Страница 2 из 2. Список глав
Уже при первом знакомстве с древнерусским искусством становится заметна его последовательная обостренная нравственно-эстетическая ориентация. Особенно сильно она выражена в иконописи и русской книжности 11 — 17 веков. Древнерусский живописец в первую очередь считал себя воспитателем зрителей, их руководителем и наставником, то есть учителем нравственности.
Особое внимание летописцы уделяли красоте храмов, которую они усматривали не столько в архитектурном облике, сколько в украшавших храм предметах декоративно-прикладного искусства, культовых сосудах, иконах, воспринимаемых скорее в их декоративной функции, чем в сакральной. Летописцы, как правило, обращают внимание не на само изображение, но на расцветку иконы, ее драгоценное обрамление. Если вызантийцы оставили нам многочисленные многостраничные описания церковных мозаик и росписей, то ничего подобного на руси до 17 века мы не встречаем. Русичи лишь обозначают иконы и мозаики как «зело красные» и перечисляют их в одном ряду с золотом, жемчугами и дорогими каменьями в качестве украшения храмов.
Однако иконы имели и один весьма практический смысл. Древнерусская икона имеет уникальное свойство приводить зрителя в созерцательно-медитативное состояние, выводить его дух на уровень сверхсознания. Это состояние, близкое к тому, которое византийские мыслители называли «экстазом безмыслия». Иконы на Руси, видимо, нередко служили, ели так можно выразиться, объектами медитации.
Троица Андрея Рублева
Абстрактная, не облаченная в конкретноые чувственные формы искусства христианская духовность плохо воспринималась русичами, поэтому он в поисках духовной пищи обращался к искусству, и его красоте придавал большую значимость, чем это было принято в Византии. Искусство Древней Руси было основано на внешней красоте, за которой усматривали особую глубину, которая не поддается выражению словами, но ее можно хорошо прочувствовать. Ведь не случайно иконописцев (богомазов) в народе почитали мудрецами, а в искусстве видели проявление премудрости.
Если читать умели не все и книжная мудрость была доступна немногим, то «премудрость иконная» — каждому древнерусскому человеку. В представлении человека того времени настоящее искусство было неотделимо от красоты и мудрости. Художник почитался за то, что мог на основе дара мудрости созидать красоту.
Высшим выражением софийности (мудрости) в древнерусской живописи, несомненно, является искусство Андрея Рублева. Его художественный мир — это живописная философия гуманности, добра и красоты, философия всеобъемлющей гармонии духовного и материального начал, это оптимистическая философия мира, одухотворенного, просветленного и преображенного светом божественной Мудрости и чувством бесконечной всепроникающей любви.
Направленность древнерусского искусства на выражение высших духовных ценностей со временем привела к заметному повышению уровня абстрагирования художественного языка, увеличению степени условности выразительных средств и, в конечном счете, к высокому развитию художественного символизма, с которым мы встречаемся во всех видах древнерусского искусства. Все основные цвета и многие их сочетания, конструктивные элементы в архитектуре, жесты и позы персонажей в живописи несут символическую нагрузку в культуре средневековой Руси. Более того, во многих произведениях древнерусского искусства как бы фокусировался весь сущностный потенциал духовной культуры того времени, то есть они выступали целостными художественными символами своей эпохи. В качестве предельного образца таких символов служит нам «Троица» Андрея Рублева, а также росписи Дионисия в Ферапонтовом монастыре. Без понимания этого феномена многое остается непонятным современному человеку в художественно-эстетическом мире Древней Руси.
Росписи Дионисия Ферапонтовского
Так в процессе исторического формирования средневекового типа художественного эстетического сознания соответственно художественной практики своего времени складывался художественный канон. Он закрепил наиболее адекватную идеалам систему изобразительных приемов. Канон сложился из определенного набора сущностей, семантики художественных образов. Один образ может нести в себе информацию, которая сравнима с несколькими страницами рукописного текста. Художниками была создана система символов наиболее полно и емко выражавших основные значимые элементы духовного содержания. Канон выступал как бы первым уровнем выражения художественного символа. У иконографического канона древнерусского искусства был византийский прототип. Но в византийском каноне закреплены визуализированные идеи в платоновской философии, архетипические схемы, или лики изображаемых персонажей и событий. В древнерусском же искусстве канон выступал главным хранителем предания, традиции.
Канон являлся конструктивной основой художественного символа, однако не был основным носителем эстетического значения. Сутью художественного творчества мастера была в сосредоточении всех свои творческих сил на решении чисто художественных задач. Пусть канон ограничивал художника в выборе сюжета и тематики или общей линии композиции, зато предоставлял неограниченные возможности в области средств художественного выражения — цвета, формы, линейного ритма в живописи.
Каноничность фактически обесценивает мир материальных ценностей и неумолимо ориентирует искусство на проникновение в мир духовный и на выражение его художественными средствами.
- Глава 1: «Древнерусское искусство и эстетическое сознание»
Ико́на (ср.-греч. εἰκόνα от др.-греч. εἰκών «образ», «изображение») — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания, у православных и католиков закреплённого постановлением Седьмого Вселенского собора 787 года.
В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, развёденным с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками. Однако с богословской и религиоведческой точки зрения иконами являются также мозаичные, живописные и скульптурные изображения в любой художественной манере, если им воздается установленное Седьмым Вселенским собором почитание.Тайна иконы
Различие картины и иконы – не просто различие двух художественных школ. В нем сказывается существенное расхождение именно молитвенного опыта.
Содержание
Образ и подобие Господа
Мир Веры. Об участии в жизни Церкви и о церковных праздниках
Иконы, появившиеся без участия человека (см. Нерукотворные иконы). Проявление милости Божией, Пресвятой Богородицы, ангелов и святых.
Иконопись может быть первооткрывателем в развитии литургических искусств – епископ Троицкий Панкратий
Иконы кисти ниже перечисленных святых
Первые рукописные иконы были посвящены Пресвятой Богородице, как и это песнопение:
«О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь,
Ангельский собор и человеческий род,
Освященный Храме и Раю Словесный,
Девственная похвало. из Неяже Бог воплотися
И Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш.
Ложесна бо Твоя Престол сотвори.
И чрево Твое пространнее небес содела.
О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе»
Святой Иоанн Дамаскин (Деятельность Иоанна Дамаскина. Иконописный канон.)
Главные труды Леонида Александровича Успенского («Богословие иконы Православной Церкви» и «Смысл икон»)
Псалтырь Пресвятой Богородице
Святые апостолы Иоанн Богослов и Лука издревле считаются покровителями иконописцев.
Молитвы о помощи в иконописании
«О святый апостоле и евангелисте Иоанне Богослове! Ты, припадавший ко Христу на Тайной Вечере, даруй мне знание и помоги писать богоугодно, как ты помог тому пастуху, что чертил на песке твой образ. Аминь.».
«О, преславный апостоле Луко, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услышь чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.»
Вселенские святые-иконописцы: Св. апостол и евангелист Лука (Иконы святого апостола и евангелиста Луки), апостол Анания, св. Никодим, епископ Мартин, Мефодий, епископ Моравский, Царь Мануил Палеолог, Лазарь, епископ Евандрийский, Герман, патриарх Цареградский, препод. Иероним Палестинский, препод. Лазарь Константинопольский (Иконы святого Лазаря Константинопольского).
Святые-иконописцы Руси: св. Алимпий Киево-Печерский (Иконы святого Алипия Киево-Печерского), Григорий Киево-Печерский, Андрей Рублев (Иконы святого Андрея Рублева) и Даниил (Черный) (Иконы святого Даниила Радонежского по прозванию Черного) Радонежские, препод. Иоаким Шартомский (Иконы святого Иоакима Шартомского),митрополит Киевский и всея Руси Петр (Иконы святого митрополита Петра), Макарий митрополит Московский и всея Руси (Иконы, поновленные святым митрополитом Макарием), Афанасий митрополит Московский и всея Руси (Иконы святого Митрополита Московского и Всея Руси Афанасия), Федор архиепископ, Ростовский чудотворец (Иконы архиепископа Ростовского Феодора), препод. Дионисий Глушицкий (Иконы святого Дионисия Глушицкого), св. Антоний Сийский (Иконы святого Антония Сийского), Андреян, игумен Пошехонский и Вологодский чудотворец, препод. Отец Игнатий Иконописец (Иконы святого Игнатия Иконописца), Преподобный Антоний пресвитер, 12 греческих строителей Успенского собора Киево-Печерской Лавры, св. Геннадий Черниговский (Иконы святого Геннадия Черниговского).
Возможно будут канонизированы как святые:
иконописцы из монастырей Афона отцы Иамвлих, Иероним, игумен Серафим, игумен Герасим с братией, архидиакон Лукиан, иеромонах Василий, иеросхимонах Антоний, иеросхимонах Пантелеимон с братией, монах Феодорит, живописцы, трудившиеся на Афоне Макарий, Михаил Васильев,Федор Малявин (Тайна афонских иконописцев: почему иконы становятся чудотворными), Феофан Критский (Стрелидзас) (Иконы Феофана Критского (Стрелидзас) ), иконописец Мануил Панселин (Иконы Мануила Панселина), иеромонах Арсений Хитроша (Икона иеромонаха Арсения Хитроша), иконописец Дионисий (Фрески Дионисия),
иконописец Оружейной Палаты Кирилл Уланов (Иконы работы Кирилла Уланова), иконописец Григорий Журавлев (Иконы Григория Журавлева), Вера Молчальница, Архимандрит Антонин (Капустин) (Икона кисти архимандрита Антонина (Капустина)), иеромонах Алипий (Константинов) (Иконы Иеромонаха Алипия (Алексея Константинова) ), иеромонах Даниил (Иконы иеромонаха Даниила (Болотова)), Архимандрит Алипий Псково-Печерского монастыря (Икона Архимандрита Алипия Псково-Печерского), сестра Иоанна (Иконы сестры Иоанны (Рейтлингер) ), Мария Соколова (Иконы Марии Соколовой), Леонид Успенский (Иконы Леонида Успенского), инок Григорий (Иконы инока Григория (Григория Круга)).
Проект «100 символов Карелии» продолжает большой материал об иконах, сохранившихся в Карелии. Самые ценные из нескольких тысяч дошедших до нас икон — древние экземпляры XIV-XV веков. В них — живописные традиции древнего Новгорода и самобытные северные черты, поэтому искусствоведы называют наши иконы «северными письмами». От специалистов они требуют особого режима хранения. От зрителя — умения читать иконографические символы, знания основ православной культуры и истории.
Традиции древних мастеров в Карелии продолжают современные иконописцы. Дмитрий Юдов, приступая к работе, всегда старается объяснить заказчику, что традиционные древние иконы — самые красивые и правильные. По мнению мастера, именно они больше всего напоминают первообраз изображенного на них святого человека. Дмитрий считает, что современные иконописцы должны продолжать традиции древних — в их сдержанности, профессионализме и трепетном отношении к образцам.
Дмитрий Юдов. Фото: «Республика» / Любовь Козлова
«Людям, конечно, понятнее более поздняя иконопись, периода упадка — когда начиная с XVI века под влиянием западной живописи стала «портиться» традиционная икона. В иконописи появилось больше живописности, манерности. Но, на мой взгляд, иконы в таком стиле — это уже и не совсем иконы, скорее картины на библейскую тему. Настоящие иконы — как раз те, древние, что сохранились в музеях, в том числе и здесь, на севере — наши «северные письма». А еще произведения современных иконописцев, которые стараются следовать традиции и писать иконы в древнерусском стиле. Такая иконопись, с одной стороны, простая и минималистичная, но с другой стороны, в ней нет ничего лишнего. Древние мастера творили с молитвой, следуя канону. Например, Андрей Рублев и его сподвижник Даниил Черный, или чуть позже Дионисий. Так же работали мастера Обонежья — в духе Рублева, — говорит Дмитрий Юдов. — Когда декоративные элементы начали выпячиваться, выходить на передний план: жемчуга, камешки, узорчики — лики на иконах стали уже не такие одухотворенные, не такие красивые, на мой взгляд. А ведь в лике — вся суть.
В иконе главное — духовная составляющая, влияние на душу человека, который молится. Мой первый учитель говорил: все святые, которых я рисую, если я все правильно делаю, с благоговением,- то они мои предстатели на небе, мои молитвенники. В день Страшного суда эти святые будут моими заступниками».
Икона Святой великомученицы Екатерины. Автор — Дмитрий Юдов. Фото: «Республика» / Любовь КозловаЭскиз росписи храма в Спасской Губе. Фото: «Республика» / Любовь КозловаЭскиз росписи храма в Спасской Губе. Фото: «Республика» / Любовь Козлова