С недавних пор я стала замечать, что говоря о продуктах, блюдах «монастырский…», или «как монастырский…», люди подразумевают: «качественный», «настоящий», «вкусный». Мед, хлеб, обед…
Наблюдая уже специально, бросилось в глаза, что тенденция эта не только расширяется, но и уже используется различными производителями продуктов, добросовестными и не очень. Тогда и встал вопрос: что же представляет собой современная монастырская пища, монастырские продукты? Что стоит за признанием потребителя – традиционное уважение к религиозному образу жизни, исключающему обман и леность, или отсутствие внятных государственных ориентиров качества, тех же ГОСТов, к примеру?
За ответами на эти вопросы мы обратились к отцу Михею, иеромонаху Свято-Данилова монастыря. Путь, который привел этого замечательного человека к церкви, был не прост.
Иеромонах Михей, в миру Гулевский Александр Петрович, родился 22.11.1964 в г. Ростов-на-Дону. После окончания школы в 1980г. поступил в Ростовское Училище Искусств, специализация «Аккордеон», окончил его в 1984 г. 1984-1986гг.- служба в армии в ВДВ.
С 1987 по 1988гг. отец Михей прислуживал пономарем в храме, а в 1988г. поступил в семинарию, которую окончил в 1991г. В этом же году поступил в Троице-Сергиеву Лавру послушником, а в 1992 г. переведен в Данилов монастырь.
Послушания в монастыре: 2 года в иконной лавке, в течение 10 лет с 1994г. строительство скита и пасеки в Рязанской области, с 2004г. – келарь в Даниловом монастыре, в настоящее время послушание в медовой лавке, в 2-х монастырских магазинах, а также в отделе изготовления постеров духовно-патриотического содержания современных и классических художников.
Начнем с того, что отец Михей был десантником и понятие «горячая точка» знает не понаслышке. Уже, будучи в монастыре, отец Михей исполнял тяжелые послушания: устройство скита в Рязанской области, организация монастырской пасеки, обязанности келаря в самом Свято-Даниловом монастыре и многие другие, о которых я не знаю.
В итоге нам удалось из вопросов и ответов составить картину того, как сегодня живет русский православный монастырь: что производит, чем питается, кого и как кормит.
AIF.RU: Известно, что монастыри на Руси в абсолютном большинстве своем были самодостаточными в производстве, хранении и распределении продуктов. Монастырям принадлежали сады, поля, огороды, пруды и пасеки. Так же с древности сохраняется традиция кормить монастырскими продуктами не только братию, но и работников, паломников, учеников, гостей. Жива ли эта традиция в Свято-Даниловом монастыре сейчас?
О. Михей: От века на Руси монастыри были не только центрами духовной жизни, но хозяйственной тоже. Они мало того, что сами себя кормили, но и вели селекционную работу, выращивали новые сорта растений, искали и находили новые способы хранения и консервации продуктов. Уже много сотен лет монастыри не только сами кормились, но и широко помогали нуждающимся. Как в обычное время, так и, особенно, в военные года, в неурожайные периоды, во времена эпидемий.
В монастыре по-другому и не бывает: на сегодняшний день хозяйство Свято-Данилова монастыря ежедневно кормит до 900 человек. Братии у нас – чуть более 80, работники из мирян – почти 400. И еще паломники, гости монастыря, нуждающиеся – каждый день монастырская кухня, с Божьей помощью, дает пропитание всем этим людям.
Большинство продуктов, которые у нас есть – собственного производства. Это и мука, с монастырских полей в Рязанской области, и овощи, и фрукты, и мед. Рыбу мы в основном покупаем пока, но хотим там же, на землях скита, вырыть пруды и запустить на выращивание рыбу. Коровок держим – на масло, творог, молоко. Мяса ведь в монастыре не едят.
Обязан наблюдать за целостью и сохранностью продовольствия, чистотой и порядком на кухне, продовольственном складе, просфорне; смотрит за приготовлением трапезы, как положено по уставу, и за отпусканием пищи в кельи только с благословения наместника или благочинного
AIF.RU: С чего началось возрождение монастырского хозяйства?
О. Михей: Возрождение монастырского хозяйство началось с момента передачи его Церкви в 1983 году. За пять следующих лет монастырь в целом был восстановлен, и вместе с ним стало функционировать обеспечивающее его хозяйство. Однако, до действительно самостоятельной структуры, производящей, сохраняющей и питающей – до этого всего мы и сейчас только идем.
До 1917 года у монастыря были обширные угодья, пашни, пасеки, пруды. Продуктов было много и хороших. Многое монастырь продавал, в т.ч. в своих же магазинах и лавках. Их всегда любили люди – и москвичи, и паломники. Потом все разрушено было, в буквальном смысле – до основания.
Но за последние 17 лет путь, конечно, проделан немалый. Если сегодня оглянуться назад, то видишь, сколького мы, с Божьей помощью, добились! И сами выращиваем на монастырских землях пшеницу, муку мелем, нашу знаменитую сдобу печем. И овощи все нужные выращиваем и сохраняем: консервируем, квасим, солим.
И пасека теперь у монастыря не одна – в подмосковье на монастырском хозяйстве, под Рязанью, под Анапой и с Алтая с пасек храма Архангела Михаила тоже поставляют мед. Под Рязанью самая большая пасека. Сейчас здесь у нас около 300 ульев и за сезон на пасеках удается получить более 10 сортов меда. Это и донниковый, и липовый, и гречишный, и меды лесного и полевого разнотравья. Каждый новый сезон перед вылетом пчел совершаются специальные молебны на освящение пасеки, и пчеловоды получают благословение на предстоящие труды.
Мед такой продукт — Божье благословение. К нему нужно так и относиться. Ведь, если пасеку поставишь, например, около дороги, так там чего только из выхлопных труб не идет: и свинец, и всякие металлы тяжелые. А пчелки тоже все это собирают и на мед переносят. Мы же отвечаем перед Богом за то, что у нас в хороших, экологически чистых местах пасеки находятся, и вот, предлагаем чистый мед людям.
Мы любим свой народ и хотим, чтобы люди были здоровыми и красивыми и чтобы дети рождались здоровыми. Пчеловодство — это традиционный российский промысел. Еще в ХVI веке говорили: «Россия — это страна, где течет мед». Медом занимались чуть ли не в каждом доме. Его вместе с воском и за границу поставляли. Все русские люди мед ели. Это необходимый продукт для каждого человека.
У нас сейчас принято вкушать мед только во время болезни. Только это неправильно. Мед надо есть трижды в день: утром ложечку, днем и вечером. В меде есть все, что необходимо организму, в том числе витамины. Ведь мед — это натуральный продукт, который люди веками употребляли в пищу для укрепления своего здоровья. Воины прошлого в походах всегда имели при себе мед. Вкушая его, они увеличивали свои силы перед предстоящим боем
Стали еще возрождать традицию монастырского хлеба. Люди приезжают за нашей выпечкой со всей Москвы и даже из Подмосковья. Большой популярностью пользуются разнообразные пирожки, которые готовятся по старым монастырским рецептам. Сделано с душой — и людям нравится!
Киевский князь Изяслав пришел к преподобному Феодосию, и после беседы гостю была предложена монастырская трапеза. Вкусив ее, Великий князь поразился, насколько простая монастырская пища была вкусной, что он и в великокняжеском дворце не имел таких кушаний. На это преподобный Феодосий ответил: «Это происходит оттого, что пища в нашей обители приготовляется по благословению настоятеля. Поэтому, несмотря на простоту, по благословению Божиему, получаемому через благословение настоятеля, она получается столь питательной, полезной и вкусной»
Проповедь наместника Ново-Иерусалимского монастыря игумена Феофилакта в Неделю 20-ю по Пятидесятнице. Чудесный улов рыбы.
Очень наши прихожане и гости монастыря ценят то, что не только нашего монастыря рецепты мы используем, но и других святых мест: например, у нас есть бездрожжевой хлеб, испеченный по афонским рецептам, есть хлеб от сестер из Серпуховского женского монастыря.
AIF.RU: И со всем этим управляется немногочисленная братия Свято-Данилова монастыря?
О. Михей: Нет, конечно! Нам помогают и работники-миряне, и добровольные помощники. Монахов действительно немного, особенно таких, которые на земле трудиться умеют. Многие в монастырь приехали из городов, некоторые не в состоянии заниматься физическим трудом. А ведь работу на медовых пасеках называют «сладкой каторгой»…
Далеко не все знают, как много трудов приходиться приложить, чтобы хорошие продукты попали на стол и монастыря.
AIF.RU: Расскажите, пожалуйста, о системе монастырского питания. Из каких продуктов и блюд складывается монастырский стол для братии?
О. Михей: Мы же в монастырь приходим не для того, чтобы вкусно поесть – мы приходим, чтобы достичь Царствия небесного трудами, молитвами и послушанием. Высшая добродетель — пост, молитва, отказ от мирских соблазнов и послушание.
Кстати, по монастырскому уставу, в году около 200 постных дней. Посты делятся на многодневные (великий, петровский, успенский и рождественский) и однодневные (среда, пятница каждой недели). Именно в дни воздержания от скоромной пищи в монастырских трапезных разрабатывались тысячи оригинальных, простых, доступных населению блюд.
Меню обеда для братии Свято-Данилова монастыря после Успенского поста на 7-13 ноября |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскресенье |
Поста нет 7 | Поста нет 8 | Елей 9 | Поста нет 10 | Елей 11 | Поста нет 12 | Поста нет 13 |
Салат овощной Салат из кальмаров Сыр нарезка |
Салат из свеклы с майонезом Сыр нарезка Салат из огурцов, яиц и зел. лука |
Салат овощной Дайкон с морковью |
Салат овощной Сыр нарезка Салат с креветками |
Салат овощной Салат из капусты с морковью |
Салат из свеклы с майонезом Салат греческий Сыр нарезка |
Нарезка рыбная Салат из кальмаров с яйцом |
Суп Рассольник | Щи | Суп грибной | Суп с фрикадельками | Суп гороховый | Уха | Борщ |
Рыба жареная Макароны Соус томатный |
Рыба жареная в яйце и сухарях Пюре Соус бешамель |
Брокколи с луком и морковью Гречка |
Рыба жареная в яйце и сухарях Макароны Соус томатный |
Рататуй Рис Соус томатный |
Окунь жареный Макароны Соус томатный |
Судак жареный Пюре картофельное |
Компот Молоко Сметана |
Компот Молоко Сметана |
— | Компот Молоко Сметана |
— | Компот Молоко Сметана |
— |
Чай Печенье Яблоки |
Чай Печенье Яблоки |
Компот Чай Печенье Яблоки |
Чай Печенье Яблоки |
Компот Чай Печенье Яблоки |
Чай Конфеты Яблоки |
Морс Чай Конфеты Яблоки |
Меню ужина для братии Свято-Данилова монастыря после Успенского поста на 7-13 ноября |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскресенье |
Поста нет 7 | Поста нет 8 | Елей 9 | Поста нет 10 | Елей 11 | Поста нет 12 | Поста нет 13 |
Салат овощной | Салат овощной Яйцо под майонезом |
Лобио Кабачковая икра |
Салат из крабовых палочек | Салат деревенский Салат овощной |
Селедка с луком и зеленым горошком Салат овощной |
Салат из помидоров с луком Яйцо под майонезом |
Зразы Каша из пшена Соус |
Рыба под маринадом Рис |
Биточки картофельные Капуста тушеная |
Голубцы рыбные в листе | Картофель с грибами и луком | Тефтели под соусом Картошка жареная |
Рыба жареная Рис с овощами |
Компот Молоко Сметана |
Компот Молоко Сметана |
— | Омлет | — | Компот Молоко Сметана |
Компот Молоко Сметана |
Запеканка творожная | Сырники | — | — | — | — | Запеканка |
Чай Конфеты |
Какао Конфеты |
Чай Конфеты Компот |
Чай Конфеты Компот |
Чай Конфеты Компот |
Чай Конфеты |
Чай Конфеты |
Главное отличие монастырского стола от мирского в том, что мы не едим мяса. В монастыре едят овощи, крупы, молочные продукты, выпечку и рыбу, грибы. В кладовых монастыря всегда заготовлено много квашеной капусты, огурцов, помидоров, грибов.
За этим следит келарь, а делают и братья-монахи, и работники – миряне. И идет это на стол всем без исключения. По уставу монахи трапезничают только два раза в день: в обед и в ужин. Келарь монастыря особенно следит за тем, чтобы трапезы были и вкусными, и разнообразными и поддерживающими силы – ведь промежуток перед приемами пищи большой, а сложа руки никто не сидит, у каждого своя работа по хозяйству — послушание.
Будничное меню состоит обычно из ухи, если в этот день дозволяется, рассольника, супа овощного, грибного или молочного и рыбы с гарниром. На десерт – чай, компот или кисель, пирожки, печенье. Воскресное меню состоит из рыбного борща, жареной рыбы с гарниром из картофельного пюре или риса с овощами, свежих овощей, рыбной нарезки и продуктов с монастырского подворья – сыра, сметаны и молока. На праздники Рождества Христова и Пасхи на трапезе подают праздничное меню.
У нас есть отец Гермоген – он келарем монастыря был более 10 лет, так он даже книгу написал о монастырской трапезе, «Кухня отца Гермогена». На данный момент келарь в монастыре о. Феогност. Я же был келарем несколько лет, а до этого нес послушание в строительстве скита, восстановлении храма Архангела Михаила, заботах о пасеках, пекарне…
Сейчас у меня послушание — предлагаю монастырскую продукцию для москвичей, в медовой лавке и 2-х монастырских магазинах «Монастырский мед» и «Монастырский магазин продуктов», в которых можно приобрести нашу продукцию: мед, продукты пчеловодства, варенье на меду, ассортимент рыбы, каши, монастырскую выпечку-хлеб бездрожжевой, пирожки, оздоровительные продукты: безалкагольные бальзамы, сбитни, чаи, травы.
А также у меня послушание в отделе изготовления постеров духовно-патриотического содержания современных и классических художников.
AIF.RU: Мы благодарим Вас, отец Михей за внимание и рассказ. Желаем Вам радости в Ваших трудах!
МОЛИТВЫ ПЕРЕД И ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ ПИЩИ
ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения.
ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ
Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.
ТАЙНАЯ МОЛИТВА ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ ПИЩИ ДЛЯ НЕУМЕРЕННЫХ В ПИТАНИИ (молитва для похудения)
Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на Земле.
Примечание редактора
Уважаемые читатели!
28 ноября у православных христиан начинается Рождественский пост. Это один из четырех многодневных постов в православии, который готовит верующих к светлому празднику Рождества Христова. Данный пост менее строгий, чем Великий и Успенский, но и здесь возникают вопросы: что можно, а чего нельзя есть, о каких православных праздниках в это время обязательно должен знать каждый верующий, кому разрешаются послабления, есть ли польза для души, если вы соблюдаете только физический пост? На эти и многие другие вопросы 22 ноября в 10:30 в прямом эфире AIF.RU ответит иеромонах о.Михей. В эти дни о. Михею можно задавать вопросы через наш сайт. И тогда на встрече вы получите исчерпывающие ответы на них.
Расположенный в живописных горах, покрытых густыми лесами, монастырь Шаолинь является не только колыбелью чань-буддизма, но и одним из очагов развития ушу в Китае. Красота природы, свежий воздух и покой, так необходимые для медитации, активные занятия боевым искусством и медициной представляют собой прекрасные условия для здорового образа жизни монахов, ведения поиска методов «пестования жизни» и ее продления.
1. Постоянное пребывание в чань-состоянии
На протяжении тысячи четырехсот лет, начиная с 495 г. н.э., когда монастырь был основан, его обитатели неукоснительно соблюдали нормы чань-буддизма, завещанные Дамо: ежедневное продолжительное медитирование, «совершенствование сердца и пестование естества», стремление «к пустоте». Человек, занимающийся медитацией, стремится к покою, погрузившись в «состояние покоя», он обретает «пустоту», то есть избавляется от всех посторонних мыслей, забывая обо всем вокруг и не ощущая самого себя.
Посторонние мысли, считает китайская медицина, порождают «семь чувств (эмоций)»: радость, гнев, печаль, задумчивость, скорбь, страх, беспокойство. Бурные эмоции или, наоборот, их полное подавление наносят вред «пяти плотным органам», являются первопричиной различных заболеваний. Чрезмерный гнев отражается на печени, радость — на сердце, печаль — на селезенке, скорбь — на легких, страх — на почках. Итак, медитация — первый секрет долголетия шаолиньских монахов.
2. Сочетание ортодоксального буддизма с занятиями боевым искусством
Общеизвестно, что в монастырях существуют строгие правила, согласно которым постригающийся в монахи должен быть милосердным, творить благодеяния, не должен поднимать руку на человека. Поэтому монахам запрещено заниматься боевыми искусствами. Шаолинь пошел другим путем. С первого дня его основания рослые и крепкие монахи демонстрировали свои умения в области кулачного боя, поскольку практика жизни, развития и распространения буддизма требовали знаний боевых искусств, и только здоровые и крепкие монахи были в состоянии сохранить свою обитель в неприкосновенности. Это второй секрет долголетия.
3. Познания в области медицины
Занятия боевыми искусствами сопровождались большим количеством травм. Поэтому настоятелям монастыря волей-неволей приходилось заниматься медицинской практикой, разрабатывать собственные рецепты и способы лечения. Начиная с эпохи династий Суй, монастырь стал направлять представителей в горы к известным врачевателям для изучения премудростей медицины, особенно залечивания ран. Их количество постоянно увеличивалось. Монахи-врачи стали заниматься и терапией и постепенно сформировали полноценный госпиталь при монастыре. В целях улучшения эффективности оказания помощи пострадавшим настоятели требовали, чтобы каждый занимающийся ушу обладал необходимым медицинскими познаниями в четырех областях: причины болезней, лечение, профилактика и лекарственные средства. Обладая знанием медицины, монахи изучали вопросы долголетия, разрабатывали методики продления жизни. Таким образом, медицинские секреты, полученные монахами от своих наставников, способствовали развитию принципов долголетия. Это третий секрет долголетия шаолиньских монахов.
Содержание
ШАОЛИНЬСКИЙ МЕТОД ПРОДЛЕНИЯ ЖИЗНИ
Выше мы остановились на трех особенностях шаолиньского метода продления жизни. Однако этот метод имеет много общего с методами «пестования жизни» других школ и направлений. Известный своими исследованиями методов «пестования» и продления жизни монах Сюань Гуй в своих трудах изложил основные направления шаолиньской школы, суть которых сводится к следующему:
- «пестование жизни» путем медитации;
- солнечные ванны;
- закаливание холодом, жарой и ветром;
- оздоровление селезенки с помощью правильного питания;
- холодные водные ванны;
- продление жизни с помощью цигун;
- сбрасывание веса ходьбой;
- укрепление тела «жесткими» упражнениями;
- продление жизни с помощью секретов медицины;
- прочищение организма с помощью массажа;
- оздоровление с помощью ушу.
Эти направления составляют комплексный метод «пестования» и продления жизни, вобравший в себя долгую практику Шаолиня, бесценный опыт других школ, метод, доказавший свою эффективность в профилактике болезней и укреплении здоровья.
Принципы питания
Основная пища
Китайская традиционная медицина уже давно подметила тесную связь между питанием и здоровьем человека. В трактате «Линшу» говорится: «Верхний обогреватель включается, пропускает пять вкусов злаков. Ци называется то, что золотит кожу, укрепляет тело, питает волосы, орошает, как туман и роса. С поступлением пищи организм наполняется ци. Попадая в кости, она благотворно влияет на них, делает их гибкими. Слюна — это жидкость, которая питает мозг и увлажняет кожу. Ци поступает в средний обогреватель, соединяется с жидкостью и краснеет. Получается кровь».
Эта выдержка из древнего трактата свидетельствует о том, какую важную роль играют продукты питания в функционировании организма человека, которые, попадая в него, способствуют образованию необходимых человеку питательных субстанций — ци, крови и слюны. Эти питательные субстанции поддерживают нормальный обмен веществ, непрерывно циркулируя, обеспечивают жизнедеятельность организма.
Переваривание пищи осуществляется, главным образом, желудком и селезенкой. Поэтому древние говорили: «Селезенка — основа послеутробной жизни, источник, порождающий ци и кровь».
Врач-монах эпохи Мин Бэн Юэ, соединив принципы традиционной китайской медицины с собственным опытом, создал свой оригинальный подход к вопросу «пестования жизни», вывел рацион ежедневного питания монахов и питания во время болезни.
Бэн Юэ писал: «Основа питания — пять злаков, овощи и фрукты. Лекарственные травы должны круглогодично приниматься вместе с пищей. Питание должно быть упорядоченным. Питание в одно и то же время позволит прожить сто лет».
Он считал, что питание должно быть регулярным, разнообразным, продукты должны быть свежими, что принимать пищу следует в определенное время и в определенных количествах, что нельзя потреблять большое количество жидкости, переедать или недоедать.
В Шаолине существуют строгие правила, в соответствии с которыми пища принимается три раза в день. Каждый монах обязан строго следовать этим правилам.
Запрещается есть что-либо после третьего приема пищи. Завтрак в монастыре начинается в шесть утра и включает две чашки жидкой каши. Обед бывает в половине двенадцатого и состоит из паровой пампушки или лепешки и жидкой похлебки в неограниченном количестве, в шесть вечера — ужин, включающий одну или полторы чашки сборной солянки с лапшой. Завтрак не должен быть плотным, в обед нужно наедаться как следует, а в ужин — чуть меньше. Пища должна быть разнообразной. Монахам запрещается есть мясо и пить вино. Нарушители наказываются горящими палками и изгоняются из монастыря.
Расписание приемов пищи
ЗАВТРАК
Время: 6 часов.
Основная пища: каша из чумизы или кукурузы с добавлением батата или картофеля.
Количество: 2 — 2,5 чашки (объемом 100 г риса или муки).
ОБЕД
Время: 11 часов.
Основная пища : лепешки из смеси пшеничной и кукурузной муки с начинкой из фиников или хурмы.
Количество: 1 лепешка (250 г), а также белая редька, доуфу (соевый творог), лапша из золотистой фасоли.
УЖИН
Время: 6 часов вечера. Основная пища: лапша из бобовой муки.
Количество: 1 — 1,5 чашки с добавлением по сезону: люцерны, сельдерея, пекинской капусты и т.д.
Чайный рацион
Монахи Шаолиня регулярно пьют лекарственный чай, заваривая его из трав в зависимости от погодных условий, связанных со сменой времен года. Употребление такого чая способствует оздоровлению желудка, подъему «духа» и продлению жизни.
Весенний чай: 30 г полевой мяты, 30 г корневища камыша, 10 г лакрицы, 30 г горечавки Лоурера заварить кипятком и пить вместо чая 4 — 5 раз в день по одному стакану, ежедневно заваривая новую порцию. Этот настой обладает противоинфекционным и дезинтоксикационным действием, хорошим профилактическим средством против кожных заболеваний, например, фурункулеза.
Летний чай: 18 г платикодона крупноцветного, 10 г лакрицы, 30 г жимолости японской заварить кипятком и пить вместо чая. Этот настой обладает дезинтоксикационным действием, снимает жар, полезен для горла, является хорошим профилактическим средством против гриппа. В летний период также в небольших количествах можно пить сок свежей золотистой фасоли, полученный путем отжатия заваренных кипятком и растолченных зерен с добавлением сахара.
Осенний чай: 20 г форцизии свешивающейся, 10 г листьев бамбука, 10 г лакрицы, 3 г одуванчика, 10 г корня наперстянки заварить кипятком и пить вместо чая. Этот настой способствует образованию слюны, обладает дезинтоксикационным, жаропонижающим, мочегонным и ветрогонным свойствами.
Зимний чай: 3 г сырого имбиря, 3 финика, 30 г листьев черного чая, 3 стебля лука отварить и пить вместо чая. Этот отвар способствует улучшению функций кишечника и селезенки.
Чай долголетия для любого времени года: 30 г гореца многоцветкового, 30 г ромашки китайской, 35 г боярышника, 250 г густого меда. Первые четыре ингредиента варить в глиняном горшке в течение 40 минут, слить отвар, из полученной твердой массы отжать сок. В горшок налить воды, переложить выжимки и отварить, отвар слить. Процедуру повторить 3 раза. Все отвары слить вместе (должно получиться 500 мл). Добавить мед и размешать до однородной массы. Полученный продукт поместить в фарфоровый сосуд и плотно закупорить. Употреблять ежедневно после еды по 1 столовой ложке, разведенной в половине стакана кипяченой воды. Этот напиток можно употреблять круглый год. Он способствует пополнению ци, питанию крови, улучшению функций желудка и селезенки.
Дикие растения в рационе монахов
- Лилейник лимонно-желтый, или одуванчик обыкновенный. Его собирают весной, когда он расцветает. Выкапывают целиком, моют и режут на мелкие части. Затем добавляют соль и слегка разминают. Его можно добавлять в другие блюда. Лилейник способствует устранению жара и обладает дезинтоксикационным действием. Как говорят монахи, употребление этого растения в пищу в течение одного месяца избавляет от нарывов на коже и фурункулеза на целый год.
- Пастушья сумка. Весной это растение покрывает большие пространства вокруг монастыря. В пищу употребляют свежие молодые листья. Их можно непосредственно добавлять в суп с лапшой, а можно есть, заварив кипятком, с добавлением соли, уксуса и небольшого количества кунжутного масла. Пастушья сумка очень питательна, приятна на вкус. Она способствует пополнению крови и оздоровлению селезенки. При длительном употреблении устраняет желтизну лица, избавляет от худобы, слабости в конечностях, головокружения и помутнения в глазах.
- Мята полевая. В изобилии растет вблизи монастыря, наполняя воздух приятным ароматом. Монахи весной и летом собирают ее стебли с листьями, моют, режут на кусочки, подсоливают и слегка разминают. Употребление мяты способствует улучшению зрения, просветлению в голове, устранению жара.
- Портулак. Сбор портулака производится летом и осенью. Его выкапывают целиком, моют и обдают кипятком. Употребляют в пищу, добавляя соль и масло. Из него также готовят блины с добавлением муки и пампушки. Портулак укрепляет желудок, нормализует работу кишечника, рекомендуется при расстройствах желудка и дизентерии.
- Полынь волосовидная. Молодые побеги полыни собирают ранней весной, моют, перемешивают с солью и мукой и готовят на паровой решетке. Полынь способствует устранению жара.
- Ива. Ранней весной собирают молодые побеги ивы, проваривают в кипящей воде, вынимают и употребляют в пищу, добавляя соль и масло. Молодые побеги ивы также можно смешать с мукой и готовить на пару.
- Бодяк японский. Молодые листья бодяка собирают, моют и едят сырыми с солью и маслом или отваривают в супе с лапшой. Бодяк обладает кровоостанавливающим действием.
- Китайский ямс. Это растение способствует «пополнению» почек, останавливает кровотечения, укрепляет селезенку и легкие. Монахи собирают его поздней осенью и употребляют в пищу в вареном виде.
- Таро. Его выкапывают ранней весной и поздней осенью и отваривают с белой редькой. Таро способствует «пополнению» почек и крови.
- Боярышник. Плоды боярышника собирают в конце осени, моют, отваривают и готовят из них пюре. Пюре из боярышника кислое на вкус, богато витаминами, укрепляет желудок и улучшает пищеварение.
- Каштан. Монахи собирают и едят каштаны в отваренном виде осенью. Они сладкие на вкус, укрепляют желудок и пополняют селезенку.
- Гинго. Это растение нормализует дыхание, укрепляет легкие и почки. Его собирают по 3 — 5 штук в день, очищают и отваривают с колотым сахаром. В пищу употребляются и плоды, и отвар.
Витамины и долголетие
Продукты, употребляемые монахами Шаолиня в пищу, с точки зрения современной диетологии можно разделять на злаки, корнеплоды, бобовые и орехи, фрукты и овощи.
Злаки являются одним из основных продуктов, постоянно употребляемых человеком в пищу. Они богаты углеводами, способствующими выработке организмом тепловой энергии, а также белком. Злаки употребляются в пищу в смешанном виде или вместе с бобовыми, что позволяет им дополнять друг друга и в какой-то степени компенсировать недостаток в них аминокислот. Количество белка в злаковых приблизительно одинаково, они являются важным источником для организма человека. Злаки содержат также большое количество витаминов, кальция, железа, грубых волокон.
Корнеплоды снабжают организм человека тепловой энергией, содержат много витаминов и минеральных веществ.
Бобовые и орехи содержат большое количество белка и жиров, особенно соя. Содержание белка в них больше, чем в овощах и злаках. Они богаты ненасыщенными жирными кислотами, фосфатидами, аминокислотами, витаминами и минеральными веществами.
Овощи и фрукты богаты микроэлементами, необходимыми организму человека. Листовые овощи, например, содержат много витаминов группы В и каротина, а также кальция, железа и неорганических солей. Кроме того, содержащиеся в них влага и клетчатка способствуют пищеварению (см. табл.).
Монахи Шаолиня употребляют в пищу различные злаки, главным образом, грубообработанные, а также продукты из бобов, овощей и орехи. Свой рацион они устанавливают в зависимости от времени года и собственного состояния, что позволяет им получать полный набор питательных веществ, хорошо сочетающихся между собой. Это основной способ сохранения здоровья и долголетия. Особенно важно то, что монахи воздерживаются от мяса.
ДэЕнь /журнал «Цигун и спорт», №2 1995 г./
Архимандрит Савва (Мажуко), монах Свято-Никольского монастыря города Гомеля
Этот вопрос впервые стал передо мной в далекой юности, когда я погрузился в чтение чудесного романа Вальтера Скотта «Айвенго». В это время я уже имел небольшой церковный опыт, что подарило мне удивительную способность знать ответы на все вопросы. И тут я погрузился в роман и оказался в том месте, которое автор назвал «келлией святого Дунстана»: приют отшельника, монаха-пустынника, который вдруг угощает гостя олениной и, что самое страшное для подростка-неофита, и сам подвижник с большим усердием уплетает скоромную дичь. Как ни симпатичен мне был монах и его уютное убежище, тут я «возмутился духом», потому что хорошо знал: монахи мяса не едят!
— Ну, так это же католики! У них там повсюду отступление и подлинного постничества давно нет!
— А православные монахи? Среди них ведь тоже есть любители мясных блюд. Например, епископы. Чтобы стать епископом, надо принять монашеский постриг, который не отменяется архиерейской хиротонией. Но я был иподьяконом и неоднократно видел, как владыки кушают мясное, и никому и в голову не приходило их обличать. Или монахи, которые служат на приходах – большинство из них даже не скрывают любви к мясной пище.
Такие вопросы роились у меня в голове, и старшие товарищи, к которым я обращался, давали простой и ясный ориентир: монахи, вкушающие мясо – ненастоящие монахи, и точка! Истинный монах мяса есть никогда не станет. Даже под пыткой.
В чем же дело? Почему у монахов такие сложные отношения с мясом?
У этого вопроса есть своя история, и желающие могут найти немало добротных исследований. Но если быть кратким, то воздержание от мяса среди монахов-христиан связано вовсе не с жалостью к животным, а скорее с «техническими» моментами.
Во-первых, считалось, что мясо – пища людей богатых и обеспеченных. Монах должен идти если не путем нищеты, то уж точно скромности. Мясо не ели, потому что это нескромно и неприлично человеку, ставшему на путь добровольной бедности.
Во-вторых, от мясной пищи воздерживались, чтобы избежать «волнения крови». Преподобный Ефрем Сирин делится такой репликой: «Один брат сказал: «не по брезгливости какой отказываюсь есть мясо: ибо всякое создание Божие добро и ничтоже отметно (1 Тим 4:4); но поелику написано: не пользует безумному сладость (Притч 19:10), то неразумно монаху есть мясо животных»1Прп. Ефрем Сирин. О борьбе с осмью главными страстями, вообще/ Добротолюбие. ТСЛ, 1992, том 2, С. 379.. Можно передать эту мысль русской поговоркой «не в коня корм»: нечего переводить мясо на монаха, образ жизни которого не требует такого объема калорий. Как видите, все очень просто.
Вместе с тем, история христианства показывает, что монашеские уставы очень сильно разнятся в зависимости от времени и места. Например, на вопрос «что считать мясом» по-разному отвечали, скажем, византийцы и монахи Германии. Церковный писатель Сократ Схоластик в пятой книге своей «Истории» приводит примеры такого разнообразия уставов поста, что у современного христианина дух захватывает от этого изобилия. В частности, он пишет, что во многих местностях птицу не считали мясом, но рассматривали наравне с рыбой, поскольку и книга Бытия говорит, что птицы, как и рыбы, вышли из воды. Порой мы шутим, что курица – не мясо, а вот в древности асийские христиане в этом и не сомневались.
Если вы откроете ирландские монашеские уставы VII – IX веков, вас поразит не только разнообразие в уставах богослужения и правилах питания, но и очень необычное отношение к пище. Монахи могли вкушать дичь даже постом, охотились на морских котиков, но верхом нескромности и распущенности почему-то считалось подбирать жир со сковородки. Нужно учитывать, что эта монашеская традиция формировалась на севере, где условия жизни довольно сильно отличаются от жаркой Греции или обильной Италии.
Источник: Официальный сайт Валаамского монастыря
Однако ни в одном из монашеских уставов вы не найдете аргументации современных веганов и «зеленых». Мясо не ели вовсе не из жалости к животным, а по другим, более прозаическим причинам, что вовсе не значит, что нынешние богословы и монахи-практики не должны учитывать и этот аргумент.
Но дело даже не в истории и богословии. Вопрос «может ли монах есть мясо» – очень русский вопрос, потому что он с головой выдает всю сложность ситуации, в которой оказалось современное русское иночество.
Особенностью христианского монашества является то, что монах не может мыслиться индивидуально, как автономная единица, некий инок-атом. Как христианин монах есть часть семьи, общины, монашеского братства или сестричества. Поэтому вопрос не может быть обращен просто к монаху или о монахе. Когда вы говорите о монахе, вы должны автоматически примысливать к нему и его общину, его иноческую семью. Поэтому, если вам нужен правильный вопрос, следует его переформулировать так: принято ли в этой монашеской общине вкушать мясо?
История Церкви не знает монашества вообще. Были и есть разные общины, движения и уставы. Одни исчезли, другие переродились, третьи еще даже не заявили о себе. И это нормально. Самая знаменитая монашеская пословица: «в чужой монастырь со своим уставом не ходят». То есть, у каждой монашеской общины может быть свой устав, и попытка как-то унифицировать монашество в такой огромной стране как Россия, в такой многоликой церкви как Русская православная церковь – это попытка, обреченная на провал.
Уставов монашеских общин может и должно быть множество, потому что аскеза – это сфера творчества, область такая же тонкая и чувствительная, как, скажем, литература и живопись. А творчеству претят застывшие формы. Творчество возможно только в атмосфере свободы и доверия, и рано или поздно, но русское монашество пойдет путем благословенного многообразия, тем более что для этого у нас есть и богословские, и исторические предпосылки.
«В русской традиции мы привыкли мыслить монашество как нечто цельное и единое – с единым уставом и правилами, применимыми абсолютно ко всем инокам. Но это неверно и исторически и в качестве стратегии церковного развития».
В конце XIX века митрополит Антония (Храповицкий) начал положил начало дискуссии об ученом монашестве, и это тоже чисто русский вопрос, потому что он исходит из проблемы, возникшей на почве недоразумения, будто монашество должно быть чем-то монолитным и однотипным. Ученое монашество тоже не едино, в нем возможны различные вариации, и это законно и оправдано, если это творчество внутри конкретной общины, монашеской семьи. Если в этой общине не считается вкушение мяса чем-то зазорным, пусть едят, – это свободная страна! Если в этой монашеской семье не принято вкушение мяса, пусть монах, нарушивший устав своего братства, отвечает перед своей семьей.
И снова вспоминаем древний ориентир монашеской гастрономии: скромность и воздержание от слишком бодрящей пищи. Если следовать этим принципам, наши постные трапезы с дорогой рыбой и дефицитными морепродуктами есть нарушение куда более серьезное, чем вкушение «пролетарских» пельменей под сметаной после трудового рабочего дня. Кроме того, о свойствах продуктов мы теперь знаем гораздо больше, чем наши просвещенные предшественники, так что «благообразные» орехи и «богомольные» сухофрукты могут составить конкуренцию отбивным по части «возмущения крови».
Все эти размышления я привожу вовсе не в защиту употребление мяса монахами. Оставьте монахам право самим решать, что им кушать, а от чего воздерживаться. Просто вокруг этой темы слишком много лицемерия, спекуляций и простой коммерции, потому что монащество с претензией на постническую строгость «лучше продается», если вы понимаете, о чем я толкую.
Воздержание от мяса само по себе не есть достоинство.
Употребление мяса не есть криминал и обновленчество.
Если речь идет о монахе, то в этом и других вопросах ему следует руководствоваться уставом, принятым в его общине, а не мнением зорких и бдительных «ревнителей», ведь, в конце концов, даже Бог никому из нас не заглядывает в тарелку.
Иеромонах Павел (Черкасов), проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры
Прежде всего, монах является христианином, поэтому нужно выяснить, каково общехристианское отношение к мясоедению.
Для начала обратимся к Священному Писанию. В Ветхом Завете мы найдем два ключевых эпизода. Первый важный момент состоит в том, что изначально человечеству была дана растительная пища. Это описывается в первой главе книги Бытия. Речь там идет только о траве и деревьях с их плодами.
Нужно понимать, что изначально человеку была дана растительная пища, а затем рацион расширился, включив мясо. Толкователи по-разному богословствуют на этот счет, но одна из мыслей, заключающаяся в этих цитатах, состоит в том, что человечество, отпав от Бога, пошло по пути огрубления. Включение мясной пищи в рацион можно понимать как признак этого огрубления людей. Тем не менее, уже со времен Ветхого Завета мясо стало пищей человека.
Такая же практика вошла в Новый Завет. Мы знаем, что Христос и его ученики ели мясо. Более того, в истории Церкви регулирование употребления мясной пищи нашло отражение в канонических правилах, в частности, в 51 и 53 Апостольском правилах.
В 51-м правиле говорится, что если епископ, пресвитер или диакон не едят «и мяса и вина, не ради подвига воздержания», а потому что «гнушаются этим», то таким образом «клевещат на создание». Им грозит наказание, если они не исправятся. В 53 правиле предусматривается вкушение мяса и вина «во дни праздника», и если кто-то делает это «не ради подвига воздержания», то таковым предусмотрено каноническое прещение. Все то же самое относится и к мирянам.
Значение этих правил в том, что они, во-первых, объясняют, что все творение Божие чисто само по себе и нельзя гнушаться мясом и вином, как чем-то нечистым. Поэтому правила предусматривают употребление этих продуктов. Но, в то же время, в этих же двух канонических правилах, довольно строго сформулированных, прописана возможность удаления от мяса и вина ради воздержания. Акцент делается на подвиге.
«Таково общехристианское понимание: мясо можно употреблять в пищу, а можно от него воздерживаться, но только ради подвига воздержания, а не ради гнушения».
Жизнь монашеская – один из видов христианской жизни. То есть она не всеобъемлюща. Она рассчитана на ту группу людей, которые решили такой образ жизни вести. Характер монашеской жизни – подвижнический и постнический.
Во время пострига задается вопрос: «Что пришел еси, брате»? На что постриженик отвечает: «Желаяй жития постнического, честный отче». То есть он сам добровольно свидетельствует, что дает обет постнического жития. Поэтому монашеская жизнь предполагает воздержание. Понимается это воздержание в самых разнообразных аспектах, среди которых есть и воздержание от мяса. Для прояснения этой мысли можно обратиться к Михаилу Скабаллановичу, который написал известную книгу «Толковый типикон». Он дает в ней разъяснения относительно того, как монашеское воздержание исторически формировалось. Эпоха египетских подвижников «наметила идеал для всех сторон монастырского строя, затрагиваемых писанными уставами». Отмечается, что «более всего, конечно, сделано было в отношении поста». Далее Скабалланович продолжает: «Сами собой установились известные нормы, правила, минимальные требования, и очень нелегкие, как на счет пищи для подвижника, так и относительно времени принятия ее и сроков поста. Мясо, конечно, безусловно не употреблялось, но вкушение его по нужде не считалось нарушением обета». Это важный момент. Мы видим, что присутствует строгая норма воздержания от мяса, но если возникала нужда его вкусить, то нарушением монашеских обетов это не считалось. Это абсолютно соответствует тому общехристианскому пониманию, которое я озвучил, говоря о канонах. Неядение мяса обусловлено подвигом. Поэтому если монах по какой-то нужде мясо съел, то его монашеские обеты не нарушались.
В связи с мясом важно заметить одну интересную деталь: в других странах воздержание от мяса не было столь безусловным, как в Египте. Святой Епифаний так писал: «Одни из них (монахов) воздерживаются от всяких мяс и четвероногих и птиц, и рыб, и от яиц, и от сыра» (Излож. веры, 23). Здесь первый образец поста равносилен нашему строгому посту: никакого мяса, включая птичье, ни рыбы, ни яиц, ни сыра. Другие только от четвероногих и допускают употребление птиц и прочего»» (Излож. веры, 23).
То есть прослеживается иное отношение к мясоедению: не едят только мясо четвероногих, а вот птичье – курицу, например, – едят. Ну и рыба, соответственно, тоже включалась в рацион. «Иные воздерживаются и от птиц и употребляют только сыр и рыбу: иные не вкушают и рыбы, а только сыр; другие не едят и сыра» (Излож. веры, 23.).
Из этой пространной цитаты св. Епифания можно сделать вывод, что в разных странах отношение к воздержанию от мяса и сопутствующих продуктов животного происхождения было различным: где-то более строгим, где-то менее. В современной практике Русской Православной Церкви утвердилось, что монахи не вкушают ни мяса четвероногих, ни птичье мясо. Едят только яйца, сыр и прочие молочные продукты, а также рыбу.
Из всего этого можно сделать вывод, что если воздержание от мяса – это дело аскетического подвига, то мера этого подвига различна в разных православных традициях. Монах, как христианин, может есть мясо, но именно как монах он не должен этого делать в той степени, в которой определяется мера его воздержания.
Игумен Антоний (Кадышев), врач Центральной клинической больницы святителя Алексия митрополита Московского
Монах дает обещание поста. Понятие «поста» в околоцерковном и церковном сознании неоднозначно. Если в первом случае оно несет в себе часто гастрономическое и «диетическое» понятие, то в церковном понимании оно касается не только пищи, но означает всю полноту правильной телесной жизни. Такой пост включает в себя не только воздержание от неумеренности в пище, но от всех греховных деяний.
Пищевой пост никогда не был для монахов самоцелью. Он всегда рассматривался, как очень сильное и действенное средство, а мясо – как самый «горячащий кровь» продукт. Но даже в монастырях, в которых пищевой пост регламентировался строгостью местной традиции, в особых случаях, чаще всего по медицинским показаниям, делалось снисхождение. Так в «Толковом Типиконе» упоминается об одном из таких монастырей: «Мясо, конечно, не употреблялось, но случайное или по нужде вкушение его не считалось осквернением. Прп. Пахомий укорил заведующих больницей братий за отказ дать больному монаху по его просьбе говядины и велел купить для него козленка».
«Пост – это подвиг, и у каждого монаха он свой, как и Крест».
И здесь нужно подходить не с позиции фанатизма, а индидидуально и, разумеется, учитывая медицинские показания. Как писал Святитель Игнатий (Брянчанинов): «…удаление от мяса при необходимости и болезни есть грубый предрассудок». Такое отношение он называл «отцеживанием комара».
Материал подготовил Родион Германов