Фотографии мероприятия вы можете скачать
Благодарим всех за участие
и ждем Вас в новых конкурсах!
Нужно ли читать современным детям?
Чтение – самая лучшая тренировка для мозга, и специалисты рекомендуют читать детям еще тогда, когда они находятся в мамином животе. Книга не только помогает развивать в ребенке словарный запас, грамотность и мышление, она всегда несет с собой открытия, впечатления и новый мир. Поэтому родители стараются читать как можно больше маленьким детям, с радостью покупают им книжки и журналы. Но как только ребенок научится сам читать, практика совместного чтения, как правило, отходит на второй план.
На этот счет есть интересное исследование, которое доказывает, что чтение вслух родителями полезно для всех детей, независимо от возраста. Что изменится, если вы начнете читать вслух старшим детям? Все родители знают, что очень полезно читать вслух маленьким детям. Это помогает малышам развивать разговорный язык, узнавать буквы и слова, готовиться к детскому саду. Но не менее важно читать детям, когда они уже сами научились читать. Исследования показывают: если продолжать читать детям старше 5 лет (и даже более взрослым), это улучшает навыки чтения и слушания и результаты в учебе (а еще это просто отличное развлечение!).
В 2016 году в исследовании «Детское и семейное чтение» — национальном исследовании детей от 6 до 17 лет и их родителей, посвященном отношению к чтению, было выявлено следующее. 59% родителей читает детям с рождения до 5 лет, но только 38% читают с 5 до 8 лет, и лишь 17% родителей продолжают читать детям в возрасте от 9 до 11. При этом большинство детей в возрасте от 6 до 11 лет (и большинство родителей) говорят, что они любят чтение вслух. Всем нравятся хорошие истории, неважно, на бумаге они или в электронном виде.
Вот 10 основных аргументов в пользу чтения вслух старшим детям. Увеличивается словарный запас. Дети, которым читают вслух, встречают больше слов, чем в обычной разговорной речи, — и узнают, как распознавать и произносить их. Исследования показывают, что большой словарный запас серьезно влияет на школьные успехи. Улучшается понимание. Когда дети активно включены в историю, они глубже понимают происходящее. Следя за развитием сюжета, вы можете проверить, понимает ли ваш ребенок, что происходит. Спросите его, что будет дальше, что он думает о героях и их поступках. Отлично укрепляются связи между родителями и детьми. Минуты вместе и теплые воспоминания о том, как любимые родители читают интересные истории, могут вдохнуть любовь к чтению на всю жизнь. Именно так создаются лучшие примеры для подражания. Дети учатся через наблюдение и подражание. Чтение вслух помогает им услышать, как звучит язык.
Вы можете быть примером того, как анализировать историю и как определять значение слов, используя подсказки контекста. Так улучшаются навыки аудирования. Чтение вслух воспитывает понимание богатства языка и помогает развить детский слух: ребенку будет легче понимать указания и инструкции школьных учителей. Известно, что уровень чтения ребенка не соответствует его навыкам аудирования примерно до восьмого класса. Это способ открыть для себя классику. В школе детей может отпугнуть непростой язык Шекспира или старомодные выражения Джейн Остин, но в уютной домашней обстановке вы способны оживить текст, читая реплики персонажей разными голосами и рассказывая об историческом контексте произведения.
Чтение поможет обсудить с детьми сложные проблемы. Дети могут пропустить мимо ушей ваши наставления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Но когда вы читаете историю, герои которой сталкиваются с серьезными проблемами и отвечают за свои действия, — вот момент для разговора о сложных, злободневных ситуациях. Вы познакомите детей с разными жанрами.
Чтение вслух дает родителям возможность продемонстрировать детям разные виды книг и историй, помочь разобраться, какие литературные направления им ближе. Читайте поэзию, сатиру, автобиографии! Вы откроете дверь в мир интересов ваших детей. Читая о том, что любят дети, или выбирая жанры, которые по душе школьникам (научная фантастика, фэнтези, мистика, триллеры, графические новеллы, да что угодно!), вы получаете замечательную возможность разделить интересы своих чад, обсудить их, и оказываетесь на одном игровом поле с ними, на время слагая с себя роль учителя, знающего больше, чем они.
Чтение вслух разжигает любопытство и жажду знаний. Нехудожественные книги — отличное чтение вслух! Для старших детей и подростков можно выбрать книги или статьи о текущих или недавних событиях и мировых проблемах. В этой области можно найти множество популярных историй, от которых захватывает дух не меньше, чем от самой увлекательной фантастики.
Главный редактор издательства «Альпина.Дети» Лана Богомаз рассказывает, как читать с малышом книги — и помогать ему развиваться.
Читать в полной версии
Это интересно!
В 2013 г. в журнале Perspectives on Psychological Science была опубликована статья с многообещающим заголовком «Как сделать ребенка умнее». На основе восьми исследований развития детей ученые сделали вывод: правильное чтение вслух может повысить IQ ребенка на шесть и более баллов. Но накупить красивых книжек — недостаточно!
Что такое интерактивное чтение?
Суть метода интерактивного чтения — в диалоге между ребенком и книгой: не просто читать книгу и рассматривать картинки, но еще и задавать вопросы, обсуждать прочитанное, не ограничиваясь односложными ответами, учить ребенка формулировать свои мысли. С каждым разом диалог будет все увлекательнее. Если вы используете метод интерактивного чтения с самого рождения, то к четырем годам малыш сможет полноценно поддерживать беседу о книге.
Такие занятия научат ребенка мыслить критически, анализировать всю получаемую информацию и свое отношение к ней. Привычка жить осознанно — это тот подарок, который может преподнести своему ребенку любой родитель.
На практике
Давайте посмотрим на серию для детей от 3 до 5 лет «Лучший друг Конни». Каждая книга про девочку Конни — ситуация, которая может произойти с любым ребенком. Конни впервые идет в детский сад, едет на ферму, ухаживает за приболевшей мамой, теряется в магазине. Обсуждая сюжет, мы будем знакомить ребенка с социальными нормами поведения и обсуждать настоящие жизненные ситуации.
Предложите ребенку самому выбрать книги. Пусть он знает, что его мнение имеет значение, кроме того, если тема для обсуждений будет ему близка, вам будет легче удерживать его интерес.
Выделите время для чтения
Договоритесь с малышом, что каждый вечер или каждое утро вы будете садиться вместе читать в назначенный час, это дисциплинирует. Но слишком требовательными быть не стоит, не делайте из этого занятия работу — пусть чтение станет доброй традицией, поводом провести время вместе и даже игрой.
Главное — вопросы
Даже если ребенок еще не умеет как следует говорить, задавайте вопросы! Обращайтесь к малышу с вопросами до начала, во время и по окончании чтения. Например: «Какого цвета кофточка у Конни? Где папа Конни взял котенка?»
Рассматривайте иллюстрации
Дети любят рассматривать картинки, не лишайте их этого удовольствия, просто добавьте обучающих элементов: называйте цвета, животных, чувства персонажей, которые изображены на каждой странице.
Например: «Поросенок розовый, а котик серый. Найди на картинке что-нибудь еще розовое»
Добавьте артистизма
В процессе чтения имитируйте звуки автомобиля, если видите на рисунке автомобиль, или делайте вид, что хотите съесть нарисованную еду. Так вы поможете ребенку установить связь между понятиями и словами. А чтобы сделать чтение интереснее, можно пригласить папу или бабушку и почитать книгу по ролям.
Помогите ребенку ассоциировать себя с героями
Ассоциируя себя с героем, малыш проживает его историю, учится и познает мир. Начните с обсуждения простых эмоций, с возрастом способность определять чужие эмоции и сопереживать им будет совершенствоваться, и вы сможете задавать все более сложные вопросы. Так, в книге «Конни идет в детский сад» девочка стесняется спросить у воспитательницы, где находится туалет, поэтому просто плачет и просится домой. На примере этого момента можно разобрать такую сложную эмоцию как стеснение.
«Почему Конни постеснялась сказать правду? Как бы ты чувствовал себя на месте Конни? Как ты думаешь, почему так важно говорить о своих потребностях?»
Придумайте свою концовку истории
Предложите ребенку самому немного побыть писателем и сочинить альтернативный конец истории или придумать продолжение, это развивает воображение и творческие способности. Детские книги с простыми сюжетами идеально подходят для игры в писателя.
Что было бы, если бы герой поступил иначе? Рассуждая на эту тему, ребенок поймет, что такое ответственность и выбор и почему иногда так трудно принимать решение. Напимер, папа Конни приносит домой бездомного котенка, но потом выясняется, что у малыша уже есть хозяйка.
«Как ты думаешь, если бы папа не подобрал того котенка, как могла закончиться эта история? Как бы почувствовала себя Конни, если настоящая хозяйка не позволила бы ей оставить котенка? Придумай новую историю про Конни и ее котенка».
С 11 по 17 февраля 2019 года Ассоциация деятелей культуры, искусства и просвещения по приобщению детей к чтению «Растим читателя» проведет Третью общероссийскую акцию «Дарите книги с любовью», приуроченную к Международному дню книгодарения, который отмечается уже несколько лет 14 февраля во многих странах мира.
Главная идея праздника – вдохновлять людей дарить друг другу хорошие книги и показать, что бумажная книга остается актуальным подарком и не теряет своей ценности.
Мы приглашаем детей и взрослых дарить книги друзьям и родным, приносить книги в библиотеки, школы, детские учреждения для тех, кто в них особенно нуждается. Участниками акции могут стать любые заинтересованные организации и лица.
В рамках акции на площадках библиотек, книжных магазинов, музеев, школ будет организован сбор книг для детских учреждений, состоятся конкурсы, викторины, мастер-классы, встречи с известными людьми, детскими писателями и художниками, чтецкие концерты и другие интересные события.
В 2018 году акция «Дарите книги с любовью!» прошла с большим успехом. Ее поддержало около 2000 библиотек более чем в 60 регионах нашей страны. Крупнейшие книжные магазины, издательства, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, ТАСС, Российская газета, Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля и многие другие организации присоединились к недельному празднику любви к книге. Только членами Ассоциации было собрано около 9000 книг. Все книги отправились в библиотеки разных регионов России, а всего зарегистрированными участниками акции было передано в нуждающиеся организации около 40 000 книг.
Знаменательным и очень важным событием прошлого года стало подписание договора о сотрудничестве между Ассоциацией «Растим читателя» и Группой компаний «Деловые линии». Это позволило оперативно отправлять собранные книги даже в отдаленные регионы нашей страны.
В этом году, помимо масштабного сбора книг, встреч с авторами и иллюстраторами в книжных магазинах, 14 февраля Ассоциация «Растим читателя» проведет онлайн-викторину «Мое любимое издательство». Участникам викторины предлагается ответить на интересные вопросы издателей – членов Ассоциации, проявив знание истории своих любимых издательств и выпускаемых ими книг.
Традиционно будет объявлен конкурс на лучший проект проведения акции «Дарите книги с любовью». Победители получат дипломы и ценные призы.
Во второй раз к акции присоединился благотворительный фонд «Спешите делать добро!» и его президент – телеведущая, актриса, победительница конкурса «Мисс Вселенная» (2002) Оксана Федорова. Фонд принимает участие в подготовке мероприятий акции и оказывает активную поддержку в сборе книг.
Пресс-конференция акции состоится 7 февраля в 13.00 в ИТАР-ТАСС.
Для участников художницей Елизаветой Казинской разработаны плакат и сувенирная продукция.
Версия плаката для печати доступна по ссылке: Плакат «Дарите книги с любовью» 2019 (png)
Плакат «Дарите книги с любовью» 2019 (eps, для больших форматов)
Библиотеки, желающие принять участие в акции, мы просим заполнить небольшую форму регистрации. После заполнения на указанный в форме адрес электронной почты будут высланы макеты промо-материалов (брошюр, закладок, значка). По желанию вы можете распечатать и самостоятельно использовать макеты для изготовления сопроводительных материалов (с сохранением оригинального вида авторской работы и всех авторских прав, а также логотипа Ассоциации на плакате).
Форма регистрации
Следите за новостями на сайте Ассоциации «Растим читателя».
Дарите книги с любовью!
Вот инструкция к применению:
1. Покажите пример
Казалось бы, нет ничего банальнее чем совет учить детей на собственном примере, но это обязательная составляющая воспитания. Ребенок должен видеть вас с книгами регулярно. В вашем доме должны быть книжные шкафы с разнообразной литературой. Книги должны неизменным предметом интерьера. Они должны лежать на прикроватной тумбочке, чтобы ребенок понимал, что перед сном его родители тоже читают, а не смотрят телевизор. Здесь мы подходим ко второму правилу.
2. Выработайте привычку
Лучше всего вырабатывать с самого раннего детства некий ритуал чтения, привязав процесс к какому-то моменту из режима дня ребенка. Самое традиционное и простое — это читать ребенку перед сном. Лучше это делать в сериальной манере, останавливаясь на интересном моменте, а не ждать, когда ребенок заснет. А можно придумать свое оригинальное место и время, когда вы будете читать ребенку. Например, во время завтрака или по дороге в садик, если вам долго ехать. Главное, неизменно следовать своему правилу, и читать не от раза к разу, а ежедневно.
3. Дайте свободу выбора
Ни в коем случае не навязывайте малышу свои читательские предпочтения, иначе вы рискуете отбить желание читать раз и навсегда. Ребенок должен быть в первую очередь заинтересован в процессе. Если те книги, которые выбирает он вы считаете глупыми и пустыми, то это только ваша проблема. Маленький человек однажды вырастет и у него неизбежно будет свое мнение и совсем не факт, что оно будет совпадать с вашим. И вы уже не сможете влиять на него и будете подстраиваться под сформировавшуюся личность. Зачем же пытаться навязывать свои интересы растущему? Советовать да, но только не подсовывать книги по принципу «это классика, это нужно» в то время, как он тянется к комиксам. Поверьте, если малыш начнет читать, то дело времени, когда он обратиться к великой классике.
4. Отправьтесь за покупками
Научите ребенка покупать/выбирать себе книги. Дети всегда испытывают радость, когда хватают с полки в магазине что-то, что им нравится. Маленький человечек с первых лет хочет быть собственником того, что ему приглянулось. Это желание очень сильное, а потому походы в книжные магазины могут стать именно тем, что оставит в сознании ребенка ощущение радости от книги. Приходя в магазин, объясните ребенку, где какие книги находятся, покажите ему те из них, которые вы бы хотели, чтобы он прочел. Постарайтесь заинтересовать малыша рассказом. После этого отпустите юного читателя в свободное плавание, пусть он найдет то, что ляжет на его душу. Приобретите то, что он выберет, даже если считаете этот выбор хуже, чем книги из вашего детства. Ваша главная задача создать приятное впечатление от похода, чтобы ваш ребенок захотел вернуться и выбрать новую книгу.
5. Подарите книгу
Удивительно, но дарить ребенку книги на праздники — это очень действенный метод. Однако его нужно практиковать с самого раннего детства, чтобы это стало элементом привычной картины мира в будущем. Пусть книга станет частью подарка по любому поводу. Вы можете подбирать издания по тематикам, связывая их с торжеством. Например, на новый год можно купить книгу с рождественскими рассказами, а на пасху- с пасхальными. Учитывая какое сейчас разнообразие издательств и форматов, следовать такому принципу совсем не сложно. Но чтобы ребенок не чувствовал никакого подвоха и не ощущал себя белой вороной, видя, что книги дарят только ему, введите в семье традицию, чтобы на праздники каждый член семьи получал их в подарок.
6. Отправляйтесь отдыхать с пользой
Разнообразьте времяпрепровождение с ребенком походами на книжные мероприятия. Их выбор огромен: книжные выставки-ярмарки, встречи с писателями, литературные квесты и игры для детей, спектакли и фильмы, экскурсии по городу по местам из текстов, музеи писателей (сейчас многие из них очень современные и стильные, и очень понравятся ребятам) и многое другое. А можно устраивать настоящие путешествия по книге. Выбираете себе свободный день и отправляетесь в усадьбу какого-нибудь писателя: где он жил и творил. Или это может быть просто поездка в город, где происходит действие какого-нибудь произведения, а вы приехав, будете искать реальное место, которое описано в книге. То есть можете сами сочинить себе увлекательную игру, разработать маршрут и, например, делать фото на каждом найденном из книги месте. А вернувшись домой, сделать фотоальбом «По следам литературы». Конечно, к такому нужно заранее подготовиться, но оно того стоит!
7. Устройте семейные чтения
Забытый формат, особенно трудно о нем вспомнить в нашем веке больших скоростей, но если у вас получится, то вы будете в восторге не только от результата, но и от процесса. Происходит это действо так. Вся семья выбирает рассказ или фрагмент произведения, распределяет роли и в назначенное время все садятся читать текст по ролям. Каждый пытается передать чувства и эмоции своего героя, вжиться в образ, чувствует себя актером. Если поначалу вы будете испытывать неловкость, не переживайте, главное втянуться в процесс, а дальше сами не заметите, как каждый будет незримо подстегивать другого играть в этом домашнем театре лучше и лучше. После прочтения ощущение торжества будет обеспечено, как будто вы сорвали овации после выступления.
8. Создание своего произведения
Попробуйте написать с ребенком сказку, рассказ, повесть или нарисовать комикс. В общем, создать книгу в том формате, в каком захочет он. Вы можете сделать это в электронной версии, выбрав Word, Powerpoint или программу поинтереснее, а можете сделать бумажный вариант, вставив туда иллюстрации ребенка. Не так важно, как будет выглядеть ваш результат, все индивидуально (количество свободного времени, способности в изобразительном искусстве и так далее), здесь важен сам процесс. Ведь тот, кто сам пишет, не может не любить читать, и это факт. Чтобы создать свой сюжет, нужно на что-то опираться, а значит литературный багаж просто необходим, и ребенок тоже это сможет подсознательно понять.
9. Посетите библиотеку
Если вы давно не были в библиотеках, то самое время их посетить. Они очень изменились, теперь это культурные центры, современные и уютные места. Там можно взять книги из фонда и сесть их там почитать, как и раньше, но этим их возможности не ограничиваются. Кружки, читательские клубы, выставки, мастер-классы — вот что даст вам и вашему ребенку современная библиотека. Но самое главное, что это читательское сообщество, где все собрались по интересам. Ребенку намного комфортнее будет проникаться книгами, если он будет в компании единомышленников.
10.Участвуйте в конкурсах
Этот пункт вытекает как следствие из предыдущего. Предлагайте своему малышу участвовать в конкурсах с литературной тематикой, во-первых, потому что он может там найти друзей, которые также увлечены чтением. Они могут делиться друг с другом рекомендациями, что почитать, обсуждать прочитанное и так далее. Сам же конкурс обычно предполагает длительную подготовку, во время которой ребенок проводит время с книгой: по которой пишет сочинение или учит из нее отрывок наизусть или что-то еще. Кроме этого многие детские литературные проекты предполагают внеконкурсную программу, как например, походы в музей, поездки на экскурсии, акции и прочее. Некоторые проекты вовлекают ребенка в свою программу круглый год. Так конкурс юных чтецов «Живая классика» с сентября по июнь устраивает для своих участников множество литературных мероприятий помимо самой конкурсной программы с поездкой в «Артек».