истории 08:31, 5 сентября 2018
На Венецианском кинофестивале показали единственный российский художественный фильм, отобранный в конкурсную программу 2018 года. Это «Человек, который удивил всех» режиссеров и сценаристов Алексея Чупова и Наталии Меркуловой, снявших картину «Интимные места» и написавших сценарий трилогии «Гоголь» Егора Баранова. Главные роли сыграли Евгений Цыганов и Наталья Кудряшова. Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает, как история о смертельно больном мужчине у Чупова и Меркуловой оборачивается чуть ли не волшебной сказкой — и действительно удивляет зрителя. Внимание! Во второй части рецензии содержатся спойлеры.
Название «Человек, который удивил всех» — тяжеловесное, по-русски вдумчивое, — вполне соответствует природе этого фильма, единственной игровой картины из России, отобранной в официальную программу Венецианского кинофестиваля. Чтобы ваши ожидания не были обмануты, лучше никаких статей до просмотра не читать, иначе не удастся по-настоящему удивиться. Впрочем, все равно кто-нибудь из рецензентов проболтается — да и хороший фильм спойлером не испортишь.
Меньше всего второй полный метр пары режиссеров-сценаристов Алексея Чупова и Наталии Меркуловой похож на их нашумевший дебют, хулиганские и социально-ориентированные «Интимные места». Хотя интерес к вопросам пола и гендера никуда не делся, только принял неожиданный поворот. «Человек, который удивил всех» настораживает тем, как мало в нем от комедии. А от залихватской постмодернистской трэш-трилогии «Гоголь», для которой Чупов с Меркуловой писали сценарий, кажется, и вовсе ничего. Кроме разве что магического пространства леса, в котором творятся нехорошие дела, но и чудеса случаются тоже. Этот лес снят совсем иначе — холодный, хирургически точный и нордически спокойный взгляд эстонского оператора Марта Таниэля отвечает за дистанцию, которую авторы держат по отношению и к пейзажам, и к персонажам. Частой для русского кино нулевых «задушевности» и «трогательности» вы здесь не отыщете.
Реклама
Атмосфера драматической предрешенности чувствуется уже в первом кадре, где зритель присутствует при редком моменте интимной — не в эротическом смысле — близости двух героев, Егора (Евгений Цыганов) и Наташи (Наталья Кудряшова). Молодая пара живет в деревне: она воспитывает сына-школьника и ждет второго ребенка, он местный лесник. Работа требует молчаливости, решительности и жестокости — закон леса таков, иначе не выжить. Наткнувшись на пару головорезов-браконьеров, Егор моментально реагирует и в одиночку справляется с двумя мужиками, чудом избежав смерти. Явно не впервые. Но перед ним оказывается противник, который вынуждает сложить оружие и благородно капитулировать. У Егора рак в терминальной стадии, жить ему осталось в лучшем случае пару месяцев. Не только местные, но и городские врачи разводят руками.
«Человек, который удивил всех» обещает форматное кино; мы такое видели, причем не только в России. Суровый сельский быт, немногословные местные жители, достойная подготовка к неизбежному концу — все это на фоне провинциальной бедности и природных богатств (и то, и другое подано без форсирования и гротеска). Но обещание, данное в названии фильма, Чупов с Меркуловой выполняют сполна, а фильм вдруг оказывается не тем, к чему мы приготовились. Как, собственно, и герой.
Здесь — ваш последний шанс перестать читать этот текст и дождаться выхода фильма, чтобы удивиться самостоятельно, а не благодаря пересказу.
Апатичного слабеющего героя вяло утешают приятели и земляки; ясно, что на его выздоровление не надеется никто, включая его самого и зрителей. В нынешней России цена человеческой жизни слишком невелика, чтобы искусственно взвинчивать ее средствами искусства. Но жена — неясно (и неважно), от большой любви или от ужасной перспективы остаться со стариком-отцом и двумя детьми без кормильца, — не дает Егору умереть, пытается буквально вытащить его с того света. Когда доктора отказываются от лечения, она ведет его к знахарке. Та тоже бессильна. Зато способна дать дельный совет, спев странную песню — то ли заговор, то ли заклинание, — о селезне, обманувшем пришедшую за ним Смерть. Тот обернулся уткой, и Костлявая прошла стороной.
Venice International Film Festival
Однажды ночью Наташа просыпается и не видит мужа на постели рядом с собой. Выходит во двор и застает там незнакомую худощавую девушку. В ярости кидается к ней, но, когда направляет на лицо фонарь, узнает Егора: в чулках, туфлях на каблуке, дешевом платье из местного торгового центра, с намазанными губами и подведенными глазами. Из мужчины он стал женщиной и надеется так спастись. Надежда настолько дика, что ее невозможно даже проговорить вслух. Поэтому Егор молчит. И когда жена прогоняет его из дома жить в баню, и когда деревенские обступают забор — поглазеть на диковинку, — и когда мужики идут всем скопом (поодиночке боязно) бить «пидораса». Наконец, просто уходит. Все так же, без единого слова.
Зритель, который увидит в фильме Чупова и Меркуловой эксплуатацию ЛГБТ-темы, попадет впросак, примерно как бывшие приятели Егора. Он не сменил пол или ориентацию, не «вышел из шкафа», не открыл в себе страсть к женской одежде. С серьезностью и основательностью «настоящего мужчины», что бы это размытое словосочетание ни значило, Егор совершает магический ритуал. Он понял, что смерти не избежать, и поэтому решил родиться заново, другим человеком. Перед нами реалистическое повествование, переломленное пополам абсурдным допущением: такие чаще встречаются в жизни, чем в кино (а в искусстве напоминают о том же Гоголе — «Носе», например). Вместе с тем, почти манифест — но не социальный, а экзистенциальный.
«Человек, который удивил всех» исследует важнейшую для сегодняшней России, да и для остального мира, тему: как отказаться от диктата силы и перестать бояться слабости. Можно быть каким угодно — уродливым или красивым, честным или подлым, вором или простаком, — но не смей быть слабым. Иначе свернут шею моментально: ты или охотник, или жертва — третьего не дано.
Реклама
Егор понимает, что смертельная болезнь — высшая форма слабости. Как быть сильным перед ее лицом? Только если умрешь, «как мужчина». Яростное сопротивление близких ставит его в тупик: ему и так надо достойно пройти путь до конца, а теперь еще от их соплей отбиваться? Муж с женой в какой-то момент будто меняются ролями — она берет на себя инициативу, он вынужден подчиняться. Внутренний перелом наступает, когда он принимает неправдоподобную стратегию спасения и начинает действовать. Парадоксальным образом, преодолев страх показаться слабым, герой лишается и остальных, даже самых затаенных, страхов. Идет на смертельные риски, чтобы избежать смерти. Совершает табуированное, запретное, недозволенное. Ведет себя, «как баба», не будучи ей, и сохраняет при этом спартанское мужество и невозмутимость.
Такой рискованный замысел, как у Меркуловой с Чуповым, очень сильно зависит от исполнителя главной роли. Сделай неточный выбор, и вся конструкция посыплется. Егор не должен «играть» в женщину, изображать ее. Задача выше тех, что ставил Станиславский, — ведь ему жизненно важно не казаться, а быть. Выбор Цыганова поразительно удачен. Не только потому, что в глазах большинства зрителей он — воплощение «мужика», немногословного сильного мачо с грустными глазами и волевым ртом: герой войны («Брестская крепость», «Битва за Севастополь»), настоящий шестидесятник («Космос как предчувствие», «Оттепель»), просто надежный парень («Питер FM», «Русалка»). И уж, конечно, не потому, что он не испугался сломать имидж и пошел на редкие для российского актера жертвы — например, сильно сбросил вес. Цыганов — уникальный артист, способный быть сдержанным и умеющий молчать, играть не играя. Чупов с Меркуловой сполна пользуются этим его даром, создавая одного из самых необычных персонажей нового российского кино. Это, конечно, его фильм, хоть и совсем не похожий на бенефис. Здесь есть и другие замечательные исполнители: Кудряшова точна в каждом движении и слове, харизматичны заматеревший Павел Майков и выдающийся ветеран — Юрий Кузнецов. Тем не менее, удивляет именно Цыганов.
Как любой настоящий авторский фильм, «Человек, который удивил всех» не мог бы держаться на одном лишь актерском достижении. Эта картина тонко сбалансирована, ее внешне эпатажный каркас держится за счет глубокого изучения и понимания создателями фильма механики «женского» и «мужского» архетипа в русском сознании. Думая над этим, осознаешь, как важно равенство и соавторство мужчины и женщины в творческой работе такого рода. И только удивляешься тому, что Меркулова и Чупов — едва ли не единственный действующий супружеский дуэт в нашей современной режиссуре.
Антон Долин
20 декабря 2019
Евгений Цыганов в васнецовском нуаре про посконную маскулинность
фото: Кадр из фильма «Человек, который удивил всех»/пресс-служба картины
Человек-скороговорка егерь Егор (потерявший в российских лесах двадцать килограммов Евгений Цыганов) охраняет природу и семью – жену Наташу (Наталья Кудряшова, отмеченная за эту роль в Венеции), 10-летнего сына Артема и склочного тестя (Юрий Кузнецов). Вскоре эта немногословная идиллия российской деревни оказывается ранена: сначала Егор дерется в лесу с вооруженными нарушителями и убивает одного из них (самооборона), затем врачи сообщают, что у него рак в поздней стадии, и скоро он умрет. Егерь деловито переоформляет все бумаги на жену и готовится к смерти, а та всячески взывает к его жизнелюбию и готова таскаться по врачам и даже шаманам. Помощи ни от кого ждать не приходится, но сильно пьющая знахарка, катавшая по пузу Егора глиняную колбаску (это не эвфемизм), рассказывает мужчине древнюю байку про селезня, который избежал смерти, прикинувшись уткой. Той же ночью образцовый глава семьи, борец с браконьерами и просто хороший товарищ запирается в сарае и примеряет платье с помадой и сумочкой. Ни жена, ни тем более местные, раньше в Егоре души не чаявшие, такой «шьямалановский» твист, разумеется, не оценили.
Интонацию новой картины Наташи Меркуловой и Алексея Чупова, прогремевших на «Кинотавре» почти пять лет назад с замедленной комедией «Интимные места», легко предсказать даже не по страдальческому профилю осунувшегося Цыганова, но по его диалогу с доктором, которого играет Амаду Мамадаков. Оба артиста привиты «Утиной охотой» Вампилова: Цыганов снимался в «Райских кущах» Прошкина, Мамадаков играет в одноименном спектакле Владимира Панкова. К счастью, «Человек, который удивил всех» ближе ко второму, чем к первому: попытка Прошкина переосмыслить метафизический детектив советских «длинных семидесятых» обернулся заунывной критикой бессмысленности белых воротничков и мажоров, у Панкова же в гротескных и звучащих хором образов вырисовывается многослойная фреска о том, что «жизнь, в сущности, проиграна».
В «Человеке, который удивил всех» режиссерско-семейный дуэт Чупов-Меркулова тоже выбирает ракурс изнутри, а не фокусируется на очевидных социальных коленцах. История про селезня-Цыганова могла бы стать побратимом «Зоологии» Твердовского, где женщина в летах встречается с подавленной сексуальностью на фоне безумного информационного шума, что исторгает российский телевизор. Однако «Человек» не фокусируется исключительно на агрессивном неприятии того, как проявляет условно феминные (чувственные и эмоциональные) черты сухая и маскулинная фигура Егора. Это, скорее, констатация застарелого парадокса: даже жаждущая услышать от мужа хотя бы строчку чувств Наташа тут же пытается загнать его чувственность в сарай, стоит той проявиться каким-то не слишком очевидным для неё образом. Точно так же, правда, с сатирической ухмылкой, в «Интимных местах» Меркулова и Чупов подмечали, что даже весь из себя такой культурный и прогрессивный средний класс не до конца разобрался с собственной сексуальностью и страшно боится признать, что «норма» – понятие растяжимое.
В вопросах чувственности «Человек, который удивил всех» частично оказывается рифмой к третьей ленте канадского вундеркинда Ксавье Долана – «И всё же Лоранс», где преподаватель литературы осознал себя как женщину, а его возлюбленная не без труда, но приняла подобный кунштюк. Правда, в пёстрой и эмоциональной картине Долана хватает вспышек магического реализма (вроде льющегося с небес ливня из одежды), а визуальный язык «Человека» отдаленно напоминает о недавнем триумфаторе «Кинотавра» – «Сердце мира». Март Таниель, постоянный оператор эстонского режиссера Вейко Ыунпуу и «Интимных мест», как и Евгений Цветков, сочно выписывает телесность персонажей и фактуру мест их обитания. Когда же Егор отправляется в лес, как Уолден из романа Генри Торо, то на экране и вовсе воцаряется васнецовский нуар: завораживающая смесь внутреннего смятения героя и природной красы – на грани сказочности.
фото: Кадр из фильма «Человек, который удивил всех»/пресс-служба картины
В сущности, «Человек, который удивил всех» и есть сказка: про умирающего хищника (фамилия Егора – Коршунов), который отправился в непростую личностную одиссею и нашел способ стать обычной птицей (в кадре рефреном мелькают гуси и утята). Эффектный фон в виде посконной российской нетерпимости к слабости (Чупов и Меркулова в любую секунду могли соскользнуть в сторону плаката а-ля «Лицо» Шумовской) только накачивал сюжет драматическими импульсами, подлинную же энергию излучал Евгений Цыганов в лучшей за многие годы своей роли – ломкой, уязвимой, бессловесной, с невероятной пластикой. Впрочем, как и на многих живописных полотнах, он – центральная фигура, но не единственная: мир мятущейся маскулинности не сложился бы без Кудряшовой, Кузнецова, Алексея Филимонова и Павла Майкова в усах, а также той интимной дистанции между зрителем и персонажем, которой Наташе Меркуловой и Алексею Чупову удалось достичь, отказавшись от кокетства в пользу разливающейся по экрану растерянности.
Алексей Филиппов
21.10.2018
Содержание
Ссылки по теме
Слушать подкаст Monday Karma про фильм «Человек, который удивил всех»
Поиск по меткам
Алексей Филиппов, Российские фильмы
Персоны
Ксавье Долан, Наталья Кудряшова, Юрий Кузнецов, Павел Майков, Амаду Мамадаков, Наталья Меркулова, Владимир Панков, Александр Прошкин, Март Таниель, Иван Твердовский (II), Алексей Филимонов, Евгений Цветков, Евгений Цыганов, Алексей Чупов, Малгожата Шумовская, Вейко Ыунпуу
Фильмы
Зоология, И всё же Лоранс, Интимные места, Лицо, Райские кущи, Сердце мира, Человек, который удивил всех
Традиционно дважды в месяц кинообозреватель HELLO! Вероника Чугункина рассказывает на сайте о самых громких премьерах, интересных съемках и о том, что обычно остается за кадром. Темой сегодняшней колонки стал новый фильм Алексея Чупова и Натальи Меркуловой «Человек, который удивил всех». Начиная с прошлой недели он идет в российских кинотеатрах, и это как раз тот случай, когда хочется посоветовать увидеть картину всем и каждому. Почему дело не в призах или международном признании, которые лента получила на Западе, а в уникальности ее самой — разбираемся вместе.
Русское кино все чаще принимают в программы международных кинофестивалей. И если раньше в новостях из Канн, Венеции или Берлина можно было увидеть имена Андрея Звягинцева, Кирилла Серебренникова и Алексея Германа-младшего, то теперь в этом списке стало на две фамилии больше. Наталья Меркулова и Алексей Чупов, режиссеры и супруги, которые пишут сценарии и снимают кино вместе, попали в программу «Горизонты» Венецианского кинофестиваля c фильмом «Человек, который удивил всех». И так попали, что зарубежная пресса осталась от фильма под большим впечатлением, а сыгравшая в фильме актриса и режиссер Наталья Кудряшова получила Серебряного льва.
Наталья Кудряшова на Венецинаском кинофестивале
С первого показа на Мостре и по сей день «Человека…» пытаются включить в определенную нишу: то записать картину Чупова и Меркуловой в социальные драмы о самоидентификации, а то – и вывести в поле ЛГБТ-тематики. На деле же этот фильм-перевертыш затрагивает сразу несколько больных тем не столько в сфере мужского-женского, сколько в сфере общечеловеческого. И приглашает зрителя совершить во время сеанса сразу несколько путешествий.
Внимание: дальнейшее описание картины содержит спойлеры
От социального к сказочному
Серые пейзажи малолюдной деревни, суровое лицо Евгения Цыганова, тихий лес, по которому громом раскатываются звуки выстрелов — «Человек…» начинается словно кино о жизни в русской глубинке. Картина о неприметных буднях местного егеря. Дома у него — жена в положении, тесть и маленький сын, на работе — браконьеры, которых он отслеживает из года в год, в перерывах — встречи с соседями. Но вместо ожидаемой в таких условиях «бытовухи» с первых же кадров наружу пробивается осязаемая, теплая интимность и близость, с которой главный герой Егор общается с женой. Его почти благоговейная осторожность в лесу, который он стережет и о котором заботится. Его молчание при разговорах с друзьями. Егор вообще — больше про молчание.
С таким же стоическим безмолвием терпит он и страшный диагноз «рак», стараясь ни с кем этим не делиться. В какой-то момент в молчаливую борьбу вмешивается жена и пытается запустить вереницу походов за помощью: то к соседу за материальной поддержкой, то к заезжему специалисту за лечением. Но все попытки лишь подчеркивают безнадежность и обреченность маленького человека в большой и безмолвной стране. И тогда Егор вступает в сферу ирреального.
В лесу было поваленное дерево, а на дереве сидела знахарка, и рассказала она егерю то ли притчу, а то ли заговор: о селезне, который обернулся уткой и обманул саму Смерть, о волшебном превращении, спутавшем Костлявой все карты. С этой присказки в «Человеке…» и начинается настоящая сказка, а сама картина начинает выходить за рамки формата социального кино.
От мужского к женскому
В начале фильма Егор – само воплощение «истинно мужских» (и истинно стереотипных) качеств. Суров и немногословен, где-то жЁсток, а где-то жестОк: не моргнув глазом, способен выстрелить в человека. Тем поразительней для его окружения перемена, которая происходит к середине фильма: темную спецовку заменяет ярко-красное платье, колготки и женские сапожки. С подведенными глазами и помадой, в бросающемся в глаза наряде он становится бельмом на глазу каждого встреченного, неправильным в деревне «правильных людей». От него отказывается жена – выселяет его в сарай из основного дома, отворачиваются друзья, и в какой-то момент это отторжение превращается в травлю. Защитник становится жертвой.
Момент перехода – который сродни лакмусовой бумажке – некоторые западные критики ошибочно восприняли как своеобразный «каминг-аут». Другие – как парафраз истории о гадком утенке и выходящем из него прекрасном лебеде. На деле же Егор не открывает в себе новые грани личности и не вытаскивает наружу давно запрятанную сущность. Методично и добросовестно он совершает единственно кажущееся ему правильным действие: магический переход от одного полюса к другому, из мужского в женское. Отсюда и его безмолвие – не обет молчания, но полный отказ от слов, которые принадлежали ему прошлому. Что до остракизма, которую подвергается герой: в корнях его не столько неприятие всего странного и непонятного. Егора гонят, потому что боятся, а боятся – того, что он собой воплощает.
От силы к слабости. И наоборот
Не говорить о болезни, не просить о помощи (стыдно же!) и ни в коем случае не давать слабины – таков негласный кодекс поведения героя до его трансформации. Ведь в обществе, где главенствует закон «правда на стороне сильного», быть уязвимым странно и страшно. Егор, ставший таковым из-за своей болезни, до последнего не хочет расставаться с иллюзией контроля, которую ему дает показная стойкость. Но решившись на перевоплощение, отказывается не только от присущих ему ранее черт, но и от самого страхоа слабости.
Что есть женщина как не слабый пол, что есть безмолвный деревенский прокаженный, как не самое слабое звено в цепочке повседневной жизни. Бывшие друзья и близкие не хотят смотреть этой слабости в глаза, и Егор уходит в лес – заповедное место, с которого и началась его страшная сказка. Через слабость он приходит к новой силе – человека, которому нечего терять и который возможно действительно может победить смерть.
Удастся ему это или нет – будет решать на просмотре уже сам зритель. Об одном же перевоплощении в этом кино можно рассказать уже сейчас: не единожды названный главным «мачо российского кино» Евгений Цыганов в этом фильме не только удивляет всех, но и мастерски обнуляет ранее приклеенные к нему ярлыки. Решение пригласить именно этого актера на главную роль – большая режиссерская удача и большой же риск. И это – лишь первая из множества заслуг Алексея Чупова и Натальи Меркуловой, чуть ли не единственного режиссерского дуэта в нашей стране.
14:27, 26.10.2018
Обозреватель «Вокруг кино» посмотрел наделавшую много шума отечественную драму и задается вопросом: это умный разговор о толерантности или спекуляция на пикантную тему?
Уже до выхода в прокат «Человек, который удивил всех» успел наделать много шума. Во-первых, своим участием в конкурсе Венецианского фестиваля, во-вторых – просочившимися спойлерами и слухами о том, что актер Евгений Цыганов снялся в скандальной роли, в-третьих –запоминающимся и интригующим постером, совместившим голову Цыганова и селезня. «Человека, который всех удивил» сняли Наташа Меркулова и Алексей Чупов – люди, больше известные в индустрии как сценаристы (за их плечами «Гоголь. Начало»,»Гоголь. Вий», «Салют-7», «Про любовь»). Это вторая режиссерская работа семейной пары, первыми были неоднозначные, а местами шокирующие «Интимные места». «Шок — это по-нашему» — данная фраза, пожалуй, может считаться девизом и новой картины.
«Человек, который удивил всех» восхищает, раздражает, бесит, завораживает и озадачивает одновременно. Реалистичная, прописанная до мельчайших бытовых мелочей типа клеенчатой скатерти на столе, история в какой-то момент превращается в притчу: в ней вдруг меняется ритм, краски, звуки — и зритель погружается в тяжелый транс, выйти из которого он, по замыслу авторов, должен другим человеком.
Кадр из фильма «Человек, который удивил всех»
Сюжет «Человека, который удивил всех» такой: в глухой сибирской деревне живет егерь Егор (Евгений Цыганов) – сильный, немногословный, суровый мужик, уважаемый всеми в округе. У него ведь еще и ружье есть! У Егора крепкая семья: отец, жена, сын, на подходе еще один ребенок… Однажды, поймав в лесу браконьеров, он убивает одного из них – и в этот же момент теряет сознание. Врач объявляет: рак, жить осталось два месяца, вернее, так — месяца два. Егор собирается тихо и мужественно умереть, наводит порядок в бумагах, подсчитывает, на сколько хватит денег семье, оставшейся без кормильца, решает в целях экономии лечь в хоспис. Цельный, ответственный и благородный человек. Но визит к местной шаманке путает все карты. Плутоватая ведунья, явная любительница выпить, делая над Егором бессмысленные, как ему кажется пассы, вдруг выдаст мощную психологическую характеристику: привык крепко все держать? всего не удержишь… А потом расскажет егерю туманную сказочку про селезня, который, желая обмануть смерть, обернулся уточкой и сделался неузнавыемым…
Если вы не любите спойлеров, дальше проматывайте статью до последнего абзаца, поскольку анализировать фильм, не беря во внимание происшедшее там дальше, невозможно.
Егор тоже решает обмануть смерть и сделаться неузнаваемым. Для этого он надевает кружевные дамские трусики, бюстгальтер, платье, туфли на каблуках, густо красит глаза и рот и сначала робко, ночью, выходит на прогулку. Потом предстает в таком виде, правда вынужденно, перед всей округой. И начинается страшное: деревня, не готовая принять ТАКОГО Егора, почувствовав в нем слабость, а в себе силу, люди принимаются его унижать, бить, оскорблять — короче, фильм «Чучело», только для взрослых. А что наш егерь, который ударом крепкого кулака может убить любого? А он ослабил хватку, перестал удерживать, как советовала шаманка…
Кадр из фильма «Человек, который удивил всех»
Это кино, конечно, о толерантности, о нашей неспособности принимать инакость, о стремлении укладывать все и вся в стандарты, рамки, границы. Также это кино о том, что «и последние станут первыми» — ведь деревенские шакалы накидываются на льва-Егора только тогда, когда он лежит раненый. В этом фильме вообще много библейского, например, есть кое-что о гордыне. Ведь Егор считал себя крутым, состоявшимся в жизни мужиком, которому все понятно – тут черное, тут белое. Он считал, что имеет право решать — кому жить, а кому нет, взял на себя грех убийства — пусть браконьера, но все же человека. Судьба ему показала, что встречаются в жизни и другие цвета и оттенки, что иногда надо и милость к падшим проявлять, и не судить однозначно… И как показала — унизив первого парня на деревне до состояния изгоя! Как тут не вспомнить мощнейшую картину Винтерберга «Охота» на схожую тему (сравнение не в пользу «Человека»).
Для Евгения Цыганова эта роль, конечно, подвиг. Мы знаем актера как брутального мужчину, отца восьмерых детей. Представляю, на каком сопротивлении ему давался образ Егора, наряженного в дамскую одежду. Но Цыганов деликатно все это играет, не особо криявляясь, не изображая из себя трансвестита. При этом надо учесть, что с момента происшедшей с героем трансформации, он перестает разговаривать – все переживаемые чувства актер доносит мелкими штрихами — изменившейся походкой, взглядом… Мне понятно, почему жюри Венецианского фестиваля не присудило приз Евгению за лучшую мужскую роль – потому что такое решение лежало на поверхности. А вот наградив Наталью Кудряшову, сыгравшую роль жены Егора, жюри проявило мудрость и вкус. Наталья – изумительная актриса, легкая, естественная. Как она передает всю палитру чувств, обрушившихся на нее в связи с болезнью мужа: потрясение, ужас, брезгливость, гнев, страх, отчаяние – и дальше сочувствие, жалость, понимание, приятие, вплоть до полной, всепоглощающей любви!
Наталья Кудряшова в фильме «Человек, который удивил всех»
И все же. При всей грандиозности замысла и глубине его воплощения в этом фильме, у меня остается вопрос: обязательно ли было Егору обманывать смерть, именно переодевшись в женское? Так-таки и не было другого выбора? В мировой литературе, да что там, в народных поверьях, есть масса примеров того, как люди обманывали смерть. На Кавказе, например, до сих пор в христианских семьях, в которых рождаются слабенькие дети, дают им мусульманские имена — дабы запутать старуху с косой. Есть ощущение, что режиссеры, рассчитывая на фестивальную судьбу фильма, специально осветили в нем то, что традиционно поощряется на мировых киносмотрах — проблему трансгендерности, а потому картина оставляет некий осадок спекулятивности, манипулятивности, а жаль.
Рискну предположить, что «Человек, который удивил всех» рассорит зрителей: кто-то категорически не примет такой радикальный способ поговорить о толерантности. И все-таки начинать разговор надо. Потому что быть другим – это и не преступление, и не доблесть, это просто способ быть.
Трейлер фильма «Человек, который удивил всех»
Смотрите фильм «Человек, который удивил всех» в кно с 25 октября.