Авторы Произведения Рецензии Поиск Магазин Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
Не секрет, что иереи и диаконы РПЦ делятся на две категории, пока одни шикуют, закупаясь дорогими продуктами в элитных магазинах, меняя иномарки как перчатки, другие – пытаются на последние гроши купить корову, чтобы как-то прокормить семью. Хотя, по словам экс-священнослужителей «воруют все». О том как живут священники на Урале, – в материале TochkaNews.ru.
«Бог пошлет», – говорят в Церкви. И это правда одним Бог посылает скорби и болезни, а другим – деньги, иномарки и комфортную жизнь, что называется: «отслужил и спи спокойно». Мы не будем говорить об архиереях, это так называемые «топовые менеджеры» РПЦ и, управляя регионами, они живут не бедно. Как доказательство – кортежи патриарха и иномарки митрополитов.
Речь в этой статье пойдет о простых и не очень уральских священниках. Сразу скажем, сами они своим крестом дорожат и под запрет в служении (в переводе на мирской язык – увольнение) попасть не хотят, поэтому на вопросы журналистов про деньги и зарплаты говорить наотрез отказываются. Но есть священнослужители «под запретом», уволенные, им скрывать нечего и они открыто говорят правду, только вот в РПЦ эту правду не комментируют и стараются избегать вообще любых упоминаний о доходах.
«Дайте копеечку – я помолюсь»
«Прошу прощение, что приходится знакомится с Вами через просьбу. Очень неловко и неудобно, но я просто не знаю куда и к кому еще обратиться. В нашей семье нас семеро, я, супруга, четверо детей и мама моей супруги, которая находится на моем иждивении. Я бы этого письма не писал, если бы имел возможность подрабатывать, но в деревне, нет работы, и как священнослужитель я просто не имею другого дохода. У нас образовался срочный ремонт в доме связанный с отоплением, впереди зима и дом требует утепления снаружи. Взяли кредит на строительство пристройки к дому, по причине рождения детей. Для нас это большие расходы, а нужно рассчитаться за ремонт и материал. Пристрой построили, но в нем много не доделок», – рассказал TochkaNews.ru курганский священник Алексий Кузьминых.
Позже, поняв, что СМИ подняли ажиотаж вокруг его проблем, он от своих слов отказался. Ему действительно грозит не помощь со стороны Курганской епархии, а скорее всего местный архиерей найдет причину, чтобы запретить его в служении. На его примере можно лишь рассуждать как священники живут в деревнях.
Деревенские священники простые и живут проще. Фото:V-kurse.ru
У всех священнослужителей большие семьи, им Церковь запрещает пользоваться контрацептивами, а на доходы (требы: крещение, отпевание, молебны) в деревне много не заработаешь. Да еще епархиальное управление львиную долю дохода забирает к себе в казну.
«Не будешь отдавать деньги, будешь разводить черную кассу, свечи и товар закупать только в епархии, это закон. Причем, допустим, у частников цена одной свечки куда ниже, чем 70 копеек, а продаются они в храме за 70 рублей. Нам запрещено, если у кого-нибудь вскроется закупка товара в обход епархии, то можно смело идти на улицу, сняв наперсный крест», – рассказал один иерей, попросив даже близко не употреблять его имя и фамилию.
По церковному приходу и расход
Что касается небольших городов, например, Камышлов Свердловской области. Там священники живут относительно хорошо. По крайней мере у них есть недвижимость, техника и какие – никакие спонсоры.
«У нас батюшки живут неплохо, вот настоятель строящегося храма на Константиновке отец Олег дом себе достраивает, да детей у него вроде шесть, все сыты и хорошо одеты, есть машина. У настоятеля Покровского собора отца Павла Кульбицкого тоже своя квартира да и в Покровский собор очень много народу ходят. У отца Игоря в селе Обуховское дела, конечно, похуже. Дом они с семьей снимаю, но у него вроде как квартира есть в Екатеринбурге, которую он сдает, на эти деньги в Обуховском они и живут. Храм восстанавливают, только из-за отсутствия денег не быстро это получается», – рассказывают православные камышловцы.
Покровский собор в Камышлове
Городские «иеромагнаты»
Конечно, повезло тем, кто служит и трудится в больших городах, например, в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле. Тут и верующих побольше, они побогаче, да и цены на крещение, венчание, отпевание и освящение машин (кстати, в некоторых случаях зависит от цены автомобиля) намного выше.
Архимандрит Гермоген, настоятель храма св. Серафима Саровского в Екатеринбурге. Далеко не бедный священник, хоть и монашествующий
«По поводу того как живут знакомые священники в Екатеринбурге и области. Живут, нужно сказать, по-разному. Средняя зарплата священника по Екатеринбургу колеблется от 20 до 35 тысяч рублей (в зависимости от прихода). Однако, зарплатой доходы священника не ограничиваются. Помимо зарплаты священник совершает требы (освящение квартир, машин, крестиков, отпевания и пр.), которые за месяц могут приносить до 50-75% от суммы зарплаты. Также у священника есть возможность забирать «панихиду» домой, те подаяния из еды (крупы, масла, консервы), которые приносят для поминовения усопших в храм. То есть если у священника зарплата 35, то с требами у него выходит 50-60 тысяч в среднем. В принципе для города очень неплохо», – утверждает экс-семинарист, оппозиционер РПЦ Виктор Норкин.
По его словам, разница между городскими и деревенскими священнослужителями колоссальная.
«Другая ситуация в деревне. Там средняя зарплата на приходах колеблется от 8 до 15 тысяч рублей. Требы ограничены в сравнении с городом. Летом доход с треб увеличивается за счет регулярных крещений, а так в основном деревенские приходы выживают за счет отпеваний местных жителей. Со смертностью в России все в порядке, к сожалению. Ну, и особняком стоят, конечно же, настоятели храмов. У них нет потолка зарплат, все финансы храма (после уплаты налога архиерею) остаются настоятелю. Поэтому ряд настоятелей в Екатеринбурге имеет по несколько квартир в новостройках, качественные европейские или японские машины, возможность покупать любые продукты не учитывая экономического кризиса. Вполне себе такая зажиточная жизнь. Между обычным священником и настоятелем хорошего прихода существует огромный разрыв в экономическом плане. На обычных священников идет вся нагрузка в плане работы по храму — от проведения служб, бесед, до совершения отпеваний и других треб. Задача настоятеля — умело лавировать и искать подходы к архиерею, вовремя выплачивая налоги в епархию и не оставляя свой карман пустым», – подчеркнул Норкин.
С ним также солидарен экс-священнослужитель, который в свое время попал под запрет по причине того, что второй раз женился.
«У меня свой опыт, я в 96 году стал руководителем ревизионной группы, ревизором епархии, объехал почти всю епархию, ловил жуликов в рясах и видел кто пашет а кто ворует. Конечно, тащат все, но борзеть не нужно. А этого отца жалко, скорее всего запретят и останется без всего, в лучшем для него случае на приход. Черные никогда не понимали проблем белых, подвизался я при одном монастыре. Один был плюс все мясо с панихидки мое было. Бедность не порок. Я бы не стал сравнивать священников живущих в деревне и городе, именно живущих. Это так же несовместимо как доярка и менеджер. Особенность жизни в деревне это конечно труд на своей земле которая тебя кормит. Городской житель зарабатывает на поход в магазин, а деревенский добывает своим трудом. В истории со священником из Курганской епархии конечно много драматизма. Но эта публичность скорее всего ему навредила. Запрет в служении и как следствие прекращение оплаты его труда. Простым языком, увольнение. Батюшка служит в монастыре, а это значит он не может совершать требы без разрешения, весь его доход идет в казну монастыря из которого он получает заработную плату. Если бы он служил на приходе то ему было бы легче, приход всегда прокормит», – рассказывает экс-священнослужитель.
Он также уверен, что все зависит от священника, некоторые и в деревне неплохо живут:
«Я сам служил и в городе и в деревне. Семейный доход состоял из денег по уходу за детьми супруги и пожертвований за совершения треб (Причастие, Исповедь, освящение домов, квартир, машин). Разница дохода священника в деревне или маленьком городе с областным центром заключается просто в количестве этих совершаемых треб, ну и в столице жертвуют не всегда картошкой, могут пятерочку подбросить. И самое немаловажное все таки зависит от священника. Если он может общаться с людьми, вести за собой паству, любить своё дело то ни когда он не останется без пищи, денег и внимания. Я бы на его месте просился бы на приход».
Дорогой митрополит Кирилл и его «сволочи»
Отдельная статья расходов – приезд правящего архиерея. Обычно приезжает он отслужить Литургию на престольный праздник, например, на Покров в храм Покрова Божией Матери, в Екатеринбургской епархии их несколько, один из них в Камышлове. И если приезд митрополита для верующих – праздник, то для настоятеля храма целая головная боль.
«Средняя за сумма за приезд митрополита сегодня составляет примерно 70 тыс. рублей. Сюда входит оплата хора (около 10), оплата так называемым «сволочам» (так называют на церковном жаргоне иподиаконов, протодиаконов – около 20), около 30 самому митрополиту, ну, и 10-15 на трапезу. Это данные по одному из храмов, который недавно освящали. Что касается центральных храмов, то боюсь, что сумма будет выше», – рассказывает экс-семинарист Виктор Норкин.
Отметим, что в Екатеринбургской епархии, как и было сказано выше, доходы и расходы любого уровня не комментируют. Епархиальный пресс-секретарь на очередной вопрос корреспондента TochkaNews.ru ответила благоговейной тишиной.
Встречи Митрополита Кирилла проходят далеко не в аскетической обстановке
«Боженька поможет»
Отметим, что патриарх Кирилл, в отличие от той же Екатеринбургской епархии сегодня немного приоткрыл завесу финансовой тайны Патриарх Кирилл разъяснил, откуда можно и стоит брать финансирование на реализацию церковных проектов. По словам главы РПЦ, финансовые проблемы церкви способен решить Господь Бог. Это заявление патриарха прозвучало на Общецерковном съезде по социальному служению. На мероприятии обсуждался поиск помещений для православных детских садов.
«Иногда возникает вопрос: а на какие деньги? Когда мы в Смоленской епархии открывали первые детские сады в трудные 90-е годы, я никогда не задавал вопрос, на какие деньги. Меня за это все время критиковали: ну что вы нас заставляете, а как же с деньгами? Я отвечал: Господь поможет. И это не просто фраза, чтобы закончить дискуссию, это действительно так – Господь идет навстречу», – приводит слова патриарха Кирилла ИА «Руполит».
Кстати, журналисты, пишущие на тему РПЦ, поддерживают идею помощи деревенским священникам.
«В православии считается дурным тоном, когда миряне пытаются что-то посоветовать епископу или митрополиту. И я прекрасно понимаю, с какой усмешкой епископы будут читать эти строки. И тем не менее скажу: лучше отменить один или два праздничных ужина или в патриархию послать меньше денег, но найти возможность помочь нуждающимся священникам. И эта помощь должна быть регулярной. Разделение на богатое и безнадежно нищее духовенство – это трагедия Церкви. Иллюзий у меня нет: для многих епископов милосердие – это малознакомое, а порой и чуждое слово, однако пора меняться. Священников надо беречь! Это не только задача прихожан, епископ многое может для этого сделать. В том числе и помочь деньгами, если нужно», – настаивает Сергей Чапнин, в 2009-1015 гг. работавший ответственным редактором «Журнала Московской Патриархии»
Вот и остается одним батюшкам сидеть на диете, чтобы подрясник застегивался, а другим — между молитвами доить корову, чтобы прокормить семью. Но молиться необходимо всем, а вдруг «Бог пошлет».
Новоиспеченный Папа Римский Франциск І не перестает удивлять верующих своей скромностью – то отказался от услуг секретаря, то казенному лимузину предпочел микроавтобус. Теперь вот повелел сократить количество комнат в папской резиденции. Дескать, слишком роскошно для одного человека, и трон можно заменить обычным креслом.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Темные факты из прошлого нового Папы
Такая аскетичность, судя по всему, неведома некоторым нашим священникам, которые регулярно попадают в хроники из-за своей непомерно роскошной жизни. Bigmir)net решил вспомнить самые громкие скандалы.
Волшебные часы Патриарха
Дача Кирилла в заповедном лесу openbereg.ru
Глава РПЦ Патриарх Кирилл хоть и призывал церковнослужителей к «умеренности», однако сам не раз был пойман на горячем. Так журналисты отыскали дачу Патриарха на черноморском побережье Краснодарского края на территории государственного лесного фонда. На 10 га уникального леса, огорожено 3-метровым забором, стоит «странное, пафосное строение – не то особняк, не то храм».
У Патриарха Кирилла на руке часы за $30 тыс. v-n-zb.livejournal.com
А самая известная история — с «волшебными» часами патриарха. На официальном сайте РПЦ появилась фотография, где на руке у владыки запечатлены часы Breguet за $30 тыс. Однако спустя какое-то время часы исчезли, оставшись только в отражении полированного стола.
Здесь часы исчезают Скрин-шот с сайта РПЦ
Когда за разгадку исчезновения часов взялись блогеры, компрометирующие фото поспешили с сайта убрать совсем. Позже Кирилл заявил, что дорогущий хронометр ему дорисовали в фотошопе.
Скандалы с наместником Лавры
У наместника Киево-Печерской лавры, митрополита Вышгородского и Чернобыльского УПЦ МП Павла журналисты нашли богатый загородный дом под Киевом с лепниной и ковкой.
Кроме того, митрополит постоянно принимает дорогие подарки – на дни рождения ему в разные годы благодарные прихожане дарили Lexus, который в базовой комплектации стоит от $118 тыс., люксовый Mercedes, стоимостью в $100 тыс.
Но владыка Павел не любит, когда о его элементах мирской жизни пишут. Он отобрал у журналистки Ксении Карпенко. iPhone 4, когда она спрашивала его о роскошествах.
Владыка Павел отбирает телефон у журналистки Корреспондент
Наместник Киево-Печерской Лавры считает, что журналисты только ищут повод, чтобы показать жизнь Церкви и Лавры в негативном свете.
Например, «умника», который сфотографировал Мерседес предстоятеля УПЦ (МП) митрополита Владимира, он назвал душевнобольным. Авто митрополита Mercedes — Benz S 600 Long оценили в 145 тыс. евро.
«Священные повозки» отцов
Кстати, Мерседесы – одна из любимых «колесниц» священнослужителей. Покойный патриарх Московский и Всея Руси Алексий также ездил на авто этой марки.
Лексус митрополита Владимира Украинская правда На Мерседесе с номерным знаком 777 передвигается и Святейший патриарх Киевский и всей Руси-Украины Филарет (УПЦ КП).Патриарх Филарет рассекает на Мерседесе с номером 777 Украинская правда
Владыка Житомирский и Новоград-Волынский Никодим (УПЦ МП), который вступил в этот сан 14 июня, ездит на службу на автомобиле Lexus LS.
Житомирский священник не отстает от моды на дорогие авто zhzh.info
Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион не постеснялся приехать на детскую елку в центр Донецка на элитном черном джипе Cadillac Escalade. Стоимость его в Украине около миллиона гривен за базовую комплектацию. Ранее журналисты заметили у него на руке Franck Muller за 150 тыс. евро.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Божьи повозки: на чем ездят святые отцы Украины
К слову, на елке побывали 850 детей из Донецкой области, которые получили в подарок мороженое.
Митрополит Донецкий приехал к детям на Cadillac Escalade Новости Донбасса
А в Одессе священник за рулем Мерседеса сбил ребенка. Авария произошла в прошлом году, когда 6-классник вместе с родителями переходил дорогу по пешеходному переходу. В какой-то ммоент ребенок вырвался немного вперед, на переход на огромной скорости вылетел Мерседес и сбил его. Четыре дня спустя мальчик умер в больнице, так и не придя в сознание, а его классная руководительница скончалась от разрыва сердца.
Покойный патриарх Московский и Всея Руси Алексий также ездил на Мерседесе Украинская правда
СМОТРИТЕ ВИДЕО: У священника украли Лексус
* Философия собственности
1. Человеку может принадлежать лишь то, что принадлежит Богу. Мир есть Божие творение, как и человек. Никуда человеку нельзя уйти от владения Божия. В какие бы бездны ни опускался человек, на какие бы высоты ни поднимался, всюду — владение Божие, бесконечное, необозримое, непостигаемое… Пилат опустился в бездну предательства: готов отдать на распятие Невинного Страдальца. И — что слышит от Премудрости Божией? — «Ты не имел бы… никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Ин. 19:11). Соединяя в Себе и во всех словах Своих полноту земного и небесного, Спаситель указал Пилату, во-первых, на тех кесарей, от которых им власть получена, а также — на Источник всякой власти, всякого владения.
2. Можно закрыться от Бога, от лицезрения Владыки. Так, например, Адам закрылся от Бога, спрятавшись в кусты. — Наивная психология всякого грешника. «Адам, где ты?» — «Я …скрылся»… (Быт. 3:8—10). Сколько прошло с тех пор лет, а сыны Адама по-прежнему думают, что могут от Бога скрыться. И «скрываются» кто, где и как может — в глубине кустов своих идеологических, ветвистых, запутанных кустов культуры века сего: «частная собственность», «общественная собственность», «государственная собственность», «коммунизм», «капитализм», «социализм», «свобода», «рабство», «богатство», «бедность», «имение», «экономические законы» и т.д., и т.д.
3. В основе всякой сложности должна быть простота. Если нет этой первичной простоты, сложность будет хаосом. Если основная простота есть — сложность будет уже гармонией. Представить собою гармонию оркестра, где нет лишних инструментов, или хотя бы целое машины, где нет лишних винтиков, сложная культура века сего может лишь в свете познания первичных законов жизни, вложенных в мир Творцом.
Только пользуясь этим знанием абсолютных законов, можно взвесить все понятия человеческие, определить их настоящий смысл.
4. Мир принадлежал, принадлежит и будет принадлежать лишь Богу, какие бы силы ни хозяйничали временно в мире.
Неужели это значит, что у человека нет никакой собственности и быть не может? Наоборот. Собственность человеческая имеет свое непреложное основание в том, что есть собственность вообще, и есть Хозяин всего вообще. Значит, собственность может быть дана, если есть ее истинный Хозяин… Какой простор, какое глубокое основание всякого истинного владения! В свете этого обоснования делается понятным, почему нельзя ничего красть, присваивать и — ничем нельзя «богатиться», ни через что нельзя возвышать себя.
Вся собственность принадлежит Богу, так же как Ему принадлежит жизнь. И собственность так же раздается Богом, как жизнь.
5. Человеку дается «талант» — круг физической жизни, душевных способностей, духовных возможностей. Дается не для закапывания, но разрабатывания. Весь круг жизни человеческой может быть уподоблен «полоске земли». Не лежать на ней должен человек, но разрабатывать ее, эту Божью землю — жизнь, данную ему в управление, как залог лучшей жизни, лучшей земли. «Верный в малом и во многом верен будет» (Лк. 16:10). И вот человеку дается лишь «малое». Как бы ни было велико для земных глаз его «малое», каким бы великим ни величали его люди — оно остается очень малым по сравнению с тем, образом чего оно является. Но и это малое должно быть пущено в оборот на пользу всего мира. Оттого богатые люди, творчески употребляющие свое богатство и сами скромно живущие, являются истинными христианами, несмотря на свое «большое имение».
»Мое только то, что я отдал», — говорит св. Максим Исповедник. Отдал… кому? — Богу, людям… Есть люди, не пользующиеся своим богатством. Среди них есть «спрятавшие его для себя», зарывшие богатство в землю, и есть люди, отдавшие его Богу, начавшие себя считать лишь призванными как можно справедливее его распределить в мире. Различно выражается это благодатное управление богатством. Иные раздают его сразу или постепенно. Другие сохраняют всю видимость владения, но в душе своей искренно отдают его Богу, и задачей их является уже только правильное его распределение. Оно может быть и обычным экономическим хозяйствованием, построением хорошего земного фабричного или сельскохозяйственного предприятия. По виду оно будет как «все дела мира сего», но по внутреннему содержанию своему оно уже будет малым осуществлением Царствия Божия… Так, А.С. Хомяков имел землю и даже прикрепленных к себе крестьян, но по существу являлся не хозяином земель своих и людей, а заботливым отцом и даже слугой их. Таково миросозерцание всех имеющих состояние христиан: хозяев, промышленников, фабрикантов… Таково было и владение истинно православных царей.
Говоря миру: «Больший… да будет всем слуга» (Мф 23:11), Господь Иисус Христос под «большим» разумел богатого, все равно чем: деньгами, положением, талантом… «Больший» должен служить, а не властвовать чрез те дары (материальные или духовные), которые даны ему лишь на время.
6. Всякая собственность этой земли кратковременна и пресыщена печалями (Иов. 14:1), ибо, приходя и привязывая к себе человека, сейчас же уходит, оставляя в человеке недоумение, боль, скорбь, смерть. Оставляет пустоту вместо себя и прах вместо человека. Но, пока не осталась пустота вместо собственности, имение может приносить «плод мног»; даже малое имение бедного человека, ибо лепта вдовицы явилась большею ценностью, большей энергией добра, чем сокровища фарисеев (Мк. 12:42—44).
7. Собственности у человека меньше, чем он думает. Лишь «в мыслях» своих миллионер обладает своими миллионами. На самом же деле они обладают миллионером, который, в большинстве случаев, бывает ими связан, принужден к определенному образу жизни, прикреплен к определенному кругу людей, вынужден иметь вокруг себя искательство, ложь, лесть, зависть, подобострастие, неискренность, покушения на свою жизнь — физическую и душевную… Разве это все не рабство, не каторга, увеличивающаяся по мере увеличения состояния? Велико ли то, что можно купить за деньги? Находится ли в числе покупок мир души — высшее счастье?
8. Если же посмотреть с другой стороны, собственности у человека гораздо больше, чем он думает… Каждый глоток воздуха, попавший в его легкие, есть его собственность, и притом гораздо большая, чем монета, лежащая в его кармане, ибо делается непосредственным поддержанием его жизни. Каждый луч солнца, согревший человека, есть его тепло, соединившееся всецело с ним… И так во всем, во всех мельчайших проявлениях жизни, человек окружен собственностью, дарами Божьими, изливающимися на человека, превращающимися в самую жизнь человеческую. Велик и славен этот закон, делающий из всякого человека богача.
9. Чтобы войти в гармонию расстроившегося, но ныне настраивающегося мира, человек должен по совести (а не умом лишь) признать над собою власть Бога, сам сделаться собственностью Божьей, так как весь мир этою собственностью уже является. Бесчисленные мириады миров, звезд, солнц, неисчислимые септиллионы жизней вращаются в пределах, положенных Творцом. Камни, вода, воздух, земля, огонь — подчиняются непреложным законам, в которые человек может заглянуть, которые ему дано «открывать»… Для чего? Для научения себя правильной жизни по этим законам. Подчинение физическим законам есть лишь образ подчинения духовным законам Бога. Как физическая природа открывается в естествознании, физике, химии, механике, космографии и других науках, так духовная природа открывается в Евангелии. Глядя на подчинение Богу физической природы, человек должен научиться подчинению Богу своего духа.
10. Трезвому, непредубежденному человеку естественно думать и видеть, что его земная «собственность» — более чем относительное явление… Как исчезают века, так исчезает всякая собственность человеческая на земле. Словно пар в воздухе, растворяются все «права» на землю, на имущество, на самую жизнь, — права отдельных людей, городов и народов.
Неразрушима во всей Вселенной только сила Божия, творящая миры. Все остальное хрупко и разрушимо. И именно для того разрушимо, чтобы разрушимое не считали люди неразрушимым. В веке будущем, когда «будет собрана пшеница», т.е. собраны ото всех веков люди, творившие правду и любившие Бога, не будет более опасности кому-либо возлюбить тварь более Творца, и тогда вновь, как в Раю, разрушимое станет неразрушимым. Но никто этого вечного неразрушимого естества не будет обоготворять. Все будут зреть лишь славу Божию и в свете Ее неизреченном видеть всю жизнь и находить вечное обновление своей неумирающей жизни…
11. Это состояние на земле невозможно для нас, ибо мы все время возлюбляем что-нибудь или кого-нибудь более Бога. Сердце наше «прелюбодейно» в самом глубоком (религиозном) смысле. Оттого «род» человеческий назван Спасителем (никогда напраслины не говорившим) «родом прелюбодейным и грешным» (Мк. 8:38). Падшее человечество привязано к преходящим ценностям, прилипло к сластям сего мира, к его призрачному богатству, к его столь же призрачной славе… Не будь червей, ржавчины, моли, саранчи, смрада, тления, страданий, смерти — мир был бы живым адом. Некоторым людям кажется как раз наоборот: не будь на этой земле болезней и печалей, был бы «рай». Но — то был бы ад. Греховность плоти земной покрывается печалями земли. Благословенная соль страданий предохраняет дух человеческий от разложения и смерти вечной. Предохраняет в тех людях, которые понимают и принимают узкий путь Христов.
Оттого так благословенны, «оправданны и вожделенны вкупе» (как говорит псалом), для праведника все пути Господни (Пс. 18:10—11). Оттого блажен Крест жизни каждого живущего на преходящей земле человека.
12. Наивысшее выражение человеческой жизни есть наиполная преданность ее Богу. Человек, освобождаясь от гордыни житейской, «от похоти очей и от похоти плоти» (1 Ин. 2:16) (от всего «материализма»), делается все более и более «прозрачным» для Бога, доступным для вселения чистейшего Духа Божия. И когда сделается человек совершенно прозрачным, свободным от всякой гордыни, от всякого темного пристрастия к себе и к миру — собственность Божия, т.е. весь мир, сделается его собственностью, и он, «ничего не имеющий» и даже сам себе не принадлежащий, по слову апостола, будет «всем обладать» (2 Кор. 6:10). Бог будет почивать в человеке и сделает его жизнь покоем и богатством. Эта прозрачная гармония жизни есть Царствие Божие.
13. Порядок жизни временной человеку дан, как лестница, или трамплин для перехода в вечную жизнь. Лишь «верный в малом» (во временном) будет «верен… во многом» (в вечном) (Лк.16:10). Уже здесь, на земле, надо обучиться вечной жизни.
Ничто, отделенное от Бога, в себе жизни вечной не имеет. Кто не привьется к Лозе Божьей (Ин. 15:5), тот не будет жить. По лестнице земной жизни, по трамплину земных ценностей (отталкиваясь от них) мы переходим в Царствие Божие. Но если в неверном направлении оттолкнулся человек от ценностей мира (например, отчаявшийся человек, самоубийца), он падает в пропасть.
14. Материальный мир есть «посох» для больной души, ее точка опоры, точка приложения первичных сил духа, — посох, который помогает идти к Богу, при умении им пользоваться. Все в мире сотворено и все попускается для пользы человеку, и из всех, даже самых тяжелых и болезненных проявлений земной жизни (а иногда более всего именно из них), человек может сотворить себе путь к достижению райской земли.
15. Материальный мир есть бесконечно удобная возможность спасения в Боге, достижения Бога. Но эта возможность бывает открыта лишь бескорыстию человеческому. Для корыстности же мир есть одна сплошная сеть, приманка и погибель.
16. Благословенна собственность, основанная на любви к Богу и на свободе сердца. Даруемая собственность приносит благословение. Похищаемая — низводит проклятье.
Есть собственность корыстная и есть — некорыстная. Корыстная — это эгоистическая; некорыстная — евхаристическая собственность. Подлинное обладание человеческое сокрыто лишь в этой евхаристической собственности, идущей от Бога и к Богу чрез человека. Лишь эта духовно-легкая, не обременяющая дух, не пригвождающая к временной жизни, не влекущая ко греху собственность может быть названа «благословенной». Она поистине благословенна, в чем бы ни выражалась, — обладание талантом, способностью, вещью, землею, человеком. Все это благословенно, когда — в Боге. И все это проклято, когда заслоняет Бога и мир делает богом.
17. Евхаристическая собственность есть все, за что люди могут благодарить Бога и — человека, через которого Бог дает что-либо. В этой благодарности не только вера в Бога, но и признание Его Хозяином жизни. Чрез это благодарение за жизнь и за все, благодарение, достигающее своего свершения и предела в Евхаристии, человек востекает к новой жизни, к Царствию Божьему. Бесконечно малые ценности земли сей, осоленные благодарением Богу, делаются евхаристической собственностью человека и остаются навеки «за ним», как нечто новое, большое, перенесенное за врата вечности.
18. Собственность есть проводник любви Божьей и человеческой. Но люди часто делают ее проводником ненависти к Богу и к человеку. Не собственность виною здесь, не факт обладания, но — злое обладание или злое пожелание обладаний.
19. Человек призван к обладанию (Быт. 1:28) землею, человек должен наследовать (Мф. 5:5) землю.
Горек обед без хлеба.
Бьется, как рыба об лед.
Богат, да крив; беден, да прям.
Аль я виновата, что рубаха дыровата?
Горе наше, что без масла каша.
Богатому не спится: богатый вора боится.
Богатому ни правды, ни дружбы не знавать.
Бедность не грех, а до греха доводит.
Бедность и мудрого смиряет.
Дорог хлеб, коли денег нет.
Мужик богатый гребет деньги лопатой.
Бедность плачет, богатство скачет.
На бедного Макара и шишки валятся.
И кафтан греет, когда шубы нет.
Ел бы богач деньги, кабы убогий его хлебом не кормил.
Гол, да не вор; беден, да честен.
Богатый совести не купит, а свою погубит.
В одном кармане вошь на аркане, в другом — блоха на цепи.
Богаты, так здравствуйте, а убоги, так прощайте!
Было житье: еда да питье; ныне житья — ни еды, ни питья.
Богатство с деньгами, голь с весельем.
В семи дворах один топор.
Не дал бог ума, найдется сума.
Богатый бедного не разумеет.
Все едино: что хлеб, что мякина.
Богатого и в чуже знают, убогий и в своих невидим.
Ни кола, ни вола, ни села, ни двора, ни мила живота, ни образа помолиться, ни хлеба, чем подавиться, ни ножа, чем зарезаться.
Хлеб с солью, да водица голью.
Богатый — что бык рогатый: в тесные ворота не влезет.
Будешь богат, будешь и скуп.
У него в доме ни удавиться, ни зарезаться нечем.
На бедняка и кадило чадит.
Из худого кармана и последний грош валится.
В долгу, как в шелку.
Голь хитра, голь мудрена, голь на выдумки горазда.
Бывали у вороны большие хоромы, а ныне и кола нет.
У богатого гумна и свинья умна.
Не с добра волости встают.
Богатством ума не купишь.
Богатый врет — никто его не уймет.