегда и неизменно «учит Дух Святой Церковь через посредство святых отцов и учителей. Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться и изрекать ложь вместо истины: ибо Дух Святой, всегда действующий через вернослужащих отцов и учителей Церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения» (Послание Восточных Патриархов).
1.7. Церковь имеет вселенский характер – она существует в мире в виде различных Поместных Церквей, но единство Церкви при этом нисколько не умаляется. «Церковь, озаренная светом Господним, по всему миру распространяет лучи свои; но свет, разливающийся повсюду, один, и единство тела остается неразделенным. По всей земле она распростирает ветви свои, обремененные плодами; обильные потоки ее текут на далекое пространство — при всем том глава остается одна, одно начало, одна мать, богатая изобилием плодотворения» (св.Киприан Карфагенский. «О единстве Церкви»).
1.8. Единство церковное находится в неразрывной связи с Таинством Евхаристии, в котором верующие, причащаясь Единого Тела Христова, подлинно и действительно сочетаются во единое и кафолическое тело, в таинстве любви Христовой, в преображающей силе Духа. «Ведь если «все от одного хлеба приобщаемся”, то все одно тело составляем (1 Кор. 10,17), ибо Христос не может быть разделяем. Поэтому и телом Христовым называется Церковь, а мы – отдельные члены, по пониманию апостола Павла (1 Кор. 12, 27)» (св.Кирилл Александрийский).
1.9. Единая Святая Соборная Церковь есть Церковь Апостольская. Чрез богоустановленное священство дары Святого Духа сообщаются верующим. Апостольское преемство иерархии от святых апостолов есть основание общности и единства благодатной жизни. Отступление от законного Священноначалия есть отступление от Духа Святого, от Самого Христа. «Все последуйте епископу, как Иисус Христос – Отцу, а пресвитерству – как апостолам. Диаконов же почитайте как заповедь Божию. Без епископа никто не делай ничего, относящегося к Церкви. <…> Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь» (cв. Игнатий Антиохийский. Смирн. 8).
1.10. Только через связь с конкретной общиной осуществляется для каждого члена Церкви общение со всею Церковью. Нарушая канонические связи со своей Поместной Церковью, христианин тем самым повреждает свое благодатное единство со всем телом церковным, отрывается от него. Любой грех в той или иной мере удаляет от Церкви, хотя и не отлучает от нее полностью. В понимании Древней Церкви отлучение было исключением из евхаристического собрания. Но прием в церковное общение отлученного никогда не совершался через повторение Крещения. Вера в неизгладимость Крещения исповедуется в Никео-Цареградском Символе веры: «Исповедую едино Крещение во оставление грехов». 47-е апостольское правило гласит: «Епископ или пресвитер, аще по истине имеющего Крещение вновь окрестит… да будет извержен».
1.11. Этим Церковь свидетельствовала, что отлученный сохраняет «печать» принадлежности к народу Божию. Принимая обратно отлученного, Церковь возвращает к жизни того, кто уже был крещен Духом в одно Тело. Отлучая от общения своего члена, запечатленного ею в день его Крещения, Церковь надеется на его возвращение. Она рассматривает само отлучение как средство духовного возрождения отлученного.
1.12. На протяжении веков заповедь Христа о единстве неоднократно нарушалась. Вопреки богозаповеданному кафолическому единомыслию и единодушию в христианстве возникли разномыслия и разделения. Церковь всегда строго и принципиально относилась как к тем, кто выступал против чистоты спасительной веры, так и к тем, кто привносил в Церковь разделения и смуту: «К чему у вас распри, негодования, несогласия, разделения и брань? Не един ли у нас Бог и един Христос, и един Дух благодати, излиянный на нас, и едино звание во Христе? Для чего мы раздираем и расторгаем члены Христовы, восстаем против собственного тела, и до такого доходим безумия, что даже забываем, что мы друг другу члены» (св.Климент Римский. Послание к коринфянам. 1. 46).
1.13. На протяжении христианской истории от единства с Православной Церковью отделялись не только индивидуальные христиане, но и целые христианские сообщества. Некоторые из них исчезли в ходе истории, другие же сохранились на протяжении веков. Наиболее существенные разделения первого тысячелетия, сохранившиеся до сего дня, произошли после неприятия частью христианских общин решений III и IV Вселенских Соборов, в результате в отделенном состоянии оказались существующие доныне Ассирийская Церковь Востока, дохалкидонские Церкви – Коптская, Армянская, Сиро-Яковитская, Эфиопская, Малабарская. Во II тысячелетии за отделением Римской Церкви последовали внутренние разделения западного христианства, связанные с Реформацией и приведшие к непрекращающемуся процессу образованию множества христианских деноминаций, не находящихся в общении с Римским престолом. Возникали также отделения от единства с Поместными Православными Церквами, в том числе с Русской Православной Церковью.
1.14. Заблуждения и ереси являются следствием эгоистического самоутверждения и обособления. Всякий раскол или схизма приводят к той или иной мере отпадения от Полноты церковной. Разделение, даже если оно происходит по причинам не вероучительного характера, есть нарушение учения о Церкви и в конечном итоге приводит к искажениям в вере.
1.15. Православная Церковь устами святых отцов утверждает, что спасение может быть обретено лишь в Церкви Христовой. Но в то же время общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишенные благодати Божией. Разрыв церковного общения неизбежно приводит к повреждению благодатной жизни, но не всегда к полному ее исчезновению в отделившихся общинах. Именно с этим связана практика приема в Православную Церковь приходящих из инославных сообществ не только через Таинство Крещения. Несмотря на разрыв единения, остается некое неполное общение, служащее залогом возможности возвращения к единству в Церкви, в кафолическую полноту и единство.
1.16. Церковное положение отделившихся не поддается однозначному определению. В разделенном христианском мире есть некоторые признаки, его объединяющие: это Слово Божие, вера во Христа как Бога и Спасителя пришедшего во плоти (1 Ин. 1, 1–2; 4, 2, 9), и искреннее благочестие.
1.17. Существование различных чиноприемов (через Крещение, через Миропомазание, через Покаяние) показывает, что Православная Церковь подходит к инославным конфессиям дифференцированно. Критерием является степень сохранности веры и строя Церкви и норм духовной христианской жизни. Но, устанавливая различные чиноприемы, Православная Церковь не выносит суда о мере сохранности или поврежденности благодатной жизни в инославии, считая это тайной Промысла и суда Божия.
1.18. Православная Церковь есть истинная Церковь, в которой неповрежденно сохраняется Священное Предание и полнота спасительной благодати Божией. Она сохранила в целости и чистоте священное наследие апостолов и святых отцов. Она сознает тождественность своего учения, богослужебной структуры и духовной практики апостольскому благовестию и Преданию Древней Церкви.
1.19. Православие не является «национально-культурной принадлежностью» Восточной Церкви. Православие – это внутреннее качество Церкви, сохранение вероучительной истины, богослужебного и иерархического строя и принципов духовной жизни, непрерывно и неизменно пребывающих в Церкви со времен апостольских. Нельзя поддаваться искушению идеализации прошлого или игнорировать трагические недостатки или неудачи, имевшие место в истории Церкви. Образец духовной самокритики дают прежде всего великие отцы Церкви. История Церкви знает немало случаев ниспадения в ересь значительной части церковного народа. Но она знает также и то, что Церковь принципиально боролась с ересью, знает и опыт исцеления от ереси некогда заблудших, опыт покаяния и возвращения в лоно Церкви. Именно трагический опыт появления неправомыслия в недрах самой Церкви и борьбы с ним приучил чад Православной Церкви к бдительности. Православная Церковь, смиренно свидетельствуя о том, что она хранит истину, в то же время помнит обо всех исторически возникавших соблазнах.
1.20. Вследствие нарушения заповеди о единстве, вызвавшего историческую трагедию схизмы, разделившиеся христиане, вместо того, чтобы быть примером единства в любви по образу Пресвятой Троицы, стали источником соблазна. Разделенность христиан явилась открытой и кровоточащей раной на Теле Христовом. Трагедия разделений стала серьезным видимым искажением христианского универсализма, препятствием в деле свидетельства миру о Христе. Ибо действенность этого свидетельства Церкви Христовой в немалой степени зависит от воплощения проповедуемых ею истин в жизни и практике христианских общин.
«Сие творится в Мое воспоминание» (1Кор.11:24-25). Когда мы последовали этому призыву так, как указано в предыдущей главе, и Святые Дары благословлены, мы молимся вместе со священником, чтобы эти дары были «якоже быти причащающимся, во трезвение души, во оставление грехов, в приобщение Святого Духа, во исполнение Царствия Небесного, в дерзновение еже к Тебе, не в суд, или во осуждение».
После этого первыми поминаются праведники Ветхого Завета, жившие в вере о грядущем спасении, далее «апостолы, проповедники, евангелисты, мученицы, исповедники, воздержницы и всякие души праведные» — и из них первой «Богородица, Приснодева Мария», потом Иоанн Креститель и тот святой, в день которого Литургия совершается. Далее совершитель службы поминает верующих, усопших в надежде на жизнь вечную и воскресение.
Потом переходят к поминовению живых, всего мира, всей Церкви и мирской власти, упоминая по имени епархиального епископа, а также всех верующих, особенно путешествующих, недугуюших, страждущих, плененных, плодоносящих и тех, кто помнит бедных.
Во время произношения этих молитв мы можем почувствовать, как таинство искупления объединяет небесную торжествующую Церковь и еще воинствующую земную Церковь.
Совершитель богослужения заканчивает анафору прославлением Святой Троицы «едиными усты и единым сердцем», благословляет народ, возглашая: «И да будут милости Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами».
26 февраля 2020 22:03
Как сохранить единство православной церкви и выйти из кризиса, который спровоцировал Константинопольский патриарх, признавший раскольников на Украине? Об этом говорят сегодня на Всеправославном совещании в столице Иордании. Там собрались представители поместных церквей. В их числе — патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Встреча в Аммане — важнейшая для судеб мирового православия. Главы и представители шести поместных церквей приехали на нее в эти дни в столицу Иордании. Совещание открывает патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
«Перед нами, предстоятелями и представителями поместных церквей, стоит глобальная задача — созидание канонического порядка и единства церкви. Сейчас этому единству, законности в нашей Церкви брошен вызов. Очевидно, что здесь и сейчас мы не решим всех наших проблем. Но мы по крайней мере должны положить начало их открытому, объективному, непредвзятому обсуждению», — подчеркнул он.
Хашимитское королевство Иордания — каноническая территория Иерусалимской церкви. Именно здесь патриарх Феофил — предстоятель древнейшей в мире христианской кафедры — и взял на себя инициативу проведения этой важнейшей для мирового православия встречи.
Встреча предстоятелей и представителей православных церквей проходит в закрытом режиме. В зал совещания нам удалось попасть всего на несколько секунд. Это место патриарха Иерусалимского Феофила. А здесь сидит патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Ключевая тема — пути выхода из кризиса, который продолжает разрушать единство, после признания Константинопольским патриархом Варфоломеем украинских раскольников.
«Константинопольский патриарх утверждает, что он раскол уврачевал. Мы знаем, что это не так. Мы знаем, что раскол из-за его действий только углубился. Вторая проблема — это обсуждение вопросов, кто и как может предоставлять автокефалию. Константинопольский патриарх уклоняется от его решения, а точнее, теперь утверждает, что только он может давать автокефалию», — сообщил Иларион, митрополит Волоколамский, председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата.
Сам Варфоломей на встречу не приехал, хотя и был на нее приглашен в статусе первого среди равных. Под мощным давлением Константинополя и его политических кураторов на Западе, некоторые патриархи церквей в последний момент тоже были вынуждены на встречу не поехать. Однако их отсутствие не сделало совещание менее значимым. Тем более что другой равноценной переговорной площадки для решения проблем православия сегодня просто нет.
«Все основные существенные проблемы церковной жизни были упомянуты. Всё, что говорил и святейший патриарх Московский Кирилл и святейший патриарх Сербский», — отметил Ростислав, митрополит Чешских земель и Словакии.
Встреча в Аммане глав церквей, представляющих абсолютное большинство православной паствы планеты, ещё раз подчеркивает сомнительный статус автокефалии, предоставленной Варфоломеем украинским раскольникам.
В кулуарах глава единственной всеми признанной канонической церкви на Украине митрополит Онуфрий комментирует ход переговоров осторожно, но с далеко идущим оптимизмом: «Ведётся обсуждение, ещё ничего не завершено. – Как вы лично настроены? – Хорошо настроен».
Совещание в Аммане — лишь начало движения по выходу из общего кризиса. Процесс межправославных консультаций будет продолжаться. А значит, к нему будет примыкать все больше церквей.
Более 10 лет белорусские католики каждый год в конце января служат специальные экуменичные мессы о единстве христиан, сообщает sputnik.by
Экуменичная неделя молитв за единство всех христиан началась у белорусских католиков, в костелах проходят торжественные мессы, сообщили в Минско-Могилевской епархии Римско-католической церкви в Беларуси.
С 1966 года неделя молитв проводится более чем в 70 странах мира, в Беларуси отдельная экуменичная месса за единство христианских конфессий прошла 24 января 2008 года в архикафедральном костеле имени Святой Девы Марии. С тех пор экуменичная неделя в костелах страны проводится каждый год.
«Всю эту неделю, до 25 января в католических храмах будут возноситься экуменичные молитвы», — сообщили Sputnik в понедельник в РКЦ в Беларуси.
По словам собеседников агентства, принять участие в специальной экуменичной мессе по традиции приглашены представители православной конфессии, греко-католиков, лютеранской церкви, а также Апостольской нунциатуры в Беларуси.
Неделя молитв о единстве христиан проходит во всем мире в конце января, она завершается в день обращения в христианство апостола Павла — 25 января.
Римско-католическая церковь — это вторая по величине религиозная конфессия страны. Согласно переписи населения, католицизм исповедует более 15 процентов верующего населения страны. В РКЦ в РБ считают, что количество католиков в стране больше. Больше всего католиков проживает на западе страны, к примеру Гродненской области к католикам себя относит более 60 процентов взрослого населения. В Беларуси насчитывается более 500 католических храмов. В Беларуси официально названы основными конфессиями — православие, католицизм, иудаизм и ислам.
Не следует путать с унитаризмом , унитарным универсализмом , Объединенной церковью Христа или Церковью Объединения .
Единство ( новое религиозное движение )
Новое мышление христианства
Деревня Единства, Миссури
Чарльз и Миртл Филмор
1889
Канзас-Сити, Миссури , США
Часть серии статей о
Категории
- Религиозный портал
Единство , неофициально известное как Церковь Единства , — это организация, основанная Чарльзом и Миртл Филлмор в 1889 году. Она выросла из трансцендентализма и стала частью движения » Новая мысль «. Unity известна своим религиозным изданием Daily Word . Первоначально оно рассматривалось как «позитивное, практическое христианство», которое «учит эффективному ежедневному применению принципов Истины, которым учил и подтверждал Иисус Христос «, но теперь единство описывает себя как «для людей, которые могут называть себя духовными, но не религиозный «.