Содержание
- Судьба человека предопределена или нет
- Что такое судьба
- Можно ли изменить судьбу?
- В чем у нас есть выбор
- Как узнать судьбу человека по дате рождения
- Судьба предопределена или человек сам вершит свою Судьбу?
- Судьба человека предопределена или нет? Вопросы читателей
- Судьба человека – от Господа | Яков Подкаминский
- Судьба человека – от Господа
- судьба
- Русский
Судьба человека предопределена или нет
У каждого своя звезда, своя дорога, отмечают философы и поэты. Люди издавна стремятся познать тайну: предопределена ли судьба человека? На этот счет существуют самые разные концепции.
Судьба — совокупность всех событий и обстоятельств, которые предопределены.
Что такое судьба
Это протяженная во времени цепь изменяющихся жизненных обстоятельств, событий и поступков, которые обуславливают характер, социальный статус и личную жизнь человека. Такое понимание важной категории мировой культуры в полной мере применимо и к отдельным социальным группам, народам, государствам. События являются результатом реакции людей на воздействие внешних факторов.
Первоначальные представления о том, что такое судьба (по латыни fatum — фатум), у разных народов были удивительно схожими. Древние скандинавы верили во всемогущество трех богинь-сестер Норн — ткачих, посылавших людям небесные предначертания. У античных греков жизнью повелевали мойры, тоже прядильщицы. Богиня Лахесис отмеряла длину нити, Клото пряла ее, а слепая Атропос перерезала.
У древних славян, которые не могли объяснить явления природы, также существовала вера в многобожие. Интересно, что слово «бог» изначально имело другое значение — «доля». Считалось, что при рождении каждому человеку уготована своя участь: добрая, счастливая или, наоборот, злая, лихая доля.Судьба приносит человеку и хорошие, и плохие плоды.
Позже это понятие персонифицировалось в 2 женских антипода. Появились Среча (встреча) и Несреча (невстреча). Среча представлялась русичам в образе молодой красавицы с прялкой. Из ее рук вилась золотая нить жизни. Богиня придавала сил в тяжком труде на сельской ниве, приносила радость в дом. Несреча же рисовалась в воображении людей сгорбленной седовласой старухой. Она пряла тонкую, легко обрывающуюся нить. Слово «судьба» вошло в древнерусский лексикон лишь с XI в. Причем поначалу оно означало «суд божий».
Что говорят Веды
В индуизме основополагающее понятие — карма. Ее квинтэссенция подробно изложена в ведическом трактате «Упанишады». Карма — божественный закон, согласно которому праведные дела или грехи предопределяют судьбу человека. Либо он обретет счастье, либо будет обречен на страдания. От кармы также зависит реинкарнация — переселение души в новое тело после его смерти.
С прошлым поделать ничего нельзя. Но будущее поддается изменениям. Совершенствуя свое сознание в отрешении от суеты бытия, можно достичь высшей духовной свободы (нирваны).
Что говорят в Древнем Китае
Если индус стремился вырвать свою бессмертную душу из плена бренного мира, то у древнего китайца на первом месте была материальная жизнь. Судьба для жителя Поднебесной — предопределение свыше, которое, однако, можно изменить. Философы Конфуций, Мэн-цзы считали, что внимать многочисленным велениям Неба необходимо, но следовать им нужно избирательно.
Существование судьбы невозможно ни доказать ни опровергнуть с помощью материальных фактов.
Жить надо насущными заботами. Силы человеческие велики, поэтому при необходимости можно идти наперекор судьбе. Главное — не нарушать моральные законы общества. В этом китайское и индуистское учения сходны.
Можно ли изменить судьбу?
На этот вопрос разные ответы дают следующие концепции:
- теологическая (или фаталистическая);
- атеистическая (вульгарно-материалистическая);
- диалектическая.
Приверженность к любой из этих трактовок легко определяется по тому, какие фундаментальные характеристики понятия судьбы признает человек:
- тотальна она или случайна;
- познаваема или нет;
- зависит или не зависит от воли людей.
Некоторые вещи, которые определила для нас судьба, изменить нельзя.
Хотя наука отрицает возможность существования сверхъестественных сил, некоторые феномены она пока не в состоянии объяснить (например, предсказания Ванги, большинство из которых сбылись в самом деле). Болгарская прорицательница предвидела немало трагических событий, природных катаклизмов, губительных для мира. При этом искренне сокрушалась, подчеркивая: то, что она предсказала, изменить нельзя.
От судьбы не уйдешь, уверены фаталисты. Чаще всего это верующие люди. Все изначально предначертано высшими силами, считают они. Однако такие убеждения дают человеку возможность при необходимости благообразно уклоняться от ответственности за свои поступки. Появляется лазейка для списания своего бездействия или неправедных деяний. Легко воспользоваться универсальной формулой: на все воля божья, пути господни неисповедимы…
Эта религиозно обусловленная точка зрения — явная крайность. Вспомним народную мудрость, которая является справедливым возражением фаталистам: «На Бога надейся, а сам не плошай!» Этому правилу в течение столетий следовали и продолжают следовать глубоко верующие люди. Они убеждены: каждый сам должен держать ответ за все свои добродетели и грехи.
Противоположная концепция полностью отрицает существование судьбы. Согласно этому утверждению, все происходящее в жизни человека определяет либо он сам, либо Его Величество случай. Это другая крайность, свойственная атеистам, вульгарным материалистам. В основе такого пагубного отношения к бытию, природе, Вселенной — переоценка человеческих сил, гордыня. Это чревато тяжелыми социальными потрясениями (стоит вспомнить историю нашей страны). Период всевластия воинствующего атеизма привел к духовной отчужденности, распаду СССР и едва не закончился гражданской войной.
В спорах противоборствующих сторон рождается истина. Это диалектическая концепция, которая признает существование предначертанной судьбы лишь как изначальной совокупности жизненных обстоятельств. Они являются объективной данностью в момент рождения человека. Младенец не выбирает себе мать и отца, но благодаря родителям может обрести счастье или, наоборот, стать по их вине несчастным.
Считается, что этот сценарий судьбы пишет Бог, Высшие Силы, и он известен еще до того, как человек появится на свет.
Например, у отпрыска, родившегося в семье американского магната, и у наследника индийского мусорщика из касты неприкасаемых — разные стартовые возможности, разные изначальные судьбы. Но их будущее во многом зависит от них самих. Достоверно описано немало случаев, когда молодой человек с долларом в кармане со временем становился миллионером. И наоборот, когда неслыханный богач проматывал свое наследство, терял все и опускался на самое дно общества.
Изначальную судьбу можно как улучшить, так и ухудшить. Она управляет доброй половиной человеческих поступков, утверждал еще в XVI в. великий мыслитель из Флоренции Макиавелли, однако распоряжаться второй половиной предоставляет нам самим.
В чем у нас есть выбор
Главное — не плыть безвольно по течению, не смиряться с суровыми жизненными обстоятельствами. Человек — создатель собственного счастья. Такова позитивная мотивация социально активного индивидуума.
Каждый выбор меняет дальнейшую жизнь, порой кардинально. Важно, чтобы он был правильным. Сколько ударов судьбы получают люди из-за того, что принимают ошибочные решения!
Хотел быть капитаном дальнего плавания, а по настоянию родителей стал экономистом. В пьяной драке покалечил человека и, оказавшись за решеткой, превратился в бандита. Не хотел иметь детей и на старости лет остался в одиночестве… Прав японский писатель Р. Акутагава, утверждая, что судьба человека заложена в его характере.
Выбор, который заключается в том, как именно жить.
Часто люди страдают не только из-за ошибочных поступков, но и из-за бездействия. Обязан был спасти утопающего товарища, однако побоялся рисковать. Страдал признаками язвы желудка, но вовремя не пошел к врачу. Знал, что сын-подросток связался с подозрительной компанией, однако не придал этому должного значения…
Свобода выбора — ценность, которую трудно переоценить, несмотря на то что она относительна. Ведь порой людей ограничивают непреодолимые обстоятельства. Тем не менее альтернатива существует даже при трагичных обстоятельствах.
Например, у человека, прикованного к постели, есть два выхода из этой ситуации. Один — впасть в уныние, превращая повседневность в ад для себя и родственников. Другой — мужественно принять тяжелый удар судьбы и пытаться противостоять ей, как это сделали Александр Беляев, Николай Островский, Алексей Маресьев, Валентин Дикуль и многие другие.
Судьба — следствие не случайного стечения обстоятельств, а верных или ошибочных решений. Не стоит ждать счастья как манны небесной. Свое светлое будущее приходится создавать самому. Это непросто, но возможно. Нужно запастись терпением, много трудиться и не терять веры в себя.
Губительно действовать в эмоциональном порыве. Важное решение следует хорошо обдумать. Надо определить, что в данной ситуации главное — отбросить второстепенное и спрогнозировать последствия предпринимаемых шагов.
Как узнать судьбу человека по дате рождения
Нумерологи предлагают сделать такой расчет. Например, дата рождения — 02.03.1990. Сначала следует перемножить числа дня, месяца и года, опустив нули: 2х3х1х9х9=486. Затем цифры произведения нужно несколько раз сложить, чтобы оказалась только одна: 4+8+6=18; 1+8=9.
Значения чисел судьбы:
- Под знаком единицы рождаются энергичные деятели. Такие люди совершают открытия, реализуют крупные проекты. Но им стоит опасаться профессионального выгорания и тяжелых болезней.
- Рожденные под эгидой двойки терпеливы, проницательны, обладают тонкой интуицией. Такие люди становятся отличными психологами, дипломатами, руководителями, но многие их сторонятся.
- Это увлеченные, эмоциональные натуры. Они одарены творческими способностями и часто становятся популярными артистами, музыкантами, журналистами, однако избыток энергии может помешать карьере.
- Эта цифра отличает деятельных организаторов, управленцев, координаторов, надежных исполнителей сложных проектов. Судьба благосклонна к «четверкам», если они не позволяют себе лениться.
- Под таким знаком появляются люди с разносторонними способностями. Но им необходимы благоприятные условия для реализации возможностей, данных от природы.
- Эта цифра может сулить как счастливую, так и печальную жизнь. Доброжелательность, совестливость, жертвенность таких людей нередко загоняет их в опасные ситуации.
- Семерка — символ прирожденных интеллектуалов, которые нередко становятся жертвами завистников.
- Люди данного знака часто достигают поставленных целей. Это мастера на все руки. Но из-за тщеславности, хвастовства, заносчивости они могут многое испортить в своей жизни.
- Под влиянием этого числа на свет появляются романтики, мечтатели. Однако суровая реальность часто разрушает их воздушные замки.
Есть более подробные астрологические прогнозы, с учетом времени рождения человека. Множество таких гороскопов можно найти в интернете, но все они крайне условны. Верить им или нет — дело каждого. Как часто повторяла Ванга, у кого есть ум — пусть поразмыслит…
Судьба предопределена или человек сам вершит свою Судьбу?
Василий Василенко
Здравствуйте Друзья! Очень важный вопрос от Ирины и многих других читателей: Скажите, судьба человека предопределена на 100%, или же человек сам вершит свою судьбу? Можно ли что-то изменить в своей судьбе, изменить судьбу полностью или это невозможно? Заранее благодарю!
В своё время, когда мне было лет 17-18 меня невероятно интересовал этот вопрос, и тогда я нигде не мог найти внятных ответов. Я бросался в крайности, прочитывая эзотерическую и духовную литературу разных авторов, то в фатализм, то в теорию абсолютного управления, т.д. Тогда я и представить не мог, что Законы Судьбы гениально считают противоположности и не стоит бросаться в крайности, которые как всегда ведут лишь к ограничениям и страданиям.
На самом деле, чтобы разобраться с предопределением судьбы, нужно вначале понять, что такое Судьба и как она формируется, вникнуть в механизмы и работу законов судьбы. Можете прочитать ниже статьи о Судьбе:
Карма и судьба человека
Качества характера определяют нашу Судьбу
Теперь отвечаем на вопросы статьи.
Судьба человека предопределена или нет? Вопросы читателей
Ответ: во многом Судьба предопределена, но практически всё в ней можно изменить, возможные беды и несчастья предотвратить, новые благоприятные возможности раскрыть и создать.
Не смотря на то, что судьба ещё до рождения человека закладывается и планируется Высшими Силами (Кармой), выражение «Человек сам вершит свою Судьбу” – абсолютно истинно и справедливо. Почему?
С одной стороны, Высшие Силы вместе с Душой человека перед её воплощением планируют его Кармические Задачи на жизнь (цели), уроки, которые он должен пройти, чтобы научиться необходимому, грехи, которые он должен осознать и искупить, и даже наказания, которые он обязан пережить.
С другой стороны, у каждого человека есть свобода выбора – как именно человек реализует свою судьбу: он примет судьбу и свои задачи или нет, он будет учиться и стремиться свою судьбу поднять на следующую ступень, улучшить, или покатится вниз по наклонной, он захочет получить особые знания (эзотерические), чтобы предотвратить возможные неприятности и снять наказания по-другому, или будет все удары принимать своей шкурой, ничего не попытавшись изменить к лучшему.
Всё зависит от самого человека – от его отношения, его убеждений, решений и действий.
Повторюсь, есть такое мудрое изречение, которое отражает суть Духовных Законов по отношению к человеку – «Несчастье ещё не произошедшее должно быть предотвращено”.
То есть, практически любую неприятность, наказание, беду, которая стоит у человека по судьбе – можно предотвратить, и нужно предотвратить, особенно если вы знаете, что что-то плохое может произойти. Ведь вы получили это знание не просто так. И Высшим Силам не нужно, чтобы человек страдал и переживал трагедии и лишения, совсем нет! Им нужно чтобы человек был открытым к Ним, к новому пониманию жизни и её Законов, чтобы он развивался и изменялся к лучшему, чтобы осознавал свои прошлые ошибки и не повторял их, где нужно принеся соответствующие извинения.
Поэтому, те люди, которые работают над собой, развиваются, изменяются, интересуются своим будущим и тем, что от них хотят Высшие Силы – такие люди могут кардинально улучшать свою судьбу, и даже, выполнив определённые условия, получать новую судьбу. В эзотерике это называется «Смена Судьбы”.
А тем, кто не желает ничего слышать о Высших Силах и Их Законах, кто не хочет брать ответственность за себя и свою судьбу, ответственность за собственное развитие, изменение себя к лучшему, приходится все удары судьбы ощущать на собственной шкуре.
А есть вещи, которые человек в своей судьбе отменить не может, к таким относятся Кармические Задачи. Например, заданно по судьбе, что человек должен быть Президентом, значит должен стать Президентом и никак иначе. Отменить кармическую задачу нельзя, её можно только заменить на более высокую, и то не всегда. Ведь на Земле, в Обществе что-то обязательно должно быть кем-то создано, реализованы, выполнено, для эволюции этого самого общества.
А вот пример 50 на 50. К кармическим задачам также относится искупление прошлых грехов. И каким образом свой грех закрыть – каждый выбирает сам. Отработка греха может пойти через болезнь, через другие лишения по судьбе или, если человек развивается, просто через осознание и покаяние. Те люди, которые попав в безвыходную ситуацию по судьбе не опускают руки, а начинают искать ответы, причины, часто находят их именно благодаря развитию и Духовному Целительству. Именно хороший Духовный Целитель помогает человеку понять те истины причины (кармические причины), почему он попал в беду или заболел. А через развитие и работу над собой, работу со своими убеждениями и качествами, человек убирает все негативные причины, повлекшие за собой те или иные наказания по судьбе.
Но есть и небольшой процент ситуаций, там где ничего изменить нельзя, где человек по любому должен от страдать, что-то пережить и прочувствовать лично. Но этот процент очень маленький – от 2 до 5%. А в 95% случаев всё можно изменить! Но, опять же, нужно выяснять условия, что нужно сделать, чтобы ситуация или судьба в целом были изменены.
Судьба человека – от Господа | Яков Подкаминский
Судьба человека – от Господа
С воскресением Иисуса Христа связана наша судьба. «Судьба человека – от Господа», – так говорит Слово Божие (Пр. 29:26). Что это значит? Это значит, что весь ход событий в истории человечества предопределен Богом. Все предусмотрено и спланировано было Творцом еще задолго до существования неба и земли. Возникновение народов, царств, империй, отдельных могущественных вождей и пр. – все возникало по намеченному Божиему плану. За несколько тысячелетий существования людей произошли колоссальные изменения в культуре, искусстве, науке и технике, что можно назвать одним словом – прогресс. Но стало ли общество чище, лучше в моральном отношении? Нет! Сегодня много говорят о судьбе планеты Земля, судьбе человечества…
Из Священного Писания мы знаем, какая судьба ожидает общество, живущее под небом. Вскоре разразится доселе невиданная и неслыханная катастрофа. Небо и земля сгорят, погибнет все человечество, и наступит будущий век, золотой век, нескончаемый век, где времени уже не будет. Уже все предрешено, и никто не может изменить планов Божиих. Но рассуждая о личности, хочется сказать, что у каждого из нас есть своя судьба, и она от Господа. И слава Богу, что эта судьба нас связала с Иисусом Христом. Мы Его не искали, мы не устраивали своей судьбы, но Бог нас нашел и спас во Христе Иисусе. Можем ли мы влиять на свою судьбу? Можем ли мы изменить обстоятельства своей жизни так, чтобы они текли по желаемому нами руслу? От кого стечение обстоятельств? От нас или от Бога? Эти вопросы уже много веков остаются открытыми, и каждому из нас надо попытаться найти ответ от Господа. Кто-то опускает руки, говоря: «Пусть Бог меня спасет, если Он хочет», а другой гребет веслами, надеясь догрести. Что изберем мы? Пассивно плыть по течению или активно плыть против него? Мария Магдалина пришла ко гробу рано утром в первый день недели, и что же? Судьба улыбнулась ей, она увидела Иисуса. Она увидела воскресшего и уверовала в Него. Мы уверовали в Господа, не видев Его, – и мы блаженны.
Трудно выделить одно из трех событий на земле: рождение Сына Божия, Его смерть и славное воскресение. Одного без другого не могло бы и быть. У Иисуса тоже была судьба, определенный Богом путь, путь в небо через гроб, крест и ясли. Если взглянуть на пшеничное зерно, то его можно сравнить с Иисусом Христом, Который сказал:
Попасть в сырую и темную землю – такую судьбу вряд ли изберешь, но даже такой судьбой святые были не только довольны, но и хвалились ею. Наши тела восстанут в последний день: из тленного восстанет нетленное, из земного – небесное, из немощного – сильное. К этому дню мы неизбежно приближаемся. Этот день славного воскресения праведных скоро наступит. Да приготовит Господь нас ко дню второго пришествия Иисуса Христа. Да благословит вас Господь!
С любовью, брат Яша (г. С-Петербург).
судьба
Русский
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | судьба́ | су́дьбы |
Р. | судьбы́ | су́деб |
Д. | судьбе́ | су́дьбам |
В. | судьбу́ | су́дьбы |
Тв. | судьбо́й судьбо́ю |
су́дьбами |
Пр. | судьбе́ | су́дьбах |
судь-ба́
Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 1*d по классификации А. А. Зализняка).
Устаревшее произношение форм мн. ч. по типу 1*f: волею суде́б, какими судьба́ми.
Корень: -судьб-; окончание: -а .
Произношение
- МФА: ед. ч.
(файл) мн. ч.
Семантические свойства
Значение
- удел, предопределённый или складывающийся независимо от воли человека ход его жизни; персонализованная или безличная сила, управляющая событиями жизни ◆ Зато судьба заботливо выручала его из отчаянных положений, оттаскивала за волосы, за шиворот от самого края… Д. А. Гранин, «Зубр», 1987 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- жизненный путь, совокупность событий, обстоятельств жизни, существования кого-либо, чего-либо ◆ Я хочу доказать, что нотки архаизма в творчестве Бунина заведомо обусловили судьбу эмигранта. С. Д. Довлатов, «Иная жизнь», 1984 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Окна нашей комнаты выходили как раз на монастырь, и мы были свидетелями его печальной судьбы. И. К. Архипова, «Музыка жизни», 1996 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- дальнейшее существование, будущее кого-либо, чего-либо ◆ Зло неистребимо. Никакой человек не способен уменьшить его количество в мире. Он может несколько улучшить свою собственную судьбу, но всегда за счёт ухудшения судьбы других. Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий, «Трудно быть богом», 1963 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы
- доля, жребий, удел, участь, провидение, рок, фатум, судьбина, фортуна, планида
- доля, биография
- будущее, будущность
Антонимы
- случайность
- —
Гиперонимы
Гипонимы
Родственные слова
Ближайшее родство
- уменьш.-ласк. формы: судьбинушка
- пр. существительные: судьбина
- прилагательные: судьбоносный
Этимология
Происходит от праслав. *sǫdьba, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. сѫдьба, болг. съдба, сербохорв. судба, словацк. sudba. Производное от *sǫdъ «суд» с помощью суффикса -ьb-a. В древнерусском языке слово известно с XI в., но чаще всего оно употреблялось в значении «суд», «судилище», «правосудие», «приговор» Ср. суд божий — «судьба», «рок» в древнерусском переводе «Ист. куд. войны» Флавия (Мещерский, 561). Развитие значения: «правосудие» → «приговор» → «божий суд» («приговор небесных сил») → «предопределение», «рок». Использованы данные историко-этимологического словаря П. Я. Черных. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- баловень судьбы
- волею судьбы, волею судеб
- игра судьбы
- избранник судьбы
- ирония судьбы
- какими судьбами?
- книга судеб
- любимец судьбы
- на произвол судьбы (оставить, бросить, кинуть)
- не судьба
- от судьбы не уйдёшь
- перст судьбы
- подарок судьбы
- покориться судьбе
- превратности судьбы
- связать судьбу с кем-л., чем-л.
- судьба индейка, а жизнь копейка
- судьба-злодейка
- судьба-индейка
- удар судьбы
- верить в судьбу
Библиография
Это незаконченная статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
(См. Общепринятые правила).
Судьба. Мы часто произносим это слово, не думая о понятии.
Судьба = Суд Божий, это значит, нас судят Боги, а нам ничего не остается, лишь терпеть; принимать, что дали.
Другими словами, отбываем «срок» на земле.
За что же судят Боги?
Да за всякое, за леность, необдуманность в поступках и делах, совершаемых нами. Судят за привычки, которые есть, и за те, что не приобретаем, совершенствуясь.
Дают Боги утяжеление жизни за меркантильность, покорность и т.д.
«Все хорошо в меру» и «всему свой срок».
Современный человек даже не озадачивается понятием, альтернативным «судьбе» — настолько у нас инертный интеллект; мыслим по привычке и только о привычном, тем самым создавая кармические узлы, возвратные петли в пространстве жизни.
Люди ходят по кругу, попадая в одни и те же ситуации: в разных декорациях и в разное время жизни, и участвуют в них другие лицедеи. Но суть происходящего остается неизменной до тех пор, пока человек не решит урок, данный Высшими силами.
Если урок нерадивым учеником решался долго и с ошибками, ему вновь дадут задание — выполнить работу над ошибками. Вдумайтесь: нас всему этому Высшие Учителя уже научили, мы знаем эту технологию жизненного совершенства с детства, но человек настолько ленив, что не утруждает себя запоминанием своего же собственного опыта, своих же рецептов и возможностей по удалению плохих событий из своей жизни. Воистину, люди достойны своей судьбы, а значит, Суда Божьего!
У славян помимо Судьбы существовало понятие Жива. Это великая Энергия, Одухотворенная мудростями вещими. Часто люди говорят, что для того, чтобы жить счастливо, нужна мудрость. Но мудрость — всего лишь осмысливание, запоминание и использование прошлого опыта, своего и других людей. То есть быть мудрым, значит не совершать поступков, приводящих к замиранию времени, не ходить по кругу жизни. Что мешает быть Мудрым — ничего, кроме привычных обвинений в адрес ближних: дескать, из-за них я так живу.
Еще одна версия «счастья» — это изобилие денег. Считается, что наличие денег приносит мир, покой и взаимопонимание в семьи. Нет, уверяю вас! Покой в семью приносит только эмоция миролюбивости. Взаимопонимание приносит лишь эмпатия, желание погрузиться во внутренний мир близкого человека, понять его и принять — таким, каков он есть, без переделок. И если все же вам для счастья так не хватает денег, то что же мешает поменять работу, пойти на курсы, совершенствоваться! Оценить свои возможности и, если они недостаточно хороши, изменить свои профессиональные ориентиры. Мешают привычные отговорки: «уже поздно», «страна не та…», «не с моей семьей что-то менять» — можно продолжать до бесконечности.
Поздно никогда не бывает! …
Жива — это альтернатива судьбе, но только в счастливом понимании. Жива — это Дух Личности, который создает свою жизнь, без оглядки на окружающих, но руководствуясь счастьем ,своим и близких. Достойная жизнь бывает только у тех, у кого есть достойный Дух!
Дух — то наследие Бога, которым мы отличаемся от животного мира. Помните, в святом писании: «сотворил Бог человека по образу и подобию своему; сотворил и вдохнул в него жизнь», т.е. поделился с человеком своим Духом совершенства и творчества. Одни люди используют эту возможность и творят жизнь силой духа. Другие же только ноют (наверное, от того самого Ноя: первое, что Ной сделал, когда сошел с корабля-ковчега и увидел, как много ему предстоит работы, напился!) и выпрашивают по церквям у Бога лучшей доли.
Однажды мой первый учитель по йоге сказал: «не достоин счастья тот, кто загрязняет вокруг себя эфир своими дурацкими мыслями». Я же могу добавить после многолетней практики йоги, целительства и совершенствования Духа: «не достоин счастья тот, кто загрязняет вокруг себя эфир мыслями злокачественными, эмоциями отрицательными портит информопространство своего жилища, марает тела свои, складывая в них всякую дрянь, как в помойные баки!» Перед телевизором мечтают о похудении, говоря себе, что с завтрашнего дня «худею», и действительно, завтра становится «худее» от слова «худо».
Воля — это единственная магическая энергия, которая приводит к счастью! Самооправдания и «рассужденчество» о жизни — это ментальные энергии, которые приводят у деструктивности, и далее — к хаосу, распаду, тлену в жизни. Судьба придет очень быстро, и отрабатывать срок придется всем, кто управлял жизнью «как придется»; всем, кто окружающими управлял с удовольствием, требуя от них многого, а собою не управлял, постоянно оправдывая свои поступки.
Люди почему-то любят себя неправильно, освобождая от ВОЛИ. У меня есть ученики, постоянные слушатели — но часто так бывает, что сидит человек на лекции, вроде бы слушает внимательно, но не слышит… Воистину, изменить насильно невозможно никого до тех пор, пока сам человек не озадачит себя волевыми переменами.
Разбрасывать вокруг себя грязные, невоздержанные эмоции — все равно, что раскидывать по квартире мусор — станет НЕЧИСТО!!! Только в чистое тело приходит чистый Дух! Вспомните, Баба-Яга на болоте при приближении Ивашки всегда кричала: «Чую-чую, русским духом пахнет!» А после почему-то начинала ему помогать. Каким таким Духом за версту несло от Ивана?
Тело — это сосуд для Духа! Нечистое тело — нечистый Дух, нечистые эмоции, нечистые мысли, энергии = нечистая жизнь, а дальше СУДЬБА!
Так давайте почистим свое тело, постройнеем, вернем красоту и приворотную энергию. После этого почистится эфир вокруг нас, почистится Жизнь!
Каковы симптомы нечистого организма, когда пора чистить?
Одним из сигналов может служить налет на языке. Так белые налет свидетельствует о дисфункции желудка, серый — поджелудочной железы, желтый — выводящих путей, но чаще всего налет бывает смешанного типа, пятнами, на разных отделах языка.
Постоянный насморк — назофарингит — также сообщает о необходимости чистки организма. При насморке снижается уровень углекислоты, нарушается кислотно-щелочное равновесие крови, что вызывает различные нарушения функций организма, от органических до психических. Симптомы для чистки организма различны, вот некоторые из них:
- слюнотечение ночью (на подушку);
- дисбактериоз кишечника;
- глистная инвазия (у детей);
- частые насморки;
- повышенное потоотделение или ознобы;
- закладывание ушей;
- небольшая боль в горле, першение;
- отечность тела, утренняя или вечерняя;
- затрудненное дыхание;
- истерики или психопатии;
- раздражительность
- боли в суставах;
- головокружение;
- расфокусированность зрения;
- нарушение обоняния;
- длительный мягкий стул или запоры;
- частые стоматиты;
- аденоиды;
- полипы;
- тонзиллит;
- ревматизмы;
- частые головные боли;
- синдром хронической усталости;
- нарушение защитных функций организма и многое другое.
У йогов считается — если ты не следишь за чистотой своего организма, значит ты увеличиваешь энергетически грязные вибрации вокруг себя, а значит, вокруг тебя — тяжелая субстанция жизненной энергии и ты ухудшаешь свою карму!
<–НАЧАЛО
Идея Кальвинизма о безусловном избрании основывается на упомянутом в Писании предопределении и предизбрании.
Например в Ефесянам 1:5 написано, что Бог, ещё до создания мира, «предопределил усыновить нас Себе через Иисуса Христа». Из послания к Римлянам 9:11-12 мы также видим, что Божье предопределение или предизбрании происходит ещё до рождения человека, а значит до того, когда человек смог сделать что-то доброе или худое.
На первый взгляд, факт предизбрания, как бы подтверждает идею о безусловном избрании. Но большая разница заключается в том, что Писание нигде не говорит, что Божье предизбрание «безусловно». Напротив, Писание конкретными стихами и самим контекстом открывает нам, что Его предизбрание совсем не «безусловно», но оно основывается на Его предузнании будущего. Предузнание Божье заключается в том что Бог от вечности знает все события наперёд. Как это и написано в Деяниях Апостолов 15 главе :
«Ведомы Богу от вечности все дела Его»
(Деян. 15:18)
Бог знал о грехопадении, до того как оно произошло, Он знал о судьбе людей, до того как они родились. Бог живёт вне времени и от Него ничего не сокрыто.
Бог строит свои планы, зная события наперёд, но при этом, не устраняет свободную волю человека.
Писание ясно нам показывает, что Божьему предопределению предшествует предузнание. Это очень ясно отображено в следующих стихах:
«Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего»
(Рим.8:29)
«прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя.»
(Иеремия 1:5)
Здесь очень чётко показано, сначала Бог предузнал тех, которых Он потом и предопределил. То есть, прежде чем избрать кого либо, Бог узнал наперёд, как этот человек будет поступать в своей жизни, и какой его будет конец. Предузнание и последующее предопределение не устраняет свободную волю человека. Именно от выбора человека, от его отношения к истине и к Богу зависит его дальнейшая судьба.
Важно также отметить несколько моментов, касающихся Библейского предопределения.
Первое: сфера предузнания и преопределения, открыта только Богу. Кальвинисты же берут на себя смелость претендовать на то, что скрыто, что знает только Бог. Мы, христиане, можем быть уверенны в том что спасены от гнева Божьего (уверенность в спасении это один из столпов веры), но никто не может гарантировать, что он не потеряет того, что получил, а значит и утверждать что мы предопределённые ко спасению, мы не можем.
Второе: Писание лишь приоткрывает нам сферу предопределения, и нигде не делает какого-либо акцента на это. Писание делает основной акцент на выбор человека, на то, как человек должен поступать и жить, (чтобы ему было хорошо), только от этого зависит его будущее. Кальвинисткое же учение, делает сильный акцент на то, что лишь немного нам приоткрыто, и притом прилагая к нему неверное толкование.
И последнее, что очень важно отметить, несмотря на то, что Бог знает всё наперёд, Он даёт шанс каждому и проявляет милость даже к тем, кто, или никогда не повернётся к Нему или отступит от Него. Из Писания мы видим, например, что Бог строил особые отношения с Соломоном, хотя Он знал наперёд, что в конце своей жизни Соломон отступит от Него. Мы видим множество предупреждений из Нового Завета об опасности отступления от Христа, и, что немало людей отступят от «искупившего их Господа» (2 Пет.2:1). А это значит, что Бог даёт шанс обрести спасение не только тем, о ком Он знает, что они останутся верными до конца, но и тем, кто не сможет сохранить своего положения в Боге. Бог строит отношения «как будто бы» исходя из того, что события происходят в реальном времени. Во всём этом мы видим проявление Божьей милости и справедливости, которые превосходят наше понимание. Мы, люди, врядле сможем понять величие Бога во всей полноте. Как и написано: «Разум Его неисследим». Но Бог, через Своё Слово, оставил нам столько информации о Себе, сколько нам полезно и нужно знать.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ–>
Предопределение в Библии
Священное Писание говорит о предопределении в разных контекстах. Во-первых, о предопределении в мире природы и истории. Предопределение как замысел, или план Творца, согласно которому в мире происходят все события. Во-вторых, о предопределении в духовном мире — участь падших ангелов. В-третьих, предопределена судьба каждого человека и всего человечества в целом. «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс 138.16). В-четвертых, о Христе: «От века Он был предопределен принести Себя в жертву» (Деян.17:31). Греческий глагол προορίζω (предопределять) появляется только в Новом Завете: один раз в Деян. (4:28), пять раз у апостола Павла (Рим 8:29,30; 1 Кор 2:7; Еф 1:5,11); в русском переводе он два раза передается глаголом «предназначать» — (1 Кор 2.7; Еф 1.11). Существительное «предопределение» нигде не употребляется, однако встречаются термины: «замысел», «изволение» (πρόθησις, βουλή), предведение (πρόγνωσις), напр.: «избранные по предведению Бога Отца» (1 Петр 1.1); избрание (έхλογή) — «Бог от начала… избрал» (2 Фес 2.13). В Библии нет разработанного учения о предопределении. Однако у апостола Павла это действие Божие является важным элементом его понимания замысла Творца. Апостол Павел пишет: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп 2.12). Этот антиномичный стих указывает направление, в котором и будет развиваться в истории богословская концепция предопределения.
Идея предопределения тесно связана с доктриной спасения, то есть с вопросом о том, каким образом человек участвует в своем спасении — с помощью своей воли (добрые дела) или только принимая Божественную благодать. Идея абсолютного предопределения впервые появляется у блаженного Августина как реакция против пелагианства, дававшего человеческой свободе такое широкое значение, при котором не оставалось места не только действию, но и предвидению со стороны Бога. Сам Августин сопровождал своё учение о предопределении различными смягчительными оговорками. Основным текстом Августина о предопределении считается «О предопределении святых».
Блаженный Августин полагал, что первородный грех в корне извратил духовные силы человека, что зло неодолимо для него без помощи Божией. Августин пришел к убеждению, что в деле спасения свободная воля человека не играет существенной или даже вообще какой-либо роли. Свободной воли у человека после грехопадения в строгом смысле вообще не существует. Спасение же совершается исключительно всемогущим действием божественной благодати. Августин опровергал главный тезис полупелагианцев, что человек обретает веру в сотрудничестве с Богом. Такое понимание веры для Августина означало то, что человек присваивает себе то, что принадлежит Богу. Тот, кто хочет выступать «соработником Бога», принижает благодать Божью, желая заслужить ее. Вера есть дар Божий. А если человек не способен сам уверовать, то Бог Сам должен избрать, кому дать веру и кого спасти. А значит, избрание не обусловлено ничем, что Бог мог предвидеть в человеке, ничем, кроме воли Божией. С точки зрения Августина избрание состоит не в том, что Бог предвидел, кто откликнется на евангельский призыв, и тех предопределил ко спасению, а в том, что Бог предопределил неспособных уверовать грешников к тому, чтобы дать им веру и тем самым спасти их.
Пелагианская ересь названа по имени своего основателя монаха Пелагия родом из Британии. Возникла в конце IV века. Пелагий написал ряд сочинений, где утверждал, что неодолимого греха не существует. Пелагианцы проповедовали свободу воли и выбора, по мнению ортодоксальной церкви, преуменьшая тем самым роль Божественной благодати. Отрицали божественное предопределение. Считали, что первородный грех не может иметь принципиального значения для человеческого рода, ибо является личным делом самого Адама, поэтому грехопадение не до конца извратило положительные качества человека и, таким образом, природа человека не является изначально грешной. Пелагианство вызвало в V веке большие споры в Церкви на Западе.
На Карфагенском Соборе 419 года были приняты 8 правил «против ереси Пелагия и Целестия» (правила 123—130 в «Книге правил святых Апостолов, святых Соборов Вселенских и поместных, и святых отец»), и пелагианство было окончательно признано ересью. Однако споры о соотношении человеческой воли и благодати не прекратились. В 20-е годы V в. в Южной Галлии, в Марселе появилось так называемое Полупелагианство — учение о благодати и свободе, примыкающее скорее не к Пелагию, а к учителям церкви до Августина, и приближающееся к православному. Полупелагианство особенно распространялось среди монахов, для которых вопрос стяжания благодати при помощи личной аскезы стоял более чем актуально. Представителями этого учения были преподобный Викентий Леринский и Иоанн Кассиан, который учил, что Божественное предопределение одних к спасению, других к погибели основывается не на безусловной воле Божией, а на Божественном предведении, примут люди благодать или нет, то есть Бог избирает людей ко спасению на основании предузнанной веры. Тем самым Иоанн Кассиан предпринял попытку занять позицию между Августином и Пелагием.
Полупелагианцы утверждали, что для первоначального акта веры благодать не нужна. Первородный грех ухудшил изначальную природу человека, но не настолько, чтобы он не мог желать и не мог быть способным после падения делать добро. В то же время полупелгианцы не допускали, чтобы человек мог спастись без благодати. Благодать сообщается человеку только в том случае, когда он прилагает максимальные усилия для того, чтобы стать достойным ее. Такое учение придавало монашеству особый статус, особенно в аспекте его аскетической практики.
По сути, это учение представляет собой православное учение о синергии, 13-е собеседование преп. Кассиана считается классическим его выражением.
В последние десятилетия V века полупелагианство было представлено в лице наиболее выдающегося учителя Южной Галлии, Фавста из Риеца, который одинаково восставал как против Пелагия, так и против опасных заблуждений учения о предопределении Августина. Фавст в своем учении еще менее зависит от Августина, чем Иоанн Кассиан. Он учил о том, что в вере как знании и стремлении воли к самосовершенствованию заключается обусловленная первичной благодатью заслуга; ей сообщается спасающая благодать, и ее совместная с волей деятельность создает истинные заслуги. Вера как первичная заслуга. Полупелагианство было признано правильным на соборе в Арле в 475 году, но на соборе в Оранже в 529 году, одновременно с утверждением учения Августина, полупелагианство было определено как материальная ересь, то есть неумышленное заблуждение в важных вопросах веры.
Одобрение со стороны папы Бонифация II увеличило авторитет постановлений собора в Оранже, с которыми считался и Тридентский собор. Выдвинутые там пункты согласуются с учением Августина, но ясное учение о предопределении отсутствует (предопределение к греху отвергается и предается анафеме), также не отведено достаточно места внутреннему процессу, совершаемому благодатью, который у Августина больше всего подчеркивался. Таким образом, на одном из сложнейших и неоднозначных понятий богословия была поставлена точка. Однако такая неопределенность побуждала богословов делать очередные попытки развития темы предопределения. В средние века появляется учение о двойном предопределении. Готшальк (ум. 868) учил, что существует двоякое предопределение — не только ко спасению, но и к погибели (praedestinatio gemina ad vitam et ad mortem), из чего следовало, как обвиняли его противники, бессилие таинств, добрых дел и бессмысленность повиновения церкви и ее распорядкам. Его учение было признано ересью.
Предопределение в христианстве
Предопределение — один из труднейших пунктов религиозной философии, связанный с вопросом о божественных свойствах, природе и происхождении зла и об отношении благодати к свободе.
Существа нравственно свободные могут сознательно предпочитать зло добру; и действительно, упорное и нераскаянное пребывание многих во зле есть несомненный факт. Но так как всё существующее, с точки зрения монотеистической религии, окончательным образом зависит от всемогущей воли всеведущего Божества, то, значит, упорство во зле и происходящая отсюда гибель этих существ есть произведение той же божественной воли, предопределяющей одних к добру и спасению, других — ко злу и гибели.
Для разрешения этих споров было точнее определено на нескольких поместных соборах православное учение, сущность которого сводится к следующему: Бог желает всем спастись, а потому абсолютного предопределения или предопределения к нравственному злу не существует; но истинное и окончательное спасение не может быть насильственным и внешним, а потому действие благости и премудрости Божией для спасения человека употребляет с этой целью все средства, за исключением тех, которыми упразднялась бы нравственная свобода; следовательно, разумные существа, сознательно отвергающие всякую помощь благодати для своего спасения, не могут быть спасены и по всеведению Божию предопределены к исключению из царства Божия, или к погибели. Предопределение относится, следовательно, лишь к необходимым последствиям зла, а не к самому злу, которое есть лишь сопротивление свободной воли действию спасающей благодати.
Вопрос здесь решён, таким образом, догматически.
Предопределение в протестантизме и католицизме
Новое развитие концепция предопределения получила в эпоху Реформации. Для Лютера идея предопределения была оборотной стороной учения об оправдании и обоснованием для уверенности в спасении. Лютер, как и другие реформаторы, считал, что можно быть уверенным в своем спасении. И эта уверенность есть признак горячей веры, так как спасение основано не на человеческих способностях, а на верности Божией Своим милостивым обещаниям. «Формула Согласия» побуждает верующих «правильно и с пользой для дела думать или говорить о вечном избрании или предопределении и предназначении чад Божьих к вечной жизни».
Другой великий реформатор Меланхтон в 30-е годы XVI в. отказался от идеи жесткого детерминизма в предопределении. Он настаивал на том, что человек должен принять божественную любовь как свободный дар Бога. Он называет три действующие причины обращения — Слово Бога, Святой Дух и человеческую волю. Эта концепция часто подвергалась критике, поскольку в ней усматривали идею о том, что человек способен содействовать собственному спасению.
Позднее лютеранство оставило в стороне взгляды Лютера на Божественное предопределение, изложенные им в 1525 г., и предпочло развиваться в рамках свободного человеческого отклика Богу, а не суверенного Божественного избрания конкретных людей. Для лютеранства конца XVI в. «избрание» означало человеческое решение возлюбить Бога, а не Божественное решение избрать определенных людей.
Основную идею Реформации о бессилии человечества и всемогуществе Бога абсолютизировал Жан Кальвин. Учение Кальвина о предопределении является одним из аспектов его доктрины спасения, которую он считал развитием августинианских взглядов. Кальвин излагает свою доктрину предопределения в третьей книге «Наставлений в христианской вере» издания 1559 г. как один из аспектов доктрины искупления через Христа. Предопределение, по Кальвину, должно рассматриваться в правильном контексте. Оно является не «продуктом человеческих размышлений, а тайной Божественного откровения» («Наставлений в христианской вере»I.ii.2; III.xxi.1-2). Кальвин исходил из понятия об избранничестве человека Богом (ср. Еф.1:4). Вера, деятельное стремление к святости полностью обусловлены не свободой человеческого выбора, но непостижимым и милосердным Божественным избранием. «Природа избрания состоит в том, что чистая благость Бога сделала досягаемым для нас спасение» («Женевский катехизис»). А поскольку Бог вечен, то вечно и это избрание. Поэтому, одни люди предопределены к вечному блаженству, другие — к вечному проклятию. Утверждая абсолютную власть Бога, Кальвин подчеркивает активное участие Бога в творении будущего состояния человека. Предопределение поэтому является «вечным повелением Божиим, которым Он определяет то, что Он желает для каждого отдельного человека. Он не создает всем равных условий, но готовит вечную жизнь одним и вечное проклятие другим». Человек, существо греховное и непослушное, не отвергнут Богом, но должен уповать на вечное спасение, которое не может быть основано на достоинствах человека. Человек ничего не может сделать для своего спасения. Однако, несмотря на существование предопределения к погибели, человек не может знать, кто избран погибнуть.
Феноменологически можно увидеть только спасающихся — тех, кто уверовал во Христа, — поскольку время спасения каждой личности индивидуально. Кроме того, нет четкого критерия принятия Христа, поэтому уверенность в спасении проистекает из индивидуальной веры в свою избранность. С одной стороны, здесь нивелируется свобода воли, с другой стороны человек (в случае приятия Христа) получает уверенность в своем спасении, а заодно и ослабление чувства ответственности за каждый конкретный поступок. Единственное дело, которое может и должен человек делать (после принятия Христа) — проповедовать Христа, нести благую весть, с помощью чего происходит выявление других избранных, составляющих Божий народ. Реформатская доктрина об избранности и предопределении была ведущей силой экспансии Реформатской Церкви в семнадцатом веке. Доктрина предопределения по Кальвину давала ответы также на вопросы социального порядка. Например, проблема несправедливости в распределении материальных и духовных даров среди людей решалась сведением к Божественному предопределению, которое основано на суверенной и неподвластной человеческому пониманию воле Бога.
Позже в протестантской среде учение Кальвина оспаривалось и критиковалось, однако основной круг проблем и понятий сохранил свою актуальность до сего дня (К. Барт, Р. Нибур). Позже учение Кальвина развивали такие теологи как Петр Мартир Вермигли и Теодор Беза, которые акцентировали тему «избранничества».
В начале XVII в. голландский теолог Якоб Арминий (1560—1609) выступил против основных тезисов Кальвина. В 1610 арминиане обратились к церковным властям с представлением (remonstrantia), которое считается изложением доктрины арминиан, или ремонстрантов. Они выступили против пяти пунктов учения Голландской церкви: 1) о двойном предопределении — к спасению или погибели — в результате свободного акта Божественной воли; 2) о том, что избранный непременно спасется, а осужденный — погибнет; 3) о том, что Христос умер только ради избранных ко спасению; 4) о том, что Бог дает благодать только избранным ко спасению; 5) о том, что получившие спасающую благодать никогда ее не утрачивают. В 1618—1619 реформатский синод в Дордрехте официально осудил учение арминиан. Реформатское социальное мировоззрение в этот период было основано на кальвинистской концепции богоизбранности и «завета благодати». Реформатские общины рассматривали себя как новый Израиль, новый народ Божий, который находится в особых отношениях с Богом — отношениях Завета. Понятие завета как договора человека с Богом с последующим разделением ответственности (верность человека Богу и верность Бога Своим обетованиям) дает широкие основания для дальнейших социально-политических преобразований в протестантском обществе (напр., понятие общественного договора Гоббса и т. д.).
Католическая реакция на протестантское учение о предопределении была явлена на Тридентском соборе.
На шестом заседании Тридентского собора 1547 г. был утвержден Декрет об оправдании. Тридентский собор настаивал на том, что «никто не может знать с определенностью веры, не подверженной ошибкам, получили ли они благодать Божию или нет». По теме предопределения собор в общем подтвердил определения Оранжского собора 529 г.
Восточная церковь миновала полемику вокруг предопределения Св. Иоанн Златоуст подменяет понятие предопределение понятием «предвидение» Бога, затем Иоанн Дамаскин учит о том, что «Бог все предвидит, но не все предопределяет». В Восточной традиции закрепилось воззрение о том, что Бог хочет спасения всех людей, однако Он не определяет их ко спасению, оставляя, таким образом, место для свободной воли человека. Учение о предвидении и промысле Божием получило развитие в учении о синергии человека и Бога.
Современное католическое богословие придерживается тенденции отождествлять предопределение с понятием «предназначение». Напр: Иоанн Павел II: «Эти слова существенным и достоверным образом разъясняют, в чем состоит то, что на языке христианства мы называем «предопределением» или «предназначением» (лат. praedestinatio)» («Верую в Бога Отца»). В понятии «предназначение» акцент переносится на призыв Бога к спасению. Призыв, который может остаться без ответа со стороны человека. Тем самым подчёркивается свободная воля человека в определении своей вечной участи.
Также см. Предопределение, Свобода воли в теологии
В культурологический инструментарий традиционно включён анализ аналогий форм культуры, без которого не мыслима никакая морфология культуры. Такой анализ всегда предполагает некоторое условное вычленение из непрерывного потока культурных феноменов различных традиций, контекстуальных полей, некоторого ряда схожих реальностей, т.н. «сквозных тем». Религиозные традиции, поскольку они включены в человеческую культурную жизнь, так же не защищены от подобного «хищного» проникновения культурологической мысли. Обозревая поверхность религиозных явлений, культурологический взгляд обнаружит во внутренне столь несхожих духовных традициях феномены, которые вполне возможно подвести под общую рубрику «сквозных тем». Это касается не только христианских или иудейских традиций, но относится также и к религиям Дальнего Востока, индийским религиям, античной религиозности, исламу, и даже к религиям Древнего Египта и Месопотамии. Другое дело, что исходя из теологического дискурса, то есть, рассматривая эти явления как бы изнутри духовных традиций, к такой универсализации феноменов религиозного опыта поневоле придётся отнестись скептически: слишком сущностно несхожими оказываются некоторые элементы духовной жизни, принадлежащие различным религиозным традициям, которые секулярные культурологи уверенно подводят под одну рубрику. Одной из таких «сквозных тем» обнаруживаемых в религиозных традициях мира, является тема божественного предопределения.
В античном мире существовала устойчивая вера в предопределенность всех земных событий и человеческой участи. Мойры, богини судьбы, вечно прядут на своём веретене нити судьбы, которые есть даже у богов Олимпа. Они неутомимо вершат своё дело и безжалостно перерезают эти нити жизни, в тот самый момент, когда этого меньше всего ожидают.
Секулярные исследователи часто указывают на сходство предопределения с представлением о Карме, законе причинно-следственного воздаяния в индийских религиях. Все живые существа, от обитателей муравейника до богов, от людей до голодных духов-претов, вовлечены в колесо перерождений и подчинены Карме.
В исламе тоже существует учение о предначертанности всех путей человека в этом мире. Человек не может самостоятельно выбрать покорность Аллаху или противление ему: все это является прямым решением Аллаха. «Но не пожелаете вы, если не пожелает Аллах…» (Священный Коран, 76:30);
«Так вводит в заблуждение Аллах, кого хочет, и ведет прямым путем, кого хочет…» (Священный Коран, 74:34). Впрочем, здесь нужно отметить, что эти места в Коране, на протяжении истории мусульманских народов толковались неоднозначно.
Иудейская традиция дохристианской эры также была по-своему чувствительна к вопросу о предопределении. Так, община Сынов Света, Ессеев, придерживалась наиболее радикального взгляда на божественное предопределение. Ессеи верили в полную предопределённость всего совершающегося в сотворённом мире. Саддукеи, не верившие в загробную жизнь, не верили и в предопределение. Фарисеи в этом вопросе занимали более компромиссную, «серединную», позицию.
В христианстве в западной, а именно августинианской, богословской традиции проблема божественного предопределения и связанный с ним комплекс вопросов и практических следствий получили наиболее значительное развитие.
Блаженный Августин писал о предопределении много и со свойственной ему определённостью. Его учение сложилось, как часто бывало в церковной истории, в ходе богословского противостояния пелагианской ереси. Ересиарх Пелагий настаивал на наличии у человека возможности достигнуть святости и спасения своими силами. Ересь Пелагия подкупала людей поздней античности своей близкой к стоицизму антропологической позицией. В интерпретации Пелагия грех — это поступок и только поступок. Любой из них, и греховный тоже, может быть совершён, а может быть и не совершён. Человек свободен не творить грех. Для этого ему не нужно никакой особой благодати и поддержки. В связи с этим и сама пелагианская концепция отрицала благодать как некоторую энергию, вливающуюся в человека. Благодать, по Пелагию, это те или иные благоприятные для христианского выбора человека исторические условия или события, которые Бог посылает ему в помощь. Боговоплощение и земная жизнь Иисуса Христа трактуется Пелагием как пример того, что вполне может осуществить каждый христианин. Нет первородного греха, который поразил бы природу человека. Грех — это поступок и следствие индивидуального выбора. В «Послании к Деметриаде» Пелагий пишет:
«Везде, где идет речь о хотении или нехотении, об избрании или отвержении, — всюду говорится не о силе природы, а о свободе воли (libertas voluntatis)».
Эта позиция может выглядеть правдоподобной и житейски здравой, как и многие ереси, однако она не затрагивает саму сердцевину богословского вопрошания о всеобщей человеческой ситуации, которое прочно привязано к проблеме смерти, зла и разрушения. Пелагий пытается отделить тему смерти от темы греха. Говоря библейским языком: смерть настигла бы Адама даже в том случае, если бы он не согрешил. Мы интерпретируем смерть как зло в силу нашего собственного греховного взгляда, точнее греховного выбора. В сущности же смерть не является злом, а входит в картину Божьего благого замысла о мире и человеке.
Блаженный Августин не согласен с такой богословской антропологией, которая не учитывает реальность фундаментальной греховности человека, не принимает во внимание того, что человеческая природа чревата смертью и поражением грехом. В противовес пелагианской ереси, ссылающейся на свободу воли человека в деле его спасения, Августин развивает учение о божественном предопределении.
Божественному предопределению посвящено сочинение Августина «О предопределении святых. Первая книга к Просперу и Иларию». По поводу личности Илария нет единого мнения. В этом сочинении Августин не только обосновывает исходя из Священного Писания двойное предопределение одних ко спасению, а других ко злу и окончательной, вечной адской смерти, но и разворачивает перед читателями картину того, как он сам пришел от некоторого недопонимания этой важной проблемы к ясному учению о предопределении. Святой епископ Гиппонский рассматривает предопределение не столько со стороны божественной власти над объектами тварного мира, сколько со стороны антропологической. Мощные процессы во вселенной, тектонические сдвиги в мировой глубине, величественная картина зарождения различных форм жизни, власть Бога над каждым мельчайшим фрагментом пугающе неохватной мировой реальности: для этой стороны предопределения Августин не находит достаточно времени. Зато антропологические следствия предопределения для человека очень важны. Но для Августина как для святого и великого теолога крайне серьёзным предметом интереса выступает не предопределённость человеческих поступков и событий, которые, в общем-то, погружены в единую пучину движения и бурления котла мировых событий и процессов. Для него самым важным вопросом выступает вопрос спасения человека или его окончательной гибели.
Невозможность спастись без веры это не только вполне определённая аксиома Священного Писания, но и логически очевидное условие достижения ворот Рая. В этой связи со всей неизбежностью встает вопрос о возникновении и возрастании индивидуальной веры. Зависит ли её зарождение от доброй воли человека, который свободно выбирает верить. Блаженный Августин приводит историю обращения апостола Павла.
«…Он, пылая враждой к гонимой им вере и яростно ей противясь, неожиданно был обращен к ней более могучей благодатью. Обращен Тем, Кому предстояло это сделать, по слову пророка: «ты, обратив, оживишь нас» (Пс. 84,7), — чтобы не только из нехотящего стал желающим веровать, но и чтобы от преследователя претерпеть гонения, защищая ту веру, которую ранее преследовал. Так ему было даровано не только веровать в Него, но и страдать за Него. И потому, повествуя о той благодати, которая не дается по каким-либо заслугам, но производит все заслуги, апостол говорит: «Не потому, чтобы мы сами были способны помыслить что от себя, но способность наша от Бога» (2 Кор. 3,5). Здесь пусть внемлют и взвесят эти слова те, кто думает, будто от нас происходит начало веры, а от Бога — её возрастание». Августин настаивает: «вера, из-за которой мы являемся христианами, есть дар Божий…».
Т.е. индивидуальная вера христианина не является результатом его автономного решения, а целиком зависит от власти Бога, от Его Святой Воли, то есть от Предопределения. Следовательно, призвание ко спасению не относится ко всем людям.
«Однако мало я тогда рассматривал само призвание, — говорит блаженный Августин о временах, когда его христианский путь только начинался, — то, которое происходит согласно намерению Божию: ибо оно, это призвание, является таковым не для всех званых, а только для избранных».
Эти идеи, берут свое начало в богословии веры апостола Павла. Не случайно уже на заре Нового времени протестантизм, с его особым вниманием к Павлу и Августину, вбирает тему предопределения в орбиту своего динамично развивающегося богословия. Темой отдельного исследования является проблема соотношения и различия таких понятий, как «судьба» и «рок» в античном мире, «всевластие Бога» в раннем иудаизме и «предопределение» у апостола Павла и Августина. Одно необходимо отметить сразу: все эти реалии имеют признаки морфологического сходства с культурологической точки зрения, и глубинные различия с точки зрения собственно теологической.
Понятие божественного предопределения в классическом протестантизме проявляется самым последовательным, логичным и в то же самое время радикальным образом. Однако за предопределением у протестантов стоит именно специфически христианский опыт. Это именно христианский опыт, который сплошь и рядом остается нераспознанным и неузнанным в качестве опыта именно христианского в пределах нашей восточно-христианской, православной церковной традиции. Это связано, по-видимому, с абсолютизацией христианских конфессиональных границ как достаточно распространённой в нашей православной среде психологической, отнюдь не богословской, установкой.
Жан Кальвин
Учение о божественном предопределении было наиболее рельефно выражено и доведено до особенно радикальных выводов женевским реформатором Жаном Кальвином. В его фундаментальном труде «Наставление в христианской вере» предопределению отведено значительное место. «Наставление…» состоит из четырех книг и в каждой из них разрабатываются идеи если не прямо вытекающие, то внутренне связанные с идеей божественного предопределения. Первая книга носит название «О познании Бога как Творца и суверенного Правителя мира». Кальвинисты традиционно настаивают, что подлинным нервом их вероучения является учение о суверенной власти Бога над всем творением. Нет ничего в мире, что ускользало бы от Божьего Всемогущества и противоречило бы Его Воле. Воля Бога предопределяет всё: от дуновения ветерка до едва уловимого движения человеческой души. Каким-то парадоксальным образом Богом предопределяются и все те явления, которые мы опознаем как разрушение и зло, однако при этом зло не имеет своим источником Бога.
То, что существует как зло, говоря философским языком, есть зло для нас. Зла самого по себе не существует. Мы не в состоянии понять и увидеть, что скрывается за злом на самом деле. Более того, все вещи, которые нас окружают, неизвестны и не познаны нами в своей сущности, поскольку непреложная Воля Творца остается скрытой и неизвестной Волей.
Разумеется, Кальвина неоднократно подвергали критике не только исходя из моральных оснований, но и опираясь на основания чисто философские. Так, например, кажется противоречивым считать, что зло, пусть это и зло для нас, не коренится в Боге, если Бог предопределяет все, в том числе и движения нашего сердца. Если все течение моего сознания предопределено и зло открывается в пределах его охвата как зло для меня, отсюда, казалось бы, может быть только одно логическое следствие: творцом зла для нас является Бог. Этот философский вывод был бы явной ересью, если бы он был принят и на теологическом уровне. Однако такой ход был бы противозаконным интеллектуальным варварством, такой вульгаризацией учения Кальвина мы бы погрешили против истины. Между тем, у нас нет никаких оснований, да и никакой нужды, отрицать, что реформатская теология глубока.
Бога нельзя называть источником зла для нас, поскольку Бог и зло для нас не реалии одного порядка. О зле для нас мы знаем, а о Боге и Его Воле мы не знаем почти ничего. Нам открыто, конечно, из Священного Писания, что Бог благ и не приемлет зла, хотя бы оно и существовало лишь относительно, как зло для нас. Однако, Бог — что так высмеивали деисты-просвещенцы — заинтересован в том, что происходит в нас. Божий гнев, действительно, обрушивается на головы тех, кто участвует в распространении зла. Этот гнев подлинен. Кальвин не скупится на описания этого гнева и на обличение всей вины грешников. И это, невзирая на то, что предопределение также относится и к вопросу человеческого спасения.
Иисус Христос спас и искупил лишь ограниченное число людей. Это, пожалуй, самый скандальный вывод кальвинизма по поводу божественного предопределения: учение о двойном предопределении и ограниченном спасении. Такое учение неоднократно называли бесчеловечным и не евангельским. Оно не только, казалось бы, вносит глубочайшую разобщенность между людьми оправданными и осужденными, но и обрекает человека на сугубо индивидуальные отношения с Богом. Такие соборные действия, как богослужение или общая молитва, спасти не могут. Больше того: индивидуальная молитва также не может ничего ни прибавить, ни убавить в деле человеческого спасения. Христианин остается один на один с Богом и Его Святой Волей, другими словами, с предопределением.
Акцент Кальвина на двойном предопределении, одних к спасению, других к вечной погибели: это вне всякого сомнения акцент, сделанный впервые им самим. Августину, к примеру, он был несвойственен. Известный британский теолог Алистер МакГрат в своей книге «Богословская мысль Реформации» сделал ценное замечание по поводу самого стиля и характера богословствования Жана Кальвина.
«…Не совсем верно говорить о Кальвине, разрабатывающем «систему» в строгом смысле этого термина. Религиозные идеи Кальвина, в том виде, в каком они представлены в «Наставлениях» издания 1559 г., систематизированы на основании педагогических соображений; а не ведущего умозрительного принципа. Кальвин считал библейское изложение и систематическое богословие по существу идентичными и отказывался проводить между ними то различие, которое стало распространённым после его смерти».
После Кальвина кальвинизм вынужден был отстаивать себя перед лицом лютеранства и римо-католичества. Именно тогда кальвинистские теологи в полной мере обратились к методам аристотелизма, к которому сам Кальвин относился весьма сдержано и осторожно.
«Таким образом, отправной точкой богословия стали общие принципы, а не конкретное историческое событие. Контраст с Кальвином вполне очевиден. Для него богословие фокусировалось на Иисусе Христе и происходило от Его явления, как об этом свидетельствует Писание. Именно новый интерес к установлению логической отправной точки для богословия позволяет нам понять внимание, которое стало уделяться доктрине предопределения. Кальвин сосредотачивался на конкретном историческом феномене Иисуса Христа и затем переходил к исследованию его значения (т.е., используя соответствующие термины, его метод был аналитическим и индуктивным). В отличие от этого, Беза начинал с общих принципов. А затем переходил к исследованию их последствий для христианского богословия (т.е. его метод был дедуктивным и синтетическим)».
Другими словами, мысль Жана Кальвина — это реактивная мысль: женевский реформатор наблюдает, фиксирует, анализирует, реагирует на то, что дано в действительности. В этом смысле Жан Кальвин по типу своего мышления близок, как бы это ни было парадоксально, к великому классику немецкой философии Канту. Учение о предопределении — это следствие множества наблюдений и толкований реальности сквозь призму библейских повествований. Подобно Кальвину, с его индивидуализмом веры, спустя два века Кант, анализируя данные человеческого восприятия, придёт к идее автономии разума. При всей относительности подобной аналогии можно все же сравнить по некоторым существенным признакам развитие реформатской теологии и судьбу немецкой философии после Канта. Великий последователь Кальвина Теодор Беза, впервые провозгласивший доктрину о предопределении в качестве «управляющего принципа» реформатского богословия, совершил воистину дело в гегелевском духе. Только теперь с момента появления «управляющего принципа» стало возможным утверждение, что ограниченное избрание людей ко спасению предшествовало грехопадению. Грехопадение, таким образом, становится инструментом Бога для того, чтобы осуществить избрание. Этого мнения придерживался Беза и его сторонники, однако оно было абсолютно чуждо самому Жану Кальвину. Эта соблазнительная и опасная потенция реформатской теологии, которую актуализировал Теодор Беза, имела не только продуктивную сторону, но и привела к тяжёлым последствиям в плане конфессиональных разделений внутри протестантизма и, шире, к серьёзным историческим конфликтам и расколам европейского мира. Это наследие в теологическом отношении было преодолено в наше время, в теологии Карла Барта. Таким образом, только в XX веке появились теологические и церковнопрактические перспективы для ослабления конфессиональных границ внутри христианства и творческого положительного экуменизма.
Римский понтифик, папа Пий XII, счел возможным назвать швейцарского реформатского теолога Карла Барта «вторым богословом после святого Фомы Аквинского». В любую другую эпоху на Западе, кроме нашей, такое заявление было бы просто немыслимым: слишком сильны были конфессиональные границы и настороженное отношение христиан друг к другу. В 20-ые годы XX века помимо всем известной «массовизации» культуры и «морального кризиса», ворвавшихся в политику тоталитарных, бесчеловечных движений, таких как большевизм и нацизм, возникли также и необыкновенные по своей беспрецедентности возможности для понимания и сближения между историческими христианскими традициями. А во второй половине XX века эти возможности дополнились ещё и новой атмосферой свободы во всем светском обществе буржуазных стран, человеческой свободой такого уровня, которая ранее была бы невозможна.
Карл Барт (1886-1968)
Швейцарский кальвинистский проповедник и теолог
Что касается позиции Карла Барта, то он не отверг учения о божественном предопределении и избрании ко спасению. Символично, что спустя почти три с половиной века после Кальвина Барт начинает свое служение в той же самой церкви Женевы, где служил и Кальвин. Бартианское же понимание предопределения — это предопределение к спасению, но не предопределение к осуждению. Вот что пишет Барт в своей «Церковной догматике»: «Истина учения о предопределении в первую очередь и в конечном счете, как бы она ни понималась конкретно и какие бы, на первый взгляд, противоречивые стороны и моменты в ней ни проявлялись, есть при всех обстоятельствах сумма Евангелия. Она есть Евангелие: хорошая новость, радостная, ободряющая, утешительная весть, дающая помощь». Карл Барт считал историческим напластованием и, в сущности, серьёзным богословским искажением представление о некоей независимой от благой вести, от Евангелия темной стороне предопределения, об отвержении и проклятии. Фактически такое учение о предопределении невольно предполагает в Евангелии имплицитное присутствие яда dysangelion, т.е. дурной вести. Такое видение возможно только и исключительно из внехристианских посылок. Об этом Барт заявляет прямо в первой лекции своего «Введения в евангелическую теологию»: «Бог, который противостоял бы человеку только как бесконечно возвышенный, далекий и чуждый в своей бесчеловечной Божественности, если бы и обнаруживал как-то свое присутствие для человека, мог бы стать для него только Богом «дисангелия», дурной вести, Богом презрительного, судящего, смертоносного «Нет», которого человек должен был бы страшиться, стремиться бежать от него, и, поскольку он не в силах удовлетворить Ему издалека, он предпочел бы просто не знать Его». Но такое «описание» Бога предполагает забвение Иисуса Христа. Барт настаивает, что суть евангельского богословия состоит вовсе не в толковании и интерпретации книг Нового завета, а в том, чтобы каждое обращенное к человеку слово, деяние и откровение Бога воспринимать через единый фокус — через Иисуса Христа. Именно так Барт воспринимает и предопределение: как избрание человека, но не как отвержение.
Это избрание не содержит никакого отвержения для человека, поскольку все отвержение, все осуждение и всю смерть Христос взял на Себя. Карл Барт делает необыкновенно парадоксальное, на первый взгляд, утверждение, согласно которому Иисус является единственным по-настоящему отвергнутым человеком. Для всех остальных людей предопределение не содержит никакой смерти. При этом было бы заблуждением предполагать, что швейцарский теолог верил в ἀποκατάστασις, то есть в теорию всеобщего прощения и восстановления. Барт начисто отвергал эту теорию как легковесное отношение к словам Бога.
Конечно, в этой позиции критики Карла Барта находят логическое противоречие. Спасутся не все, но каждый человек должен знать, что Бог обещал ему спасение, и значит, он спасется.
Некоторые исследователи отмечают определенную близость учения Карла Барта о благодати к духу православной богословской традиции. Поэтому каждый православный русский человек, пострадавший в 30-ые, 40-ые или 50-ые годы от сталинского террора, мог бы спросить Барта: «неужели маньяк и убийца Берия тоже спасется?» Рискну предположить, что если бы мы сегодня имели возможность решительно потребовать ответа, то Карл Барт ответил бы приблизительно так: «Убийцы будут в аду, но люди будут в Раю».
Божественное предопределение реформатской теологии и времён Кальвина и эпохи Барта остаётся непрозрачным для чистого и беспримесного культурологического анализа без привлечения теологических ресурсов. В то же время, и теология, лишенная культурологической прививки, обнаруживает слабость вследствие имплицитного влияния ультра-конфессионализма, сохраняющего свои позиции и в православном церковном интеллектуализме.
Журнал «Начало» №27, 2013 г.
Пелагий. Послание к Деметриаде. Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1987. С. 594.
Надо отметить, что Проспер Аквитанский впоследствии стал авторитетным галльским последователем Августина и едва ли не первым богословом, подвергшим прямой критике учение преп. Иоанна Кассиана о благодати и свободной воле.
Августин Аврелий, епископ Гиппонский. О предопределении святых. М., 2000. С. 5.
Там же. С. 4.
Ук. соч. С. 8.
МакГрат Алистер. Богословская мысль Реформации. Одесса, 1994. С. 163.
Там же. С. 164.
Барт К. Церковная догматика. Т. 1. М., 2007. С. 319.
Барт К. Введение в евангелическую теологию. М., 2006. С. 20.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.