Недавнее исследование Колина Маклеода (Colin Macleod) и Ноа Форрина (Noah Forrin) в Университете Ватерлоо (University of Waterloo), опубликованное в журнале «Memory», показало, что чтение вслух существенно облегчает процесс запоминания слов по сравнению с чтением про себя.
Однако это не значит, что теперь стоит заменить всю свою библиотеку аудиокнигами. В данном исследовании было проведено четыре различных эксперимента, чтобы точно определить, какие факторы отвечают за лучшее запоминание информации. Группе студентов было предложено на выбор: читать про себя, читать вслух, слушать аудиозапись чтения других людей, либо слушать их собственную аудиозапись чтения.
Способность удерживать информацию в памяти максимально проявилась при чтении вслух, что говорит о том, что влияние на запоминание оказывает не только услышанное, но и произнесенное слово.
Это происходит потому, что произнесенное слово создаёт незабываемый опыт или впечатление. К тому же, активный когнитивный процесс кодирования слова в речь помогает кодировать его в долгосрочную память. Более того, когда испытуемые слушали аудио запись, то они лучше запоминали информацию, если она была произнесена собственным голосом. По мнению авторов, это говорит о том, что прослушивание собственного голоса обеспечивает особый стимул самопознания, что также помогает запоминать контент.
Эти выводы основаны на предыдущих исследованиях, которые показали, что положительное влияние на запоминание информации оказывает впечатление, созданное чем-то необычным. В более раннем исследовании 2010 года, проведённом Маклеодом и другими, было показано, что если все слова в тексте читать вслух, то никакого воздействия не происходит, потому, что чтение вслух становится стандартным, а не отличительным опытом. И наоборот, воздействие возрастало, когда испытуемым давали задание, в котором какие-то слова надо было читать про себя, а какие-то вслух. Еще одно исследование, проведенное Маклеодом в 2011 году, показало, что когда два человека читают вслух одновременно, то сила воздействия на запоминание прочитанного снижается. Это происходило потому, что повторение слов другим участником эксперимента снижало восприятие собственного произношения.
Этот результат образует интересный контраст с исследованием 2015 года Виктора Буше и Алексиса Лафлера в Университете Монреаля. Группе из 44 франкоговорящих студентов исследователи предложили читать текст про себя, читать про себя двигая губами и читать вслух. Для четвертого эксперимента студентов просили прочитать текст вслух другим испытуемым в комнате, что оказало наибольшее влияние на улучшение вербальной памяти у читающих. Наличие аудитории сделало этот момент исключительным и произвело сильное впечатление.
Хотя в исследованиях проверялись различные аспекты эффективности работы памяти при разных условиях, все результаты подтверждали, что в случаях отличия условий или сопутствующих событий от обычных, память у испытуемых улучшалась. Задействуя нашу двигательную систему и самосознание, произнося слова вслух, мы кодируем их как уникальные переживания, формируя тем самым дополнительные нейронные связи в областях мозга, ответственных за память. И, как указывает Маклеод, это также согласуется с исследованиями, показывающими, что физические упражнения и движения могут способствовать развитию когнитивных навыков как у детей, так и у взрослых, увеличивая приток крови к мозгу.
Конечно, чтение про себя имеет свои преимущества — особенно в библиотеках. Но если ситуация позволяет, повторение важной информации вслух себе — или, еще лучше, партнеру по учебе — может быть чрезвычайно продуктивной.
Методические рекомендации по чтению вслух
Из истории Громких чтений
Цели и задачи Громких чтений
Основные этапы подготовки проведения
Чтение произведения
Беседа о прочитанном
Возможные типы заданий для третьей части громкого чтения
Чтение с остановками
Организация Чтений в рамках программы «Читаем детям о войне»
Рекомендуемы источники
Из истории Громких чтений
В современной библиотеке Громкие чтения являются актуальной формой работы с детьми. Полувековой опыт проведения громких чтений в разных странах мира хорошо доказал их эффективность. Всемирный день чтения вслух, например, проводится ежегодно в первую среду марта во многих странах мира. Цель его – показать чтение как способ взаимодействия с окружающим миром и как возможность передачи своих эмоций другому человеку вместе со звучащим словом. В 2013 году в акции участвовали 65 стран и более миллиона участников.
Во Франции практикуется чтение книг на улице для тех, кто хочет слушать; инициатор этого движения – Марк Роже – многие годы ходит по населенным пунктам и читает детям книги вслух.
Во многих зарубежных странах встречи с писателями проходят как сеансы чтения вслух. Писатель читает фрагменты своей книги собравшимся. В России так же с успехом проводятся День чтения.
Чтение вслух популярно во всем мире, опровергая мнение о том, что читать нужно только детям, которые сами не умеют читать. Кроме того громкие чтения относятся к наиболее плодотворным способам общения в библиотеке между взрослыми и детьми, особенно младшего возраста (хотя и в подростковом возрасте этот прием тоже может быть актуален), дают возможность показать детям то, что ускользает из их поля зрения при самостоятельном чтении, посмаковать вкус слова, услышать и прочувствовать его звучание.
Громкое чтение — форма устной пропаганды литературы. Чтение вслух текста произведения с последующими комментариями чтеца и обсуждением прочитанного.
Цели и задачи Громких чтений.
Цель громкого чтения — научить активно слушать, чтобы расслышать и понять прочитанное, или, как говорит Чаусова С.: «научить читать-мыслить, читать-чувствовать, читать-жить».
Главная задача громкого чтения – «раскрыть перед ребёнком мир словесного искусства» (Л. С. Выготский). Это значит – познакомить ребёнка с существованием словесного искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека, приучить к постоянному общению с таким искусством, воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге. Только чтение вслух дает возможность выработать у детей умение читать выразительно, показать красоту, ритм и напевность художественного слова, выявить особенности речи действующих лиц
Основные этапы подготовки проведения.
При кажущейся простоте этой формы, в ней есть важные особенности, на которые следует обратить внимание.
Основные шаги по подготовке:
1.Определение формата мероприятия и его целевой аудитории и распределение чтецов и слушателей в зависимости от формата мероприятия (маленькая группа или индивидуально).
2.Выбор книг для чтения, определение художественной значимости литературного произведения.
3.Создание уютных «уголков» для реализации данного мероприятия.
4.Составление вопросов для обсуждения прочитанного, творческих заданий, объяснения малопонятных слов и выражений.
После того, как определен формат мероприятия и целевая аудитория, на этапе выбора литературы, можно обратить внимание на следующие аспекты:
— какими знаниями должен владеть ребенок, чтобы понять содержание книги?
— какие у ребенка языковые навыки?
— какой возраст или насколько развиты дети?
— как много и как часто ему читают вслух?
— насколько хорошо знают друг друга дети, есть ли конфликты?
— что хотят сказать в своей книге авторы/иллюстраторы?
— достигнута ли цель?
— какие средства передачи этой цели используются? Язык? Форма? Структура? Иллюстрации?
— какое воздействие оказывает произведение? К чему это может привести?
— каким образом можно использовать книгу?
На этапе выбора места проведения желательно выбрать отдельное помещение (с достаточным количеством света и воздуха). Оформление места проведения мероприятия, преображение библиотеки в литературную гостиную, литературное кафе (если этого требует формат и стилистика встречи). Необходимо правильное расположение в пространстве читающего. Предпочтительно, напротив слушателей, так, чтобы дети могли видеть ваше лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.
Важное значение имеет предварительная подготовка к чтениям в части формирования вопросов и тем обсуждения.
Сами «Чтения» можно разделить на 3 блока:
1. Знакомство (вступительная речь)
2. Чтение произведения или его отрывка
3. Беседа о прочитанном. Рекомендация книг для самостоятельного чтения.
Начало мероприятия – знакомство с аудиторией. Если большинство слушателей дошкольного или младшего школьного возраста желательно провести подготовку к чтению. Сделайте упражнения, обеспечивающие прилив энергии и помогающие сконцентрироваться и снять напряжение: хлопанье в ладоши, хлопки руками и ногами о ровную поверхность, топанье ногами, щелканье пальцами, трение руки об руку, встряхивание руками, потрите (подготовьте) ушки детей к чтению. На этом же этапе важно заинтересовать читателя, вызвать его любопытство, настроить на предстоящую работу с книгой (напомнить нужные слова, объяснить незнакомые, встречающиеся в тексте). Можно озвучить факты истории написания книги, сведения об авторе.
Нужно учитывать, что длительность мероприятия для детей дошкольного возраста не более 20-25 минут. Для детей старшего возраста временные рамки раздвигаются. В данном случае возможна работа с отрывком произведения, что побудит ребенка к прочтению его полностью.
Не отвлекайтесь на опаздывающих — поздоровайтесь и продолжайте.
Чтение произведения
Читайте с выражением. Выразительное чтение — чтение вслух (наизусть или по книге) с соблюдением норм литературного произношения, при котором передается идейно образное содержание текста. Правдиво и искренне. Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение текста. Именно такое чтение значительно содействует пониманию, осмыслению текстового материала. У читающего должен присутствовать определенного набор навыков, связанных с произносительной культурой речи. Включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи – дикцией, дыханием, орфоэпическим правильным произношением.
Читайте легко. Конечно же, прочитайте текст заранее, потому что взрослый, вчитывающийся, медленно разбирающий слова прямо в процессе громких чтений не может считаться хорошим чтецом. Любая книга требует подготовки. Помните, что нельзя тараторить и торопиться – говорите медленнее и не бойтесь повторять. Спокойный, уверенный тон всем пойдет на пользу. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха.
В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».
Сокращайте текст, если он слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.
Некоторые источники предлагают активно использовать технику так называемого диалогового чтения, включающую разговор со слушателями о том, что вы читаете.
Останавливайтесь, когда детям уже не интересно. Время, которое неподготовленная группа может внимательно слушать – 15 минут. Чем младше слушатели, тем больше отвлекающих и игровых маневров совершает читающий взрослый. Дети среднего дошкольного и тем более младшего дошкольного возраста обладают сравнительно небольшой способностью воспринимать текст на слух, которая в малознакомой обстановке еще и ухудшается. Поэтому чтение разбавляется занимательными вставками, активизирующими внимание детей или позволяющими им сбросить накопившееся напряжение.
Чтение может сопровождаться подвижными играми, музыкальными паузами, песенками, творческими заданиями, пальчиковыми или ролевыми играми, обсуждением, инсценировками. Примерами упражнений, обеспечивающими приток энергии можно считать следующие: хлопанье в ладоши, хлопки руками и ногами о ровную поверхность, топанье ногами, стук, — щелканье пальцами, трение руки об руку, встряхивание руками. Упражнения, помогающие расслабиться: зевание, вздохи, пение, смех, ритмические движения.
Выбор дополнительных видов деятельности зависит от возраста детей, их готовности слушать, тематических особенностей мероприятия.
Беседа о прочитанном
После чтения можно провести беседу с ребятами о прочитанном, но это не обязательно. Чтение без комментариев дает ребенку возможность самостоятельно осмыслить прочитанное.
Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга — это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней.
Если вы решили провести беседу, запланируйте еще примерно 15 — 20 дополнительных минут в конце на разговоры, на то, чтобы «порыться» в книгах, полистать их. Когда книга дочитана, дайте детям высказаться. Задавайте наводящие вопросы, вопросы без единственного верного ответа, вопросы, на которые нельзя ответить просто «да» или «нет». Что тебе понравилось (или не понравилось) в книге? Что ты думаешь о главном герое? Как тебе понравилась развязка истории? Может быть, сюжет книги напомнил тебе что-то, случившееся с тобой? Будьте готовы советовать подходящие книги для домашнего чтения. Возможность пообщаться – один из самых привлекательных аспектов детской книжной встречи. Это дает возможность ближе познакомиться, а вам лучше узнать их интересы (что может очень пригодиться при планировании следующих встреч). Используются так же ответы на вопросы к прочитанному тексту, которые должны показать понимание:
• значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;
• содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;
• предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);
• основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.
Помимо этого, для проверки качественной стороны восприятия художественного произведения можно использовать круг вопросов, предложенных, специалистом в области детского чтения, доцентом Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств И. И. Тихомировой. Вопросы направлены на проверку:
— образного мышления ребёнка;
— эмоционального резонанса читателя;
— способности читателя проникать во внутренний мир персонажа и авторский подтекст;
— умения читателя чувствовать подтекст произведения;
— фантазии читателя;
— тонкости восприятия, умения истолковать мелочи и детали;
— ассоциативного мышления читателя;
— способности перенести читаемое на себя;
— способности целостного восприятия произведения
Вопросов не должно быть много, они должны помогать увидеть, рассмотреть скрытое художественное содержание.
Помимо беседы можно использовать еще ряд технологий.
Возможные типы заданий для третьей части громкого чтения
Инсценировка. Именно инсценировка помогает преодолеть речевой барьер, отработать некоторые правила лексики, грамматики, произношения и понять замысел автора, характеры героев.
РАФТ. Технология РАФТ определяет 4 параметра рассказа : Р — роль. Кто ты? От чьего имени, рассказываешь? А – аудитория. Для кого ты рассказываешь? Ф – формат. В какой форме ты рассказываешь? (рассказ, сказка, эссе, анекдот, басня). Т – тема. О чем ты пишешь? Какова идея твоего рассказа?
Эта технология одновременно позволяет поиграть в игру «Расскажи прочитанную историю от лица какого-то героя» и углубиться в литературоведческую специфику, уточняя особенности литературных жанров и пробуя свои силы в них.
Синквейн – короткое литературное произведение из 5 строк, характеризующее предмет (тему). Правила написания: — 1 строчка – существительное – одно ключевое слово, определяющее содержание (название произведения, имя героя);
— 2 строчка – два прилагательных или причастия, характеризующих первую строчку;
— 3 строчка– три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме;
— 4 строчка – четыре слова – ключевая фраза, которая показывает отношение автора к теме или её суть:
— 5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.
Аналогии и ассоциации .Аналогия – это сходство между предметами, явлениями или людьми по каким-либо признакам. Ассоциация – это связь между какими-то явлениями, предметами, людьми, когда при упоминании одного возникает мысленный образ другого.
Игра «Вырасти дерево ассоциаций». Суть игры: ствол дерева – название какого-то предмета или явления. Ветви, отходящие от ствола – ассоциации, которые возникают при упоминании слова-«ствола». Отходящие от ветвей веточки – ассоциации уже к словам-ветвям и т.д.
Моя Вообразилия. Вот некоторые примеры вопросов-заданий:
— встретив незнакомое слово, объясните его малышу, а затем предложите самому придумать (рассказать или нарисовать), что за «зверь» скрывается, например, за таким чудо-словом, как «крокозябра», «карамбурог»и т.п. (вы можете придумать слова сами).
Задание «наоборот»: покажите картинку с изображением несуществующего зверя и спросите, как бы он мог называться.
— можно обсудить с ребенком, как отличаются по цвету и звуку разные эпизоды одного и того же рассказа, или какого цвета наше настроение после прочтения книжки.
Чтение с остановками
Существует еще одна стратегия чтения — чтение с остановками, при реальном и кажущемся отличии от стратегии громкого чтения, во многом пересекается с ней. В специальной литературе можно встретить термин «медленное чтение». Под «чтением с остановками» в данном случае понимается специально разработанная стратегия развития критического мышления (формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию). Данная стратегия используется для пробуждения интереса учащихся к чтению как процессу. В основе этой стратегии лежат наблюдения за процессом чтения людей, обладающих культурой чтения, навыками критического мышления. Они читают с перерывами для внутренних дискуссий, пометок, вопросов, критических «высказываний» в уме. Многие научились делать это стихийно, но все-таки не стоит на это полагаться.
При выборе данной стратегии в начале чтений расскажите присутствующим о своем личном опыте знакомства с этой книгой (рассказом, сказкой, былиной и т.д.). Здесь необходимо быть максимально искренними. Если Вы не сразу пришли к принятию этого произведения, то так и надо сказать. Вступление должно быть не более трех-четырех минут. Это должен быть именно сюжет, а не описание своих чувств. Лучше ограничьтесь краткой информацией о личности автора. Помните о возрастной специфике: запоминаются именно те моменты биографии, которые дети могли бы легко «перенести» на себя, на свою жизнь.
Следующий этап — обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение? Что, как кажется детям, может произойти в рассказе с таким названием? Кто-то попытается связать свои предположения с другими произведениями этого же автора, кто-то проведет аналогию с фольклорными текстами, а кто-то – с событиями своей жизни.
Далее ведущий чтений, заранее выделяет в тексте две-три остановки – в зависимости от размера текста (размер текста не должен превышать пяти-семи страниц). Во время этих остановок Вы задаете вопросы, побуждающие присутствующих к критическому мышлению (вопросы готовятся заранее).
Надо обсудить непонятные слова, проанализировать средства художественного выражения, но, все же, в нашем случае давайте сделаем акцент на вопросах высокого уровня, наподобие: «Что заставило героя поступить именно так?», «Как дальше будут разворачиваться события?», «Какие чувства вызвал этот отрывок текста?» и т.д. После первой или второй остановки можно использовать прием «Дерево предсказаний». Где графически –на «стрелочках» – линиях соединения –записываются объяснения своим версиям, таким образом, они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.
После окончания работы с текстом детям предлагается на выбор две-четыре цитаты (или пословицы), связанные с содержанием текста и отражающие различные подходы к интерпретации сюжета. Нужно выбрать одну из них – какая, на их взгляд, больше подходит по смыслу к тексту – и написать небольшое эссе (маленькое сочинение), обосновывающее выбор. Некоторые из эссе зачитываются.
Младшие школьники после прослушивания художественного произведения любят рисовать, рисунок помогает им вновь пережить прочитанное, восстановить всё в памяти. Пусть дети рисуют всё, что хочется, что родилось в душе как отклик на этот текст.
Понимание (осмысленность) чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного. Однако в методике этот термин употребляется в двух значениях:
1) применительно к овладению самим процессом чтения (техникой чтения);
2) применительно к чтению в более широком смысле (Т.Г. Рамзаева).
Организация Чтений в рамках Акции «Читаем детям о войне»
Для современных детей и подростков Великая Отечественная война – это далекая история. В сохранении памяти поколений литература о войне остается одним из источников, который формирует историческое сознание и чувство патриотизма. И привычные слова «патриотическое воспитание» наполнятся живым, настоящим содержанием: хорошими художественными текстами, воспоминаниями, разговорами об истории нашей Родины и отдельных человеческих судьбах и блеском детских глаз. В мае все мы будем праздновать День Победы. Во многих семьях есть свои герои, участники Великой Отечественной войны, о которых бережно хранят память благодарные потомки. Все меньше живых очевидцев, которые могут нам рассказать об этом. Но у нас есть книги и среди них много правдивых, интересных. Мы должны их читать, чтобы сохранить память, память о героическом прошлом.
Час одновременного громкого чтения лучших произведений о войне, написанных для детей и подростков, помогает участникам ощутить себя частью одной большой страны, в которой все за все в ответе; осознать важность сохранения памяти у нынешних и грядущих поколений о переломных событиях в истории Отчизны, воспитать чувство патриотизма и любви к Родине Важной частью чтений является минута молчания, как дань уважения памяти павших героев. Нужно обратить внимание на следующие аспекты:
В данном случае основными целью является
— воспитание гражданственности и патриотизма у детей на примере лучших образцов детской литературы о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Задачи:
— поддержка и продвижение детского чтения;
— продвижение библиотекой книг патриотической тематики в детской читательской среде.
— привлечение внимания к героическому прошлому в истории России;
-увеличение читательской аудитории, интересующейся чтением книг о Великой Отечественной войне.
Нельзя рассказать о войне, не передав всего горя, которое выпало на долю русского народа, на жизнь стариков женщин и детей. Перед началом чтений можно показать мультимедийную презентацию, которая поможет получить информацию о годах войны, оформить книжную выставку, провести обзор по литературе на данную тематику. Ребятам раздать георгиевские ленточки, как символ мужества, стойкости, смелости, победы.
Все основные этапы подготовки соответствуют описанным выше.
Можно придумать множество вопросов… А можно найти один, ключевой вопрос, вокруг которого, как по спирали, будет раскручиваться всё произведение. Он потянет за собой цепь ясных, убедительных ходов. И покажет — как на ладони — суть всего произведения.
В целом, в настоящее время, культура чтения растет и развивается, успешно подпитывается и укрепляется профессиональной поддержкой в компании заинтересованных единомышленников. Время, проведенное ребенком рядом с читающими ровесниками или взрослыми, не пропадает зря. Оно подключает стремление разобраться: «Что же они все в этом нашли? Может и мне подойдет?». Самое главное — формирует интерес к чтению.
Рекомендуемы источники
Использованная литература
1. Миронова Н. Выразительное чтение. О его роли в развитии речи // Дошкольное воспитание. – 2006. — № 6. – С. 101-105
2. Пантюхова Т. Вслух. Громко. Про себя. Про нас! // Библиотека в школе. – 2004. — № 10. – С.54-56
3. Плохотник Т. М. Шпаргалка для взрослых. Приемы и методики читательского развития:
4. Чаусова С.А. Громкое чтение как форма воспитания вдумчивого читателя // Библиотека в школе. – 2009. — № 1
Консультация подготовлена по материалам интернет-публикаций:
https://books.google.ru/books?id=6Yz9AgAAQBAJ&pg=PA90&lpg perev-roo.ru/update/roo/rekomendacii_semeynoe_chtenie.doc
http://littlereader.ru/chitaem-chitayushhemu-rebenku-nachalo/ https://lib.1september.ru/2004/17/15.htm
Информация о мероприятиях с чтением
http://librari-biruch.ru/index.php/117-novosti/916-gromkie-chteniya.html http://mkult.rk.gov.ru/rus/info.php?id=615507
Материал журнала «Семья и школа», № 11, ноябрь 1984 г.
Ребенок не любит читать… Так ли уж редка эта ситуация? Пройдет ли бескнижный период сам по себе или нужно вмешаться и заставлять читать? Или лучше, подыскав сверхинтересную книгу, приманить сына или дочь к чтению?
Пожалуй, лучшей формой приобщения ребенка к книге может стать семейное чтение вслух. Сразу заметим, что организовать это оказывается достаточно трудоемким делом. Необходимо терпение, даже незаурядная выносливость, чтобы из вечера в вечер читать вслух, и тем не менее читать надо, много читать, формируя в неторопливом процессе этого чтения и ум, и душу ребенка, налаживая прочный духовный контакт с ним.
Часто бывает: до школы ребенку читали книги, а первокласснику перестают читать в то самое время, когда он худо-бедно освоил грамоту. И что же? Аппетит к книге у ребенка ослабевает. Это и понятно. Чтение для шестилетнего или семилетнего человека процесс еще сложный, технические затруднения мешают ребенку усваивать всю полноту информации. Читать ему тяжело, неинтересно, скучно. Понимающие это родители читают с детьми книги вслух по очереди.
Вот что вспоминает герой романа И. Грековой «Кафедра» Николай Николаевич Завалишин о своем отце, прототипом которого, кстати, сказать, был отец писательницы: «В нашей семье чтение вслух было ритуалом, праздником. Годами подряд каждый вечер, перед сном, когда мы, дети, …лежали в своих кроватях, начиналось самое главное: приходил Пулин и читал нам вслух. Читал он великолепно, артистически, но не как профессиональный чтец (таких я терпеть не могу), а как посредник, интерпретатор, знакомящий самых своих дорогих с самым для себя дорогим. Его прекрасный, довольно низкий голос менялся, переходя от роли к роли, от реплике к реплике. Он словно показывал нам драгоценный камень, поворачивая его разными гранями и любуясь его икрой… Чего только не услышали мы в его чтении! Всего Гоголя от «Вечеров на хуторе» до «Мертвых душ», включая вторую часть (читалась отрывками), после чего была нам рассказана трагическая история сожжения рукописи (до сих пор не могу забыть боли, которую тогда испытал!). Толстой: «Детство» и «Отрочество», «Севастопольские рассказы», «Война и мир». Достоевский: «Записки из мертвого дома», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»… А Гончаров, Тургенев, Помяловский, Лесков! Всего и не сочтешь! Теперь понимаю, какой это был титанический труд: прочесть своим детям всю русскую классику! И не только русскую: были тут и Марк Твен, и Диккенс, и Гюго, и Конан Дойль…».
Какие книги лучше выбрать для чтения вслух? Спросите прежде всего у себя: что привлекало вас в детстве, отрочестве, юности? Читайте ребенку все, что сочтете подходящим, интересным, все, что любили читать сами в таком же возрасте. Особенно важно выбрать такие классические произведения, которые при самостоятельном чтении, чтении про себя, дети не могут оценить сразу, назовут скучным. Если, к примеру, прочесть вслух повесть Н. В. Гоголя «Старосветские помещики», надолго запомнится слушателя великолепное описание жизни двух стариков, наполненной заботой друг о друге. Чтение вслух – всегда чтение внимательное, когда отдается должное каждой детали, подробности, когда усваиваются не только значения слов, но и оттенке значений. Замедленный темп подачи информации при чтении вслух делает видение всего изображаемого в произведении более точным и полным. Н. В. Гоголю принадлежит мысль о том, что одно только ясное чтение может дать ясное значение. Но дело не только в различимости деталей. Очень важна наша интонация, самая что ни на есть естественная, наш комментарий (без назидания!), наша оценка. Хорошо, если дети спрашивают нас, что означает то или иное слово. Открывая ребенку его значение, мы как бы дарим ему это слово и тем самым питаем его мышление.
Иногда родители в процессе семейного чтения как бы облачаются в тогу учителей и сразу задают вопросы: «Тебе понравилось? Почему? Перескажи!» После прочтения книги вопросы лучше задавать осторожно, тактично. Пусть ребенок сам спрашивает вас, интересуется вашим мнением, пусть не торопится осудить книгу, если она показалась ему неинтересной, короче – пусть думает… Что же касается «скучных» книг, то правило должно быть достаточно строгим: если книга начата, ее следует дочитать до конца, тем более что оценка книги к концу чтения может измениться на противоположную. «Неоконченные книги, как недоеденные куски на тарелке, портят людям характер», — читаем мы у М. Шагинян.
Чем старше дети, тем больше трудностей возникает с выбором книги. Это относиться и к процессу самостоятельного чтения. Позиция родителей в этом вопросе бывает различной. Вот любопытный отрывок из воспоминаний Вадима Шефнера: «Мать требовала, чтобы я не зачитывался до ночи, но иных запретов в этом смысле не налагала и дозволяла читать все что угодно: она считала, что хороших писателей на свете несравненно больше, нежели дурных, и что книги хорошие сами поборют в моей голове книги плохие; ежели держать мальчишку в шорах и со стороны определять для него, что можно ему читать, а чего нельзя, то у него может пропасть интерес к печатному слову…»
А вот иной подход. Врач А. Андреев вспоминает о своем отце: «Он руководил нашим чтением. И если мы брали пустую книжку, то просто молчал, не хотел о ней говорить – это молчание было его рецензией». Заметьте: и в первом, и во втором случае родители избегали резких, категоричных суждений, не высказывали их детям открыто, проявляли тактичность, и, может быть, эта тактичность не только сохраняла и защищала интерес к чтению, но и стимулировала желание самому разобраться, понять, оценить.
Корень проблемы – как читать? Привычку к чтению внимательному, насыщенному может развить именно чтение вслух. Способность оценивать книгу тоже развивается в процессе чтения и коллективного обсуждения. А какая это блестящая возможность для родителей поговорить с ребенком, сколько бы лет ему ни было! Каждую книгу стоит читать как учебник, который обязательно чему-нибудь научит, скорее всего незаметно. Можно даже не соглашаться с автором, если книга не принята сердцем, спорить, отстаивать свое – все это тоже полезно и интересно.
Нужно ли придерживаться единства тематики при выборе книг, не повредит ли ребенку жанровая пестрота того, что ему читают? Эти вопросы хотя и волнуют многих родителей, но представляются нам надуманными. Чтение вслух (и не только вслух) должно быть достаточно разнообразным и по темам, и по жанрам художественных произведений.
Полезно прислушиваться и к просьбам детей в выборе книги. Многие дети любят возвращаться к уже знакомым книгам. Не стоит лениться прочесть книгу во второй, третий, четвертый раз. Значит, это важно для малыша, раз он просит повторить чтение. Мотивы таких просьб могут быть не очень понятными для взрослых. Одна девочка, когда заболевала, просила, чтобы мать читала ей «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова. В общей сложность книга была прочитана семь раз. Видимо, встреча с Незнайкой, предвкушение знакомых событий помогали юной слушательнице справляться с недугом.
Талантливый учитель хорошо знает цену повторному чтению. В. А. Сухомлинский рассказывает, как создавался в его школе культ книги: «Да, новое, неизвестное тоже надо читать, и мы читали новые книжки. Но произведение входит в духовный мир лишь тогда, когда ребенку хочется прочитать товарищам то, что взволновало его сердце, хочется передавать в слове свои чувства и переживания. Каждую книжку из первого отдела нашей библиотеки мы читали вслух не менее 10 раз, и от повторного чтения интерес к ней не ослабевал. Книжка прочитана 2-3 недели назад, но дети не забывают ее, стремятся прочесть еще раз и специально для этого приходят в школу. Проходит 3-4 месяца, детям снова хочется прочитать полюбившуюся книгу – снова ей посвящается коллективное чтение».
Если в школе, где учится сын или дочь, есть кружок выразительного чтения, убедите своего ребенка заниматься в этом кружке. Одно из самых полезных занятий – выразительное чтение – поможет вашему ребенку проникнуть в глубины родного слова.
Чтение вслух в семье… При наличии разнообразных детищ технического прогресса папино, мамино или бабушкино чтение вслух может показаться старомодным и малоэффективным. Однако не будем спешить с выводами. Личность по-прежнему создается Личностью, а побудить юного человека полюбить книги, пообщаться со своим ребенком, помочь ему разобраться в жизни, — разве есть у нас задача более важная и необходимая? Пожалуй, нет.