ДОБРО И ЗЛО > Статьи и отрывки
Ю. Новиков
Доброта ― это добро?
Из книги «Добро и зло в нашей жизни. Вопросы и ответы»
На первый взгляд, вопрос, вынесенный в заголовок, имеет ясный и однозначный ответ. Конечно, доброта — это добро, недаром же эти два слова отличаются только двумя буквами. Конечно, человеку, желающему делать добро, служить добру, обязательно должна быть присуща доброта. А доброта — это бескорыстное самоотверженное стремление помочь другому; это нежелание мешать, вредить другим; это забота об интересах других.
Однако, если начать разбираться подробнее, выяснится, что доброта и добро — вовсе не одно и то же, между ними есть очень важные отличия, которые заставляют усомниться в правильности первоначального вывода. Более того, выясняется, что далеко не всегда доброта служит добру.
Как известно, добро — это гармония мира, то есть понятие абсолютное, неизменное, не зависящее от чьих-то взглядов или точек зрения. Добра не может быть слишком много, добро никогда не оборачивается злом (то есть разрушением гармонии мира). А вот о доброте этого сказать нельзя. Для доброты очень важны направление её применения и правильная расстановка приоритетов. Надо всегда анализировать, кому помогать, кому не мешать, о чьих интересах заботиться.
Простейший пример. Допустима ли доброта по отношению к болезням и паразитам, поражающим, разрушающим человека? Нужно ли помогать вирусам и болезнетворным бактериям? Нужно ли заботиться об интересах глистов, вшей, клопов? Ведь они, как и мы, тоже живые, тоже борются за жизнь, тоже стремятся оставить потомство, обеспечить себе комфортное существование. Очевидно, что в данном случае наша «доброта» неуместна, служит не добру, а злу (болезням, паразитизму). Её результат только один — разрушение человека или даже его смерть. И нужна здесь не доброта, а жёсткая бескомпромиссная борьба на полное уничтожение.
Пример чуть сложнее. Допустима ли доброта по отношению к преступникам, паразитам общества? Нужно ли, например, помогать чиновнику, разворовывающему государственные деньги, берущему взятки? Ведь он тоже человек, у него есть семья, дети, дом, сад. Ведь он создаёт рабочие места для своей прислуги. Ведь он вовремя и грамотно готовит нужные другим чиновникам бумаги. Ведь он платит налоги и поддерживает банковскую систему, храня на счетах свои миллионы. Так, может, не надо ему мешать? Может, надо заботиться о его интересах? Может, надо проявлять к нему доброту? Но тогда общество просто погибнет. Тогда не хватит денег на самое необходимое — медицину, образование, науку, продовольствие и т.д. «Доброта» в данном случае — это преступное бездействие, потворство злу, разрушение общества и мира, а вовсе не добро. И нужно здесь опять же жёсткое пресечение воровства и коррупции, беспощадное наказание, как минимум — конфискация имущества.
Последний пример. Допустим, у какого-то человека дети уже неделю ничего не ели. И вот он сидит на крыльце своего дома и думает, убить ли ему курицу, бегающую по двору. Стоит ли кормить детей такой страшной ценой? Или к курице надо проявить доброту, надо помочь ей выжить, вывести цыплят, построить ей новый курятник? Может, не надо мешать ей жить, надо заботиться о её интересах? А дети, между тем, уже начинают пухнуть с голоду, уже не могут подняться с кроватей. К чему приведёт такая «доброта»? Очевидно, что не к добру, так как жизнь человека гораздо важнее для мира, чем жизнь курицы. И нужны здесь жёсткие, но необходимые действия, спасение людей ценой убийства курицы.
Вывод очень прост. Не надо отождествлять доброту с добром. Добро всегда неизмеримо важнее. И свою доброту надо применять с умом, надо смотреть, не является ли она просто глупостью, пассивностью, нежеланием разбираться в законах мира, стремлением упростить мир, свести своё поведение к некой раз и навсегда выбранной схеме. Такая бездумная «доброта» нужна лишь силам зла, и именно они хотят нам подсунуть суррогатную «доброту» вместо истинного добра.
ДОБРО И ЗЛО > Статьи и отрывки
Что же это за понятие? Доброта — это гуманность к людям, любовь и забота к окружающим. Явный признак доброты — это сознательное проявление добра, полезных дел, не требующих что-либо взамен.
Окружающие… Lainnya относятся друг к другу по-разному. Одни проявляют внимание и теплоту к другим, а вторые не показывают никакой заинтересованности к проблемам того или иного человека. Наличие второго типа людей на нашей планете крайне печально, ибо присутствие равнодушных, безразличных ко всему людей вселяет отрицательные качества в души молодых поколений, что постоянно взаимодействует с этими жителями. После такого воздействия на светлые умы, человек превращается в бездушное существо, которого, кроме своих сложностей, ничего не интересует. А это очень трагично осознавать.
К глубокому сожалению, многие забыли о понятии «доброта», что испокон веков значило проявление участия к трудностям других людей. За добротой значится то, что в любой ситуации важно помогать нуждающемуся в поддержке человеку, если нужно, то проявить заботу, внимание к окружающим. Следует понимать, что на доброту способен только сильный человек, ибо слабому в тягость, что-либо предпринимать не в выгоду себе. И людей, что творят добрые дела, называют личностями! Они могут понять страдания любого отчаявшегося в жизни человека, способны сочувствовать, сопереживать. А таких людей затруднительно сыскать в современном мире, так как он содержит в себе жителей разных взглядов и принципов.
Люди же, что не желают иметь в своём сердце такое прекрасное качество, как доброта, не представляют собой ровным счетом ничего, ибо их существование является бессмысленным. Они зажаты, тщеславны, равнодушны. Иметь такие негативные качества, значит быть отчуждённым от этого мира, так как на планете должно царить добро. Это мы знаем ещё из сказок, где зло всегда отдает победу добру, потому что так принято и так правильно. С этим ничего не поделаешь. Не способен на такое возвышенное чувство, значит, ты несчастен. Твоя судьба не имеет должного смысла в жизни, что очень обидно и печально.
Воспитывать доброту необходимо с раннего детства. Это и очевидно, ибо все сталкивались с такой ситуацией, как проезд в автобусе, где важно сообразить: нужно уступить старшему поколению место, иначе это считается не проявлением уважения. За это должно быть стыдно не родителям, а ребенку, который не сумел вовремя усвоить жизненный урок.
Так, доброта — это качество, которое означает проявление заботы и участия к переживаниям людей. Доброту обязан носить в своём сердце каждый человек на Земле! Тогда и мир изменится!
Каникулы маленькой панды
Я сегодня сама доброта,
Я сегодня никого не убью.
Через час я уеду туда,
Где на теплом на песочке посплю.
И никто не достанет меня
И никто не найдет,
Не заметит и мимо пройдет.
Я знаю как мне время убить
Я на рельсы часы положу
И на прощанье даже не погляжу,
Хотя, потом, я знаю, время будет мстить.
Но пока я вне пределов его,
Я тихонько буду слушать волну
И спокойно, спокойно усну.
Мне приснится сиреневый рай,
Мне приснится песня новой волны,
И речной песок шепнет мне: «Летай»,
И я буду летать, и я буду летать,
Я люблю эти сны.
Аккорды
A A7 D*
Я сегодня сама доброта,
D7* A
Я сегодня никого не убью.
A A7 D*
Через час я уеду туда,
D7* B C#
Где на теплом на песочке посплю.
Fm# B7
И никто не достанет меня
Fm# B7
И никто не найдет,
A E A C
Не заметит и мимо пройдет.
Я знаю как мне время убить
Я на рельсы часы положу
И на прощанье даже не погляжу,
Хотя, потом, я знаю, время будет мстить.
Но пока я вне пределов его,
Я тихонько буду слушать волну
A E D F
И спокойно, спокойно усну.
Мне приснится сиреневый рай,
Мне приснится песня новой волны,
И речной песок шепнет мне: «Летай»,
И я буду летать, и я буду летать,
Я люблю эти сны.
Примечание: D* — 222000, D7* — 202000
«Воспитание доброты в семье»
Добро – нравственная категория, отражающая поведение людей, содействующая росту человечности между ними. «Добро и зло асимметричны по отношению друг к другу. Добро не ссылается на зло в подтверждение своей правоты, а зло всегда выдает за свое оправдание то или иное добро» (С.Лем). В идее добра лежит стремление человека и человечества к совершенству.
Мнение родителей. Родители считают доброту одним из важных качеств, которое нужно воспитывать с детства, однако обобщают и постепенно заменяют данное понятие на определение «хороший ребенок». Об этом свидетельствуют результаты блиц опросов детей: «Добрый человек – хороший человек», «Быть добрым человеком – значит помогать кому-то», «Это когда не злятся, не ругаются». Понятие «добрый» и «хороший» для детей означает практически одно и то же: «Мама хорошая и добрая, когда не сердится, разрешает побегать и покупает игрушки, сладости и машинки, папа добрый, когда разрешает сесть ему на шею, играет вместе с нами, смешит и т.д.». главным критерием проявления доброты ребенок считает, по-видимому, доброжелательное внимание и проявление заботы со стороны взрослого. Этого родители часто не замечают. Кроме того, в определении самостоятельных проявлений данного качества со своей стороны дети часто затрудняются. На просьбу привести примеры своих добрых поступков они рассказывают, как помогают дома своим мамам и бабушкам: моют полы вместе, готовят ужин и т.д., т.е. взрослый в их высказываниях практически всегда выступает соучастником проявления доброты.
Мнение специалистов. Для детей дошкольного возраста понятие «быть добрым» неразделимо с понятием «быть хорошим», т.е. идеальным в глазах взрослых и ровесников, однако реальное поведение детей может не соответствовать этому идеалу, расходиться с представлением об «идеальном» образе себя. При этом характерно, что большинство детей продолжают оценивать себя как «хороших» только потому, что момент нарушения нравственных норм не был зафиксирован взрослым. Более того, при выборе: «Каким ты хочешь быть, когда вырастешь: сильным, добрым, красивым или умным?» очень мало детей выбирают: «Быть добрым» (около 15-20%). Об этом стоит задуматься родителям.
Попробуйте задать детям следующие вопросы:
Что такое доброта?
Что значит выражение «быть добрым человеком»?
Зачем это нужно в жизни?
Ты добрый человек? Приведи примеры добрых поступков.
Рекомендация для родителей: «Как воспитать ребенка добрым»
Задумывались ли вы, что доброту в ребёнке нужно целенаправленно воспитывать? Вовсе не важно, как ребёнок себя ведёт, послушный он и ласковый или агрессивный и капризный. В любом случает воспитанию в детях доброты нужно уделить большое внимание.
Доброта — это не только чувство, способность сопереживать и дарить свою любовь, внимание и заботу. Доброта — это ещё и степень осознанности. А осознанное отношение к жизни и всему окружающему можно воспитать. Надо сказать, что если родители сами не очень-то проявляют свои добрые чувства, то сложно будет воспитать эти чувства и в ребёнке. Поэтому, воспитание детей лучше всего начать с себя.
Доброта воспитывается не только своим собственным примером, своим отношение к ребёнку, но и с помощью определённых занятий. Такие занятия знакомы каждому — это чтение сказок и рассказов, просмотр добрых детских фильмов и т.п. Но можно эти занятия сделать более полными и целенаправленными.
Уделите ребёнку внимание, прочитав с ним какую-нибудь сказку или посмотрев мультфильм, обязательно порассуждайте с ним, о том, что он понял, объясните ему мораль этой истории, поясните некоторые неизвестные ему понятия. На самом деле это не занимает много времени и не требует каких-то особых усилий. Это простые естественные вещи, которые должны выполнять родители. Проблемы с детьми возникают тогда, когда сами родители забывают о таких простых вещах, как внимание и забота о детях, когда они перекладывают свою ответственность на воспитателей и педагогов. Воспитание детей начните с себя!
Воспитывая в ребенке доброту, мы воспитываем его для того, чтобы он был счастливым. Воспитывать доброту в ребенке нужно, конечно, прежде всего, любовью. Ребенок, которого родители любят не на словах, а на деле, никогда не вырастет злым. Однако, существует еще несколько принципов, которых стоит придерживаться, если мы хотим воспитать в ребенке отзывчивость и доброту.
1. Принцип справедливости.
Ожесточенность и озлобленность в ребенке формируются тогда, когда родители постоянно нарушают принцип справедливости по отношению к нему. Так, к примеру, родителям следует помнить, что наказание за проступок должно быть адекватно проступку. Если ребенок получил плохую оценку, это не конец света. Не следует спускать на него за это всех собак, образно выражаясь. Не стоит несколько дней третировать ребенка за небольшой проступок. Чаще всего обычного воспитательного разговора вполне достаточно. Несправедливые наказания западают ребенку в память и ожесточают его.
2. Принцип уважения.
Никогда не унижайте ребенка. Не нужно задевать его чувство собственного достоинства. Это плохой метод воспитания. Не нужно обзывать ребенка, говорить, что он самый тупой на свете, сравнивать с другими детьми. Тем более, никогда не следует этого делать при его друзьях, и вообще при посторонних.
3. Принцип равенства.
Это очень важный принцип воспитания в ребенке доброты, отзывчивости, и воспитания в принципе. Вы должны стараться относиться к поступкам вашего ребенка также, как относитесь к таким же поступкам со стороны взрослых членов вашей семьи. Поясним. Если ваш ребенок разбил тарелку, вы должны, прежде всего, подумать о том, чтобы вы сказали, если бы тарелку разбил не ребенок, а, скажем, ваш муж, или жена. Вы бы кричали на взрослого человека из-за разбитой тарелки? Если вы — адекватный человек, то нет. Тогда с какой стати, вы должны кричать на своего ребенка из-за разбитой тарелки? Ни в коем случае не должны. Иначе нарушается принцип равенства. Рано, или поздно, систематическое нарушение этого принципа приводит к конфликтам с ребенком. Особенно с подростком.
4. Принцип собственного примера.
Наиболее понятный, но наиболее сложный для осуществления принцип. То, чему вы учите ребенка, не должно быть пустым звуком. Ребенок должен видеть, что его родители живут по таким же правилам и ценностям, которые они внушают ему. Если вы учите ребенка никогда не врать, то ребенок никогда не должен быть свидетелем того, как вы сами говорите неправду. Если вы учите его быть добрым и милосердным, то и сами должны показывать пример этого. Помочь нищему на улице, бедной старой соседке, не отказывать в помощи друзьям и так далее.
Книги о доброте, которые следует прочитать для детей:
Сказки В.Сутеева, замечательные рассказы для детей Вы найдёте у: В.Осеевой, Льва Толстого, Пришвина, Сладкова, Е. Шварц «Сказка о потерянном времени», Сельма Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями», В. Драгунский «Денискины рассказы», Холли Вебб написала трогательные истории про зверят, Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».
Мультфильмы о доброте, которые можно показать детям:
«Подарок для самого слабого»
«Просто так»
«Крепыш»
«Цветик-Семицветик»
«Крошка Енот»
«По дороге с облаками»
«Поросенок Фунтик»
«Мама для мамонтенка»
«Ежик и девочка»
Игры, воспитывающие чувство доброты в детях:
Игры для детей от полутора до трех лет:
«Маленький помощник»
В этом возрасте уже можно привлекать ребенка к домашним хлопотам. Небольшие и несложные обязанности обрадуют его и научат приносить пусть маленькую, но пользу. Поиграйте в маминого помощника. Покажите, как вытирать пыль салфеткой, уберитесь вместе в детской, полейте комнатные растения. Ведь польза – еще одно проявление доброты.
«Праздничный букет»
Собирайте во время прогулок красивые букеты. Это могут быть осенние листья и рябиновые ветки, полевые цветы или веточки вербы. Пусть ребенок сам решит, кому он их подарит – соседской девочке, бабушке или старшей сестренке. Если вы идете на день рождения, купите один цветок для малыша, чтобы тот сам мог вручить имениннику драгоценный подарок.
«Принеси, пожалуйста»
Игра состоит из просьб найти и принести вам или братику какую-то вещь. Это может быть пульт от телевизора, который понадобился дедушке. Или кошелек, который вы «забыли» в своей комнате. Каждый раз, когда малыш выполняет вашу просьбу, рассмотрите то, что он принес, и горячо поблагодарите за успешно выполненное задание.
Игры для детей от трех до четырех лет:
«Ожерелье»
Сделайте с малышом для бабушки или любимой воспитательницы великолепное ожерелье из макаронин, нанизанных на нитку. Во время творческого процесса повторяйте все добрые слова, которые ребенок знает. Расскажите, как правильно дарить и получать подарки.
«В помощь птичкам»
Сделайте вместе самую простую кормушку (можно из бумажного молочного пакета) и повесьте ее на дереве недалеко от дома. Не забывайте регулярно подсыпать туда семечки, хлебные крошки и наблюдайте за птицами. Объясняйте, почему городских птах нужно подкармливать, особенно в холодное время года.
«Грустный зайка»
Найдите среди мягких игрушек пушистика с печальным выражением мордочки. Прочитайте малышу стихотворение А. Барто про несчастного брошенного зайку. Произносите за игрушку: «Меня почему-то никто не любит. И никто-никто со мной не играет». Ребенок обязательно схватит и прижмет ее к себе.
Игры для детей от четырех до пяти лет:
«Кукольный театр»
Создайте дома настоящий кукольный театр, разыгрывая вместе с малышом самые разные добрые истории. Возьмите за основу русские народные сказки, психотерапевтические истории, подходящие под конкретную жизненную ситуацию. После представления обсудите добрых и злых персонажей. Уточните, на кого ребенок хотел бы походить.
«Коробка добрых дел»
Из плотной цветной бумаги или картона вырежьте любые фигурки: сердечки, цветочки или кружочки. В конце дня предложите малышу бросить в коробку столько цветочков и сердечек, сколько добрых поступков он совершил за сегодня. Если он затрудняется, постарайтесь найти доброту в самых маленьких хороших делах.
«Я – герой»
В любых развивающих тетрадях можно обнаружить задания по развитию мелкой моторики: лабиринты и рисование заборчиков. Возьмите их на вооружение. Например, пусть малыш поможет ежику по запутанной дорожке донести яблоко до домика или нарисует забор, чтобы спасти мышонка от кошки. Объясните, что и в жизни нужно оказывать помощь всем, кто в ней нуждается.
«Назови ласково»
Попросите своего Ванечку или свою Лизоньку называть так же ласково и их родных, друзей и, конечно, вас. Как можно ласково назвать бабу Катю? Бабулечка Катенька. А как он ласково позовет своего дошкольного приятеля Сергея? Сереженька. Постарайтесь вспомнить всех друзей ребенка и изменить их обычные имена на уменьшительно-ласкательные.
Предложите называть уменьшительно все окружающие предметы: кроватка, мячик, медвежонок и т. д.
Игры для детей от пяти до семи лет:
«Дерево дружбы»
В это развлечение можно играть одному или в компании сверстников. Из плотной коричневой бумаги вырежьте дерево с ветками и разместите его на стене. Из разноцветной бумаги сделайте сердечки и на каждом напишите имена друзей ребенка. Пусть малыш с закрытыми глазами выбирает сердце и, прочитав имя, скажет одну хорошую вещь об этом человеке. Затем поместите бумажное сердечко на одну из веточек дерева, используя, к примеру, пластилин.
«Самый добрый»
Играйте вдвоем с ребенком или пригласите его друзей. Кидайте в руки мяч и предлагайте поймавшему назвать какого-либо человека и объяснить, в чем заключается его доброта. Ваш малыш может сказать: «Мой старший брат очень добрый, потому что учит меня играть на гитаре».
«Что делать?»
Придумайте небольшую историю про небольшой несчастный случай. Например: «Миша падает с велосипеда. Что ты будешь делать?» Если ребенок предлагает свою помощь, расспросите, как именно он может помочь этому мальчику. Если же он говорит, что рассмеется, спросите, что чувствует в этот момент Миша. А что бы ощущал сам ребенок на его месте?