4 марта 2017 года в станице Наурская Чеченской Республики епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам совершил чин великого освящения храма в честь Рождества Христова, сообщил официальный портал Московского Патриархата. «Кавказ.Реалии» попытался разобраться, является ли открытие новых христианских культовых сооружений в республике своеобразным реверансом в сторону Москвы или православные Чечни действительно нуждаются в новых приходах.
Церкви и храмы в Чечне входят в Махачкалинскую епархию РПЦ, охватывающюю территорию Республики Дагестан, Республики Ингушетия и Чеченской Республики. Всего в Чечне зарегистрировано семь православных приходов, пять из которых открылись в 2014 году.
В Наурском районе, где была освящена новая церковь, проживает чуть более 2700 русскоязычных жителей, не все из которых являются православными. В станице Калиновской, входящей в этот район, расквартированы также российские военнослужащие. Есть военные и в других районах Чечни, однако неизвестно, какая часть из них исповедует православие.
Всего в республике восемь православных церквей:
- Церковь Михаила Архангела (Грозный, 8961 русских);
- Храм Рождества Христова (ст. Наурская, 1445 русских);
- Церковь «Всех скорбящих радость» (ст. Ищерская, 521 русских);
- Церковь в честь святой великомученицы Варвары (ст. Шелковская, 1300 русских);
- Часовня Святой Троицы (ст. Шелковская)
- Церковь Георгия Победоносца и часовня (станица Червленная, 985 русских);
- Церковь святого Николая Чудотворца (ст. Ассиновская, 161 русский):
- Часовня памяти воинов Внутренних Войск, жизнь за Веру и Отечество отдавших (на территории 46 Отдельной Бригады Оперативного Назначения (Ханкала, Грозный)).
Кроме того, строятся новые церкви в станице Мекенской (230 русских) и в станице Шелковской.
в республике зарегистрировано семь православных приходов
Церковь в Наурской открывали не раз за последние десять лет. В 2012 году глава Чечни Рамзан Кадыров лично возглавил соответствующую церемонию. Открывали ее и в 2014 году, и еще раз в 2015 году. В 2016 году ее открыли вновь, опять же в присутствии Кадырова.
По словам сотрудницы райадминистрации, на освещении храма в прошлую субботу было не так много людей, гораздо меньше, чем раньше. Священнослужитель одной из церквей Чечни на условиях анонимности сообщил «Кавказ.Реалии», что счел открытие храма в Наурской заурядным делом, не достойным комментариев.
Отметим, в Чечне не все христиане исповедуют православие. В республике есть также последователи Армянской Апостольской Церкви, а также баптисты и лютеране. Трудно сказать, сохранилась ли община адвентистов, которая имелась в Грозном до войны. Ясно одно, в отличие от православных, другие деноминации не имеют своих зданий для отправления культа.
Церковь в Наурской открывали не раз за последние годы.
Для сравнения: в Чечне функционирует 931 мечеть (314 соборных, 617 квартальных). По подсчетам РБК, в республике самое большое в России количество мечетей на душу населения: одна мечеть приходится на каждые 1490 жителей. Согласному тому же ресурсу, на одну церковь приходится 2400 человек, но стоит иметь в виду, что статистика в Грозном и в районах совершенно различна. Всего в столице Чечни проживают 9 тыс. русских, и на них приходится только одна церковь. То есть, если учитывать численность русских за пределами Грозного, одна церковь приходится на 1500 жителей. В этом смысле Чеченская республика выглядит вполне благополучно, даже если сравнивать ее с другими регионами России.
Несомненно, открытие храмов приветствуется православными Чеченской республики. Однако похоже, что эти акции имеют скорее политическую подоплеку, нежели отвечают реальным запросам и потребностям русского населения республики.
Это небольшой субэтнос, родственный чеченцам и ингушам. Численность 2,500 человек (2009). Исторически проживали в Тушетии (горной области на северо-востоке Грузии) — в верховьях Андийского Койсу совместно с тушинами-грузинами. В настоящее время большинство бацбийцев проживает в селе Земо-Алвани возле города Ахмета в верховьях Алазани (Кахетия, южный склон Большого Кавказского хребта).
На изображении: Селение Джварбосели
Предположительно являются потомками ингушских переселенцев из высокогорного аула Эрзи в Джейрахском ущелье XVI века из бассейна Армхи. По народным преданиям бацбийцы пришли из местности Вабуа (Горная Ингушетия). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, описывая тушинский/тушский язык (т.е. бацбийский), приводит, что: «Среди тушин в давние времена поселилось небольшое чеченское общество, называющее себя бацби (большая часть этих чеченцев, составлявших прежде цовское общество, перешла в недавнее время на Алазанскую равнину и поселилась близ сел. Ахмет).»
По переписи 1926 года в СССР проживало 7 бацбиев (т.е. бацбийцев). Дело в том, что в Грузии бацбийцы, в отличие от кистинцев, не рассматриваются как самостоятельный этнос, официально считаются грузинами. Н.Г.Волкова, в своей работе Этнические процессы в Закавказье в XIX-XX в., отмечает, что «в течение нескольких столетий для бацбийцев и части кистин грузинский язык стал вторым родным языком», но, «несмотря на языковую и культурную ассимиляцию, в 1948 г. ещё были живы старики, помнившие чеченский язык, чеченский обычаи». Она также указывает:
» На примере бацбийцев и кистин виден также процесс культуного слияния этих народов с грузинами. Наиболее интенсивно оно происходило среди цова-тушин, в большинстве ассимилировавшихся грузинами ко второй половине XIX в.: бацбийцы заимствовали у них костюм, обычаи, песни и.т.п. «
Согласно БСЭ в быту и культуре бацбийцев много элементов культуры грузин, с которыми они консолидируются. Российский этнографический музей указывает бацбийцев в числе суб-этническх групп грузин, а экспонаты, связанные с бацбийцами, в коллекции музеи учтены в составе чеченцев. Говорят они на бацбийском языке (бесписьменный), исторически знают грузинский. Исповедуют православное христианство.
Для старых бацбийских аулов характерна башенная архитектура, общая с ингушами, чеченцами и тушинами-грузинами.
В Тушетии, в селении Омало, велись съёмки фильма «Мимино». По сценарию лётчик Валико Мизандари (Мимино) — тушин по национальности.
На изображении: Село Омало
Tags: Православное христианство, Русская земля
Содержание
Церкви и храмы Чечни: начало возрождения
По свидетельству историков, в давние времена огромная часть населения, проживавшего на нынешней территории республики, исповедовала христианство; есть сведения о проповедовавших в этих краях генуэзских и византийских миссионерах. Исследователи XVIII столетия также писали о существовании в горах Чечни культовых сооружений, по внешнему виду похожих на древние христианские храмы, однако до настоящего времени не сохранился ни один из них. Сегодня в многонациональной Чеченской Республике есть несколько действующих православных церквей и часовен, по поручению Рамзана Кадырова восстанавливаются храмы, разрушенные в конце прошлого столетия в ходе военных действий, а в некоторых станицах появляются и новые православные приходы.
Храм Михаила Архангела в столице Чечни
На рубеже XIX-XX веков Чеченский округ входил в состав Терской области. Терские казаки в большинстве своем были христианами, поэтому на территории расположения Терского казачьего войска возводились православные храмы. Один из них – грозненский храм Михаила Архангела. Основанный в конце XIX столетия храм не закрывался даже в сложные для православия советские годы. Тогда в нем служили пять священников, что по тем временам действительно было редким исключением. В 1990-е храм ощутимо пострадал в ходе длительных военных действий, но в 2004 здесь совершено первое в нынешнем столетии богослужение и началось восстановление здания. Первоначально оно было окрашено в традиционные цвета Терского воинства: бело-голубые стены и ярко-синие купола с золотыми крестами. Но такая отделка не сохранилась. Сегодня проспект Кадырова в чеченской столице украшают белоснежные стены и золоченые купола: во время реконструкции центра Грозного храм был вновь отремонтирован. В 2009 храм освятили, так и началась его новейшая история.
Храм Михаила Архангела – главный православный храм в Чечне. Поэтому в будущем здесь планируется возведение целого комплекса с воскресной школой для прихожан и их детей, с гостиницей и трапезной для гостей и паломников.
Станица Наурская: новый храм на старом месте
Христианские храмы в Чечне создаются и там, где еще в прошлом столетии стояли церкви. Так, в станице Наурской на месте давно разрушенного деревянного Христорождественского храма выстроен новый.
История его создания такова. Вначале в Наурской был создан православный приход, а для проведения богослужений прихожанам временно предоставили помещение бывшего клуба. Перед началом строительства его инициаторы тщательно изучили архивные данные о возведенном их дедами-казаками старинном деревянном храме, а старожилы станицы нашли место, где он стоял. Затем создали проект квадратного пятикупольного храма, напоминающего один из соборов Дивеевской обители. Несколько лет понадобилось на сбор средств, юридическое оформление и проведение всех необходимых работ. И сейчас над Наурской станицей уже возвышается новый краснокирпичный храм Рождества Христова.
Строительство еще до конца не завершено, но в марте 2015 года епископом Махачкалинским и Грозненским был совершен чин освящения надкупольных крестов, куполов и колоколов.
Новые православные приходы: строящиеся церкви в Чечне
В храме святой великомученицы Варвары в станице Шелковской капитальный ремонт завершился в 2011 году. Ведется строительство церкви в станице Червленной, а пока функционирует небольшая часовня. Появился новый храм и в пригороде Грозного Ханкале, в расположении объединенной группировки войск. Освящен он во имя святого благоверного князя Димитрия Донского. Правда, при закладке храма планировалось его последующее освящение во имя мученически погибшего воина Евгения Родионова, но вопрос о канонизации к тому моменту так и не был решен положительно.
Кроме перечисленных православных церквей в Чечне есть еще несколько мест, где верующие имеют возможность помолиться и принять участие в богослужениях:
– в крупнейшем чеченском сельском поселении Курчалой, известном как место расположения роскошной мечети Кунта-хаджи Кишиева, действует храм святого благоверного князя Александра Невского;
– открыт в 2010 году после капитального ремонта храм «Всех скорбящих радости» в Ищерской;
– на территории военной базы в станице Калиновской расположена часовня святого великомученика Георгия;
– в грозненском Доме-интернате для престарелых есть своя молитвенная комната.
Храмы Чечни – пока недописанная страница современной истории республики, их возрождение не окончено и наверняка в ближайшие десятилетия еще несколько сел будут украшены изящными церквями или величественными соборами.
Крест среди полумесяцев
Главная православная святыня Чечни — храм Михаила Архангела — находится в самом центре Грозного, буквально в километре от монументальной мечети «Сердце Чечни». А еще ближе расположился к ней комплекс небоскребов «Грозный-Сити». Несмотря на таких громадных по размерам соседей, здание храма все же возвышается над стоящими рядом домиками, а золотые купола издали привлекают внимание и вызывают удивление приехавших сюда впервые гостей Грозного. Мол, не страшно в православном храме находиться, когда регион мусульманский, ведь здесь отгремели две войны и до сих пор эсктремисты пытаются расшатать уже твердо укрепившийся мир?
— У нас очень дружный приход. Как и везде, конечно, больше женщин, но и мужчин немало. Военнослужащие заходят, многие горожане обращаются за помощью. Приходят и чеченцы: «Родственница русская, хочу за нее помолиться». Даже свечи ставят, — рассказывает настоятель храма Михаила Архангела отец Сергий (Абасов). — Специально приезжают люди и из других регионов. Обычно с просьбой: «Здесь крестились мои бабушка и дедушка, я тоже хочу».
В выходные дни храм посещают несколько сотен туристов из самых разных уголков России. Большинство гостей — жители южных регионов — отправляются на субботу и воскресенье в столицу Чечни, чтобы посмотреть преображенный после войны город. Причем в один из дней обязательно выбираются на природу, обычно на красивейшее озеро Кезеной-Ам.
— В поездку собиралась без опасений — слышала от многих, что в Чечне теперь безопасно. Так и получилось на самом деле. Очень красивый город, просто удивительно, как тут смогли все устроить за такое короткое время, — признается туристка из Краснодарского края Светлана. — О том, что в мае на храм было нападение, честно говоря, не слышала, пока не увидела здесь мемориальную табличку в память о погибших полицейских.
Превратился в крепость
Боевики появились во дворе храма 19 мая 2018 года как гром среди ясного неба. В здании как раз началось богослужение, проходило таинство елеопомазания. Четверо вооруженных до зубов бандитов сразу убили прикомандированного из Саратова полицейского Кайрата Ахметова и ранили его коллегу Владимира Горскова.
— Двери были открыты. И тут — раз, хлопок, потом второй. Послышались крики: «Аллах акбар!» Мы сразу все поняли. Батюшка вместе с оказавшимся, кстати, впервые в храме детским врачом из Гудермеса Федором Напольниковым и еще одним мужчиной бросился к входу и закрыл дверь. Потом кто-то поднес стул, им приперли вход, — вспоминает прихожанин по имени Борис.
Он раньше работал автоэлектриком в гараже, но, говорит, из-за возраста пришлось уйти на пенсию. С тех пор и помогает священникам — убирает догоревшие свечки, подсказывает туристам, где какие иконы, каким святым и о чем нужно молиться.
Прямо в храмовом дворе стоит дом отца Сергия, где он живет со своей семьей — женой и тремя детьми. В момент нападения бандитов они играли во дворе.
— Перед тем как двери захлопнулись, жена батюшки выбежала за ними на улицу, Слава Богу, дети сообразили, что делать, и сами сразу зашли в дом. Говорят, выстрелили в ее сторону, но женщина успела спрятаться в трапезной, — продолжает свой рассказ Борис. — Федор попросил всех уйти, крикнул, что сам будет держать. И тут прямо на наших глазах дверь прошила пуля, попав ему где-то в область сердца. Он сказал, что без помощи медиков продержится не больше получаса. Оттащили его к церковной лавке, на рану жутко было смотреть.
Золотые купола православного храма издали привлекают внимание и вызывают удивление приехавших впервые гостей Грозного
Следствие по этому делу еще продолжается, его ход силовики не разглашают. Однако, судя по наличию канистр с горючей жидкостью, боевики, скорее всего, хотели ворваться в храм, где могли попытаться захватить заложников или убить прихожан и священника.
— Дверь ходуном ходила, когда в нее бандиты ломились, — говорит собеседник. — Появилось неприятное чувство на душе, подумал, что все…. А тут еще снаружи начали стрелять по окну, рядом с которым стояла женщина. Мы сообразили, что от окон подальше надо держаться.
Выстрелы и шум из-за спасительной двери в памяти находившихся в храме прихожан смешались, они даже не поняли, сколько прошло времени, когда стрельба прекратилась и наступила тишина. Потом из-за двери сказали, что силами народной полиции бандиты уничтожены.
Надежды на завтра
На территории храма в момент нападения было около 20 человек, 15 — внутри, а снаружи — дети священника и еще двое прихожан. Третьей жертвой преступников стал как раз один из них — Артемий, приехавший в Грозный из Узбекистана в поисках своих пропавших детей. Как раз накануне он здесь исповедался.
— Целыми днями этот человек сидел в храме, читал Священное Писание, молился по четкам. У него, даже когда убили, четки были в руках… С именем Христовым на устах преставился ко Господу, — говорит отец Сергий.
Похоронили Артемия на территории храмового двора, у самой ограды, позади здания. Так делают, когда человек погибает за веру. Другие прихожане вспоминают, что он был очень стеснительным и простым человеком. Могила Артемия тоже простая — земляная насыпь с крестом, нет даже портрета — не нашли ни одной его фотографии…
А еще все собеседники корреспондента «РГ» просили особенно отметить мужество отца Сергия, который, по их словам, повел себя в критической ситуации героически.
— Батюшка на свой страх и риск выпустил супругу, чтобы она была рядом с детьми. А сам остался с нами, хотя понимал: в любую секунду с его родными могло случиться худшее. Представляете, какая воля должна быть у человека, ведь снаружи смертельная опасность угрожает семье, а ты идешь причащать умирающего Федора Напольникова. К счастью, этот человек все-таки выжил, — рассказывает прихожанка София.
Она приехала в Грозный из Алма-Аты с образовательным проектом, в храме бывает едва ли не каждый день. По ее словам, люди здесь очень сплоченные, в первую очередь благодаря самому настоятелю.
— За те три года, что я бываю в Грозном, уже видно, что русских в городе стало гораздо больше. Вообще-то, что с Чечней сделано за последнее время — это удивительно. Да, было вот это нападение, но оно исключение, а вот у нас в Алма-Ате недавно убили фигуриста Дениса Тена, который в 2014 году на Олимпиаде в Сочи стал бронзовым призером, а буквально на следующий день — кавээнщика Данияра Алимбаева, — сетует София. — Там страшно по улицам ходить бывает, а здесь пусть и стоят эти патрульные в черных рубашках и с автоматами, но зато я знаю, что рядом с ними нахожусь в безопасности.
…Возле той самой двери, которую ценой жизни защищали саратовские полицейские, теперь установлена мемориальная доска с их именами. Туристы подходят, читают надпись и удивляются: «А что, здесь было нападение?» Следов его практически не осталось, кроме могилы на заднем дворе, пробитого пулей бака для святой воды и покалеченной стрельбой иконы.
Построят новый комплекс
Рядом с храмом на территории площадью два гектара в ближайшем будущем планируется возвести храмовый комплекс. Владыка Махачкалинский и Грозненский Варлаам уже согласовал строительство с главой Чечни Рамзаном Кадыровым. Здесь намечено со временем открыть и первую в регионе православную гимназию. Так что сами люди в будущее прихода смотрят с уверенностью, надеясь, что новый храм привлечет в республику больше православного населения.
Вопрос о строительстве — участок для него уже выделен местными властями — сейчас прорабатывается правительством республики и мэрией Грозного.
Справка «РГ»
В настоящее время в Грозном действует одна православная церковь — храм Михаила Архангела. Он был заложен в 1868 году терскими казаками и просуществовал до 1990-х годов. В ходе двух военных кампаний храмовый комплекс сильно пострадал и был практически разрушен. Однако богослужения не прекращались здесь даже в это время — они проходили в подвальных помещениях. В 2004 году храм восстановили, сохранив основную архитектуру и исторические размеры.