Богослужение Изобразительных присутствует в суточном круге богослужения и обычно совершается в случаях, когда в храме не совершается Божественная литургия (Великим постом Изобразительны читаются перед Литургией Преждеосвященных Даров). Однако на практике данное богослужение дополняется чтением Апостола и Евангелия в тех случаях, когда Божественная литургия должна совершаться, но по тем или иным причинам не совершается. В таких случаях данное богослужение именуется Обедницей, как, например, в Каноннике. К вопросу данного богослужения обращались такие известные кантонисты как В. Розанов и А. Дмитриевский. Обсуждение совершения Обедницы можно встреть на специализированных форумах и сообществах священнослужителей. Если до революции на каждом приходе имелся штатный священник и необходимости совершения Обедницы с причащением мирян необходимости не было, то в настоящее время один священник может быть единственным священнослужителем нескольких храмов. Так как совершать Божественную литургию чаще одного раза в сутки канонически запрещено, то в воскресные и праздничные дни священнику, имеющему на попечении несколько приходов, приходится самостоятельно решать проблему причащения мирян в храме, в котором он не может в этот день совершить литургию. Чин причащения болящих на дому совершенно не подходит к такому случаю, другого же уставного богослужения нет в практике Русской Православной Церкви. А. Дмитриевский приводит перевод греческого чина богослужения, в котором за чином Изобразительных совершается причащение. Однако в этом богослужении нет столь необходимых чтений Апостола и Евангелия дня, нет поминовения живых и усопших, что естественно востребованно в приходской практике. Чтение Апостола и Евангелия на Изобразительных допускает Типикон. Представляемый в качестве проекта чин Обедницы с дневными чтениями и причащением представляет собой попытку объединить имеющиеся практики воедино и, несомненно, нуждается в компетентной переработке, как следует из обсуждения данного чина в сообществе Устав. Отдельно стоит заметить, что автором написана специальная молитва на вход с Евангелием, так как молитва литургии или малого входа вечерни не подходит по смыслу к данному богослужению. Внесено изменение в молитву перед возгласом Святая святым, так как священнослужитель уже причащался в текущий день. Предлагается для обсуждения целесообразность совершения мирной и малых ектений перед антифонами. Чин обедницы с чтением Евангелия и причащением Диакон: Благослови, владыко! Иерей: Благословен Бог наш… Первый антифон. Псалом 102. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Второй антифон Псалом 145.
Единородный Сыне, и Слове Божий…
Третий антифон Отверзаются Царские врата. Вход с Евангелием. Во Царствии Твоем помяни нас Господи, егда приидеши во Царствии Твоем… Слава, и ныне: Молитва входа: Владыко Господи Боже наш, просветивый мир светом Евангелия Твоего, просвети и нас входом святых Твоих к слышанию Божественных Твоих словес. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков.1 Вход с Евангелием. Тропари празднику или дню. Яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно. И во веки веков. Лик: Аминь.
Трисвятое:
Прокимен, Апостол, аллилуарий, Евангелие Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Сугубая (и заупокойная) ектения. Помяни нас Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. Помяни нас Владыко, егда приидеши во Царствии Твоем. Помяни нас Святый, егда приидеши во Царствии Твоем. Лик Небесный поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея. Стих: Приступите к Нему и просветитеся, и лица Ваша не постыдятся. Лик Небесный поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея. Слава: Лик Святых Ангел и Архангел, со всеми Небесными Силами поет Тя, и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея. И ныне: Символ Веры иерей раскрывает антиминс, ставит потир и дискос на него, кладет земной поклон, достает из дарохранительницы потребное количество Запасных Даров, кладет частицы на дискос, вливает теплоту в потир, кадит звездицу и покровцы, покрывает Дары на дискосе вкупе с потиром воздухом, кадит. Кладет поклон.
Ослаби, остави, прости Боже прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и помышлении: вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец.
Просительная ектения: Исполним молитву (по подобию той, что совершается на вечерне и утрене) до христианския кончины… Священник: И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати: Хор: Отче наш. Священник: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь. Таже: Мир всем. Лик: И духови твоему. Диакон: Главы ваша Господеви приклоните. Лик: Тебе, Господи. Священник молится: Благодарим Тя, Царю невидимый, иже неисчетною Твоею силою вся содетельствовал еси, и множеством милости Твоея от небытия в бытие вся привел еси. Сам, Владыко, с небесе призри на подклоньшия Тебе главы своя, не бо подклониша плоти и крови, но Тебе страшному Богу. Ты убо Владыко, предлежащая всем нам во благое изравняй, по коегождо своей потребе: плавающим сплавай, путешествующим спутешествуй, недугующия исцели, Врачу душ и телес. Возглашение: Благодатию, и щедротами, и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь. Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш, от святаго жилища Твоего, и от престола славы Царствия Твоего, и прииди во еже освятити нас, иже горе со Отцем седяй, и зде нам невидимо спребываяй. И сподоби державною Твоею рукою преподати Пречистое Тело Твое и Честную Кровь нами всем людем. Таже трижды покланяется и возглашает: Вонмем. Святая святым. Иерей снимает воздух и покровцы, высыпает благоговейно частицы в потир. Чтец: Всесвятая Троице, Единосущная Державо, Нераздельное Царство, всех благих Вина, благоволи же и о мне грешнем, утверди, вразуми сердце мое, и всю мою отими скверну. просвети мою мысль, да выну славлю, пою покланяюся, и глаголю: Един свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь. И причастен дня или гласа.
Открываются Царские врата и совершается причащение мирян, как на литургии.
Иерей, покадив Дары, берет святый дискос, передает его диакону, диакон, ничтоже глаголя, отходит в предложение и поставляет Их. Священник же, поклонився, и прием святый потир глаголет тайно: Благословен Бог наш, и обращся ко дверем, зря к людем, возгласно: Всегда, ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь. Да исполнятся уста наша хваления Твоего Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим, Божественным, безсмертным и животворящим Тайнам, соблюди нас во Твоей святыни весь день поучатися правде Твоей. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Пренеся потир в предложение, иерей свивает антиминс и благословляет народ: Благословение Господне на вас: Буди Имя Господне благословено отныне и до века (трижды). Слава, и ныне:
Псалом 33. Диакон: премудрость. Лик: Достойно есть… иерей: Пресвятая Богородице… лик: Честнейшую… Таже окончание по обычаю и целование креста.
Используемые источники: 1. В. Розанов. Богослужебный устав Православной Церкви: Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения Православной Церкви. Стр. 313 по http://www.mpda.ru/publ/text/369458.html 2. Типикон Маркова глава на 24 февраля «Аще ли коея великия ради нужды в память святых великих имущих полиелей, не случится быти преждесвященней литургии». http://azbyka.ru/otechnik/?Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/tipikon=48_6#sel=1313:599,1313:615 3. Дмитриевский А. А. Что такое kanon tes psаlmodias, так нередко упоминаемый в жизнеописании прп. Саввы Освященного? // Руководство для сельских пастырей. Киев, 1889. № 38 http://www.mhzh.ru/ru/search/?s=%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9&page=2
Обсуждение в Интернете: 1. http://ustav.livejournal.com/1105067.html 2. http://deacon.ru/community/viewtopic.php?p=50868
Незадолго до Пасхи на сайте Московской Патриархии начали публиковать последования некоторых богослужений для совершения дома по мирянскому чину. Что это за службы? Какова история их появления? В каких ситуациях их совершали раньше и как служить мирянским чином сейчас?
Содержание
- Что такое мирянский чин богослужения? И чем такая служба принципиально отличается от обычной службы в храме?
- Разве богослужение может проводиться без священника?
- Что это значит — получить благословение?
- Если большинство служб может совершать простой мирянин, почему тогда обычно их совершают все-таки священники?
- Какая разница между богослужением и Таинством?
- В каких ситуациях уместны мирянские богослужения?
- А как же раньше обходились без причастия? Ведь это сердцевина церковной жизни?
- Какова роль мирян в обычном богослужении?
- Как мирянам организовать домашнюю службу своими силами?
Что такое мирянский чин богослужения? И чем такая служба принципиально отличается от обычной службы в храме?
Богослужение по мирянскому чину совершается мирянами без участия священнослужителей, то есть епископа, священника, диакона. Мирянин — это любой человек, не имеющий священного сана, от простых прихожан (и прихожанок) до алтарников и певчих в хоре. Но конечно, предполагается, что люди, совершающие богослужение, более или менее ориентируются в порядке службы, в богослужебных книгах и умеют читать по-церковнославянски.
Основная богослужебная книга, по которой совершаются мирянские службы, — Часослов. Это сборник служб суточного круга, то есть тех, которые должны твориться ежедневно, начиная с полунощницы и заканчивая повечерием. Некоторые из этих служб (например, полунощница, часы, изобразительны) всегда более или менее одинаковые, другие имеют в своем составе тексты, которые меняются день ото дня (например, вечерня и особенно утреня). Эти меняющиеся тексты заимствуются из других богослужебных книг — Минеи, Октоиха, Триоди — по определенным правилам.
Если служба совершается без священника, то из нее исключают все молитвословия, которые устав предписывает произносить только священнослужителям. Например, начальный возглас священника «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь» меняется на прошение: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!» Ектении (особые прошения о жизни, здравии и спасении членов Церкви; о упокоении усопших и т. д.) — на многократные «Господи, помилуй». Отпуст (благословение, преподаваемое священником в конце службы всем прихожанам) — на похожую по форме молитву ко Господу. Во всем остальном служба остается прежней, говорит настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Строгино протоиерей Георгий Крылов. В составе такого богослужения даже Евангелие с благословения священника может читать мирянин (хотя в храме его читает только диакон или священник).
Разве богослужение может проводиться без священника?
Некоторые богослужения совершаются только священнослужителями, но большинство служб могут совершать и миряне. Нам это кажется непривычным, а вот, например, среди верующих греков домашние богослужения — довольно распространенная практика. На Афоне же келейные службы по мирянскому чину и вовсе обычная вещь. Есть монахи, которые приходят в храм только в воскресные и праздничные дни, а в другие служат по своим кельям. Так делал в начале XIX века и прославленный русский святой, преподобный Серафим Саровский; сто лет спустя — преподобный Силуан Афонский, и многие другие.
Если начертить ось и расположить на ней разные формы молитвы так, чтобы с одной стороны оказалась личная молитва, а с другой — богослужение в храме, то домашняя служба займет место где-то посередине.
Христианин может молиться один, а может вместе с семьей — это уже шаг к соборной молитве. Следующий шаг — организовать домашних и совершить богослужение всем вместе: одни поют, другие по очереди читают, каждому находится свое место и свое дело. И наконец, поход в храм, где верующие собираются, чтобы вместе прославить Бога.
В жизни православного христианина все эти формы молитвы должны гармонично сочетаться. Конечно, неправильно, когда человек ограничивает себя исключительно домашней молитвой, а в храм не ходит, отговариваясь тем, что «Бог везде один и тот же». Но трудно согласиться и с другой крайностью, когда христианин чуть ли не ежедневно бывает в храме, а домашней молитвой тяготится и считает ее «неполноценной» по сравнению с храмовой службой.
В духовной жизни всегда соприкасаются два измерения — личное предстояние Богу и соборная, собственно церковная молитва. Само слово «Церковь» — по-гречески «екклесиа» (ἐκκλησία) — означает «собрание». Эти два измерения разные, но они всегда соприсутствуют рядом. Молясь на богослужении, христианин неизбежно совершает и личную молитву, может молиться о чем-то «своем». А совершая личный молитвенный или аскетический труд дома, он всегда молится как член Церкви, веря, что его молитва вливается в общецерковную.
Смысл молитвы в том, чтобы собрать всех воедино во Христе. Не случайно Сам Иисус Христос молился Отцу такими словами: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня (Ин 17:21). Поэтому в молитвенной жизни ничего не делается без благословения священноначалия. Так устроил Сам Основатель Церкви — Господь. Он избрал двенадцать ближайших учеников — апостолов, на которых вскоре после Его вознесения на Небо, в день Пятидесятницы, сошел Дух Святой, и они получили дар проповедовать, создавать христианские общины и совершать таинства. Собирать людей в Церковь. Со временем общин становилось всё больше, а силы апостолов были не безграничны, и они стали ставить себе преемников — блюстителей, или, по-гречески, епископов. Епископам апостолы передавали те духовные дары, которые сами получили от Духа Святого. Делали они это, молясь и возлагая руки на головы избранников, — с тех пор таинство Поставления в священный сан называют рукоположением. Преемники апостолов рукополагали новых епископов, те — следующих, и так цепочка апостольского преемства дотянулась до наших дней. Все сегодняшние епископы Православной Церкви — законные наследники апостолов, имеющие те же самые дары Духа Святого, помогающие устраивать жизнь Церкви. Не случайно священномученик Игнатий Богоносец, ученик апостола Иоанна Богослова, писал: «Ничего не делайте без епископа». И еще: «Где епископ — там и Церковь».
Когда христиан стало много и храмы наполнились верующими, епископы начали передавать часть своих полномочий — прежде всего право совершать таинства — священникам. И до сих пор священник — полномочный представитель епископа, в ведении которого он находится, и священнодействует от его имени.
Мирянин, желающий совершать богослужения дома, включается в ту же цепочку преемства, и происходит это через благословение священника или епископа. Тогда служба, которую он станет вершить, будет по-настоящему церковная (хотя и совершенная вне храма).
В этом, собственно, всё дело: любая форма богослужения должна приобщать нас к жизни Церкви. И домашнее богослужение будет служением Богу только при условии, что мы будем совершать его из желания молиться вместе со всей Церковью. Если же человек возьмется совершать службу дома, наоборот, из нежелания участвовать в общей молитве (или потому, к примеру, что ему не нравится что-то или кто-то в конкретном храме), такая служба будет ему только в осуждение. Хотя бы даже он получил на нее формальное благословение.
Что это значит — получить благословение?
Получить благословение — значит удостовериться, что священник или епископ разрешает вам совершать те или иные службы дома. И обязательно узнать у него, как это делать. Реальность богослужения всегда сложнее текста чинопоследования. Когда, как часто, с кем, где — все эти вопросы неизбежно встанут перед человеком, который решит совершать службы дома. Но главным все равно остается вопрос об уместности домашнего богослужения, его церковности.
С одной стороны, публикация на сайте Патриархии чинопоследований отдельных служб для домашнего совершения уже сама по себе свидетельство того, что Патриарх благословил мирян эти службы проводить. С другой стороны, порядок богослужения регулируется строгими церковными правилами, или канонами. Часть из них установили Соборы (Вселенские или Поместные), часть — отдельные святые, начиная с апостолов. А Церковь приняла эти каноны как выражающие ее дух и до сих пор ими руководствуется.
Правила Гангрского собора. Греческая рукопись, ноябрь 1600 года. Британская библиотека.
Один из этих канонов — 6-е правило Гангрского Собора (состоялся в середине IV века) — грозит отлучением от Церкви тем, кто собирается вне храма и желает совершать богослужение, «не имея с собой пресвитера по воле епископа». Суть этого правила именно в этих последних словах — «по воле епископа», объяснял на рубеже XIX и XX веков сербский епископ-исповедник Никодим (Милаш), специалист по церковному праву: нельзя совершать службы «отдельно и независимо от высшей законной церковной власти». Изначально эта норма была направлена против секты евстафиан, члены которой, «считая себя избранными и святыми», устраивали богослужения по собственным правилам. Хотя формально их возглавляли священники, но часто такие, которым епископы запретили служить. Так что проблема была именно в непослушании, в игнорировании церковного единства, которое видимым образом выражается в иерархической власти Церкви.
Есть еще два похожих правила, принятых с разницей в триста лет сначала Лаодикийским Поместным Собором (IV век), а затем VI Вселенским Собором (680–681). Они запрещают «петь по книгам» и «возглашать Божественные словеса» непосвященным лицам, не входящим в церковный клир и не получившим от пастыря благословения на эти действия. Комментируя эту норму, владыка Никодим, обращает внимание: соборные правила не запрещают народу участвовать в богослужении, они только «воспрещают, чтобы народ делал это сам», т. е. самочинно и неуправляемо, не в согласии со всей Церковью.
Если большинство служб может совершать простой мирянин, почему тогда обычно их совершают все-таки священники?
В центре всего богослужения стоит Божественная литургия, и ее может совершать только архиерей или священник. Ведь в сердцевине литургии — таинство Причащения Тела и Крови Господа Иисуса Христа, Евхаристия. А таинства Господь совершает только через законно поставленных епископов и священников.
С другими службами всё, казалось бы, не так строго. Но с другой стороны, все они так или иначе связаны с Божественной литургией. Они готовят, постепенно подводят нас к литургии. Более того, у каждой службы есть свое содержание, связанное с литургией. Скажем, вечерня символизирует собой эпоху Ветхого Завета, когда люди только ожидали прихода Спасителя. Главный мотив утрени — встреча с Богом, Который в определенный момент истории стал человеком и явился в мир. И венец всего — Божественная литургия, которая открывает двери в Царствие Небесное, соединяет нас с Богом через таинство Евхаристии.
Очень естественно, когда весь этот путь, от начала до конца, от земли до Неба, мы проходим, следуя за пастырем, епископом или священником, который возглавляет каждое из богослужений, символизируя Самого Христа.
Какая разница между богослужением и Таинством?
Это не такой простой вопрос. Ведь чисто внешне и таинство, и богослужение — это просто некая последовательность слов и символических действий, с помощью которых люди делают шаг навстречу Богу. Или не делают — это зависит от веры, настроя, желания каждого конкретного человека.
Но по сути это вещи абсолютно разного порядка.
Богослужение суточного круга — это прежде всего средство освящения времени, оно связано с определенным временем суток и рождается из стремления верующего каждый отрезок дня и ночи посвятить Богу, отметить молитвой. Вектор здесь направлен от нас к Господу. Мы приносим Ему наши молитвы, каемся, просим Его помощи и милости.
На первом плане в богослужении — наши субъективные религиозные переживания, наше искание встречи с Богом, желание измениться, расстаться с греховным прошлым, очистить свое сердце, чтобы Бог смог войти в него и жить в нем.
А в таинстве главное — реальное действие самого Бога. Внешне таинство может выглядеть как богослужение, но суть его в том, что участники таинства вступают действием Духа Святого в прямое и непосредственное общение с Самим Богом, и Господь существенным образом меняет, обновляет их души, а иногда и тела (например, исцеляет болезнь). В таинстве Господь Сам нисходит к нам, действуя в нас и приобщая нас Своей благодатью к Царствию Небесному. Недаром перед самым началом Божественной литургии, которая вся есть восхождение к таинству Евхаристии, диакон произносит: «Время сотворити Господеви», то есть: «Время действовать самому Господу».
Это действие Божие ничем не связано, поэтому по церковному уставу литургия может совершаться и вечером (на службе, которая называется вечерней), и после утрени, и вообще в любое время дня и ночи.
В каких ситуациях уместны мирянские богослужения?
Если совсем коротко — во всех, когда нет объективной возможности прийти в храм, но есть желание помолиться Богу теми словами, которыми уже много столетий молится Ему вся Церковь, т. е. вместе со всей Церковью.
В истории Церкви таких примеров было немало.
В IV веке расцвело монашество, а вместе с ним стали возникать и последования служб по монашескому (по сути — мирянскому) чину. Поначалу монахи жили уединенно в пустынных местах, зачастую — в нескольких днях пути до ближайшего храма. Священниками они чаще всего не становились (принятие священства было по тогдашним понятиям своеобразным отказом от монашества, замечает протоиерей Георгий Крылов), а вот Богу молились непрестанно — ведь именно ради этого они и уходили из шумных городов! Иногда монахи приглашали священника к себе совершить литургию, а в остальное время служили по мирянскому чину. Это происходит и сегодня в некоторых монастырях России, Греции, Румынии.
Именно из таких монашеских богослужебных правил сложился уже упомянутый нами Часослов.
Службы по мирянскому чину стали нередкой практикой в 1920-е — 30-е годы, когда большевики обрушили гонения на Русскую Православную Церковь. Архиереев и священников арестовывали, храмы закрывали, и некоторые епископы, — например, митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), епископ Ковровский Афанасий (Сахаров) — благословляли наиболее надежных и благочестивых мирян совершать службы по домам. Для литургии, как во времена древнего монашества, приглашали епископов и священников, а утреню и вечерню читали сами. Владыка Афанасий (Сахаров) видел в этом «заботу русских людей … об оцерковлении всех сторон мирской жизни, домашней обстановки, семейного быта».
Востребованным «мирянский чин» богослужения оказался и в русском зарубежье. Многие эмигранты, бежавшие из советской России в Чехословакию, Францию, США и другие страны, не имели возможности регулярно бывать в православном храме — тот мог находиться вообще в другом городе. И некоторые брались совершать службы суточного круга по книгам. Такие попытки охотно благословлял, например, архиепископ Русской Православной Церкви Заграницей Аверкий (Таушев), настоятель Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. «Сами тексты наших богослужений предусматривают такую возможность, — писал он. — Общественная молитва, как ничто другое, объединяет верующих». Владыка считал абсолютно необходимым «во всех тех приходах, где нет постоянного священника… не просто разрешить, но и рекомендовать верующим, чтобы они собирались вместе по воскресеньям и праздничным дням в церкви, а если нет храма, то по домам, чтобы вместе помолиться в соответствии с установленным порядком богослужения».
А как же раньше обходились без причастия? Ведь это сердцевина церковной жизни?
Без причастия никогда и не обходились. Во-первых, монашеские общины время от времени приглашали к себе священников: те служили литургию, и все монахи причащались. Во-вторых, существовала практика ежедневного причащения, описанная преподобным Иоанном, игуменом Синайским, в его книге «Лествица». Священник сначала служил литургию в монастыре, а затем обходил со Святыми Дарами отшельников, живших вокруг обители, и причащал их. Такая практика была, например, в пещерных монастырях Каппадокии. А поскольку возможность посещать отшельников у священника бывала не всегда, он мог оставлять Святые Дары прямо в их кельях, на специальных полочках, где им случалось храниться по много дней, иногда даже месяцами и годами, продолжает отец Георгий. Дары сохранялись в том числе и потому, что в те времена частицы Тела Христова не считалось обязательным напитывать Кровью; иногда монахи опускали их в обычное вино и так потребляли. Считалось: где Тело, там и Кровь.
К этим запасным (или Преждеосвященным) Дарам монахи относились очень благоговейно, стараясь даже не касаться их руками.
Мирянам же, которые не могли посетить литургию в воскресный день, Святые Дары поначалу приносили прямо домой. Конечно, не всем подряд, а только тем, кто не был на службе по какой-то особой причине, например, болел.
Подобное бывало, кстати, иногда и в первые десятилетия советской власти, когда христианин мог годами не иметь возможности причаститься во время литургии. Случалось, исповедникам в тюрьмах и лагерях передавали частицы Святых Даров, спрятанные внутри книги, хлеба и т. д. Конечно, это были исключительные случаи. Священник или епископ, решившийся передать в тюрьму частицу Самого Господа, должен был хорошо знать человека лично и быть уверенным, что Дары не попадут в чужие руки, не будут поруганы.
И сейчас, когда у большинства из нас нет возможности прийти в храм на службу, мы не полностью лишены возможности причаститься. Можно пригласить батюшку с запасными Дарами домой, если у вас есть его контакты, или позвонить в ближайший храм и попросить, чтобы пришел священник оттуда. Только не стоит забывать, что к причащению необходимо очень серьезно подготовиться: прочесть положенное молитвенное правило и с полуночи ничего не есть и не пить, а главное — заранее поговорить со священником по телефону и понять, как и когда причащаться, как готовиться.
Какова роль мирян в обычном богослужении?
Ясно, что миряне многое могут делать для богослужения. Помогать священнику в алтаре. Петь в хоре. Звонить в колокол. Нарезать просфоры и раздавать их причастникам в конце литургии. В конце концов, просто следить за порядком и чистотой в храме. Многое можно сделать для того, чтобы службы в храме совершались, как говорит апостол Павел, благопристойно и чинно (1 Кор 14:40), а священник мог целиком сосредоточиться на молитве, ни на что не отвлекаясь.
Но важнее другое. Миряне — основа того самого церковного народа, от лица которого предстоятель (епископ или священник) и возносит все молитвы. С точки зрения богословия таинств, если нет иного выхода, то литургию можно служить, даже когда в храме нет ни одного человека, кроме священника: ведь сердце литургии — таинство Евхаристии, которое всякий раз возвращает нас на Тайную Вечерю, совершенную Христом однажды и с тех пор совершающуюся в вечности.
Евхаристия вне времени и пространства, она объединяет всех христиан мира, где бы те ни находились, поэтому, даже служа в полном одиночестве, священник молится вместе со всей Церковью.
А с другой стороны… Слово «литургия» переводится с греческого как «общее дело». В древней Церкви христиане сами приносили в храм хлеб и вино для Евхаристии, каждый делал свой вклад в богослужение. И сейчас, жертвуя небольшие суммы на записки для поминовения наших близких и на свечи, мы делаем по сути то же самое. В норме литургия — это богослужение, в котором участвуют все: и те, кто молится вместе со священником, хотя бы самыми простыми словами; и те, кто жертвует свою лепту на совершение служб; и те, кто трудится в храме. Так что роль мирян в богослужении — огромная.
Как мирянам организовать домашнюю службу своими силами?
- Прежде всего нужно найти сами тексты служб и познакомиться с ними. Большинство из них, как мы уже сказали, содержится в книге Часослов. Но если этой книги у вас нет, тексты легко найти в Интернете, например, на сайте «Азбука православия», где они напечатаны как церковнославянским, так и русским шрифтами.
- Далее, нужно разобраться, какую службу и когда полагается совершать. Церковные сутки традиционно начинаются с вечера предшествующего дня, поэтому традиционный порядок богослужений таков:
• около 17.00 — вечерня;
• поздним вечером — повечерие;
• ранним утром — полунощница;
• при восходе солнца — утреня;
• после утрени — службы часов: час первый, час третий, час шестый;
• около 12:00 дня — изобразительны, или обедница (келейная служба, во время которой монахи в древности причащались запасными Дарами);
• около 16:30 (перед вечерней следующего богослужебного дня) — час девятый.
Точно соблюдать эти сроки не обязательно (тем более что и в храмах богослужения могут начинаться не строго в один и тот же час), но ориентироваться на них стоит.
Какие еще рекомендации здесь можно дать? На вопрос отвечает протоиерей Максим Первозванский, клирик московского храма во имя сорока Севастийских мучеников в Спасской слободе.
Первое:
Обустройте в доме пространство для молитвы, советует он. «Любая молитва — это возношение ума и сердца к Богу, — говорит он, — но храмовое богослужение и домашнее мы все-таки воспринимаем по-разному. Поэтому нужно попробовать воспроизвести храм у себя дома». Стоит выгородить специально для молитвы угол, где будут стоять иконы, будет гореть лампадка или свеча. Тогда легче настроиться на нужный лад и сосредоточиться на словах молитвы.
Домовые храмы или молельные комнаты были частой практикой в 1990-е годы, вспоминает отец Максим. «А в некоторых деревнях была традиция завешивать иконы занавеской. Этот жест мне всегда казался попыткой отгородиться от Бога, только сейчас я понял: открыл занавеску — и твоя изба превратилась в храм».
Второе:
Надо позаботиться о подходящей одежде. Речь, понятно, не о том, чтобы облачаться в подрясник или стихарь (носить такую одежду без особого благословения священника или епископа мирянам запрещено). Но прежде чем предстать перед Богом, минимальные внешние условия все-таки нужно соблюсти: выглядеть опрятно, одеться в чистую и скромную одежду, такую, в какой вы обычно ходите в храм.
Третье:
Выделите для богослужения определенное время, продолжает протоиерей Максим Первозванский. Какую бы часть службы вы ни решили воспроизвести, дело нельзя бросить на полпути: «Представьте, что вы чтец в храме: вы же не можете взять и уйти, кому-то позвонить или прерваться, когда вам вздумается?»
Четвертое:
Не замахивайтесь сразу на многое, начните с малых богослужений, например, с полунощницы, малого повечерия или часов.
Пятое:
«Убедительно советую вам начать читать богослужения сразу на церковнославянском языке, — говорит отец Максим. — Научиться читать по-церковнославянски можно за пару недель, этот язык нам интуитивно понятен. Главное, обращайте внимание на ударение — зачастую именно неправильное ударение мешает пониманию текста». «Ключевое в чтении на церковнославянском — сам факт чтения, — считает священник. — Вы могли 30 лет подряд слушать, как читают в церкви, и вроде бы понимать, о чем речь, но не видеть самого главного. А при личном чтении вслух текст станет объемным, у вас появится дополнительный, очень важный угол зрения и знакомый текст откроется по-новому».
Хорошо бы посоветоваться обо всех этих деталях совершения домашнего богослужения со священником. Никакие общие рекомендации и правила не заменят здесь простого совета священника и последующего обсуждения с ним того, как его стоит совершать или прекратить на время и как это богослужение входит в вашу жизнь, и как ваша жизнь входит в богослужебную жизнь всей Церкви.
Просмотры: 1 494
Для начала постараюсь объяснить зачем.
То есть зачем, с моей точки зрения, нужно православным мирянам в РПЦ в XXI веке собираться вне храма и без священника служить литургию. Отчасти я это уже объяснил в предыдущей статье — онтологический разрыв между церковным народом и иерархией приобрел в наше время такие масштабы и формы, что игнорировать это уже просто неприлично. Например, я не могу, не покривив совестью, молиться о властях, которые на самом деле суть не власти, а бандиты, и о воинстве, ведущем агрессивную войну в двух странах. Это не моя, это их (иерархии) литургия, на ней я гость. Ведь если бы я, к примеру, приехал в другую страну, где есть своя поместная православная церковь, то было бы естественно присоединиться там к их молитвам, даже если я в чем-то с ними не согласен. Но если я у себя дома не имею возможности молиться так, как велит моя совесть, это беда! Слава Богу, пока у нас есть священники, которые это понимают и своею властью стараются компенсировать. Но их возможности в этом весьма ограничены. Например, каждый священник, кем бы он ни был, обязан за каждой литургией называть агента КГБ «Михайлова» великим господином и отцом. А я не могу, не покривив совестью, сказать на это «аминь». Правда, я и не говорю. Но это «фига в кармане», поскольку этого никто не слышит. А нормальной формы публичного выражения несогласия в церкви, к сожалению, не предусмотрено. И только своя литургия, совершаемая хотя бы иногда так, как нам подсказывает через нашу совесть Господь, даст нам возможность быть честными, говоря: «Христос посреди нас» и отвечая: «Есть и будет».
Перейдем к как.
Как технически — объясню позже, тут все просто. Главное — как сделать так, чтобы это не было расколом. Ведь все предыдущие попытки решения этой проблемы именно этим и кончались. Так что сперва разберемся почему. Начнем с того, что во всей православной догматике нет ни одного слова о том, как совершать богослужение. Все это вопросы более или менее удобного обустройства церкви, а не вопросы веры. А вот в православной канонике такое правило есть. Это 6-е правило Гангрского поместного собора: «Аще кто кроме церкви особо собрания составляет, и, презирая церковь, церковная творити хощет, не имея с собою пресвитера по воле епископа: да будет под клятвою». Других правил на эту тему нет. Даже другие соборы никогда в своих определениях этого не повторяли.
Тем не менее, канон есть. Вопрос — как к нему относиться. Сейчас многие путают канон с законом. Таковым следует напомнить великое множество канонов, которые никогда и нигде не исполняются. Например, запрет клирикам переходить из епархии в епархию (13 Апост.) или запрет на торговлю в храме (76 Конст.), а также повеление отлучать до покаяния тех, кто приходит на литургию и не причащается (2 Антиох.). Иными словами, канон — это не закон, а правило, которое естественным образом подразумевает исключения в тех случаях, когда это для церкви полезно. Или, говоря церковным языком, к канону может быть два подхода: с точки зрения церковной акривии (точности) и с точки зрения церковной икономии. То есть канон может исполняться или не исполняться, смотря по обстоятельствам.
Но кто же решает, какой канон в каком случае исполнять, а какой оставить? По сложившейся в РПЦ практике это полностью отдано на откуп правящему архиерею. А вот это как раз абсолютно неправильно. Ведь даже определения вселенских соборов становились канонами только в результате церковной рецепции. То есть последнее слово должно быть все-таки за церковным народом, а за иерархией — предпоследнее.
Так что если некая группа христиан решит, что в сложившихся у них обстоятельствах с 6-м гангрским правилом следует поступать по церковной икономии, то ничего раскольнического в этом нет. Раскол в другом — если одна часть церкви отказывается признавать другую своими братьями и сестрами. И все расколы начинались не со служения своей литургии, а с отвержения существующей. Вот если бы мы сказали: «Мы вашу иерархию (и совершаемые ею таинства) не признаем», то это был бы раскол. Несмотря на то, что для такого непризнания есть серьезные основания. А если мы иногда (специально чтобы подчеркнуть, что признаем) будем приходить причащаться в один из храмов РПЦ МП, то никаких оснований считать нас раскольниками не будет. И если кто-то, несмотря на все это, будет считать нас таковыми и откажется причащать, то это будет его грех и раскол с его стороны.
И, наконец, как технически.
Многие недоумевают: где взять священные сосуды, копие, лжицу, а главное — антиминс? Перефразируя апостола Павла (Рим.14:14), смею утверждать, что нет ничего в себе самом сакрального — всякий священный предмет сакрален только в силу нашего к нему отношения. Кто в этом сомневается, да перечтет со тщанием догмат об иконопочитании, предписывающий поклоняться не доскам и краскам, а первообразу, то есть не самому изображению, а тому, Кто изображен. Значит, если мы возьмем абсолютно любые подходящие предметы и, объявив их сакральными, будем обращаться с ними как со святыней, то святыней они и будут. Более того, другого способа обрести святыню нет. Алтарь и все, что в нем, святы не потому, что так или иначе устроены, а потому, что ко всем этим предметам определенным образом относятся христиане. Так что ничто не мешает нам взять абсолютно любые чашку, тарелку, ложку и нож и, объявив их священными, использовать исключительно для совершения богослужения. Антиминс должен иметь надписание? Нет проблем. Возьмите любую небольшую скатерть или тканевую салфетку и напишите на ней, что это антиминс, предназначенный для служения не в определенном месте, а в определенном сообществе. Даже мощи в него вшивать необязательно, хотя и в этом ничего невозможного нет.
И последнее. Есть одно таинство, которое, на мой взгляд, действительно не могут совершать миряне. Это таинство хиротонии. Никто не может дать другому то, чего не имеет сам. А значит никакой иерархии в мирянском сообществе быть не может. А чтобы этого избежать, нужно доверять ведение службы не кому-то одному, даже если у него это лучше других получается, а всякий раз разным братьям, а возможно, и сестрам.
А как служить — подробно написано в служебнике. Конечно, кое-что там хорошо бы адаптировать для домашних условий. Но ко всяким изменениям следует подходить с умом и осторожностью. Иначе вреда будет более, нежели пользы.