Иероним Босх. Семь смертных грехов 1475-80 гг. Фрагмент
«Их бог – чрево» (Флп. 3: 19)
Как и всякая страсть, чревообъедение, чревоугодие происходит из вполне естественной человеческой потребности. Человек имеет нужду в пище и питье; это одна из витально-органических его потребностей. Кроме того, яства и питие – дар Бога; вкушая их, мы не просто насыщаем организм питательными веществами, но и получаем удовольствие, благодаря за это Творца. К тому же трапеза, застолье – это возможность пообщаться с ближними, друзьями: она объединяет нас. Вкушая пищу, мы получаем радость от общения и подкрепляемся телесно. Недаром трапезу святые отцы называют продолжением литургии. На службе нас объединяет духовная радость от совместной молитвы, мы причащаемся от одной чаши, а потом разделяем с близкими по духу людьми и телесно-душевную радость.
В первые века христианства после евхаристии устраивались так называемые агапы,или вечери любви, где христиане за общим столом вкушали пищу, ведя духовные беседы. Поэтому во вкушении пищи и употреблении вина нет ничего греховного и скверного. Все зависит, как всегда, от нашего отношения к этому действию и от соблюдения меры.
Где же эта мера, эта тонкая грань, отделяющая естественную потребность от страсти? Она проходит между внутренней свободой и несвободой в нашей душе. Как говорит апостол Павел: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4: 12–13).
Свободны ли мы от привязанности к пище и питью? Не владеют ли они нами? Что сильнее: наша воля или наши желания? Апостолу Петру было открыто от Господа: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян. 11: 9). И нет греха во вкушении пищи. Грех не в пище, а в нашем отношении к ней.
Но давайте по порядку. Святитель Игнатий (Брянчанинов) так определяет страсть чревообъедения: «Объедение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноедение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности к Богу, Церкви, добродетели и людям».
Страсть чревоугодия бывает двух видов: чревобесие и гортанобесие. Чревобесие – это обжорство, когда чревоугодника интересует больше количество, а не качество пищи. Гортанобесие – лакомство, услаждение гортани и вкусовых рецепторов, культ кулинарных изысков и гурманства. Страсть чревообъедения (как, впрочем, и многие другие пороки) достигла своего уродливого апогея в Древнем Риме. Некоторые патриции, чтобы бесконечно наслаждаться на великолепных пирах, заводили себе специальные приспособления из птичьих перьев, чтобы после того, как чрево будет пресыщено до отказа, можно было, вызвав рвоту, опорожнить желудок. И снова удовлетворять безумную страсть чревоугодия.
Поистине «их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» (Флп. 3: 19). Недаром люди пресыщенные, страдающие чревоугодием очень редко интересуются духовными вопросами. Культ пищи, телесных наслаждений не позволяет вспоминать о горнем. Как говорили святые отцы, «тучные птицы не могут летать».
Чревообъедение, винопитие рождает и другую телесную страсть – сладострастие, блудную похоть. Как говорится, «сласти (то есть чревоугодие) рождают страсти».
Пресыщение чрева не только не позволяет думать о Боге и молитве, но и очень мешает хранить себя в чистоте. «Кто наполняет чрево и обещается быть целомудренным, тот подобен утверждающему, что соломой остановит действие огня. Как невозможно соломой удержать стремительность разливающегося огня, так невозможно пресыщением остановить жгучее стремление непотребства», – говорит подвижник IV века преподобный Нил Синайский.
Молитвой и постом
Чем лечится страсть чревоугодия? Святые отцы советовали любой страсти противопоставлять противоположную ей добродетель. И бес чревоугодия «изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21). Пост вообще великое воспитательное средство. Блажен, кто приучен к воздержанию душевному и телесному и неукоснительно соблюдает установленные церковные посты и постные дни.
Тут хотелось бы немного сказать о смысле православного поста. Пост сейчас соблюдают многие. Но правильно ли соблюдают? В ресторанах и кафе на время постов появилось специальное постное меню. Дикторы телевидения и радио говорят о начале поста. В продаже имеется немало кулинарных книг с рецептами постных блюд. Так в чем же суть поста?
Пост – это не диета. Пост, особенно Великий, святые отцы называли весной души; это время, когда мы особенно внимательно относимся к своей душе, внутренней жизни. Прекращаются супружеские плотские отношения, увеселения. До революции во время Великого поста закрывались театры. Постные дни установлены, чтобы мы иногда замедляли сумасшедший бег суетной земной жизни и могли посмотреть внутрь себя, своей души. Постом православные христиане говеют и причащаются святых таин.
Пост – время покаяния в грехах и усиленной борьбы со страстями. И в этом нам помогает вкушение постной, более легкой, низкокалорийной пищи и воздержание от удовольствий. Думать о Боге, молиться, вести духовную жизнь легче, когда тело не пресыщено, не отягощено. «Чревоугодник называет пост временем плача, а воздержанный и в посте не смотрит угрюмо», – пишет преподобный Ефрем Сирин. Это одно из значений поста. Он помогает нам сосредоточиться, настраивает на духовную жизнь, облегчая ее нам.
Второе значение пощения – жертва Богу и воспитание своей воли. Пост – установление не новое, а древнейшее. Можно сказать, пост – первая заповедь человеку. Когда Господь дал повеление Адаму вкушать от всех плодов райского сада, кроме плодов древа познания добра и зла, Он установил первый пост. Пост – это послушание божественному установлению. Богу не нужны всесожжения и кровавые жертвы; Ему нужно «сердце сокрушенно и смиренно» (Пс. 50: 19), то есть наше покаяние и смирение, послушание. От чего-то (хотя бы от мяса, молока, вина и некоторых других продуктов) мы отказываемся ради послушания Ему. Приносим в жертву наше воздержание, ущемление своей воли.
Еще одно значение поста – в воспитании воли и подчинении ее духу. Постом мы даем понять чреву, «кто в доме хозяин». Человеку, не привыкшему поститься, дисциплинировать себя, очень тяжело обуздывать страсти, бороться с ними. Христианин – это воин Христов, а хороший воин находится в постоянной боевой готовности, постоянно тренируется и обучается, держит себя в форме.
В Церкви нет ничего случайного и бессмысленного. Не соблюдающие пост, пресыщенные никогда не узнают настоящего вкуса пищи, этого дара Божия. Даже праздничная трапеза для не постящихся становится чем-то вполне обыденным, а для постящихся даже скромное застолье после продолжительного поста – настоящий праздник.
Пост чрезвычайно полезен и в супружеской жизни. Супруги, привыкшие к воздержанию во время постов, никогда не пресытятся своими интимными отношениями, они всегда желанны друг для друга. И наоборот, пресыщение ведет либо к взаимному охлаждению, либо к излишествам и изощрениям в интимной жизни.
Пьянство и наркомания: духовно-телесная зависимость
Проявлениями страсти чревоугодия, невоздержания являются пьянство, наркомания и курение. Эти пороки – очень яркие примеры греховной, страстной зависимости, зависимости не только духовной, но и болезненно-телесной.
Вино является вещью далеко не безопасной, но Священное Писание не относится к нему как к чему-то скверному, греховному и нечистому. Наоборот, Христос благословил брак в Кане Галилейской, восполнив оскудение запасов вина, претворив воду в вино на свадьбе. Господь Сам разделял дружескую трапезу с апостолами и Своими последователями и употреблял вино. Святой пророк псалмопевец Давид воспевает: «Вино веселит сердце человека» (Пс.103: 15). Но в Библии дается и предупреждение: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф. 5: 18).
«Пьяницы… Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 10). Нам дается предостережение: вино содержит в себе опасность, нельзя упиваться им, необходимо соблюдать осторожность и знать меру.
Человек становится алкоголиком не на пустом месте. И алкоголь, и наркотики – это очень простой способ мгновенного получения радости, эйфории. И пока алкоголь или наркотик действуют в организме, человек имеет некий эрзац счастья. То, что он, может быть, не смог получить в жизни, к чему нужно прилагать очень много усилий, дается мгновенно. Ведь чтобы получить настоящее счастье, нужно очень много потрудиться.
Особенно часто человек становится алкоголиком или наркоманом, когда у него неблагополучно в семейной, личной жизни. Большинство подростков-наркоманов не получили в своей семье должной любви, очень многие были сиротами при живых родителях, а человек не может жить без любви, он страдает, ищет какой-то заменитель, способ забыться.
Американские исследователи утверждают, что 100% случаев наркомании связано с ощущением утраты смысла жизни. На вопрос, все ли им представляется бессмысленным, 100% наркоманов отвечают утвердительно. В одном из центров реабилитации наркоманов применили метод логотерапии (с помощью которого пациенты обретали смысл жизни), и удалось добиться 40% излечения по сравнению с 11% традиционных методов лечения. Вот почему так высок процент ремиссии в центрах лечения алкогольной и наркотической зависимости при храмах и монастырях. Ведь страждущим указывается подлинный смысл жизни – в Боге, в вере, в труде на благо Церкви и людей. Они каются в грехах (а без покаяния невозможно победить страсть), участвуют в таинствах, вместе молятся об исцелении.
Если в семье существует такая беда и один из членов болен алкоголизмом или наркоманией, он может справиться только при поддержке, помощи и любви близких людей. Он должен чувствовать, что его любят, что он не один, за него борются, к его беде неравнодушны. Бесы алкоголизма и наркомании очень сильны, они очень крепко держат человека, власть их над ним велика. Недаром алкоголики, наркоманы даже начинают видеть эти темные сущности наяву. Бесы пьянства во всех странах во все времена являются в одинаковом виде. В связи с этим вспоминается один случай. Во время перестройки начался некоторый подъем церковно-общинной жизни, и православные люди стали собираться друг у друга на квартирах для духовных бесед, общения, чаепитий. И вот такая встреча происходила на квартире у одной верующей женщины. Пришли группа прихожан и батюшка. Очень скромный, тихий, он почти ничего не говорил, а сидел себе тихонечко в уголке. Муж же этой женщины был человеком неверующим, но к этим собраниям относился вполне терпимо. И вот он начал задавать священнику вопросы, выражая свои сомнения в существовании духовного мира. Батюшка молча слушал, а потом сказал только одну фразу: «Ответьте мне, пожалуйста, почему алкоголики всех времен и народов видят бесов одинаково?». После этого мужчина уже никаких вопросов не задавал, а весь вечер просидел задумавшись. Дело в том, что он сам страдал алкоголизмом. Почему алкоголики видят бесов? На наше счастье, мир духов закрыт от наших очей. Наша земная телесная оболочка, так называемая»риза кожаная» (см.: Быт. 3: 20), не дает нам видеть ангелов и бесов. Но в некоторых случаях люди их видят. Очень часто это происходит, когда душа уже готова разлучиться с телом. Описываются случаи, когда грешники видели толпы бесов, стоящих у их постели и протягивающих к ним свои лапы. Человек, страдающий алкоголизмом, наркоманией настолько истончает свою земную оболочку, находясь практически в предсмертном состоянии, что начинает видеть духовные сущности, а так как служит страстям и греху, то и видит естественно не ангелов Света, а совсем даже наоборот. Поэтому человек пьющий часто является орудием в руках диавола. Большинство преступлений, особенно убийств, совершается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Но, несмотря на силу этой страсти и власть диавола, надежда всегда остается. Если человек искренне хочет избавиться от зависимости и горячо просит Бога об исцелении, Господь обязательно поможет. Беда в том, что многие не имеют решимости сделать это или просто не хотят. Уже было сказано, что страсть при всей своей мучительности имеет великую сладость для одержимого ею. И вот этого человек терять не хочет. И часто начинает хоть о чем-то задумываться лишь когда уже доходит до края, до предела: либо Господь посещает тяжелой болезнью, либо рушится семья и прочее. А тогда ведь может быть уже поздно.
Человеку, который встал на путь излечения, который хочет порвать со страстью алкоголизма, нужно запомнить раз и навсегда: даже если он избавится от недуга, он не перестанет быть больным, поэтому даже прикасаться к водке и вину ему категорически запрещено. То, что позволено обычному здоровому человеку, то есть получать веселье от вина и соблюдать меру, ему уже не дано. Недаром люди, посещающие группы анонимных алкоголиков, даже после того, как они полностью бросили пить, все равно называют себя алкоголиками. От пьянства нельзя освободиться полностью, не «завязав» с алкоголем. Компромисс здесь невозможен. Сей демон изгоняется только постом, то есть полным воздержанием.
Нет греха в куренье табака?
Несколько слов еще об одной зависимости – табакокурении. Курение, к сожалению, далеко не все считают привычкой опасной и греховной: мол, пьянство, наркомания – это другое дело, а курение – так, пустяки. В обязанности священника входит напутствие и причащение умирающих на дому и отпевание усопших в храме. И мне бы очень хотелось, чтобы те люди, которые так легкомысленно относятся к курению, хотя бы раз съездили со мною и побеседовали с теми несчастными, которые умирали от рака горла, легких, печени, вызванных табачной зависимостью. А сколько лет жизни похитили сами у себя эти больные? Это знает только Господь.
Одна женщина, которая умерла потом от рака горла, ходила в наш храм. Так вот, даже придя на раннюю литургию, она не могла не покурить: она просто умирала без этого. И так как она была уже в очень плохом состоянии, я был вынужден допускать ее до причастия. Вскоре она умерла. Но даже если курильщик может выдержать и не курить до литургии, то как можно, причастившись, вскоре затягиваться ядовитым дымом?
Говоря с человеком сильно курящим, особенно если он натощак, с трудом переносишь запах, идущий у него изо рта. Этот застарелый табачный перегар сравним разве что с запахом разлагающегося трупа.
В некоторых странах правительство весьма обеспокоено здоровьем граждан; там постоянно повышаются цены на табачные изделия, запрещается реклама табака, на коробках сигарет печатают списки болезней, которые происходят от курения. А в Австралии на сигаретных пачках даже печатают фотографии органов, пораженных заболеваниями, вызванными курением, – черных от табачного дегтя легких, например.
Все эти ужасы я рассказываю не для того, чтобы кого-то обидеть. Но, может быть, те, кто думают, что с табаком можно дружить, задумаются о том, чем может закончиться это увлечение?
Всякая страсть весьма сильна и сидит не только в теле, но и в душе, в сознании человека. Многие люди, бросившие курить уже очень давно, рассказывали мне, что часто видят во сне, как они с наслаждением затягиваются сигаретой. Вот какой глубокий след оставил в их душе этот порок.
(Продолжение следует)
В Викиданных есть лексема чрево (L179392).
Содержание
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | чре́во | чре́ва |
Р. | чре́ва | чре́в |
Д. | чре́ву | чре́вам |
В. | чре́во | чре́ва |
Тв. | чре́вом | чре́вами |
Пр. | чре́ве | чре́вах |
чре́-во
Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -чрев-; окончание: -о .
Произношение
- МФА:
Семантические свойства
Значение
- устар., книжн. то же, что живот ◆ Он рассматривал стены первого в своей жизни жилища, в которых всходило его прекрасное одинокое будущее, гладил и ощупывал их чуткими пальцами, как любящий муж ощупывает чрево своей беременной жены. И. Н. Полянская, «Тихая комната», 1994 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ — Monsieur le prince, — отнёсся он к Индобскому, — когда кит поглотил Иону в свое чрево, у китов тоже, вероятно, был в это время голод? А. Ф. Писемский, «Масоны», 1880 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ — Уф, батюшки, ох, смерть моя! — бормотал мой толстый сосед, придерживая руками свое чрево, которое все еще продолжало колыхаться. М. Н. Загоскин, «Искуситель», 1838 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- перен., высок. внутренность, внутренняя часть чего-либо ◆ И только перед очередным походом самолёты грузят в чрево авианосца, а лётчики переселяются с берега в каюты на корабле. Панин Михаил, «Камикадзе», 2002 // «Звезда» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы
- живот, брюхо, пузо, утроба, нутро
- внутренность, нутро
Антонимы
- —
- внешность, обшивка, оболочка
Гиперонимы
Гипонимы
Родственные слова
- фамилии: Черев, Черевин, Черевна
- существительные: черева, черевастость, черевезо, черевина, черевистость, черевко, черевница, черевня, черёво, черевок, черевунья, черевуха, черевушек, черевушка, черёвце, черёвья, черевязь, чревастость, чреватость, чревеса, чревесы, чревница, чрево, чревобасник, чревобаятель, чревобесие, чревобесник, чревобесница, чревовещание, чревовещанье, чревовещатель, чревовещательница, чревоволшебник, чревонеистовство, чревообъядец, чревообъядник, чревообъядца, чревообьядение, чревоугодие, чревоугодник, чревоугодница, чревоугодничек, чревоугодничество, чревоугодье
- прилагательные: надчревный, нечреватый, подчревный, черевастый, черевий, черевистый, черевный, черёвный, черевчатый, черёвый, чревастый, чреватый, чревный, чревонеистовый, чревоненасытный, чревоносный, чревоугодливый
- глаголы: очереветь, очреватеть, очреватить, черевить, чреватеть, чреватить, чревовещать, чревоносити, чревоугодничать
- причастия: чревовещавший, чревовещающий, чревоугодничавший, чревоугодничающий
- предикативы: чревато
- наречия: нечревато, чревато
Этимология
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
живот
- Английскийen: belly, womb
- Латинскийla: venter м., uterus м., uterum ср.
- Эсперантоиeo: sino, utero, ventro
внутренняя часть
- Английскийen: inside, interior
Анаграммы
- вечор
Для улучшения этой статьи желательно:
- Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
Сегодня мы разберем один интересный вопрос, связанный с культурой питания и пищевым поведением. Это будут традиционные, религиозные и научные аспекты чревоугодия. В самом деле, Адам и Ева вкусили от запретного плода. А сумей они обуздать свой бессмысленный аппетит, возможно, человечество и до нынешнего времени прогуливалось бы по райским кущам? Сразу оговорю, что речь идет о традиционном знании, которое мы будем обсуждать отдельно от религиозных аспектов, поэтому воспринимайте текст соответственно, договорились? Вы, наверное, знаете, что для меня традиционное знание – это важный источник информации о здоровье. Я считаю, что полезные для здоровья знания, навыки и практики выживали и закреплялись, так как они давали преимущество своим носителям (как гены в эволюции). Почему обжорство (чревоугодие) вошло в список смертных грехов?! Кажется, кому плохо, от того что я ем? Но все не так просто.
Что такое чревоугодие?
Чревоугодие – это обжорство, неумеренность, жадность в еде, объедение, употребление чрезмерно большого количества пищи, пресыщение. Было даже такое определение обжоры как – чревонеистовый, т.е. почти безумный, одержимый. А грузный, жирный, ожиревший, «толстое брюхо» – обычные определения последствий жизни чревоугодника.
В античности считалось, что обжорство вызывает как телесное страдание, так и страдание души, так как предмет радости сластолюбца не является истинным благом. Борьба с пороком обжорства предполагает не столько волевое подавление позывов к еде, сколько размышление о её истинном месте в жизни[
Чревоугодие — один из тяжелейших смертных грехов. Под чревоугодием понимают не только объедение, но и пьянство, употребление наркотиков, курение, излишняя любовь к удовольствиям и изысканности пищи.
Эта страсть превращается в вожделенную цель души для получения удовольствий, в непреодолимом желании принимать пищи больше или изысканней, чем требуется для поддержания здорового тела. Чревоугодие означает жадность и неумеренность в еде, доводящая человека до скотского состояния. Одержимый высшей степенью чревоугодия доходит до того, что осознавая физиологическую невозможность переварить потреблённое количество пищи, принимает таблетки для переваривания пищи, либо, вызывая рвотный рефлекс, освобождаются от проглоченной пищи для дальнейшего приёма очередных блюд.
Святые отцы говорят, что если человек подчинился страсти чревоугодия, то им легко овладевают и все другие страсти, блуд, гнев, печаль, отчаяние, сребролюбие. Если будешь владеть чревом, то станешь обитать в раю, а если не овладеешь им, то сделаешься добычей смерти.
Чревоугодие — дверь и начало многих греховных склонностей, и кто по силе побеждает чревоугодие, господствует и над остальными грехами.
Знай, что часто бес приседит желудку и не дает человеку насытиться, хотя бы он пожрал все снеди Египта и выпил всю воду в Ниле.
«Начало всему худому служит упование чрева и расслабление себя сном»,»насыщение есть мать блуда, впадшие в ров беззаконий, и «в какой мере кто работает чреву, в такой мере лишает себя вкушения духовных благ».
Виды чревоугодия.
1. Побуждение принимать пищу раньше времени;
2. Пресыщение какой бы то ни было пищей: человека больше интересует количество пищи. Предел объедения – когда человек принуждает себя принимать пищу, когда не хочется. Гастримаргия (греч. чревобесие) — стремление человека просто наполнить своё чрево, не особенно уделяя внимание вкусу пищи.
3. Желание изысканной пищи, то есть особая привязанность к качеству пищи. Лемаргия (греч. гортанобесие) — стремление человека к наслаждению от потребления вкусной пищи, получение удовольствия от органолептических свойств.
4. Прочие виды: Есть еще другие виды чревоугодия, это: тайноядение – стремление скрыть свой порок; раноядение – когда человек, едва проснувшись, принимается за еду, еще не испытав чувства голода; поспешное ядение – человек старается быстро наполнить чрево и глотает пищу не разжевывая, словно индюк.
Отличия удовлетворения голода от чревоугодия.
«У человека есть естественная потребность в пище, как в источнике энергии для нормальной жизнедеятельности человеческого тела. В рассудительном, здравом, умеренном удовлетворении её нет греха. Страсть чревоугодия вырастает из злоупотребления удовлетворением этой потребности. Страсть извращает, преувеличивает естественную потребность, покоряет волю человека похоти плоти. Признак развивающейся страсти — постоянное стремление к сытости»
«Есть по прихоти — значит хотеть принять пищу не по телесной потребности, но для угождения чреву. Если же видишь, что иногда естество охотнее принимает какой-либо из овощей, нежели сочива, и не по прихоти, а по легкости самой пищи, сие надлежит различать. Одни по естеству своему требуют сладкой пищи, другие соленой, иные же кислой, и это не есть ни страсть, ни прихоть, ни чревообъедение.
А любить какую-нибудь пищу особенно и похотливо желать ее — это есть прихоть, служительница чревообъедения. Но вот из чего познавай, что ты одержим страстью чревообъедения, — когда она обладает и помыслом твоим. Если же противишься сему и благочинно принимаешь пищу по телесной потребности, то это не есть чревообъедение.
История чревоугодия (Gula).
Gula — это латинское слово, значащее «обжорство, чревоугодие», органически вошло в старофранцузский язык и просуществовало почти до начала Нового Времени. Жаждущий богатых блюд и тонких вин чревоугодник выходит за рамки положенного Богом, разрушая тем самым установленный Им на Земле порядок, создавая угрозу государству… Ситуация зашла так далеко, что само слово «обжора» (gloz, glot или glou — на языке той эпохи) стало обозначать дебошира, человека опасного и непредсказуемого нрава. Форма женского рода — gloute — кроме всего прочего получила значение «нимфоманки», «проститутки», женщины, не отличающейся пристойным поведением.
Негативное отношение к людям, злоупотребляющим пищей, можно обнаружить как в книгах Ветхого, так и Нового Завета. Например, царь Соломон писал: «Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище». А также советовал: «И поставь преграду в гортани твоей, если ты алчен».
В католическом богословии обжорство также является одним из семи главных грехов (грех против второй заповеди). Вместе с распутством классифицируется как «плотский грех» (лат. vitia carnalia). В классификации семи смертных грехов немецкого инквизитора Питера Бинсфельда обжорство олицетворялось Вельзевулом. Вельзеву́л или Веельзевул (от ивр. בעל זבוב — Бааль-Зевув, «повелитель мух», буквально — «повелитель летающих вещей») в христианской религии — один из злых духов, подручный дьявола (довольно часто отождествляется с ним наряду с Люцифером
Миниатюры и стенные росписи церквей являют нам огромное множество пугающих и отталкивающих изображений чревоугодников. Вот обжора с раздутым животом, словно собака, обгладывает кость, вот худой и жилистый пьяница жадно припал к стакану. Вот еще один скачет во весь опор на свинье (символе угождения чреву) , сжимая в одной руке кусок мяса, в другой бутыль с вином. Подобный способ изображения был простейшим способом, чтобы донести до паствы необходимую истину: чрезмерная тяга к еде и вину смертельно опасна, как для тела, так и для души!.
Почему чревоугодие – это смертный грех?
В 2003 году ведущие ассоциации ресторанов и кафе Франции направили письмо Папе Римскому Иоанну Павлу Второму письмо с просьбой исключить чревоугодие из перечини грехов. Они не видят нечего плохого в хорошем столе с изысканными блюдами. Какой же в этом грех?
И действительно, почему желание поесть зачисляется в грехи? Вокруг же полно вещей, которые, казалось бы, больше заслуживают быть в «почетной семерке», нежели простое обжорство, к которому мы чаще всего весьма снисходительно относимся. Ведь голод, по убеждению ученых, это просто своеобразный маячок, который начинает указывать нам, что у организма не хватает энергии. Но это только на первый и очень невнимательный взгляд…
Фома Аквинский определил главные пороки в качестве источника множества грехов следующим образом: «главный порок таков, что имеет чрезвычайно желанную цель, так что в её вожделении человек прибегает к совершению многих грехов, которые все берут начало в этом пороке как их главной причине»
Наши предки не знали о дофамине, но они верно подмечали, что «алчность не имеет границ». И если вы удовлетворяете едой эмоциональный голод, или «шлифуетесь» едой, то такое поведение приводит к серьезным нарушениям системы дофамина. Напомню, что в норме дофаминовая система работает как кнут, а не пряник.
За небольшими исключениями, данная система контролирует не столько награды, сколько наказания, путем перекрывания дофамина. В таких случаях уровень дофамина падает (например, в случае голода), заставляя нас предпринимать активные действия. В итоге система поощрений ненадолго возвращает дофамин, и нам становится хорошо. Этот же механизм работает, например, при победе на спортивном соревновании, похвале или осуждению других людей, и т.д. Падение дофамина подгоняет нас к достижению цели, что может быть достигнуто ценой перенапряжения и стресса.
Т.е., если вы едите, когда есть реальная потребность, то такое поведение не нарушает работу дофаминовой системы. Это не чревоугодие. А если вы едите для удовольствия – то это классический дофаминовый стимулятор! Т.е., согласно традиционному знанию, все что избыточно стимулирует дофамин – это чревоугодие. Подробно эту ситуацию я ранее описывал со сладостями, но она в целом отностится и к остальным проявлениям чревоугодия. Стимуляция дофамина сладким — это распространенный способ. Мы узнаем, что сахар ничем не отличается от наркотика и может вызывать зависимость, особенно для людей с генетической или социальной предрасположенностью. Да-да, люди, которые кусочничают конфетками, печеньками или сладкими иогуртиками, на самом деле ничем не отличаются от курящих. Для нашего мозга обе модели поведения одинаковы. Желание перекусить – это абсолютный аналог желания покурить или выпить.
Серьезное нарушение дофаминовой системы вызывает деформацию личности человека, подобную как у наркоманов.
Источник
МИНЕРВА. Италийская (римская) богиня ремесл, наук и искусств, тождественная с греческой Афиной-Палладой.
МИНОС. В греческой мифологии царь Крита, сын Зевса и Европы, законодатель, в подземном мире призванный судить души мертвых.
МИНОТАВР. Человек с головой быка, живший в лабиринте на Крите и питавшийся людьми. Был убит Тезеем при помощи Ариадны (см. Ариаднина нить в основном тексте).
МУЗЫ. В греческой мифологии богини наук и искусств, дочери Зевса и Мнемозины. Их было девять.
МАММОНА. Древнесирийский бог богатства и сребролюбия. В русском языке превратилось в нарицательное слово «мамон», означающее «брюхо», «утробу». В переносном смысле служение Маммоне — корыстолюбие или чревоугодие.
МИТРА. Индо-персидское божество, бог солнца, также нравственного света — правды.
МОЛОХ. У финикиян и аммонитян одно из названий Ваала (см. это слово). Ему приносились человеческие жертвы. См. Молох в основном тексте.
НАРЦИСС. В греческой мифологии красивый юноша, влюбившийся в свое отражение в воде источника и умерший на месте («самовлюбленный Нарцисс»).
НЕМВРОД, или Нимврод, библейское; легендарный основатель Вавилона, охотник, «могучий ловец перед господом». В переносном шутливом смысле прилагается к охотникам.
НЕМЕЗИДА. Греческая богиня карающего правосудия, богиня мести.
НЕПТУН. Божество римлян, соответствующее греческому Посейдону. Бог моря, изображавшийся с трезубцем. В переносном смысле «трезубец Нептуна» — владычество на морях, мощь морской державы.
НИМВРОД. См. Немврод.
НИМФЫ. В греческой мифологии девушки, олицетворявшие стихийные силы, носившие различные названия: наяды — нимфы рек и озер, нереиды — нимфы морей, дриады — нимфы лесов.
НИОБЕЯ, или Ниоба. В греческой мифологии дочь Тантала, жена Амфиона Фивского; возгордилась своими 12 детьми (Ниобиды), чем оскорбилась возлюбленная Зевса Латона, по наущению которой Аполлон и Артемида умертвили Ниобид стрелами, а сама Ниобея была превращена Зевсом в каменное изваяние. Переносный образ страдальчества.
ОЗИРИС. Египетский бог солнца, исчезающий зимою и возрождающийся весною.
ОЛИМП. Горная группа между Македонией и Фессалией, в мифологии обиталище богов. В переносном смысле — местопребывание «начальства».
ОРЕСТ И ПИЛАД. В греческой мифологии пара друзей.
ОРМУЗД. В религии Зороастра бог света, противник Аримана, духа зла.
ОРФЕЙ. В греческой мифологии певец, укрощавший своим пением диких зверей и стихии.
ПАЛЛАДА. См. Афина.
ПАН. Греческий бог лесов и стад, сын Гермеса (Меркурия), покровитель пастухов; также демон ужаса (откуда слово «панический»).
ПАНДОРА. Первая женщина, созданная Гефестом по повелению Зевса. См. Ящик Пандоры в основном тексте.
ПАРИС. Сын троянского царя Приама, присудил на «конкурсе красоты» золотое яблоко богине Афродите (Венере), которая за то помогла ему похитить Елену. См. Яблоко раздора в основном тексте.
ПАРКИ. В греческой мифологии богини судьбы, дочери Зевса и Фемиды; одна из них пряла «нить человеческой жизни», начатую другой, а третья перерезывала ее, вызывая смерть человека.
ПЕГАС. В греческой мифологии крылатый конь, считавшийся конем муз и поэтов. «Оседлать Пегаса» — говорится о приступающих к литературному творчеству.
ПЕРСЕФОНА. У римлян Прозерпина, дочь Зевса и Деметры (Цереры), похищенная Плутоном, у которого проводила треть года. Символ появляющейся и исчезающей растительности.
ПЕНАТЫ. Вместе с ларами боги-покровители домашнего очага. «Возвратиться к родным пенатам» — возвратиться домой, на родину.
ПЛУТОН. В греческой мифологии бог подземного мира, божество земного плодородия и судья душ умерших в аду.
ПЛУТОС, или Плутус. В греческой мифологии бог богатства. Отсюда слово «плутократ».
ПОЛИКРАТ. Тиран (правитель) острова Самоса в VI веке до нашей эры, покровитель наук и искусств. По балладе Шиллера «Поликратов перстень» имя его стало синонимом человека которому чересчур везет. Поликрат был завлечен в Сарды персидским сатрапом Магнезии и распят.
ПОМОНА. Римская богиня древесных плодов.
ПОСЕЙДОН. Бог водной стихии у греков. Римская параллель его — Нептун (см. это слово).
ПРОЗЕРПИНА. См. Персефона.
ПРИАП. Греческий бог сладострастия.
ПРОМЕТЕЙ. По греческому мифу сын титана Иапета и Климены, даровал людям, против воли богов, огонь, похищенный с небес.
РЕМ. См. Ромул.
РОМУЛ. Легендарный основатель Рима, вместе с братом Ремом вскормленный волчицей и воспитанный пастухом.
САТИРЫ. В греческой мифологии существа, похожие на козлов, но с человеческим лицом, с козлиными ногами и хвостом, преследующие своей любовью нимф. Сатир в переносном значении — сладострастник.
САТУРН. У римлян божество, соответствующее греческому Кроносу. Обучил людей земледелию; время его владычества почиталось золотым веком.
СИВА. см. Шива.
СИВИЛЛЫ. Пророчицы в древней Греции и затем в Риме.
СИРЕНЫ. Мифологические морские девы, заманивавшие своим пением мореходов к утесам, где они гибли.
СФИНКС. Мифологическое существо с туловищем львицы и грудью и головою женщины. Жил близ Фив в пустыне, задавал прохожим загадки и убивал тех, кто не мог отгадать их. Синоним загадочности.
СЦИЛЛА. См. Сцилла и Харибда в основном тексте.
ТАРТАР. В греческой мифологии преисподняя, подземный мир.
ТЕРПСИХОРА. Муза танцев.
ТИТАНЫ. В греческой мифологии дети Урана и Геи, свергли отца по наущению матери и передали власть Кроносу (Сатурну римлян). Зевс вытеснил Кроноса и титанов, не признавших его власти, свергнул в Тартар.
ФАВНЫ. Фавн — италийский бог гор, лесов и полей, охранитель стад, римская параллель к греческому Пану. Фавны — лесные боги с рогами и козлиными копытами (римская параллель к сатирам).
ФЕБ. Один из эпитетов Аполлона.
ФЕМИДА. В греческой мифологии богиня правосудия, изображавшаяся с завязанными глазами и весами в руках. Синоним суда, правосудия.
ФЕНИКС. В египетской мифологии птица, сжигавшая себя каждые 500 лет, чтобы вновь возродиться из пепла.
ФИЛЕМОН И БАВКИДА. Мифологическая чета любящих супругов, волей Зевса рбращенных после одновременной смерти в дуб и липу.
ФЛОРА. В римской мифологии богиня весны и цветов.
ФОРТУНА. Римская богиня счастья и судьбы. Изображалась на крылатом колесе или шаре, с рогом изобилия в руке.
ФУРИИ. Римская параллель к эринниям, см. это слово. Фурия — то же, что мегера.
ХАРИТЫ. См. Грации.
ХАРОН. В греческой мифологии перевозчик теней умерших через реку в Аид (подземный мир).
ЦЕНТАВРЫ. В греческой мифологии существа, представляющие смесь человека с лошадью: верхняя половина человека на туловище лошади. Синоним отличного наездника, как бы «сросшегося» с лошадью.
ЦЕРБЕР. В греческой мифологии многоголовый пес с хвостом и гривою из змей, охранявший выход из преисподней. Синоним злого и неподкупного стража.
ЦЕРЕРА. См. Деметра.
ЦИРЦЕЯ. Мифологическая волшебница, на остров которой был заброшен во время своих странствий Одиссей. Его спутников она обратила в свиней. Одиссею удалось избежать этой участи…
ШИВА. Третье лицо троицы в браманской религии, олицетворение разрушительного начала.
ЭВМЕНИДЫ. См. Эриннии.
ЭДИП. Царь Фив, вследствие роковых недоразумений убивший своего отца и женившийся на своей матери. После встречи со Сфинксом («мудрый Эдип, разреши!») и ряда роковых перипетий он, ослепший, долго странствует с дочерью Антигоной, прижитой от матери Иокасты, на которой он женился, не зная, кто она. Умер близ Афин, в храме эринний. Синоним обреченности року.
ЭНЕЙ. Герой Троянской войны, родич Приама, после долгих странствий прибывший и Лациум, где он стал родоначальником латинян и римлян.
ЭОС. См. Аврора.
ЭРИННИИ. Иначе эвмениды. Богини мести в греческой мифологии.
ЭРОС, Эрот. См. Амур.
ЮНОНА. См. Гера.
ЮПИТЕР. Римская параллель к Зевсу, см. это слово. Синоним «громовержущего» начальства.
ЯЗОН. Предводитель аргонавтов (см. это слово), отплывших в Колхиду на корабле Арго.
ЯНУС. В мифологии древних римлян бог солнца и начала, «входов» и «выходов». Изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны (к прошлому и к будущему). Отсюда выражение «двуликий Янус» (см. его в основном тексте).