Во 2-ю Неделю по Пятидесятнице (второе воскресенье после Троицы) Русская Православная Церковь празднует День всех святых на земле российской просиявших
Празднование было установлено в середине XVI века, при митрополите Московском и Всея Руси Макарии, ныне канонизированном в чине святителя.
Митрополит Макарий. Фреска Свияжского Успенского собора, XVI век
Именно его трудами в период с 1529 по 1541 годы была проведена большая работа по сбору и систематизации церковного письменного наследия Русской православной церкви. Результатом этих трудов стал 12 томный сборник известный как Великие макарьевские Четьи-Минеи. В сборник вошли и многие жития русских святых.
В 1547 — 1549 годах, став предстоятелем Русской церкви, святитель Макарий провел в Москве несколько соборов, результатом которых стало торжественное прославление 30 новых общецерковных и 9 местночтимых святых и установление дня общей памяти «новых чудотворцев русских».
Спустя столетие после духовного подъема середины XVI века в результате реформ патриарха Никона праздник был оставлен. В дальнейшем, в Синодальный период истории Русской церкви это торжество сохранялось только у старообрядцев.
Празднование Дня собора всех русских святых было восстановлено на Поместном соборе Русской православной церкви в 1917-18 гг.
В завершении приведем слова святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского:
» День памяти святых, в Российской земле просиявших, указывает нам на то духовное небо, под которым создавалась и жила Земля Русская.
До святого князя Владимира на Русской земле жили языческие, разрозненные, друг с другом враждовавшие племена.
Святой князь Владимир принес им новую веру, новое сознание, смысл жизни, новое внутреннее душевное состояние, дал им новый, всех объединяющий, дух жизни, и так образовался единый народ.
Само существование русского народа связано с зарождением в нем духовной жизни, с усвоением основ христианского мировоззрения: безсмысленно искать смысл и цель жизни в земной жизни, которая кончается смертью. Надо стремиться усвоить божественную, благодатную, вечную жизнь, а тогда устроится и эта временная, земная: «Ищите прежде Царствия Божия и Правды Его и вся сия приложится вам» (Мф. 6:33).
Вера, Православная Церковь, объединила разрозненные племена в один народ и самым существенным свойством русских людей и была вера в Царство Божие, искание его, искание правды.
Ради Царства Божия, ради причастности ему, ради молитвы, русские подвижники уходили от мирской суеты, в леса, на необитаемые острова. Они искали только Царствия Божия, ничего не хотели создавать и строить, уходили от людей, но люди шли за ними, ради Царствия Божиего, бывшего на тех островах и лесах вокруг праведников, и так вырастали лавры и обители.
Искание правды – основная нить жизни русского народа, и не случайно, что первый писанный свод законов, который должен был упорядочить жизнь, назван был «Русской Правдой».
Но о небе, о Царстве Божием, думали не только те, кто уходил от мира и людей, все верующие русские люди понимали смысл жизни. Все, кто подлинно строил Россию как государство, живя в миру и исполняя свои обязанности, также почитали самым главным быть верным Божественному Царству и Божественной Правде.
В России были князья, полководцы, хозяева, люди всех родов и занятий, но их основное понимание и стремление и смысл жизни были также стяжание Царствия Божия, причастность ему.
Св. князь Владимир дал русскому народу новый смысл жизни и новую жизненную силу. Бедствия, неуспехи, поражения бессильны перед главной силой жизни, бессильны перед жизнью духовной. Царствие Божие, духовная отрада в причастности ему остаются незатронутыми. Проходит страшная буря и снова живет человек.
Множество мучеников и исповедников, и снова мы видим Божие благословение над их подвигом веры, и снова явление нетленных мощей: то тела праведников, которые уже живут по законам будущей жизни, где нет страдания и тления, и нетленность мощей свидетельствуют о том.
Россия восстанет, когда поднимет взор свой и увидит, что все святые, в земле Российской просиявшие, живы в Божием Царстве, что в них дух вечной жизни и что нам надо быть с ними и духовно коснуться и приобщиться их вечной жизни.
В этом спасение России и всего мира.
«
Как известно, вера играет важную роль в жизни многих людей. Каждый человек пытается найти частичку себя в чем-то, чего он не может ощутить или увидеть. 1 ноября в католической церкви отмечается праздник – День Всех Святых, после него сразу же идет День поминовения усопших. В эти дни можно пообщаться с духом умершего человека.
Содержание
История.
Если рассматривать праздник Дня всех святых в историческом разрезе, то можно узнать, что на самом деле католический праздник, почитаемый сегодня во многих странах, на самом деле корни свои берет в язычестве. В то время на территории Великобритании жили Кельты, которые 1 ноября встречали Новый год, согласно их поверьям ночью перед этим на землю выходили духи, которые могли быть хорошими и злыми. Друиды из кельтских племен приносили жертвы, чтобы задобрить их и уберечь свои деревни от зла. Когда Римская Империя завоевала эти земли, встал вопрос о том, что язычество нужно искоренять, но делать это нужно было ненавязчиво, чтобы не провоцировать открытый конфликт. Вместо языческого праздника, появился День Всех Святых, в который нужно было вспомнить всех мучеников, что отдали свою жизнь за Господа. По некоторым сведеньям этот праздник был введен еще в 835 году и эта версия говорит о том, что он отмечался весной, а только спустя несколько столетий, стал осенним. Какой из этих вариантов является правдой, сказать довольно сложно, единственное, что известно достоверно – это то, что изначально это была попытка искоренить язычество. Конечно же, под влиянием времени и обстоятельств, праздник видоизменялся и сегодня в День Всех Святых, вспоминают великомучеников и святых, в честь которых не установлены праздники.
Католические традиции.
Католические праздники традиционно начинаются в храмах, и День Всех Святых не является исключением. Семьи в полном составе с самого утра отправляются в костел и молятся там, всем своим святым, исполняя при этом древнюю католическую молитву – Литанию. После этого традиционно нужно пойти на кладбище, чтобы отдать дань уважения своим усопшим родственникам. Некоторые находят в этом что-то схожее с православной Пасхой. Дело в том, что этот праздник принято отмечать не только среди тех, кто регулярно посещает костелы.
Приметы на праздник.
Самая главная примета Дня всех святых касается котов черного цвета. Дело в том, что многие и так относятся к ним с опаской, а на праздник этих животных вообще не пускают в дом. Также в преддверии праздника люди запасаются своеобразными традиционными оберегами, ими являются известная всему миру тыква, травы и орехи. Люди действительно верят, что все это сможет отпугнуть злых духов. Еще одна довольно своеобразная традиция для тех, у кого все хорошо с чувством юмора. Дело в том, что злых духов и привидений, которые могут появиться в это время, отпугивают вещи одетые наизнанку, а чтобы усилить эффект от такой неожиданности, нужно еще и из дома выйти задом наперед. Некоторые верят в то, что если свечи, зажженные на праздник, регулярно затухают, то рядом находятся злые духи и огонь, таким образом, предупреждает человека об этом. Есть еще одна примета, которая касается непосредственно усопших родственников. Если увидеть на праздник паука, то это будет значить, что домой вернулась душа одного из родственников, которая таким образом, пытается предупредить, что кому-то из членов семьи грозит опасность.
Традиции разных стран.
День Всех Святых в России, как таковой не прижился. Православная церковь, полностью отвергает его языческие корни и всю мистическую сущность, говоря о том, что православный человек не может водить хороводы в обществе ведьм и чертей. В некоторых регионах, какое-то время, празднование было запрещено на государственном уровне, но потом все утихло само по себе. Сегодня празднование скорее напоминает костюмированные вечеринки, героями, которых являются персонажи из сказок или даже истории. Все это точно не напоминает шабаш ведьм.
Большинство стран, где с особым трепетом и внимаем, относятся ко дню всех святых, расположены в Европе. Там это действительно яркое и феерическое событие, которое имеет что-то общее, но в чем-то отличается. Поляки традиционно в этот день проявляют свою щедрость по отношению к нищим и нуждающимся. Люди искренне верят в то, что подавая милостыню, они отдают дань уважения своим родственникам. Также в каждой семье выпекаться традиционные хлебцы, их количество обязательно должно соответствовать количеству усопших, которых вспоминают в этот день. Такие хлебцы тоже раздают нуждающимся и просят их помолиться о душах своих родственников.
Итальянцы на своих кухнях, обязательно оставляют угощения для тех, кого больше нет в этом мире. Обычно таким угощением служит хлеб и вода, в некоторых частях страны только вода, где-то выпекается специальных пирог и оставляется вместе с водой. Традиционно в этот день за богато накрытым столом, должны собраться родственники, попробовать обязательные блюда с орехами и каштанами и пирог со своеобразным названием – Голень Мертвеца. Малыши в это время верят в то, что за их поведением наблюдают души родственников и если они будут себя хорошо вести, то обязательно получат подарок.
День Всех Святых – это праздник, в котором тесно переплелось язычество и христианская вера. В нем есть что-то хорошее и грустное одновременно. Люди вспоминают о тех, кто уже ушел от них, молятся об упокоении душ и стараются сделать все, чтобы в другом мире, им было спокойно и хорошо.
Когда, какого числа в 2020 году День всех святых. Дата праздника: 1 ноября
***
Смотрите также: Поздравления на День всех Святых
***
На праздники: Поздравления | Подарки | История
Уникальный праздник. Потому что в это воскресенье Церковь вспоминает всех святых, рожденных Россией, рожденных не по факту жительства их отцов или национальной принадлежности, нет! Среди Российских святых были выходцы из других стран, и не только русские — греки, немцы, евреи, поляки, татары… Дело тут не в происхождении, не в национальности. Дело в том, что все они явили нам подвиг святости именно на Российской земле, воплотив в себе то лучшее, ту великую Правду, которую восприняла в христианстве наша Родина. Поэтому Русская православная церковь особо чтит память этих святых, считая их заступниками, защитниками, небесными покровителями земли Российской. И тем ориентиром — нравственным, духовным, — который должна сохранять нация. Сохранять, постоянно соизмеряя себя с ним, — для того чтобы оставаться нацией, а не биомассой разрозненных индивидуумов, озабоченных достижением сиюминутного благополучия.
Хирург и архиепископ Лука Войно-Ясенецкий, сейчас уже прославленный в лике святых, говорил, что если бы мы внутренним оком обозрели всех людей, когда-либо живших на земле и ныне живущих, то все это неисчислимое множество душ можно было бы разделить на три категории. Первую, самую многочисленную группу, можно назвать «народом земли» — это те, чья главная цель, чьи устремления, всегда направлены на достижение земных благ. Благ, которые человек получает от материального мира. Причем, вот парадокс, не важно, будет ли такой человек алчным воротилой-миллионером, просто удачливым делягой или полунищим, всю свою жизнь бьющимся за кусок хлеба. Как ни странно, успешность в достижении земных богатств тут не играет роли: Бог смотрит не на размер твоего кошелька, Он зрит состояние твоего сердца.
Прожженный хищник, хапающий все, что плохо лежит, позабыв стыд, совесть и осторожность, ничем не хуже обираемого им бедняги, если тот позволяет зависти и ненависти к обидчику захватить свое сердце, испепелить свою душу. Грех — оружие двойного назначения: он губит не только тех, кто этот грех совершает, но и тех, кто от греха итак пострадал — губит, пытаясь втянуть обиженного в адову воронку злобы, отчаяния, ненависти и жажды мести.
Итак, решающим является то, на что именно направлены все твои мысли, все усилия, все порывы души. Так вот для народа земли духовное не является чем-то жизненно важным и необходимым, такие люди — пленники непрерывных забот о жизненном благополучии, заложники вечной борьбы за свое земное существование. Если они и интересуются духовным, то не глубоко, не меняя своей приземленной сути. Таков народ земли — люди душевные, а не духовные. Основная масса рода людского.
«Со страхом и болью, — читаем мы дальше у святителя Луки Войно-Ясенецкого, — видим мы на левом фланге человечества несравненно худших и даже страшных людей. Видим людей-скотов, людей-зверей, людей-извергов и даже людей-бесов». Святитель Лука имел полное право выражаться так жестко: предательство, доносы, потеря близких, пытки в лагерях, где великий хирург и великий человек провел в общей сложности одиннадцать лет, лишившись здоровья. Но не утратив веры в Бога и любви к людям. Кстати, мерилом святости как раз и является способность любить. Не умение творить чудеса, видеть на расстоянии, что-то особенное чувствовать или проявлять какие-то иные сверхспособности, которыми так бахвалятся экстрасенсы, а именно дар любить — показатель святости. Да и высшее чудо на свете. Любить даже ненавидящих и обидящих тебя. Когда человек поднимается до таких высот духа, он уподобляется Христу. Это явление называется «обожение».
«А на правом фланге народа земли, — продолжаем читать святителя Луки Войно-Ясенецкого, — видим цвет и славу рода человеческого, тех блаженных и благословенных Богом людей, которых великий Иоанн Богослов называет детьми Божьими, друзьями Христовыми». Кто такие друзья Христовы?
Среди святых были люди всех сословий: от царей-императоров до бездомных и безродных нищих. Святыми становились те, кто с детства отличался праведностью, был рожден и воспитан в семье людей безгрешных, но и разбойники, наводящие страх и ужас на окружающих своими зверствами. Были святые, хранившие целомудрие и девственность как зеницу ока, но помнит Церковь и раскаявшуюся блудницу. Победоносные военачальники и тишайшие монахи, удалившиеся от мира. Образованнейшие люди своего времени и совсем неграмотные юродивые, к которым, тем не менее, прислушивались цари. Инженеры, купцы, воины, поэты-гимнографы, иконописцы, богословы, священники, монахи-черноризцы… Их всех, таких разных — по происхождению, социальному статусу, темпераменту, характеру, жизненному опыту, образованности — объединяет главное: однажды Господь их позвал, и они отозвались на этот призыв.
Кстати, это очень важно, что наши святые такие разные: Господь никогда не ломает человека, не равняет всех под одну гребенку. Ему не нужны безликие, послушные марионетки, Он бережно относится к человеческой индивидуальности, гораздо бережнее, чем мы сами. Господь никого не берет силой. Он стоит и стучит в дверь наших сердец и терпеливо ждет, когда мы распахнем Ему навстречу наши сердца.
«Есть люди, — писал в последний год своей жизни Александр Сергеевич Пушкин, — не имеющие никакого понятия о житии того святого угодника, чье имя носят от купели до могилы и чью память празднуют ежегодно. Не дозволяя себе никакой укоризны, не можем, по крайней мере, не дивиться крайнему их нелюбопытству». Сам Александр Сергеевич, названный в честь святого Александра, архиепископа Константинопольского, не только помнил о своем святом, почитал его, но и внимательнейшим образом изучал агиографические сборники (агиография означает жизнеописания святых). Это чтение вдохновляло поэта, сохранилась выписка, сделанная рукой Пушкина из «Житий святых» Димитрия Ростовского. Приведу эти слова уже в переводе на русский: боюсь, что мы все так далеко ушли от истоков, что не сможем, вслед за гением, восхититься музыкой церковнославянского слога. Итак, «Описания жизни и прославления святых подобны по светлости звездам: подобно тому как утвержденные на небе звезды светят во всей поднебесной, так что они видимы индийцам и не скрыты от скифов, озаряют землю, светят в море и управляют кораблями плавающих, и хотя не знаем их названий по причине их многочисленности, однако дивимся их светлой красоте. Так и со светлостью святых: хоть их останки и скрыты в гробах, но их силы в поднебесной не ограничены земными пределами, и мы дивимся их жизни и изумляемся славе, которой Бог прославляет угодивших ему».
Жития святых для наших предков были не только ориентиром христианской жизни, подсказывали, как поступить в той или иной ситуации, они обогащали читающего пониманием неразрывности связи между прошлыми поколениями и тобой, связью между земной жизнью и горней, Царствием Небесным. Именно святость была тем идеалом, той моделью поведения, к которой стремились. А теперь давайте задумаемся, каких кумиров нам часто навязывают СМИ, по каким образчикам предлагают строить свою жизнь? Чьи имена все время на слуху?
Может, одним из плюсов коронавирусной пандемии стало то, что общество начинает ценить труд медиков — докторов, медсестер, нянечек, учёных… Они герои дня. И есть глубочайшая символика в том, что сегодня два праздника совпали. «Отдать жизнь свою за Христа не значит только мученически пролить кровь свою: есть для всех нас та возможность, которой последовали великие святые. Есть возможность отдать жизнь свою за други своя, — считал святитель Лука Войно-Ясенецкий. — Господь положил душу Свою за грешное человечество, а нам всем заповедал достигнуть такой вершины любви, чтобы мы душу свою полагали за други своя. Положить душу свою не значит только отдать жизнь свою, как отдавали мученики. Положить душу свою не значит только умереть за ближних своих; положить душу свою — значит отречься от себя, отречься от своих стремлений к богатству, к наслаждениям, к чести и славе, отречься от всего того, чего требует плоть наша. Это значит целью своей жизни поставить служение ближним своим». Разве это не о тех, кто с риском для жизни, забыв себя, своих близких, вытаскивает всех нас из пропасти пандемии? Святым мы молимся. За врачей тоже, и часто. Но сегодня им надо обязательно сказать слова благодарности. С праздником!