А.К.Толстой
КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ
Глава 15. Поцелуйный обряд
(отрывок)
— Боярин! — сказал, вбегая, дворецкий, — князь Вяземский с опричниками подъезжает к нашим воротам! Князь говорит, я-де послан от самого государя.
— От государя? Он тебе сказал — от государя? Настежь ворота! Подайте золотое блюдо с хлебом-солью! Вся дворня чтобы шла навстречу посланным государя!
Между тем ближе и ближе слышались звон и бряцанье бубна; человек двадцать всадников, а впереди Афанасий Иванович на статном караковом жеребце, в серебряной сбруе, въехали шагом на двор Морозова. На князе был белый атласный кафтан. Из-за низко вырезанного ворота виднелось жемчужное ожерелье рубахи. Жемчужные запястья плотно стягивали у кистей широкие рукава кафтана, небрежно подпоясанного малиновым шелковым кушаком с выпущенною в два конца золотою бахромой, с заткнутыми по бокам узорными перчатками.
архатные малиновые штаны заправлены были в желтые сафьянные сапоги, с серебряными скобами на каблуках, с голенищами, шитыми жемчугом и спущенными в частых складках до половины икор. Поверх кафтана надет был внакидку шелковый легкий опашень золотистого цвета, застегнутый на груди двойною алмазною запоной. Голову князя покрывала белая парчовая мурмолка с гибким алмазным пером, которое качалось от каждого движения, играя солнечными лучами. Черные кудри Афанасия Ивановича, выбегая из-под шапки, смешивались с его бородой, короткой и кудрявою. Легкий ус образовывал над верхнею губой не черную полосу, но лишь темную тень. Стан Вяземского был высок и строен; вид молод и весел.
Согласно роскошному обычаю того времени, пешие конюхи вели за ним под уздцы шесть верховых коней в полном убранстве; из них один был вороной, один буланый, один железно-серый, а три совершенно белой масти. На головах коней качались цветные перья, на хребтах их пестрели звериные кожи или парчовые чепраки и чалдары, усаженные дорогими каменьями, и все шестеро звенели на ходу множеством серебряных бубенчиков или золотыми прорезными яблоками, подобранными в согласный звон и висевшими по обеим сторонам налобников длинными гроздами.
При появлении Дружины Андреевича Вяземский и все опричники сошли с коней.
ПРИМЕЧАНИЯ
Караковый жеребец — темно-гнедой с желтоватыми подпалинами конь.
Кафтан — старинная мужская верхняя одежда, длинная, свободная или облегающая фигуру, в то время с небольшим стоячим воротником. Русский боярский кафтан шили из дорогих тканей, отделывали на груди позументом, ворот и рукава украшали жемчугом. Кафтан подпоясывали кушаком, оборачивая его несколько раз вокруг талии. Цветной кушак был украшением костюма, и за него можно было заткнуть или подвесить к нему разные необходимые вещи: рукавицы, ножик и ложку в суме-кармане, кошелек и так далее.
Мурмолка (ударение на первом слоге) — парчовая или бархатная шапка в виде колпака, отороченного мехом или с узорчатыми отворотами из ткани.
- 5 лет ago
- Categories: Другие боги, Разное
Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.
Кама — один из древнейших, ведических богов. Он — сын богини счастья и семейного благополучия Лакшми и одного из верховных богов — Вишну. У него две жены: Рати — богиня любовной страсти и Прити — любовь.
Кама-дэву изображают юношей, восседающим на попугае (это его вахана — ездовое животное) или на колеснице. В его руках лук из сахарного тростника с тетивой из пчел и пятью стрелами из цветов. На знамени Камы изображается макара — фантастическое морское чудовище (что-то среднее между дельфином и крокодилом).
Его вахана — попугай, который обычно изображается с красным клювом и зеленым оперением, где красный является цветом любви и страсти, и зеленый — рождаемости, воскрешения и весны, и, таким образом, по существу, две формы символизируют соединение мужского и женского начала.
Красный цвет обычно используется во вступлении в брак, так как этот цвет является обязательным в туалете невесты (в некоторый районах Индии невесты одевают зеленое сари цвета благополучия, благосостояния, новой жизни и т.д.). Красный считается очень благоприятным цветом, поскольку он отражает эмоции и связанные с фертильностью качества, что делает его подходящим цветом для невест и молодых замужних женщин.
Жена Камы, бога любви, Рати в индуизме играет большую роль как богиня любви и страсти. У неё много имён, и все они говорят о её немыслимой красоте, что для богини сексуального влечения вполне естественно.
Она считается дочерью Брахмы. Рати стала причиной самоубийства бога, который пожелал её, а получить не смог. Рати, правда, после этого тоже покончила с собой. Но боги есть боги, так что оба быстро воскресли и вернулись к своим делам.
Но самым странным деянием Рати было то, что она затмила разум Шивы: разрушитель поклялся следовать пути аскета после смерти своей первой жены, но из-за Рати ему пришлось полюбить снова. В отместку он убил Каму, превратив его третий глаз в пепел. Позднее Рати убедила Шиву позволить ей воскресить мужа, но с условием, что для вечности Кама останется невидимым.
Согласно известному мифу, когда Шива испепелил Каму, Рати обратилась с мольбами к Парвати, и Шива возродил её мужа. Приняв облик смертной женщины, Рати вырастила Каму (родившегося в образе Прадьюмны, сына Кришны и Рукмини), затем открыла ему связывающие их узы, снова стала его женой и родила от него сына Анируддху. Наряду с Камой, Рати занимает важное место в соответствующем культе. В Южной Индии проводятся особые церемонии, во время которых исполняется плач Рати по своему супругу.
В каждой религии есть место красоте, которую олицетворяет женское начало. Рати богиня страсти в индуизме, дочь главного божества Брахмы, воплощающего в себе силы созидания вселенной. Она имеет много имен, но Рати переводится как «наслаждение». На различных ее изображениях нередко можно увидеть цветы, украшения, богатые одеяния, детей, животных и многое другое, неизменным на каждом из них остается лишь ее притягательность и красота, воплощенная в стройном теле и пышных формах. Также Рати для многих олицетворяет силу женской красоты, сексуального желания, проявления женской энергии, вожделение для мужчин.
Вместе со своим супругом Камадевой они являют собой единое целое, гармонично сплетенное узами страсти и любви. В отличие от многих богинь других народов Рати всегда оставалась верной мужу, считавшемуся к тому же самым красивым индийским божеством. С этим связана одна любопытная легенда. Рати своей красотой влюбила в себя одного из богов так сильно, что тот не смог дальше жить и совершил самоубийство, когда ему не удалось заполучить желанную богиню. Тогда и Рати сделала то же. Но все закончилось благополучно: они оба, как и подобает богам, воскресли и вернулись к своим делам.
Еще один миф связан с супругом Рати Камадевой и одним из богов Тримурти – Шивой. Когда умерла жена Шивы, он поклялся, что никогда не полюбит вновь, однако красавица Рати затуманила разум разрушителя, и из-за нее ему снова пришлось испытать это чувство. Тогда Шива разгневался и испепелил третий глаз супруга Рати, тем самым предав его смерти. Тогда верная супруга стала умолять Парвати о том, чтобы Шива вернул к жизни ее мужа. Тогда Шива позволил Камадеве родиться как Прадьюмна от матери Рукмини и отца Кришны. Рати же пришлось растить Каму в облике смертной как своего сына. А когда он вырос, она открыла ему тайну, родила сына Анируддху, и они снова стали жить как супруги.
Алексей Д