Пресвятая Богородице, помогай нам! В начале сего правила читается:Отче наш… 1 раз.Милосердия двери… 1 раз.Молитва за духовного отца и о спасении…
После 1-го десятка вспоминается Рождество Богородицы
Тропарь, гл. 4
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей Вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
О Пресвятая Владычице Богородице! Со святыми упокой в вечной славе Твоей душу усопшего отца нашего духовного старца схиигумена Саввы с усопшими духовными чады и родителей его Михаила и Екатерины и сродников наших.
И святыми его молитвами спаси и сохрани всех нас, духовных чад его, родителей, чад сродников и знаемых наших. Умножь в нас веру и покаяние.
После 2-го десятка вспоминается Введение во храм Пресвятой Девы Богородицы
Тропарь, гл. 4
Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.
О Пресвятая Владычице Богородице! Спаси и сохрани, и соедини (или присоедини) к святей Православной Церкви заблудших и отпавших рабов ( имена).
После 3-го десятка вспоминается благовещение Пресвятой Богородицы
Тропарь, гл. 4
Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление, Сын Божий Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует.
Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!
О Пресвятая Владычице Богородице! Утоли наши скорби и пошли утешение скорбящим и болящим рабом Твоим ( имена).
Евангелие от Луки 1, 2 6-3 8:
«В месяц же шестый послан бысть ангел Гавриил от Бога во град Галилейский, емуже имя Назарет, к Деве, обрученней мужеве, емуже имя Иосиф, от дому Давидова: и имя Деве Мариам. И вшед к Ней ангел рече: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою: Благословенна Ты в женах». Она же видеши, смутися о словеси его и помышляше, каково будет целование сие. И рече ангел Ей: «Не бойся, Мариам: обрела бо еси благодать у Бога: и се, зачнеши во чреве и родиши Сына и наречеши имя Ему Иисус: Сей будет велий и Сын Вышняго наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его: и воцарится в дому Иаковли во веки, и Царствию Его не будет конца». Рече же Мариам ко ангелу: «Како будет сие, идеже мужа не знаю?» И отвещав, ангел рече Ей: «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и раждаемое Свято наречется Сын Божий: и се, Елисавет, южика Твоя, и та зачат сына в старости своей; и сей месяц шестый есть ей, нарицаемой неплоды: яко не изнеможет у Бога всяк глагол». Рече же Мариам: «Се, раба Господня: буди Мне по глаголу твоему». И отыде от Нея ангел».
После 4-го десятка вспоминается встреча Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветой
Из службы пророка Захарии и праведной Елисаветы, память 5 сентября.
Седален, гл. 4
Воплотившуся уже Мессии первую тя благовестницу слышим, егда к целовавшей тя Богоизбранней Отроковице со ужасом глаголала еси: «Откуда мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне?» Восхваляюще убо тя вопием: «Радуйся, зерцало, Тайны Божия нам являющая».
Молимся о соединении разлученных, у кого близкие или дети в разлуке или пропали без вести.
После 5-го десятка вспоминается Рождество Христово
Тропарь, гл. 4
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума; в Нем бо звездам служащий звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе!
О Пресвятая Владычице Богородице! Даруй нам во Христа облещись.
После 6-го десятка вспоминается Сретение Господне и прореченное святым Симеоном слово: «И Тебе Самой душу пройдет оружие»
Тропарь, гл. 1
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, просвещали сущия во тьме; веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.
О Пресвятая Владычице Богородице! Сподоби мя при последнем издыхании причаститися Святых Тайн Христовых и Сама проведи душу мою чрез страшные мытарства.
После 7-го десятка вспоминается бегство Божией Матери с Богомладенцем в Египет
Се ангел Господень во сне явися Иосифу, глаголя: «Востав, поими Отроча и Матерь Его и бежи во Египет, и буди тамо, дондеже реку ти: хощет бо Ирод искати Отрочате, да погубит Е». Бог явися в сени седящим, от Девы родивыйся во еже спасти нас.
О Пресвятая Владычице Богородице! Не введи мя во искушение в сей жизни и избави мя от всех напастей.
После 8-го десятка вспоминается исчезновение 12-летнего Отрока Иисуса в Иерусалиме и скорбь Божией Матери по этому поводу
О Мати наша Прекрасная!
Соболезнующи скорбь Твою, егда Сына Твоего и Бога нашего, двоюнадесятилетняго Отрока, на пути из Иерусалима не обретше. О велия радость Твоя, егда Сына Твоего по триех днех в церкви обрела еси.
О Цвете неувядаемый! Не лиши и нас небесной радости узрети Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, для спасения нашего.
О Пресвятая Владычице Богородице! Даруй мне непрестанную молитву Иисусову.
После 9-го десятка вспоминается чудо, сотворенное в Кане Галилейской, когда Господь претворил в вино воду по слову Божией Матери: «Вина нет у них»
Из Триоди, еже есть трипеснец, в Великий Пяток утра
Икос, глас 8
Своего Агнца Агнице зряше, к заколению влекома, последовавше Мария простертыми власы со иными женами, сия вопияше: «Камо идеши, Чадо? Чесо ради скорое течение совершаеши, егда другий брак паки есть в Кане Галилейстей и тамо ныне тщишися, да от воды им вино сотвориши? Иду ли с Тобою, Чадо, или паче пожду Тебе? Даждь Ми слово, Слове, не молча мимоиде Мене, Чисту соблюдый Мя: Ты бо еси Сын и Бог Мой».
О Пресвятая Владычице Богородице! Помоги мне во всех делах моих и избави от всяких нужд и печали.
После 10-го десятка вспоминается стояние Божией Матери у Креста Господня, когда скорбь, как оружие, пронзила Ее душу
Богородичны отпустительныя, гл. 4
Дево Пренепорочная, Мати Христа Бога!
Оружие пройде Твою Пресвятую душу, егда распинаема видела еси волею Сына и Бога Твоего. Егоже, Благословенная, молящи не престай, прощение прегрешений нам даровати.
О Пресвятая Владычице Богородице! Избави меня от уныния и укрепи мои силы душевныя и телесныя.
После 11-го десятка вспоминается Воскресение Христово
Тропарь, гл. 5
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
О Пресвятая Владычице Богородице! Воскреси душу мою и даруй мне постоянную готовность к подвигу.
После 12-го десятка вспоминается Вознесение Христово, при котором присутствовала Божия Матерь
Тропарь, гл. 4
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.
О Пресвятая Владычице Богородице! Избави мя от помышлений суетных и даруй мне ум и сердце, стремящееся ко спасению души.
После 13-го десятка вспоминается сионская горница и сошествие Святаго Духа на апостолов и Божию Матерь
Тропарь, гл. 8
Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.
Молимся: сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
После 14-го десятка вспоминается Успение Пресвятой Богородицы
Тропарь, гл. 1
В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
О Пресвятая Владычице Богородице! Даруй мне мирную и безмятежную кончину.
После 15-го десятка вспоминается слава Божией Матери, которой Она увенчивается Господом после переселения Ее от земли на небо
Из службы Успению Пресвятыя Богородицы
Стихира, гл. 1
О дивное Чудо! Источник жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает. Веселися, Гефсимание, Богородичен святый доме! Возопиим, вернии, Гавриила имуще чиноначальника: Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость.
О Пресвятая Владычице Богородице! Сохрани мя от всякого зла и покрый мя честным Твоим омофором.
Молитва
Достойно славимая и праведно от всех Горних Чинов ублажаемая, яко без сравнения их превосходящая, Бога и Творца всяческих рождшая, паче всех возвеличенная! Ей же, яко Царице, предстоят лица ангельстии, Гавриилову песнь возглашающие: «Радуйся, Благодатная!…»
Наши же грешные и бренные уста кую достойную похвалу принести возмогут величию Твоему, точию да зовем Ти: О Пречудная Владычице! Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да призрит на ны, люди безответныя, да сохранит невредимы от всех навет вражиих и злых клевет, много бо может Твоя Матерняя молитва, по реченному: «Проси, Мати Моя, не отвращуся, но вся прошения Твоя исполню!» Радостию о сем исполняемии, взываем Ти: спаси, Владычице, погибающия рабы Твоя, просвети омраченныя суемудрствованиями века сего и приведи ны к Сладчайшему Иисусу, да вечно радующеся, взываем: слава Отцу, слава Сыну, слава Святому Духу, слава и Тебе, Преславней и Пренепорочней Деве Богоматере, ублажаемой и благословляемой в безконечные веки веков. Аминь.
Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором!
Всего найдено: 128
Вопрос № 305794 | ||
Как написать числительное шестьдесят тысяч в предложении: Хан Девлет Гирей с шестьюдесятьютысячным (или шестидесятитысячным) войском переправился через Северский Донец.
Ответ справочной службы русского языка
Верно: с шестидесятитысячным войском.
Вопрос № 305498 | ||
Можно ли использовать дефис для сокращения сложных прилагательных? Вне зависимости от того, жилой квартал это или площадь, архитектор делил фрагменты поселения на круглые, трёх-, четырёх-, пяти- и шестисторонние фигуры правильных очертаний.
Ответ справочной службы русского языка
Дефис применяется при записи конструкций с однородными членами, имеющими общий конечный элемент, если все члены, кроме последнего, представлены только начальными элементами. В Вашем примере дефисы использованы верно.
Не вполне ясно, что имеется в виду под сочетанием круглые фигуры. Если это круги, то лучше написать: круги.
Вопрос № 304454 | ||
Здравствуйте, разрешите спор. Как правильно: доступ к шести миллионам сделок/сделкам?
Ответ справочной службы русского языка
Верно: доступ к шести миллионам сделок.
Вопрос № 303648 | ||
Подскажите, пожалуйста, как пишется «шестисотый мерседес» в предложении: Он подарил ей _шестисотый_мерседес_ Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: шестисотый «мерседес» и (в бытовом употреблении) шестисотый мерседес.
Вопрос № 303506 | ||
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста как правильно и почему: «в лёгких человека около шестьсот миллионов альвеол» или «в лёгких человека около шестисот миллионов альвеол»?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: около шестисот миллионов.
Вопрос № 302558 | ||
Верно ли расставлены запятые в предложении «По истечении шести месяцев с даты изготовления расход средства, при необходимости, можно увеличить в два раза.
Ответ справочной службы русского языка
Запятые не требуются: По истечении шести месяцев с даты изготовления расход средства при необходимости можно увеличить в два раза.
Вопрос № 302102 | ||
Здравствуйте, вопрос по окончанию слова: Подскажите, пожалуйста, каким правилом руководствоваться при выборе окончания в подобной ситуации: » в трех из шести открытках(открыток) …»
Ответ справочной службы русского языка
Лучше написать: в трех открытках из шести.
Вопрос № 301929 | ||
На шестистах квадратных метрОВ (метрАХ)??? Полагаю, что метрах, но коллеги возражают… Подскажите, пожалуйста! Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Верно: на шестистах квадратных метрах.
Вопрос № 301375 | ||
Ответ справочной службы русского языка
Как правило, при указании дат используют предлог ПО. При указании временнЫх промежутков — ДО (работать с девяти до шести).
Вопрос № 300937 | ||
Здравствуйте. Как правильно сказать «у меня нет шестьсот тысяч» или «у меня нет шестиста» тысяч»? «У меня нет пятьдесят рублей» или «у меня не пятидесяти рублей»? С уважением, Анатолий.
Ответ справочной службы русского языка
Верно: нет шестисот тысяч, нет пятидесяти рублей.
Вопрос № 299213 | ||
Как правильно: тысячадевятьсотшестидесятые годы или тысяча девятьсот шестидесятые годы?
Ответ справочной службы русского языка
Верно: тысяча девятьсот шестидесятые годы.
Вопрос № 299114 | ||
Добрый день! Скажите пожалуйста, как будет правильно прочитать «в 960 километрах»: В девятисот шестидесяти; В девятиста шестидесяти; В девятистах шестидесяти километрах? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Верен третий вариант.
Вопрос № 298390 | ||
Подскажите, какой вариант правильный: Взрослые (18-64 года) или Взрослые (18-64 лет) слово «года» должно использоваться, если это именительный падеж, слово «лет», если это родительный падеж (если фразу читать польностью «от восемнадцати до шестидесяти четырех лет») Какое правило в данном случае применяется? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Общего правила нет, лучше: (от 18 до 64 лет).
Вопрос № 294259 | ||
Прошу еще раз вернуться к вопросу и ответу № 294240. Исходя из Вашего ответа слова «наступил шестой десяток» и «пошел шестой десяток», слова синонимы? Полагаю, что это не так. Аргументация следующая: В толковом словаре Ушакова, шестидесятые годы, это годы от 60 до 69, т.е. это годы, относящиеся к шестому десятку лет. Поэтому, исходя из логики русского языка, если говорят: «… шестой десяток НАСТУПИЛ», это означает, что человеку исполнилось 60 лет. Буду признателен за продолжение дискуссии и уточнения Вашей позиции по данному вопросу. С уважением, Сергей Олегович.
Ответ справочной службы русского языка
Между сочетаниями наступил шестой десяток и пошел шестой десяток разницы нет. Оба они означают «начался, настал шестой десяток». Десяток – десять лет жизни человека. Давайте считать вместе. Первый десяток – с рождения до 10 лет. Второй десяток – с 10 до 20 лет, третий десяток – с 20 до 30, четвертый – с 30 до 40, пятый – с 40 до 50, шестой – с 50 до 60. Когда человеку исполняется 50 лет, начинается (настает, наступает) шестой десяток лет его жизни.
С годами другая ситуация. Шестидесятые годы – это действительно годы с 60-го по 69-й в каждом столетии, но это не шестой, а седьмой десяток лет века. Разница в том, что есть «нулевые» годы (первые десять лет века), но не бывает «нулевого» десятка лет жизни.
Вопрос № 292779 | ||
Прошу помочь. Мне необходимо написать словами: имущество состоит из 2700 / 137061 долей… Мой вариант: Двух тысяч семисот Ста тридцати семи тысяч шестидесяти первых долей
Ответ справочной службы русского языка
Это точно необходимо? Дело в том, что написанное словами понять будет совершенно невозможно…
Можно записать так: дробь, в числителе которой число такое-то, а в знаменателе — такое-то.
Сегодня, в день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы, опытом сыновнего и дочернего отношения подвижников благочестия к Божией Матери делятся их прямые чада, родственники и ученики.
«Молитесь Божией Матери, просите Ее в простоте»
Игумения Екатерина (Чайникова), настоятельница Кресто-Воздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря, – о схиигумене Савве (Остапенко):
– Мой духовник схиигумен Савва (Остапенко), подвизавшийся в конце жизни в Псково-Печерском монастыре, всегда заповедовал своим чадам каждый день читать Богородичное правило, и обязательно с тропарями. «Кто Матерь Божию почитает, за того Она будет ходатайствовать на Страшном суде», – говорил он нам.
У него самого была какая-то пламенная, как у преподобного Серафима Саровского, любовь ко Пресвятой Богородице. На все Богородичные праздники, на память основных Ее икон всегда благословлял нас причащаться.
«Казанская – строгая! Смотрите! Причащайтесь! Матерь Божию ничем не огорчайте!» – помнятся его наставления.
Схигумен Савва (Остапенко) Еще отец Савва очень дорожил акафистами. Потом, уже после отца Саввы, его тягу к акафистам унаследовал его чадо архимандрит Антипа (Михайлов), о чем так красноречиво написано в книге теперь уже владыки Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые».
Хвалебное пение, благодарение Господу, Пресвятой Богородице отец Савва очень любил.
У нас, у всех его чад, тоже осталось такое наследственное сугубое почитание Божией Матери. Я тоже своим сестрам постоянно говорю: «Сестры! Поем по возможности хвалебную песнь Божией Матери, ходим с иконой Пресвятой крестным ходом, читаем «Богородице Дево, радуйся!” Тогда Сама Матерь Божия будет нас оберегать».
У меня у самой сложилось какое-то такое очень простое, близкое отношение к Богоматери. Бывает, подойдешь к иконе: «Матерь Божия, Ты такая красивая!.. – залюбуешься. – Ну, помоги нам, пожалуйста!»
Или: «Матерь Божия, мы Тебя так любим! Ты наша Заступница, Ходатаица! Помоги нам!»
Или придешь и так все, как есть, точно матери, и выкладываешь: то-то и то-то у меня не получается, как быть?..
«Божия Матерь, осерчала я на такую-то сестру… – признаешься в другой раз. – Как же мне теперь из всего этого выкручиваться?»
А то и спросишь-посоветуешься: «Матерь Божия, я хочу то-то и то-то. Не знаю, есть ли на это воля Божия?» – и вскоре так или иначе получаешь ответ.
Это какое-то человеческое, что ли, без формализма общение. Непрерывный диалог. У меня так еще мама и с Господом, и с Богородицей общалась – точно Они вот здесь и сейчас у нас дома и находятся. Подойдет иногда к иконе Спасителя: «Отец! Ко мне вот тут подошел человек, попросил помощи, а я-то как ему помогу? Ты уж Сам ему помоги, пожалуйста».
Вот такие, я бы сказала, простецкие отношения, а Матерь Божия помогает! Господь близ, Он слышит нас.
В опыте молитвы исцеляются наши души
Юрий Владимирович Гуменный, директор завода электроизделий, – о старце Илии (Ноздрине):
– Помню, Борис Корчевников попросил как-то батюшку Илия за девочку. Ей диагностировали онкологию. Уже лечили в Германии. Оперировали, сделали забор стволовых клеток, проводили курсы химиотерапии… Но положительной динамики не наблюдалось. Немецкие врачи решили еще предпринять попытку, подсадив стволовые клетки отца, стали было советоваться с американскими коллегами, а те их отговаривают: «Бесперспективно. Один-два процента пациентов выживают…»
И вот родители этой девочки звонят: мол, попасть к отцу Илию – для нас «последняя надежда»… А батюшка тогда был в разъездах, его было просто не застать. Но чувствую, у них такая неотступная мольба. «Мы все-таки вылетаем!..» – ставят перед фактом. Это они из Германии с самой девочкой собрались ехать. «Как Господь управит», – только и проговорил я им. А что еще им ответить?
И вот они, смотрю, подъезжают, а тут и батюшка вдруг откуда ни возьмись появляется!
Помню, стоим: схиархимандрит Илий, мама, сама эта девочка и я. Мама – к батюшке, кратко изложив обстоятельства: «Делать нам еще операцию?»
Вдруг отец Илий говорит: «Молитесь Божией Матери! Она здесь!» И поворачивается… к Богородице, Которая тут стоит
«А знаете, что?!! – вдруг говорит старец, до этого стоявший молча, склонившись и явно молившийся. – Ничего не делайте! Ничего. Молитесь Божией Матери! Она прямо здесь!» – и поворачивается так, что обращается всем своим существом к Богородице, Стоящей, оказывается, между мамой девочки и мною…
Во мне просто душа перевернулась! Я очень явно ощутил присутствие Божией Матери. Это не передать, в какой трепет и радость вдруг окунается твоя душа.
«Молитесь Ей!» – уже краем уха слышу, как батюшка повторяет…
Они послушались старца, началось улучшение. Недавно снова звонили. Девочка не исцелилась полностью, но это была та самая «положительная динамика», которой не давало никакое самое дорогостоящее лечение.
А главное – это опыт молитвы. Батюшка развернул их сердечные устремления от себя как «последней надежды» – Не надейтеся на князи, на сыны человеческия (Пс. 145: 3)… – к Самой Владычице Неба и Земли. А в опыте молитвы ведь исцеляются наши души, это важнее.
Служки Царицы Небесной
Игумения Сергия с сестрами в Дивеево
Игумения Сергия (Конкова), настоятельница Серафимо-Дивеевской обители, – о преподобном Серафиме Саровском:
– Все мы в Дивеево – служки Царицы Небесной. А наш авва здесь – батюшка Серафим. Он ничего тут не сделал по своей собственной воле, даже камушка, по его словам, не передвинул, – так и мы должны постоянно испытывать, есть ли воля нашей Верховной Игумении на любое из наших начинаний. Ничего нельзя делать в Уделе Божией Матери самочинно.
Внутренний монастырский устав требует от каждой насельницы обители – от послушницы до игумении – его исполнения. В этом, а также в молитве, и выражаются прежде всего наши любовь и почитание Пресвятой.
С 1991 года мы возобновили в монастыре ежедневный крестный ход по Канавке с Богородичным правилом. В 1992 году, когда был освящен храм Рождества Пресвятой Богородицы, в нем затеплили неугасимую лампаду перед образом Рождества Пресвятой Девы Марии. Здесь же совершались первые постриги: как Божия Матерь от рождения была посвящена Богу, так и в постриге рождаются монахини на служение Господу и Ей.
Само по себе христианство есть самоотвержение, а монашество тем более. Идешь на правило из последних сил, так, сознавая свою немощь и исполняя устав монастыря, отсекаешь свою волю, и за это Господь дает тебе радость и силы, Божия Матерь благоволит, батюшка Серафим во всем помогает.
Сродники Богородицы
Отец Андрей и сестры создаваемой минской обители получают благословение старца Николая
Протоиерей Андрей Лемешонок, духовник Свято-Елисаветинского монастыря г. Минска, – о старце Николае Гурьянове:
– Отец Николай Гурьянов не мог даже просто пройти мимо Богородичной иконы в храме – обязательно остановится, приложится к ней… С глубоким сердечным трепетом припадал он к образам Пресвятой.
Помню, когда я только начал к нему ездить, у меня случались конфликты. Настоятель нашего храма препятствовал поездкам на остров Талабск. Я сказал об этом отцу Николаю, а он: «Приезжай! Подойди к Минской иконе Божией Матери, возьми благословение и приезжай».
Вот так. Только старец по своей детской вере в то, что миром управляет Промысл Божий и распоряжается всем Богородица, и может посоветовать благословение взять непосредственно у Нее.
В духовной жизни есть невероятная свобода духа и парадоксальный простор близости Небесного мира. Эту свободу нам и принес Господь (см.: Ин. 8: 32).
Вот когда увидишь такого человека, как батюшка Николай, – он точно Ангел, от него исходил зримый свет! – тогда и вспоминаешь слова, которые Пресвятая Богородица сказала о преподобном Серафиме Саровском: «Сей от рода Нашего».
«Богородица пришла»
Матушка Феодосия
Александр Иванович Панфилов, заслуженный врач РФ, главный врач Рыбновской центральной районной больницы, – о схимонахине Феодосии (Косоротихиной):
– Как известно, первые слова, которые сказала матушка Феодосия, выйдя из комы, в которой была 19,5 лет, были: «Зачем же вы меня подкармливали? Меня Сама Матерь Божия кормила».
Такое непосредственное отношение к Божией Матери как к маме, которая вот прямо из ложечки и кормит своих детей, у матушки Феодосии сохранялось до конца ее здешних – их и земными-то не назовешь! – дней.
Иногда ей прямо к кроватке привозили чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. Например, когда на ночь оставили чудотворный образ «Боголюбская», она потом так и сказала, что в ту ночь разговаривала с Божией Матерью.
Она, кстати, многие молитвы знала после того, как пришла в себя после забытья, наизусть. Хотя ранее в советской действительности, когда она еще была здорова и в сознании, ей и прочитать-то их было негде.
Сама келья матушки вся была от пола до потолка в иконочках, везде лики Господа, Божией Матери, святых.
День рождения матушки Феодосии
Очень матушка любила, когда у нее в келье читали акафисты Пресвятой Богородице, разным Ее иконам. Особо чтила Казанский Ее образ – на его память 4 ноября отмечала свой день рождения (хотя точная дата ее появления на свет неизвестна).
По Богородичным праздникам старица обычно не принимала: тогда к ней приезжали батюшки – иногда до 20 человек собирался сонм священников из монашествующих и белого духовенства, – служили в ее комнатке водосвятные молебны.
Непередаваемое ощущение – когда я впервые в келье матушки Феодосии попал на службу. Батюшка служил молебен, певчие пели… В эту крошечную комнатку набилась тогда уйма народа, и все каким-то просто чудесным образом поместились. Откуда тогда столько места для всех взялось?!
Но самое удивительное, что в 12 часов ночи сама зажглась свеча у иконы Божией Матери. И матушка сказала: «О, Богородица пришла».
А вы спросили благословения Божией Матери на свой жизненный путь?
Схиархимандрит Тихон (Муртазов), до схимы Ермоген Ираида Соколова – о своем родном дяде архимандрите Ермогене (Муртазове), в схиме Тихоне:
– Матерь Божию отец Ермоген очень любил. Когда он о Пресвятой что-то начинал рассказывать, у него тут же всегда слезы текли.
Помню, как батюшка учил меня пользоваться жребием. Я тогда не знала, где мне лучше жить: ближе к Оптиной пустыни в Козельск перебираться или же во Псков? Он мне и говорит: «Сначала читай три дня акафист Матери Божией, а потом положи жребий». На одном листочке я написала: «Матерь Божия, благословишь ли меня в Козельск?» А на другом: «Матерь Божия, благословишь ли меня под Псков?» Завернула эти записочки, положила в Евангелие, три дня читала акафист Успению Пресвятой Богородицы, так как происходило это все под этот праздник. Потом читала Евангелие. На третий день благословила, перекрестив записочки, как батюшка меня научил, и тяну жребий. Мне попадает: благословение в Козельск.
Отец Ермоген наставлял читать 24 раза в день «Богородице Дево, радуйся…» – чтобы каждый час был благословлен
Я еще даже с колен встать не успела, раздается звонок: «Вы еще квартиру не продали?» А до этого, когда я сама уже было собралась переезжать во Псков, ничего у меня с продажей квартиры не получалось! А как только определилось верное в соответствие с произволением Божией Матери направление, тут же мне позвонили: «Я покупаю квартиру!» И, представляете, за один день у меня эту квартиру купили.
Каждый день, – батюшка наставлял, – старайтесь читать 24 раза «Богородице Дево, радуйся…» – чтобы каждый час суток, пояснял, был благословлен. Забудешь, а он тебе снова напоминает: «Ты читай Богородицу!» – «Батюшка, а я вот 12 раз прочитала…» – «Нет, ты 24 раза читай!»
Причем благословлял читать еще по 24 раза и за своих детей, и за близких. А начнешь всех вспоминать, так можно и до Богородичного правила дотянуть… Так сердце в молитве и расширяется.
Пресвятая Богородица, спаси нас!
«Матерь Божия ей была просто мамой»
Схимонахиня Сепфора (Шнякина) Игумен Михаил (Семенов), наместник монастыря «Спаса Нерукотворного пустынь» села Клыково, – о схимонахине Сепфоре (Шнякиной):
– Матушка Сепфора обладала горячей молитвой ко Пресвятой Богородице. До этого трудно дойти умом. Она этот опыт чистоты сердечной сберегла с детства. Обращалась ко Господу и Божией Матери просто и непосредственно, как ребенок.
Насколько мне приходилось наблюдать ее молитву, всегда поражался: человеку без году 100 лет, а надеется, точно младенец, которому и не на кого больше полагаться и неоткуда больше ждать помощи: «Божия Матерь, помоги!» С такой прямотой и без доли сомнений только дети теребят своих матерей.
Матерь Божия ей и была просто мамой. За такую искреннюю веру не оставляла ее.
Известно же, что матушка с юных лет очень мечтала о монастыре, но как-то не сложилось: замужество, дети, потом внуки пошли. И даже когда она уже была в постриге, более того – приняла схиму, не хотела она вот так и остаться монахиней в миру, чтобы потом упокоиться где-то на городском или сельском кладбище. Молилась Покровительнице монашествующих.
Тогда Пресвятая Богородица в 1993 году явилась ей: «Не переживай, ты не умрешь в миру. За тобой приедут из Клыково священники».
Матушку Сепфору многие звали к себе, даже в Оптиной пустыни наместник архимандрит Венедикт (Пеньков) предлагал ей обустроить домик, обещал келейниц, да и другие приезжали. А старица, будучи уже слепенькой телесными очами, спрашивала у всех: «Вы не из Клыково?..»
Помню, когда мы с матушкой только познакомились, я сам тогда еще в Клыково не был, а она мне уже сказала: «А ведь нам вместе с тобой жить». Я не понял. А она так прихлопнула по плечу: «Ну, бегай, бегай пока!»
А потом, когда уже через несколько лет я приехал к ней из Клыково, а у нее уже было это пророчество-благословение от Богоматери, она вдруг стала поторапливать: «Быстрее доделывайте домик, я жить у вас буду! Исполню благословение Матери Божией».
Матушка Сепфора очень дорожила жизнью по послушанию Пресвятой Богородице
Она всегда очень дорожила этой возможностью жить по послушанию Пресвятой Богородице, ничего не делая по своей воле.
Вот вы спрашиваете про «почитание», а для нее, думаю, даже такого слово не существовало! Матерь Божия, Сам Господь Иисус Христос, святые – это родные. Почитание – это некая дистанция, а она жила среди Них!
Я помню, для меня в мои 22 года после комсомольских будней знакомство с таким опытом – это был просто «взрыв» мозга! Я и не знал, что такое возможно. И ведь Божия Матерь являлась ей неоднократно. Утешала, когда ее из дома выгнали, наставляла, учила.
Матушка Сепфора – сугубо послушный ребенок Пресвятой, – какими призваны быть и все мы, христиане.